Научная статья на тему 'Дошкольное образование как этап формирования человеческого капитала'

Дошкольное образование как этап формирования человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1412
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабунова А. А., Леонидова Г. В.

Развитие человеческого капитала является приоритетным направлением долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Дошкольное образование как первая ступень системы образования является одним из этапов формирования человеческого капитала. Целью статьи является исследование существующих проблем в дошкольном образовании, ограничивающих использование этого института в формировании человеческого капитала подрастающего поколения. Информационной основой исследования послужили данные государственной статистики; результаты социологического опроса родителей дошкольников, проведенного сотрудниками ФГБУН ВолНЦ РАН в детских садах города Вологды в мае-июне 2018 г. (№=733). В статье показано, что система дошкольного образования испытывала и продолжает испытывать существенную напряженность: численность воспитанников детских дошкольных организаций растет, а число заведений этой сферы снижается (по отношению к 1990 году почти в 2 раза). Наблюдается кадровый дефицит. Большинство воспитателей со средним специальным или высшим образованием, работающих в системе дошкольной сфере, не имеют профильного образования. Материально-техническое оснащение дошкольных организаций не отвечает представлениям родителей. Сделан вывод о влиянии проблем в дошкольном образовании на формирование человеческого капитала детского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабунова А. А., Леонидова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дошкольное образование как этап формирования человеческого капитала»

УДК 316.4

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА1

Шабунова А.А., Леонидова Г.В., 2018 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Вологодский научный центр

Российской академии наук, директор, доктор экономических наук, доцент, Вологда Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Вологодский научный центр Российской академии наук, ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент,

Вологда

Аннотация: развитие человеческого капитала является приоритетным направлением долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Дошкольное образование как первая ступень системы образования является одним из этапов формирования человеческого капитала. Целью статьи является исследование существующих проблем в дошкольном образовании, ограничивающих использование этого института в формировании человеческого капитала подрастающего поколения.

Информационной основой исследования послужили данные государственной статистики; результаты социологического опроса родителей дошкольников, проведенного сотрудниками ФГБУН ВолНЦ РАН в детских садах города Вологды в мае-июне 2018 г. (№=733).

В статье показано, что система дошкольного образования испытывала и продолжает испытывать существенную напряженность: численность воспитанников детских дошкольных организаций растет, а число заведений этой сферы снижается (по отношению к 1990 году почти в 2 раза). Наблюдается кадровый дефицит. Большинство воспитателей со средним специальным или высшим образованием, работающих в системе дошкольной сфере, не имеют профильного образования. Материально-техническое оснащение дошкольных организаций не отвечает представлениям родителей.

Сделан вывод о влиянии проблем в дошкольном образовании на формирование человеческого капитала детского населения.

Ключевые слова: человеческий капитал, дошкольное образование, доступность, обеспеченность, кадровый дефицит

PRE-SCHOOL EDUCATION AS A STAGE OF HUMAN CAPITAL FORMATION

Shabunova A. A., Leonidova G. V., 2018 Federal state budgetary institution of science Vologda scientific center of the Russian Academy of Sciences,

Director, doctor of economic Sciences, associate Professor, Vologda Federal state budgetary institution of science Vologda scientific center of the Russian Academy of Sciences, leading researcher, candidate of economic Sciences, associate Professor, Vologda

Annotation: human potential development is a priority direction of long-term social and economic development of the Russian Federation. Pre-school education as the first stage of the education system is one of the stages of human capital formation. The purpose of the article is to study the existing problems in preschool education, limiting the use of this institution in the formation of human capital of the younger generation.

Information basis of the study consists of the data of the state statistics; the results of a poll of parents of preschool children of the city of Vologda in May and June, 2018 (N=733).

The article shows that the system of pre-school education has experienced and continues to experience significant tension: the number of pupils of pre-school organizations is growing, and the number of institutions in this area is reduced (by 1990 almost 2 times). There is a shortage of personnel, most

Исследование выполнено при поддержке гранта № 18-011-01039 «Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества»

teachers and specialists working in the system of preschool education, have secondary special or higher, but not specialized education. Material and technical equipment of the educational process in preschool institutions causes complaints of parents.

The conclusion is made about the influence of problems in preschool education on the formation of human capital of the children's population.

