Научная статья на тему 'Негосударственное дошкольное образование: текущая практика территориального развития'

Негосударственное дошкольное образование: текущая практика территориального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3011
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ЧАСТНЫЙ ДЕТСКИЙ САД / ПРИСМОТР И УХОД ЗА ДЕТЬМИ / PRESCHOOL EDUCATION / ACCESSIBILITY / NON-PUBLIC AREA / PRIVATE NURSERY / DAY-CARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонидова Галина Валентиновна, Свирелкина Ирина Ивановна

Статья посвящена проблеме дошкольного образования в России и Вологодской области. Показано, что в современных условиях при нехватке мест в государственных детских садах необходимо развивать негосударственный сектор услуг по присмотру и уходу за детьми. Наиболее востребованы такие услуги для родителей, имеющих детей в возрасте от 1 года до 3 лет. В статье проанализированы основные показатели функционирования организаций дошкольного образования. Выявлено, что потребительский спрос на услуги системы дошкольного образования в Вологодской области, в частности в городе Вологде, остается в значительной степени неудовлетворенным. Свыше десяти тысяч маленьких вологжан состоят на учете для определения в дошкольные образовательные организации. Всего на Вологодчине в очереди на получение места в детском саду числятся 28,9 тыс. детей, из них 34% в г. Вологде. Авторами представлены результаты исследования состояния негосударственного сектора услуг, осуществляемых в дошкольном образовании. Исследование проведено в мае-июне 2015 г. методом включённого наблюдения частных детских садов и частных организаций г. Вологды, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Рассмотрены основные факторы, ограничивающие развитие частных детских садов. Одним из факторов является отсутствие лицензии на образовательную деятельность, а также мотивации у большинства индивидуальных предпринимателей к её получению. При этом контроль за нелицензированными садами со стороны органов власти и общественных организаций не ведётся. Вместе с тем авторы указывают на отсутствие взаимодействия между самими частными организациями дошкольного образования. В некоторых из них условия не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и безопасности. Кроме того, есть ограничивающие факторы для сохранения здоровья детей (в частности, отсутствие условий для организации прогулок на безопасной площадке). Отмечен и высокий размер родительской платы. Предложены направления развития данного сектора услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-State Preschool Education: Current Practices of Territorial Development

The paper is concerned with the problem of preschool education in Russia and the Vologda region. It shows that in the current context of shortage of places in state nurseries it is necessary to develop private care service providers. Day-care is in great demand among parents having children aged 1-3. The article analyses the main characteristics of preschool educational organizations. It shows that in the Vologda Oblast, particularly in Vologda, private demand for preschool education service is unsatisfied to a wide extent. In Vologda more than ten thousand children are on waiting lists for preschool educational organizations. In total, in the Vologda Oblast about 28.9 thousand children are in line for admitting to a kindergarten, 34% of them are registered in Vologda. The paper provides the results of the study into Vologda private nurseries and day-care carried out in May-June 2015 by method of involved observation. It reveals the key factors hampering growth of private nurseries. It indicates the lack of license of educational activities and motivation of most entrepreneurs to obtain it as one of the factors. The results show that unlicensed gardens are not controlled by the authorities and public organizations. Interaction between the private institutions of pre-school education is not provided as well. We can observe that some private sector organizations do not meet the requirement of health and safety standards and impose limiting measures for the sake of children health such as organization of walks due to the absence of a secure walking site. High amount of parental fee is also found out. The article offers directions for the development of private preschool education service.

Текст научной работы на тему «Негосударственное дошкольное образование: текущая практика территориального развития»

Б01: 10.15838^с/2016.1.43.9 УДК 331.101.26(470), ББК 65.240(2Рос)

© Леонидова Г.В., Свирелкина И.И.

Негосударственное дошкольное образование: текущая практика территориального развития*

Галина Валентиновна ЛЕОНИДОВА

кандидат экономических наук, доцент

Институт социально-экономического развития территорий РАН 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а [email protected]

Ирина Ивановна СВИРЕЛКИНА

Средняя общеобразовательная школа №14 г. Вологды 160024; г. Вологда, ул. Дальняя, д. 32а [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме дошкольного образования в России и Вологодской области. Показано, что в современных условиях при нехватке мест в государственных детских садах необходимо развивать негосударственный сектор услуг по присмотру и уходу за детьми. Наиболее востребованы такие услуги для родителей, имеющих детей в возрасте от 1 года до 3 лет. В статье проанализированы основные показатели функционирования организаций дошкольного образования. Выявлено, что потребительский спрос на услуги системы дошкольного образования в Вологодской области, в частности в городе Вологде, остается в значительной степени неудовлетворенным. Свыше десяти тысяч маленьких вологжан состоят на учете для определения в дошкольные образовательные организации. Всего на Вологодчине в очереди на получение места в детском саду числятся 28,9 тыс. детей, из них 34% в г. Вологде. Авторами представлены результаты исследования состояния негосударственного сектора услуг, осуществляемых в дошкольном образовании. Исследование проведено в мае—июне 2015 г. методом включённого наблюдения

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ: проект №15-02-00482 «Социокультурные детерминанты модернизационного развития России: методы измерения и анализ причинных зависимостей (2015—2016 гг.)».

частных детских садов и частных организаций г. Вологды, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Рассмотрены основные факторы, ограничивающие развитие частных детских садов. Одним из факторов является отсутствие лицензии на образовательную деятельность, а также мотивации у большинства индивидуальных предпринимателей к её получению. При этом контроль за нелицензированными садами со стороны органов власти и общественных организаций не ведётся. Вместе с тем авторы указывают на отсутствие взаимодействия между самими частными организациями дошкольного образования. В некоторых из них условия не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и безопасности. Кроме того, есть ограничивающие факторы для сохранения здоровья детей (в частности, отсутствие условий для организации прогулок на безопасной площадке). Отмечен и высокий размер родительской платы. Предложены направления развития данного сектора услуг.

Ключевые слова: дошкольное образование, доступность, негосударственный сектор, частный детский сад, присмотр и уход за детьми.

