аудиторное время. 19 % студентов 4-го курса и 18 % студентов 3-го курса отмечают, что при организации самостоятельной работы увеличили бы время на уроке.
Следовательно, новые условия требуют поиска преподавателем новых методов и форм организации самостоятельной работы студентов. Использование в комплексе разных видов самостоятельной работы будет способствовать развитию умения учиться находить нужную информацию и применять ее, а также формированию у студентов общих и профессиональных компетенций.
1. Взаимодействие профессионально-педагогических работников учреждения профессионального образования при реализации компетентностного подхода в соответствии с ФГОС / А. Г. Апухтина, И. Ю. Кузнецова, Л. А. Богданова, Л. И. Ильченко // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 4 (8). — С. 58-65.
2. Виштак О. В. Дидактические основы создания учебно-методического и информационно-аналитического обеспечения самостоятельной учебной деятельности студентов. — Саратов : Саратовский госуд. технич. ун-т, 2004. — 126 с.
3. Пакулина С. А. Психолого-педагогическая диагностика организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов // Научные исследования в образовании. — 2008. — №11. — С. 41-51.
УДК/uDC 378 С. Л. Иголкин, Н. И. Кузьменко, М. А. Шаталов
Sergey Igolkin, Natalia Kuzmenko, Maksim Shatalov
негосударственные вузы
КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКцИОНИРОВАНИЯ
образовательных кластеров
PRIVATE universities AS A COMPONENT OF FORMATION AND FuNCTIONING OF EDuCATIONAL CLuSTERS
Статья посвящена формам интеграции в сфере профессионального образования, в частности образовательным кластерам. Рассматриваются различные подходы к определению понятия образовательного кластера. Представляются значимыми и положительные стороны функционирования негосударственных вузов. Приводится авторская трактовка механизма формирования и функционирования образовательных кластеров.
The article focuses on the forms of integration in the sphere of vocational training, the educational clusters in particular. Different approaches to the definition of educational cluster. The importance and positive aspects of the functioning of private universities are significant. The author's interpretation of the mechanism of formation and functioning of educational clusters is given.
Ключевые слова: образование, негосударственные вузы, государственные вузы, образовательный кластер, механизм формирования и функционирования образовательного кластера.
Keywords: education, private universities, public universities, Education Cluster, the
mechanism of formation and functioning of the education cluster.
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе активно обсуждаются вопросы вертикальной интеграции в сфере образования, эффективность функционирования негосударственных образовательных организаций, в частности, наиболее распространенными среди которых выступают организации высшего образования.
Безусловно, переход к новым условиям хозяйствования и использование рыночных рычагов в различных сферах российской экономики обусловили проникновение рыночных отношений в сферу образования. Казалось бы, по своей природе данная сфера относится к некоммерческой, но ряд факторов оказал влияние на внедрение и в систему образования рыночных отношений. Таковыми факторами явились:
— проникновение рыночных отношений в отрасли материального и нематериального производства;
— снижение государственного финансирования;
— законодательное закрепление права образовательным учреждениям заниматься предпринимательской деятельностью (федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).
Таким образом, в России более двадцати лет развивается негосударственная система образования. В 1995 г была создана Ассоциация негосударственных образовательных организаций регионов России (АсНООР). Главными задачами АсНООР явились:
— структуризация функционирования разрозненных образовательных организаций;
— формирование правового поля их деятельности, а также защита интересов.
Производство и предоставление образовательных услуг негосударственными образовательными организациями проявляются в настоящее время на всех уровнях образования — дошкольном, школьном, среднем профессиональном, высшем, послевузовском, дополнительном.
Формирование стратегии модернизации образования радикально повлияло на российскую систему образования в целом. В данном вопросе можно согласиться с О. В. Приказчи-ковой, которая отмечает, что «экономические модели образовательных организаций сегодня ориентируются на сокращение госбюджетного финансирования и расширение внебюджетных источников [9, с. 99-101].
Свертывание бюджетных расходов в социальных отраслях вынуждает бюджетные организации активно развивать коммерческие услуги, переходя в наиболее адаптированные для этого организационно-правовые формы, например автономные учреждения.
Для ответа на вопрос, нужна ли России негосударственная система образования, для выявления значимых особенностей и актуальных преимуществ, определения слабых мест и недостатков этого явления необходимо рассмотреть современное состояние и перспективы развития нормативно-правового регулирования российского негосударственного образования.