Keywords: human capital, preschool education, accessibility, security, infrastructure shift, personnel

deficit

Введение

Мировая экономика преподносит системам образования стран все новые вызовы. Во-первых, это быстрая смена технологий, в результате чего постоянное овладение знаниями становится необходимым условием сохранения конкурентоспособности работников на рынках труда. Во-вторых, происходит усиление конкурентной борьбы в глобальном масштабе за высококвалифицированную рабочую силу и «умные» деньги (инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии, компетенции), резкое повысилась мобильность этих факторов.

Система образования в Российской Федерации также вынуждена реагировать на эти вызовы, не смотря на то, что уровень образования россиян является одним из самых высоких в мире. По охвату образованием населения в возрасте от 5 до 29 лет (97,6%) Россия входит в число мировых лидеров (табл. 1).

Таблица 1. Охват образованием населения в возрасте 5 - 29 лет по странам: 2016 г., %

Страны Охват образованием населения в возрасте:

2013 г. 2016 г. 2013 г. 2016 г. 2013 г. 2016 г.

5 - 14 лет 15 - 19 лет 20 - 29 лет

Россия 95,2 97,6 86,9 87,4 19,2 18,1

Великобритания 98,0 98,4 78,4 84,3 19,4 20,9

Германия 99,4 98,9 89,7 88,4 33,1 34,2

Италия 98,6 97,8 80,8 83,9 21,4 21,8

Канада 98,9 100 82,2 72,2 26,1 22,4

Республика Корея 98,8 98,4 86,8 86,4 30,9 30,9

США 97,3 98,0 80,9 81,5 27,3 24,9

Франция 99,1 99,1 83,6 85,2 20,9 21,0

Швеция 99,0 98,5 85,6 86,3 36,4 34,8

Япония 100 100 58,8

Примечание: по зарубежным странам - данные за 2015 г. или ближайшие годы.

Источник: Образование в цифрах: 2014: краткий стат. сборник. Москва :Нац.исслед.ун-т «Высшая школа экономики», 2014. 80 с.; Образование в цифрах: 2018: краткий стат. сборник / Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. 80 с

Рефлексия систем образования на новые вызовы обусловлена тем, что современное развитие стран требует значительного усиления роли человеческого фактора во всех областях развития экономики и общества. Вклад отраслей, которые «строятся на инновациях, базирующихся ... на человеческом капитале с высоким уровнем образовательных инвестиций» [1] с каждым годом увеличивается во всех странах мира. Поэтому успешность стран все в большей степени зависит от готовности и способности воспроизводить для усложняющейся экономики необходимые, обладающие современными компетенциями, социально-профессиональные слои населения [2]. Не случайно приоритетным направлением долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в Концепции-2020 названо именно развитие человеческого потенциала, включающее системные преобразования, «направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы» [3].

Дошкольное образование, получившее в Законе «Об образовании» [4] 2012 года статус первой обязательной ступени образовательного процесса, является одновременно одним из первых этапов формирования человеческого капитала будущих работников. В условиях растущей глобализации, технологизации и информатизации общества, изменения социальных контекстов этот институт детства также трансформируется и модернизируется. Изменения проявляются в смене программ

обучения (вместо типовой применяются вариативные программы), в разнообразии типов и видов дошкольных образовательных организаций, в развитии негосударственного сектора, во внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в широком использовании информационно-коммуникационных технологий, в расширении социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями и т.д.), в диверсификации спектра дополнительных образовательных услуг, в развитии механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг и т.д. Однако модернизация этой важной сферы человеческого развития происходит не так быстро. Исследование существующих проблем в дошкольном образовании, ограничивающих использование этого института в формировании человеческого капитала подрастающего поколения, и является целью данной статьи.

Формирование человеческого капитала начинается с рождения человека и продолжается в течение всей жизни (рис. 1) [5]. Первую жизненную фазу формирования человеческого капитала составляет развитие в дошкольном возрасте. В этот период идет не только физическое развитие (формирование костно-мышечной системы, биохимических механизмов, всех подсистем организма как основы здоровья и силы), но и осваиваются основы культуры и норм общения (язык, речь, основные жизненные принципы поведения и общения), формируются чувственный мир, психомоторные реакции и устойчивость нервной системы, интеллектуальные качества.