Обеспечение доступности дошкольного образования является одной из наиболее важных задач, решение которой влияет не только на саму систему образования, но и в целом на социально-экономическую ситуацию в стране, способствуя занятости семей, имеющих малолетних детей, и тем самым увеличивая их благосостояние. Основные целевые ориентиры дошкольного образования на среднесрочную перспективу определены в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» № 599 от 7 мая 2012 г. (достижение 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет к 2016 г.) и в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы1. В качестве основных ожидаемых результатов реализации Стратегии намечено также обеспечение общей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих и до-

1 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70183566/

полнительных форм их финансирования и организации и т.д.

По данным Росстата, общая численность детей, состоящих на учёте для определения в дошкольные образовательные организации, достигала в 2013 г. 2,7 млн. человек. Это на 13% больше, чем в 2012 г., и в 2,8 раза, чем в 2005 году2.

Вместе с тем более актуальной и значимой является потребность семей в дошкольном образовании для детей в возрасте от 1,5 года. По достижении ребенком этого возраста выплата государственного пособия3 прекращается и, соответственно, родители стремятся выйти на работу, что особенно актуально для неполных семей4. Однако государственный сектор дошкольного образования для детей данного возраста не гарантирует место в детском саду. Задачу удовлетворения потребительского рынка в предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми ясельного возраста, их развитию и образованию мог бы взять на себя частный сектор. Исследование

2 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/

3 Речь идет о ежемесячном пособии (40% от средней заработной платы) по уходу за ребенком до полутора лет.

4 Калачикова О.Н., Шабунова А.А. Репродуктивное поведение как фактор воспроизводства населения: тенденции и перспективы. — Вологда : ИСЭРТ РАН, 2015. - 172 с.

состояния и проблем развития частного предпринимательства в дошкольном образовании и является целью данной статьи.

В основе всех тенденций, характеризующих дошкольное образование России в период с 1991 по 2015 год, лежат преобразования, происходящие в социально-экономической жизни страны (табл. 1).

За период с 1990 по 2013 г. число детских садов в России сократилось вдвое (с 88 до 43 тыс. единиц). Это происходило вследствие спада рождаемости, а также ликвидации садов и передачи помещений либо

под начальные классы школ, либо коммерческим структурам. В 90-е годы отток детей из дошкольных учреждений был связан еще и с финансовыми проблемами (кто-то не мог оплачивать услуги, а кто-то нанимал нянь) [22, с. 18]. Анализ приведённых данных (табл. 2) показывает, что на протяжении периода экономических преобразований социальной сферы (90-е гг. ХХ — начало XXI в.) и в современных условиях (2010—2015 гг.) система дошкольного образования испытывала и продолжает испытывать напряженность.

Таблица 1. Особенности развития сферы дошкольного образования в России в пореформенное время (1990-2015 гг.)

Период Тенденции и особенности периода

Начало 1990-х годов Максимальное количество детских садов в этот период (в 1990 г. около 88 тысяч ) Особенностью дошкольного образования была ведомственная принадлежность большей части учреждений, что давало преимущества в материальной базе и т.д. Охват детей дошкольными образовательными услугами составлял более 66%.

Середина 1990-х годов Массовое сокращение сети детских садов. Ежегодно закрывалось (перепрофилировалось и т.д.) по 4-5 тысяч. В основном это касалось ведомственных образовательных учреждений, которые передавались на баланс муниципалитетов. Снизился охват детей дошкольными образовательными учреждениями (55%) (родителям стал предоставляться отпуск по уходу за ребенком до 3-летнего возраста, росла родительская плата).

Конец 1990-х -начало 2000-х годов Постепенный выход из кризисной ситуации. Сеть ДОУ продолжает сокращаться, но уже не столь быстрыми темпами (в 2002 году было закрыто 1100 детских садов). Охват детей дошкольным образованием составил 56%; появился повышенный спрос родителей на устройство ребенка в ДОУ, причем очень востребованными оказались группы детей до 3-летнего возраста.

2005 - 2010 гг. В дошкольном образовании длительный спад контингентов закончился, наметилась некоторая тенденция роста числа детей, посещающих детские образовательные учреждения. Продолжился рост охвата детей дошкольными образовательными учреждениями - 61% в 2005 г.

2011 - 2015 гг. Возникновение кризисной ситуации в обеспечении детского контингента дошкольным образованием. В 2013 г. охват детей дошкольными образовательными учреждениями составил 63% от численности детей соответствующего возраста. Спрос на дошкольное образование резко вырос в связи с повышением рождаемости, обусловленным, с одной стороны, вступлением в детородный возраст представительной когорты рожденных в 80-е годы, с другой - принимаемыми государством мерами (материнский капитал и т.п.).

Источники: составлено авторами; Число дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/# (дата обращения: 15.10.2015).

Таблица 2. Число дошкольных организаций в Российской Федерации и численность воспитанников (на конец года)

Территория 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Город Село Город Село Город Село Город Село

Число дошкольных организаций*, тыс. ед. 26,7 18,4 26,9 18,0 26,5 17,8 25,7 17,5

45,1 44,9 44,3 43,2

Численность воспитанников в дошкольных организациях, всего, тыс. чел. 4280,6 1107,3 4502,4 1158,8 4750,6 1232,2 5037,1 1310,2

5388,0 5661,1 5982,9 6347,3

* Включая структурные подразделения (филиалы) дошкольных образовательных организаций. Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Сегодня на одну дошкольную организацию в стране приходится на 24% детей больше, чем в 2010 г. (148 воспитанников в 2013 г. против 119 — в 2010 г.), и почти в 1,5 раза больше, чем в 1990 г. Численность детей5 в расчете на 100 дошкольных мест в 2013 г. составила 105 человек, в том числе в городах и поселках городского типа — 108, в сельской местности — 93 соответственно.

Основным фактором, стимулирующим развитие частного предпринимательства в этой сфере, является дефицит мест в государственных детских садах. Развитие негосударственного сектора дошкольного образования представляет часть государственной политики в сфере привлечения частных инвестиций в систему образования. В ежегодном Послании Федеральному Собранию6 4 декабря 2014 г. Президент РФ В. Путин заявил: «Мы должны исключить дискриминацию негосударственного сектора в социальной сфере, убрать для него все барьеры» [20].

