Раздел 8. Подготовка кадров для правоохранительных органов и научная жизнь высшей школы
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОДГОТОВКОЙ, ПЕРЕПОДГОТОВКОЙ И ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ
А.Н. Каморников
(адъюнкт кафедры гражданско-правовых дисциплин Тюменского юридического института МВД России; [email protected])
В статье анализируются формы международной и внешнеэкономической деятельности высших учебных заведений МВД России. Автор акцентирует внимание на существенных условиях содержания договора оказания платных образовательных услуг иностранным гражданам вузами МВД России. В статье раскрывается специфика правового положения иностранных граждан, обучающихся в высших учебных заведениях МВД России.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, международная деятельность, договор, обучение, образование.
В Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» указаны следующие формы международной и внешнеэкономической деятельности высших учебных заведений, к котором относятся и вузы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России):
- участие в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками;
- проведение совместных научных исследований, а также конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий;
- осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований, а также опытно-конструкторских работ по заказам иностранных юридических лиц;
- участие в международных программах совершенствования высшего и послевузовского профессионального образования [1].
В упомянутом законе также отражены такие аспекты международной и внешнеэкономической деятельности высших учебных заведений (вузов), как вступление в неправительственные международные организации, заключение с иностран-
ными партнерами договоров о совместной деятельности, создание с участием иностранных партнеров структурных подразделений (центров, лабораторий, технических парков и других подразделений), а также подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранных граждан в Российской Федерации, преподавательская и научно-исследовательская работа граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты.
Следует согласиться с профессором А.Н. Козыриным, который отмечает, что в настоящее время формы международного сотрудничества в сфере высшего и послевузовского образования постоянно развиваются и совершенствуются. В связи с этим помещение в статье 33 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» «закрытого списка» (исчерпывающего перечисления) форм международной и внешнеэкономической деятельности вузов не является оптимальным [2, с. 67].
Действительно, действующее законодательство не оговаривает таких форм международной и внешнеэкономической деятельности вузов, в том числе и МВД России, как проведение экспертиз по за-
104
явкам иностранных партнеров, оказание консультационных услуг и др. В связи с этим считаем целесообразным отказаться от исчерпывающего перечисления форм международной и внешнеэкономической деятельности вузов посредством включения в нее оговорки на иные формы.
Следует отметить, что каждая из названных форм международной и внешнеэкономической деятельности высших учебных заведений привлекательна возможностью повышения качества предоставляемых образовательных услуг, но не все связаны с возможностью привлечения новых источников финансирования для деятельности образовательного учреждения. Приоритетное место в связи с этим отводится такой форме международной и внешнеэкономической деятельности вузов, как подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранных граждан, поскольку данная форма непосредственно связана с извлечением финансовых средств.
В настоящее время опыт осуществления международной и внешнеэкономической деятельности посредством подготовки, переподготовки и повышения квалификации иностранных граждан накоплен во многих вузах МВД России. Анализ практики осуществления рассматриваемой формы международной и внешнеэкономической деятельности вузов МВД России позволяет говорить о наличии противоречий в действующем законодательстве и, следовательно, сложностей правоприменительного характера.
Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранных граждан в Российской Федерации осуществляются по межгосударственным договорам, договорам между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, в ведении которых находятся вузы, и соответс-
твующими органами управления образованием иностранных государств, а также по прямым договорам, заключенным вузом с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами.
Таким образом, следует констатировать, что в правовом регулировании отношений, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации иностранных граждан в вузах МВД России, используются международные договоры Российской Федерации, договоры МВД России с соответствующим органом управления образованием иностранного государства, а также договоры, заключаемые вузом МВД России с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами.
Механизм заключения международных договоров (контрактов) выглядит следующим образом. Департамент кадрового обеспечения МВД России (далее - ДКО МВД России), получив информацию о желании иностранных правоохранительных органов обучать граждан в вузе МВД России, определяет возможность такого обучения и составляет приблизительную смету обучения. После этого весь пакет документации направляется руководству МВД России для согласования. После получения согласия ДКО МВД России сообщает иностранному заказчику условия, на которых может быть организовано обучение. При одобрении данных условий иностранным заказчиком составляется проект контракта, который согласовывается с Правовым департаментом МВД России и Управлением организации международного сотрудничества Административного департамента МВД России. Заключительным этапом является подписание контракта руководством правоохранительных ведомств двух государств.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранных граждан в вузах МВД России по международным договорам МВД России может осуществляться как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Финансирование обучения иностранных граждан на безвозмездной основе осуществляется из феде-
Юридическая наука и правоохранительная практика рального бюджета. В связи с этим следует согласиться с В.В. Кваниной, по мнению которой обстоятельство, что обучающийся не производит оплату за обучение, не влияет на вывод о гражданско-правовой природе рассматриваемых отношений. В данном случае образовательные услуги, осуществляемые вузом за счет бюджетных средств, являются для потребителей услуг бесплатными, для вуза - возмездными (затраты на обучение иностранных граждан финансируются из государственного бюджета) [3, с. 308].
