8. Романов, А.Н. Автотранспортная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2002. - 224 с.
9. Стресс и водитель [Электронный ресурс] // Avto Opel : [web-сайт]. - Режим доступа: http://avto-opel.com/stress-voditel/.
10. Учебник водителя online. Подготовка и повышение квалификации [Электронный ресурс] : [web-сайт]. - Режим доступа: http://books-online.ucoz.com/.
11. Шойфет, М.С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум [Текст] / М.С. Шойфет. - М. : Вече, 2010. - 678 с.
12. Шульц, И.Г. Аутогенная тренировка [Текст] = Ubungscheft fur das autogene Training / И.Г. Шульц ; пер. с нем. С. Дземешкевич. - М. : Медицина, 1985. - 32 с.
УДК 37.013
В.В. Толмачева, г. Сургут
Сущность и содержание процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога
В данной статье обозначены ключевые подходы к рассмотрению сущности такого педагогического явления, как социально-экологическая готовность будущего педагога. Формирование социально-экологической готовности будущего педагога рассматривается с точки зрения системности, педагогической деятельности, процессуальности и компонента профессионально-педагогической подготовки.
Готовность, педагог, система, процесс, педагогическая деятельность.
V.V. Tolmacheva, Surgut
The nature and content of the process of formation of social-ecological
readiness of future teacher
This article outlines the key approaches to consideration of essence ofpedagogical phenomena such as socio-ecological readiness of future teacher. The formation of socio-ecological readiness of future teacher is considered from the point of view of consistency, teaching activities, procedure and component of professional-pedagogicaltraining.
Keywords: commitment, teacher, system, process, pedagogical activity
Стремительно изменяющиеся в настоящее время социально-экономические условия, ориентация на модернизацию и достижение целей, созвучных требованиям времени, не могли не сказаться на образовательной политике и всей системе образования России. За достаточно короткий промежуток времени были предприняты ряд шагов, изменивших как структуру системы образования РФ (дошкольное образование становится первой ступенью системы образования), так и ее нормативное обеспечение (появление ФГОС для каждой
ступени образования). Все эти перемены не могли не сказаться на подготовке будущих педагогов для каждой ступени образования.
Однако, несмотря на достаточно динамичный процесс модернизация системы образования РФ и целей, обозначенных перед высшей школой, неизменной остается задача подготовки педагога, способного решать вопросы здоровьесбережения и оздоровления детей в условиях образовательной организации. Если проанализировать нормативные документы, определяющие всю образовательную деятельность на каждой степени образования, то можно отметить следующие аспекты. Так, закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012года «Об образовании в РФ» в качестве ключевых принципов образования отмечает гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека (ст.3, пункт 1).
Анализируя ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование от 11 января 2016 года, можно отметить, что в качестве одного из ключевых направлений педагогической деятельности будущего педагога (уровень бакалавриат) отмечает «...обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса».
Текст Профессионального стандарта педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н в рамках воспитательной и развивающей деятельности также в себя включает требование к педагогу, способному формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
В рамках нашего диссертационного исследования мы предприняли попытку спроектировать педагогическую концепцию формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста. Следует отметить, что предлагаемую нами педагогическую концепцию не следует считать единственно верной и неизменной. Она не исключает требование частичной открытости для дальнейших изысканий в данном направлении. В то же время следует подчеркнуть, что не следует данное обстоятельство рассматривать как признак неточности или недостоверности системы знаний, положенных в основу концепции.
Обращаясь к такому педагогическому феномену, как формирование социально-экологической готовности будущего педагога ДОО можно говорить о возможности рассмотрения его с позиций системности, педагогической деятельности, процессуальности и компонента профессионально-педагогической подготовки. [4]
Формирование социально-экологической готовности будущего педагога ДОО как система
Прежде чем определить сущностные черты системности формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО, следует отметить, что трактовка термина «система» весьма многогранна. Так, анализ справочной литературы показал, что под системой следует понимать множество определенных компонентов, взаимодействие которых способствует появлению новых характеристик и качеств, не присущих отдельно взятым компонентам. Исходя из этого, можно говорить о том, что система не может быть рассмотрена изолированно от таких понятий, как структура, организация, связи, отношения, элементы, управление. [1]
Такое явление как «система» получило также достаточно широкое распространение в педагогике и нашло отражение в трудах Л. фон Берталанфи, А.А. Богданова, М.И. Сетрова, А.И. Уемова и др.
