Современные проблемы профессионального образования
УДК 338.45
Н.И. Кузьменко
ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ
В РЕГИОНАХ РФ
Воронежский экономико-правовой институт
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы построения образовательных кластеров в целях реализации эффективной образовательной политики и модернизации системы образования в России. Использование кластерного подхода позволит выявить дифференциацию в реализации предоставления качества образовательных услуг. Кластеризация приведет к улучшению таких показателей как научная, методическая, социальная результативность образования.
Ключевые слова: образовательный кластер, система образования, регион, образовательные услуги.
UDC 338.45
N.I. Kuzmenko
CONSTRUCTION OF EDUCATIONAL CLUSTERS IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Voronezh Institute of Economics and Law
Abstract: in the article the questions of construction of educational clusters in order to implement effective educational policy and modernization of the education system in Russia are considered. The use of the cluster approach will reveal the differentiation in the implementation of the provision of quality educational services. Clustering will lead to an improvement in such indicators as the scientific, methodical, social effectiveness of education.
Keywords: educational cluster, education system, region, educational services.
На сегодняшний день практически все мировые экономики заинтересованы в том, чтобы перейти на инновационный путь развития. Это объясняется повышенным спросом на инновации - новые знания и оригинальные технологические решения. Важным условием для построения инновационной экономики является модернизация образовательной системы. Чтобы обеспечить инновационный рост, необходим переход к
«обществу знаний» и экономике, основанной на знаниях [5; 13]. К тому же сейчас усиливается глобальная конкуренция, в том числе конкуренция систем образования, побуждающая к постоянному совершенствованию технологий, введению инноваций, быстрому приспособлению к динамично меняющимся условиям современности. Помимо этого существует еще одна серьезная проблема, актуальная и для России -несоответствие уровня профессиональной подготовки специалистов социальному заказу, требованиям работодателей. Также получение качественного образования входит в круг ценностных ориентаций граждан. Всем этим, местами не связанным между собой, проблемам современные ученые нашли наиболее оптимальное решение - создание образовательных кластеров.
Понятие «кластер» в переводе с английского языка означает «расти вместе», «гроздь, скопление», т.е. это объединение нескольких однородных элементов. Его в конце 1980-х гг. ввел американский экономист Майкл Портер. Он давал следующее определение: «кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [3]. Для М. Портера главным признаком кластера являлась территориальная близость в определенных географических масштабах. Однако больше чем за 20 лет наука шагнула далеко вперед, и с появлением Интернета этот аспект перестал быть важным. Поскольку и в российской экономике уже примерно с 2006 года с утверждением Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) активно образуются кластеры, можно привести другое определение этой дефиниции. В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации дают такое значение территориальному кластеру: «объединения предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. Кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов» [16].
Кластерный подход сегодня реализуется во многих областях, в том числе в промышленности (лесная, нефтегазовая, химическая, туризм), в развитии информационных технологий и т.д. Одной из отраслей, где создание кластеров представляется очень перспективным, является, безусловно, образование. Под кластерным подходом к развитию образования понимают взаимо- и саморазвитие субъектов кластера «в процессе работы над проблемой», осуществляемое на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкретные преимущества, как отдельных участников, так и кластера в целом [6; 19].
Образовательный кластер представляет собой совокупность образовательных организаций, взаимосвязанных и объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с научными центрами и предприятиями этой отрасли [10; 14]. А.В. Смирнов дал более широкую трактовку этому понятию: образовательный кластер -это, с одной стороны, совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; с другой - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технология-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [18]. Или вот более краткое, но вполне отражающее суть образовательного кластера: «соединение работодателя и образовательных учреждений при помощи комплекса сквозных программ» [1]. Главным отличием образовательного кластера от производственного является то, что результатом
работы производственного кластера выступает какой-либо товар, продукт, а итогом деятельности образовательного кластера, соответственно, образовательная услуга. Основные цели создания и развития образовательных кластеров следующие:
1. Повышение уровня подготовки кадров, профессионально ориентированных и конкурентоспособных на рынке труда [9; 15];
2. Построение инновационной модели развития образовательной, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности профессиональных учебных заведений, предприятий и организаций региона [2; 8];
3. Объединение образования, науки и производства [4; 75];
4. Развитие учебной, материальной, методической и производственной базы учебных заведений образовательного кластера [11; 20].
Таким образом, образовательный кластер способствует внедрению и распространению инновационных технологий в среду учебных заведений различного уровня с помощью тесного взаимодействия между ними.
