______ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ^ ^
НЕДОСТАТКИ И ПРОБЛЕМАТИКА СЛОЖИВШЕЙСЯ В РОССИИ НОРМАТИВНОПРАВОВОЙ БАЗЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИНДИЦИРОВАННОГО КРЕДИТОВАНИЯ
А.С. Сологубов,
аспирант кафедры банковского дела Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва), ведущий специалист департамента материально-технического
обеспечения, ОАО «УКЕПК» [email protected]
В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования синдицированного кредитования в Российской Федерации. Отмечаются проблемы и сложности его внедрения в практику работы банковского сектора. Определены пути совершенствования правовой базы синдицированного кредитования.
Ключевые слова: синдицированный кредит, законодательная база, кредитные риски.
УДК 336.77.01 ББК 65.26
В последнее время определенно наметилась тенденция явного несоответствия между потребностями в кредитовании и возможностями кредитных организаций изыскать крупные кредитные средства и обеспечить достаточный уровень рисковой безопасности их невозвращения. Следует учитывать, что степень изношенности основных фондов в промышленности, на транспорте, а также в отраслях, обеспечивающих социальную инфраструктуру, достигает 70-80%.
Хотя удельный вес банковских кредитов в структуре инвестиций в основной капитал предприятий в последние годы увеличился, его уровень остается невысоким, так как инвестиционные возможности коммерческих банков существенно ограничены наметившейся тенденцией отставания капитализации банковского сектора от роста объема его операций, что ведет к снижению достаточности капитала банков.
В условиях несоответствия структуры реального и банковского секторов экономики, когда активы крупнейших российских предприятий значительно превосходят активы большинства банков, предоставление синдицированных кредитов становится одним из самых привлекательных способов кредитования.
Вместе с тем в российской законодательной и нормативной базе отсутствуют отдельные документы, которые бы регулировали синдицированное кредитование. Трудность состоит в том, что в большинстве законодательных актов, таких, например, как Гражданский кодекс, синдикации упоминаются косвенно и для их проведения установлены лишь общие правила. При этом документы Банка России, регулирующие синдицированное кредитование, не соответствуют стандартам, которые применяют иностранные организаторы. Кроме того, на рынке практически отсутствуют наработанные судебные прецеденты. Целью статьи является анализ существующих проблем правового регулирования синдицированного кредитования и поиск путей их решения.
Общая проблема недостаточной капитализации большинства банков не позволяет удовлетворить требования заемщиков в получении крупных сумм кредитов и снять крупные кредитные риски. И даже если уровень капитализации банка позволяет провести кредитование определенного проекта, в отдельных случаях ему выгоднее распределить риск с другими кредиторами, особенно при долгосрочном кредитовании. В связи с этим актуальным становится привлечение синдицированного кредитования. Опыт зарубежных стран, где почти 80% крупных инвестиционных или инновационных проектов финансируются на синдицированной основе, подтверждает, что такое кредитование является одним из существенных факторов роста инвестиций в основной капитал предприятий. Следовательно, его дальнейшее развитие позволит банкам расширить инструментарий их активных операций и оптимизировать управление рисками, что в свою очередь усилит их функциональную роль в экономике и создаст условия укрепления финансовой устойчивости.
Обратимся к имеющейся литературе.
А. Сапункова отождествляет определение «синдицированный кредит» и «синдицированное кредитование», рассматривая его как деятельность, профессионально и постоянно осущест-
вляемую кредитной или финансовой организацией для участия в предоставлении синдицированных кредитов [1].
Соглашаясь с А. Бояренковым, можем подчеркнуть, что основным преимуществом синдицированного кредита по сравнению с другими формами банковского кредитования становится возможность привлечения заемщиком крупных сумм средств при уменьшении затрат и времени на оформление; диверсификация рисков кредиторов, которые получают возможность предоставить кредит на сумму, превышающую лимиты кредитных рисков на одного заемщика [5].
