Синдицированное кредитование
СИНДИЦИРОВАННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
И. Н. РЫКОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры «Банковское дело» Е-mail: rycova@yandex. ги Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации
Д. С. РЕМИЗОВ, соискатель Е-таШ [email protected]
г. Москва
В статье проводится анализ тенденций развития синдицированного кредитования в России, дается характеристика проблем и перспектив использования данного инструмента финансирования, приведены алгоритм схемы финансирования синдицированного кредита, а также оценка основных условий его предоставления.
Ключевые слова: синдицированный кредит, банки, условия, тенденции, алгоритм, финансирование.
В последние годы промышленный сектор России развивается, объемы производства растут, многие предприятия нуждаются в переоснащении своих производственных мощностей, стараясь выйти на мировой рынок. Все это требует финансирования. Но существующая система взаимодействия реального сектора экономики с банковской сферой недостаточно эффективна и не стимулирует банки вкладывать средства в производство в ожидаемых от них объемах. Причин тому много. Главные из них кроются в самих предприятиях: отсутствие «прозрачной» отчетности, наличие неэффективной системы договорных отношений, риски, связанные со сменой собственности у экономических субъектов, отсутствие кредитных историй и т. д.
Однако многое зависит и от кредитных организаций. К банковским факторам можно отнести: низкую капитализацию отечественных кредитных организаций, несоответствие по срокам активов и
пассивов и др. Третий блок причин связан с системой национального банковского надзора, который основан на формальной оценке количественных параметров деятельности банков и не направлен на стимулирование вложений средств в реальный сектор экономики. Банки не имеют лучшего выбора, чем кредитовать только преимущественно своих крупных, проверенных клиентов. Это происходит по следующим причинам:
— избыток ликвидности из-за неразвитости банковской системы и недостатка надежных и прибыльных способов размещения средств;
— отсутствие у большинства заемщиков публичной кредитной истории;
— невысокая кредитоспособность многих заемщиков;
— недостаток квалифицированных специалистов для оценки кредитоспособности заемщика;
— несовершенство законодательства и бухучета.
Как и во всем мире, в России существуют лимиты кредитования крупных клиентов, определенные внешними регулирующими ограничениями и внутренней политикой банков в области принятия риска.
Нужно также отметить неравномерность распределения банковского капитала по территории России и недостаточную обеспеченность
большинства регионов банковскими услугами. На долю первых 30 по величине активов банков по состоянию на начало 2008 г. приходилось 67 %, а на долю первых 200 — 89 % совокупных активов банковской системы. При этом больше половины банковского капитала сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге.
Выделим следующие предпосылки развития синдицированного кредитования в России:
— недостаточный уровень капитализации российских банков;
— внутренняя и (или) внешняя ограниченность лимитов кредитования на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
— высокая потребность российских предприятий в значительных объемах финансирования;
— ограниченное количество приемлемых заемщиков;
— неравномерность регионального распределения заемщиков.
Один из способов решения этих проблем — организация банковских синдикатов для кредитования отечественных заемщиков.
Синдицированное кредитование дает возможность, разделяя кредитный риск между банками, удовлетворять потребности крупнейших клиентов в получении кредитов, а также размещать избыток ликвидности в кредиты проверенным клиентам других банков. Таким образом, повышается качество управления как активами банка, так и рисками. Синдикация кредитов позволит в несколько раз увеличить возможности средних и малых банков кредитовать крупномасштабные проекты. Средние банки смогут удержать свою клиентуру в конкурентной борьбе с многофилиальными и крупными банками. С другой стороны, малые банки, которые заинтересованы в доступе к первоклассным заемщикам, получают такую возможность. Соответственно снизятся риски российской банковской системы в целом.
На синдицированное кредитование как на одну из перспективных форм кредитования российские банки обратили внимание достаточно давно — в середине 1990-х гг., но кризис 1998 г. свел эту форму практически на нет. Три года спустя после кризиса такое кредитование стало вновь возрождаться, хотя суммарные его объемы пока все еще невелики. До 1998 г. синдицированные кредиты крупным российским банкам давали, как правило, консорциумы зарубежных банков. Насколько можно судить по имеющимся данным, на производственные проекты направлялась отнюдь не
львиная доля этих средств — в основном они шли на развитие самого же банковского бизнеса (в том числе, на рост филиальной сети и скупку активов различных компаний), размещались в производные финансовые инструменты.