В настоящее время в России насчитывается около 50 тыс. государственных детских садов и только 1200 частных. Ещё почти 600 садов зарегистрированы как некоммерческие организации7. Доля негосударственных детских садов составляет всего 1,3% в общей численности детских садов. Более того, 66% всех частных садов сосредоточены в 8 субъектах РФ, лидерами среди которых являются г. Москва, Самарская и Омская области. Согласно

5 Дошкольные образовательные организации (на конец года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/population/education/# (дата обращения: 26.10.2015).

6 Послание Президента РФ Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru

7 В России появится сертификат дошкольника, который позволит родителям отдать ребенка в частный детский сад за счет государства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.asi.ru/news/25079/ ?sphrase_id=784289

целевым показателям «дорожной карты» (план мероприятий) «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», подготовленной Агентством стратегических инициатив России, поставлена задача обеспечения услугами негосударственных образовательных организаций дошкольного образования в возрасте от 1 года до 7 лет: к 2016 г. - 8% детей, к 2018 г. - 15%.

Сегодня, по словам министра образования и науки Д. Ливанова, доля негосударственных детских садов, имеющих лицензию, значительно превышает среднероссийский показатель (1,8%) в таких субъектах РФ, как: Республика Саха (Якутия) — 4,5%, Приморский край — 3,1%, Хабаровский край — 3,5%, Свердловская область — 5,5%, Ямало-Ненецкий автономный округ — 6,2%, Республика Карелия — 4,4%, Иркутская область — 3,0%, Красноярский край — 3,0% и Москва — 6,3%. В то же время нет ни одного негосударственного детского сада в Кабардино-Балкарии, Камчатском крае, Тамбовской области [3, 11].

Исследование показало, что в РФ в целом сформирована законодательная основа для функционирования негосударственных форм дошкольного образования в разных видах и их поддержки со стороны федеральных и региональных властей. В частности, к существенным изменениям последних лет можно отнести уравнивание индивидуальных предпринимателей в правах и ответственности с государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере дошкольного образования. Определены условия и механизмы финансовой поддержки и налоговых льгот в отношении частных детских садов.

Функционирование негосударственных организаций дошкольного образования регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [15].

В Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ в 2010 году внесена статья 31.1 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления» [18]. Согласно этой статье, организации, осуществляющие деятельность в области образования (в том числе дошкольного), относятся к социально ориентированным и их поддержка органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления осуществляется в таких формах, как:

— финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации и дополнительного профессионального образования работников;

— предоставление льгот по уплате налогов и сборов;

— размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ;

— предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством.

Минэкономразвития России осуществляет поддержку малого и среднего предпринимательства в виде субсидий субъектам РФ [19] (приказ Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 г. № 220).

Утверждены новые санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещённым в квартирах и частных домах [17, 23].

3 мая 2015 г. Президентом РФ был подписан закон, согласно которому частные детские организации дошкольного образования освобождаются от налога на прибыль [13]. Организации, ведущие деятельность по присмотру и уходу за детьми, получили право на нулевую ставку налога на прибыль. Новая норма коснется детских садов, дошкольных групп и групп продленного дня в школах8.

Рассмотрим формирование основ частного предпринимательства в сфере дошкольного образования на примере конкретной территории (Вологодской области и г. Вологды).

Сеть дошкольных образовательных организаций в Вологодской области в течение 2000—2014 гг., так же как и целом в стране, постепенно сокращалась (табл. 3).

По сравнению с уровнем 2000 г. их число уменьшилось с 683 до 490 ед., или на 28%. В то же время численность воспитанников в них выросла с 51,5 тыс. до 73 тыс., или на 42%. Это отразилось и на нагрузке на 1 дошкольное место. В 2000 г. на 100 мест приходилось 76 воспитанников, в 2014 г. — 104. В области насчитывается 261 дошкольная организация, при этом численность воспитанников превышает число мест. По данным за 2014 г. доля детей в возрасте 1—6 лет, посещающих детские сады, составила 83% в общей численности детей данного возраста. Это заметно выше среднего значения по Российской Федерации (63,1%) и по Северо-Западному федеральному округу (76%). Показатели охвата дошкольным образованием стали в Вологодской области больше, чем в 2012 и 2013 гг., на 3 процентных пункта, несмотря на уменьшение количества детских садов. Увеличивается

8 Маркелов Р. Сборы ушли в нулёвку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/ 05/05/detsad.html

Таблица 4. Основные показатели функционирования организаций дошкольного образования в г. Вологде

Таблица 3. Основные показатели функционирования организаций дошкольного образования в Вологодской области

Показатели Год 2014 г. к 2000 г., %

2000 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Число ДОУ, ед. 683 624 617 600 598 577 560 490 71,7

Численность воспитанников, тыс. чел. 51,5 60,8 61,8 62,9 65,1 67,4 70,7 72,9 141,5

Численность воспитанников на 100 мест 76 103 104 106 103 101 102 104 136,8

Источники: Детские дошкольные учреждения в Вологодской области в 2004-2008 годах : стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2009. -42 с.; Дошкольные образовательные организации Вологодской области в 2010-2014 годах : стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2015. - 63 с.

Показатели Год 2014 г. к 2000 г., %

2000 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Число ДОУ 78 82 82 82 83 84 86 85 108,9

Число мест 17047 13856 13978 13698 16740 16968 17430 17649 103,5

Численность воспитанников 12795 16177 16630 16781 17840 18642 19867 20443 159,8

Численность воспитанников на 100 мест 75 117 119 123 107 110 114 116 154,7

Источники: Данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks. ш; Детские дошкольные учреждения в Вологодской области в 2004-2008 годах : стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2009. -42 с.; Дошкольные образовательные организации Вологодской области в 2010-2014 годах : стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2015. - 63 с.