Годы жизни До 7 лет От 7 до 1718 лет От 17-18 до 2025 лет От 17 лет до пенсионного возраста От пенсионного возраста и старше

Вид деятельности Воспитание, развитие Общее образование Профессиональн ое образование Трудовая деятельность Пенсионный период

Виды формируемого ЧК Культурно-нравственные начала, интеллектуальное развитие Трудовые и профессиональные навыки, интеллектуальное развитие и предпринимательский потенциал Передача опыта младшему поколению

Источники инвестиций Расходы семьи и забота родителей (родственников)

Бюджетные инвестиции государства

Собственный труд и усилия

Инвестиции фирмы, затраты на рабочую силу, повышение квалификации

Рисунок 1. Модель воспроизводства человеческого капитала

Источник: составлено по: [5].

Кроме того, считается общепризнанным, что детство, как социокультурный феномен, кристаллизует в себе общественный опыт и развивается поступательно вместе с развитием общества [6]. Полную ответственность за воспитание детей и их нормальное развитие несут родители. Государство, а сегодня еще и негосударственные структуры, оказывают содействие воспитанию детей через сеть яслей и дошкольных образовательных организаций. В этот период (до 7 лет) основными инвестициями в формирование человеческого капитала являются бюджет семьи и государственные расходы.

Концептуальная модель формирования человеческого капитала свидетельствует о том, что у его истоков стоит воспитание, образование, знания, закладываемые именно в детстве. Согласно классической теории человеческого капитала [7], знания, умения и навыки, то, что непосредственным образом составляет суть интеллектуальных свойств личности, приносят в будущем человеку доход. Поэтому так важно в этом периоде не только использовать имеющиеся возможности для развития детей, но и создавать такие условия, при которых это развитие будет наиболее эффективным. О важности детства в формировании человеческого капитала очень хорошо сказано в книге М. Ибуки2 «После трех уже поздно». В ней автор, на основе данных исследования физиологии мозга и детской психологии, делает вывод, что ключом «к развитию умственных способностей ребенка» является «его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. в период развития мозговых клеток» [8]. Нам представляется, что в возрасте до трех лет ребенок при

2 М. Ибука - крупнейший японский предприниматель, основатель и бывший Президент фирмы «SONY», президентяпонской ассоциации раннего развития детей, директор организации «Обучение талантов».

правильном воспитании получает правильную мотивации к интеллектуальному, нравственному и духовному обогащению. А задачей последующих институтов развития (будь то детсад, школа или университет) является удовлетворение, поддержание и стимулирование этой мотивации.

Методологические подходы к анализу сферы дошкольного образования базируются на теории человеческого капитала. В качестве информационной базы были использованы материалы социологического опроса ФГБУН ВолНЦ РАН, проведенного среди родителей дошкольников города Вологды в 2018 г. Исследование проводилось в форме раздаточного анкетирования по месту обучения детей респондентов. Для анализа сферы образования и вопросов развития дошкольного сегмента, были использованы данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориального органа - Вологдастата.

Основная часть

Развитие современных дошкольников происходит в изменившихся социально-экономических условиях. Изменения в сфере образования связаны, прежде всего, с усилением внимания к проблемам дошкольного образования. В последние годы принят ряд законодательных актов, обязывающих:

- ликвидировать очередность в детские сады для детей от 3 до 7 лет (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»);

- создать условия для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение к 2021 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет (Указ Президента РФ №204 от 7 мая 2018 года);

- увеличить размеры оплаты труда педагогам дошкольных организаций до 100% от средней зарплаты в общем образовании (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).

В 2012 г. доступ к бюджетному финансированию в форме субсидии впервые был разрешен частному бизнесу, реализующему основные образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

В 2016 г. приказом по Министерству образования и науки РФ был установлен профессиональный праздник - День воспитателя и всех дошкольных работников (27 сентября).

