Научная статья на тему 'Некоторые аспекты гуманистической методологии обучения иностранным языкам в России и за рубежом'

Некоторые аспекты гуманистической методологии обучения иностранным языкам в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / HUMANISTIC METHODOLOGY / LEARNER-CENTERED TEACHING / FOREIGN LANGUAGE / HUMANE EDUCATION / LIBERALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руслякова Зоя Васильевна

Описаны сведения о гуманистической методологии. Рассматриваются различные пути реализации гуманистической методологии преподавания иностранных языков в МГТУ ГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF HUMANISTIC METHODOLOGY OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING IN RUSSIA AND ABROAD

The humanistic methodology of education in Russia and abroad and the ways of its use in foreign languages teaching in MSTUCA are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты гуманистической методологии обучения иностранным языкам в России и за рубежом»

УДК 4Р(07)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

З.В. РУСЛЯКОВА

Статья представлена доктором филологических наук, профессором Авдуковой А.М.

Описаны сведения о гуманистической методологии. Рассматриваются различные пути реализации гуманистической методологии преподавания иностранных языков в МГТУ ГА.

Ключевые слова: гуманистическая методология, личностно-ориентированное обучение, иностранный язык, гуманизация образования, гуманитаризация учебного процесса, методики преподавания иностранных языков.

Современный этап реформ отечественного просвещения характеризуется существенным повышением интереса ученых к исследованию ценностных приоритетов в сфере образования, нравственного и психолого-педагогического воспитания. Одним из таких приоритетов является гуманистическая методология, ориентированная на личность обучаемого, на развитие внутренней свободы, чувства собственного достоинства, высокой нравственности, ответственности и самоуважения.

В законе РФ «Об образовании» в качестве одного из направлений совершенствования образования выделена гуманизация учебного процесса. Гуманизация образования предполагает его «очеловечивание», т. е. независимо от будущей специальности и изучаемых дисциплин человек рассматривается как центр процесса обучения. Из сказанного представляется очевидным, что гуманизация высшего образования означает глубокие качественные преобразования в технологии (методологии, тактике и стратегии) обучения; она, прежде всего, предполагает смещение всех акцентов на нравственный, человеческий фактор.

Частью общего процесса гуманизации системы образования является гуманитаризация. Она связана с получением студентами помимо профессиональных знаний минимума знаний об истории и культуре собственного народа. Гуманизация и гуманитаризация учебного процесса преследуют цели через учебный материал и методику обучения уделять максимум внимания развитию и воспитанию личности, ее адекватному восприятию других людей.

Педагогическая профессия, являясь сложнейшим видом человеческой деятельности, ответственна перед конкретным человеком за результат своей деятельности. Отсюда важность переосмысления ее роли в обществе, целенаправленная ориентация на гуманистические ценности педагогической профессии. Эта ориентация осуществляется всем ходом организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Она отражена в рабочих программах и учебниках, а также в отношениях преподавателя к студентам. Личностный подход является основой личностно-ориентированных педагогических технологий, которые ставят личность студента в центр образовательной системы, обеспечивают комфортные условия реализации ее природных потенциалов.

В основу создания гуманистической психологии и личностно-ориентированной педагогики была положена теоретическая концепция развития личности и гуманных отношений между личностями, разработанная в трудах американских психологов К. Роджерса, К. Гольдштейна и других.

Анализируя традиционную систему американского образования, К. Роджерс обращает внимание на то, что данная система сориентирована, прежде всего, на жесткий контроль за поведением учащегося как объекта обучения. При этом не принимается во внимание его личностный выбор.

Такое положение дел, по словам К. Роджерса, является «данью прошлого». Он считает, что пришло время «повернуться лицом к личности обучаемого», признать существование собственного свободного выбора студента как ведущего фактора его развития. Американский психолог полагает, что у человека существует врожденное стремление к самосовершенствованию. Поэтому, основной задачей педагога является не «насильственное » воздействие на ребенка, а создание таких отношений с учащимся, чтобы потенциальное стремление к реализации своих способностей было бы возможно.

К. Роджерс выделяет два основных условия, регулирующих установление и сохранение отношений учителя и учащихся:

1. Психологическая безопасность.

