Цыганков А.С. Неизвестные публикации С. Л. Франка №
о
=
[>
=
=
<
|":
о
&
=
Е
Г
>
Е
о
ш
=
|
>
и
Е
<
>
а
ы
<
=
ш
и
=
Г]
>
7
5.
<
Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4. С. 245-254.
РЕ|озорЫса1 Гецегз. Визяап апа Еигореап П1а]обче. 2022. Уо1. 5, по. 4.Р. 245-254.
Научная статья / Ога] ага‹е
УДК 1(091)
901:10.17323/2658-5413-2022-5-4-245-254
НЕИЗВЕСТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
С. Л. ФРАНКА В ПРОТЕСТАНТСКОМ ЖУРНАЛЕ
«МЕВЕТ ЕМАМОЕВ!» И ИХ БИБЛЕЙСКАЯ
СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Александр Сергеевич Цыганков
Институт философии Российской академии наук,
Москва, Россия, п1Ф1ап@уапаех.ги
Аннотация. В статье реконструируются основания сотрудничества
С. Л. Франка с протестантским журналом «Глереё етап4ег!» («Любите друг
друга!») в период господства в Германии национал-социализма. Выдвигается
предположение, что на саму возможность сотрудничества русского философа-
эмигранта еврейского происхождения с протестантским журналом в период
национал-социалистической диктатуры оказали влияние как субъективные
(дружба и анти-национал-социалистическая позиция одного из основателей
журнала пастора Альберта Хеттлинга), так и объективные (общая идейная не-
приязнь большевизма, дающая основания для известного рода сближения не-
мецкого национал-социализма и протестантизма) факторы. Опираясь на ма-
© Цыганков А. С., 2022,
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 245
Ш Лрхивные материалы. Из неопубликованного
лоизвестные и непереведенные тексты русского философа, опубликованные
в данном издании в 1933-1935 годах, определяется место, которое занимало
Священное Писание в творчестве Франка указанного периода. В Приложении
публикуется русский перевод статьи философа «МКо]а1 Со501. Ел г$$1зсЛег
\Уеткйп91вег Чег ср ШсВеп Гефепзегпепегиив» («Николай Гоголь: русский про-
возвестник христианского обновления жизни»), изданной в 1934 году в «ГАе-
Бег етапаег!». В качестве приложения публикуется перевод немецкой статьи
Франка «Николай Гоголь: русский провозвестник христианского обновления
жизни» («МЩо]а! 0501. Е1т га$$1зспег Уегкит ег 4ег спт1$сНеп Гефепзегпете-
гип5»), изданной в журнале «Любите друг друга!» в 1934 году.
= Ключевые слова: русская религиозная философия, русская филосо-
фия в эмиграции, С. Л. Франк в Германии, библеистика, Священное Писание,
С. Л. Франк
хи
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке
Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 21-011-44221
Теология).
Е Ссылка для цитирования: Цыганков А. С. Неизвестные публикации
С. Л. Франка в протестантском журнале «ГлеБе( етап4ег!» и их библейская со-
ставляющая // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5,
№4. С. 245-254. 401:10.17323/2.658-5413-2022-5-4-245-254.
Атсма1 Мщетав. Оприрйзпеа Рарег$
ОМКМОМ/М РОВЫСАТТОМК$ ОР 5. Г. ЕВАМК
М ТНЕ РВОТЕЗТАМТ ]ООВМАТ, “ГТЕВЕТ ЕИМАМПЕВ!”
