4. Разработка и реализация социальных программ, направленных на создание условий для полноценной жизни и личностного развития, улучшение качества жизни, здоровья учащихся, преподавателей, сотрудников, студентов, коренных малочисленных народов Севера.
5. Повышение качества образования и конкурентоспособности образовательных услуг, оснащение учебно-методическими материалами, комплексами учреждений всех ступеней и уровней образования.
Мероприятия, способствующие решению этих задач: формирование системы непрерывной адаптации образования к перспективным потребностям технолого-экономических систем, высокотехнологичных отраслей экономики региона, с учетом его особенностей. Совершенствование и развитие методов и форм организации учебного процесса, ориентированных на инновационные технологии. Развитие системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров для социально-экономических систем региона.
Мероприятия, касающееся внедрения новых форм получения образования и организации учебного процесса на основе непрерывного профессионального образования, предполагают предоставление максимально широких возможностей и способов обучения каждому обучающемуся, включая построение индивидуальных образовательных программ, траекторий, а также выстраивание целостной системы, состоящей из программ бакалавриата, магистратуры, дополнительного и послевузовского образования. В рамках этого мероприятия будут внедряться такие новые образовательные технологии, как дистанционное обучение, элементы дистанционного обучения в структуре очного и
Библиографический список
заочного образования, краткосрочные программы, дополняющие основные образовательные программы, учебные лаборатории, обучение на производстве. На основе интеграции с учреждениями среднего профессионального, высшего образования в рамках многопрофильной подготовки будут реализованы программы бакалавриата, удовлетворяющие потребности рынка труда в кадрах, обладающих знаниями и практическими навыками в высокотехнологичных областях. В основные образовательные программы будет внедрена кредитно-модульная система, способствующая участию студентов в программах международной академической мобильности и усовершенствованию автома-тизированой системы управления образованием (система планирования, организации и управления учебным процессом, система формирования рейтинга учащегося, студента, системы формирования рейтинга учителей, преподавателей и др.).
В наше время любое образовательное учреждение, которое считает себя в режиме развития, должно иметь понятие об инновационных процессах и технологиях, методических идеях. Философия инноваций в образовании такова, что тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное педагогическое творчество, оказывается в выигрыше: используя свои инновационные подходы и разработки, успешная идея реализуется в инновацию.
В ХМАО-Югре могут быть созданы все условия для решения, поставленных задач инновационного развития с помощью реализации мероприятий, использования имеющегося творческого кадрового потенциала, сориентированного на инновационные подходы к процессу обучения, отвечающего динамично обновляющейся современности, модернизации образования.
1. Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп «Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года».
2. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов. - М., 1991.
3. Сабуров, Е.Ф. Экономический подход к оценке соотношения обязательной и дополнительной частей общего образования / Е.Ф. Сабуров, П.В. Деркачев // Школьные технологии. - 2007. - № 1.
4. Калиновский, Ю.И. Философия образовательной политики. - М., 2000.
Bibliography
1. Rasporyazhenie Praviteljstva KhMAO-Yugrih ot 19.02.2010 № 91-rp «Strategiya razvitiya obrazovaniya Khantih-Mansiyjskogo avtonomnogo okruga - Yugrih do 2020 goda».
2. Yusufbekova, N.R. Obthie osnovih pedagogicheskoyj innovatiki: opiht razrabotki teorii innovacionnihkh processov. - M., 1991.
3. Saburov, E.F. Ehkonomicheskiyj podkhod k ocenke sootnosheniya obyazateljnoyj i dopolniteljnoyj chasteyj obthego obrazovaniya / E.F. Saburov, P.V. Derkachev // Shkoljnihe tekhnologii. - 2007. - № 1.
4. Kalinovskiyj, Yu.I. Filosofiya obrazovateljnoyj politiki. - M., 2000.
Статья поступила в редакцию 12.11.14
УДК 378.14
Tolmachyova V.V. SOME ASPECTS OF THE DESIGN OF THE CONCEPT OF FORMATION OF SO-CIAL-AND-ECOLOGICAL READINESS OF FUTURE TEACHERS IN CHILDREN'S NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATION FOR THE WORK WITH A FAMILY ON INVIGORATION OF CHILDREN OF A PRESCHOOL AGE. The research work has aimed at reflection of how the creation of the concept of formation of social-and-ecologi-cal readiness of future teachers in children's non-governmental organization to the work with a family on invigoration of children of a preschool age is realized. The key approaches, which underlie the meaning of the concept from different positions, are studied: from standpoints of a system, a pedagogical activity, a process and a component of professional and pedagogical preparation. The article gives a special attention to consideration of the stages in the process of formation of social-and-ecological readiness in future teachers. The author distinguishes such stages as motivational-value stage, content-operational stage, valuation stage and adjustment stage. The work defines components of social-and-ecological readiness of future teachers: cognitive-orientation and practical activity.