В 2017 году Указом Президента РФ № 240 период с 2018 по 2027 годы был объявлен Десятилетием детства. Перечень мероприятий, приуроченных к Десятилетию детства, включает проработку вопросов и подготовку предложений по развитию инфраструктуры дошкольного образования; повышению его доступности; определению содержания услуги по присмотру и уходу за детьми; установлению требований к специалистам по присмотру и уходу за детьми и организациям, осуществляющим их обучение; механизмам оценки готовности рынка оказывать такого рода услуги, стоимости данных услуг, затратах на формирование соответствующей инфраструктуры и т.д. [9]

Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является гарантирование доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. Вместе с тем, образовательные реформы, перманентно протекающие в России с 2000 г., затронули, так или иначе, и систему дошкольного образования. В первую очередь это касается достижения 100%-ной доступности дошкольного образования для всех возрастов без исключения. В 2016 году детский сад посещали 66,5% детей в возрасте 1-6 лет, тогда как в десять лет назад этот показатель составлял 59,3%. Показатель охвата при этом заметно варьируется в территориальном плане: от 92% (Чукотский автономный округ) до 21,3% (Республика Ингушетия), что связано с особенностями социально-экономического и социокультурного развития этих регионов. Для обеспечения детей доступным дошкольным образованием основные усилия планируется направить на создание дополнительных мест в уже созданных дошкольных образовательных организациях, развитие альтернативных форм дошкольного образования (частные детские сады) и сети центров консультационной помощи родителям дошкольников, а также семейных дошкольных групп, дошкольных групп при вузах и предприятиях [10].

Новые вызовы дошкольному образованию связаны и с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО). Это касается готовности детских садов к развитию предметно-пространственной среды, повышению квалификации и профессиональной переподготовки кадрового состава, охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия и усилению роли родительского актива в образовательном и управленческом процессе [10].

Вопрос о готовности дошкольного образования к работе в соответствии со стандартами стоит достаточно остро. Согласно исследованию НИУ ВШЭ, в 2016 году более четверти (25%) россиян, которые водят своих детей в детские сады отметили, что внедрение ФГОС ДО не привело к каким-либо существенным изменениям. Еще 33% считают, что эти изменения сводятся лишь к количественному увеличению образовательных программ [11].

Вместе с тем, в дошкольном образовании постепенно меняются условия хозяйствования: в 2014 году в Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ внесены существенные изменения, расширяющие экономическую самостоятельность и ответственность бюджетных учреждений, стимулирующий их к привлечению внебюджетных средств, внедрен механизм нормативно-подушевого финансирования [12].

Одним из важнейших вызовов, стоящих перед современной системой образования, является кадровая проблема. Данные таблицы 2 показывают, что наибольший прирост в структуре педагогического состава работников ДОО, имеют такие специалисты как логопеды (113% к 2014 г.), дефектологи (113%), психологи (111%) и инструкторы по физической культуре (109%). Практика показывает, что большинство воспитателей и специалистов, работающих в системе дошкольного образования, имеют среднее специальное или высшее, но не профильное образование [13]. Так, среди когорты воспитателей дошкольного образования 54% работников имеют высшее образование, из них только половина (52%) - педагогическое. Практически такая же картина наблюдается и среди персонала, имеющего среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена (45 и 43% соответственно; данные за 2017 г.).

Таблица 2. Динамика кадрового состава организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми

Кадры Год 2017 г к 2014 г., %

2014 2015 2016 2017

Педагогические работники - всего, тыс. чел. 630,3 642,8 656,2 662,7 105,1

из них:

воспитатели (включая старших воспитателей) 510,9 521,4 530,1 533,8 104,2

музыкальные руководители 43,3 44,0 44,5 44,4 102,5

инструкторы по физической культуре 20,3 20,8 21,7 22,2 109,4

учителя-логопеды 27,4 28,2 29,5 30,9 112,8

учителя-дефектологи 4,5 4,5 4,8 5,1 113,3

педагоги-психологи 14,4 14,7 15,4 16,0 111,1

Источник: Интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики.

Молодые кадры с неохотой идут работать воспитателями. Данные государственной статистики по Вологодской области показывают, что среди педагогов соответствующих организаций только 5% в возрасте до 25 лет [14]. Как следствие, снижается кадровая обеспеченность детских садов: если в 2000 г. в городе Вологде на 100 дошкольников приходилось 14 воспитателей, то в 2017 г. - в 1,5 раза меньше (табл.3). Это приводит к тому, что воспитатели вынуждены работать на группе не в одну, а в две смены, в результате чего повышается трудовая нагрузка на эту категорию профессионалов.