АМО ТНЕТВ В1ВИСАТ СОМТЕМТ
ДКехапает $. ТзузапКоу
тзйиие оЁ РАПозорНу, Каз$1ап Асадету оЁ 5<1епсез,
Мозсом, Казча, п1Ч1ап@уап4ех.ги
Арз(гасе. ТПе геазоп$ оЁ соореганоп Беугеепт 5. Г. ЕгапК ми Ше Ргоезате
тараше “Тоуе Опе АпоШег!” (“Глереё етапаег!”) Чагтё Фе Чопутайоп оЁ Ма-
Попа] $ос1а1 тп ш Сбегтапу Вауе Бееп гесопзгасе Я ш Фе ага4е. Ц Ваз Бееп $98-
246 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Цыганков А.С. Неизвестные публикации С. Л. Франка №
безе Ша Ше ро$$1 Шу оЁ Ще соорегайоп Беглееп а Киз$1ап впйете рИПозорНег
ОР ]емлзН отт ап4 а ргоезап: ]опгпа! дитя Фе репо4 оЁ Фе МаПопа! $ос1а1 $
Чса(от$Шр мгаз пНаепсе@ Бо Бу заЦесйуе ап оБесйуе опез. ТВе заЪ]есйуе Гас-
(ог мгаз Те Влепа$ р, аз мге| аз Рабог Афег Не п575 апй-МаНопа] $о<аН$( роз1-
Поп, опе оЁ Ше ]опгпаР5 Гоппдет$. ТВе оесйуе Гас‘ог ууаз Ше соттоп 14е0]о81са1
ВозШу оЁ Во] Вех1зтт, масН вауе эгоциа$ Гога сецат КтЯ оЁтарргоспетеп( Бе
утееп бегтлап МаЦопа| бос1аПзт ап РгоезапИзт. Вазе оп Ме №@е-Кпомгл апЯ
ипбгап$а(ед {ех{$ оЁ Фе Виззап рАПозорйег, риЪ Ней т Ме е@1оп т 1933-1935,
(Пе расе, Па Те Ноу $ст1реаге оссареЯ т $. ЕгапК’$ мготК$ о 1$ рео4 Ваз Бееп
деегиттеа. ТВе Казап гап1аЧоп оЁ Фе рИПозорНег”$ агие “МКо]а1 Со5о1: Виз-
з1ап Нега]А оЁ Фе СР$Чап Кепемуа1 оЁ Те”, риЪИзНей т 1934 т “Гоуе Опе Апо-
(ег!”, Ваз Бееп раб зНей т Фе аррепб 1х.
ы
]-=2 Кеумога$: Визап геПе1омз рИПозорВу, Вазчап риЙозорпу ш епиетаНоп,
5. Г.. ЕгайК т бегтапу, 515Пса]| за Чез, Но]у 5ст!реате, 5. Г.. ЕгапК
хи
АскпоуЛейтепт$: ТПе героце@ зу газ Гапде4 Бу ВЕВК ассогатя © Ме
гезеагсН рго]есё № 21-011-44221 ТВео]обу.
и Рог сЦайоп: Тзузапкох, А. 5. (2022) “Опкпомт РибПсаНоп$ оЁ5. Г. ЕгапК шт Ше
РгоезапЕ ]ойгпа] ‘Тлере етап4ег? ап Шешт В1ЪПса1 Сощепе”, РАЙозормса! Гег-
{етз. Кизчап апа Еигореап Пеоргие, 5(4), рр. 245-254. (т Вп$$.).
Ч01:10.17323/2658-5413-2022-5-4-245-254.
мигрантский период жизни С. Л. Франка в Германии, начавшийся в
1922 году, по многим причинам можно поделить на два этапа — до
1933 года и после, вплоть до его отъезда во Францию в самом конце
1937 года. Имеющиеся в нашем распоряжении эпистолярные источники позво-
ляют с уверенностью утверждать, что именно приход к власти партии нацио-
нал-социалистов выступил главной причиной, из-за которой философ лишил-
ся лекционной нагрузки в Славянском институте Берлинского университета
(здесь Франку удалось получить лекционные часы благодаря покровительству
его старого знакомого по совместной работе на историко-филологическом фа-
культете Саратовского университета Макса Фасмера), а вскоре, в 1934 году,
был также окончательно уволен из Русского научного института в Берлине!.
+ См. подробнее: [Цыганков, Оболевин, 2019, с. 42—47, 50-51].
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 247
Ш Лрхивные материалы. Из неопубликованного
В это же время сходят на нет лекционные поездки Франка по Германии под
эгидой «Кантовского общества», переживавшего после прихода Гитлера к вла-
сти не лучшие времена, и сокращается количество публикаций философа в не-
мецких научных и философских изданиях [Цыганков, Оболевич, 2019, с. 52—57;
Саликов, 2011, с. 95-106]. Однако вплоть до середины 1930-х годов Франк про-
должает вести активное сотрудничество с печатным органом протестантской
организации экуменического толка «Русская братская помощь» («В$$1сНе
ВгодетЬ Пе»), носившим название «Любите друг друга!» («Шере{ етап4ег!»). На
настоящий момент в исследовательской литературе имеется ряд публикаций,
в которых освещается данный аспект эмигрантской жизни философа и при-
водятся переводы некоторых его работ [Назарова, 2007, с. 5-9; Назарова, 2018,
с. 62—64; Цыганков, Оболевич, 2021]. Но само сотрудничество с этим протестант-
ским журналом, равно как и публикации Франка, изданные в нем, до сих пор
остаются малоисследованными. Особенно перспективным представляется изу-
чение непереведенных и практически неизвестных читателю текстов русского
философа, публиковавшихся в этом издании в 1933-1935 годах, с позиции ана-
лиза их библейской составляющей, что позволит понять место, которое зани-
мало Священное Писание в творчестве Франка указанного периода.