Key words: teacher, social-and-ecological readiness, concept, system, activity, process, preparation.
В.В. Толмачева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО ХМАО-Югры «СурГПУ», г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОО К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье отражены основания создания концепции формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольника и представлены ключевые походы, лежащие в основе проектирования концепции с позиций системы, педагогической деятельности, процесса и как
компонента профессионально-педагогической подготовки. Особое внимание отводится рассмотрению этапов формирования социально-экологической готовности будущего педагога: мотивационно-ценностного, содержательно-операционного, оценочно-корректировочного. Определены составляющие социально-экологической готовности педагога: когнитивно-ориентровочная и практико-деятельностная.
Ключевые слова: педагог, социально-экологическая готовность, концепция, система, деятельность, процесс, подготовка.
Концепция формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению дошкольника представляет собой сложную систему теоретических, методологических, методических и технологических знаний о процессе формирования социально-экологической готовности педагога, базирующуюся на идеях системного, си-нергетического, личностно-деятельностного и аксиологического подходов.
Педагогическая концепция, несомненно, должна характеризоваться целенаправленностью, которая предполагает проверку поставленной цели как своеобразного предвосхищения результата.
Разрабатываемая нами концепция формирования социально-экологической готовности будущих педагогов не является окончательной и неизменной, она сохраняет частичную открытость для дальнейших исследований. Однако это не говорит о недостоверности или неточности системы знаний, составляющих сущностную составляющую концепции, а, наоборот, делает возможным осуществление процесса научной интеграции, расширение сферы ее использования.
Основаниями создания концепции формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению дошкольника являются:
• социальный заказ общества в высококвалифицированных специалистах, осознающих значимость здоро-вьесберегающей среды образовательных учреждений и готовых к оздоровлению детей;
• зарубежный и отечественный педагогический опыт в формировании социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению дошкольника, тенденции его развития;
• изменяющиеся требования к компетентности педагога, в частности к уровню сформированности социально-экологической готовности педагога, признание системы способностей и умений педагога ДОО взаимодействовать с семьей ребенка дошкольного возраста в аспекте оздоровления.
Формирование социально-экологической готовности будущего педагога может быть рассмотрено с разных позиций, как система, педагогическая деятельность, процесс и как компонент профессионально-педагогической подготовки. Рассмотрим данные позиции более подробно.[1]
Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как система
Понятие «система» достаточно тщательно было изучено в педагогической науке и нашло отражение в трудах Л. фон Берталанфи, А.А. Богданова, М.И. Сетрова, А.И. Уемова и др.
Анализ научной и справочной литературы позволяет нам констатировать, что система может истолкована как совокупность некоторых элементов, чье взаимодействие вызывает появление новых качеств, не свойственных отдельно взятым элементам. Следовательно, термин «система» связано с такими понятиями, как структура, организация, связи, отношения, элементы, управление [1].
Мы разделяем точку зрения П. Буаста, который утверждал, что система должна строиться как пирамида. Причем если эта пирамида создается человеком, обществом, то это искусственная пирамида, поскольку естественные пирамиды подвластны только природе.
Закономерной основой любой искусственной системы является системный подход. Но как утверждает З.И. Тюмасева в своей монографии «Экология, образовательная среда и модернизация образования» системный подход к изучению сложных явлений не может заменить специальных методов исследования, т.к. он не является дедуктивным по своей сущности, выполняя эвристическую функцию, основное назначение которой заключается в поиске соответствующей ориентации конкретных исследований [2].
Идея «системы», «системности» стала ведущей в XX веке, что нашло отражение не только в науке, но других областях жизни общества: культура, отношения с окружающей действительностью и др. Однако если обратиться к системе образования, то его системологические основы, как утверждает З.И. Тюмасева, только закладываются.
Создание искусственных педагогических систем составляет сущность педагогической инженерии. С точки зрения З.И. Тюма-севой педагогическая инженерия научно обеспечивает создание комплексной технологии модернизации образования как системы.
Инженерия - область человеческой интеллектуальной деятельности по применению достижений науки к решению конкретных проблем человечества. Это реализуется через применение, как научных знаний, так и практического опыта для создания полезных процессов и объектов, реализующих такие процессы.