Негосударственное образование в условиях российской экономики способно выстраивать вертикально интегрированные образовательные структуры. В данном случае можно рассматривать эффективных партнеров в системе: школа — техникум — вуз — работодатель.
Вступление России в Болонский процесс является одним из элементов глобального влияния на внутреннюю политику нашего государства и одновременно фактором трансформации
системы российского образования. Содержание документов Болонского процесса показывает потребность весьма существенного реформирования элементов системы образования России, что в контексте выполнения международных обязательств не может не сказаться на реализации права граждан на образование. В частности, данные вопросы активно обсуждаются в рамках подготовки выпускников высших учебных заведений. Согласно государственной статистике, 45 % вузов России составляют негосударственные высшие учебные заведения, в которых обучается почти 1 млн студентов — около 14 % от общего контингента. С одной стороны, негосударственное образование получило признание, с другой — до конца не определено, какая реформа образования нужна России и какое место в ней должно занимать негосударственное образование [1, с. 112-114].
В настоящее время в общественном дискурсе активно обсуждаются проблемы и перспективы развития негосударственного сектора образования в России. Негосударственный образовательный сектор России — участок действительно сложный. Однако нужно признать, что российские негосударственные вузы — это инновационные площадки для развития экономики. Они могут влиять на интеграцию в международные образовательные стандарты, а также дают возможность и право на образование многим. К настоящему времени число негосударственных вузов значительно превышает свои показатели десятилетней давности. В результате образование становится более доступным (рис. 1).
По отношению к государственным вузам негосударственные вузы имеют определенные достоинства, они проявляются, в частности, в следующем. Во-первых, негосударственные вузы проявляют готовность к изменению образовательных программ, введению новых специальностей в соответствии с запросами бизнес-среды, что увеличивает основные макроэкономические показатели страны, а также приводит к снижению безработицы, улучшению социального климата и т. д.
Во-вторых, для государственных вузов характерен консерватизм, проявляющийся в необходимости для преподавателей четко придерживаться утвержденных стандартов, программ, учебников. Негосударственные вузы обладают большей гибкостью в данном отношении, имея возможность оперативной корректировки учебных программ и введения новых специальностей, направлений и профилей в соответствии
Я Негосударственные вузы ф Государственные вузы
Рис. 1. Число государственных и негосударственных вузов в РФ в 1999-2013 гг.
с появляющимися запросами реального сектора экономики и изменениями потребительского спроса. Более того, именно способность негосударственных вузов к данному виду работы является важнейшей предпосылкой сохранения их конкурентоспособности на рынке.
В-третьих, за счет гибкости учебного процесса, открытости к использованию новых педагогических технологий негосударственные вузы обеспечивают возможность самореализации преподавателям, стремящимся к поиску новых подходов в образовании, экспериментированию с содержанием учебных программ. Важным стимулом к поиску новых подходов, методов организации образовательного процесса для преподавателей негосударственных вузов выступает система оплаты труда, которая является более гибкой по отношению к системе, принятой в государственных вузах, и в большей мере позволяет учесть преподавательский талант и усилия, приложенные конкретным преподавателем для повышения эффективности учебного процесса [6, с. 66].
Некоторые негосударственные вузы обладают большими по отношению к государственным вузам ресурсами для организации и технического оснащения учебного процесса, что также во многом способствует творческой и продуктивной работе преподавателей.
В-четвертых, негосударственные вузы ориентированы на реализацию индивидуального подхода к студентам, проявляющегося как в работе преподавателей, так и в разработке графика занятий, удобного для работающих студентов, поддержании демократической атмосферы в вузе. Индивидуальный подход проявляется и в определении стоимости обучения, для которого основным критерием является объем соответствующих затрат, поне-
сенных вузом. Во многих негосударственных вузах разрабатываются различные варианты учебных программ, соответствующих большей либо меньшей стоимости и ориентированных на разные запросы со стороны студентов и разных студенческих групп.
В-пятых, негосударственные вузы обеспечивают возможность получения высшего образования студентам, имеющим мотивацию к его получению и способным оплачивать свое обучение, но в недостаточной мере подготовленным для обучения в вузе.
В-шестых, негосударственные вузы создают конкурентную среду, побуждающую государственные вузы повышать мобильность, инновационность, своевременно и адекватно реагировать на изменяющиеся потребности общества [4, с. 86].
