Научная статья на тему 'Некоторые аспекты инновационной подготовки конкурентоспособного учителя'

Некоторые аспекты инновационной подготовки конкурентоспособного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / COMPETITIVE SPECIALIST / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манузина Елена Борисовна, Норина Елена Эдуардовна

Рассматриваются некоторые аспекты инновационной подготовки конкурентоспособного учителя. На основе анализа и обобщения дефиниций «конкурентоспособность»,«конкурентоспособный специалист» определены структура и компоненты конкурентоспособности, систематизированы основные принципы формирования конкурентоспособной личности. Представлены результаты диагностики магистрантов и педагогов с целью выявления их восприимчивости к новшествам, мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств и барьеров, препятствующих освоению инноваций. Описана программа подготовки конкурентоспособного учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манузина Елена Борисовна, Норина Елена Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE INNOVATIVE TRAINING OF COMPETITIVE TEACHER

The article considers some aspects of the innovative preparation of competitive teachers. Based on the analysis and synthesis of definitions of “competitiveness”, “competitive specialist” defined the structure of competitiveness and its components (paradigmatic, prognostic, information and meaningful, operationally-activity, motivational and value, emotional and volitional) systematized basic principles that shape the competitive person (cooperation, individually-personal orientation of training, the formation of a positive self-concept). The results of diagnostics of undergraduates and teachers to identify their susceptibility to innovations, motivational readiness of the teaching staff to the development of novations and barriers that prevent from the development of innovation. Describes the program of training a competitive teacher, which presents the purpose, content and expected results. The program identifies three stages of training: reflexive and analytical, conceptual and organizational and technological projecting.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты инновационной подготовки конкурентоспособного учителя»

УДК 378

Е. Б. Манузина, Е. Э. Норина

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО УЧИТЕЛЯ

Рассматриваются некоторые аспекты инновационной подготовки конкурентоспособного учителя. На основе анализа и обобщения дефиниций «конкурентоспособность», «конкурентоспособный специалист» определены структура и компоненты конкурентоспособности, систематизированы основные принципы формирования конкурентоспособной личности. Представлены результаты диагностики магистрантов и педагогов с целью выявления их восприимчивости к новшествам, мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств и барьеров, препятствующих освоению инноваций. Описана программа подготовки конкурентоспособного учителя.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособный специалист, инновационная деятельность.

В условиях рыночной экономики проблема формирования кадрового потенциала, способного не только противостоять всем изменениям, происходящим в обществе, но и в перспективе взять на себя управление социально-экономическими процессами, становится генеральной линией системы образования. Действительно приоритетной задачей образовательной политики становится конкурентоспособность личности, т. е. подготовка конкурентоспособных специалистов, способных к постоянному самосовершенствованию, самообразованию и активной творческой деятельности.

Наиболее плодотворно проблема конкурентоспособности персонала (дефиниции, роль в управленческой деятельности, социально-психологическая структура, методические основы оценки конкурентоспособности, подходы к подготовке конкурентоспособного специалиста и др.) разрабатывалась в теории менеджмента зарубежными (И. Ансофф, А. Вайс-ман, Ф. Вудкок, А. А. Мескон, Т. Санталайнен) и отечественными (В. А. Дятлов, Е. Б. Попова, В. В. Травин, Р. А. Фатхутдинов, В. И. Шаповалов) исследователями. Ее отдельные аспекты в системе высшего профессионального образования нашли отражение в работах В. И. За-гвязинского, В. П. Кузовлева, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандрова, В. М. Монахова, П. Е. Решетникова, А. В. Репринцева, В. А. Сластёнина и др.

На сегодняшний день интенсивно исследуются образовательно-политические и организационно-практические предпосылки, способствующие разработке проблемы. К ним следует отнести: принятие национальной доктрины образования, Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования; интеграцию образовательных учреждений в единые педагогические комплексы, увеличение инновационных процессов педагогического и общего образования; стремление учреждений повышения квалификации, методических и психологических служб общего и профессионального образования к созданию программ профессионально-личностного развития педагога. Появление данных предпосылок требует теоретического осмысления их роли в процессе формирования конкурентоспособной личности учителя.

Рассмотрев сущность понятия «конкурентоспособность», В. Н. Мезинов отмечает, что это динамическое, системное, многоуровневое личностное образование, обеспечивающее внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром, характеризующееся высшим уровнем проявления способностей как возможностей человека для дости-

жения конкурентных преимуществ на каком-либо поприще [1]. Л. Ф. Рахуба, анализируя представления о конкурентоспособном специалисте, подчеркивает, что это «специалист уровня акме, профессионал, максимально сочетающий в себе все то, что необходимо для успеха в очень сложных конкурентных условиях трудовой деятельности» [2].

