СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316
Н.И. Прыткова*
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОТОРЫХ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА
В статье рассматривается необходимость проведения социального аудита как в России, так и в ее регионах с целью формирования устойчивой социальной среды.
Ключевые слова: социальный аудит, социальная сфера, качество жизни.
Актуальность исследования определяется тем, что развитие эффективных социальных институтов в России выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности, роста конкурентоспособности страны, а также развития производственной и социальной инфраструктуры. Такое взаимодействие позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики и социальной сферы, снизить издержки всех уровней при реализации инфраструктурных проектов.
По сравнению с другими странами, в которых десятилетиями, а в некоторых и столетиями работали и совершенствовались механизмы партнерства государства и частного сектора, России удалось достигнуть определенного прогресса в этой области за небольшой период времени. И отставание России от других стран в сфере социального аудита позволило использовать лучшие его решения и модели, а также избежать повторения ряда ошибок и «болезней роста».
Официальный статус социальный аудит получил в России в 2004 г. в принятых «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года» от 28 июля 2004 года, где развитию форм аудита в социальной сфере посвящен отдельный пункт 6 в подразделе «Повышение уровня жизни населения, содействие развитию "человеческого капитала"» раздела «Приоритетные направления социально-экономической политики». В этом документе сказано [1]:
«Развитие социальной сферы и превращение ее в фактор экономического роста требуют применения новых подходов как в финансировании, так и в управлении социальными институтами. В этой связи необходимо разработать механизмы, позволяющие задействовать предпринимательскую инициативу, определить наиболее эффективные формы партнерства государства и предпринимательского сообщества. Правительство Российской Федерации должно использовать социальный аудит как инст-
* © Прыткова Н.И., 2013
Прыткова Наталья Ивановна ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
румент реализации общественно значимых проектов в сфере обеспечения общественных услуг».
Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года (далее — Стратегия), утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129, определяет два стратегических вектора развития Самарской области, первый из которых относится к социальной сфере, а второй — к экономической системе: развитие человеческого капитала и обеспечение экономического роста. Применительно к развитию человеческого потенциала безусловными приоритетами государственной политики в регионе будут являться основные сферы жизнедеятельности, обеспечивающие безопасность жизни и здоровье человека, развивающие его потенциал: здравоохранение, правопорядок, наука, образование, культура, забота о детях и молодежи, социальная поддержка пожилых и инвалидов. Главная задача — достижение качественных изменений в уровне материального обеспечения и социального самочувствия населения области, формирование массового среднего класса — активных, образованных и состоятельных людей. Планируется к 2020 году повышение индекса развития человеческого потенциала со значения 0,79, достигнутого в Самарской области в 2005 году, до 0,86, что соответствует уровню наиболее развитых стран Центральной и Восточной Европы [2].
В комплекс первоочередных задач формирования устойчивой социальной структуры входит ряд задач в области здравоохранения и образования, в том числе расширение возможностей для трудоустройства молодежи, развитие системы профессионального образования молодежи до 20 лет.
В число задач создания условий для развития человеческого потенциала и высокого качества жизни основной массы населения региона включены:
— стимулирование более высокого уровня социального потребления (улучшение качества услуг в сфере образования и здравоохранения);
— создание необходимых условий для реализации семьей ее функций;
— развитие системы социального обеспечения с учетом тенденции повышения доли пожилых граждан в общей численности населения;
— разнообразие культурной жизни и обеспечение доступности культурных услуг.
Рост численности обеспеченного и образованного населения будет способствовать
формированию потребительского рынка высокого качества. Особенно динамично этот процесс будет проявляться в секторе торговли, услуг системы образования, физической культуры и спорта, сфере развлечений, где формируется платежеспособный спрос на квалифицированные услуги.
В качестве важнейшей задачи рассматривается повышение привлекательности Самарской области для проживания, в том числе сохранение за Самарской областью статуса миграционно привлекательного региона.
Предусматривается проведение работы по укреплению института семьи, эффективной охране репродуктивного здоровья населения, материнства и детства, в том числе путем укрепления материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения, внедрения новых перинатальных и репродуктивных технологий, развития специализированной высокотехнологичной медицинской помощи матерям и детям.
Приоритетным направлением будет сокращение смертности населения. Этому будет способствовать, в числе иных мер, масштабное развитие массового спорта, качественное улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
В целях повышения эффективности функционирования системы здравоохранения, совершенствования системы медицинской помощи, обеспечения доступности качественной медико-социальной помощи будут осуществляться:
— внедрение новых организационных форм деятельности медицинских учреждений;
— развитие системы обязательного медицинского страхования;
— укрепление ресурсного (кадрового, финансового, материально-технического) обеспечения первичного медицинского звена, завершение перехода к оказанию первичной медицинской помощи врачами общей практики;
— создание системы раннего выявления и своевременного лечения, улучшения качества диагностики больных на начальных стадиях заболеваний (особенно онкологических, туберкулеза, сахарного диабета, ВИЧ-инфекций);
— внедрение инновационных высокоэффективных ресурсосберегающих технологий; обеспечение населения высокотехнологичной помощью; внедрение принципов телемедицины;
— дальнейшее развитие рынка фармацевтических услуг;
— улучшение материально-технической базы службы скорой медицинской помощи; повышение качества оказания экстренной помощи на догоспитальном этапе; оптимизация работы отделений стационаров по приему доставленных фельдшерскими бригадами больных;
— обеспечение доступности санаторно-оздоровительных услуг; совершенствование системы долечивания в санаториях работников, перенесших сложные операции, оздоровления лиц, пострадавших от травм на производстве и профзаболеваний; оздоровление и лечение детей;
— совершенствование профессионального уровня и качества подготовки медицинских кадров, в т. ч. на этапах послевузовского и дополнительного образования;
Задача улучшения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы будет реализована посредством, в том числе укрепления материально-технической базы и развития инфраструктуры спорта: реконструкции действующих спортивных объектов, строительства современных спортивных объектов, в том числе физкультурно-оздоровительных комплексов, оснащения физкультурно-оздоровительных учреждений современным спортивным инвентарем и оборудованием.