Процесс применения имеющихся знаний для проектирования, конструирования и совершенствования объекта носит творческий характер. Следовательно, творчество - одна из важнейших черт инженерной деятельности.
Специфика инженерной деятельности проявляется в определенных аспектах:
- мир объектов инженерной деятельности чрезвычайно разнообразен - от транспорта, медицины, искусства и образования;
- характер инженерной деятельности проявляется в проектировании, конструировании, изобретательстве;
- инженерная деятельность заключается в создании систем, преобразующих материалы, энергию и информацию в более полезные формы.
Все из представленных выше элементов вполне могут быть применимы и в области образования, где под устройствами могут пониматься самые различные составляющие образовательного процесса и он сам, соответственно.
Основой зарождения педагогической (дидактической) инженерии выступила значительно более широкая область - социальная инженерия. В своих многочисленных трудах Карл Поппер под социальной инженерией склонен понимать деятельность по проектированию новых, а также по перестройке и управлению уже существующими социальными институтами путем их изменения.
Развитие такой области знаний как социальная инженерия во многом обусловлено достижениями таких наук, как психология, прикладная антропология, науки управленческого цикла, а также набирающая в последнее время все большую популярность синергетика и ее отрасль социальная синергетика.
Как отмечает З.И. Тюмасева, педагогическая инженерия представляет собой не просто явление заимствования термина. Это более глубокое по своей сути явление, предусматривающее перенос на область педагогики методологических подходов из инженерной сферы. Ученый утверждает, что именно педагогическая инженерия непосредственно ориентирована на решение насущных проблем практики образования в процессе его развития и реформирования. Образовательные системы будучи по своей природе искусственными должны развиваться на основе объективных законов гносеологики педагогических систем и тех-нологизации самого процесса реформирования образовательных систем.
З.И. Тюмасева отмечает, что предметная область педагогической инженерии может характеризоваться ориентацией на изучение и изменение искусственных систем; установкой на применение комплексных методов, средств разработки, конструирования, обеспечения и обслуживания педагогических систем, а также их внутренней дифференциацией в соответствии с типом [2].
Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как педагогическая деятельность
Деятельность представляет собой специфическую форму отношения человека к окружающему миру, что нашло отражение в его изменении и преобразовании. В качестве компонен-
тов деятельности выступают цель, средства, результат и сам процесс.
Формирование социально-экологической готовности будущего педагога рассматривается нами как педагогическая деятельность, охарактеризовать которую можно следующими аспектами:
1) наличием субъект-субъектных и субъект-объектных отношений в процессе обучения;
2) открытостью и универсальностью данной деятельности как системы;
3) актуальностью решаемых педагогических задач и сопряженностью с учебной деятельностью обучающихся.
Проведенный нами выше анализ структуры педагогической деятельности позволяет определить цель, мотивы, действия и результат формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников [3].
Целью формирования социально-экологической готовности будущего педагога является достижение определенного уровня профессиональной мотивированности желаний будущего педагога выполнять свой педагогический долг, проявляющийся в стремлении реализовывать социально-экологическое образование в ДОУ на основе сущностного разнообразия видов, форм, типов работы с семьей, определяющегося ее структурой, типологическими характеристиками и особенностями с целью восстановления, расширения адаптационных возможностей организма дошкольников, повышение его устойчивости к воздействию разнообразных факторов окружающей среды.
Под мотивом понимаются внутренние побуждения, исходящие от самого субъекта деятельности. Мотивом формирования социально-экологической готовности педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников является стремление будущего педагога целенаправленно и эффективно развивать благополучного, здорового ребенка средствами адекватно развивающейся среды в ДОУ и семье и в целом в ближайшем окружении.
Действия по формированию исследуемого качества мы подразделяем на действия, способствующие реализации социально-экологического образования в ДОУ на основе сущностного разнообразия видов, форм, типов работы с семьей, а также развитию благополучного, здорового ребенка средствами адекватно развивающейся среды в ДОУ и семье и в целом в ближайшем окружении.
Результатом формирования социально-экологической готовности будущего педагога является достижение определенного уровня профессиональной мотивированности желаний будущего педагога выполнять свой педагогический долг, проявляющийся в стремлении реализовывать социально-экологическое образование в ДОУ на основе сущностного разнообразия видов, форм, типов работы с семьей, определяющегося ее структурой, типологическими характеристиками и особенностями с целью восстановления, расширения адаптационных возможностей организма дошкольников, повышение его устойчивости к воздействию разнообразных факторов окружающей среды.
Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как процесс
В самом общем виде процесс определяется как последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо; как совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (Советский энциклопедический словарь). Педагогический процесс характеризуется такими параметрами как непрерывность, обусловленность социальным заказом, культурными и историческими условиями, а также требованиями к уровню подготовки обучающихся и другими факторами.
Как известно, процесс включает в себя обязательное наличие таких структурных элементов, как этапы, стадии, последовательные состояния. Мы выделяем следующие этапы процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога:
I. Мотивационно-ценностный
II. Содержательно-операционный
III. Оценочно-корректировочный.
Рассмотрим выделенные нами этапы формирования социально-экологической готовности будущего педагога более подробно.
I. Мотивационно-ценностный этап.
На данном этапе создаются мотивы к предстоящей разноплановой работе с семьей дошкольника, стремление будущего педагога реализовывать социально-экологическое образование
в ДОО, в процессе которого целенаправленно и эффективно развивать благополучного, здорового ребенка средствами адекватно развивающейся среды в ДОО и семье и в целом в ближайшем окружении. Все это способствует формированию потребност-но-мотивационного компонента социально-экологической готовности педагога.
Создание мотивов формирования социально-экологической готовности будущего педагога связано в дальнейшем с осознанием необходимости усвоения социально-экологических, валео-логических и эколого-валеологических знаний, практик с оздоровительной составляющей, а также возможная вариативность по интересам студентов содержания и технологического обеспечения базовых и вузовских учебных курсов, а также факультативных курсов и дисциплин по выбору.
Ценностный аспект реализуется на данном этапе в сфере формирования социально-экологических и валеологических ценностей (природа, другой человек, социальные группы, сам человек, а также осознание здоровья как общечеловеческой ценности, потребность в его сохранении и укреплении).
Этап считается завершенным, когда будущие педагоги осознают необходимость и основную цель формирования социально-экологической готовности, проявляют интерес к предстоящей социально-экологической и валеологический деятельности, понимают смысл основных ценностей эколого-валеологии.
II. Содержательно-операционный этап.
Целью данного этапа выступает формирование когнитив-но-ориентровочной и практико-деятельностной составляющих социально-экологической готовности у будущих педагогов о сущности:
- взаимообусловленности и взаимозависимости состояния окружающей среды и здоровья человека;
- процессов здоровьесбережения и оздоровления с позиций социальной экологии и эколого-валеологии;
- специфических воспитательных особенностей и оздоровительных возможностей в зависимости от типа семьи ребенка дошкольного возраста;
- эколого-валеологического воспитания дошкольника в семье;
- инновационных педагогических технологий и методик оздоровления ребенка дошкольного возраста в ДОО и в условиях семьи;
- нетрадиционных методов оздоровления ребенка дошкольного возраста в условиях ДОО и семьи.
Важным аспектом этапа является овладение студентами технологиями, методиками и методами работы с семьей по оздоровлению дошкольника.
Этап считается завершенным, если будущие педагоги ДОО владеют ключевыми идеями, терминами, особенностями работы с семьями дошкольников в зависимости от их типологических особенностей, а также владеют технологиями, методиками и методами оздоровительной работы в условиях ДОО и семьи.
III. Оценочно-корректировочный этап.
Данный этап предполагает проведение мониторинговой деятельности преподавателя по определению уровня сформирован-ности социально-экологической готовности будущего педагога ДОО по работе с семьей по оздоровлению дошкольников. Разделяя позицию А.С. Белкина, мы выделили несколько уровней мониторинга:
1. Накопление информации о специфике деятельности по формированию социально-экологической готовности будущего педагога, определение ведущих мотивов будущих педагогов к осуществлению предстоящей деятельности.
2. Определение исходного диагностического уровня эффективности процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников.
3. Исследование факторов, оказывающих влияние на формирование социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников, определение их устойчивости, периодичности.
4. Интерпретация полученной информации, проверка ее полноты и достоверности, уточнение предварительных заключений.
5. Прогнозирование дальнейших направлений развития процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольника с учетом реальных возможностей образовательного процесса.
6. Осуществление текущего и перспективного планирования педагогической деятельности по реализации системы формирования социально-экологической готовности будущих педагогов к работе с семьей по оздоровлению дошкольников.
Завершенным этап будет считаться только в том случае, если будут определены критерии, уровни сформированности социально-экологической готовности будущих педагогов к работе с семьей по оздоровлению дошкольников, дана адекватная оценка и намечены пути корректировки процесса ее формирования, определены пути повышения эффективности данного процесса.
Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как компонент профессионально-педагогической подготовки
Проблема профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов занимала умы таких ученых, как С.Г. Борисовой, И.Ф. Исаева, И.Б. Котовой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.И. Мищенко, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, А.И. Щербакова и др. анализ трудов данных ученых показал, что одним из важнейших требований к его профессионально-педагогической подготовки будет выступать четкость его социальной и профессиональной позиции. Под позицией педагога В.А.Сластенин понимает целую системы отношений к миру и педагогической действительности, среди которых можно отметить следующие: интеллектуальные, волевые и эмоционально-оценочные [4].
Ключевым понятием напрямую связанным с профессионально-педагогической подготовкой учителя является профессиональная готовность к педагогической деятельности. В своих трудах В.А. Сластенин под профессиональной готовностью понимает определенную совокупность требований к педагогу, которая с одной стороны предусматривает его психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, с одной стороны, и научно-теоретическую и практическую компетентность.
Библиографический список
Как подчеркивают в своих исследованиях Исаев И.Ф., Колмогорова Л.С., Крылова Н.Б., Сластенин В.А. и др., современная действительность характеризуется все углубляющимся противоречием между ожиданиям общества относительно личности педагога и реальным уровнем готовности выпускника педагогического вуза. Одним из ключевых аспектов является и то, что происходит определенная штамповая подготовка педагогов, что вступает в разрез с наличием и поощрением индивидуально-творческой деятельности педагога. В связи с этим, с нашей точки зрения, основными ориентирами в изменении профессионально-педагогической подготовки современного педагога должны стать: обновление целеполагания, структуры, содержания, организационных форм и методов образования, внедрение многоуровневого педагогического образования, расширение возможностей образовательных учреждений в удовлетворении запросов личности и общества и др. [4].
В структуре профессионально-педагогической подготовки как системы выделяются различные компоненты. Наибольший интерес с позиций нашего исследования представляет экологический компонент профессионально-педагогической подготовки, представленный нами в двух сферах: социально-экологическая и валеологическая. Реализация данного компонента предполагает формирование у будущих педагогов основных групп социально-экологических и валеологических знаний, умений и навыков.
Таким образом, формирование социально-экологической готовности будущего педагога рассматривается нами как компонент профессионально-педагогической подготовки, детерминирующий ее практико-ориентированный характер, обеспечивающий становление функциональной образованности будущего педагога.
1. Суворова, С.Л. Формирование коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2005.
2. Тюмасева, З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: монография. - Челябинск, 2006.
3. Пономарева, Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 2009.
4. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 1997.
Bibliography
1. Suvorova, S.L. Formirovanie kommunikativno-diskursivnoyj kuljturih buduthikh uchiteleyj: dis. ... d-ra ped. nauk. - Chelyabinsk, 2005.
2. Tyumaseva, Z.I. Ehkologiya, obrazovateljnaya sreda i modernizaciya obrazovaniya: monografiya. - Chelyabinsk, 2006.
3. Ponomareva, L.I. Metodologiya formirovaniya ehkologo-valeologicheskoyj gotovnosti buduthikh pedagogov v usloviyakh modernizacii estestvennonauchnogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. - Ekaterinburg, 2009.
4. Slastenin, V.A. Pedagogika / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mithenko, E.N. Shiyanov. - M., 1997.
Статья поступила в редакцию 12.11.14
УДК 796.011.3 (571.513)
Shva^va T.A. MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE IN THE REPUBLIC OF KHAKASIA. The article describes the points of view on the development of national physical culture of the Khakas people that allows showing some sites of their inner life and their historical and cultural relations with other nations of Siberia. The author has to admit that in modern science the problem of specific forms of physical upbringing connected with customs, traditions and rituals is still debatable. The research of the Khakas national physical culture from a pedagogical point of view is very topical nowadays, because the important changes take place in the Russian society at present time, which demand up-to-date approaches to the upbringing of the young generation. The work raises a problem that there is still no thorough research dedicated to this theme in the Republic of Khakasia and gives an outline of the tasks for future work. The author makes conclusions that stand on the perception of physical education as a system of education that is both a result and a consequence of a certain level of the social development, as well as it also can affect the society and its development.
Key words: ethnic, customs, tradition, physical culture, physical education, ethnic pedagogic, national kinds of sport, national values.
Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
В статье излагаются взгляды на развитие национальной физической культуры хакасов, что позволяет не только осветить некоторые стороны их духовной жизни, но и проследить исторические, культурные связи с другими народами Сибири. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о специфических формах физического