УДК 378.147:373.211.24
ББК 4448.981 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08
Толмачева Вера Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, факультет педагогики и психологии, Сургутский государственный педагогический университет; 628417, Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2; e-mail: [email protected].
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Д00 К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: концепция; модель; социально-экологическая готовность; этапы; условия.
АННОТАЦИЯ. В представленной статье отражены основные подходы к проектированию концептуальной модели формирования социально-экологической готовности будущего педагога в работе с семьей по оздоровлению дошкольников. Особое внимание отводится рассмотрению сущности понятий «модель», «моделирование», а также обозначению блоков и ключевых компонентов авторской модели.
Tolmacheva Vera Vladimirovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education, Faculty of Pedagogy and Psychology, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.
CONCEPTUAL MODEL OF FORMATION OF S0CI0-EC0L0GICAL PREPAREDNESS OF A FUTURE TEACHER OF CHILDREN'S NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATION FOR WORK WITH A FAMILY ON HEALTH PROMOTION OF PRESCHOOL CHILDREN
KEY WORDS: concept; model; socio-ecological preparedness; stages; conditions.
ABSTRACT. The article deals with the main approaches to the design of a conceptual model of formation of socio-ecological preparedness of a future teacher to the work with a family on health promotion of preschool children. Special attention is paid to the consideration of the essence of the concepts "model", "modeling" and the designation of blocks and key components of the author's model.
Концепция как явление педагогической науки в своем составе предполагает наличие теоретического базиса (то есть ядра), методологических параметров (основные методологические подходы к формированию того или иного качества), а также содержательно-смысловое наполнение, выступающее, по мнению Е. В. Яковлева, И. О. Котляровой, С. Л. Суворовой и др., в форме этапов, педагогической модели либо системы работы, проекта и др. При этом принципиально, чтобы содержательно-смысловое наполнение концепции раскрывало суть практических операций и процедур использования выдвинутых автором концептуальных положений в условиях реального исследуемого процесса. Применительно к нашему исследованию, содержательно-смысловое наполнение будет представлено в виде концептуальной модели.
Перед тем, как перейти к рассмотрению завяленной модели, необходимо определиться с сущностью таких понятий как «моделирование» и «модель».
Совокупный анализ справочной и энциклопедической литературы позволяет отметить, что под моделью принято зачастую понимать аналог какого-либо объекта или явления. С точки зрения Н. Н. Моисеева, модель представляет собой своеобразную кодировку информации об объекте или явлении, которую можно представить в гра-
фическом виде и использовать в дальнейшем при изучении.
В исследованиях Л. Н. Трубиной представлены функции, которые призвана выполнять педагогическая модель. Выступать:
- в роли образца для процесса управления;
- в роли образца для последующего сопоставления и сравнения, определения истинности выбранных средств, методов и форм;
- в качестве исходного пункта определения истинности и полноты теоретических и практических положений.
Моделирование представляет собой процесс построения модели, создание образа изучаемого явления или процесса. С помощью моделирования возможно графическое отражение и воспроизведение наиболее важных составляющих, свойств и связей изучаемых процессов и систем. Моделирование позволяет оценить и спрогнозировать тенденции развития и способы управления изучаемым явлением или процессом.
Основу изучения процесса моделирования заложили в своих трудах Б. С. Гер-шенский, В.Г.Афанасьев, Ю. А. Конаржев-ский, Т. И. Шамова и др.
Значимым преимуществом метода моделирования является его способность делать наглядным недоступные для непосредственного восприятия и понимания отношения, связи и свойства процессов и явлений.
© Толмачёва В. В., 2015
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 2
121
В качестве основания модели системы формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО нами были положены следующие принципы моделирования:
- целостность - предполагает разделение системы на подсистемы, возможность выявления связей и отношений составных частей;
- целенаправленность - наличие конкретного назначения системы формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО;
- динамичность - определяет возможность постоянного изменения и совершенствования уже существующей модели;
- открытость - дает возможность изменять и адаптировать модель под конкретно заданные условия, сохраняя ее базовую структуру.
Основой разработки модели формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников, ее информационно-правовой основой выступает Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, определенные в нем нормативы и требования к качеству процесса образования, а также уровню подготовки обучающихся.
Ключевым механизмом реализации системы формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников являются функции.
1. Информационная - предусматривает формирование системы базовых социально-экологических и валеологических знаний в процессе межличностного общения преподавателя и обучаемых, а также в процессе самостоятельной работы обучаемых. В структуру данной функции будут входить информационный компонент, контактный компонент, деятельностный компонент. Принципиальным моментом является соблюдение четко определенных факторов: персонификация обучающихся; диа-логизация между преподавателем и студентом; проблематизация как условие стимулирования обучающегося к саморазвитию.
2. Практико-ориентационная - предусматривает стопроцентную реализацию учебных планов и программ всех участников образовательного процесса, что позволит развивать умения и навыки, применять полученные знания на практике, самостоятельность и инициативу обучающихся. Все это позволит создать необходимые предпосылки для формирования социально-экологической готовности у будущих педагогов. В аспекте сказанного мы выделили несколько принципов, которые необходимо
учитывать при реализации данной функции: определение и конкретизация целей эколого-валеологического образования; выявление совокупности видов деятельности обучающихся для достижения выделенных целевых ориентиров; решение системы эколого-социальных и валеологических задач обучаемыми; интеграция существующих видов учебной деятельности студентов.