Сегодня синдицированные кредиты значительно чаще направляются на конкретные производственные проекты, а организаторами, администраторами таких кредитов, как правило, выступают уже сами российские банки, пользующиеся доверием своих зарубежных финансовых партнеров. При этом наиболее перспективными и оправданными представляются не сугубо целевые, а свободные синдицированные кредиты, предоставляющие банкам-организаторам и конечным промышленным заемщикам необходимую свободу действий.
Не секрет, что сравнительно недавно на нашем финансовом рынке появились сложные комбинированные многосторонние схемы финансирования с участием как российских банков, так и зарубежных организаций. Причем со стороны Запада в них прямо или косвенно участвуют не только банки, но и страховые общества, различные государственные агентства, содействующие развитию экспорта из этих стран. В рамках таких схем российским предприятиям выдаются связанные кредиты, когда получение средств обусловлено закупкой того или иного оборудования, произведенного в стране, откуда идет основной финансовый поток в соответствии со схемой данной кредитной сделки.
Можно полагать, что такой путь менее предпочтителен, нежели свободные синдицированные кредиты. Следует учитывать и то, что нынешние низкие учетные ставки в развитых странах в принципе удешевляют зарубежные финансовые ресурсы. Актуальная задача, стоящая сегодня перед российскими банками, — приложить максимум усилий, чтобы не упустить благоприятного момента, постараться привлечь в страну средства для оживления отечественной экономики по возможно более низким ставкам и без каких-либо отягощающих предприятия условий.
Проведенный анализ позволил определить современные тенденции развития рынка синдицированного кредитования в России (рис. 1.).
В настоящее время в России сложились условия, объективно способствующие дальнейшему развитию рынка синдицированных кредитов.
Во-первых, уровень капитализации большинства российских банков и банковской системы в целом по-прежнему остается низким, что не поз-
Западные кредиторы Российские кредиторы
Западное право Российское право
Клубные сделки
Публичные сделки
Основные заемщики,
банки
Заемщики - банки и коммерческие промышленные компании
Рис. 1. Тенденции развития синдицированного кредитования в современных условиях
воляет банкам индивидуально выдавать крупные кредиты даже перспективным заемщикам.
Во-вторых, российские предприятия в условиях подъема экономики нуждаются в значительных объемах финансирования, которые не под силу отдельно действующим банкам. При этом складывается спрос как на краткосрочное (до 1 года) финансирование оборотного капитала, так и на долгосрочное инвестиционное финансирование.
В-третьих, количество первоклассных заемщиков в экономике сильно ограничено. Значительное число банков, особенно региональных, сталкивается с трудностями при размещении свободных средств в связи с отсутствием качественных заемщиков и неразвитостью финансовых рынков.
Зародившийся рынок синдицированных кредитов в России не свободен от серьезных нерешенных проблем. Рассмотрим их подробнее.
1. Одной из самых существенных проблем развития синдицированного кредитования в России является новизна этого вида кредитования для большинства российских банков. Из-за этого не сформировались соответствующие обычаи делового оборота, не прошли испытания практикой процедуры организации синдицированных кредитов, и отсутствует культура синдикаций. В последнее понятие входят традиции, правила, взаимное доверие друг к другу и качеству анализа заемщика и/или поручителя и гаранта.
2. Второй, не менее важной, проблемой развития синдицированного кредитования в нашей стране является несовершенство российского законодательства. Это выражено в первую очередь в расплывчатости определений синдицированного кредита в нормативных актах. Только в двух документах имеется упоминание о нем. В инструкции Банка России № 110-И «Об обяза-
тельных нормативах банков» (далее — инструкция № 110-И) даны методики определения синдицированных кредитов и определения уровня риска по синдицированным кредитам, а в инструкции Банка России № 62а «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам» (далее — инструкция № 62а) содержатся некоторые положения, касающиеся формирования резерва по синдицированным (или аналогичным) ссудам. Инструкция № 110-И была принята 16.01.2004 (вступила в действие 01.04.2004) и заменила инструкцию № 1 «О порядке регулирования деятельности банков», в которой было лишь определение синдицированных и аналогичных им ссуд.