В. Дерябина указывает, что синдицированное кредитование должно базироваться на принципах, среди которых [7]:
общая ответственность кредиторов перед заемщиком, а заемщика — перед всеми кредиторами одновременно;
равные права кредиторов, то есть ни один из банков не имеет преимуществ по взысканию долга, а все средства, которые перечисляются для погашения суммы кредита, делятся между ними пропорционально предоставленной каждым сумме;
Главное преимущество применения такого кредита для банковских учреждений будет заключаться в снижении рисков, для самих предприятий — в возможности получения дополнительных финансовых ресурсов.
Таким образом, для того чтобы предприятия смогли привлекать синдицированное кредитование для собственного инновационного развития, необходимо:
• пересмотреть политику бюджетного субсидирования предприятий;
• инициировать стандартизации всей документации синдицированного финансирования;
• создать надлежащее правовое обеспечение функционирования рынка синдицированного финансирования и закрепить на законодательном уровне определения и виды синдицированных займов, этапы процедуры синдицирования, права и обязанности участников синдицированного договора, связанные с тем, что процедура синдицирования регулируется теми же нормативными правовыми нормами.
Этот банковский инструмент применяется, если заемщик требует больших сумм кредитов, а для одного банка нежелательна такая концентрация рисков кредитного портфеля.
При организации синдицированного кредитования заемщик выстраивает отношения с одним банком — организатором кредита. Банк-организатор гарантирует конфиденциальность информации об операциях.
Задача организатора заключается в подготовке информационного меморандума о заемщике, предложения другим банкам по участию в синдикации и переговорах с ними, подготовке и согласовании договора.
Банк-организатор должен быть одним из крупнейших кредиторов — это значит, что он уверен в надежности заемщика и является дополнительной гарантией для остальных участников синдиката.
После заключения кредитного соглашения банк-организатор, выступая в роли агента операции, аккумулирует средства банков — членов синдиката и передает их заемщику. Анало-
1 6 1
[1
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
гичным образом он распределяет процентные выплаты и основную сумму для возврата.
Срок организации синдицированного кредита, как правило, меньше срока организации облигационного займа. Банки-участники экономят на трансакционных издержках, связанных с выдачей кредита, доверяя проверку заемщика и работу над договором преимущественно организатору.
Основное целевое использование синдицированного кредита — это рефинансирование уже имеющейся задолженности, проектное финансирование, кредитование сделок по приобретению активов, выкуп активов с применением финансового рычага.
В случае необеспеченных кредитов риск кредитора напрямую связан с бизнесом заемщика. Они выдаются только высокорейтинговым компаниям, которые отвечают строгим требованиям надежности. Отдельный кредитор может выделить сравнительно небольшую сумму — его риск вроде невелик. Однако он выше, чем при выдаче той же суммы в виде обычного кредита.
По условиям любой синдикации заемщик возвращает средства каждому кредитору равными долями. Если заемщик вернул только 50% всей суммы, каждый из кредиторов получит 50% своей доли. Таким образом, индивидуальный риск кредитора напрямую связан с общим риском.
Выдавая заемщику свою небольшую часть, кредитор должен быть уверен, что тот сможет вернуть всю сумму.
В начале сотрудничества организатора и заемщика между ними, согласно мировой практике, подписывается предварительный договор — Term Sheet. Этот документ содержит важные для обеих сторон условия, на основании которых впоследствии будет заключен договор.
В Российской Федерации такой инструмент, как предварительный договор, к сожалению, практически не используется. Предприятия предпочитают не заключать протокола о намерениях, который не накладывает на стороны фактически никаких обязательств, а следовательно, и не имеет реальной силы.
После подписания Term Sheet банк-организатор начинает процесс синдицирования — создание группы кредиторов. После определения основных участников синдиката начинается активная работа над юридическим оформлением кредита.
В процессе организации операции возникают два комплекса правоотношений: один — между кредиторами, второй — между синдикатом и заемщиком. Они закрепляются в двух договорах. Основным является кредитный договор: участники синдиката заключают договор об участии, который определяет их отношения.