Однако перед тем как перейти к рассмотрению библейской тематики в
малоизвестных и не переведенных на русский язык статьях Франка в изда-
нии «Любите друг друга!», стоит постараться ответить на вопрос, почему этот
журнал в принципе продолжил сотрудничество с русским философом-эми-
грантом еврейского происхождения (о чем было хорошо известно одному из
идейных вдохновителей и создателей журнала пастору Альберту Хеттлингу
(АЪетг( Не та, 1882-1967)) не только сразу после установления диктата нацио-
нал-социалистов, но и в дальнейшем, по меньшей мере до 1935 года?
Представляется, что можно выделить как минимум несколько важных ос-
нований. Первое из них — личное. Франку удалось установить теплые и по-
настоящему дружеские отношения с одним из главных идеологов движения
«Русской братской помощи» пастором Альбертом Хеттлингом, с которым он
познакомился осенью 1930 года?. Пастор Хеттлинг часто упоминается на стра-
ницах переписки Франка с его супругой Татьяной Сергеевной. К примеру, вот
как описывает философ одну из своих лекционных поездок осенью 1931 года:
«Ночью почти не спал, утром поехал сюда и здесь Раз. НеиИпв (к<ото>рый у
нас был) принял меня необыкновенно нежно. Здесь я надеюсь отдохнуть — го-
2 Подробнее о знакомстве Франка с Хеттлингом и о другом важном для философа лекцион-
ном направлении их совместной работы см. [Цыганков, Оболевич, 2021].
248 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Цыганков А.С. Неизвестные публикации С. Л. Франка №
родок тихий; у Не прг?а я не чувствую себя чужим» [АДРЗ. Ф. 4. Оп. 1. Ед. хр. 9.
Л. 3]. Помимо теплых отношений с самим Франком, Хеттлинг так же критиче-
ски относился к национал-социалистическому вторжению в дела протестант-
ской церкви, выступал против движения «Немецких христиан» («Оецзспе
Спт1$еп») и, более того, так же, как представители «Исповедующей церкви»
(«ВеКеппепае КгсНе») Карл Барт и Дитрих Бонхёффер, считал, что распростра-
нение печально известных «арийских параграфов» на протестантскую церковь
и изгнание из ее лона евреев-христиан подрывает саму идею христианстваз.
За подобные взгляды Хеттлинг был подвергнут атаке в национал-социалисти-
ческой прессе [ТаАррузсВег Кимег, 1933], и в 1935 году его деятельность попала в
отчет местного руководителя районной партийной организации НСДАП (ин-
тересно отметить, что все обнаруженные на настоящий момент публикации
Франка в журнале «Любите друг друга!» были сделаны не позднее 1935 года)
[Гапезагсу МВУМУ. Мг. 2631“. Отсюда неудивительным кажется, что Хеттлинг
публиковал тексты Франка на страницах своего журнала и, что немаловажно,
платил за это хотя и скромный, но всё же стабильный гонорар®.
Другим, на этот раз объективным основанием для регулярной публикации
статей Франка в журнале «Любите друг друга!» могла служить идеологическая
атмосфера эпохи. Дело в том, что у немецкого национал-социализма и проте-
стантизма действительно существовала возможность идейного сближения,
заключавшаяся в их неприятии большевизма. Наглядным примером в этой
связи служит второй, наряду с Хеттлингом, идейный вдохновитель и созда-
тель движения «Русская братская помощь» пастор Казимир Эвербек (Казшт
Е\муетгреск, 1891-1972), который вступил в движение «Немецкие христиане» и
недолгое время являлся его местным руководителем. В своих воспоминаниях
3 Так, 5 сентября 1933 года был принят закон о церковных служащих, который содержал
«арийский параграф» и требовал изгнания со службы христиан неарийцев. «Арийский пара-
граф» в целом «являлся важным моментом в отношениях между национал-социалистами и
протестантской церковью. Согласно этому пункту, любой протестант, не сумевитий подтвер-
дить свое арийское происхождение до второго или третьего колена, подлежал отлучению от
церкви. Таких людей в Третьем рейхе называли “евреи-христиане”» [Лифинцева, 2010, с. 9].