Таблица 3. Обеспеченность педагогическими кадрами дошкольных образовательных учреждений (на 100 детей приходится воспитателей)

Территория Год 2017 к 2000 г., +/-

2000 2005 2010 2015 2016 2017

г. Вологда 14,2 13,7 11,3 9,7 9,6 9,4 -4,8

Вологодская область 14,7 14,9 11,9 9,9 9,8 9,7 -5,0

Источник: Дошкольные образовательные организации Вологодской области в 2013-2017 годах / Вологдастат, 2018. 61 с.

Кадровые проблемы прямо связаны с уровнем оплаты труда персонала дошкольных образовательных организаций. Согласно статистическим данным, средний уровень заработной платы воспитателей в государственных детских садах увеличился в 2017 году на 24% относительно 2013 года, что составляет 95% от средней заработной платы в сфере общего образования (табл. 3). При этом отношение средней заработной платы педработников дошкольных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования Центрального федерального округа даже снизилось по сравнению с 2013 г. (с 80 до 75%).

Таблица 3. Динамика средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в организациях государственной и муниципальной форм собственности

Территория Средняя заработная плата педработников ДОО Отношение средней заработной платы педработников ДОО к средней заработной плате в сфере общего образования

2013 2014 2015 2016 2017 2013 2014 2015 2016 2017

Российская Федерация 23363 25 592 26553 32291 29027 94,9 94,3 94,4 94,4 94,6

Федеральные округа

Центральный 25523 25 830 27244 35587 30689 80,2 74,1 74,6 74,9 75,1

Северо-Западный 28013 31 643 32833 34292 37839 99,3 101,0 101,2 102,3 103,7

Южный 19077 20 907 22284 24362 23848 99,7 98,1 101,9 98,0 100,5

Северо-Кавказский 16158 17 412 17800 22180 19688 101,9 101,5 100,1 101,3 104,8

Приволжский федеральный округ 19282 21 925 22488 23146 24138 100,5 104,4 103,1 102,8 102,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уральский 28593 31 360 32760 32133 34827 93,9 96,5 97,8 98,1 98,4

Сибирский 20793 24 051 24904 31735 26163 97,0 101,9 102,5 101,3 101,0

Дальневосточный 32376 36 529 38130 40631 41083 96,6 99,7 99,9 99,9 101,0

Источник: Интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики.

Представленные данные свидетельствуют, что условий для воспроизводства кадров в сфере дошкольного образования, которые должны способствовать сохранению преемственности поколений, недостаточно.

Вызовом с точки зрения и доступности и качества образования являются инфраструктурные сдвиги, которые в дошкольном сегменте образования [15] заключаются в:

• уменьшении количества дошкольных организаций на фоне роста численности воспитанников;

• преобладании государственных форм организации дошкольного образования;

• увеличении износа инфраструктуры.

Уменьшение количества дошкольных организаций происходит на фоне роста численности воспитанников (рис. 1). За период с 1990 г. по 2016 г. число детских садов в России сократилось почти в два раза (с 88 до 49 тыс. единиц). Это произошло, на фоне спада рождаемости, в основном, за счет ликвидации садов и передачи помещений либо под начальные классы школ либо коммерческим структурам. В 90-е годы отток детей из дошкольных учреждений был связан еще и с финансовыми проблемами (кто-то не мог оплачивать услуги, а кто-то нанимал нянь) [16, с. 18].

Этот вызов наиболее остро проявил себя в конце 2000-х г., когда детей рожало достаточно многочисленное поколение 1978 - 1982 гг. и произошло увеличение рождаемости, возник повышенный спрос на услуги дошкольных учреждений. Образовались очереди, поскольку количество детских садов в стране не позволяло в полной мере удовлетворить потребности населения, а их наполняемость часто превышала допустимые нормы.