Для реализации этого условия необходимы следующие моменты:

а) безусловное принятие учащегося, внутренняя уверенность в его способностях независимо от любых условий. Ученик при этом получает возможность быть самим собой, попытаться проявить себя нестандартно, по-новому, без опасений навлечь на себя насмешки или получить замечание;

б) минимизация внешнего оценивания, которая всегда приводит к появлению защитных реакций учащегося и сокрытию его способностей;

в) видение учителем поведения учащегося, его разнообразных реакций, действий и поступков с точки зрения самого учащегося, его глазами.

2. Психологическая свобода.

Преподаватель должен предоставить учащемуся полную свободу выражать свои со -кровенные мысли и чувства. При этом создается возможность для эффективного личностного развития, которое проявляется в совершенствовании эмоциональной и интеллектуальной сфер, а также творческих способностей индивида.

Итогом описанного процесса обучения, по Роджерсу, является самоактуализирую-щаяся личность, которая характеризуется следующими чертами:

- стремится изменить себя в лучшую сторону;

- ставит перед собой цели и ищет эффективные пути для их выполнения;

- хорошо адаптируется в новых условиях;

- проявляет себя как искренний человек;

- стремится преодолевать трудности;

- свободно выражает свои мысли;

- обнаруживает тенденцию к творчеству;

- обладает чувством собственного достоинства.

В свете изложенного представляется очевидным, что обучение в соответствии с личностно-ориентированной концепцией более эффективно по сравнению с традиционным, по таким показателям, как формирование адекватной самооценки, академические достижения по всем учебным предметам, доброжелательность и уважение к окружающим. Вместе с тем, все же существует ряд общих приемов, которые используются в разных видах обучения. В основе этих приемов лежит ведущий тезис, заключающийся в том, что важно создать ситуацию, в которой учащийся просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием.

На занятиях рекомендуется проводить ролевые игры, дискуссии, собеседования, семинары. Кроме того, по мере необходимости нужно использовать видеофильмы, аудиомагнитофоны, компьютеры, что повышает интерес учащихся, обеспечивает психологическую доступность, облегчает понимание.

Гуманистическая психология К. Роджерса вышла за рамки США, приобретая все больше сторонников среди современных российских педагогов, ученых, психологов. Проводятся экспериментальные исследования педагогической деятельности, центрированной на личности учащегося. В результате таких исследований было установлено, что не все преподаватели могут работать по новой гуманистической методологии. Им предстоит пройти творческую переподготовку.

В современной английской методологии используется ряд терминов для обозначения описываемого нами подхода: эмоциональный, гуманистический и др. Но как бы этот подход к обучению не называли, суть его в следующем: объединить учебный предмет с чувствами и жизнью обучаемых. Другими словами, задачей гуманистического обучения является целостное воспитание личности в интеллектуальном и эмоциональном аспектах.

Гуманистическая методология обучения иностранным языкам в Англии выделяет следующие положения:

1. Главная цель - обеспечить обучение таким окружением, которое способствовало бы раскрытию потенциальных способностей учащегося.

2. Задача любой школы, вуза - рост личности, её познавательной способности.

3. Чтобы обучение стало более эффективным, необходимо широко использовать эмоции учащихся.

4. Мотивирующим фактором в учении является познание самого себя в ходе учебного процесса.

5. Необходимо учитывать, что у каждого ученика есть свои мотивы и стратегии изучения иностранного языка.

На основании вышеприведённых положений можно сделать вывод, что в центре данной методологии обучения иностранным языкам находится не учитель, а учащийся, а также такие виды учебной деятельности, которые помогают ученику учиться самостоятельно. Известно, что иностранному языку научить нельзя, ему можно только научиться, его изучение предполагает не столько активную работу с учителем, сколько интенсивную самостоятельную работу. При этом гуманистическая методология даёт ученику возможность открыть себя другим и других для себя.

Реализация перечисленных положений гуманистической методологии осуществляется в Англии через систему учебников английского языка, через личность учителя и через специфические технологии.

Все учебники английского языка изданы на качественной бумаге и прекрасно оформлены, а также они имеют приложения в виде аудио и/или видео вариантов. Эти факторы делают учебники интересными, что значительно облегчает усвоение учебного материала.

Общеизвестно, что даже самые прогрессивные учебники всё время отстают от жизни. Учитель является единственным, кто может приспособить учебник к новым требованиям. В современных школах Англии учителя называют «helper» (помощник), а преподавателя вуза - «instructor», «trainer» (инструктор, тренер).