охват дошкольным образованием детей в возрасте до трёх лет: 33,1% в 2013 г. против 30% в 2012 году9.

За исследуемый период количество детских садов в городе Вологде выросло с 78 до 85 (табл. 4). В них насчитывается 20 443 воспитанника. Их численность выросла по сравнению с показателем 2000 г. на 7648 человек, или 60%. В то время как количество мест в детских садах стало больше только на 3,5%: 17 047 мест в 2000 г. против 17 649 -в 2014-м.

Дошкольные образовательные организации областного центра работают со значительной «перегрузкой», поскольку численность их воспитанников превышает число мест: на 100 мест приходится 116

9 Информация о выполнении плана мероприятий («дорожной карты») за 1 полугодие 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://depobr.gov35.ru/

воспитанников (в 2000 г. — 75 человек соответственно). Следствием такого переуплотнения является ухудшение здоровья детей. Так, в 2014 г. из 100% дней, пропущенных воспитанниками детских садов, 25% пропущены по болезни (табл. 5).

Возрастающий спрос на услуги системы дошкольного образования остается все еще в значительной степени неудовлетворенным. И это одна из ведущих социальных проблем на сегодняшний день. Свыше десяти тысяч маленьких вологжан состоят на учете для определения в дошкольные образовательные организации. По сравнению с уровнем предыдущего года очередь увеличилась на 2%, а за период с 2006 г. — в 2,8 раза (табл. 6). Всего на Вологодчине в очереди на получение места в детском саду числятся 28 тыс. детей, из них 36% — в г. Вологде.

Таблица 6. Показатели обеспеченности местами в дошкольных образовательных организациях Вологодской области и г. Вологды, чел.

Таблица 5. Посещаемость в дошкольных организациях в 2014 г.

Территория Посещаемость всего, дней Пропущено всего, дней В том числе

По болезни По другим причинам

Вологодская обл. 12 748 927 4 805 048 1 218 901 3586147

г. Вологда 3 726 661 1 442 078 365 868 1 076 210

Источник: Дошкольные образовательные организации Вологодской области в 2010-2014 годах : стат. сб. / Вологдастат. -Вологда, 2015. - 63 с.

Показатели Год 2014 г. к

обеспеченности 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2013 г., %

Вологда

Количество детей, состоящих на учете для определения в 3640 4264 4872 4851 4994 8044 9084 9828 10054 102,2

дошкольные учреждения, чел.

Количество детей, получивших путевку в дошкольные 2633 2409 2968 3559 3909 4365 4218 4778 3942 82,5

организации, чел.

Разница, чел. 1007 1855 1904 1292 1085 3679 4866 5050 6112 121,0

Вологодская область

Количество детей, стоящих на учете для определения в 7500 11965 14521 14545 15724 19087 19929 28927 27736 95,8

дошкольные учреждения, чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество детей, получивших путевку в дошкольные 12083 13750 14036 14785 15469 17172 16084 93,6

организации, чел.

Разница, чел. - - 2438 795 1688 4302 4523 11755 11652 99,1

Источники: Детские дошкольные учреждения в Вологодской области в 2004-2008 годах: стат. сборник / Вологдастат. - Вологда, 2009. - 42 с.; Дошкольные образовательные организации Вологодской области в 2010-2014 годах: стат. сборник / Вологдастат. -Вологда, 2015. - 63 с.

В областной столице, согласно результатам инерционного прогноза на среднесрочную перспективу, предполагающего неизменность половозрастных коэффициентов рождаемости и смертности, численность двухлетних и трёхлетних детей в ближайшие годы не сократится (табл. 7). Пик роста численности детей в возрасте 3-х лет придётся на 2016 год, в котором по сравнению с 2014 годом численность этой категории населения увеличится на 13% (4307 ребёнка). В 2023 г. она будет на 6% больше, чем в 2014 г. (4041 человек). В 2015 году отмечается пик роста численности детей в возрасте 2-х лет — их стало

на 9% больше, чем в предыдущем году. По прогнозу количество двухлеток за период с 2014 по 2023 г. вырастет с 3947 до 4041, или на 2%.

Как свидетельствуют данные прогноза, в ближайшем будущем нагрузка на сеть муниципальных организаций дошкольного образования вырастет. Принимая во внимание рост численности детей двухлетнего возраста и неутихающий спрос на услуги дошкольного образования для этой категории граждан, следует подчеркнуть, что проблема доступности дошкольного образования сохранит свою актуальность [9].

Таблица 7. Прогноз численности детей в возрасте 0-3 лет в г. Вологде на 2014-2023 гг., чел.*

Возраст Год

2014** 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

2 года 3947 4308 4240 4190 4147 4110 4087 4076 4063 4041

3 года 3826 3946 4307 4239 4189 4145 4108 4086 4075 4061

* Представлен инерционный сценарий прогноза, который предполагает неизменность половозрастных коэффициентов рождаемости и смертности на протяжении всего прогнозного периода. ** Фактические данные. Источник: составлено авторами.

В последнее время региональными органами власти принят ряд документов, определяющих меры по поддержке негосударственного сектора дошкольного образования в Вологодской области. В частности, утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий на предоставление дошкольного образования в частных образовательных организациях (постановление Правительства области от 3 марта 2014 г. № 169). В соответствии с данным документом частным дошкольным образовательным организациям, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности, предоставляются субсидии на оплату труда, приобретение учебных пособий, средств обучения, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

В Вологодской области функционируют пять частных организаций, имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности, на 665 мест10. В первом полугодии 2014 г. были зарегистрированы 48 индивидуальных предпринимателей, а также 33 юридических лица, заявивших при государственной регистрации вид деятельности «Дошкольное образование» по общероссийскому классификатору.