В работе М. И. Шиловой, И. Л. Белых предложены определение и модель конкурентоспособности специалиста, а также модель конкурентоспособности выпускника вуза. «„Конкурентоспособный специалист", - по мнению авторов, - это работник-профессионал, способный на рынке труда предложить себя как товар и спросить за это достойную цену, обеспечивающую благополучие ему и его семье. Конкурентоспособный специалист - это тот, в ком сегодня есть потребность в обществе (востребованность)» [3]. Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром [4]. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе школьного образования создать не удается.

Определение структуры конкурентоспособности предполагает упорядочение качеств и параметров. На основе анализа теоретических работ по психологии личности (А. А. Бода-лев, Е. А. Климов, Б. Ф. Ломов, Л. М. Митина, С. Л. Рубинштейн и др.) в качестве сущностных признаков конкурентоспособности нами выделены: интеллектуальный потенциал, самоактуализация, адекватная самооценка, самообучение, коммуникабельность, интерналь-ность, нравственный императив, способность принимать ответственные решения, ценностно ориентированная адекватность, готовность к профессиональному самоопределению.

Таким образом, выделив признаки конкурентоспособности, рассмотрим с позиций структурно-функционального подхода следующие компоненты конкурентоспособности: парадиг-мально-прогностический, информационно-содержательный, операционально-деятельностный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой. Каждый из компонентов является относительно самостоятельной подструктурой, которая в то же время подчиняется общим законам развития личности и воплощает в себе единство сознания, деятельности и общественных отношений [4].

Парадигмально-прогностический компонент предполагает выявление личностных перспектив конкурентоспособного поведения (КС-поведения), самосовершенствование в соответствии с идеальной моделью КС-поведения.

Информационно-содержательный компонент образует комплекс знаний, которые связаны с Я-концепцией, определением стратегии и тактики КС-поведения, принятием решения, самооценкой, коммуникативными и регулятивными действиями.

Операционально-деятельностный компонент составляют умения и навыки познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера, определяющие успешность КС-поведения.

Мотивационно-ценностный компонент отражает ценностные ориентации личности, стремление к нравственному самосовершенствованию, позитивную установку на различные виды социально значимой активности, потребности самоактуализации, самоутверждения, самовыражения, саморазвития.

Эмоционально-волевой компонент включает ответственность, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, сопереживание, самоконтроль.

Систематизация качеств конкурентоспособности - это задача, касающаяся критериев социокультурного развития и личностного самосовершенствования каждого человека в отдельности.

В контексте компетентностного подхода к основным принципам, формирующим конкурентоспособную личность, на наш взгляд, могут относиться: принцип сотрудничества, принцип индивидуально-личностной ориентации обучения, принцип формирования позитивной Я-концепции.

Основополагающим методологическим принципом в формировании конкурентоспособной личности, по нашему мнению, является принцип сотрудничества. Основной целью принципа сотрудничества является привлечение субъекта и объекта учебного процесса к совместной деятельности для достижения успеха обучения. Отношения в контексте принципа сотрудничества становятся субъект-субъектными.

Принцип сотрудничества предполагает формирование таких, например, компетенций: готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт; готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов; способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения.

Принцип индивидуально-личностной ориентации обучения. Приступая к рассмотрению данного принципа, следует объяснить понятия «личность», «индивидуальность» и соответственно «индивидуально-личностная ориентация».

Исходя из изученных определений понятия «личность» мы заметили, что многие исследователи (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Б. Д. Пары-гин) сходятся в одном мнении, что личность представляет собой единое целое, наделенное сознанием. Мы согласны с мнением К. К. Платонова, который считает, что индивидуальность - это особенное в индивиде, совокупность только ему присущих особенностей (в частности, свойств личности), которая делает человека и его личность единичным воплощением типичного и всеобщего. Индивидуальность нельзя ни отождествлять с личностью, что нередко делается, ни отрывать от нее. Личность всегда неповторима и, следовательно, индивидуальна [5].

Следовательно, принцип индивидуально-личностной ориентации обучения - это направленность действий на определенную личность, личность индивидуальную, имеющую свои потребности и интересы.

