УДК 378
Н.И. Прыткова* НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ НА ЭТАПЕ СОКРАЩЕНИЯ
В статье рассматриваются причины возникновения и роль негосударственных вузов в образовательном пространстве России.
Ключевые слова: негосударственные вузы, реформы в области образования.
В Концепции Федеральной программы развития образования на 2011—2015 гг. говорится о том, что в системе образовательных учреждений будет существенным образом обновлена сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов [1]. Это значит, что большинство вузов, в том числе и негосударственные, будут закрыты.
Появление в России негосударственных образовательных учреждений связано с рядом факторов и обстоятельств, к которым относятся [2]:
— несовпадение общественных и государственных стратегий развития образования;
— предоставление личности права на вариативность выбора путей получения образования и квалификации в соответствии с собственными склонностями и интересами;
— показатель более широкой возможности творческой самореализации студента и педагога в этой во многом альтернативной государственной форме образования;
— невозможность обеспечить в нужной мере удовлетворение возрастающих потребностей населения в получении образования из-за ограниченности бюджетных источников финансирования;
— необходимость совершенствования уже существующей сети учебных заведений в различных регионах РФ;
— изменение рыночного спроса на отдельные специальности, направления образования и виды образовательных услуг;
— вхождение учреждений образования в систему рыночных отношений, когда образовательные услуги становятся товаром на рынке услуг;
— движение педагогов, не получивших возможности реализовать свои творческие интересы в рамках государственной системы образования;
— необходимость оказания материальной поддержки научно-педагогическому персоналу учреждений образования для сокращения оттока кадров за пределы образовательной системы;
— импорт зарубежных педагогических систем в образовательное пространство России.
Первые негосударственные образовательные учреждения в системе высшего профессионального образования, возникшие в России в 1990-х гг., имели форму частных предприятий, товариществ и акционерных обществ открытого и закрытого типа. Дальнейшее развитие этот процесс получил после принятия в России Закона РФ «Об образовании» (июль 1992 г.) и Конституции РФ, предусматривающих создание и
* © Прыткова Н.И., 2013
Прыткова Наталья Ивановна ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
равноправное функционирование образовательных учреждений различных организационно-правовых форм. Один из важнейших принципов государственной политики в области образования определен как «свобода и плюрализм в образовании». В законе «Об образовании» впервые было введено понятие «негосударственные образовательные учреждения».
В 1991 г. в России в стадии регистрации находилось 45 негосударственных вузов, в 1994 г. их было уже 78, в 1995 г. — 193 [3]. К началу 1999 г. в Российской Федерации действовало 334 негосударственных образовательных учреждения, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального образования. В общем числе вузов России гражданского профиля доля негосударственных образовательных учреждений — 43 %.
Начиная с 1992 г. ежегодно получали лицензию в среднем около 50 негосударственных образовательных учреждений, хотя в 1995 г. темпы роста стали снижаться. После установления ограничения приема студентов в государственные вузы на платном основании негосударственные образовательные учреждения вновь стали активно создаваться, причем ведущую роль в их организации играли государственные вузы. В 1998 г. темпы прироста числа негосударственных образовательных учреждений вновь снизились.
Надо сказать, что учебные заведения такого типа были достаточно популярными в России в начале XXI в., когда действовало около 360 негосударственных вузов, что составило 37 % от общего числа вузов в стране, и их количество постоянно росло. Это означает, что в данных учебных заведениях содержание, уровень и качество подготовки выпускников соответствовали государственным требованиям. Численность студентов в этих вузах достигла 471 тыс. человек, что составило около 10 % общей численности студентов вузов в стране.