1 То, что взгляды Хеттлинга довольно быстро оказались достоянием местного партийного
руководства, является вполне закономерным, учитывая, «что среди прихожан на каждой про-
поведи в каждой церкви присутствовал нацист, следивший за тем, что говорили священно-
служители» [Бойд, 2020, с. 214].
5 По всей видимости, какое-то время Франк также выполнял в этом журнале обязанно-
сти редактора, о чем он сообщает в одном из писем к своей супруге от 20 августа 1932. года:
«Паст<ор> Не; прислал мне вчера кучу рукописей для журнала на просмотр. Мы с ним ус-
ловились, что все статьи будут проходить через мою цензуру или я их буду заказывать» [АДРЗ.
Ф. 4. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л. 3 об.].
6 Согласно воспоминаниям сына Эвербека Карла Августа, именно его отец был непосред-
ственным основателем «Русской братской помощи». См. [ОгоЁ; 1995].
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 249
Ш Лрхивные материалы. Из неопубликованного
Эвербек пишет: «Однажды мне стало ясно, что большевизм представляет из
себя мировую угрозу, политически и экономически он опасен для всей Евро-
пы. И в другом смысле я также понял, что он является сатанинской опасно-
стью не только для православной церкви, но и для всего христианства» [Е\ет-
Ъеск, 1964]”. В этой связи примечательно, что практически во всех известных
публикациях Франка, изданных в журнале «Любите друг друга!» в это время,
присутствует жесткая критика большевизма. Безусловно, нет никаких основа-
ний полагать, что философ симпатизировал советскому политическому строю
и целенаправленно искажал свои взгляды или сколь-либо кривил душой с це-
лью получить возможность публикации в протестантском журнале, но вместе
с тем нельзя не принимать во внимание, что подобная идейная направлен-
ность его текстов вполне соответствовала чаяньям протестантских пасторов.
Переходя к месту Священного Писания в малоизвестных и не переведен-
ных на русский язык публикациях Франка в журнале «Любите друг друга!»,
стоит заметить, что в их отношении справедливо суждение, относящееся ко
всему творчеству философа, — в Библейском Слове Франк находит соответ-
ствие своей философии [Гапоненков, 2022, с. 46]. К примеру, в статье под крас-
норечивым заголовком «Без Меня не можете делать ничего», взятым из Еван-
гелия от Иоанна (Ин. 15:5), Франк, рассматривая изменения, произошедшие
в России после революции, проводит мысль о гордыне человека, его уходе от
Бога, озвученную им еще в статье «Из размышлений о русской революции», и
заключает: «Вот чем заканчивается попытка гордого, восставшего против Бога
человека построить собственными силами и разумом царство Божье на земле.
Так исполняется слово Спасителя: “Без меня не можете делать ничего»» [Ргапк,
1934, ОПпе пс Копп г 1$ о, 5. 118]. Подобное проникновение священно-
го в мирское, разворачивание человеческой истории с оглядкой на Священное
Писание можно встретить и в других текстах Франка, изданных в протестант-
ском журнале (что, впрочем, характерно для христианской мысли в целом).
Отдельно стоит отметить, что в статьях, написанных для «Любите друг друга!»,
библейская тема наиболее часто привлекается Франком именно для описания
и критики общественного и духовного строя Советской России. Здесь можно
вспомнить уже упомянутую статью «Без Меня не можете делать ничего», а так-
же такие работы, как «Большевизм и душа русского народа» [Егапк, 1934, Оег
Во]зсВеулзгпаз ипа Че беее 4е$ г 5$13спеп УоЩез] и «Пасхальные мысли русского
христианина» [Ргапк, 1935], в которых философ осуществляет интерпретацию
7 Однако стоит напомнить, что «не только борьба против “безбожников-марксистов” и
“еврейского материализма”, но и другие аспекты нацистской демагогии были доброжелатель-
но встречены некоторыми верующими Германии» [Пленков, 2017, с. 268].