Принцип формирования позитивной Я-концепции. Одним из ведущих направлений в формировании позитивной Я-концепции является гуманизация образования, характеризующаяся совместным поиском жизненных ценностей. Гуманизация образования видит своей целью признание ценности каждой личности, обретение обучающимися целостной смысловой картины современного мира и соответственно формирование позитивной Я-концепции. Одним из наиболее значимых факторов является свободное развитие личности обучающегося, способного к конкурентной деятельности.

Реализация принципа формирования позитивной Я-концепции направлена на развитие таких компетенций, как способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения, готовность разрабатывать стратегии просветительской деятельности, способность разрабатывать и реализо-вывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций.

Таким образом, все авторы сходятся во мнении, что формирование конкурентоспособной личности невозможно без формирования профессиональных лидерских качеств, таких как высокая работоспособность, твердая выдержка, адекватное восприятие неустойчивости и агрессивности внешней среды, осознание своей субъектности, позитивная Я-кон-цепция, способность к труду определенного качества, уровень гражданского самосознания и социальной зрелости, ценностные ориентации и др. Такое высокое качество образования возможно в условиях организации инновационной деятельности будущих специалистов.

Возрастающая частота употребления дефиниций «инновация», «инновационные процессы», «инновационная деятельность», «инновационная подготовка» свидетельствует о росте понимания качественного обновления жизни российского общества. Тем не менее в ряде исследований отмечается, что в последние годы понятие об инновациях в образовании вообще стало предметом сомнения. С одной стороны, говорят, что инновациями занимаются все - особенно при разработке конкретных исследовательских тем, а потому и не нуждаются в каком-либо особом исследовании или обсуждении того, что такое инновации в образовании. С другой стороны, маячат идеи о необходимости оценки инноваций, разработки критериев их валидности, отсеивания мнимых инноваций, что, очевидно, предполагает построение соответствующей исследовательской программы [6].

Главный компонент всякой инновационной системы - люди, обладающие определенными качествами, необходимыми для эффективного создания, распространения и освоения новшеств. Человеческий духовный и интеллектуальный потенциал национальной инновационной системы может в полной мере сформироваться только в сфере образования.

В исследованиях В. П. Беспалько отмечается, что «нынешняя система образования не в состоянии целенаправленно готовить инноваторов и творцов для нестандартной деятельности в различных отраслях общественного производства» [6]. Анализируя причины беспомощности образования, автор подчеркивает, что вся «система современного образования, среднего и высшего, направлена на запоминание возможно большего объема рецептурной информации, а не на осознанное усвоение существенных связей и отношений в изучаемой области» [6].

В связи с этим возникает противоречие между объективной необходимостью конкурентоспособности личности будущего учителя и недостаточной возможностью осуществить и оценить инновационную деятельность будущей конкурентоспособной личности. Чтобы образование не отставало от времени и могло адекватно отвечать на его вызовы, нужна эффективно действующая инновационная система, которая должна стать органической частью национальной системы. Как и развитие образования, развитие инновационной системы должно опираться на научную базу.

В. С. Лазарев вводит понятие «инновационная система образования», которое понимается как «совокупность государственных и негосударственных институтов, реализующих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях программы разработки, распространения и освоения новшеств в целях повышения качества и эффективности образовательной деятельности» [7]. Автор отмечает, что отдельная сложность этой работы состоит в том, что педагогические инновации явным образом обнаруживают себя лишь в самой образовательной практике, приобретая характер практической разработки.

Ю. В. Пушкарев, исследуя проблему инновационного развития системы образования, отмечает, что «инновационное образование должно воспитывать в человеке способности и стремления к развитию и преобразованию», т. е. специалист, осуществляющий инновационное образование, должен: анализировать сходство и различия; сопоставлять и проводить аналогии; находить аргументы и критерии в пользу этих аргументов; учитывать влияние

контекста на содержание понятия; уметь отличать когнитивные аспекты проблемной ситуации от психологических, этических и эстетических; рефлексивно и критически оценивать свою мыслительную деятельность [8].

Анализируя инновационную деятельность в структуре педагогического профессионализма, В. И. Слободчиков устанавливает, что любая инновационная деятельность «должна иметь свою культурно заданную форму, своих субъектов, свои цели, средства и условия своего осуществления, точную систему экспертизы педагогических инноваций, при этом развитой культурной формой инновационной деятельности в образовании является проектирование» [9]. Складывающаяся проектная парадигма в комплексе психолого-педагогических наук, как основание и рамка инновационной культуры в образовании, в настоящее время имеет исключительное значение как на общетеоретическом уровне, так и на уровне самой образовательной практики.