Определившись с понятием и целями образовательного кластера, перейдем к рассмотрению модели его построения. Алгоритм создания кластера включает в себя следующие этапы:
I. Подготовительный. На данном этапе выделяется потребность региона в формировании образовательного кластера, вызванная целями и задачами данного кластера, а также условиями конкурентной борьбы регионов за инновации. Также разрабатывается определенная стратегия развития, которая будет основой конкурентного преимущества кластера. Сущность этой операции заключается в выборе видов деятельности, позиций, отличных от конкурентных, причем эти виды деятельности должны обеспечивать устойчивое конкурентное превосходство [11]. И, конечно же, нужно собрать участников кластера в контексте данной системы. Как было указано выше, ими будут являться образовательные учреждения разных уровней, а также предприятия и организации, работающие в выбранной научной плоскости.
II. На следующем этапе, как правило, выполняются такие операции как идентификация региональных кластеров и их отбор. Т.е. здесь проводится подробный анализ; сначала внешний, который подразумевает изучение образовательных кластеров других регионов, оценивается степень их развитости (по этому признаку их делят на сильные, устойчивые, потенциальные и латентные). А затем проводят внутренний анализ экономики региона: производится SWOT-анализ, т.е. выявляются сильные и слабые стороны, возможности. Таким образом, мы выясняем значимость формируемого кластера. Для этого используются не только качественные, но и количественные показатели - такие как, например, показатели качества образования, доля средств, получаемых в ходе выполнения НИОКР, численность занятых в кластере и т.д.
III. На данном этапе осуществляется формирование образовательного кластера, налаживание его связей с другими кластерами, образуя единую систему.
Несмотря на то, что понятие «образовательный кластер» существует немногим более 20 лет, они активно создаются практически во всех развитых странах. Они создаются для поддержки участия страны на международном рынке образовательных услуг, поддержки учебных учреждений. Великобритания, к примеру, считает наиболее приоритетным направлением развития образовательных кластеров медицинскую сферу. Там создано большое количество объединений университетов, органов местной власти, медицинских учреждений, частных компаний, основной целью существования которых является эффективное применение теоретических идей по усовершенствованию здравоохранения в практике. Франция уделяет пристальное внимание проблемам, посвященным совершенствованию экосистем, и в такие кластеры также активно вовлекаются государство, образовательные учреждения, исследовательские лаборатории. Там их насчитывается около 71. И, разумеется, было бы ошибкой с нашей стороны не
упомянуть о самом передовом государстве в этом вопросе - США. Это сказано без преувеличения, поскольку порядка 60% трудоустроенных граждан страны работают в компаниях, состоящих в образовательном кластере. Самым известным примером кластера не только в США, но и во всем мире считается «Кремниевая долина», которая представляет собой огромную научную и экспериментальную площадку, где создаются и реализуются высокотехнологичные и наукоемкие проекты, действуют представители ведущих мировых технологических компаний в тесном сотрудничестве с расположенными в том же географическом пространстве университетами.
Если в зарубежных странах усилия участников образовательного кластера направлены на усовершенствование производимых в нем технологий и укрепление связей между его участниками, то в России главным пока является, прежде всего, создание таких кластеров. Элементы кластерной политики отражены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. В этом документе законодатель прописал перечень инновационных территориальных кластеров, в который было включено 25 кластеров различных отраслевых направлений, при этом они должны формироваться при активном участии вузов. Наибольшая концентрация кластеров по всей территории России выявлена в Приволжском ФО (18,6%) и Сибирском ФО (17,6%) [12]. Самым известным образовательным кластером РФ можно назвать аналог вышеупомянутой «Кремниевой долины» - инновационный центр «Сколково». Это довольно крупный научно-технологический инновационный комплекс, строящийся и одновременно действующий в Московской области. Он также объединяет под своей эгидой несколько крупных организаций, занимающихся инновационными проектами и вузы, призванные привлечь молодых специалистов в научную деятельность.
Оценить инновационную эффективность кластера можно по показателям научной, методической, социальной результативности.
Научная результативность определяется числом научных публикаций, количеством защищенных и готовящихся к защите диссертационных работ, участием в грантах и конкурсах. Под методической результативностью понимается такая деятельность участников Программы, которая выражается числом педагогических инноваций, разработанных, апробированных и внедренных в образовательную практику других учреждений, показателями численности педагогов, познакомившихся с этими инновациями. Последний выделенный нами параметр - социальная результативность. Она определяется такими показателями как развитость дополнительных образовательных услуг, взаимодействие с другими учреждениями на основе договоров, количество реализованных социальных проектов, количество призеров олимпиад среди учащихся.
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что процесс создания регионального образовательного кластера - процесс сложный и многоаспектный. Есть алгоритм, от которого нельзя отступать, если необходимо достичь поставленных целей. Поскольку в России только начинают развиваться такие комплексы, стоит обратить внимание на зарубежный опыт, который мог бы помочь функционировать успешнее нашим региональным кластерам. Хотя представленный пример доказывает внушительный прогресс в создании и развитии образовательных кластеров в регионах РФ.
Вышеизложенное позволяет заключить следующее. Под образовательным кластером понимают сегодня совокупность учреждений профессионального образования, взаимосвязанных и объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с научными центрами и предприятиями этой отрасли. Причем вузам принадлежит доминирующая роль в кластере, т.к. именно на их базе создаются научно-исследовательские центры и площадки.