Для нас близка позиция П.Буаста, утверждавшего, что система подобна пирамиде. Причем он раздичал естественные и искусственные пирамиды. В качестве естественных выстуали пирамиды, созданные и подвластные только природе, тогда как искусственные пирамиды может создавать человек.
Если рассматривать формирование социально-экологической готовности будущего педагога ДОО как систему (причем искусственную систему), то вполне логичной ее основой выступит системный подход.
Мы разделяем позицию З.И.Тюмасевой о том, что при изучении сложных явлений системных подход не может всецело заменить специальных методов исследования, поскольку не является дедуктивным по своей сути, реализуя эвристическую функцию, назначение которой в поиске ориентации конкретных исследований. [5]
Нельзя не сказать о том, что кажущаяся нам традиционной идея системности получила свое воплощение в XX веке и проникла во все сферы жизни общества. Но в то же время, обращаясь к системе образования, можно говорить лишь о закладывающихся его системологических основах (З.И.Тюмасева). Стремление к созданию искусственных систем в сфере образования дало толчок к развитию такой области знания, как педагогическая инженерия.
Применительно к педагогической сфере специфика инженерной деятельности может быть определена в ряде аспектов:
- мир объектов инженерной деятельности в области педагогики и образования чрезвычайно разнообразен;
- характерными чертами инженерной деятельности являются проектирование, конструирование, изобретательство;
- инженерная деятельность заключается в создании систем, преобразующих материалы, энергию и информацию в более полезные формы.
Как отмечает в своих исследованиях З.И.Тюмасева, выделение педагогической инженерии как области знания представляет собой не просто некоторое заимствование термина. Это гораздо более глубокое явление, предполагающее применение методологических подходов инженерной сферы в области педагогики. Искусственные образовательные системы должны подчиняться и развиваться в соответствии с объективными законами гносеологии педагогических систем и технологизацией процесса реформирования педагогических систем.
З.И.Тюмасева отмечает, что предметная область педагогической инженерии может характеризоваться ориентацией на изучение и изменение искусственных систем; установкой на применение комплексных методов, средств разработки, конструирования, обеспечения и обслуживания педагогических систем, а также их внутренней дифференциацией в соответствии с типом. [5]
Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как педагогическая деятельность
Рассматривая формирование социально-экологической готовности будущего педагога ДОО как педагогическую деятельность, мы опирались, прежде всего, на такие составные компоненты, как цель, процесс, средства, результат. [2]
Целью формирования социально-экологической готовности будущего педагога будет выступать определенный уровень профессиональной подготовки будущего педагога, проявляющийся в наличии мотивированного желания реализовывать социально-экологическое образование в ДОО на основе сущностного разнообразия видов, форм, типов работы с семьей, определяющегося ее структурой, типологическими характеристиками и особенностями с целью восстановления, расширения адаптационных возможностей организма детей дошкольного возраста, повышение его устойчивости к воздействию разнообразных факторов окружающей среды.
В качестве мотивов выступит стремление будущего педагога ДОО вести целенаправленную работу по формированию благоприятной обстановки для становления благополучного, здорового ребенка в условиях ДОО и семьи.
В качестве действий по формированию исследуемого качества мы выделили действия, способствующие реализации социально-экологического образования в ДОО на основе сущностного разнообразия видов, форм, типов работы с семьей, а также действия, ориентированные на становление благополучного, здорового ребенка в условиях ДОО и семьи.
Результатом всей деятельности станет достижение определенного уровня профессиональной готовности будущего педагога выполнять свой педагогический долг, проявляющийся в стремлении реализовывать социально-экологическое образование в ДОО на основе сущностного разнообразия видов, форм, типов работы с семьей, определяющегося ее структурой, типологическими характеристиками и особенностями с целью восстановления, расширения адаптационных возможностей организма детей дошкольного возраста, повышение его устойчивости к воздействию разнообразных факторов окружающей среды.
Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как процесс
Первоначально следует отметить, что в обобщенном виде процесс может быть определен как некоторая смена состояний, явлений в развитии чего-либо. Среди структурных компонентов любого процесса следует выделить стадии, этапы и последовательные состояния.
Говоря о процессе формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей, мы выделили следующие взаимосвязанные этапы:
I. Мотивационно-ценностный
II. Содержательно-операционный
III. Оценочно-корректировочный.
Целью мотивационно-ценностного этапа выступает формирование у будущего педагога ДОО метивов вести разноплановую работу с семьей ребенка дошкольного возраста, стремление реализовывать содержание и принципы социально-экологического образования, в процессе чего осуществлять целенаправленную деятельность по развитию благополучного, здорового ребенка в условиях ДОО и семьи. Реализация данного этапа
будет способствовать формированию потребностно-мотивационного компонента социально-экологической готовности педагога.