С точки зрения любого кредитора синдикация остается обычной кредитной операцией. Особенностью синдицированного кредитования для банка-организатора является необходимость привлечения банков-участников и согласования с ними второстепенных условий договора.
Особенностью для банка-участника будет, во-первых, то, что он фактически присоединится к договору между заемщиком и организатором (как говорилось выше, второстепенные условия договора могут обсуждаться, однако важнейшие положения, закрепленные в предварительном договоре, — Term Sheet — остаются неизменными). Во-вторых, общение с заемщиком будет происходить не напрямую, а через агента операции[4].
С заемщиком заключается один договор, и анализ финансово-имущественного состояния заемщика производится только организатором. Это существенно упрощает для заемщика привлечения значительных ресурсов.
В случае синдицированного кредита предусматривается разделение на первичный и вторичный всего финансового рынка. На первичном рынке происходит формирование основной кредитной базы синдиката, оформляются инвесторы, определяются условия для выдачи кредита. Заемщик имеет право самостоятельно определиться с перечнем потенциальных кредиторов, а также исключить нежелательных для себя инвесторов. На вторичном рынке происходит передача мелким кредиторам части кредитов.
Выдача синдицированного кредита сопровождается подписанием обязательств, при нарушении которых кредиторы
вправе требовать досрочного погашения кредита и применения штрафных санкций к заемщику.
Участники европейского организованного финансового рынка при заключении договоров синдицированного кредитования применяют стандартные формы документов, разработанные созданной в Великобритании Ассоциацией кредитного рынка (Loan Market Association).
Исследование практики применения типовых форм, рекомендованных Ассоциацией кредитного рынка, в том числе материалов английской судебной практики[5], позволило отнести их к сложившимся на рынке торговым обыкновениям. Содержание рассматриваемых форм соглашений общеобязательно, общепризнанно и широко известно среди участников европейского организованного рынка синдицированного кредитования. Условия типовых форм являются сложившимися устойчивыми единообразными правилами, созданными в порядке частноправовой унификации. Рекомендуемые формы соглашений применяются в строго определенной области предпринимательской деятельности — на европейском организованном рынке синдицированного кредитования.
Можно отметить, что синдицированные кредиты — хороший инструмент проникновения крупных банков в регионы. Они дают возможность крупным заемщикам получить кредит на более выгодных условиях, с меньшими рисками.
Но, в то же время, синдицированный кредит на современном этапе развития экономики России сталкивается с рядом проблем:
— Недостаточный уровень доверия между отечественными банками;
— Отсутствие соответствующей законодательной базы;
— Отсутствие в РФ квалифицированных специалистов в данной области.
Совершенствование договорной базы является важным условием увеличения объемов синдицированного кредита. Внедрение стандартной документации упростит заключение сделок по российскому праву, снизит правовые риски и приведет к появлению вторичного рынка, что в свою очередь вызовет интерес со стороны кредиторов и повысит доступность кредита при реализации крупных федеральных и региональных проектов. С учетом этого в октябре 2011 года Комитетом была сформирована Юридическая экспертная группа, в которую вошли представители ведущих международных и российских юридических компаний — Allen&Overy, Baker&McKenzie, Clifford Chance, Dewey&LeBoeuf, DLA Piper, Freshfields Bruckhaus Deringer, Goltsblat BLP, Liniya Prava, Linklaters, PwC, White&Case.
Юридическая экспертная группа обсудила наиболее сложные правовые концепции, касающиеся стандартного договора синдицированного кредита по российскому праву. В качестве сравнительной основы для этого документа экспертами был выбран типовой договор Ассоциации кредитного рынка (LMA) «Senior Multicurrency Term and Revolving Facilities Agreement for Leveraged Acquisition Finance Transactions». На предварительном этапе Комитет провел опрос кредитных организаций относительно наиболее востребованных в банковской практике договорных элементов.
