Ш Литература. Философия. Религия
[3
>
-
>
|
ш
о.
[3
>
©
о
о
о
=
>
©
<
Е
<
о.
ш
=
=>
-
Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4. С. 96-109.
РЕ|озорЫса] Гецегз. Визяап апа Еигореап П1а1обче. 2022. Уо1. 5, по. 4.Р. 96-109.
Научная статья / Ога] ага‹е
УДК 1(091)
901:10.17323/2658-5413-2022-5-4-96-109
Г. Г. ШПЕТ: ЗНАНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА
В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Марина Сергеевна Киселева
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Москва, Россия, тагК!5е[еуа@етац.сот
Аннотация. В статье рассматривается проблематика знания о человеке
как целостности в философии Густава Густавовича Шшета (1879-1937) в про-
цессе включения им в свои исследования разных гуманитарных дисциплин
и предметных областей философского знания. Вхождение в новый синтез на-
чала ХХ века, центрирующийся вокруг феномена человека, определилось, с
одной стороны, разработкой Шшетом собственной методологической позиции
по вопросу о логических основаниях исторического знания, где большое вни-
мание было уделено критическому анализу традиций и школ европейской
философии от ХУШ до начала ХХ века; с другой стороны, выработкой аргумен-
тации, связанной с развитием психологии, ее статусом, методами и местом
в истории научного знания о человеке, а также ее возможностями в практи-
ческом знании как эмпирической науки, так и социогуманитарной предмет-
© Киселева М. С., 2022
96 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Киселева М. С. Г.Г. Пшет: знание о человеке как междисциплинарная проблема №
ности, с перспективами педагогических исследований, искусства как знания
человека, языка и проч. К началу 1920-х годов полученные Шпетом научные
результаты по этим двум направлениям позволили представить мощный про-
ект «научной философии», легитий в основу руководимого им Института на-
учной философии (1921-1923). Небольшое время, которым он располагал как
руководитель, оставило в архивах планы и такие тематические повороты, ко-
торые в последующие годы Шпет разрабатывал в собственных исследованиях
как самостоятельные предметности, но скрепленные целостным пониманием
человека.
> Ключевые слова: Г. Г. Штет, гуманитарные науки, научная философия,
междисциплинарность, методология
` и
Благодарности: Статья подготовлена в рамках Программы фундамен-
тальных исследований Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
Е Ссылка для цитирования: Киселева М. С. Г. Г. Шпет: знание о человеке
как междисциплинарная проблема в контексте европейской философии //
Философические письма. Русско-европейский диалот. 2022. Т. 5, № 4. С. 96-109.
Ч01:10.17323/2658-5413-2022-5-4-96-109.
Тщегаихте. РАПозорНу. Вей оп
С. С. $НРЕТ: КМОМЛ.ЕРСЕ АВОПТ А РЕКОМ
А$ АМ ПМТЕВОТ$СТРИМАКУ РКОВТЕМ 1М ТНЕ СОМТЕХТ
ОРЕОВОРЕАМ РНП.ОЗОРНУ
Мага $. К1з@еуа
Майопа]| КезеагсН ОтхуегзИу
«Н1епег 5своо] оЁ Есопогп1с$”
(НЗЕ ОшхетзКу), Мозсом, КазЯа;
тагазе]еуа@ета!|.сот
АБз?тасе. ТВе агИие 4еа1$ м Ше ВНе]4 оЁ КломЛе4 ее афо\е а регзоп аз ап
пцертцу ш Ше рЬПозорпу оЁ бийау Саауо\сН 5Нре (1879-1937) т Фе ргосез$$
РАПозор са] Гецег$. Кизап апа Еигореап Р1а]оёте. 2.022. 9]. 5, по. 4. 97
Ш Литература. Философия. Религия
о шса т т [1$ гезеагсв Ме ргоегп$ о{ уатой$ РитапКаап 91$с1рИтез апЯ
зиБес( агеаз оЁ рАПозорШса]| КпоуЛейее. Епту шо Ше пем/ зупе$1$ оЁ Ше еату
слепйе септоту, сетцетей агопп@ Фе рвепотепоп оЁ тап, ууаз дЧегттед, оп
(Те опе Напа, Бу Ме деуе]ортеле ог $Пре?$ омт те{фо9о1юо$1са1 розоп оп Ше 1051-
са] ТоипЧайопт$ оЁ 1отса1 КпомЛедве, уфеге гласН аЦеп@ол утаз ра14 © а стса1
апа[у$15 оЁ Ше га 1юоп$ ап@ зсвоо1$ оЁ Еигореап рНПозорВу гот Фе 18 о Ше