Инструкция № 110-И отменила порядок расчета резерва и определяет, что коэффициент риска по долям участия прочих кредиторов для банка-агента равен нулю. Принятие инструкции № 110-И — это большой шаг в процессе развития синдицированного кредитования в России. Но, к сожалению, определения синдицированных кредитов, данные в этой инструкции, несовершенны.
Тормозит развитие синдицированного кредитования в России также неотработанность в отечественной юридической практике процедур, позволяющих банку переуступать на вторичном рынке свою долю в синдицированном кредите. Например, в случае продажи банком-участником части своей доли в синдицированном кредите посредством уступки прав требования, инструкция № 62а диктует, что ссуду необходимо отнести к 4-й группе риска (это относится как к банку, уступившему свои права, так и к банку, получившему эти права), что влечет увеличение размера отчислений в резерв до 100 %. На самом деле уступка, в том числе, предусмотренная инструкцией № 110-И, в таком случае будет свидетельствовать не об ухудшении качества кредита, что требовало бы отнести его к 4-й группе кредитного риска, а о том, что кредит является успешным.
Противоречивость различных правовых норм, касающихся синдицированных кредитов, в том числе несоответствие методики определения синдицированных кредитов Гражданскому кодексу РФ, ограничивает возможности российских банков и не дает развиваться нормальному синдицирован-
ному кредитованию в стране. Хотя то, что Банк России обратил внимание на такой вид кредитования, отразив это в инструкции № 110-И, является положительной тенденцией.
3. Следующей проблемой развития синдицированного кредитования в России является дефицит взаимного доверия и сотрудничества в банковском сообществе. Между российскими банками существует высокая степень взаимного недоверия, что негативно влияет на их готовность участвовать в синдицированном кредитовании. Знаменитое «слово банкира» во многом нивелировалось в России. Это произошло из-за многочисленных фактов небрежности со стороны отдельных кредитных организаций по отношению как друг к другу, так и к своим клиентам. Классическая форма синдицированного кредитования, как уже отмечалось, подразумевает наличие среди банков-участников банка-агента, в функции которого входит предоставление самого кредита, сбор средств и их обратное распределение между банками. Далеко не все готовы передать часть своих активов, направляемых на кредитование, другому банку, который консолидирует на своих счетах весь соответствующий объем ресурсов. К тому же довольно трудно оценить реальное финансовое состояние каждого из участников синдикации. Многие банки просто боятся потерять своих клиентов, если в их финансировании будут принимать участие другие банки.
Нет также единых принципов анализа заемщика/поручителя/гаранта, не унифицированы процедуры кредитования и форма документации, что значительно усложняет и затягивает процесс организации кредита. И банкам, и заемщикам, впервые участвующим в таком кредите, требуется, как правило, много времени, для того чтобы разобраться в непривычной документации. Разные российские банки имеют не только разные ресурсы для кредитования, но и разные возможности по срокам и объемам привлечения, следствием чего является высокая стоимость кредитов и сложность согласования процентных ставок и комиссионных.
Все банки имеют разные возможности, кредитную политику и принципы работы на рынке кредитов. Этим объясняется усложнение процесса взаимной договоренности.
Качество привлеченных в банки средств также различно. В зависимости от этого один банк имеет возможность проводить долгосрочное инвестирование в больших объемах на срок более года, другой — может предоставить лишь незначительные средства на срок в несколько месяцев. Благодаря
этому банкам в процессе синдикации приходится вести поиск равнозначных по возможностям партнеров, что не всегда удается сделать быстро. Решение подобных проблем на первом этапе развития синдицированного кредитования в России, как представляется, необходимо искать на следующих направлениях.