В целях упрощения документации на данном этапе было принято решение отказаться от включения в стандартный кредитный договор условий о хеджировании рисков сторон (Hedging Provisions), дополнительных заимствованиях (Ancillary Facilities), положений, относящихся исключительно к финансированию сделок по приобретению компаний (Acquisition Finance), условий о множественности гарантов (Multiple Guarantors), возобновляемых кредитных линиях (Revolver Facilities), синдицированных аккредитивах и поручительствах, праве заемщика определять процентный платежный период (Selection Notice), возможности увеличения обязательств кредиторов по предоставлению суммы кредита (Increase of Commitments)[7].
Среди наиболее сложных вопросов, касающихся регулирования договоров синдицированного кредитования, первоочередное внимание было уделено следующим темам: правовая природа договора синдицированного кредита, общая структура правоотношений и независимость правоотношений между отдельными кредиторами и заемщиком, межкредиторское со-
1 62
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
а
глашение и принятие кредиторами совместных решений, права и полномочия агента, регулирование процентов по кредиту и банковских вознаграждений (комиссий), особенности их налогообложения и учета, классификация случаев неисполнения заемщиком принятых на себя обязательств (events of default), основания досрочного возврата кредита, заверения и гарантии, обязанности сторон, соглашения об уступке и переводе долга, способы конструирования обеспечения.
Оценивая проблему коммерческих рисков синдицированного кредитования, нам представляется необходимым принятие мер со стороны Банка России в плане подготовки, с учетом международных подходов, методической базы, в которой получат отражение такие наиболее важные вопросы, как: принципы синдицированного кредитования, требования к основным участникам синдикатов, их функции, права и обязанности, виды агентских соглашений между банками, варианты создания синдикатов, технология кредитного процесса, требования к обеспечению кредитов, стандартная кредитная документация, подходы участников синдикатов к выбору применяемой юрисдикции, организация сделок на вторичном рынке синдицированных кредитов и его инструменты (с включением в состав последних производных финансовых инструментов), подходы к управлению основными видами рисков в рамках синдиката.
Таким образом, предлагаем проект программы развития синдицированного кредитования в России.
Отсутствие четкой нормативной и законодательной базы, регулирующей процессы общего синдицированного кредитования, в результате чего в России нет детально проработанных схем юридической ответственности банков — участников друг перед другом и по отношению к заемщику, не ущемляющие их права. Документы Банка России, которые единственно регулируют синдицированное кредитование, не соответствуют стандартам, которые применяют иностранные организаторы. В частности, инструкция №110-И предусматривает три типа синдицированных кредитов: совместно инициированный синдицированный кредит, индивидуально инициированный синдицированный кредит, а также синдицированный кредит без определения долевых условий. Но на практике ни один из типов синдицированного кредитования, предусмотренных настоящей инструкцией, по структуре организации и документооборота не соответствует наиболее часто используемым в России структурам синдицированного кредитования. К настоящему времени спорным остается вопрос выбора схемы юридического оформления синдицированного кредитования. В случае двустороннего соглашения кредитное соглашение с заемщиком заключает банк-агент, используя привлеченные ресурсы других участников синдиката. Негативным следствием такой схемы является ограничение суммы кредита до уровня возможностей одного банка, определяются размером капитала банка-агента и действующим нормативом по уровню риска на одного заемщика. При заключении заемщиком кредитного соглашения со всеми членами синдиката усложняется процедура принятия решений членами синдиката и внесения изменений в документы, регулирующие взаимоотношения с заемщиком, а также порядок взыскания просроченной задолженности. Кроме того, отсутствие законодательных основ ведет к неопределенности в процессе переуступки одним из кредиторов своей доли участия в синдицированный кредит новому кредитору (частичной переуступке требования по долговым обязательствам).
Для решения данной проблемы необходимо обратить внимание Государственной Думы, Совета Федерации, Банка России и правительства на необходимость скорейшего уточнения и формирования законодательной и нормативной базы для синдицированного кредитования, а именно:
/ Внести понятие «синдицированного кредита» в Гражданский кодекс;
■/Регламентировать ответственность сторон соглашения синдицированного кредитования;
/ Разработки норм права, регулирующих возможность обращения синдицированных кредитов на вторичном рынке.