Возможность предоставления иностранному гражданину платных образовательных услуг закреплена в п. 10 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», согласно которому государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения [4].
Кроме того, ст. 29 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает, что вуз в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности. Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данного высшего учебного заведения.
Анализируя практику реализации рассматриваемой формы международной и внешнеэкономической деятельности вузов, следует согласиться с моделью, предложенной А.А. Варушкиным. По его
мнению, возможны следующие правовые основания и схемы обучения иностранных специалистов в вузах МВД России:
1. МВД России заключает договор с иностранным контрагентом (юридическим или физическим лицом). Условия обучения и обеспечения иностранных граждан в соответствии с этим договором являются обязательными для выполнения высшим учебным заведением. В случае возникновения вопросов, не урегулированных договором (контрактом), в соответствии с которым принят на обучение учащийся, вуз МВД России не имеет право принимать самостоятельное решение без предварительного согласования его с ДКО МВД России, Правовым департаментом МВД России и Управлением организации международного сотрудничества Административного департамента МВД России, которые являются ответственными подразделениями министерства по выполнению контрактов между МВД России и иностранным заказчиком по вопросам подготовки иностранных специалистов.
2. Образовательное учреждение МВД России заключает контракты с иностранными физическими и юридическими лицами с соблюдением следующих условий:
- наличие письменного согласия с ДКО МВД России, Правовым департаментом МВД России и Управлением организации международного сотрудничества Административного департамента МВД России о возможности обучения иностранных граждан в этом образовательном учреждении;
- согласование с ДКО МВД России, Правовым департаментом МВД России и Управлением организации международного сотрудничества Административного департамента МВД России проекта контракта между вузом МВД России и иностранными физическими лицами, и иностранными юридическими лицами, направившими на учебу первых [5, с. 28-29].
Таким образом, правовой основой осуществления рассматриваемой формы международной и внешнеэкономической деятельности является договор по оказанию платных образовательных услуг инос-
транным гражданам вузами МВД России, который может быть заключен как МВД России, так и непосредственно вузом МВД России.
Указанный договор является одним из видов договоров возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ), поэтому отношения, возникающие в результате его заключения, регулируются гражданским законодательством, в том числе нормами гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Вместе с тем к таким отношениям применяются нормы законодательства об образовании, в частности Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также подзаконные нормативные акты и локальные акты отдельных вузов [6, с. 5].
Процесс заключения договора возмездного оказания образовательных услуг состоит из следующих стадий: предварительные переговоры и согласование воли субъектов; подача абитуриентом заявления о допуске к вступительным испытаниям; проведение вступительных испытаний и конкурса по их результатам (в случае, если количество мест приема меньше количества поданных заявлений); оформление договора [5, с. 83].
По мнению В.В. Кваниной, из определения договора на оказание высшим учебным заведением образовательных услуг вытекает его следующая характеристика: он является консенсуальным, двусторонним, возмездным - с позиции вуза, платным или бесплатным - с позиции обучающегося [3, с. 315].
Характеризуя содержание договора оказания платных образовательных услуг иностранным гражданам вузами МВД России, необходимо рассмотреть существенные условия. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Несмотря на то обстоятельство, что к существенным условиям относятся те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, договор оказания образовательных услуг представляет собой договор присоединения, так как у контрагентов вуза есть только право присоединиться к предложенному договору в целом. Такая правоприменительная позиция субъектов предоставления образовательных услуг вызвана тем, что они используют договоры, разработанные с учетом Правил оказания возмездных образовательных услуг [7] и Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования [8], и в то же время эта позиция носит противоречивый характер, поскольку не учитывает волеизъявление заказчика.
Исходя из положений действующего законодательства, существенными условиями договора на оказание высшим учебным заведением, в том числе и МВД России, образовательных услуг являются: предмет договора и размер платы за обучение, включающий в себя порядок осуществления расчетов заказчиком.