Частное предпринимательство в сфере дошкольного образования, согласно результатам проведенного исследования,

10 Информация о выполнении плана мероприятий («дорожной карты») за 1 полугодие 2014 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://depobr.gov35.ru/

более характерно для городских территорий. Например, в г. Вологде функционируют более 40 частных организаций, в том числе лицензированные и нелицензиро-ванные. Установить их точное количество представляется сложным по ряду причин. Во-первых, деятельность таких организаций очень динамична. Индивидуальные предприниматели могут начать, а потом прекратить своё существование без уведомления налоговых органов. Во-вторых, имеет место и теневой бизнес. Только две организации получили лицензии («Малыш» и «Росток» с 9-ю филиалами), остальные зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и выполняют функцию присмотра и ухода за детьми. Судя по результатам исследования11, предприниматели, оказывающие услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, не стремятся получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, поскольку, по их словам, «оформление связано со сбором большого количества

11 Во II квартале 2015 г. ИСЭРТ РАН было выполнено исследование, в ходе которого методом включённого наблюдения обследовано четыре частных детских сада и десять частных организаций, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, в г. Вологде. Метод включенного наблюдения предполагает неформальный сбор интересующих исследователя данных без анкет, но с наличием элементов интервью, наблюдения за социальным явлением и фиксацией увиденного и услышанного. Отчет по результатам включенного наблюдения носит описательный характер и не предполагает каких-либо глобальных обобщений и точных цифр. В данном случае это был вариант «выбора детского сада для ребенка», в качестве «родителей» выступали исследователи.

документов, а это, в свою очередь, требует много времени и усилий». Лицензирование назвали главным барьером в своей работе руководители негосударственных детских центров и мини-садов в Москве, согласно опросу [21, с. 86], проведенному НИУ Высшая школа экономики при поддержке АНО «Совет по вопросам управления и развития» и Департамента социальной защиты г. Москвы: «...Мы называем это присмотр, потому что очень сложно с лицензией»12. Руководители частных детских садов г. Таганрога Ростовской области считают, что «образовательную лицензию получить очень тяжело. Потому что очень сложно получить пожарную лицензию...»13

Более того, некоторые руководители этого бизнеса, как выяснилось в ходе включенного наблюдения в г. Вологде, не видят необходимости в лицензии. Лицензированные частные дошкольные организации контролируются областными властями. Деятельность нелицензированных дошкольных организаций никто не отслеживает и не проверяет. Ими могут заинтересоваться только в случае поступления официальной жалобы от соседей или родителей. «Общение с органами власти и управления не осуществляется, мы не чувствуем со стороны органов управления образования как контроля, так и интереса к нашей деятельности вообще. Информацией о деятельности частного сектора дошкольного образования городские власти в полной мере не владеют»14. Анализ данных опроса частных организаций дошкольного образования показывает неполную осведомленность о процедуре лицензирования, что порождает у них

12 Савинская О.Б. Частный детский сад в России: обыденные практики и перспективы развития // Социологические исследования. — 2014. — №11. — С. 86.

13 Александрова О.А., Ненахова Ю.С. Перемены в дошкольном образовании: туда ли идет Россия? // Народонаселение. — 2015. — №1. — С. 102.

14 Там же.

определённые опасения. Муниципальным и областным органам власти, заинтересованным в развитии частного сектора, необходимо оказывать ему поддержку не только в отношении оформления документов, но и предоставлять информацию о существующих возможностях государственной поддержки негосударственного сектора дошкольного образования, тем самым стимулируя индивидуальных предпринимателей вывести свою организацию на новый уровень. К такому же выводу приходят и исследователи НИУ ВШЭ (например, О.Б. Савинская [21]), которые прямо говорят о необходимости «дополнительной кампании, информирующей мини-организации, работающие в форме ИП, о новых возможностях предоставления образовательных услуг без лицензирования, зафиксированных в новом законе «Об образовании в РФ»15. О.Б. Савинская призывает также продумать упрощенную систему лицензирования для организаций, работающих в форме НКО и оказывающих образовательные услуги [21, с. 87].

В настоящее время эффективная деятельность невозможна без построения долгосрочного взаимодействия, без объединения ресурсов для достижения конкретных результатов, без распределения ответственности и рисков между частными и государственными партнерами. Хорошие примеры эффективного сотрудничества демонстрируют лицензированные частные детские сады «Росток» и «Малыш». «Росток» получил лицензию в июле 2013 г. Сначала в организации насчитывалось три филиала, сегодня частная организация представляет собой сеть из 9-ти детских садов, расположенных в разных районах г. Вологды. Стремительному развитию

15 Савинская О.Б. Частный детский сад в России: обыденные практики и перспективы развития // Социологические исследования. — 2014. — №11. — С. 87.

«Ростка» способствует сотрудничество с ОАО «Корпорация развития Вологодской области», которое с первых дней создания детского сада сопровождает его рост, оказывая информационную, правовую и методическую поддержку.

Частный детский сад «Малыш», получивший лицензию в феврале 2015 г., был создан при содействии частного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр "Эго"» и при поддержке кафедры психологии и педагогики Вологодского государственного университета.

Пребывание ребёнка в лицензированных частных детских садах обходится родителям примерно в 9 тыс. руб. в месяц. В одном из обследованных садов действует система скидок при досрочной оплате услуги за несколько (от 2 до 12) месяцев. В период адаптации ребёнка к условиям детского сада (в течение одного либо двух месяцев) родители платят на 2 тыс. руб. меньше.

Согласно российскому законодатель-ству16 гражданам, дети которых посещают детские сады, выплачивается компенсация. Она представляет собой возврат части родительской платы, внесенной за посещение детского сада. Размер компенсации устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ, но он не должен составлять менее:

— 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка;

— не менее 50% такой платы на второго ребенка;

16 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. — Ч. 5. Ст. 65 // КонсультантПлюс.

— не менее 70% такой платы на третьего ребенка и последующих детей [15].

Постановлением Правительства Вологодской области17 установлен средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, равный 1450 руб. В связи с этим расчет компенсации части родительской платы родителям ребенка, посещающего лицензированный частный детский сад, производится исходя из размера этой суммы. До недавнего времени с неё взимался обязательный налог (НДФЛ) — 13%. Однако с 1 января 2015 г. по инициативе депутатов Вологодской области налог не начисляется, а, значит, сумма возвращенной компенсации стала больше. Более того, родители вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в сумме, уплаченной ими за обучение своего ребенка в детском саду, при условии наличия у организации лицензии18.

