УДК: 37.037.1
Дроздова М.В.
студентка Гуманитарного факультета, Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия
Научный руководитель: Ситак Л.А.
к.п.н., доцент Гуманитарный факультет Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ
В статье определяется актуальность формирования нового экологического мышления, рассматриваются возможные направления развития системы экологического образования, конкретизируются задачи экологического образования в современной образовательной системе.
Ключевые слова: экологическое образование, методы экологического образования, формы экологического образования, модели экологического образования.
Экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.
В систему экологического образования заложены следующие принципы: гуманизм, научность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.
Экологическое образование играет интегративную роль во всей системе общего среднего образования. Оно выполняет следующие педагогические функции:
- способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;
- является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;
- формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать свою деятельность и деятельность других людей;
- расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения.
В мировой и отечественной практике рассматриваются три возможные модели экологического образования. Эти три модели представлены в таблице.
Таблица 1
Модели экологического образования
Однопредметная
Многопредметная
Осуществляется
Смешанная
Вводится интегрированная учебная дисциплина экологической направленности.
учебных курсов и дисциплин.
экологизация традиционных экологической
Вводится новый курс
направленности с одновременной экологизацией традиционных учебных предметов.
Большинство педагогов отдают предпочтение смешанной модели, реализация которой требует разработки содержания учебного курса экологизации традиционных учебных предметов, а также разработки серии практикумов по исследованиям окружающей среды.
С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в этом случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует пересмотра не только содержания образования, но и форм и методов обучения. Необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:
- стимулировать обучаемых к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки — деловые или сюжетно-ролевые игры, уроки — конференции, беседы, доклады учащихся и викторины);
- способствовать развитию творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; это также традиционные методы: беседы, наблюдения, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности обучаемых);
- обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и приобретать новые знания;
- вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного и регионального значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушений, определение факторов риска в районах проживания, популяризация экологических знаний: беседы, листовки, рисунки, плакаты).
Актуальность экологического образования обусловлена глобальностью экологических проблем, стоящих перед человечеством, и невозможностью их решения без сформированности экологической ответственности, экологической культуры. Большую роль в формировании и развитии экологического сознания, экологической культуры, знаний, умений, навыков обучаемых играет организация внеурочной и внеклассной работы. К таким формам работы относятся: экологические игры (соревновательные, ролевые, имитационные), детские экологические движения, экскурсии, конкурсы экологической направленности, эколого-краеведческая деятельность, школьные проекты, экспедиции, факультативы, научные вечера, конференции, исследовательские работы учащихся, издание стенгазет, альбомов, участие в экологических олимпиадах, просмотр видеофильмов, школьный экологический мониторинг и др. В настоящее время можно определить несколько возможных направлений развития системы экологического образования, представленных в следующих моделях: от экологического образования — к образованию для устойчивого развития (социально-экономического аспект); к экологической культуре — через экологическое просвещение населения (эколого-культурологический аспект); экологическая компетентность — обязательный компонент профессиональной деятельности любого специалиста.
Преобразующее воздействие человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере роста численности населения, в результате научно-технического прогресса, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Стихийное использование природных ресурсов без соответствующих мер их защиты и возможности восстановления, интенсивное и все возрастающее загрязнение окружающей среды приводят к непоправимым изменениям в природе, катастрофическим изменениям в биосфере. В связи с этим обеспечение экологической безопасности является важнейшей естественнонаучной и социально-политической проблемой современности, от правильного решения которой зависит благополучие человечества. Сохранить гармоничные отношения человека и природы — основная задача, которая стоит перед нынешним поколением.
Решение этой задачи требует изменения многих ранее сложившихся представлений о соизмерении человеческих ценностей, необходимости развития у каждого человека экологического сознания, экологической культуры. Потребительское отношение к природной среде, упрощенное понимание глобальных экологических проблем, является следствием низкого уровня экологических знаний или их отсутствие. Поэтому формирование нового экологического мышления на принципах совместного развит ия природы и общества невозможно без широкого экологического образования и воспитания.