Следует отметить, что многие существенные условия договора не конкретизируются в подписываемом документе, а будут отражены, например, в уставе высшего учебного заведения, который в соответствии с договором стороны обязуются выполнять.
Первым существенным условием договора оказания образовательных услуг является предмет договора. Предмет договора - правообразующий элемент, обладающий следующими признаками: определенность (должен обладать четко определенными качествами и быть четко обозначен), возможность осуществления (осуществление прав и обязанностей, входящих в содержание обязательства, объективно возможно), дозволенность (отсутствие запретов в законе) [9, с. 165].
Следует согласиться с мнением Ю.А. Варфоломеевой, считающей, что образовательная услуга как предмет исследуемого договора обладает всеми тремя
Юридическая наука и правоохранительная практика перечисленными признаками, а именно: она носит четко определенный характер (наименование учебных дисциплин, объем занятий - в академических часах, сроки предоставления и ряд других характеристик установлены государственным стандартом высшего профессионального образования и могут быть определены в самом договоре со ссылкой на стандарт), она возможна (осуществление сторонами прав и обязанностей, составляющих содержание договорного обязательства, объективно возможно) и, наконец, она дозволена (нет запретов на право предоставления образовательных услуг; такое право закреплено, в частности, в ст. 41 Закона РФ «Об образовании», а также в ст. 29 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») [6, с. 7].
Образовательные услуги, относясь в системе услуг к группе личных и социально значимых услуг, в юридической литературе наделяются следующими чертами: несохраняемостью; изменчивостью качества; отсутствием гарантий (с приобретением образовательной услуги потребитель не получает гарантии: можно вернуть товар, но не знания); неосязаемостью услуги; целостностью; длительностью потребления и последующего использования; сложностью; многократностью использования; взаимосвязанностью с потребителем; невозможностью полной стандартизации; невозможностью оценки ожидаемого личного эффекта от образовательной услуги потребителем в силу сложности прогнозирования состояния рынка труда на момент завершения обучения; эффектом запаздывания и кумулятивным эффектом на индивидуальную и общественную полезность образовательной услуги; невозможностью гарантировать достижение высокого результата образовательной услуги, поскольку он (результат) зависит не только от исполнителя, но и от самого обучающегося, его способностей, внимательности, старания и трудолюбия [10, с. 14].
Таким образом, если говорить о совокупности образовательных услуг, представляющих собой элемент предмета договора на оказание вузом образовательных
услуг, то под ними следует понимать целенаправленную, последовательную деятельность в лице профессорско-преподавательского состава, направленную на передачу обучающимся системы знаний, умений, формирование у них профессиональных практических навыков, глубина восприятия которых зависит от их личностных качеств, сопровождающуюся выдачей документа государственного образца о высшем профессиональном образовании [10, с. 14].
Схожей позиции придерживается А.А. Варушкин, определяя, что предмет исследуемого договора представляет собой деятельность учебного заведения, в том числе и МВД России, по оказанию образовательных услуг [5, с. 65].
Таким образом, предмет договора оказания образовательных услуг вузами МВД России можно определить как образовательную деятельность вуза МВД России посредством предоставления образовательных услуг, направленную на получение обучающимися знаний, умений и навыков.
Следующим существенным условием является размер платы за обучение и порядок осуществления расчетов заказчиком. Учитывая, что договор на оказание образовательных услуг носит публичный характер, представляется, что размер платы за обучение должен быть одинаковым. Подобной позиции придерживается и В.В. Кванина, отмечая, что в силу публичности договора на оказание вузом образовательных услуг его цена должна быть одинаковой для всех обучающихся, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Аналогичное положение закреплено и в п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг [10, с. 15].
Являясь существенным условием договора оказания платных образовательных услуг, размер платы за обучение должен быть зафиксирован на весь срок обучения иностранного гражданина. При этом цена договора на оказание вузом образовательных услуг определяется вузом самостоятельно исходя из уровня и качества оказы-
ваемых услуг. Как отмечает В.В. Кванина, фиксация может быть произведена тремя способами: 1) закреплением ее размера в договоре; 2) закреплением в договоре способа определения цены; 3) сметой (приблизительной или твердой) [10, с. 16].
Стоимость обучения, по нашему мнению, должна определяться исходя из затрат на обеспечение учебного процесса, административно-хозяйственных расходов и качества предоставляемых образовательных услуг (в данном случае необходимо учитывать остепененность профессорско-преподавательского состава).