Преобладание государственных форм организации дошкольного образования является основным отличием отечественного дошкольного образования. В настоящее время в РФ насчитывается около 50 тыс. государственных детских садов и только 1200 частных. Ещё почти 600 садов зарегистрированы как некоммерческие организации [17]. Доля негосударственных детских садов составляет всего 1,3% в общей численности детских садов. В таких странах как Франция или Финляндия, где достаточно хорошо развита система дошкольного образования, негосударственный сектор составляет порядка 3 - 5%.

1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рисунок 1. Динамика количества дошкольных образовательных организаций (тыс. ед.) и численности их воспитанников (тыс. чел.) в РФ Источник: Интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики.

Инфраструктурный сдвиг связан еще и с региональной дифференциацией. Более 60% всех частных садов сосредоточены в 8 субъектах РФ, лидерами среди которых являются г.

Москва, а также Самарская и Омская области. Согласно целевым показателям «дорожной карты» (план мероприятий) «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», подготовленной Агентством стратегических инициатив России, поставлена задача обеспечения услугами негосударственных образовательных организаций дошкольного образования в возрасте от 1 года до 7 лет: к 2016 г. 8% детей, к 2018 г - 15%.

В настоящее время выбор родителями частных детских учреждений присмотра и ухода связан с тем, что государственный сектор обеспечивает местами только с 3-летнего возраста. Кроме того, родители отмечали, что в условиях малого количества детей в частных организациях дошкольного образования легче адаптироваться ребенку двухлетнего возраста: «Был ещё маленький для сада», «Маленький возраст для муниципального детского сада3».

Сегодня с младшей возрастной группой работают именно негосударственные (частные) организации4. На примере исследования в г. Вологде видно, что частные детские сады родители выбирали в 15% случаях. Явное доминирование сектора государственных (муниципальных) услуг, реализуемых государственными или муниципальными учреждениями, показывает, что они пока не испытывают конкуренции со стороны негосударственного сектора. С другой стороны, общество в целом и родительская общественность в частности, не доверяют качеству образования в частном сегменте (только 12% родителей считают услуги в частном секторе дошкольного образования более качественными, чем в государственном, и всего 5% говорит о высоком профессионализме кадрового состава таких учреждений).

Масштабы распространения альтернативных форм дошкольного образования в Вологде по сравнению с другими городами все же можно назвать заметными (даже несмотря на то, что обращение к услугам этого сектора отметили 15% респондентов). Например, в ходе исследовательского проекта «Таганрог-2» (2013 г.) не было выявлено ни одного домохозяйства, в составе которого есть дети, посещающие частные детские сады [12]. В то же время этот сектор необходимо развивать. Согласно Дорожной карте «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденной распоряжением

3 Курсивом помечены ответы респондентов на открытые вопросы.

4 В данном случае это как лицензированные негосударственные дошкольные организации, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие услуги по присмотру и уходу за детьми без лицензии на образовательную деятельность.

Правительства РФ в 2016 г. (№ 1144-р от 08.06.2016 г.) планируется увеличить долю негосударственного сектора в дошкольном образовании РФ в 2 - 2,5 раза (~ с 1,8 до 10%).

Такой фактор инфраструктурного сдвига дошкольного сектора как износ материально-технической базы дошкольных организаций, с одной стороны, вроде бы и не проявляет себя так остро, как это было лет десять назад. Однако статистические данные свидетельствуют, что темпы решения этой проблемы не высоки (табл. 4). Так, доля организаций, находящихся в аварийном состоянии, составляла в 2017 г. 0,3%, как и в 2014 г.

Таблица 4. Показатели материально-технической оснащенности дошкольных образовательных организаций (на конец года)

Показатели МТБ 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

всего % всего % всего % всего %

Число организаций, имеющих:

все виды благоустройства 40122 91,1 38568 90,5 37278 89,0 34314 92,1

музыкальный зал 32027 72,7 31367 73,6 30906 73,8 29890 78,8

физкультурный зал 18040 41,0 17867 41,9 17871 42,7 17680 46,6

закрытый плавательный бассейн 3474 7,9 3539 8,3 3571 8,5 3665 9,7

зимний сад 2730 6,2 2693 6,3 2583 6,2 2751 7,3

Число организаций, требующих капитального ремонта 3791 8,6 3552 8,3 3212 7,7 2739 7,3

Число организаций, находящихся в аварийном 127 0,3 150 0,4 111 0,3 95 0,3

состоянии

Источник: Интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики.