Невозможно сформировать образовательный кластер, не разработав целей и задач его создания [17]. Их можно выделить много, главной из которых обычно называют подготовку высококвалифицированного специалиста, при этом основной задачей
является сближение образовательного процесса с заказчиком и потребителем квалифицированных кадров - предприятием.
Образовательные кластеры должны строиться последовательно, поэтапно. При этом участникам кластера необходимо продумывать каждое действие, учитывать все условия и обстоятельства региона, чтобы быть конкурентоспособными и соответствовать актуальным запросам рынка инноваций и рынка трудовых ресурсов. У кластеров огромная перспектива. Научно-образовательные кластеры позволят переместить всю краткосрочную подготовку из учебных центров в образовательные учреждения, тем самым появится возможность контролировать качество и глубину образовательного потенциала работников. При этом работодателям не придется тратить средства на переобучение или «доучивание» специалистов, а в России бизнес-сообщество тратит ежегодно на эти цели около 5 млрд. рублей. Опираясь на зарубежный опыт в этой сфере, необходимо осуществление контроля за всеми этапами и основными звеньями научно-образовательных кластеров на стадии проектирования, внедрения и функционирования. Таким образом, государство не только решает вышеперечисленные проблемы, но и сможет «разгрузить» бюджет за счет инвестиций в образование со стороны заинтересованных компаний.
Список литературы
1. Анисцына Н.Н. Инновационный научно-образовательный кластер как способ организации инновационной деятельности в вузе // Креативная экономика. 2010. № 4 (40). С. 91-97.
2. Бехер В.В., Бабина К.И. Соотношение понятий «научная организация» и «научное учреждение» в анализе финансово-правового статуса субъектов научно-исследовательского сектора // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 3 (33). С. 3437.
3. Вахрушева Н.И. Образовательный кластер как форма инновационного развития региона // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. №5. - С. 5-8.
4. Григорьева Н.А. Становление концепции гражданского образования в условиях современного общества // Среднее профессиональное образование. 2007. № 5. С. 52-55.
5. Данилов С. В. Кластерный подход в региональном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 13-22.
6. Драгунов А.В., Демьяненко Ю.А., Микушев В.М., Седунов А.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовательном кластере Псковской области // Информатика и образование. 2013. № 9 (248). С. 3-9.
7. Зайцева Е.В., Запарий В.В., Коробейникова А.П., Бусыгина И.С. Кадровый потенциал современного ВУЗа. - Екатеринбург, 2014. - 466с.
8. Зубенко Д.П., Зубренкова О.А. Направления автоматизации образовательной деятельности // Вестник НГИЭИ. 2016. № 12 (67). С. 7-11.
9. Иголкин С.Л., Кузьменко Н.И., Шаталов М.А. Негосударственные вузы как составляющие формирования и функционирования образовательных кластеров // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 55-60.
10. Коломыц О. Н. Научно-образовательные кластеры в современной России: миф или объективная необходимость? // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. №49. С. 77-79.
11. Кузьменко Н.И. Образовательные кластеры как составляющие инновационного развития региона // Тенденции развития науки и образования. 2015. № 6 (6). С. 17-20.
12. Матушанский Г. У. Инновационные территориальные образовательные
кластеры: зарубежный и отечественный опыт // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. №1. С. 354-358.
13. Недоспасова О.П. Многосубъектное инвестирование в накопление человеческого капитала: взгляд с позиций компетентностного подхода // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2014. № 1. С. 75-84.
14. Носков И.А. Федеральный университет: анализ отечественного и зарубежного опыта // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2013. Т. 15. № 2-4. С. 847-850.
15. Олесова М.М. Педагогические условия совершенствования экономической подготовки студентов (на примере специальности "Агрономия") // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Якутск, 2001. - 184 с.
16. Сибиряев А.С. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта создания наукоградов // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 6. С. 157-161
17. Ситаров В.А., Ковров В.В., Сикорская Л.Е. Педагогика и образование XXI в // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 215-218.
18. Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. Казань: РИЦ «Школа», 2010. - 102 с.
19. Щепакин К. М. Формирование образовательных кластеров региона // Известия Тульского государственного университета. 2013. №3-1. С. 208-218.
20. Mukhametzyanova L.Yu., Bezborodova M.A., Korzhanova A.A., Akhmetov L.G., Sotnikov M.V., Khairullina E.R. Formation of students emotional intelligence as a factor of their academic development // Man in India. 2017. Т. 97. № 3. С. 543-552.
Информация об авторе: Information about author:
Кузьменко Наталья Ивановна, Kuzmenko Natalia Ivanovna,
Кандидат географических наук, доцент, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor,
Воронежский экономико -правовой институт, Voronezh Institute of Economics and Law,
г. Воронеж, Россия Voronezh, Russia