Научная статья на тему 'Роль педагогической инноватики в подготовке конкурентоспособного выпускника'

Роль педагогической инноватики в подготовке конкурентоспособного выпускника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА / КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА / MANAGER'S PROFESSIONALLY SIGNIFICANT SKILLS / COMPETITION / COMPETITIVENESS OF A SCHOOL LEAVER / POINTS AND MODULAR ORGANIZATION OF EDUCATIONAL CONTENT / THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеев Дмитрий Николаевич

Рассматриваются теоретические аспекты решения проблемы подготовки кадров и повышения их квалификации. Осуществлен анализ потребностей и требований производства в условиях острой конкуренции к современному, конкурентоспособному выпускнику, способному разрешать современные хозяйственные задачи российского экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of pedagogical innovation in training a competitive graduate

Theoretical aspects of solving the problem of training personnel and increasing their professional skills are considered. The analysis of production needs and requirements in conditions of acute competitiveness to a modern, competitive school leaver who is capable of solving modern household tasks of Russian economic space is carried out.

Текст научной работы на тему «Роль педагогической инноватики в подготовке конкурентоспособного выпускника»

УДК 378.016:658 ББК Ч481.25

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАТИКИ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА

Д.Н. Корнеев

Челябинский государственный педагогический университет

ROLE OF PEDAGOGICAL INNOVATION IN TRAINING A COMPETITIVE GRADUATE

D. Korneyev Chelyabinsk State Pedagogical University

Рассматриваются теоретические аспекты решения проблемы подготовки кадров и повышения их квалификации. Осуществлен анализ потребностей и требований производства в условиях острой конкуренции к современному, конкурентоспособному выпускнику, способному разрешать современные хозяйственные задачи российского экономического пространства.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность выпускника, кредитномодульная организация содержания образования, система профессиональной подготовки, профессиональная подготовка, профессионально-значимые качества менеджера.

Theoretical aspects of solving the problem of training personnel and increasing their professional skills are considered. The analysis of production needs and requirements in conditions of acute competitiveness to a modern, competitive school leaver who is capable of solving modern household tasks of Russian economic space is carried out.

Keywords: competition, competitiveness of a school leaver, points and modular organization of educational content, the system ofprofessional training, professional training, manager’s professionally significant skills.

Радикальные изменения в жизни российского общества в 90-е годы XX столетия потребовали освоения новых моделей управления, приобщения российских управленцев к мировому опыту и культуре менеджмента. Председатель правительства Российской Федерации В.В. Путин в своей речи на собрании союза ректоров вузов России сказал, что проблема подготовки управленческих кадров -одна из наиболее актуальных проблем перестройки нашей экономики, и дело не в том, что не хватает управленческих кадров, а в том, что не хватает кадров, соответствующих новым условиям деятельности. Это позволяет сделать вывод о том, что прежний уровень теории и практики управления в России исчерпал себя, появилась необходимость в новой теоретической базе и в новой практике подготовки специалистов сферы управления, обладающих высокой управленческой куль-

турой. Анализ мирового опыта в области управления позволил Б.З. Мильнеру [3] утверждать, что с интенсивным развитием социальных систем интенсивнее развиваются теория и практика управления и возрастает востребованность управленческой культуры и профессионализма менеджеров.

В условиях перехода к новым социальноэкономическим отношениям, создания рынка труда резко возрастают требования к кадрам. От них требуется высокий профессионализм, компетентность, точность и тщательность выполнения трудовых обязанностей, профессиональная мобильность, творческий подход к деятельности, конкурентоспособность.

Это обусловливает необходимость существенного повышения качества подготовки студентов, ускорения темпов их профессионального становления. Исследования показывают, что студенты слабо подготовлены к

профессиональной деятельности. Число выпускников учреждений высшего профессионального образования, не имеющих осознанного профессионального намерения и находящихся на низком уровне сформированности готовности к профессии, за последние годы возросло и составляет около 50 %.

Переоценка нашей общественной жизни обнаружила значительный интерес к образованию, признающему выше всех прочих ценностей личности ее саморазвитие, ведущее к творческой самореализации. Ныне альтернативная личностно-ориентированная педагогика открывает новый подход к этим процессам и опирается на него, что позволяет иначе взглянуть на сложившиеся ранее нормы построения высшего образования.

Несмотря на переход к многоуровневой подготовке студентов, повышение фундаментальности и многопрофильное образование, возрастание объема педагогических дисциплин и элективных курсов, налицо существенные недостатки в подготовке студентов разного профиля. Здесь можно отметить несфор-мированность у студентов целостного представления о природе личностно-ориентированной системы, ценностного подхода к личности, а также представления о специфических средствах и технологиях управления; неадекватность реакций на нестандартные ситуации управленческого процесса, общения, невостребованность усвоенных знаний, умений и навыков в реальной профессиональной практике [1].

В соответствии с этим подходом подготовка студентов рассматривается как сложный процесс формирования субъекта педагогической деятельности, обладающего качественно новым смыслом и технологиями предстоящей профессиональной деятельности. Такой подход представляет собой целостную педагогическую систему, которая требует личностных проявлений, реализующих социальный заказ «быть личностью». Тем самым создаются условия реализации и развития личностного потенциала конкурентоспособного специалиста.

Конкурентоспособность специалиста -это относительная и обобщенная характеристика выпускника, выражающая его выгодные отличия от качеств конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.

Конкурентоспособность, как ее определяет «Современный экономический словарь», это «свойство объекта, характеризующее сте-

пень удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с лучшим аналогичным объектом, представленным на данном рынке. Или конкурентоспособность - способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами других производителей на данном рынке».