Исходя из вышеупомянутого мы приходим к выводу, что конкурентоспособность личности невозможна без вовлечения ее в инновационную деятельность, предполагающую способность к получению нового знания, на основе которого разрабатывается собственно инновационный проект, способный внести изменения в существующую образовательную практику.

В настоящей статье мы хотели бы осветить некоторые результаты исследования по реализации модели инновационной подготовки конкурентоспособного учителя. В эксперименте приняли участие магистранты и педагоги Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина и образовательных учреждений г. Бийска и Алтайского края. Нами была проведена диагностика с целью выявления некоторых моментов: восприимчивости педагогов к новшествам; мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств; барьеров, препятствующих освоению инноваций.

В опросе приняли участие 155 человек, из них преподаватели МБОУ «СОШ № 15» и «СОШ № 12», «Профессионального лицея № 22» г. Бийска, МБОУ «Лесная СОШ» Бий-ского района Алтайского края и «Белокурихинская школа № 1» г. Белокуриха Алтайского края.

В качестве пояснения отметим, что все магистранты на момент проведения исследования сами являлись представителями вышеперечисленных учебных заведений и принимали участие в анкетировании.

В комплекс диагностических методик нами были включены анкеты «Восприимчивость педагогов к новшествам» для определения уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам, «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств», «Барьеры, препятствующие освоению инноваций» для изучения причин непринятия новшеств в педагогическом коллективе.

Для определения уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам были использованы следующие показатели: K < 0,45 - критический уровень; 0,45 < K < 0,65 -низкий уровень; 0,65 < K < 0,85 - допустимый уровень; K > 0,85 - оптимальный уровень.

Первичная диагностика уровня восприимчивости педагогов к новшествам, позволила выявить следующие результаты: на критическом уровне находилось 18 % педагогов, низком - 25 %, на допустимом - 37 %, оптимальном - 20 %. Таким образом, на начало опытно-экспериментальной работы средний коэффициент восприимчивости педагогов к новшествам находился в рамках допустимого уровня.

Анкета «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств» позволила выявить уровень инновационного потенциала педагогического коллектива путем выбора у учителей мотивов, связанных с возможностью самореализации личности. Анализ

анкет показал, что в основном освоение новшеств педагогическим коллективом связано: с потребностью в контактах с интересными, творческими людьми; ощущением собственной готовности участвовать в инновационных процессах; уверенностью в себе; материальными причинами: повышением заработной платы, возможностью пройти аттестацию. Таким образом, выявленные мотивы свидетельствовали о среднем уровне инновационного потенциала педагогического коллектива.

Анкета «Барьеры, препятствующие освоению инноваций» позволяла выявить основные типы - экономические, личностные и социальные - сопротивления организационным нововведениям.

Причинами личностного характера преподаватели считают: восприятие критики их личных методов работы как обиды (20 %); чувство страха перед отрицательными результатами (30 %); плохое здоровье, другие личные причины (30 %); убеждение, что эффективно учить можно и по-старому (68 %).

Как видим, преподаватели в основном боятся инноваций, поскольку они: ведут к интенсификации труда и необходимости переобучения; могут снизить их значимость и изменить их ключевую роль в учебном процессе; ограничивают импровизацию и творчество в деятельности преподавателя.

В числе социальных причин неприятия инноваций преподаватели указали: небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения (40 %); слабую информированность в коллективе о возможных инновациях (30 %); разногласия, конфликты в коллективе (20 %).

Причинами экономического характера являлись большая учебная нагрузка (40 %), отсутствие помощи (32 %), боязнь роста интенсивности труда (28 %).

Мы понимали, что решение выявленных проблем и поставленных задач - процесс долговременный, поэтому на первом этапе предстояло определить пути обновления системы подготовки конкурентоспособного специалиста, обеспечивающей изменение мотивов педагогической деятельности, высокий уровень зрелости коллектива, наличие в коллективе ценностно ориентированного и организационного единства и сплоченности всех субъектов взаимодействия.

На занятиях по курсу «Инновационные процессы в образовании» совместно с магистрантами, проводившими данное исследование, была разработана программа подготовки конкурентоспособного учителя с приобщением в процессе обучения будущих студентов к инновационной деятельности.

Программа подготовки конкурентоспособного учителя рассматривалась нами как документ, определяющий стратегию, основные направления и технологию реализации, характер условий достижения поставленных целей.