К учителю в Англии предъявляются следующие требования: он должен любить детей, он должен знать, зачем каждый из учеников учит иностранный язык, он должен быть профессионалом. Он должен быть организатором обучения, а не ментором. Его деятельность должна быть направлена на глубокое изучение ученика, механизмов его поведения, которые коренятся в подсознании. В этом заключается главное отличие отечественной методики обучением иностранным языкам, базирующейся на принципе полного сознания, от методологии, принятой в Англии. Для того чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для само-

го учителя. Согласно правилам гуманистической методологии, учителя должны проявлять уважительное отношение к личности учащихся.

Опишем некоторые стратегии обучении иностранным языкам в Англии. Необходимо привлекать методологические стратегии, подходящие под конкретные цели в конкретных учебных контекстах и для конкретных учащихся. Важное место среди стратегий занимает контекстная стратегия обучения иностранным языкам, суть которой заключается в аутентичности учебного материала - учебников и учебных пособий, теле-и радиопрограмм, видеофильмов и прессы, т. е. в полном соответствии учебного материала всем реалиям изучаемого языка. Кроме того, широко используется стратегия ролевых игр, стратегия написания рассказа, стратегия психологических учебных занятий

- размышлений о себе, о друзьях, о своей семье.

В настоящее время гуманизация является важнейшим компонентом учебного процесса МГТУ ГА, в центре которого - приоритетное развитие личности студента, формирование познавательных, творческих, гуманистических и культурных интересов студентов.

В основе гуманистического образования и воспитания в вузе лежат субъектносубъективные отношения. Их становление проходит несколько этапов.

На первом этапе (этапе адаптации студентов в вузе) самым активным действующим лицом является преподаватель, который, воздействуя на студентов, сразу включает их во взаимодействие с собой.

На втором этапе преподаватель организует взаимодействие студентов друг с другом. Это происходит при помощи включения дискуссионных вопросов, диспутов, деловых игр.

На третьем этапе преподаватель выполняет координационную функцию в процессе создания субъектно-субъектных отношений, давая возможность проявить большую активность самим студентам.

На четвертом этапе студенты старших курсов способствуют становлению субъектно-субъектных отношений со студентами младших курсов.

Среди основных признаков субъектно-субъектных отношений выделяют:

1. Положительно эмоциональный тон.

2. Полное доверие друг к другу.

3. Отсутствие боязни ошибиться.

4. Желание помочь в трудный момент.

5. Ответственность за качество знаний несет как преподаватель, так и студент.

Субъектно-субъектные отношения способствуют духовному росту личности, помо -

гают осознанию своей творческой неповторимости, пониманию уникальности других людей.

Рассмотрим пути реализации некоторых принципов гуманистической методологии на примере деятельности кафедры иностранных языков МГТУ ГА.

Кафедра представляет коллектив педагогов-единомышленников. Стартовой площадкой для творческой деятельности кафедры явилась концепция развития, включающая цель, принципы и новые подходы. Ведущими из них являются: гуманистический, культурологический, инновационно-творческий.

Аспект гуманизации технического образования отражен в рабочих программах по обучению иностранным языкам, в учебно-методических пособиях, а также в отношении преподавателей к студентам.

Принимая во внимание вышеизложенное, преподаватели нашей кафедры используют в учебном процессе такие личностно-ориентированные гуманистические технологии как: а) технологию диагностирования; б) технологию коллективной творческой дея-

тельности; в) технологию игровой деятельности; г) технологию тренингов по самооценке; д) технологию рейтингового оценивания, самоуправления и сотворчества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Rogers C. R. Freedom to learn for the 80’s. - N. Y., 1984.

2. Роджерс К. Р. Несколько важных откровений // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология - 1990. - № 5.

3. Лукава Г. Г. Гуманизация общественных отношений, её проявление в гражданской авиации: Межвуз. сб. науч. тр. - М.: МГТУ ГА, 1996.

SOME ASPECTS OF HUMANISTIC METHODOLOGY OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING IN RUSSIA AND ABROAD

Ruslyakova Z. V.

The humanistic methodology of education in Russia and abroad and the ways of its use in foreign languages teaching in MSTUCA are considered.

Key words: humanistic methodology, learner-centered teaching, foreign language, humane education, liberalization of educational process, methods of teaching foreign languages.

Сведения об авторе

Руслякова Зоя Васильевна, окончила БГПИ (1969), кандидат филологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков МГТУ ГА, автор 19 научных работ, область научных интересов - гуманизация учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.