Во-первых, нужна оптимизация банковского права, относящегося к синдицированному кредитованию. Сегодня в России у банков настолько мало опыта в организации и участии в синдицированном кредитовании, нормативная база настолько скудна и противоречива, что степень желания участвовать в объединении при всех прочих возможностях у банков очень низкая. В связи с этим было бы разумным обратить внимание Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, Банка России на необходимость скорейшего уточнения и формирования законодательной и нормативной базы для синдицированного кредитования. Пора разработать нормы права, регулирующие возможность обращения синдицированных кредитов на вторичном рынке.
Во-вторых, необходимо ввести в практику проведение консультаций и согласование общих подходов к решению существующих проблем синдицированного кредитования с государственными регулирующими органами, а также организовывать практические семинары с привлечением специалистов из ведущих западных банков, основной темой которых являлась бы организация синдицированного кредитования в его практическом и теоретическом аспектах. В силу новизны такого вида кредитования у большинства российских банков существуют вопросы о его сути и особенностях. Помочь найти ответы хотя бы на часть таких вопросов могли бы систематические консультации более опытных участников данного рынка, а также финансовых консультантов. Банк России и различные банковские ассоциации страны (в частности, Ассоциация российских банков) могли бы организовывать семинары, конференции для обсуждения актуальных теоретических и практических вопросов.
В-третьих, на основе материалов таких конференций и семинаров, статистической информации об уже выданных синдицированных кредитах необходимы обобщение банковской практики, разработка методических материалов и рекомендаций по синдицированному кредитованию. В том числе — отработка правил бухгалтерского учета. Скорее всего, такая работа должна быть возложена на Банк
России, Ассоциацию российских банков и другие некоммерческие объединения банков.
В-четвертых, для обобщения информации об уже организованных кредитах, для выявления новых проблем развития синдицированного кредитования в России целесообразно ввести реестр синдицированных кредитов. Это можно сделать в рамках деятельности уже возникающих и проектируемых кредитных бюро.
В-пятых, необходима унификация кредитной практики, правового оформления кредитов и пакетов документов, используемых банками в кредитном процессе, связанном с синдикацией. Это облегчит установление доверия между банками и будет еще одним шагом к созданию нормальной банковской системы.
В России унификация деловой практики в сфере банковского права практически не распространена. Очевидно, что с развитием рынка этот процесс будет идти, однако его можно и необходимо «подталкивать». Существующие институты могли бы оказать организационную и методическую поддержку посредством выпуска методической литературы.
По основному набору межбанковских инструментов существует некий стандартизированный пакет документов, отработанных годами при совместной деятельности банков, юридически отлаженный и в принципе согласованный по основным моментам всеми участниками рынка. Но документальная база синдикаций пока находится в стадии разработки. В странах, где синдицированное кредитование давно известно и широко применяется, унификация оформления сделок создает благоприятные предпосылки для развития вторичного рынка синдицированных кредитов. Это повышает ликвидность долговых обязательств, приближая их по этому показателю к облигациям. В результате банки — первоначальные участники синдикаций имеют возможность освободить лимиты и участвовать в новых сделках. Таким образом, упрощение оформления сделок и оборота долговых обязательств приводит к росту рынка синдицированных кредитов в целом.
В-шестых, было бы целесообразным добровольное объединение банков, равнозначных по значению, в «кредитные клубы». Это помогло бы решить проблему наличия у банков ресурсов для кредитования разных по срокам, объемам и стоимости проектов.
Кредитные клубы способны за счет большого количества участников и единого документально-
правового поля финансировать очень серьезные крупнобюджетные проекты. Причем совсем не обязательно, что в кредитовании будут участвовать все банки — члены клуба.
Практика все настойчивее диктует необходимость развития синдицированного кредитования в России. К этому побуждают низкая капитализация банковской системы страны и высокие потребности в кредитовании всех отраслей народного хозяйства. Работа по развитию синдицированного кредитования уже идет.