Конкурентоспособность выпускника формируется посредством инновационных компонентов педагогической науки.

Педагогическая инноватика - молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века, т. е. немногим более 15 лет назад. Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и её методология находятся в стадии научной разработки и построения. Рассмотрим понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

Новшества в образовании представляют собой творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения.

Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Понятие «нововведение» мы считаем синонимом понятия «инновация».

С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем: как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне региона, страны. Обоснование типологии педагогических нововведений позволяет изучать специфику и закономерности развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям [4].

Ключевое понятие в инноватике - инновационный процесс. Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационноуправленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это, прежде всего,

Теория и методика профессионального образования

функция управления искусственными и естественными процессами изменений. Подчеркнём единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения [2].

Другое системное понятие - инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т. п.

Инноватика пришла в педагогику из культурологии, лингвистики, экономики. В инноватике заложен внедренческий вектор, характеризующий традиционное и часто критикуемое соотношение науки и практики (наука разрабатывает и внедряет в практику). Такое понимание противоречит получившей в последние годы развитие личностно-ориентированной педагогической парадигме, определяющей повышение роли субъекта в проектировании своего образования.

Опираясь на вышесказанное, под педагогической инноватикой мы будем понимать науку, изучающую природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

Сформулируем объект и предмет педагогической инноватики следующим образом. Объект педагогической инноватики - процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании. Под инновациями здесь понимаются нововведения - целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс изменения (обновления) которой включен субъект этой деятельности.

Предмет педагогической инноватики -система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становление личности субъек-

тов образования (учащихся, педагогов, администраторов) [3].

Инновационные изменения идут сегодня по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся; изменение взаимоотношений между ними; создание и развитие творческих инновационных коллективов, школ, вузов. В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебнопознавательную деятельность [5].

Переход к новой парадигме высшего профессионального образования предопределяет потребность проведения исследований в области педагогической науки, направленных на изучение теоретических основ формирования творческой компетентности специалиста в современных социально-экономических условиях, а также разработки конкретных методик подготовки конкурентоспособных специалистов в области инноватики.

Педагогические инновации, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества выпускника, являются своеобразным полигоном, на котором студенты могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным, что формирует у них определенную степень конкурентоспособности, это направление обеспечивает кредитно-модульная организация содержания образования.

Перестройка образовательного процесса в высшей школе под европейские стандарты означает разработку новой формы организации процесса обучения, в частности, внедрение кредитно-модульной системы организации учебного процесса. Кредитная система необходима для обозначения объема учебной нагрузки и временных затрат, необходимых для освоения курса или учебной программы в целом.

На практике это означает разработку новой формы организации процесса обучения, в частности, внедрение кредитно-модульной

системы организации учебного процесса. Кредитно-модульная система - это модель организации учебного процесса, основывающейся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ESTS как единиц измерения учебной нагрузки студента.

Понятие «кредит» означает в данном случае количественную характеристику, позволяющую учесть вклад каждой учебной дисциплины в содержание образовательно-профессиональной подготовке. Термин «модуль» применительно к высшей школе подразумевает задокументированную завершенную часть образовательно-профессиональной программы (ОПП) учебной дисциплины.

Зачетный кредит - это единица измерения учебной нагрузки студента. Он учитывает все виды работ студента, предусмотренные в утвержденном индивидуальном плане: аудиторную (лекции, практические и семинарские занятия), самостоятельную работу по анализу изображений, полученных с помощью современных технологий, подготовку студентов к сдаче лицензионных интегрированных экзаменов «КРОК-1» и «КРОК-2», практически ориентированного государственного экзамена.

Кредитно-модульная система организации учебного процесса призвана обеспечить положительное решение следующих задач:

• деление материала дисциплины на модули с проверкой усвоения каждого модуля;

• использование более широкой шкалы оценки знаний;

• повышение объективности знаний;

• стимулирование систематической самостоятельной работы студентов на протяжении семестра;

• внедрение здоровой конкуренции в обучении.

Применение в высшей школе системы зачетных единиц открывает возможность позитивного преобразования учебного процесса в целях:

• индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личных семестровых расписаний учебных занятий;

• стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов;

• формирования и постоянного развития учебных планов, программ и стандартов содержания образования;

• предоставления преподавателям академических свобод, в том числе права свободного выбора методики обучения;

• экономических расчетов размера платы за обучение и заработной платы преподавателей;

• формирования бюджетов доходов и расходов структурных образовательных подразделений университета.

Определяющими элементами системы зачетных единиц являются индивидуальноориентированная организация учебного процесса и стимулирующая балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности в сочетании с прогрессивными принципами педагогического менеджмента.

В завершение можно сделать вывод, что:

• эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных педагогических инноваций и технологий обучения;

• выбор инновационных технологии обучения диктуется целым рядом обстоятельств, которые не могут быть одинаковы в разных учебных заведениях, в разных педагогических условиях и при использовании разными преподавателями;

• выбор педагогических инноваций определяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.

Литература

1. Батышев, С.Я. Профессиональная пе-

дагогика / С.Я. Батышев. - М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. -

420 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бор-довская. - СПб.: Питер, 2008. - 342 с.

3. Мильнер, Б.3. Теория организации: учеб. / Б.З. Мильнер. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2000. - 480 с.

4. Подласный, И.П. Педагогика / И.П. Под-ласный. - М. : Высш. образование, 2006. - 231 с.

5. Симоненко, В.Д. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко. - М. : Вентана-граф, 2006. - 378 с.

Поступила в редакцию 30 августа 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.