3. Рефлексивная - имеет целью регуляцию процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников. Исходя из этого, мы выделяем следующие виды рефлексии, используемые в процессе формирования социально-экологической готовности будущего педагога: стратегическая рефлексия (предполагает выявление критериев эффективности оценки сформированности социально-экологической готовности будущего педагога); оперативная рефлексия (предназначена для внесения своевременных корректив в процесс формирования социально-экологической готовности будущего педагога); традиционная рефлексия основывается на полученных результатах оценки всего процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО.
Концептуальная модель формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников имеет структурную организацию, задается содержанием системного, синергетического, личностно-деятельностного и аксиологического подходов и морфологически представлена пятью блоками: целевым, процессуальным; содержательным и результативно-оценочным. Особенность разработанной нами модели заключается в том, что изменение в каком-либо компоненте неизбежно влечет изменение всех остальных, а в конечном итоге -всего процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников. Охарактеризуем каждый из представленных блоков.
Целевой блок. В рамках нашей модели мы выделили ближайшую перспективную цель. Под ближайшей целью мы понимаем формирование в условиях вуза социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольника на таком уровне, который бы позволял ему осуществлять будущую профессиональную и эколого-валеологическую деятельности, а под перспективной - повышение качества социально-экологического и валеологического образования студентов вуза.
Процессуальный блок включает в себя этапы формирования социально-экологической готовности будущего педагога: мотивационно-ценностный, содержательно-операционный, оценочно-корректировочный.
В состав блока также входят следующие педагогические условия процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников. К таким условиям нами отнесены:
- моделирование информационной среды вуза, обеспечивающей постоянное обогащение и расширение социально-экологических и валеологических знаний всех субъектов образовательного учреждения;
- помощь студентам в формировании самосознания профессионала своего дела, определяющего устойчивую мотивацию к формированию социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников;
- создание и внедрение социально-экологических и валеологических ситуаций, направленных на овладение студентами разнообразными технологиями, методами и приемами здоровьесбережения.
Значимым компонентом блока являются формы, методы и средства формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников. В качестве форм можно отметить лекционные занятия, факультативные занятия, мастер-классы, тренинги, студенческие конференции, коллоквиумы, конкурсы проектов валеологиче-ской направленности и т. д.
Методы формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников: ведение дневников здоровья, выявление сильных и слабых сторон, подготовка рефератов, методы групповой работы, тренинговые упражнения, ролевые игры, построение профессиограммы педагога, обладающего социально-экологической готовностью, выполнение письменных упражнений, индивидуальные и групповые беседы и т. д.
В качестве используемых средств формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников можно отметить учебные программы профессиональной подготовки, факультативов, доступ к ресурсам глобальной сети, электронная библиотека, методические разработки упражнений и т. д.
Содержательный блок. Проектируя содержательный состав концептуальной модели формирования социально-экологической готовности будущего педагога к ра-
боте с семьей по оздоровлению дошкольников, мы считаемым важным определить сумму знаний и поэтапность деятельности обучаемых, способных определить непрерывное развитие их социально-экологической готовности. В итоге нами были выделены потребностно-мотивационный, когнитивно-ориентировочный и практико-деятельностный компоненты.
Потребностно-мотивационный компонент модели формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОУ к работе с семьей по оздоровлению дошкольников выделяет мотивационное ценностные аспекты в содержании будущей профессиональной, социально-экологической и валеологической деятельности. Своеобразие потребностно-мотивационного компонента модели формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОУ к работе с семьей по оздоровлению дошкольников состоит в том, что позволяет обосновать значимость социально-экологических и валеологических ценностей.
Под когнитивно ориентированным компонентом мы подразумеваем процесс усвоения знаний, социальных ценностей, норм и правил. Процесс формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников позволит обучающимся осознавать свое личностное и профессиональное предназначение, будет способствовать их самовоспитанию и самореализации, формируя тем самым активную жизненную позицию.
Практико-деятельностный компонент модели формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников направлен на рассмотрение изучаемого процесса с учетом основных компонентов деятельности; определяет обучение теоретическим знаниям и практическим умениям студентов с учетом принципа интеграции без перерывов во времени; способствует определению цели, средств и результата деятельности педагога и обучающихся, их взаимодействие и взаимозависимость. В основе деятельности должно лежать сотрудничество.
Результативно-оценочный блок.
Представленный блок включает перспективный результат реализации педагогической концепции формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников, оценочный инструментарий, необходимый для эффективного мониторинга уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ 01
дошкольников (показатели, диагностические методики, методы математической статистики).
Таким образом, нами обоснована сущность и содержание концептуальной модели формирования социально-экологичес-
НИЕ В РОССИИ. 2015. № 2 123
кой готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста, которая представляет собой единство целевого, процессуального, содержательного и результативно-оценочного блоков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пономарева Л. И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. Екатеринбург, 2009.
2. Тюмасева 3. И. Экология, образовательная среда и модернизация образования : монография. Челябинск : ЧГПУ, 2006.
3. Тюмасева 3. И., Богданов Е. Н. Образовательные системы и системное образование. Калуга : КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003.
4. Тюмасева 3. И., Стариков В. П. Эколого-валеологические тайны модернизации современного образования: словарь-справочник. Сургут : СГУ, 2004.
Статью рекомендует д-р пед наук, профессор Е. А. Казаева.