Безтиште оЁ Ше 20" сепагу; оп Ме офег Напа, Фе деуеортепе оЁ агеитеп($ ге-
Ла(е {о Ше деуе]ортеги о? рзуспо]обу, 1$ %(ай1$, пе 104$ апд р]асе шт Фе Н1$оту оЁ
зчепийс КпомЛедвде аротг а регзоп, аз ме аз ($ сара Ш@ез т ргасйса] КпомЛедве
оЁ Бо етрса!| зЧепсе ап@ зос10-Китапцанап оБ]есйуКу, м Ше ргозрес{$ оЁ
реЧавов1са] гезеагсй, аг{ аз Кпом\Ле@ве регзоп, ]1апрпабе, ес. Ву Ше еайу 19203, Ше
зчепийс гези$ оматед Бу $Нре т ШТезе {мо агеаз паде И роз$1Ые {о ргезет( а
ромуегЁ рго]есЕ оЁ “зслепийс рАПозорВу”, усН ГогтеЯ Ше Ъаз1$ оЁ Фе шзййце
ог зчепИйс РНПозорцу (1921-1923) Неа4ед Бу Вт. Тве Ш@е Чите Та( Ве Вад аз а
Леа4ет 1е[1т Фе агсШуе$ р]ап$ ап засй Фетайс агиз, ме В т заБзедиеп( уеаг$
Нре( ЧеуеореЯ т 11$ омт гезеагсй, аз шдерепдете оБес$, Ба Пе] обешег Бу а
ВоН$зИс ипаегхап тв оЁ тап.
> Кеум’ог@$: С. С. ЗПреь Натап@ез, зЧепИйс р.Позорву, пиег1$с1рПтагЦцу,
ше!фо4о]о5у
` и
АскпоуЛейтепт: ТНе агие газ ргерагей ул т Фе ВгатемгогК оЁ Те Ва-
31с Везеагсй Ргортат а{ Ше Майопа!| Везеагсй ЧшхетгзКу “Нарфег 5сНоо1 оЁ Есопо-
111с$” (НЕ Отуег$Цу).
Е Рог сЦабоп: К1з@ета, М. 5. (2022) °С. в. ЗНре: КпомЛейдзе арот! а Регзоп аз ап
ПиегА1зс1рПпагу Ргоет ш Фе Сот(ехе оЁ Еигореап РНПозорВу’, РАЙозормса! Ге1-
{етз. Кизчап апа Еигореап Пюорие, 5(4), рр. 96-109. (т Виз$.).
Ч01:10.17323/2658-5413-2022-5-4-96-109.
роблема человека в философии и гуманитарных науках рубежа ве-
ков и в начале ХХ века определялась поиском выхода из методоло-
гического кризиса. Надежды на строго научные методы, принятые
в позитивизме, как и определение специфики гуманитарного знания в его
отличии от естествознания по методу, не дали желаемых результатов. Соз-
давая новую предметность в познании человека и определяя методологиче-
ские подходы кего исследованию, философы задавались традиционными во-
98 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Киселева М. С. Г.Г. Пшет: знание о человеке как междисциплинарная проблема №
просами: чем детерминирована сущность человека — «социальностью» или
«натуральностью»? Что более адекватно пониманию существования челове-
ка — обращение к его индивидуальности или исследование коммуникаций,
ведущее его в социальные сообщества других людей? Новизна ситуации в
начале ХХ века состояла в том, что человек в исследовательском материале
«множился». Феномен человека центрировал новую область философского
знания — философскую антропологию. Разнообразие же методологических
подходов — аналитический, герменевтический, культурно-исторический,
социально-философский, социально-психологический ит. д. ит. п. — расши-
ряло пространство исследований, включая разные науки. И надо отметить,
не только гуманитарные, но и естественные, а также искусство того времени,
которое в разных видах и жанрах обращалось к человеку. Изучение человека
становилось делом междисциплинарным или, как тогда писали, синтезом
дисциплин.
От философской позиции исследователя зависели ответы на вопросы о
том, что есть человек и каковы возможности его изучения. Этих позиций было
немало. В европейской философии начала ХХ века можно обнаружить извест-
ную аллюзию на сюжет «вавилонского столпотворения», когда идейные споры
создавали границы для понимания. Разнообразие традиций, их обновление,
появление новых философских школ и направлений не в последнюю очередь
определялось проблемой понимания «человека говорящего». Работа сознания
создает язык науки, литературного текста, поэзии и т. д. Язык в его историче-
ских, национальных, политических и т. п. контекстах участвует в социальных
связях, репрезентируя их. Способы выражения фиксируются в слове, слово ве-
дет к поискам смыслов, без которых еще сто лет назад не могло обойтись раз-
мышление о человеке.