В настоящее время негосударственные вузы успешно сотрудничают со многими государственными и общественными институтами, организациями работодателей и т. п. В частности, вузы успешно сотрудничают со многими работодателями, что заметно сказывается на показателях региональных рынков труда. При этом выпускники негосударственных вузов становятся востребованным «товаром», многие работодатели активно привлекают на работу молодых специалистов. Это объясняется как экономическим подъемом в стране, так и необходимостью компенсировать естественное выбытие опытных кадров. В этой связи более гибкие негосударственные вузы способны быстрее ориентироваться на рынке труда, заключать договоры с предприятиями на прохождение студентами производственных, учебных, преддипломных практик. Впоследствии, как показывает практика, студенты приходят работать в те компании, где они уже работали стажерами.
По словам большинства российских, а в частности региональных работодателей, они уже взаимодействуют с негосударственными вузами в деле подготовки молодых специалистов. Наиболее массовой моделью взаимодействия является целевая подготовка специалистов для конкретного предприятия. В этой связи более гибко и оперативно работают именно негосударственные вузы.
Таким образом, в России идущие тенденции развития профессионального образования требуют разработки более совершенных способов регулирования рынка образовательных услуг Проблема качества образовательных услуг состоит в децентрализации образования, коммерциализации образования, инновационных подходов к обучению и др.
Все вышеуказанные процессы дают обоснование для формирования образовательных кластеров. Применительно к региональной экономике в последнее время широкое обсуждение и научное обоснование получил кластерный подход.
Основоположником концепции кластеров является М. Портер, который в своих трудах подробно описывает тесные взаимосвязи между кластерным партнерством и конкурентоспособностью предприятий и отраслей промышленности.
Проведенный анализ дефиниций «кластер, кластерное развитие» [2; 3; 5; 7-8; 10] позволил сформулировать понятие кластерного подхода в региональном аспекте как систему организации территориально-отраслевого взаимодействия, направленную на реализацию бизнес-интересов субъектов региональной экономической системы и обусловливающую формирование синергетических эффектов взаимодействия, основанных на устранении нерационального посредничества.
Особенности кластерного подхода применительно к региональной экономике характеризуются наличием:
— концентрации основной массы хозяйствующих субъектов — участников кластерной системы;
— организации — лидера, который определяет различного рода стратегии развития: хозяйственную, инновационную, управленческую, техническую и другие;
— крепких хозяйственных связей в долгосрочном масштабе в области кластерной организации, которые включают связи на межрегиональном и международном уровнях;
— координации взаимоотношений в долго-
временной перспективе всех членов кластерной организации в разрезе внутрирегиональных и национальных планов развития;
— эффективного менеджмента организации в рамках кластера, обеспечивающего контроль процессов функционирования предприятия, а также постоянного мониторинга деятельности организации в рамках кластерной системы региона [3; 5; 10].
Анализируя все известные определения кластера [2; 3; 5; 7-8; 10], можно выделить две фундаментальные характеристики этого понятия. Во-первых, предприятия в кластере должны быть связаны. Связи являются и вертикальными (цепи покупок и продаж), и горизонтальными (дополнительные изделия и услуги, использование подобных специализированных затрат, технологий или институтов и др.). Кроме того, большинство этих связей вовлекают социальные отношения или сети, которые производят выгоды для задействованных фирм. Во-вторых, кластеры географически близких групп взаимосвязанных предприятий. Совместное местоположение предприятий способствует формированию и увеличению преимуществ, создающих стоимость и являющихся результатом сети взаимодействий между предприятиями.
Кластерный подход в настоящее время способствует развитию партнерских отношений и эффективности региональной системы профессионального образования.
Из представленных суждений очевиден факт интеграционных процессов образовательных организаций с субъектами хозяйственной деятельности, органами власти, с одновременным повышением качества образовательных услуг. Следовательно, в условиях постиндустриальных преобразований современной России происходят глубокие изменения в социально-экономической жизни общества, которые в первую очередь затрагивают сферу образования. В настоящее время конъюнктура рынка образовательных услуг не соответствует конъюнктуре рынка трудовых ресурсов, что приводит к необходимости разрабатывать новые механизмы взаимодействия сферы предоставления образовательных услуг со сферой производства.