Например, в Уральском регионе разработаны методические рекомендации по синдицированному кредитованию, подготовленные комиссией Уральского банковского союза по расширению связей между банковским и реальным секторами экономики. По словам председателя комиссии, представляющего Урало-Сибирский банк социального развития, для внедрения синдицированного кредитования в практику уральских банков предполагается создание межбанковского кредитного комитета, первоочередными функциями которого могут стать:
— ведение реестра синдицированных кредитов;
— сбор образцов документов по оформлению данных кредитов;
— анализ документации по выданным синдицированным кредитам, обсуждение реальных процедур синдикаций, определение практических проблем и разработка вариантов решений;
— обобщение банковской практики, разработка методических материалов и рекомендаций по синдицированному кредитованию (в том числе — отработка соответствующих вопросов бухгалтерского учета);
— подготовка заключений по спорным ситуациям в рамках синдицированного кредитования (в случае обращения в комитет членов банковских синдикатов);
— консультации и согласование с контролирующими органами общих подходов к решению сложных проблем синдицированного кредитования;
— обсуждение программ развития крупных предприятий региона и предложений крупных заемщиков по планам организации синдицированных кредитов.
Результатами такой работы стали синдицированные кредиты для «Свердловэнерго» (Урало-Сибирский банк социального развития и Комней-вабанк), ФГУП «Свердловскавтодор» (Вуз-банк, Гранком-банк, Комнейвабанк, Первоуральскбанк, Урало-Сибирский банк социального развития).
Понятно, что вопрос развития синдицированного кредитования волнует не только Уральский регион, но и страну в целом. Но российские банки зачастую используют схему «скрытого» синдиката, то есть сами привлекают ссуды за рубежом и предоставляют эти деньги российским заемщикам. Например, банк «Уралсиб» в октябре 2004 г. получил 80 млн долл. от 25 зарубежных банков для финансирования внешнеторговых контрактов крупных клиентов. Тем не менее примеры синдицированного кредита, где участниками выступили кредитные организации с российским капиталом, также существуют. В конце 2004 г. Банк Москвы организовал синдикат для Якутии на 1 млрд руб., участниками которого стали Сургутнефтегазбанк, Ханты-Мансийский банк и Липецк-комбанк.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
1. В России сложились условия, способствующие дальнейшему развитию синдицированного кредитования.
2. Российский рынок знаком с таким новым инструментом, как синдицированный кредит. Этот рынок бурно развивается (с 2000 г. объем выданных синдицированных кредитов по российскому праву увеличился в 14 раз) на фоне стабильного роста рынка синдицированного кредитования в мире.
3. Существующие проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие практики синдицированного кредитования, могут быть решены совместными усилиями самих коммерческих банков, Банка России, ассоциаций российских банков и законодательных органов власти. Банк России уже начал решать некоторые из таких проблем.
Рассмотрим алгоритм финансирования синдицированного кредита. Начало сделки может идти несколькими путями.
1. Инициатором создания синдиката выступает потенциальный заемщик. Наиболее часто это случается тогда, когда в финансовой службе заемщика работают профессионалы, способные адекватно оценить различные подходы к финансированию приоритетных проектов с учетом собственных возможностей и потребностей. В этом случае компании — будущему заемщику первым делом необходимо выбрать организатора синдиката банков. Это может быть сделано тремя способами: на конкурсной основе среди банков-партнеров; среди банков, специализирующихся на организации синдицированных кредитов; при помощи открытого конкурса (тендера).
2. Инициатором сделки выступает банк, являющийся постоянным партнером заемщика. Тщательно анализируя потребности клиента и развитие его бизнеса, банк может прийти к решению о целесообразности организации именно синдицированного кредита для финансирования своего постоянного клиента в нескольких случаях:
— если клиенту требуются значительные объемы заимствований, которые сам банк по определенным причинам не может «принять на свой баланс»;
— если стоимость ресурса, который может предоставить банк своему клиенту, или срок, на который клиент запрашивает кредит, не могут быть обеспечены банком на условиях, приемлемых для клиента в рамках организации финансирования.
Независимо от того, кто выступил инициатором организации синдиката, потенциальный организатор должен получить следующую информацию:
— требуемая сумма кредита;
— цель кредита;
— срок кредита;
— вероятный график выборки;
— уровень цены кредита (проценты и комиссии);
— крайний срок организации кредита;
— другие существенные договорные условия (поставка продукции, обеспечение, достижимые финансовые показатели и пр.);
— рассмотрение других рынков и других структур финансирования;
— вероятность развития сделки;
— конкуренция и подход заемщика при поиске тендерных предложений.