Стоимость за услуги нелицензирован-ных частных детских садов варьируется от 8 000 до 13 000 руб. в месяц. В среднем родительская плата составляет 10 230 руб., что на 14% больше, чем в лицензированных детсадах. Из 10 нелицензированных частных садов в трёх оплата выше средней, в трёх — ниже. В большинстве случаев не прослеживается определенной связи между стоимостью услуг в нелицензированных частных детских садах, их расположением в городе, условиями размещения, оснащением, количеством воспитателей и детей.

17 Об установлении среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования: Постановление Правительства Вологодской области от 11 ноября 2013 г. №1155 // КонсультантПлюс.

18 В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ, утвержденного Федеральным законом от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 08.06.2015).

В процессе ценообразования некоторые руководители не вполне опираются на определённые правила рынка и устанавливают плату исходя из сугубо личных интересов, амбиций, уровня притязаний, а также позиционирования своего социального бизнеса. Часть директоров нелицен-зированных частных садов ориентируются исключительно на семьи с доходами выше средних. В некоторых случаях более высокая стоимость оправданна: живописный район, три воспитателя и один младший воспитатель на группе, пятиразовое питание, современные игрушки и развивающие игры, еженедельный осмотр педиатром, камеры видеонаблюдения. Но в некоторых детсадах устанавливают плату, не соответствующую качеству предоставляемых услуг, исходя из стабильного спроса на место в дошкольных образовательных организациях в городе. В настоящее время в областной столице частный сектор лицензированных садов предоставляет около 165 мест, очередь на получение места в муниципальном саду насчитывает более 10 тыс. малышей. Несложный математический расчёт может показать, что в городе существует достаточный спрос на услуги индивидуальных предпринимателей по присмотру и уходу за детьми.

Таким образом, в муниципальной системе образования оформляется негосударственный сектор образовательных услуг в сфере дошкольного образования, появление которого связано со значительным дефицитом мест в детских садах для детей до 3 лет. Частные детские сады более гибки и быстрее могут реагировать на потребности детей и их родителей, тем самым нивелируя остроту проблемы доступности дошкольного образования.

Однако их развитию препятствует ряд факторов [14]:

1. Отсутствие лицензии на образовательную деятельность и мотивации у большинства индивидуальных предпринимателей к её получению.

2. Отсутствие контроля за нелицензи-рованными садами со стороны органов власти и общественных организаций.

3. Отсутствие взаимодействия между частными детскими садами.

4. Высокий размер родительской платы.

Несмотря на востребованность частных

детских учреждений, их возможности сегодня раскрыты недостаточно.

Для более эффективного развития государственно-частного партнерства в этой сфере требуется, во-первых, снижение административного давления на частный бизнес в социальной сфере [1, 4, 21], во-вторых, четкая координация со стороны региональных органов власти и управления процессов развития негосударственного сектора дошкольного образования путем определения в стратегических программах или подпрограммах социально-экономического развития территорий, «дорожных картах» индикативных показателей доли негосударственного сектора дошкольного образования.

Проблема мотивации индивидуальных предпринимателей к лицензированию услуг по присмотру и уходу за детьми может быть решена, если в расчет пенсий работников негосударственных организаций будет включаться педагогический стаж. Содействие большему выходу частного бизнеса на дошкольное образование может оказать создание консалтинговых центров для предоставления юридических услуг частным предпринимателям в сфере образовательной деятельности,

а также включение этой сферы в поле зрения действующих переговорных площадок между органами власти и предпринимателями, в том числе уполномоченных по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсменов).

Реализация вышеперечисленных мер позволит увеличить долю негосударственного сектора в дошкольном образовании и обеспечить выполнение показателей «дорожной карты» в сфере повышения эффективности образования.

Литература

1. Александрова, О.А. Перемены в дошкольном образовании: туда ли идет Россия? [Текст] / О.А. Александрова, Ю.С. Ненахова // Народонаселение. — 2015. — №1.— С. 95-105.

2. Баллаева, Е.А. Проблемы развития альтернативных форм дошкольного образования [Текст] / Е.А. Баллаева // Народонаселение. — 2013. — №1. — С. 64-73.

3. Выступление министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова на I Всероссийском съезде работников дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ы^://минобрнауки.рф/

4. Гаджиева, Л.А. Об использовании возможностей негосударственного сектора для решения проблемы доступности дошкольного образования [Текст] / Л.А. Гаджиева // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2012. — №4. — С. 169-176.

5. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2013 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/.../Doklad_o_polozhenii_ detej_za_2013_god.doc

6. Детские дошкольные учреждения в Вологодской области в 2004—2008 годах [Текст] : стат. сб. / Вологдастат. — Вологда, 2009. — 42 с.

7. Дошкольные образовательные организации Вологодской области в 2010 — 2014 годах [Текст] : стат. сб. / Вологдастат. — Вологда, 2015. — 63 с.

8. Жилищный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ // КонсультантПлюс.

9. Здоровье и здравоохранение [Текст] : учеб. пособие / А.А. Шабунова, К.Н. Калашников, М.В. Морев, О.Н. Калачикова, Н.А. Кондакова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. - 154 с.

10. Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки [Электронный ресурс] : план мероприятий («дорожная карта»): утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р // КонсультантПлюс.

11. Информация о выполнении плана мероприятий («дорожной карты») за 1 полугодие 2014 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://depobr.gov35.ru/

12. Калачикова, О.Н. Репродуктивное поведение как фактор воспроизводства населения: тенденции и перспективы [Текст] : монография / О.Н. Калачикова, А.А. Шабунова. — Вологда : ИСЭРТ РАН, 2015. — 172 с.

13. Маркелов, Р. Сборы ушли в нулёвку [Электронный ресурс] / Р. Маркелов. — Режим доступа: http://www. rg.ru/2015/05/05/detsad.html

14. Леонидова, Г.В. Дошкольное образование в России: обеспеченность и доступность / Г.В. Леонидова // Проблемы развития территории. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. — №5 (79). — С. 7-20.

15. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // КонсультантПлюс.

16. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»). Изменения, направленные на повышение эффективности образования 2013—2018 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Вологодской области от 25 февраля 2013 г. №201: в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 25.04.2013 г. №452, от 05.08.2013 г. №795) // КонсультантПлюс.

17. Об утверждении СанПиН 2.4.1. 31.47-13 Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в помещениях жилого фонда [Электронный ресурс] : постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. №68: зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 г. №31209 // КонсультантПлюс.

18. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // КонсультантПлюс.

19. Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 г. №220 [Электронный ресурс] : // КонсультантПлюс.

20. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru

21. Савинская, О.Б. Частный детский сад в России: обыденные практики и перспективы развития [Текст] / О.Б. Савинская // Социологические исследования. — 2014. — №11. — С. 83-90.

22. Селиверстова, И.В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора [Электронный ресурс] / И.В. Селиверстова. — Режим доступа: http://elochka28chap.ucoz.ru/publ/ dostupnost_doshkolnogo_obrazovanija/1-1-0-4 (дата обращения: 20.06.2015).

23. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объектно-планировочным и конструктивным решениям [Электронный ресурс] : свод правил СП 4.13130.2013 г. : утвержден приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. №288 // КонсультантПлюс.

24. Шабунова, А.А. Уровень жизни населения как индикатор модернизационных процессов [Текст] / А.А. Шабунова, А.И. Россошанский // В мире научных открытий. — 2013. — №12. — С. 127-150.

Сведения об авторах

Галина Валентиновна Леонидова — кандидат экономических наук, доцент, заведующий лабораторией проблем развития трудового потенциала, Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а, galinaleonidova@ mail.ru)

Ирина Ивановна Свирелкина — учитель английского языка, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Вологды (160024; г. Вологда, ул. Дальняя, д. 32а, [email protected])

Leonidova G.V., Svirelkina I.I.

Non-State Preschool Education: Current Practices of Territorial Development

Galina Valentinovna Leonidova — Ph.D. in Economics, Associate Professor, Head of the Laboratory for the Studies of Labor Potential Development Issues, Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation, [email protected])

Irina Ivanovna Svirelkina— English Teacher, Municipal Educational Institution "Secondary School No.14", Vologda (32A, Dalnaya Street, Vologda 160024, Russian Federation, [email protected])

Abstract. The paper is concerned with the problem of preschool education in Russia and the Vologda region. It shows that in the current context of shortage of places in state nurseries it is necessary to develop private care service providers. Day-care is in great demand among parents having children aged 1—3. The

article analyses the main characteristics of preschool educational organizations. It shows that in the Vologda Oblast, particularly in Vologda, private demand for preschool education service is unsatisfied to a wide extent. In Vologda more than ten thousand children are on waiting lists for preschool educational organizations. In total, in the Vologda Oblast about 28.9 thousand children are in line for admitting to a kindergarten, 34% of them are registered in Vologda. The paper provides the results of the study into Vologda private nurseries and day-care carried out in May—June 2015 by method of involved observation. It reveals the key factors hampering growth ofprivate nurseries. It indicates the lack of license of educational activities and motivation of most entrepreneurs to obtain it as one of the factors. The results show that unlicensed gardens are not controlled by the authorities and public organizations. Interaction between the private institutions of pre-school education is not provided as well. We can observe that some private sector organizations do not meet the requirement of health and safety standards and impose limiting measures for the sake of children health such as organization of walks due to the absence of a secure walking site. High amount of parental fee is also found out. The article offers directions for the development of private preschool education service.

Key words: preschool education, accessibility, non-public area, private nursery, day-care.

References

1. Aleksandrova O.A., Nenakhova Yu.S. Peremeny v doshkol'nom obrazovanii: tuda li idet Rossiya? [Changes in Preschool Education: where the Right Direction Russia is Going To?]. Narodonaselenie [Population], 2015, no. 1, pp. 95-105.

2. Ballaeva E.A. Problemy razvitiya al'ternativnykh form doshkol'nogo obrazovaniya [Problems of Development of Alternative Forms of Preschool Education]. Narodonaselenie [Population], 2013, no. 1, pp. 64-73.

3. Vystuplenie ministra obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii Dmitriya Livanova na I Vserossiiskom s"ezde rabotnikov doshkol'nogo obrazovaniya [Speech of the Minister of Education and Science of the Russian Federation Dmitry Livanov at the 1st All-Russian Congress of Workers of Preschool Education]. Available at: http:// minobrnauki.rf/

4. Gadzhieva L.A. Ob ispol'zovanii vozmozhnostei negosudarstvennogo sektora dlya resheniya problemy dostupnosti doshkol'nogo obrazovaniya [About Using the Private Sector's Possibilities to Solve the Problem of Availability of Preschool Education]. Voprosygosudarstvennogo imunitsipal'nogo upravleniya [Public Administration Issues], 2012, no. 4, pp. 169-176.

5. Gosudarstvennyi doklad o polozhenii detei i semei, imeyushchikh de-tei, v Rossiiskoi Federatsii v 2013 g. [State Report on the Situation of Children and Families with Children in the Russian Federation in 2013]. Available at: http://www.rosmintrud.ru/.../Doklad_o_polozhenii_detej_za_2013_god.doc

6. Detskie doshkol'nye uchrezhdeniya v Vologodskoi oblasti v 2004—2008 godakh : stat. sb. [Preschool Institutions in the Vologda Oblast in 2004—2008 : Statistics Digest]. Vologdastat [Territorial Body of the Federal State Statistic Service in the Vologda Oblast]. Vologda, 2009. 42 p.

7. Doshkol'nye obrazovatel'nye organizatsii Vologodskoi oblasti v 2010 — 2014 godakh : stat. sb. [Preschool Institutions in the Vologda Oblast in 2010—2014 : Statistics Digest]. Vologdastat [Territorial Body of the Federal State Statistic Service in the Vologda Oblast]. Vologda, 2015. 63 p.

8. Zhilishchnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii : Federal'nyi zakon ot 29.12.2004 g. № 188-FZ [Housing Code of the Russian Federation : Federal Law of December 29, 2004 No. 188-FZ]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus].

9. Shabunova A.A., Kalashnikov K.N., Morev M.V, Kalachikova O.N., Kondakova N.A. Zdorov'e i zdravookhranenie: ucheb.posobie [Health and Health Care : Textbook]. Vologda: ISERT RAN, 2014. 154 p.

10. Izmeneniya v otraslyakh sotsial'noi sfery, napravlennye na povyshenie effektivnosti obrazovaniya i nauki : plan meropriyatii ("dorozhnaya karta"): utverzhden rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 30 dekabrya 2012 g. № 2620-r [Changes in the Social Sphere Aimed at Improving the Efficiency of Education and Science : the Action Plan (Road Map): Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2012 No. 2620-r]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus].

11. Informatsiya o vypolnenii plana meropriyatii ("dorozhnoi karty") za 1 polugodie 2014 goda [Information on the implementation of the Action Plan (Road Map) for the 1st Half of 2014]. Available at: http://depobr.gov35.ru/

12. Kalachikova O.N., Shabunova A.A. Reproduktivnoepovedenie kak faktor vosproiz-vodstva naseleniya: tendentsii iperspektivy : monografiya [Reproductive Behavior as a Factor in the Reproduction of Population: Trends and Prospects : Monograph]. Vologda : ISERT RAN, 2015. 172 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Markelov R. Sbory ushli v nulevku [Fees Went to Zero]. Available at: http://www.rg.ru/2015/05/05/detsad.html

14. Leonidova G.V. Doshkol'noe obrazovanie v Rossii: obespechennost' i dostupnost' [Pre-school Education in Russia: Security and Accessibility]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Territory's Development], Vologda: ISERT RAN, 2015, vol. 79, no. 5, pp. 7 - 20.

15. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii : Federal'nyi zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ [On Education in the Russian Federation : Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus].

16. Ob utverzhdenii plana meropriyatii («"orozhnoi karty") Izmeneniya, napravlennye na povyshenie effektivnosti obrazovaniya 2013—2018gody:postanovlenie Pravitel'stva Vologodskoi oblasti ot 25 fevralya 2013g. № 201: v red. postanovlenii Pravitel'stva Vologodskoi oblasti ot 25.04.2013 g. № 452, ot 05.08.2013 g. № 795) [On Approval of the Action Plan (Roadmap) Aimed at Improving the Efficiency of Education 2013-2018 : Vologda Oblast Government Decree of February 25, 2013 No. 201: in Ed. Decrees of the Vologda Oblast Government of April 25, 2013, No. 452, of August 5, 2013, No. 795]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus].

17. Ob utverzhdenii SanPiN 2.4.1. 31.47-13 Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k doshkol'nym gruppam, razmeshchennym v pomeshcheniyakh zhilogo fonda : postanovlenie Glavnogo sanitarnogo vracha Rossiiskoi Federatsii ot 19 dekabrya 2013 g. № 68: zaregistrirovano v Minyuste Rossii 03.02.2014 g. № 31209 [On Approval of SanPiN 2.4.1. 31.47-13 Sanitary and Epidemiological Requirements for Preschool Groups, Hosted in the Premises of the Housing Stock: Decree of the Chief Sanitary Doctor of the Russian Federation of December 19, 2013 No. 68: Registered in the Ministry of Justice of Russia of February 3, 2014, No. 31209]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus].

18. O nekommercheskikh organizatsiyakh : Federal'nyi zakon ot 12 yanvarya 1996 g. № 7-FZ [On Non-Profit Organizations : Federal Law of January, 12, 1996 No. 7]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus].

19. Ob organizatsii provedeniya konkursnogo otbora sub"ektov Rossiiskoi Federatsii, byudzhetam kotorykh v 2013 godu predostavlyayutsya subsidii iz federal'nogo byudzheta na gosudarstvennuyu podderzhku malogo i srednego predprinimatel'stva sub"ektami Rossiiskoi Federatsii: Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 24 aprelya 2013 g. № 220 [On Organization of the Conduct of Competitive Selection of RF Subjects, which Budgets in 2013 Get Subsidies from the Federal Budget for State Support of Small and Medium Entrepreneurship by Subjects of the Russian Federation: Order of the Ministry of Economic Development ofApril 24, 2013 No. 220]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus].

20. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu 4 dekabrya 2014 g. [Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly December 4, 2014]. Available at: http://kremlin.ru

21. Savinskaya O.B. Chastnyi detskii sad v Rossii: obydennye praktiki i perspektivy razvitiya [Private Kindergarten in Russia: Routine Practices and Development Prospects]. Sotsiologicheskieissledovaniya [Sociological Studies], 2014, no.11, pp. 83-90.

22. Seliverstova I.V. Dostupnost'doshkol'nogo obrazovaniya: vliyanie territorial'nogo faktora [Availability of Pre-School Education: Impact of Territorial Factor]. Available at: http://elochka28chap.ucoz.ru/publ/dostupnost_ doshkolnogo_obrazovanija/1-1-0-4 (accessed June 20, 2015).

23. Sistemy protivopozharnoi zashchity. Ogranichenie rasprostraneniya pozhara na ob"ektakh zashchity. Trebovaniya k ob"ektno-planirovochnym i konstruktivnym resheniyam : svod pravil SP 4.13130.2013 g. : utverzhden prikazom MChS Rossii ot 24 aprelya 2013 g. № 288 [Fire Protection System. Limiting the Spread of Fire on Protection Objects. Requirements of Object-Planning and Constructive Solutions : Set of Rules SR 4.13130.2013 : Approved by Order of the MES of Russia of April 24, 2013 No. 288]. Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus].

24. Shabunova A.A., Rossoshanskii A.I. Uroven' zhizni naseleniya kak indikator modernizatsionnykh protsessov [Level of Living of the Population as an Indicator of Modernization Processes]. Vmire nauchnykh otkrytii [In the World of Scientific Discoveries], 2013, no. 12, pp. 127-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.