По мнению родителей, именно материальное состояние детских садов требует скорейших изменений (52%). На втором месте по степени актуальности находится качество питания (14%). Кроме того, родители считают необходимым изменение механизмов привлечения их пожертвований на нужды детского сада (9%). А вот низкие показатели наличия в структуре детского учреждения таких помещений как бассейн (10% организации) или просто физкультурный зал (47%) дают основание говорить о низкой доступности услуг в плане гармоничного развития детей.

Важным показателем работы детских садов, а также позитивным фактором для формирования человеческого капитала, является психологическая атмосфера в организации. О самочувствии ребенка можно судить по результатам оценок родителей. Согласно опросу в г. Вологде, большинство воспитанников дошкольных организаций города с удовольствием посещают детские сады (90%), что свидетельствует о должном качестве предоставляемых образовательных услуг в дошкольном образовании и благополучном микроклимате в этих организациях. В то же время 10% указали на то, что при посещении сада их ребенок нервничает, что требует большей концентрации внимания к этой группе детей. При этом характерно, что основными причинами нежелания ребенка посещать детский сад, по мнению родителей, являются не внешние причины, связанные с отношением воспитателей, а психологические особенности ребенка (замкнутость, сильная привязанность к родителям, некоммуникабельность) - 50,0%; а также издержки периода адаптации (ребенок посещает детский сад недавно) - 24,4%. Некомфортный психологический климат (отсутствие атмосферы взаимного доверия и уважения, открытого и благожелательного общения между детьми в группе), негативное отношении к ребенку со стороны воспитателей, неудобный режим работы детского сада отмечают немногие родители (не более 11%).

Родители отмечают положительные изменения, которые произошли с вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Прежде всего, они заметили расширение спектра образовательных услуг (35%). Этот фактор положительно влияет на накопление знаний и навыков детей и способствует формированию их индивидуального человеческого капитала. Судя по результатам опроса в Вологде, расширение спектра дополнительных образовательных услуг является одной из насущных потребностей родительского сообщества («Побольше творческих занятий, выполняемых самими детьми, а не родителями...», «Больше бесплатных кружков.»)[19]. Аналогичные тренды общественного мнения характерны и для общероссийской выборки. Согласно исследованиям НИУ ВШЭ, население отмечает, что с введением ФГОС ДО появляются новые образовательные программы (33%), улучшаются условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями (28%) [11].

Согласно данным исследований НИУ ВШЭ дополнительные занятия в детских садах посещает примерно 45% маленьких россиян [18].

Заключение

Таким образом, в сегменте дошкольного образования в условиях возрастающей конкуренции за высокое качество человеческого капитала как одном из современных вызовов системам образования стран наблюдаются как положительные, так и негативные тенденции. Положительные изменения, как правило, являются результатом внимания государства к проблемам этой сферы, ответственной за формирование человеческого капитала:

- рост охвата детей дошкольными образовательными услугами в возрасте 1-6 лет (в 2016 г. -66,5% % (в 2006 г. - 59,3%);

- развитие спектра дополнительных образовательных услуг в сфере дошкольного образования;

- увеличение размеров оплаты труда педагогам дошкольных организаций до 100% от средней зарплаты в общем образовании;

- развитие разных типов и видов дошкольных учреждений;

- начиная с 2012 г. доступ к бюджетному финансированию в форме субсидии разрешен частному бизнесу, реализующему основные образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Среди нерешенных проблем:

- низкий уровень материально-технического оснащения образовательного процесса (в ряде субъектов Российской Федерации в 2016 году капитального ремонта требовали от трети до половины дошкольных образовательных организаций [20]);

- недостаточная включенность данной сферы в информационно-коммуникативное пространство системы образования;

- недостаток доверия населения к частным детским садам;

- кадровый дефицит и т.п.

В дошкольном образовании как одном из важнейших социоформирующих институтов с особой отчетливостью проявляются различные эффекты социализации. Именно с дошкольного этапа начинается поступательное накопление таких качеств как общая культура, физические, интеллектуальные, нравственные характеристики, которые становятся предпосылками формирования будущего человеческого капитала человека [21]. Поэтому важно как можно эффективнее решать проблемы этой сферы образования.