В числе задач в области социальной защиты населения поставлены следующие:
— повышение эффективности социального обслуживания путем внедрения новых социальных технологий, инновационных форм социального обслуживания, в том числе за счет развития практики частно-государственного партнерства, активного привлечения негосударственных организаций, использование альтернативных источников финансирования;
— внедрение общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных, общественных учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг на основе региональных стандартов социального обслуживания.
Предполагается организация подготовки и переподготовки в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного, дополнительного образования и просвещения, повышение квалификации руководителей промышленных организаций.
В области образования в числе стратегических задач названы:
— приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда;
— модернизация системы начального и среднего профессионального образования, способной обеспечить потребности экономики региона, развитие и совершенствование среднетехнического профессионального образования, подготовка высококвалифицированных кадров среднего звена, рабочих высокой квалификации, отвечающих требованиям современного этапа научно-технического прогресса;
— приведение качества вузовского образования в соответствии с лучшими отечественными и мировыши стандартами, предусматривающими интеграцию науки и образования, переход высших учебныгх заведений к университетским комплексам, соответствующим статусу национального университета, объединение ресурсов научных институтов, учебныгх университетов, средних и начальных профессиональных образовательный учреждений на ассоциативной основе в учебно-научный университетский центр мирового уровня, интеграция вузов в процесс развития региональной экономики.
Важной стратегической задачей, также затрагивающей область образования, является вовлечение в активную предпринимательскую деятельность молодежи с помощью широкой пропаганды и обучения основам предпринимательской деятельности на факультативных занятиях в средних, средних специальный и высших учебных заведениях.
В числе стратегических проектов Самарской области, перечисленных в рассматриваемой Стратегии, государственно-частное партнерство представлено (только как источник финансирования, но не как исполнитель или соисполнитель проектов) по следующим проектам, которые можно отнести к социально-культурной сфере:
— создание туристско-спортивного рекреационного кластера Самарской области на базе национального парка «Самарская Лука» и прилегающих агломерационных территорий первого в России «Средневолжского биосферного резервата» ЮНЕСКО;
— создание тематического фестивального парка в Самарской области;
— строительство горнолыгжного комплекса (только за счет внебюджетных средств);
— строительство автодрома «LADA RING»;
— строительство туристического комплекса «SAVA-TUR»;
— межмуниципальныш туристический проект «Создание туристического комплекса»;
— создание областного центра реставрации и консервации музейных и библиотечных фондов на базе Самарского областного художественного музея;
— комплектование фондов Самарского областного художественного музея как государственной части Музейного фонда Российской Федерации, Самарской областной универсальной научной библиотеки.
Представляется, что проведение социального аудита можно интенсифицировать и, тем самыш значительно расширить приведенный перечень направлений его использования в социальной сфере Самарской области.
В результате консолидации бизнеса и власти вокруг социальных проектов Правительство Российской Федерации должно добиться сокращения нерыночных, неконку-рентныгх элементов функционирования социальной сферы [3]. Это должно обеспечить формирование новых моделей управления социальной инфраструктурой и способствовать привлечению частных инвестиций в ее развитие. На этой основе необходимо существенно повысить эффективность социальных институтов, объем и качество социальных услуг, в том числе и социального аудита.
Теоретические положения социального аудита необходимо дополнить анализом практического опыта его создания и применения в России и за рубежом.
Социальная революция России на рубеже 90-х годов XX в. Часть 2
249
Библиографический список
1. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. URL: http://www.akdi.ru/econom/program/45.htm.
2. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года. Постановление Правительства Самарской области от 09.10.2006 г. № 129. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
3. Организационно-экономический механизм перехода к инновационному типу развития экономики. URL: http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-ekonomicheskii-mekhanizm-perekhoda-k-innovatsionnomu-tipu-razvitiya-ekonomik.
N.I. Prytkova *
STRATEGIC TASKS OF FORMING OF SOCIAL ENVIRONMENT IN THE SAMARA REGION, FOR SOLVING OF WHICH THE REALIZATION OF SOCIAL AUDITING IS EXPEDIENT
The article is devoted to the necessity of social auditing as in Russia and in its regions with the purpose to form settled social environment.
Key words: social auditing, social environment, quality of life.
* Prytkova Nataliya Ivanovna ([email protected]), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.