Философия Г. Г. Шпета глубоко укоренена именно в этом историче-
ском времени. То, что теперь называется междисциплинарной проблема-
тикой в гуманитарных науках, зарождалось в отечественной философии в
1920-е годы. Современные исследователи творчества Шпета, первого дирек-
тора Института научной философии (1921-1923), отмечают, что в центре его
интереса оставался человек, определяющий в конечном счете предметную
область самых разных философских и научных работ [Густав Шпет ... ‚ 2010;
Густав Шшет ... ‚ 2006]. Философские труды Шпета по феноменологии, герме-
невтике, семасиологии дополнялись работами по психологии и педагогике,
искусствознанию, истории культуры и этнопсихологии. В каждой из этих об-
ластей философ осуществлял свой теоретический и методологический пово-
рот в изучении человека.
РАПозор са] Гецег$. Кизап апа Еигореап Р1а]оёте. 2.022. 9]. 5, по. 4. 99
Ш Литература. Философия. Религия
жжх
Синтез наук и одновременно их дифференциация стали реальным делом
гуманитарных научных исследований и преподавания учебных дисциплин
в рамках новых учебно-научных заведений, созданных на факультете обще-
ственных наук (ФОН) при Первом Московском госуниверситете. Были учрежде-
ныследующие институты: исторический; языкознания и истории литературы;
научной философии; теории и истории права; искусствознания; социологии".
Профессор Г. Г. Шпет был назначен директором Института научной философии
(ИНФ). Его позиция определялась приданием институту «межфакультетского
статуса», так как предполагалось ведение не только научно-исследователь-
ской деятельности, но и участие ученых в образовательном процессе. Межфа-
культетский статус ИНФ позволил обеспечить все гуманитарные институты
учебными курсами по философии и методологии науки и развивать научные
контакты философов и ученых-гуманитариев?.
Научно-гуманитарная база исследовательской программы института фор-
мировалась профессором Шшетом с опорой на собственный профессиональ-
ный опыт преподавательской и исследовательской деятельности, который
включал разнообразные курсы — логики, методологии науки, философии
истории, истории психологии, этнической психологии, истории философии,
психологии, педагогической психологии, истории педагогических идей. «Раз-
нопредметная» педагогическая деятельность Шпета складывалась в разных
учебных заведениях Киева, затем Москвы. Методология гуманитарного зна-
ния была востребована и осознана им как актуальная проблематика в контек-
сте расширения запросов на разнообразие дисциплин и междисциплинарных
курсов [Шпет, 2021, с. 428—429]. Важно отметить: содержание его курсов опира-
лось на глубокие знания материала, наработанного Шпетом, в том числе и в
зарубежных поездках по европейским университетам.
жжх
Летние месяцы 1910-1911 годов и последующие два года полностью Шпет
работал в Гёттингенском университете Георга Августа и в библиотеках Берли-
на, Парижа и Эдинбурга [там же, с. 427], где подробно изучал европейскую фи-
лософию Нового времени от эпохи Просвещения до современных ему новых
направлений — позитивизма, неокантианства, феноменологии, герменевти-
+ См. [Корсаков, Сидорин, Черняев, 2021, с. 22].
? Об участии в межфакультетской организации ИНФ профессора С. Л. Франка см. [Сидо-
рин, 2021, с. 85].
100 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Киселева М. С. Г.Г. Пшет: знание о человеке как междисциплинарная проблема №
ки, антропологии. Две области в развитии гуманитарного знания конца ХХ —
начала ХХ века определили интерес самостоятельных исследований Шпета:
® методология исторического познания;
® дисциплинаризация психологии как науки, поставившая вопрос о ее
принадлежности к естественнонаучной (эмпирическая психология) или гума-
нитарной области знания, что прямо повлияло на философское переосмысле-
ние проблематики сознания человека.
Дискуссия о методологии исторических исследований была связана с
кризисом позитивистской методологии, актуальной для многих социально-
исторических исследований Х[Х века. Узел проблемы для Шшета определялся
продуктивностью герменевтических способов работы с историческими источ-
никами: отношением к проблеме «факта в истории» и осмыслением процесса
его интерпретации; связью логики исследования и логики выражения полу-
ченного знания. Шпету как философу было также важно понимание предмет-
ности философии истории и проблемы логики исторического процесса «боль-
ших длительностей», но не в логике Гегеля.