Формирование мотивов определенной направленности подтолкнет будущего педагога к осознанию необходимости усвоения им социально-экологических, валеологических и эколого-валеологических знаний, практик с оздоровительной составляющей. Кроме того, это окажет влияние на возможность выбора студентами факультативных курсов и дисциплин по выбору конкретной направленности.
В рамках обозначенного этапа не менее важной является деятельность по формированию у будущих педагогов социально-экологических и валеологических ценностей, среди которых в качестве ключевых выступают природа, сам человек, другой человек, социальные группы, а также осознание здоровья как общечеловеческой ценности, потребность в его сохранении и укреплении.
В рамках второго этапа ключевое внимание уделяется формированию когнитивно-ориентровочный и практико-деятельностной составляющих социально-экологической готовности будущих педагогов. Ключевыми направлениями познания будут выступать взаимообусловленность и взаимозависимость состояния окружающей среды и здоровья человека; процессы здоровьесбережения и оздоровления с позиций социальной экологии и эколого-валеологии; специфические воспитательные особенности и оздоровительные возможности семьи ребенка дошкольного возраста; особенности эколого-валеологического воспитания ребенка дошкольного возраста в семье; инновационные педагогические технологии и методики оздоровления ребенка дошкольного возраста в ДОО и в условиях семьи; нетрадиционные методы оздоровления ребенка дошкольного возраста в условиях ДОО и семьи.
Оценочно-корректировочный этап предполагает проведение мониторинговой деятельности преподавателя по определению уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога ДОО по работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.
В рамках данного этапа должны быть определены критерии, показатели и уровни сформированности социально-экологической готовности будущих педагогов к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста, дана адекватная оценка полученному результату, а также намечены пути корректировки процесса формирования, определены пути повышения эффективности данного процесса.
Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как компонент профессионально-педагогической подготовки
Проблема профессиональной подготовки будущих педагогов достаточно хорошо изучена с позиции психологии и педагогики. Среди наиболее значимых для нас работа следует отметить труды И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова, А.И. Щербакова и др.
Анализ научной литературы показал, что одним из ключевых требований к уровню подготовки будущего педагога является четкость его социальной и профессиональной позиции. Причем под позицией педагога, согласно В.А. Сластенину, следует понимать систему отношений к миру и педагогической действительности. [4]
Как подчеркивают в своих исследованиях И.Ф. Исаев, Колмогорова, Н.Б. Крылова, В.А. Сластенин и др., современную действительность можно характеризовать наличием
глубокого противоречия между ожиданиями общества от педагога и реально существующим уровнем готовности к профессиональной деятельности выпускника вуза. Как отмечают авторы, имеет место быть определенная шаблонность, заданная штамповка подготовки будущих педагогов, что вступает в противоречие с необходимой сегодня ориентацией на индивидуализацию, творческую направленность личности педагога.
В структуре профессионально-педагогической подготовки как системы выделяются различные компоненты. Наибольший интерес с позиций нашего исследования представляет экологический компонент профессионально-педагогической подготовки, представленный нами в двух сферах: социально-экологической и валеологической. Реализация данного компонента предполагает формирование у будущих педагогов основных групп социально-экологических и валеологических компетенций.
Таким образом, формирование социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста рассматривается нами как система, процесс, педагогическая деятельность и компонент профессионально-педагогической подготовки. Каждый из обозначенных аспектов имеет свое сущностное наполнение и составные компоненты. Все это позволяет говорить о многообразии такого явления, как формирование социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Суворова, С.Л. Формирование коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. / Суворова Свет лана Леонидовна. - Челябинск, 2005. - 380 с.
2. Тюмасева, З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования : монография / З.И. Тюмасева. - Челябинск : ЧГПУ, 2006. - 322 с.
3. Пономарева, Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Пономарева Людмила Ивановна. - Екатеринбург, 2009. - 464 с.
4. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
УДК 378.17
З.Н. Черных, Т.М. Борисенко г. Шадринск
Занятия спортом как средство борьбы со стрессом у студентов
В данной статье рассматриваются понятия стресс и тревожность;причины, из-за которых может возникнуть стресс у студентов. Рассмотрены различные виды физической активности (бег, плавание, йога, спортивные игры) как средство борьбы со стрессом.
Студенты, стресс, тревожность, плавание, бег, йога.