Анализ практики заключения договоров оказания платных образовательных услуг вузами МВД России как с иностранными гражданами, так и с гражданами России свидетельствует о том, что в большинстве случаев в договоре цена конкретизируется только за первый год обучения, при этом указывается, что в последующие годы она подлежит установлению по приказу начальника вуза.
Такая правоприменительная ситуация противоречит положениям действующего законодательства, и в частности п. 19 Правил оказания платных образовательных услуг, согласно которому составление сметы за весь период обучения обязательно, если этого потребует потребитель.
Таким образом, считаем обоснованной позицию В.В. Кваниной, утверждающей, что если в договоре отсутствует цена за весь период обучения, то договор должен признаваться незаключенным со всеми вытекающими отсюда последствиями [10, с. 17].
По данному вопросу интересным представляется постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2004 г. № Ф09-3317/04-ГК. Рассматривая договор возмездного оказания образовательных услуг между Уральским государственным техническим университетом - УПИ и гражданкой Жу-рихиной Н.С., суд отметил, что в договоре не установлен механизм изменения условия договора о стоимости услуг, в частности право образовательного учреждения в одностороннем порядке изменять размер
стоимости услуг. Следовательно, договор может быть изменен лишь по согласию сторон, а в ином случае - только с соблюдением требований ст.ст. 450, 452 ГК РФ.
При рассмотрении спора судом установлено, что Журихина Н.С. не изъявляла намерений заключить дополнительные соглашения об изменении стоимости образовательных услуг. Более того, как следует из материалов дела, Журихина Н.С. понуждалась ГОУ ВПО «УГТУ - УПИ» административными мерами к заключению дополнительных соглашений об изменении стоимости услуг, что противоречит принципу свободы договора, установленному п. 1 ст. 421 ГК РФ, и нарушает права потребителя на получение услуг на условиях, согласованных в заключенном с ним договоре (ст.ст. 4, 16 Федерального закона «О защите прав потребителей») [11].
Безусловным остается факт того, что в такой ситуации не учитывается повышение платы за обучение в связи с инфляционными процессами в экономике, а это не отвечает интересам исполнителя.
В данном случае мы считаем уместным при определении размера и порядка оплаты как существенного условия договора оказания платных образовательных услуг существование оговорки об инфляционных процессах в экономике. При этом увеличение размера оплаты должно осуществляться на основе публикуемых данных инфляционного процесса за один учебный год. Такое решение, по нашему мнению, позволит избежать самовольного завышения цен со стороны исполнителя.
Применительно к порядку осуществления расчетов следует отметить, что получение денежных средств по контракту Министерства может быть организовано по одному из двух вариантов:
1. В тексте контракта, с согласия Главного финансово-экономического управления (ГФЭУ) МВД России, указывается счет образовательного учреждения МВД России, которое будет обучать иностранных специалистов. При этом денежные средства напрямую поступают на счет образовательного учреждения. Данный вариант в соответствии с законодательством
Юридическая наука и правоохранительная практика Российской Федерации возможен только при условии оплаты обучения в иностранной валюте. Таким образом, необходимым условием является наличие у высшего учебного заведения МВД России валютного счета.
2. При отсутствии у высшего учебного заведения МВД России валютного счета денежные средства поступают на валютный счет ГФЭУ МВД России. В соответствии с обращением высшего учебного заведения МВД России ГФЭУ МВД России осуществляет конвертацию валюты в российские рубли и переводит деньги на рублевый счет высшего учебного заведения МВД Росси [5, с. 28-29].
Использование иностранной валюты в качестве средства платежа в Российской Федерации является валютной операцией, следовательно, получение платежей по внешнеэкономическим контрактам в Российской Федерации связано с ограничениями в области валютного регулирования и валютного контроля.
В случае если вуз заключил договор оказания образовательных услуг с иностранным гражданином, лично проходящим обучение в учебном заведении на территории Российской Федерации и лично оплачивающим услуги, валютой платежа может являться только российский рубль, а получение лицом средств из-за границы является его частным делом.
Таким образом, определение размера оплаты и порядка осуществления расчетов с заказчиком должно соответствовать не только положениям гражданского законодательства, но и требованиям финансового законодательства, в том числе валютного и налогового.