Список литературы

1. Красноярский экономический форум: выступление Ярослава Кузьминова URL: https://www.hse.ru/news/community/177503621.html.

2. Соколова, Г. Н. Модернизация как технологический и социальный феномен: Беларусь-Россия / Г. Н. Соколова // Социс. - 2012. - № 5. - С. 3-12.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: утв. расп. Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р. URL: http://government.ru/info/6217/.

4. «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/.

5. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование / Смирнов В.Т., Сошников И.В., Романчин В.И., Скоблякова И.В.; под ред. д.э.н., проф. В.Т. Смирнова. Орел: ОрелГТУ, 2005. 513 с.

6. Попова О. А. Дошкольное образование в рамках концепта развития человеческого потенциала. URL: http://www.opencu.ru/page/doshobr.

7. Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / сост. Капелюшников. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. 672 с.

8. Ибука М. После трех уже поздно / М.Ибука; [пер. с англ. Н. Перовой]. М.: Альпина нон-фикшн, 2011. 224 с.

9. Проект Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/143 (дата обращения: 04.07.2018).

10.Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2016 году URL: http://government.ru/news/27956/ (дата обращения: 02.07.2018).

11. Мотивации, поведение и стратегии родителей воспитанников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, на рынке дошкольного образования. Информационный бюллетень. - М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2017.

12.Александрова O.A., Ненахова Ю.С. Дошкольное образование в типичном российском городе // Социологический альманах. Выпуск 6. Мн.: Беларуская навука 2015. С.323-336.

13.Шарагулова К. М. Актуальные кадровые риски в дошкольном образовании // Молодой ученый. 2014.№8. С. 901-903. URL https://moluch.ru/archive/67/l 1217/ (дата обращения: 30.08.2018).

14.Дошкольные образовательные организации Вологодской области в 2013-2017 годах / Вологдастат, 2018. 61 с.

15.Каракчиева И. Реформа школьной системы образования (отечественный и зарубежный опыт): бюлл. о сфере образования. Аналитический центр при Правительстве РФ. 2016 г. № 10. 36 с.

16.Никитина С. В. Еще раз о качестве дошкольного образования // Дошкольная педагогика. 2013. С. 18-20.

17.В России появится сертификат дошкольника, который позволит родителям отдать ребенка в частный детский сад за счет государства. URL: http://www.asi.ru/news/25079/?sphrase_id=784289

18.Мониторинг экономики образования. - Вып. 8(34). - 2017. - 4 с.

19.Государственное дошкольное образование в оценках родительской общественности / Г.В. Леонидова, М.А. Головчин, Т.С. Соловьева // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. - 2018. - №2. - С. 132-139. DOI: 10.25634/MIRBIS.2018.2.19

20.Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Доступность качественного дошкольного образования в России // Народное образование. - 2018. - №1-2. - С. 7-13.

21. Устинова К.А., Губанова Е.С., Леонидова Г.В. Человеческий капитал в инновационной экономике. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015.

УДК 373.24

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ КАЗАЧЕСТВА ЮЖНОГО УРАЛА

Муратова А.А., Катрычева Е.А., 2018 Оренбургский государственный педагогический университет, дог^ент кафедры дошкольного, коррещионного, дополнительного образования и проблем воспитания, г.Оренбург МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №199», воспитатель, г. Оренбург

Аннотация: в статье раскрываются особенности развития в дошкольном возрасте гражданской идентичности на основе региональных самобытных этнических традиций оренбургского казачества, обладающих богатым духовно-нравственным потенциалом. Воспитание юного гражданина рассматривается во взаимодействии детского сада с семьей и социумом в рамках части образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений. Педагогическим средством развития гражданской идентичности дошкольников авторы определяют проектную деятельность.

Ключевые слова: гражданская идентичность, гражданин, дошкольный возраст, дошкольник, традиции, казачество, Южный Урал, парциальная программа, детско-взрослый проект, занятие.

DEVELOPMENT OF CIVIL IDENTITY OF THE PRESCHOOL CHILD ON THE BASIS OF TRADITIONS OF THE COSSACKS OF SOUTH URAL

Muratova A.A., Katrycheva E.A., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.