/ Снизить нормы риска на одного заемщика для банка-агента, который выдает кредит за свой счет и от своего имени.
Неустроенность налогообложения при переуступке доли синдицированного кредита на вторичном рынке: в частности, ст. 155 и 279 Налогового кодекса РФ не предусматривает возможности частичной переуступки долга и порядок налогообложения такой. Для решения данной проблемы необходимо внести поправки в статьи Налогового кодекса, регламентирующие налогообложение при частичной переуступке долга. С целью стимулирования развития синдицированного кредитования можно предложить снижение налога на прибыль банков — участников. При отсутствии стандартной кредитной документации по российскому праву (аналогичной документации LMA по английскому праву) банки-организаторы вынуждены адаптировать стандартные кредитные соглашения LMA к российскому праву.
Для решения данной проблемы необходимо разработать стандартные пакеты документов. Такую работу могут провести консультационные компании, обобщающие опыт проведения сделок синдицированного кредитования. Кроме того, на консультационные компании можно положить работу по разработке методической литературы, которая подробно описывает организацию банковской синдикации.
Следующим фактором можно назвать отсутствие вторичного рынка синдицированных кредитов. В результате серьезным препятствием для участия банков — инвесторов в синдикации является низкая ликвидность таких кредитов. Участники вынуждены отвлекать ресурсы на весь срок кредитования, поскольку сегодня в России нет инструментов, которые позволяют продать часть риска в период действия кредита, например кредитных. Возможность реализации инвестором своей доли в синдицированный кредит сопряжена с такими проблемами, как необходимость переоформления договорной документации, согласование с потенциальным инвестором всех условий кредита и залога, которых, как правило, значительно больше, чем в облигационном займе.
Для решения данной проблемы необходимо сформировать правовой механизм функционирования данного рынка, как вида финансового рынка, сформировать принципы и стандарты деятельности его участников, создать Институт, который аккумулирует информацию об участниках рынка и которые осуществляют контроль за качеством проведенных сделок продажи долей синдицированного кредита.
И, наконец, основным фактором можно назвать незнание банками — потенциальными участниками специфических особенностей синдицированного кредитования. К таким особенностям, в первую очередь, относят риски, юридическое оформление сделки. К специфическим рискам синдицированного кредитования можно отнести: неплатежеспособность банка-агента; риск невыполнения обязательств банком-агентом; риск недостаточного опыта банка-организатора; риск невыполнения обязательств банками-кредиторами. Анализ рисков при синдицированном кредитовании должен быть более подробным, чем при кредитовании на двусторонней основе. В мировой практике синдицированные кредиты зачисляются в категорию высококачественных банковских активов. Это объясняется тем, что при проработке вопроса о предоставлении синдицированного кредита весь пакет кредитной документации проходит многократную и всестороннюю проверку представителями кредитных служб всех банков, участвующих в синдикате.
Для решения данной проблемы можно предложить проведение консультаций и согласования совместных подходов к решению существующих проблем синдицированного кредитования с государственными регулирующими органами, а также организация практических семинаров с привлечением специалистов из ведущих западных банков, основной темой которых была бы организация синдицированного кредитования в его практическом и теоретическом аспектах.
В силу новизны такого вида кредитования, как синдицированное, в большинстве российских банков существуют вопросы о сути и об особенностях синдицированного кредитования.
Для внедрения синдицированного кредитования в практику российских банков предусматривается создание межбанковского кредитного комитета, первоочередными функциями которого могут стать:
163
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
S ведение реестра синдицированных кредитов;
S сбор образцов документов по оформлению данных кредитов;
S анализ документации по выданным синдицированным кредитам, обсуждение реальных процедур синдикации, определение практических проблем и разработка вариантов решений;
S обобщение банковской практики, разработка методических материалов и рекомендаций по синдицированному кредитованию (в т.ч. отработки соответствующих вопросов бухгалтерского учета);
S подготовка заключений по спорным ситуациям в рамках синдицированного кредитования (в случае обращения в комитет членов банковских синдикатов);
S консультации и согласования с контролирующими органами общих подходов к решению сложных проблем синдицированного кредитования;
S обсуждение программ развития крупных предприятий региона и предложений крупных заемщиков по планам организации синдицированных кредитов.