250 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Цыганков А.С. Неизвестные публикации С. Л. Франка №
исторической событийности современной ему России с библейских позиций,
указывая на то, что Россия отвернулась от Бога и по этой причине испытывает
тяжкие страдания, которые, впрочем, — исходя из философии страдания Фран-
ка — вновь смогут вернуть ее к Богу и христианской вере.
Именно тема религиозной метанойи является ключевой для статей Франка,
посвященных русским поэтам и писателям, в частности для работ об А. С. Пуш-
кине и Н. В. Гоголе. Их обращение к христианской вере, по мнению философа,
является свидетельством духовной зрелости: «Чем сильнее развивался его та-
лант, а сам он духовно созревал, тем ближе он приходил к вере, и в последние
годы жизни Пушкин не только лично стал верующим христианином, но так-
же выразил свою веру в поэтических произведениях, которые относятся к ве-
личайшим достижениям русского религиозного духа» [ЕгапкК, 1933, $. 68]. Сама
же зрелость есть, среди прочего, следствие духовной трагедии, духовного стра-
дания, как о том пишет Франк, размышляя о религиозном обращении Гоголя:
«Никто не заметил глубокую внутреннюю трагедию, которая привела Гоголя
кэтому религиозному обращению, никто не почувствовал истинное значение
тех великих идей, к которым он прикоснулся». Само же «религиозное прозре-
ние» становится катализатором творчества, позволяет расслышать «слово Бо-
жье», о чем Франк говорит в статье о Пушкине:
Художественное воодушевление захватывает поэта только тогда, когда
«слово Божье» доносится до его острого слуха. Отсюда он получает способность
глубокого прозрения в сущность избранного Богом человека, который призван
объявить людям Божью волю и Божью мудрость. Благодаря этому прозрению
Пушкин — ревностный читатель Библии — изобразил (опираясь на книту Иса-
ии (6:2-10)), как Господь призывает человека к тому, чтобы тот стал пророком,
в своем удивительном стихотворении «Пророк».
[Егапк, 1933, $. 69]
Отдельно стоит подчеркнуть, что чтение Священного Писания, как указы-
вает Франк, являлось неотъемлемой составляющей духовной жизни великих
русских литераторов, во многом определявшей их творчество.
Ниже публикуется перевод немецкой статьи Франка «Николай Гоголь:
русский провозвестник христианского обновления жизни» («М\Ко]а1 С050]. Ет
г15$15сПег Уегкип ег ег спт1$сВеп Гефепзегпецегипз»), изданной в журнале
«Любите друг друга!» в 1934 году [Егапк, 1934, МКо]а1 С0501... ‚ 5. 83-86].
8 См. Приложение.
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 251
Ш Лрхивные материалы. Из неопубликованного
Список источников
Бойд Дж. Записки из Третьего рейха. Жизнь накануне войны глазами обыч-
ных туристов. М.: Бомбора, 2020. 608 с.
Гапоненков А. А. Библейское Слово в трудах религиозных мыслителей
(С. Л. Франк, Г. ЦП. Федотов, Н. С. Арсеньев) // Известия Саратовского универси-
тета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022.Т. 22, вып. 1. С. 43—49.
Лифиниева Т. П. Карл Барт и Пауль Тиллих: оправдание верой или сомне-
ние // Научные ведомости. 2010. № 8. С. 5-12.
Назарова 0. А. Неизвестные публикации С. Л. Франка в журнале «ГМере
етапдет» // Философские науки. 2007. № 2. С. 5-9.
Назарова 0. А. Предисловие к публикации /! Вторая навигация. 2018. Выц. 15.
С. 62—64.
Пленков О. Ю. Государство и общество в Третьем рейхе. Реальность дикта-
туры. СПб.: Издательство «Владимир Даль». 2017. 671 с.
Саликов А. Н. Русские в «Кант-Штудиен». Ч. 1. Файхфингеровский «Кант-
Штудиен» // Кантовский сборник. 2011. № 2. С. 95-106.
Цыганков А. С., Оболевич Т. Немецкий период философской биографии
С. Л. Франка (новые материалы). М.: ИФ РАН, 2019. 272 с.
Цыганков А. С., Оболевич Т. Протестантская организация «Влоз$1зсНе
Вгидег Те» и ее роль в творческой биографии С. Л. Франка 1930-х гг. // Элек-
тронный научно-образовательный журнал «История». 2021. Т. 12, вып. 4 (102).