После получения такой информации потенциальному организатору следует ответить на ряд вопросов:
— соответствует ли рассматриваемый кредит и/или заемщик кредитной политике банка;
— удовлетворительно ли финансовое состояние заемщика, достаточно ли он кредитоспособен для запрашиваемой суммы кредита;
— если невозможно выдать кредит самостоятельно, есть ли у банка шансы продать на межбанковском рынке кредит с тем уровнем платы, который является приемлемым для заемщика.
Как только будут получены положительные ответы на поставленные вопросы, необходимо формировать группу из сотрудников банка, которая должна заняться подготовкой сделки, и посредством «мозгового штурма» определить приоритет-
ность целей и задач, выполнение которых позволит победить в конкурсной борьбе, организовать эффективно работающий банковский синдикат и разработать кредитные требования банка.
От сотрудника, отвечающего за связи с клиентами, требуется глубокое понимание проблем, которые особенно волнуют заемщика. Как только сделка начнет приобретать конкретные очертания, перед ним также будет поставлена задача поддерживать активный диалог с заемщиком. Сотрудник, курирующий взаимоотношения с клиентами, должен быть хорошо осведомлен о бизнесе, которым занимается клиент. В частности, знать, какое место тот занимает в кругу равных себе, быть в
Шаг 1. Начальный этап рассмотрения и разработки схемы финансирования СК Срок: от 7 до 12 дней Главные итоги первого
этапа Согласование условий финансирования с заемщиком. Получение мандата
Главные задачи Разработка структуры кредита. Обсуждение нестандартных ситуаций возникающих в процессе разработки структуры кредита. Подготовка условий финансирования
Шаг 2.
Самый главный и основной этап в подготовке и разработке схемы финансирования СК
Срок: от 45 до 55 дней
Главные задачи
Проведение анализа заемщика. Написание информационного меморандума. Одобрение кредита на кредитном комитете. Проведение тендера по выбору юр. консультанта. Отбор банков - участников синдиката. Рассылка приглашений потенциальным банкам-участникам.
Рассылка информационного меморандума. Рассылка кредитной документации банкам. Обсуждение с банками возникающих вопросов. Подготовка кредитной и обеспечительной документации.
Подготовка к подписанию кредитной документации. Согласование кредитной документации с банками. Согласование кредитной документации с заемщиком
Шаг 3. Окончательный этап в разработке схемы финансирования СК Срок: до 5 дней Главные итоги третьего
этапа Начало реализации условий процесса СК, разработанных в предыдущем этапе. Подведение итогов подготовки и разработки схемы финансирования СК
Главные задачи Выполнение предварительных условий. Выдача кредита. Администрирование и мониторинг кредита: продажа/уступка банками-участниками своих долей в кредите (может не иметь места быть вообще)
рис. 2. Алгоритм схемы финансирования синдицированного кредита (СК)
курсе возможного объявления конкурса за право предоставить кредит, а также иметь представление о том, сколько заемщик готов платить за кредит.
Отдел банка, ответственный за проведение синдицированных операций, обязан предоставлять сведения о том, какие риски на рынке считаются приемлемыми. Это можно установить путем определения примерных требований к структуре кредита, срокам его предоставления и его стоимости, предъявляемых банками — потенциальными партнерами по синдикату. Кроме того, данное подразделение банка должно постоянно отслеживать возможные варианты компромиссов между названными партнерами.
Из вышеизложенного материала, касающегося практически всех элементов процесса синдицированного кредитования, авторами выделен наиболее приемлемый алгоритм (схема) финансирования процесса синдицированного кредитования.
Так же, как и при поэтапном построении процесса синдицированного кредитования, в алгоритме (схеме) финансирования выделяют три шага, каждый из которых имеет определенный срок (период во времени), определенные процессы, задачи, функции и итоги (рис. 2.).