Наряду с существенными условиями договора возмездного оказания образовательных услуг большое значение для правоприменительной практики играют условия расторжения договора. Расторжение договора возмездного оказания образовательных услуг возможно по соглашению сторон, а также по инициативе одной из них в судебном порядке в случае существенного нарушения условий договора дру-
гой стороной, а также существенного изменения обстоятельств.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 782 ГК РФ право вуза-исполнителя на односторонний отказ от договора о предоставлении платных образовательных услуг обусловлено одним-единственным требованием о полном возмещении заказчику убытков. Это означает, что вуз-исполнитель вправе, так же как и потребитель, отказаться от предоставления платных образовательных услуг в любое время и по любым основаниям
Особого внимания заслуживают нормы пп. 2, 3 ст. 781 ГК РФ, устанавливающие специальные правила ответственности сторон в случае невозможности исполнения услуги, согласно которым в случае невозможности исполнения услуг, возникшей по вине заказчика (потребителя), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик (потребитель) возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг [12].
Интересным по данному вопросу представляется суждение В.В. Кваниной, которая отмечает, что согласно п. 1 ст. 782 ГК РФ потребитель вправе отказаться от исполнения договора лишь при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. По ее мнению, данная норма конкурирует с правилами п. 2 ст. 781 ГК РФ. В частности, в нем предусмотрено, что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. При этом, если студенты в установленные сроки не прошли испытания промежуточной аттестации и в связи с этим ими представлены заявления о расторжении договора, то в этом случае подлежит применению правило п. 2 ст. 781 ГК РФ. В соответствии с данным правилом обучающиеся должны
оплатить услуги в полном объеме, так как невозможность исполнения обязательства возникла по их вине. Однако «полный объем» предполагает цену договора за весь период обучения. Представляется, что предусмотренное п. 2 ст. 781 ГК РФ последствие слишком жесткое и не учитывает специфики предмета отдельных видов договорных обязательств на оказание услуг, срока договора. В то же время нельзя не учитывать и интересы исполнителя [10, с. 15].
Подводя итог, В.В. Кванина отмечает, что применительно к данной ситуации в законе (например, Законе об образовании) должна быть предусмотрена специальная норма, одновременно отвечающая интересам и обучающегося, и вуза. Например, целесообразно было бы возложить на студента обязанность возместить вузу цену договора за календарный год обучения, в котором произошло расторжение договора. Данная санкция выступала бы в этом случае в качестве меры гражданско-правовой ответственности за недолжное исполнение студентом своих обязанностей по договору [10, с. 15].
По нашему мнению, с указанным предложением следует согласиться частично, поскольку существование трудностей правоприменительного характера не вызывает сомнений. Однако предлагаемые варианты их разрешения не совсем адекватны. Считаем, что норму, указанную В.В. Кваниной, рациональнее закрепить в Правилах оказания возмездных образовательных услуг и Примерной форме договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования. Такое решение рассматриваемой проблемы позволит избежать противоречий между гражданским и образовательным законодательством.
Сторонами договора возмездного оказания образовательных услуг выступают образовательное учреждение, в рассматриваемом нами случае вуз МВД России и физическое лицо - иностранный гражданин.
Иностранный граждан, желающий обучаться в вузе МВД России, должен
представить заявление и письменное направление иностранного государственного правоохранительного органа. Рассмотрев заявление, руководитель вуза МВД России направляет пакет документов в ДКО МВД России, где рассматривается возможность обучения данного гражданина в выбранном им вузе МВД России. При положительной оценке ДКО МВД России утверждает контракт на обучение иностранного гражданина.
Основой правового положения иностранных граждан, обучающихся в высших учебных заведениях МВД России, является основание нахождения их на территории РФ.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [13] иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы. Иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство. При этом п. 1 ст. 25 устанавливает, что основанием для выдачи иностранному гражданину визы является приглашение на въезд в Российскую Федерацию. Как следует из ст.ст. 25.1 и 25.6 данного закона, иностранным гражданам, въезжающим в Россию для получения образования, выдается обыкновенная учебная виза (выдается на срок до одного года). При этом цель поездки и данные о приглашающей организации содержатся в визе.
Таким образом, иностранный гражданин, въезжающий в Российскую Федерацию с целью обучения в образовательном учреждении (за исключением иностранных граждан, имеющих вид на жительство в России), обязан получить обыкновенную учебную визу. В противном случае иностранный гражданин несет административную ответственность за несоблюдение
Юридическая наука и правоохранительная практика режима пребывания (проживания) на территории России.
В связи с этим следует отметить, что согласно ст. 7 и ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [14] в случае нахождения гражданина за пределами РФ более шести месяцев временное проживание и вид на жительство аннулируется. Разумеется, что ст. 7 предусматривает и иные основания аннулирования. Ряд из них носит бесспорный характер, например, иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации или финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность.