Структура программы подготовки конкурентоспособного учителя определилась ее целью, логикой содержания и результатом каждого этапа подготовки. В программе мы выделили три этапа: рефлексивно-аналитический, концептуально-проектировочный, организационно-технологический.

Первый этап - рефлексивно-аналитический. На данном этапе предполагается: активное включение студентов в процесс рефлексивного анализа и осмысления процесса и результатов своей будущей профессиональной деятельности, способа ее осуществления; формирование и развитие мотивационной готовности к организации собственного профессионального развития; включение студентов в различные виды инновационной деятельности с элементами педагогического труда; сознательное усвоение студентами роли учительского труда, его основных функций и модели личности учителя; самооценка своих духовно-

нравственных качеств в соответствии с будущей профессиональной деятельностью; развитие положительного отношения к профессии учителя, профессиональной направленности.

Технологии и методы реализации: тренинги профессионально-личностного самоопределения и педагогического общения, моделирование и проектирование, развивающие ролевые и деловые игры, самотестирование, самоописание, самоисповедь, коммуникативное письмо; соревнования, конкурсы.

Результат первого этапа - гармонизация внутреннего мира студентов, определение основных перспектив и направлений профессионального развития.

Второй этап программы - концептуально-проектировочный. Целевыми установками этапа являются: формирование устойчивых и глубоких профессиональных убеждений и принципов, составляющих основу профессионально-педагогического мировоззрения будущего учителя; расширение и углубление профессионального кругозора посредством решения педагогических задач.

Реализация концептуально-проектировочного этапа предполагала использование методов: коллективного и группового взаимодействия; конкурсы, олимпиады; технологии имитационного моделирования основных черт реальной деятельности профессионала; технологии трансформации контекста профессиональной ситуации в контекст жизненной и учебной ситуации студента.

Результат - интеграция ценностно-смыслового поля личности будущего учителя в пространство педагогической культуры, идентификация себя как педагога в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности, освоение культуросообразных способов самообразования, самовоспитания, саморазвития.

Третий этап программы подготовки конкурентоспособного учителя - организационно-технологический. Целевые установки: активная подготовка к самостоятельной педагогической деятельности, проверка своих профессиональных возможностей и способностей, закрепление творческого подхода к решению педагогических задач, развитие творческого потенциала будущего учителя, овладение методикой научной работы в процессе написания выпускных квалификационных работ, прогнозирование и проектирование дальнейшего профессионального роста.

Технологии и методы реализации: учебно-практическое и учебно-научное проектирование; кейс-стади; конструирование педагогических задач; рефлексивные технологии; тренинги саморазвития и общения; деловые, организационно-деятельностные и проблемно-деловые игры; технологии группового и коллективного взаимодействия; научно-педагогическая работа во временных научно-исследовательских коллективах; соревнования, конкурсы; различные виды педагогических практик.

Результат: осознание будущим учителем своей профессиональной идентичности, уточнение и конкретизация профессионально-личностных целей и планов, упрочение системы гуманистических смысловых и ценностных координат, овладение способами принятия решений в реальных ситуациях профессиональной деятельности, продвижение будущего учителя к высокому уровню профессиональной готовности к педагогической деятельности.

Процесс формирования конкурентоспособности будущего учителя предполагает создание поля взаимодействия (сотрудничества) - целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение субъектов деятельности ее смыслом, собственным опытом, эмоциями, установками, различными позициями. Основными признаками такого сотрудничества являлись целенаправленность, мотивационность, целостность, структурированность, согласованность действий участников деятельности, организованность, результативность.

Таким образом, подготовка конкурентоспособного учителя в современных условиях возможна только при внедрении и включении в образовательный процесс проблемно- и мето-дико-ориентированных инноваций, отвечающих положениям общих инновационных процессов, отраженных в программах и концепциях.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках базовой части государственного задания (НИР № 167).

Список литературы

1. Мезинов В. Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе университета. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-konkurentosposobnosti-budusche-go-uchitelya (дата обращения: 22.01.2015).

2. Рахуба Л. Ф. Акме-подход и его целесообразность в изучении понятия «конкурентоспособный специалист» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 4 (106). С. 85-89.

3. Шилова М. И., Белых И. Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 4 (94). С. 39-46.

4. Шаповалов В. И. Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента. URL: http://uchil.net/?cm=83719 (дата обращения: 14.11.2014).

5. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1984. С. 58.

6. Беспалько В. П. Можно ли купить инновации? // Педагогика. 2010. № 7. С. 30-36.

