Научная статья на тему 'Развитие внебюджетных вузов и формирование их кадрового потенциала в условиях модернизации российского образования'

Развитие внебюджетных вузов и формирование их кадрового потенциала в условиях модернизации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прыткова Наталья Ивановна

В статье рассматривается развитие внебюджетных вузов в системе российского образования, выявляются особенности их функционирования в сравнении с государственными вузами. Анализируются возможные их преимущества в условиях конкурентной среды. Особое внимание уделено формированию кадрового потенциала внебюджетных вузов, становление которого имеет как позитивные, так и негативные моменты. Рассматривается процесс подготовки научных кадров непосредственно во внебюджетных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие внебюджетных вузов и формирование их кадрового потенциала в условиях модернизации российского образования»

Н.И. Прыткова

РАЗВИТИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ВУЗОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ИХ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается развитие внебюджетных вузов в системе российского образования, выявляются особенности их функционирования в сравнении с государственными вузами. Анализируются возможные их преимущества в условиях конкурентной среды. Особое внимание уделено формированию кадрового потенциала внебюджетных вузов, становление которого имеет как позитивные, так и негативные моменты. Рассматривается процесс подготовки научных кадров непосредственно во внебюджетных вузах.

Модернизация политической системы в Российской Федерации неизбежно повлекла за собой изменения в экономической, социальной, духовной областях общественной жизни. Стремясь войти в сообщество экономически развитых государств, России необходимо было приводить их в соответствие с требованиями мирового сообщества. Не стала исключением и сфера образования.

В декабре 2001 года в России была утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, основной задачей которой стало «восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования» [1].

Заметным явлением в системе российского образования сегодня стали внебюджетные (негосударственные) образовательные учреждения. И на наш взгляд, именно они на сегодняшний день оказываются более открытыми и подготовленными к модернизации системы образования, нежели государственные вузы. Предпосылки такой восприимчивости внебюджетных вузов к преобразованиям кроются в основных различиях самих вузов.

Первое отличие заключается в их социальных функциях. Государственные учебные заведения выполняют заказ государства, по подготовке высококвали-

*© Прыткова Н.И., 2006

Прыткова Наталья Ивановна - Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права (г. Самара)

фицированных специалистов и формированию полноценной личности. В соответствии с решением коллегии Министерства образования РФ от 10.04.2001 г. «О состоянии и развитии негосударственных вузов» негосударственные вузы -выполняют заказ общества, осуществляя права родителей и педагогические возможности независимых субъектов образования, что должно способствовать становлению гражданского общества. Внебюджетное учебное заведение в силу этого имеет большую свободу выбора, целей и задач, форм и методов деятельности [2].

Второе отличие заключается в способах финансирования. Внебюджетные вузы находятся пока на полном самофинансировании за счет оплаты за обучение. Они предоставляют на платной основе разнообразные образовательные услуги вне учебного процесса. Для повышения качества учебного процесса внебюджетного учебного заведения работают со спонсорами, с международными фондами и т.п. Несомненно, постоянная борьба за выживание, за обеспечение своего «места под солнцем» закаляет их бойцовские качества, стимулирует стремление к совершенствованию обучения, к творческой, инновационной деятельности. Постоянный поиск источников финансирования, как справедливо отмечается в литературе, способствует расширению их контактов, укреплению взаимоотношений с финансовыми и предпринимательскими структурами, со всеми организациями, заинтересованными в получении высококлассных специалистов [3. С. 7].

Третье существенное отличие внебюджетных вузов кроется в максимально высоком уровне ответственности за результаты своего труда. Внебюджетный вуз имеет больше независимости в финансировании и в творчестве, что объективно порождает большую ответственность перед государством и обществом, перед студентами и их родителями, перед собственным коллективом преподавателей и сотрудников. Это требует постоянного напряжения, поиска оптимальных решений, совершенствования деятельности каждого члена вузовского коллектива и всего учебного заведения в целом. Такая ситуация объективно порождает специфический микроклимат, способствующий формированию высоких нравственных принципов и идеалов - атмосферы уважения, взаимопонимания и взаимопомощи, готовности и преподавателей, и студентов работать на основе сотрудничества и партнерства.

Системе негосударственного образования в России уже более 15 лет. На сегодняшний день негосударственное образование составляет лишь небольшой процент от государственного и, безусловно, ведущая роль государственного образования сохранится и в дальнейшем. Но обе системы образования имеют право на существование. Они нужны друг другу, отвечают потребностям общества. И отличаются лишь составом учредителей и источником финансирования. В настоящее время в России насчитывается около 700 государственных вузов (на начало 2005г.) с количеством почти 6 млн студентов и более 400 ак-

кредитованных негосударственных вузов, в которых обучаются более 1 млн студентов [4]. Аккредитация вуза означает, что в данном учебном заведении содержание, уровень и качество подготовки выпускников соответствуют государственным требованиям. В соответствии с законодательством и Постановлением Правительства РФ все аккредитованные вузы должны привлекаться к выполнению госзаказа на подготовку специалистов. Негосударственная система образования в силах дать знания тем, кто желает их получить, но кому государство не способно предоставить такой возможности. Но с учетом приближающего демографического кризиса следует ожидать усиления конкуренции между всеми членами вузовского сообщества. На наш взгляд, заслуживает внимания суждение некоторых работников, высказанное в научных публикациях: «В Пермской области в 2007 году количество бюджетных мест в вузах города будет больше, чем количество выпускников. Это означает, что к нам выпускник прийти не захочет. Он захочет учиться в государственном учебном заведении на бесплатной учебной основе ..., если будет мало поступающих, то мы должны будем какие-то специальности закрывать» [5. С. 10].