ОВГ: НЕрз://атху.ваиет.го/$207987840015367-2-1/ (дата обращения: 06.08.2022).
Ч01:10.18254/5207987840015367-2.
Еметреск К. Етпегапбеп ИЪег Че ]апге 1933-35. ВтакКе, 1964 (апуегоНетсно.
Егапк $. солз@све Векепи(л15$5е етез г3$13сНеп ГусМегз // Тлерее етапаег!
1933. Мг. 5.5. 68-71.
Егапк $5. ег Во]зсЛемлзтиз чипа Че Зее 4ез га$$15сВеп УоЩез // Тлефет етап-
Чет! 1934. Мг. 11.5. 155-159.
Егапк 5. МКо]а1 6050]. Ем га$315сПег Уегкап ег ег сит сНеп Гефепзет-
пецегиия // ТлеБе! етапдет! 1934. М. 6. 5. 83-86.
Егапк 5. Орле пмсй Копи Шг п1с $ са // Пере! етапаег! 1934. Мг. 8-9. 5. 113-
118.
Егапк $. ОегедаптКеп етез г $$1$сНеп Спичеп // ТлеБе! етапдет! 1935. Му. 5.
5. 69—73.
Лаа М’а1зеп {ет Па п1с Е безргосвеп. ла4ептп1$ оп ш Гетро // ТАррузсВег Ко-
пет. 1933. 9 Ац5и$.
Оо} М. Ет Гефеп пп ПЛепе 4ег МепзсВеп // А7-М/осНе. 1995. 13 Бе’етфет.
252 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Цыганков А.С. Неизвестные публикации С. Л. Франка №
Архивы
АДРЗ — Архив библиотеки «Дом Русского зарубежья им. А. Солженицына»;
Тапдезагс у МВМ/ — ГецвезссЬсНез$ АтсШу Раг даз Тапа Гарре пд Раке1-
агсв1у М5ПАР \!еЧа]еп-Мота, Гапдезагсу МКМ АмеПапя Озблез(ает-Г4рре.
ВеЁегепсе$
ВоуЧ, ]. (2020) Гар5 Е @ Тгегево гакКпа. мат? пакапипе уоту ЯалатЕ орусй-
пукй ит юу [Моез гот те Ттга васй. Где оп {Те еуе ор 1е изаг Ейгоияй Ше еуез ор
отатагу {0и715$]. Мозсом’. ВотаБота.
Емгетреск, К. (1964) Еттпегипбеп ирег @е тайге 1933-35. ВгаКе, (апуегоЙепт+-
Псво.
Егапк, $. (1933) “Срг1$ИШсПе Векепил1$$е ете$ г1$$15сЛеп П1еЩег$”, Глереё ет-
апает!, 5, р. 68—71.
Егапк, 5. (1934) “Эег Во]5спемлзтаз$ ипа Че Зее 4е$ га $$15сПеп УоЩез”, ГлереЕ
етапает!, 11, рр. 155-159.
Ргапк, 5. (1934) “МКо]а1 Со501. Е г$$15сНег Уегкип ег ег сз сВеп Ге-
Бепзегпецегипд”, Глере етапает'!, 6, рр. 83-86.
Ргапк, 5. (1934) “Оппе писН КбипЕ Шхг п1с6 $ ап”, ГЛере етапает!, 8-9, рр. 113-
118.
Ргапк, 5. (1935) “Оетведапткеп етез га$$15сЛеп СН еп”, Глереё етапает!, 5,
рр. 69-73.
СаропепкКох, А. А. (2022) “ВШезКое $1оуо у (тадаКН ге|1о7ттукА шузШее1
(5. Г.. РгапК, @. Р. Редоох, М. $. Агзеп’еу)” [“В1ЬНса1 М/огЧ ш Фе М/огК$ оЁ Ве 5101$
ТЫшкКегз (5. Г.. РгапК, С. Р. ЕеЧотох, М. $. Атзетеу)”], Глуезнуа багаюоузКоРо итует-
зпеа. №оуауа зетуа. 5$епуа: ЕНоюзуа. Гпигпай5иКа [Вийейп ор те $агаюу Итует-
5 пу. М№еи) зетез. $етез: РрИо]озу, Доигпай5т], 22(1), рр. 43-49.