7. Лазарев В. С. О национальной инновационной системе в образовании и задачах научного обеспечения ее развития // Педагогика. 2010. № 7. С. 12-22.

8. Пушкарев Ю. В. Инновационные изменения в современной системе образования: философский анализ // Философия образования. 2010. № 2 (31). С. 210-215.

9. Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл. URL: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/ a_1xizkd.html (дата обращения: 21.12.2014).

Манузина Е. Б., кандидат педагогических наук, доцент.

Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина.

Ул. Короленко, 53, Бийск, Алтайский край, Россия, 659333. Е-mail: [email protected]

Норина Е. Э., кандидат педагогических наук, доцент.

Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина.

Ул. Короленко, 53, Бийск, Алтайский край, Россия, 659333. Е-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 11.02.2015.

E. B. Manuzina, E. E. Norina

SOME ASPECTS OF THE INNOVATIVE TRAINING OF COMPETITIVE TEACHER

The article considers some aspects of the innovative preparation of competitive teachers. Based on the analysis and synthesis of definitions of "competitiveness", "competitive specialist" defined the structure of competitiveness and its components (paradigmatic, prognostic, information and meaningful, operationally-activity, motivational and value, emotional and volitional) systematized basic principles that shape the competitive person (cooperation, individually-personal orientation of training, the formation of a positive self-concept). The results of diagnostics of undergraduates and teachers to identify their susceptibility to innovations, motivational readiness of the teaching staff to the development of novations and barriers that

prevent from the development of innovation. Describes the program of training a competitive teacher, which presents the purpose, content and expected results. The program identifies three stages of training: reflexive and analytical, conceptual and organizational and technological projecting.

Key words: competitiveness, competitive specialist, innovative activity.

References

1. Mezinov V. N. Formirovaniye konkurentosposobnosti budushchego uchitelya v obrazovatel'nom protsesse universiteta [Formation of competitiveness of the future teacher in the educational process of the university]. URL: http://nauka-pedagogika. com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-konkurentosposobnosti-buduschego-uchitelya (accessed 22 January 2015) (in Russian).

2. Rakhuba L. F. Akme-podkhod i ego tselesoobraznost' v izuchenii ponyatiya "konkurentosposobnyy spetsialist" [The Acme approach and its expediency in studying the notion of "competitive specialist"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 4 (106), pp. 85-89 (in Russian).

3. Shilova M. I., Belykh I. L. Formirovaniye konkurentosposobnosti vypusknika vuza [Formation of competitiveness of the university graduates]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, no. 4 (94), pp. 39-46 (in Russian).

4. Shapovalov V. I. Konkurentosposobnost' lichnosti v paradigme innovatsionnogo pedagogicheskogo menedzhmenta [Competitive person in the paradigm of innovative pedagogical management]. URL: http://uchil.net/?cm=83719 (accessed 14 November 2014) (in Russian).

5. Platonov K. K. Kratkiy slovar' sistemy psikhologicheskikh ponyatiy [Concise Dictionary of psychological concepts]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1984. P. 58 (in Russian).

6. Bespal'ko V. P. Mozhno li kupit' innovatsii? [Is it possible to buy innovation?]. Pedagogika - Pedagogy, 2010, no. 7, pp. 30-36 (in Russian).

7. Lazarev V. S. O natsional'noy innovatsionnoy sisteme v obrazovanii i zadachakh nauchnogo obespecheniya eye razvitiya [National innovation system in education and the problems of scientific support of its development]. Pedagogika - Pedagogy, 2010, no. 7, pp. 12-22 (in Russian).

8. Pushkarev Yu. V. Innovatsionnyye izmeneniya v sovremennoy sisteme obrazovaniya: filosofskiy analiz [Innovative changes in the modern system of education: philosophical analysis]. Filosofiya obrazovaniya - Philosophy of Education, 2010, no. 2 (31), pp. 210-215 (in Russian).

9. Slobodchikov V. I. Innovatsii v obrazovanii: osnovaniya i smysl [Innovations in Education: Foundations and meaning]. URL: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html (accessed 21 December 2014) (in Russian).

Manuzina E. B.

Altai State Academy of Education named after V. M. Shukshin.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ul. Korolenko, 53, Biysk, Altai region, Russia, 659333. E-mail: manuzina70@mail

Norina E. E.

Altai State Academy of Education named after V. M. Shukshin.

Ul. Korolenko, 53, Biysk, Altai region, Russia, 659333. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.