В Московском университете Шпет защитил диссертацию «История как
проблема логики» (1916). Будучи учеником Э. Гуссерля, Шпет критиковал «со-
физмы» кантовской философии и дистанцировался от «субъективизма» нео-
кантианцев, подробно и последовательно аргументировав свое несогласие с
принципом «отнесения к ценностям» Г. Риккерта как методом исторического
знания. Он, как и его учитель, считая философию наукой, понимал предмет-
ность исследования через логику как вид научной деятельности философа и
как форму познания, которая «дает указание на вид и бытие предмета» [Шпет,
2014, с. 62]. Одна и та же «действительность», но со своей спецификацией,
считает Шшет, является предметом истории «в эмпиричности» и философии
истории «в идеальности». Специфика работы историка и философа, обращаю-
щегося к истории, заключена в различии не только способов исследования
предмета, но и способов выражения (изображения) предмета той и другой на-
укой. Обсуждение этой проблемы ведет к исследованию процедуры интерпре-
тации исторического материала и постановки вопроса о смыслах, которые по-
лучает исследователь.
На этом этапе Шпет отчетливо тематизирует гуманитарные предметные
штудии вокруг идеи человека, при этом оставаясь в понятийных рамках фи-
лософии. Центральной и актуальной для философских споров того времени
была проблема сознания человека, которая в контексте развивающейся эмпи-
рической психологии испытывала новые трудности в осознании стратегий
и возможностей теоретического объяснения. Способы выражения содержа-
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 101
Ш Литература. Философия. Религия
ния и функций феномена сознания в связи с лабораторными исследования-
ми психологов, с одной стороны, и развитием новых направлений философии
неокантианцев, феноменологов, персоналистов, фрейдистов, интуитивистов
и т. д. — с другой, не только раздвигали рамки для исследования сознания, но
и готовили почву для новой постановки проблемы человека в целом.
В процессе исследований вырастали темы, нуждавшиеся в обсуждении
новых исследовательских поворотов (методов) в изучении субъекта, субъект-
ности, субъективности; понимания и объяснения; предметности, языка выра-
жения и проч., что выходило на уровень общетеоретических проблем осмыс-
ления человеческой целостности.
жжх
Новый этап разработки проблемы Шпет начал с терминологического и ло-
гико-методологического опыта, опубликовав в жанре заметок текст под назва-
нием «Сознание и его собственник» (1916). Тридцать четыре пронумерованных
заметки в своем названии перекликались с известным произведением Макса
Штирнера «Единственный и его собственность» (1844). Однако в отличие от
«личного высказывания» Штирнера текст Шпета имеет строгую логико-ме-
тодологическую организацию. Анализируя термин «я», автор показал способ
различения его значений, который предполагает аналитическую процедуру
переходов «от некоторого более общего к более специальному его значению»
[Шшет, 2006, с. 264]. «Сознание я» включено в социум, в коммуникацию с дру-
гими; оно определено не только самим его носителем, но и свидетельствами
других сознаний. Вводя термин вещь, Шпет пишет о сознании как социальной
вещи. Определяя единичную вещь («я») через обезличивающие ее обобщения
(когда производят «вивисекцию надя»), Шпет делает заключение: «я перестает
быть я, т.е. ии1сит, и мы говорим фактически о “душе”, “человеке” и других на-
учных обобщенных предметах, но неоя» [там же, с. 267].
Привожу это рассуждение, чтобы показать, что в работе с проблемой со-
знания цепочка терминов — «я», уникальный субъект, индивид, человек,
«имярек» и т. д. — и их значений выявила необходимость дальнейших иссле-
дований, в которых Шпет считал важным взаимодействие философского и
психологического понимания сознания.
Терминологическая задача инициировала методологический проект, с
которого Штет начал работу в ИНФ в 1921 году. В начальные планы исследо-
ваний института им была включена разработка языка философских иссле-
дований как понятийной базы общей исследовательской работы. Строгость
и вместе с тем историчность применяемой исследователями терминологии
102 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Киселева М. С. Г.Г. Пшет: знание о человеке как междисциплинарная проблема №
сформировала идею разработки словаря философских и научных терминов,
который создавался с учетом культурно-исторического контекста и языка их
происхождения, а также исторической динамики самой терминологии. Тако-
го рода словарь, как считал Шпет, необходим для работы и историка, и фило-
софа, и психолота, а следовательно, при разработке междисциплинарных про-
блем гуманитарных наук, и в особенности тогда, когда к работе привлекались
ученые-естественники. Сама разработка словаря развивала коммуникацию
между исследователями разных областей научного знания, без которой меж-
дисциплинарные проекты не могут даже начаться. Шпет хорошо это понимал,
как и его коллеги по институту?.
жжх
Научные интересы Шпета в области психологии и ее развивающейся пред-
метности реализовались в статьях по проблемам социальной психологии и
психолого-педагогическим вопросам, часть которых публиковались им в жур-
нале «Вопросы философии и психологии» [Шпет, 2021, с. 428—429].