При этом есть основания, которые носят не столь бесспорный характер. Например, временное проживание и вид на жительство аннулируется в случае, если в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание иностранный гражданин не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении.
Учитывая, что иностранные граждане, обучающиеся в РФ, являются специфичной категорией иностранных граждан, законодатель закрепил, что указанное основание не распространяется на иностранного гражданина являющегося студентом или аспирантом очной формы обучения в вузе Российской Федерации.
О таком основании, как нахождение гражданина за пределами РФ более шести месяцев, законодатель ничего не говорит, что позволяет нам констатировать распространение данного положения на иност-
ранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях РФ.
Будучи полноценными участниками образовательных отношений, иностранные граждане, обучающиеся в России, имеют право на академический отпуск. Приказ Минобразования РФ от 5 ноября 1998 г. № 2782 «О порядке предоставления академических отпусков» устанавливает, что академический отпуск - это отпуск, предоставляемый студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные обстоятельства и др.) [15], длительностью не более 12 месяцев.
Таким образом, следует констатировать противоречивость действующего законодательства. В связи с этим считаем целесообразным дополнить п. 11 ст. 7 и п. 11 ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» положением о том, что действие указанного основания не распространяется на иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации, при предоставлении им академического отпуска.
Итак, проанализировав отдельные аспекты правового регулирования отношений, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации иностранных граждан в вузах МВД России, следует подвести некоторые итоги.
Определенные трудности в правоприменительной практике вызывает вопрос об определении размера и порядка оплаты образовательных услуг. По нашему мнению, при определении размера и порядка оплаты, как существенного условия договора оказания платных образовательных услуг, необходима оговорка об инфляционных процессах в экономике. При этом увеличение размера оплаты должно осуществляться на основе публикуемых данных инфляционного процесса за год. Такое решение, как представляется, позволит избежать самовольного завышения цен со стороны исполнителя.
Наряду с этим остается дискусси-
онным вопрос о возложении на студента обязанности возместить вузу цену договора за год в случае одностороннего его расторжения. По нашему мнению, с указанным предложением следует согласиться, закрепив норму, содержащую данную обязанность, в Правилах оказания возмездных образовательных услуг и Примерной форме договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования. Такое решение рассматриваемой проблемы позволит избежать противоречий между гражданским и образовательным законодательством.
Заключительным аспектом является противоречивость действующего законодательства в части аннулирования оснований пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. В связи с этим, как уже ранее отмечалось, считаем целесообразным дополнить п. 11 ст. 7 и п. 11 ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» положением о том, что действие указанного основания аннулирования вида на жительство не распространяется на иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации, при предоставлении им академического отпуска.
1. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон от 22 авг. 1996 г. № 125-ФЗ: ред. от 27.12.2009 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4135; 2009. № 31. Ст. 3923.
2. Козырин А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и основным документам Болонского процесса» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант», 2007.
3. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: монография. М.: Готика, 2005. 385 с.
4. Об образовании: закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1: ред. от 23.07.2009 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150; 2009. № 29. Ст. 3585.
5. Варушкин А.А. Правовое регули-
рование оказания платных образовательных услуг иностранным гражданам учреждениями МВД России: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. 150 с.
6. Варфоломеева Ю.А. Правовое регулирование платной образовательной и иной деятельности высших учебных заведений, приносящей доходы // Гражданин и право. 2006. № 3. С. 5-8.
7. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505: ред. от 15.09.2008 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 3016; 2008. № 38. Ст. 4317.
8. Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования // Российская газета. 2003. 19 авг. № 163.
9. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая. Общие положения. 2-е изд. М., 1999. 800 с.
10. Кванина В.В. Договор на оказание ВУЗом образовательных услуг // Закон. 2007. № 4. С. 14-18.
11. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 окт. 2004 г. № Ф09-3317/04-ГК [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
12. Чернега О.А. Высшее образование в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
13. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон от 15 авг. 1996 г. № 114-ФЗ: ред. от 28.06.2009 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 2009. № 26. Ст. 3123.
14. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: фе-дер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ: ред. от 28.06.2009 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032; 2009. № 26. Ст. 3125.
15. О порядке предоставления академических отпусков: приказ Минобразования РФ от 5 нояб. 1998 г. № 2782 // Российская газета. 1999. № 97. 21 мая.