Таким образом, негосударственному сектору необходимо продолжить систематическую и разноплановую инновационную деятельность, заниматься поиском новых, нетрадиционных, эффективных решений, обеспечивать расширение технической базы негосударственного вуза, внедрение новых специальностей, привлечение профессорско-преподавательского состава с учетом увеличения заработной платы. Дальнейшее функционирование и развитие как государственных, так и негосударственных вузов в значительной мере будет определяться качеством подготовки специалистов и формированием научных кадров.

В ходе становления внебюджетных вузов в них формируется кадровый потенциал способный внести свой вклад в развитие науки. Формирование кадрового потенциала тесно связано с использованием и развитием научных кадров. Оно должно подчиняться существующей потребности общества в кадрах высшей квалификации и возможностям ее удовлетворения. Формирование и развитие научных кадров составляют единый процесс их воспроизводства. Процесс формирования является одной из форм движения научных кадров и ему отводится решающая роль в их воспроизводстве.

В сложившейся системе формирования научных кадров во внебюджетных вузах следует выделить основные этапы:

- привлечение к научной деятельности студентов вузов;

- отбор и индивидуальная работа с талантливой молодежью, проявившей интерес и способности к научной деятельности;

- подготовка научных кадров в системе послевузовского профессионального образования;

- закрепление научных кадров в системе высшей школы.

Немаловажным показателем качества обучения является организация научной деятельности в вузе. К сожалению, в абсолютном большинстве негосударственных вузов отсутствует возможность подготовки преподавательских кадров для своих кафедр. Подобное положение объясняется несколькими причинами. Во-первых, во многих вузах отсутствует развернутая кафедральная структура, недостаточно штатных преподавателей, что является одним из определяющих факторов сдержанного развития научной деятельности. Во-вторых, научная деятельность в вузе, как правило, представлена в виде определенных научных школ, формирование которых осуществляется десятилетиями. В этом смысле краткость существования негосударственных вузов не позволяет говорить о существовании в них каких-либо научных школ. В-третьих, безусловно, на недостаточности научной деятельности сказывается и общее падение объема научных исследований в высшей школе, прежде всего, фундаментальных. Таким образом, получается, что молодой преподаватель, работающий в негосударственном вузе, лишен возможности планомерно повышать уровень своей квалификации. Отсюда и явное нежелание руководства многих негосударственных вузов брать на работу молодых преподавателей, не имеющих еще ученых степеней. Между тем эта ситуация лишает негосударственные вузы серьезной перспективы, поскольку исторически первые университеты зарождались, прежде всего, как центры научной работы. Вместе с тем можно отметить, что есть негосударственные вузы, уделяющие значительное внимание вопросам научной деятельности. В частности, в негосударственном вузе Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права (ВЭГУ) г. Уфы в течение 10 лет успешно функционирует НИИ, объединяющий 21 научно-исследовательский центр, 2 учебно-методические и 3 студенческие научные лаборатории. В институте активно проводятся научные исследования, в которые вовлечены сами студенты.

Следует подчеркнуть, в стенах вуза ВЭГУ студенты отмечают низкий уровень вовлечения их в научную работу (активно участвуют в ней лишь 4,6% опрошенных студентов). Причем студенты считают наиболее приемлемыми формами научной работы в институте подготовку докладов и выступлений с ними на конференциях, а также написание курсовых, дипломных работ (39,1 и 33,5% опрошенных соответственно). На юридическом факультете ВЭГУ оценка студентами форм приобщения студентов к научно-исследовательской работе выглядит следующим образом: на «хорошо» - 24,2%; на «удовлетворительно» - 48,4%; на «неудовлетворительно» - 29,4%.

Как видно, студенты достаточно критично оценивают уровень организации и вовлечения их в научную работу. Причем подобное положение сохраняется длительное время и в других от регионах. Следует учитывать, что наличие научных школ и направлений - это очень важный элемент позитивного имиджа вуза, свидетельствующий о его «солидности» и «серьезности», следовательно,

развитие науки объективно необходимо негосударственным вузам. Лучших специалистов готовят там, где существует тесное взаимодействие учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью и преподавателей, и студентов. Поэтому позитивные результаты в этом приоритетном для негосударственных вузов направлении развития помогут ликвидировать разрыв в конкуренции с государственными вузами и благоприятно скажутся на их имидже.

Между процессами формирования и использования научных кадров нет четких границ. В процессе формирования научных кадров используется функционирующий кадровый потенциал - профессорско-преподавательский и научный персонал вузов непосредственно участвует в учебной и научной подготовке студентов и молодых ученых. В то же время с участием обучающейся молодежи в научно-исследовательской деятельности вуза происходит ее использование в качестве резерва формирования кадрового потенциала, таким образом, молодежь вносит свой вклад в решение научно-практических проблем.