Эмпирические методы исследования природы человека — его сознания,
мышления, эмоций и т. д. — способствовали развитию психологии как эмпи-
рической науки, что не могло не породить новые школы и направления, ос-
нованные на разных концептуальных основаниях. В 1910-е годы европейские
психологические лаборатории работали на основе методов интроспекции;
постепенно разнообразие феноменов опыта человека стало включаться в эм-
пирическую психологию, что влекло за собой расширение методологической
базы их исследования. Вопрос отнесения психологии к естественным или гу-
манитарным наукам (различение «объясняющей» и «описывающей» психоло-
гии, введенное В. Дильтеем) повлек за собой выяснение способов демаркации
предметных областей психологии и философии. Однако всё более укреплялось
представление о том, что за предметными разделениями в науках стоял це-
лостный объект — человек. Эту идею высказывал в своих работах в том числе
и Дильтей [Киселева, 2021].
Еще студентом Киевского университета Шпет был участником психоло-
гического семинария профессора Г. И. Челпанова, а в 1910 году в поездке по
европейским университетам они вместе посетили Институт В. Вундта в Лейп-
циге, где исследовались человеческие ощущения с применением методами
интроспекции. В Институте экспериментальной психологии К. Штумпфа Уни-
3 Подробнее о реализации плана и начале работы над «Словарем философской термино-
логии», в создании которого активное участие принял философ и психолог, действительный
член секции методологии науки ИНФ В. Н. Ивановский, см. [Щедрина, 2021].
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 103
Ш Литература. Философия. Религия
верситета Фридриха-Вильгельма в Берлине Челпанов и Шпет познакомились
с разработками «психологических феноменов» (содержание чувств или вооб-
ражения), «психических функций» (восприятие, воление, желание и др.) ис
изучением их взаимных «имманентных отношений». Наконец, визит в Бонн
к профессору О. Кюльпе познакомил русских ученых с экспериментальным
изучением процесса мышления. Не согласившись с концепцией своего учите-
ля В. Вундта, Кюльпе создал в Вюрцбурге школу экспериментальной психоло-
гии, в которой развивался и усложнялся метод интроспекции в поиске эмпи-
рических способов изучения не только ощущений как феноменов сознания,
но И «умственных образов» для получения экспериментального материала
0б «умственной» деятельности человека (метод «систематической экспери-
ментальной интроспекции»). Знакомство с этими и другими направлениями
европейской мысли стали для Челпанова теоретическим основанием созда-
ния Психологического института на базе московского психологического семи-
нария и его исследовательских лабораторий. В 1921-1923 годах Челпанов по
приглашению Шшета вел семинары по теории познания и эстетике в ИНФ. Из
этих самых беглых сведений понятно, что антропологическая проблематика
для философа складывалась в связи с его собственной работой в разных пред-
метных областях гуманитарного знания, а также, что особенно важно на на-
чальном этапе становления новых направлений в науке, с организаторской
деятельностью по закреплению в науке и философии задач обобщения и си-
стематизации новых данных в исследованиях человека. В этой связи важно
обратить внимание на статью Т. Г. Щедриной, собравшей воедино всё разно-
образие применяемых Шпетом значений понятия личность в разных пред-
метных контекстах его трудов: феноменологическом и герменевтическом,
методологическом и эпистемологическом, историко-философском и философ-
ско-историческом, социально-политическом и эпистолярном [Щедрина, 2011].
очень интересна в связи с этой проблемой публикация в комментарии к
изданию тома психологических трудов Шпета текста «Введение в этническую
психологию», являющегося рукописью его конспекта «Психическая антропо-
логия», который представляет собой краткий, но достаточно подробно пред-
ставленный систематический план истории развития не только предметно-
сти, но и методов исследования человека в этой области знания. Раздел, где
Шпет планирует исторический порядок представления идей «психической
антропологии», он завершает наброском своих возражений Н. А. Лосскому и
С. Л. Франку, определяя их позицию как «психологию без дути и сознания». Он
также критически настроен и к описательной психологии Дильтея, в которой
ВИДИТ «смешение психологии и феноменологии». Шпет формулирует задачу
104 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Киселева М. С. Г.Г. Пшет: знание о человеке как междисциплинарная проблема №
ПСИХОЛОГИИ: «...оПисание человека самого в его душевной жизни (структура
сознания)» [Шпет, 2006, с. 586]“, далее планируя перейти к рассмотрению ос-
новных понятий — жизнь, сознание, сознательность — и, наконец, делая вы-
вод об особенности «чисто-психического» в психологии: «человек налиио, если
и не в отдельной физиологической функиии или процессе, то как целое» [там
же].