“а М’а1зепешт Ваё и1сВЕ сезргоспеп. ла4епт1$$10оп ш Гетво” (1933) Гарре
зспег Кипет, 9 Ацв.
ГАВизета, Т. Р. (2010) “Кат ВагЕ 1 РаоР ТПИКВ: оргауЧаше уего1 Ш зотплете”
[“Каг| Ва апа Рац ТИсй: лазЯйсайоп Бу Рацв ог РочЪе], Маисйпуе уедотозй
[бсепийс Уе4отоз{] 8, рр. 5-12.
Матагота, О. А. (2007) “Ме1туезтуе раБШКа($И 5. Г.. ЕгапКа у 7Нигпае ‘Тлефе
етапд4ег”” [“ОпкКпомт РаБсайоп$ 01 5. Г.. РгапК т Пе Маба7те ГлереЁ етапае!”],
ЕНозо[$Юе паи [РАПозоршса! 5$ чепсезЗ], 2, рр. 5-9.
Матагота, О. А. (2018) “Ргед$юо\е К рабПКа{31” [“Рге{асе о Ме РиБсаНоп”]”,
Уюгауа палюеияуа [5есопа Малютайо"], 15, рр. 62-64.
ОПоЕ, М. (1995) “Ет Гееп пп еле ег Мепзсвеп”, АЙ-И’осйе, 13 Эехетфег.
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 253
Ш Лрхивные материалы. Из неопубликованного
Р]епкох, О. Уч. (2017) Созиаагзвло Е орзйсйезвло у Тгегет ге КЙе. ВеаГпозЁ' ай-
1ашгу [51а апа 5очеу т те Тата васй. Веашу ор Гаеюпот$ В]. $. РаетзБагв:
УШаа тит Ра] Ри.
баНКох, А. М. (2011) “КаззЮе у ‘КапЕ5 Ни егп”. СНазё 1. РаНАпеегоуз КИ “Кап
Ни еп?” [“Ва$$ап$ ш ‘Капеба еп”. Раг( 1. РесНИпвег”з ‘Капе5(аепт”], Кап-
1оузки зроги К [КапЕ$ СоПесйоп], 2, рр. 95-106.
ТзувапкКох, А. 5, ОБыехисН, Т. (2019) Метезки ретоа ПШозо[}5Ко: Мовтай
5. Г. Егапка (поууе тета) [Тре бегтап Репоа о] 5. Г. ЕгапК (Мем› тищета!5)].
Мозсом:: ТЕ ВАМ.
Тзувапкох, А. $., ОБое\иср, Т. (2021) “РгоеяатзКауа отвап1та(уа ‘Ки$$1зсПе
ВгиЧегИ >” 1 ее го? у суогспезКо1 Моста $. Г. ЕгапКа 1930-КН водоу\” [“Рго(ез-
(апе Ограп12айНоп ‘Ви$31зсНе Вгадег АП” апа из Ве ш Ше Сгеайуе В1обтарпу оЁ
5. [.. ЕгайК 11 Ще 193057], Неютоппу: паисйпо-обтагоущеРпуЕ питта! Чзютуа”
[Нестготс заепИЙс апа едисайопа доитпа! “Нюту”], 12(4). АуаПаЫе а В рз://
агх!у.вайёт.ги/520'7987840015367-2-1/ (Ассеззеа: 06 Амр 2022).
Ч01:10.18254/5207987840015367-2.
Информация 06 авторе: А. С. Цыганков — кандидат философских наук, стар-
ший научный сотрудник сектора истории русской философии Института
философии Российской академии наук. Адрес: Российская Федерация, 109240,
Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
шЕгтаНоп або (Пе ап®от: А. 5. Тзувапкоу — РИО ш РИПозорПу, Зеп1ог Ве-
зеагсв ЕеПому ай Фе шз@йже оЁГ РНПозорВу, Виз1ап Асадету оЁ 5$4епсез. АЯ@гезз:
12/1 СопсВагпауа $5г., Мозсому, 109240, Визз1ап РЕедегайолп.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
ТВе аи ог де агез по соп1с{$ оРииегез 5.
Статья поступила в редакцию 18.08.2022; ТВе агасе уга$ заре 18.08.2022;
одобрена после рецензирования 30.11.2022; арргоуед аЁег телей ив 30.11.2.022;
принята к публикации 05.12.2022. ассертеа Гог риб|сайол 05.12.2022.
254 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.