Система подготовки научных кадров в высшей школе остается неизменной: приобщение к научному творчеству в процессе вузовской подготовки: подготовка в аспирантуре, участие в исследованиях в качестве ассистента или младшего научного сотрудника, самостоятельные исследования, подготовка докторской диссертации.

Процесс становления кадрового потенциала внебюджетных вузов означает также сбалансированное использование внутренних и внешних источников его формирования, их постоянное взаимодействие при решении задач вузовской науки. Кадровый потенциал вузовской науки складывается не только за счет закрепления подготовленных в вузах молодых кадров и участия профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательских работах вуза, но и за счет привлечения к научно-исследовательским работам во внебюджетных вузах работников организаций, испытывающих потребность в высококвалифицированных кадрах.

Основным же источником формирования кадров науки во внебюджетных вузах являются обучение в аспирантуре и проведение в этот период диссертационного исследования.

Использование системного подхода к воспроизводству научных кадров позволяет достигнуть лучших результатов при подготовке и использовании научных работников вузов.

На сегодняшний день рынок образовательных услуг адаптируется к новым стандартам, представленным в документах, разработанных в связи с принятием «Болонской декларации», которая предлагает новый вариант организации высшего образования - двухуровневую систему подготовки научных кадров: первая ступень - бакалавр со сроком обучения 3 года - должна быть востребована на европейском уровне труда как квалификация соответствующего уровня по изучаемой специальности; вторая ступень предполагает магистратуру,

1-2 года, а затем, возможно, защиту ученой степени доктора наук, допустим, философии.

Исходя из этого, высшая школа как социально-экономическая система обладает важным преимуществом: вузы могут «выращивать» собственные кадры из числа обучающейся в них молодежи. Поэтому высшие учебные заведения заинтересованы активно использовать внутренние резервы (студентов и молодых ученых) для собственного кадрового обеспечения. Во внебюджетном вузе ВЭГУ студенты активно участвуют в различных конференциях с выездом в другие города, получают второе высшее образование, пишут диссертационные работы.

Наряду с этим внебюджетные вузы могут широко привлекать научных и педагогических работников ведущих вузов и научных организаций, органов государственной власти к формированию научных коллективов, совместному проведению научных исследований и разработок, экспертизе научноисследовательских и диссертационных работ и т.д. Профессорско-преподавательский состав и все категории обучающихся вуза, привлекаемые к выполнению научно-исследовательских работ, составляют внутренний кадровый резерв вузовской науки. Внешний кадровый резерв внебюджетных вузов пополняется привлечением к научным исследованиям работников сторонних организаций. Внутренние и внешние кадровые резервы вузовской науки являются потенциальными специалистами внебюджетных вузов, которые при определенных условиях способны пополнить кадры науки. Таким образом, функционирующие и потенциальные научные кадры вузов формируют кадровый потенциал внебюджетных вузов. Специфика источников формирования кадрового потенциала внебюджетных вузов обуславливает применение методов, способствующих привлечению и закреплению в науке перспективных специалистов.

В условиях рыночной среды первостепенное значение имеет разработка стратегии развития вуза, которая необходима для защиты и усиления его позиции на федеральном и региональном уровнях, повышения его конкурентоспособности на рынке образовательных и других услуг, а также с целью достижения общественного признания, повышения эффективности его функционирования и инновационного развития.

Развитие кадрового потенциала вуза должно носить детальный, всесторонний, комплексный характер, чтобы обеспечить достижение главных целей организации. Поэтому в настоящее время назрела необходимость в разработке всесторонней стратегии развития кадрового потенциала вуза.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. - Режим доступа: Ь^р ://'мыы.е^.ги. 07.08.2006.

2. Решение коллегии Министерства образования РФ от 10.04.2001 «О состоянии и развитии негосударственных вузов». - Режим доступа: http://www.school.edu.ru. 25.09.2006.

3. Акперов И.Г. Стратегия иждивенчества недопустим / Акперов И.Г.// Платное образование. - 2005. - №7-8(4-9).

4. Статистика Российского образования. - Режим доступа: http://stat.edu.ru. 01.10.2006.

5. Негосударственный сектор высшего образования: современные проблемы и отношения с государством /Волков В.В. [и др.] - СПб., 2004. - 63 с.

N.I. Prytkova

THE DEVELOPMENT OF THE OFF-BUDGET HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND FORMATION OF THEIR CADRES UNDER MODERNIZATION OF THE RUSSIAN EDUCATION CONDITIONS

The development of the off-budget Higher Educational Institutions in the system of Russian education is considered and their functioning features in comparison with the State Higher Educational Institutions are shown. Their possible advantages are analyzed under the conditions of the competitive environment. The particular attention is given to the formation of the cadres of the off-budget Higher Educational Institutions. Growth of cadres potential has both positive and negative features. The process of preparing the scientific staff is directly considered in the off-budget Higher Educational Institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.