Заключая тему штудий о человеке Шпета, считаю важным привести вы-
воды В. А. Лекторского, завершающие его понятийный анализ заметок Шпета
«Сознание и его собственник», абсолютно актуальных, как считает автор, и в
философии ХХ! века. Исследователь пишет:
1. Шпет понимает субъекта не как исходный пункт объяснения человека и
его сознания, а как проблему; 2. Он критически относится к тому, что он назы-
вает «собственническими теориями» сознания: «Я» и субъект выступают «как
“социальные вещи”, продукт коммуникаций, результат отношений меня и
другого»; 3. Шпетовские идеи «коллективного субъекта и коллективной дея-
тельности» являются ключом к пониманию индивидуальности; 4. Шпет акцен-
тирует «роль культурных объективаций коллективной деятельности, прежде
всего знаково-символических средств в понимании субъекта и субъективно-
сти». Им утверждается «невозможность бытия “внутреннего”, индивидуально-
го сознания, души без внешних форм объективации (и тем самым снимается
дихотомия “внутренне/внешнее”). Язык как ключ к пониманию субъекта и
субъективности».
[Лекторский, 2018, с. 401]
жжх
Динамика дальнейших исследований человека в отечественной филосо-
фии и психологии включала пшетовские идеи, которые очевидны в разработ-
ке методологической проблематики. Эти связи идей стали заметны лишь в
1990-е годы, когда произведения философа снова стали доступны современным
исследователям. Они, безусловно, актуальны и в современных когнитивных,
гуманитарных и даже биосоциальных исследованиях человека. Подчеркнем,
что пшетовская стратегия организации философского знания и изучения че-
ловека находилась в русле проектов академической (или университетской)
направленности в традициях отечественной гуманитарной науки и филосо-
1 Здесь же Шпетом дан способ различения работы с сознанием философом и психологом:
«Сознание, что я воспринимаю, на деле есть предмет философии, но само восприятие того-то
и того-то есть предмет психологии» [Шпет, 2.006, с. 587].
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 105
Ш Литература. Философия. Религия
фии начала ХХ века, опиравшейся и двигавшей далее идеи и разработки евро-
пейских ученых и философов дореволюционного времени°.
Список источников
Густав Шшет и современная философия гуманитарного знания. К 130-ле-
тию Г. Г. Пшета. Материалы круглого стола: А. А. Гусейнов, В. А. Лекторский,
Т. Г. Щедрина, И. М. Чубаров, В. Н. Порус, В. В. Янцен, Б. И. Пружинин, Н. С. Ав-
тономова, Е. А. Найман, М. Вендитти, Л. А. Микепшина, М. Денн // Вопросы фило-
софии. 2010. № 7. С. 3-39.
Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. М.: Языки
славянских культур, 2006. 464 с.
Киселева М. С. Историзм и становление междисциплинарности в интеллек-
туальной истории Х[Х — начала ХХ в. Человек во времени // Диалог со време-
нем. Альманах интеллектуальной истории. М.: Аквилон, 2021. Выцш. 777. С. 45-60.
Корсаков С. Н., Сидорин В. В., Черняев А. В. Институт научной философии
(1921-1923) // Институт научной философии. Начало. М.: РОССПЭН, 2021. С. 18-37.
Лекторский В. А. Немецкая философия и российская гуманитарная мысль:
С. Л. Рубинштейн и Г. Г. Шпет // Человек и культура. Избранные статьи. СПб.:
СИбГУП, 2018. С. 384—409.
Сидорин В. В. Семен Людвигович Франк // Институт научной философии.
Начало. М.: РОССИЗЭН, 2021. С. 82-91.
Шпет Г. Г. История как проблема логики: Критические и методологические
исследования. Часть первая. Материалы / отв. ред.-сост., предисловие, комм.,
археограф. работа, реконстр. Т. Г. Щедрина. М.; СПб.: Университетская книга,
2014. 510 с.
Шпет Г. Г. Психическая антропология. Комментарии // Шпет Г. Г. РН:
1озорШа Ма(аПз: Избранные психолого-педагогические труды / отв. ред.-сост.
Т. Г. Щедрина. М: РОССПЭН, 2006.
Шпет Г. Г. Сознание и его собственник (Заметки) // Шпет Г. Г. РАПозорШа
Ма(аПз: Избранные психологические труды / отв. ред.-сост. Т. Г. Щедрина. М.:
РОССИЗН, 2006. С. 264-310.
Шпет Г. Г. Согиси]ат уКае // Институт научной философии. Начало. М.:
РОССИЗН, 2021. С. 427-429.
5 Важно помнить, что философия и психология как учебные дисциплины в МГУ были ад-
министративно объединены в рамках одного факультета с 1940-х до 1966 года — года образо-
вания А. Н. Леонтьевым психологического факультета. Этот опыт способствовал взаимодей-
ствию философов и психологов в исследовании сознания и деятельности человека, так ска-
зать, сразу из «двух углов».