Современное состояние экологического образования обучаемых характеризуется весьма значительными проблемами, упущениями, недооценкой его многих звеньев. Зверев И.Д. указывает, что «добросовестные учащиеся усваивают знания, готовы воспринимать рассказы об экологических бедствиях, но зачастую не проявляют интереса к тому, чтобы самим разобраться в причинах их возникновения; выбор решений проблемы не связывают с личными практическими действиями». Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Теоретические аспекты экологического образования и воспитания разрабатываются учеными: И.Д. Зверевым — экология как новый аспект школьного образования и воспитания; А.Н. Захлебным — цели, задачи и принципы экологического образования; Б.Г. Иоганзеном и Н.А.Рыковым — мотивы бережного отношения к природе; И.Т. Суравегиной — экологическое образование как междисциплинарный процесс формирования ответственного отношения к природе, с акцентом на изучение биологии; А.П. Сидельковским — факторы формирования отношения школьников к природе; Е.С. Сластениной, С.Н.Глазачевым, Н.Д.Андреевой, Н.П. Несговоровой, Т.М. Носовой, А.В.Мироновым, А.В. Афониным , Ситак Л.А. — вопросы экологического образования в подготовке учителя и т.д.[1,3, 4].
Целью экологического образования и воспитания является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения людей к окружающей среде во всех видах их деятельности.
Основные задачи экологического образования:
- соблюдение норм поведения, в природе обеспечивающих сохранение и улучшение природной среды обитания;
- изучение состояния охраны окружающей среды и экологических проблем в различных типах образовательных учреждений;
- вовлечение учащихся в работу по обследованию состояния окружающей среды, и исследованию природных ресурсов;
- проведение просветительской работы на предприятиях и организациях города. И.Д. Зверев считает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности
в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха [4].
Экологическое образование требует непрерывности и представляет собой взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Экологическое воспитание начинается с момента рождения ребенка, в его семье. Самые первые уроки он получает, наблюдая за поведением родителей и других близких ему людей, за отношением их к окружающему нас миру. Далее ребенок получает знания о природе и обществе в различных типах ДОУ, УДОД, ОУ
и т.д. В разных возрастных группах детей эффективность экологического образования и воспитания различается.
В дошкольном возрасте основной педагогический акцент целесообразно делать на систему представлений ребенка. В младшем подростковом возрасте педагогический процесс носит комплексный характер, он должен обеспечить адекватное развитие отношений личности к миру природы, наряду с продолжением, формирования системы представлений и усиления внимания к технологической компетенции ребенка. В среднем подростковом возрасте организация участия учащихся в природоохранительной деятельности. В старший подростковый возраст является наиболее сложным и носит в основном «нейтрализующий» и коррекционный характер.
В юношеском возрасте особенно выражено преимущественно эстетическое, «созерцательное» восприятие природы, отношения к которой, носит объективный характер, хотя и менее прагматичный .
Экологическое воспитание и образование учащихся включает развитие и углубление естественнонаучных знаний о взаимоотношениях общества и природы, формирование ценностного отношения к обществу и природе, развитие активной жизненной позиции в бережном отношении и охране природной среды, экологических убеждениях и ответственности. В процессе экологического образования учащихся надо убеждать в том, что результаты человеческой деятельности зависят от самого человека, от его знаний, от умения предвидеть эти результаты и последствия.
Б.Т. Лихачев методы и формы экологического образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственного самосовершенствования.
Экологическое образование и воспитание является основой экологического благополучия общества и представляет особую развивающуюся систему естественных и социальных знаний, которая использует достижения многих наук. Тяга к красоте природы — естественная потребность человека, тем более детей. И если мы хотим, чтобы наши дети выросли не потребителями, а ответственными людьми, добропорядочными гражданами, то сейчас самое время позаботиться об этом и сделать все возможное для их полноценного экологического воспитания и образования. Следовательно, экологическое образование и воспитание представляет собой область целенаправленной педагогической деятельности, рассчитанной на изменение качественных параметров отношения человека и общества к окружающей среде.
Литература
1. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. — М.: «Современный писатель», — 1998 — С. 432
2. Развитие системы образования — обеспечение будущего. Германова Г.Н., Горшенина М.В., Ескиндирова М.Ж., Зубарева В.А., Карасюк В.В., Коновалова Н.Г., Красильникова Е.В., Макеева И.А., Романенко Е.С., Стовпець В.Г., Уткина А.Н., Шаркун Ю.Ф., Шаркун Ю.Ф., Шевченко СВ. Одесса, 2013. Том 1, Книга 3
3. Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011.-172 с. («педагогический колледж -педагогический вуз»): Монография. -М. 2003, 174 с.
4. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 242-248. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SitakLA1.pdf