При этом важно актуализировать взаимодействие образовательных учреждений с организациями и предприятиями различных отраслей и направлений деятельности для продвижения новых технологий в производство и управление, а также с целью подготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности.
Казалось бы, в данном контексте термины «образовательный кластер» и «непрерывное образование» близки по смыслу. Действительно, некоторые источники определяют образовательный кластер как единую систему непрерывного образования от школы до производства. На первый взгляд это определение вполне приемлемо. Однако в отличие от системы непрерывного образования инновационный образовательный кластер не только создает условия для обучения в течение жизни, но позволяет по-новому увидеть возможности уже сложившихся и потенциальных связей между компонентами, обеспечивающими непрерывность образования.
В образовательном кластере из всех учреждений образования приоритет отдается вузам, потому как в начале XXI в. происходит усиление роли университетов как значимых
субъектов развития в формировании гуманитарного потенциала региона, складывается система интегрирующих функций университета в целостной национально-региональной образовательной системе, что отражено в таких документах Болонского процесса, как Сорбонн-ская (1998) и Болонская (1999) декларации.
Безусловно, негосударственные вузы станут в дальнейшем полноправными участниками образовательного кластера, равно как и государственные вузы.
Вместе с тем не подлежит сомнению, что в настоящее время образовательные кластеры обладают высокой степенью риска и неопределенностью некоторых результатов деятельности. В силу данных обстоятельств считаем необходимым выработать механизм регулирования формирования образовательных кластеров (рис. 2).
Оценка эффективности кластерного развития
Рис. 2. Декомпозиция алгоритма реализации адаптивного механизма кластерного развития
Таким образом, в современном обществе необратим процесс формирования образовательных кластеров. Говоря об эффективности образовательного кластера, следует понимать, что речь идет о степени выполнения им функции формирования «знающего общества». Такой показатель всегда относителен, поскольку относительно знание, носителем которого является «человек знающий» как продукт работы такой системы. В подтверждение сказанного достаточно лишь представить себе, что формирование «человека знающего» — это процесс, длящийся многие годы. Одновременно с этим технологически развитое общество не стоит на месте, более того, развивается и само знание, которое должно быть передано. Иными словами, существует значительный временной лаг, начиная от вливания ресурса в образовательный кластер и заканчивая моментом, когда эффект, произведенный этим вливанием, сможет быть если не измерен, то по крайней мере ощутим.
Таким образом, оценка эффективности функционирования социально-экономических систем является сложной научной проблемой, требующей отдельных дополнительных исследований.
1. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов / под ред. С. А. Белякова. — М.: Макс Пресс, 2008. — 211 с.
2. Ахмедов А. Э., Шаталов М. А. Диверсификация как форма интеграции в высшем профессиональном об-
разовании // Территория науки. — 2013. — № 1. — С. 5-8.
3. Ахмедов А. Э., Ахмедова О. И., Шаталов М. А. Направления интеграционного взаимодействия образования, науки и производства на основе кластерного подхода // Инновации в науке, производстве и образовании : сб. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. К. Н. Гаврилов, В. А. Степанов ; Ряз. гос. ун-т имени С. А. Есенина. — Рязань, 2014. — С. 129-131.
4. Вифлеемский А. Б. От народного образования к платному обучению. — М.: Народное образование, 2008. — 120 с.
5. Иголкин С. Л., Смольянинова И. В. Формирование механизма интеграции образовательных структур на основе кластерного подхода // Финансы. Экономика. Стратегия. — 2014. — № 11. — С. 5-10.
6. Менеджмент качества в вузе / под ред. Ю. П. Похолко-ва, А. И. Чучалина. — М.: Логос, 2008. — 208 с.
7. Панина Т. С., Дочкин С. А. Особенности диверсификации взаимодействия вуза с предприятиями и организациями региона // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 4 (16). — С. 21-27.
8. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
9. Приказчикова О. В. Нормативно-правовое регулирование негосударственного образования в России: современное состояние и перспективы развития // Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции 21-22 апреля 2011 г. / Рубцовский индустриальный институт. — Барнаул — Рубцовск: Изд-во Алт. ун-та, 2011. — 245 с.
10. Шаталов М. А., Мычка С. Ю. Организационно-экономические аспекты кластерного развития предприятий АПК // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — 2014. — Т. 2, № 53. — С. 459-463.