106 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Киселева М. С. Г.Г. Пшет: знание о человеке как междисциплинарная проблема №
Щедрина Т. Г. Владимир Ивановский и Густав Шпет: методологический про-
ект истории понятий // Институт научной философии. Начало. М.: РОССПЭН,
2021. С. 71-81.
Щедрина Т. Г. Понятие «личность» в текстах Густава Шпета: аспекты зна-
чений и контексты употребления // Стиль мышления: проблема историческо-
го единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. М.:
РОССПЭН, 2011. С. 70-89.
ВеЁегепсе$
“Слазау зПрег 1 зоугетептпауа В]озойуа витапЦагпово 2хпащуа. К 130-]епуц
С. С. Зпреа. Маетау Кга1о50 з01а: А. А. сазетоу, У. А. ГекогзКи, Т. С. ЗВсНед-
пла, Г. М. СЛаБагох, У. М. Роги$, У. У. Уат ен, В. Г. Регата, М. $. Аюопотота,
Е. А. Маппап, М. Уепаци, Г. А. МЦез та, М. Репп” [“Сазау $Пре ап Модеги РИ1-
1озорпу о НитапИайап Кпо\Ледре. То Те 130" апшуегзагу оЁ С. С. $ЗПреё. Маег-
а15 ое гоит 1аЫе: А. А. Низеупох, У. А. ГекогзКу, Т. С. ЗпсНедтпа, [. М. СпаЪагот,
У. М. Рогиз, У. У. Уащ5ет, В. Г. Рга7 ти, М. $. А/юпотота, Е. А. Маптап, М. Уепака,
Т. А. МЩезН та, М. Бепп”] (2010) Уоргозу Позо]ь, 2010, 7, рр. 3-39.
Сияау 5 Пре 1 зоугетеппауа Шозойуа хитаппатпо?о гпатуа [Сизау 5Пре апа
Моаетп РИПозорНу оГНитапйаптап КпоиЛеаяе] (2006) Мозсомг: Уа?ую аууап $ ККИ
КаРсаг.
Кзееуа, М. 5. (2021) Чяогитл 1 чапо\ете те7Н91$$1рПлагпоз@ у
пиеЦекаа! 01 1530г ХХ — пасва]а ХХ уеКа. СпеоуеК уо угетеп?” [“Н1$ог1с1$т
ап Те Рогтабоп оЁ П(ег15с1р|тагИу ш Фе Пи(еПесбла] Н15огу оЁ Ше 19% — еа]у
201 Сеплте$. Мап ш Типе”], ш 21105 50 угетепет. АГтапакй пие[ЦекшаГпот 15®0-
ги. Уур. 77 [Рююрие ший Тте. Атапас о} пиеПесша! Наюту. Г5зие 77]. Мозсому:
АКУПоп, рр. 45-60.
КотгзаКох, 5. М., $1Чогтт, У. У., СВегпуаех, А. У. (2021) “зи пацсВпо1 В10$0-
Ш (921-1923) [“тзайце оЁ Заепайс РЬПозорВу (1921-1923)], ш тз@ии паисй-
пот оо. Маспа1о [Тпе тзиише ор 5аепидс РИНозорНу. Тпе Вегтптз]. Мозсому:
ВО$ЗРЕМ, рр. 18-37.
ТекотзКИ, У. А. (2018) “МетесзКауа ШозоПуа 1 гоззИзКауа хатапКагпауа
туз: 5. Г. КаБмзЩет 1 С. С. $Врег” [“бегтап РАПозорВу ап@ Ваз$1ап Нитап!-
({айап ТпочеНЕ: $. Г. ВаБтзМет апа С. С. 5Вреё’], ш ГекютзКи, У. А. Спеюуек 1
ки[Тига. 12Ьгаппуе ет [Мап апа Сите. заесеа Атиез]. 51. РаетзРаг8: ЗРЬСТР,
рр. 384—409.
1огтт, У. У. (2.021) “Зетеп Гуадво\сН ЕгапК” [“бетуоп Гаамлво\сН ЕгапК”],
ш знай паисйпо! озо1. Маспао [Тпе тзиише ор5чепийс РАПозорну. ТИе Веят-
пт2]. Мозсомг. ВО$$РЕМ, рр. 82-91.
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 107
Ш Литература. Философия. Религия
ЭНрев С. С. (2014) 15ютуа Как ргоМета юсб Кийспезюме 1 теюодоюясйезЮе
15е4аоуатуа. Спаз{' регуауа. Мщетау [Е15оту а5 а РгоМет о Тодс: СИИсщ апа
Меподою дса 5иез. Рай Опе. Мщепта 8]. Ед. Бу Т. в. ЗАспегта. Мозсомх; 5. Ре-
(етзБигя: ОшуетзЦеКауа Ктва.