Выводы. В настоящее время отсутствует четкое правовое регулирование следующих аспектов синдицированного кредита:
S Осуществление прав группы кредиторов по кредитному договору;
S Осуществление прав группы кредиторов по договору о залоге;
S Субординация требований кредиторов;
S Расширение категорий имущества, которое можно передавать в залог.
Возникает острая необходимость решения актуальных правовых проблем регулирования синдицированного кредитования в РФ. В порядке решения этих проблем предлагается ряд мероприятий организационного и нормативного уровня: создание специального Комитета по синдицированному кредитованию; разработка унифицированной типовой документации по синдицированному кредитованию; внесение изменений в существующую нормативно-правовую базу с целью уточнения терминологии, выработки единого подхода к правовому регулированию.
Литература:
1. Сапункова А.И. Правовое регулирование синдицированного кредитования в международном коммерческом обороте: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М. 2008.
2. Бояренков А.В. Синдицированное кредитование предприятий в современных условиях: автореф. дис. ... к.э.н. / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М., 2002. — 23 с.
3. Дерябина В.П. Синдицированное кредитование // Вестник ТрансКредитБанка. — 2003. — №2. — С. 6-7.
4. Godlevski С., Weill L. Syndicated loans in emerging markets // Working Paper. — 2007. — № 87. — P. 3.
5. Матовников М. Синдицированные кредиты: пока еще экзотика // Банковское дело в Москве. — 2001. — №26. — С. 19-21.
6. Громовский В., Прудников О. Синдицированное кредитование // Вестник Ассоциации российских банков. — 2000. — №17.
— С. 15-18.
7. Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право / А.И. Сапункова; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М., 2008. — 22 с.
8. Жемчугов А. Синдицированное кредитование как инструмент мобилизации кредитных ресурсов // Рынок ценных бумаг.
— 2000. — №20. — С. 76-80.
9. Сорокина И.О. Преимущества и «подводные камни» синдицированного кредитования // Финансовый менеджмент. — 2008.
— №1. — С. 105-111.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАМЕНЫ СТРАХОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НАЛОГОМ С
доходов физических лиц на основе моделирования
Г.В. Жигульский,
заместитель руководителя департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска -начальник управления потребительского рынка мэрии города Новосибирска, кандидат экономических наук, [email protected] [email protected]
В статье рассмотрены тенденции совершенствования налоговой системы в мире и в России. С помощью моделирования планирования деятельности российского промышленного предприятия дана оценка влияния основных налогов на эффективность его работы. Представлен методологический подход частичной замены страховых платежей налогом с доходов физических лиц. Доказывается, что при незначительном уменьшении налоговых поступлений в бюджет и во внебюджетные фонды, эффективность работы предприятия возрастает, уменьшается налоговая нагрузка на предприятие, что свидетельствует об актуальности совершенствования налоговой системы.
Ключевые слова: налоговая система, оценка эффективности, страховые платежи, налог с доходов физических лиц.
УДК 336.2 ББК 65.050.9(2Р)2
В мировой политике налогообложения за последние десятилетия произошли существенные изменения. Значительно возросла стимулирующая и регулирующая роль функции налогообложения физических лиц. Примерно с середины прошлого века во всех развитых странах рост поступлений налогов от физических лиц стал превышать аналогичный показатель по юридическим лицам. В США объем поступлений по налогу на 1 64
прибыль с юридических лиц за 1960-2007 гг. вырос в 19 раз, а по физическим лицам по подоходному налогу за эти же годы отчисления увеличились в 32 раза, и по социальным и страховым платежам — в 59 раз [1].
Чем объясняется приоритет совершенствования налогообложения физических лиц? Как правило, избыточное количество денежных средств у состоятельной части общества приводит к