В 2011—2012 учебном году в России действовало 446 негосударственных вузов, и обучалось в них более миллиона студентов [4]. Это говорит о том, что негосударственные образовательные учреждения являются неотъемлемой частью всей системы образования, стимулируют ее развитие и выполняют важнейшие общегосударственные задачи:
— вбирают в себя «нестандартных» детей и подростков, позволяют значительной части молодежи, не поступившей в государственные вузы, поверить в свои способности получения высшего образования;
— являются базой для поисковых экспериментов;
— обеспечивают выполнение государственного стандарта образования;
— создают возможность работать в образовательной сфере талантливым, высококвалифицированным специалистам, не давая им поменять кафедру на коммерческий ларек;
— позволяют проявить себя в образовательной сфере высококвалифицированным специалистам ВПК и армии, творческой интеллигенции;
— стимулируют развитие материальной базы;
— привлекают дополнительные инвестиции в сферу образования со стороны граждан, предпринимателей, зарубежных образовательных фондов, учебных заведений и организаций;
— ведут к уменьшению наполняемости государственных образовательных учреждений путем снижения планового набора за счет обучения на государственных площадях, пользования и так «хилым» фондом научных библиотек, столь же малым количеством современных компьютеров, так называемых хозрасчетных групп.
В связи с реформами, проводимыми Министерством образования и науки России в сфере высшего образования, планируется сократить количество негосударственных
вузов. В основном сокращение будет происходить за счет объединения. Чтобы обезболить эту процедуру, планируется укрупнять региональные университеты путем присоединения их к более успешным. Объединять будут учреждения, работающие в одном направлении, принадлежащие одному министерству и отвечающие перечню критериев, по которым оценивается эффективность высших учебных заведений.
Ведомство предлагает оценивать эффективность деятельности вузов по четырем направлениям.
Первое направление — образовательная деятельность; в нем будут учитываться в том числе средний балл ЕГЭ зачисленных студентов, количество выпускников, получающих стипендии президента и Правительства РФ, доля выпускников, трудоустроившихся в течение одного года после окончания вуза.
Второе — научно-исследовательская деятельность; среди прочих критериев в расчет будет приниматься доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) от общих расходов вуза, а также доходов.
Третье — международная деятельность; здесь в том числе будет учитываться в общей численности учащихся доля иностранных студентов кроме граждан СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии, а также число обучающихся по программам послевузовского профобразования, прошедших стажировки в зарубежных вузах.
Четвертое — финансово-экономическая деятельность, где среди критериев учитываются доходы вуза из всех источников в расчете на одного работающего и отношение среднемесячной зарплаты научно-педагогических работников к средней заработной палате в регионе.
Итоги оценки эффективности деятельности высших учебных заведений, проводимой в соответствии с настоящими критериями, учитываются Минобрнауки России, учредителями вузов при принятии решений о финансировании учебных заведений, формировании государственного задания, оптимизации сети вузов [5].
Программа оптимизации системы высшего образования затронет все регионы России, в т. ч. и Самарскую область, где планируется ликвидировать 2/3 негосударственных учебных заведений.
Сокращение негосударственных вузов, в первую очередь, приведет к резкому снижению квалификации персонала, а соответственно, к падению экономической конкурентоспособности России, вступившей во Всемирную торговую организацию.
По нашему мнению, вузы нужно не сокращать, а укреплять, повышать качество образования, усиливать материальную базу, внедрять новые методы и технологии обучения и вести подготовку специалистов, запрашиваемых рынком труда.
Библиографический список
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011— 2015 гг.: [утв. распоряжением № 263-р Правительства РФ 07.02.2011 г.]. М., 2011. С. 8—9.
2. Степанов В.И. Проблемы развития негосударственных образовательных учреждений в России и странах СНГ. URL: http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/stepanov.html.
3. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
4. Россия в цифрах. 2012 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d1/08-09.htm.
5. Минобрнауки разработало критерии сокращения вузов // Взгляд: деловая газета. 30 июля 2012. URL: http://vz.ru/news/2012/7/30/590881.html.
N.I. Prytkova*
NON-STATE INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION ON THE STAGE OF REDUCTION
This article is devoted to the reasons of appearance and the role of non-state higher education institutions in the educational space of Russia.
Key words: non-state institutes of higher education, reforms in education.
* Prytkova Natalia Ivanovna ([email protected]), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.