ЭНрев С. С. (2006) “РУ\ШсКезКауа апгоро]оуа. Коттегаг!?” [“РзусШс Ап-
(горо]оду. Соттеп$”], ш 5Вреб С. в. РАЙозорта МааНз: гРтаппуе ря По1о50-
редагоспезюме птиау [РАПозорва Маай5: б@ееа Рзуспоюлса апа Редавоса
И/отК$]. Е4. БУ Т. в. ЗНспейгта. Мозсом: ВОЗЗРЕМ.
ЭНрев С. С. (2006) “бо7тпаше 1 ево зобяхуепш К (Гатейа)” [“Сопзс10$пез$ апЯ
($ Омтег (Мое$)”], ш 5Вреё С. в. РАЙозорща Маайз: гРтгаппуе рякпою?то-реда-
вояснезвме тиау [РАПозорша №Маай5: баемеа Рзуспоюлсщапа Редаволса! Итк$].
ЕЯ. Бу Т. в. ЗНспедтта. Мозсомг: ВО$ЗРЕМ, рр. 264-310.
ЭНрев С. С. (2.021) “Сигисяат уЦае” т тз5НйЕ паисйпо? Позо. Маспаю [Тпе
тише ор5чепийс Р|Позорну. ТИе Вейпттв]. Мозсомг. КОЗЗРЕМ, рр. 427-429.
ЭНсНейд па, Т. С. (2021) “УаЧитит ГуапоузКИ 1 базах 5пре: теюдо]о1сПезкИ
ргоек( 1$огИ ропуаЧ?” [“Майптит ГуапоузКу ап базах 5Преё Мефо9о1юо$1са1 Рго-
]лессоЁ Ме Н1зюту оЁ Сопсер(з” |, т т5Нии паисйпо: юзо]. Маспаю [Тпе тише ор
5аепИЙс РИЙозорйу. ТПе Ведтгии ]. Мозсом: ВОЗЗРЕМ, рр. 71-81.
ЭНсНейг!па, Т. С. (2.011) “Ропуа(е “ИсПпо$(” у (екяаКкВ сазауа 5Прета: азреку
7паспепи 1 кощек$у проге етуа [“ТВе СопсертоЁ“РегзопаШу” ш Фе Тех($ оЁСу5-
(ау ЗПрег: Азрес{$ оЁ Меап1т 85$ ап Сощех($ ог 0зе”], ш $ НГ тузШетуа: ргоМета 15-
опсйезкого еатзгла паисйпоРо 2 патуа. К 8О4епуи Иайттга Ратомсйа /тсйепко
[Тышкше 5 е: ТНе Ргоет оЁ Ше Н1$ю1са1 Опцу оЁ ЗаепИВс КпоуЛейре. То Фе
80" Апп1уегзагу о? Лад шит Ретохисв 7лтспепкКо]. Мозсомг: ВОЗЗРЕМ, рр. 70-89.
Информация об авторе: М. С. Киселева — доктор философских наук, профес-
сор, главный научный сотрудник Международной лаборатории исследований
русско-европейского интеллектуального диалога Национального исследова-
тельского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Адрес: Рос-
сийская Федерация, 105066, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4.
шЕРгтаНоп афопЕ Фе ап ог: М. $. К1з@еуа — О$с ш РНПозорНу, Ргогеззот, Рут-
СТра] КезеагсН РеПому а{ Ше ПицегпаНопа]| ГаБогатогу Рог Ше 59ду оЁ Кизз1ап ап
Еогореап ГПи(еПесла1 П1аюрле, Майопа| Везеагсй ОплуетгзКу “Наепег $сНоо] оЁ Есо-
попс3” (НЕ ОтууегзКу). АЧ9@гезз: 21/4 Загауа Вазтаппауа 5:., Мозсо\у, 105066,
Виз ап Еедегайой
108 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Киселева М. С. Г.Г. Пшет: знание о человеке как междисциплинарная проблема №
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
ТВе аи ог де агез по соп1с{$ оРииегез 5.
Статья поступила в редакцию 10.10.2022; ТВе агасе уга$ зари (е4 10.10.2022;
одобрена после рецензирования 30.11.2022; арргоуед аЁег телей ив 30.11.2.022;
принята к публикации 05.12.2022. ассертеа Гог риб|сайол 05.12.2022.
109
РАПозор са] Гецег$. Кизап апа Еигореап Р1а]оёте. 2.022. 9]. 5, по. 4.