После того как принято решение о приемлемости для банка условий кредитования, выдвинутых будущим заемщиком, и есть уверенность в том,
Главные итоги второго
Определение окончательного списка участников.
Подписание кредитной документации. Закрытие синдикации
что кредит можно будет разместить на рынке, банку необходимо решить — может ли он единолично разместить всю сумму кредита. Например, сумма кредита может быть слишком велика просто потому, что объем предлагаемых к размещению долговых обязательств намного превышает размер собственных средств банка, или эта сумма может оказаться слишком большой из-за того, что на рынке, по мнению руководства банка, складывается ситуация, при которой велик риск того, что на протяжении времени с момента принятия первоначальных гарантийных обязательств до момента достижения окончательной цели кредит разместить не удастся. Возможно также, что предполагаемый уровень цен не будет соответствовать внутренним контрольным цифрам соотношения между рисками и предполагаемой к получению компенсацией. В такой ситуации независимо от того, какая именно причина окажется основной, банкам необходимо объединиться в группу, чтобы подать единую заявку на предоставление кредита, гарантии по которому каждый банк — член вновь создаваемого синдиката будет обеспечивать в отдельности.
Очевидно, что когда банк участвует в торгах в одиночку и выигрывает мандат, ему приходится самому выполнять всю работу. Если же банки участвуют в торгах за мандат вместе, то каждый из них должен определиться со своей позицией и ролью в группе перед получением мандата. В случае участия в торгах синдиката банков роли обычно распределяются между членами победившей группы.
Выбор банка-организатора, что обычно является наиболее престижной позицией, будет зависеть от репутации и от ресурсной базы каждого из претендентов на данную роль. Конечный выбор будет также в значительной степени определяться взаимоотношениями каждого банка с заемщиком.
Другие роли будут распределены в соответствии с пожеланиями и договоренностями внутри тендерной группы. При этом некоторые банки могут прийти к выводу, что предстоящее материальное обязательство не стоит тех ролей, которые им предлагаются.
Подача единоличной заявки (один организатор-андеррайтер) для банка намного выгоднее, чем участие в групповой заявке (несколько организаторов-андеррайтеров). Единоличная заявка позволяет в случае победы получить неограниченные полномочия, на основании которых банк в дальнейшем сможет самостоятельно принимать решения о распределении комиссионных. Единственный организатор может самостоятельно
формировать группы, которые будут заниматься вопросами предоставления первичных и вторичных гарантий по кредиту, распределять функции и обязанности. В ином случае любое изменение условий предоставления кредита будет требовать согласований с каждым из организаторов, что связано как минимум с большими затратами времени.
После изучения бизнеса и финансового состояния заемщика на фоне постоянных переговоров с ним о желательной форме и содержании предложения можно приступать к составлению условий предоставления кредита (term sheet), куда обязательно должны входить следующие пункты.
1. Оговорка. В условиях финансирования обязательно делается оговорка о том, что предложение будет действовать только в случае одобрения сделки на кредитном комитете банка. Для банка — это не попытка уйти от обязательств, а способ защиты в случае негативного результата более детального кредитного анализа заемщика.
2. Заемщик.
3. Сумма кредита.
4. Цель кредита.
5. Организатор (ы). В случае групповой заявки должно быть определено, какой банк будет ведущим организатором (the lead arranger) и размер гарантируемой суммы каждого организатора.
6. Агент. Среди организаторов выбирается банк-агент. Чаще всего им является ведущий организатор, так как это упрощает координацию работы между банками.
7. Ставка по кредиту.
8. Размеры комиссий. Здесь имеются в виду комиссии ведущего организатора и остальных организаторов, участников (в зависимости от размера участия).
9. Срок кредита.
10. Период наличия кредитных средств.
11. Схема выдачи кредита. Здесь имеется в виду, как заемщик будет получать кредит (прямо от каждого банка или через банк-агент) и как он должен будет возвращать кредит (каждому банку-участнику или банку-агенту).
12. Структура погашения кредита.
13. Схема финансируемого бизнеса (торговля, производство и т. д.) или проекта.
14. Обеспечительные договоры. Перечисляются договоры, которые будут обеспечивать исполнение заемщиком своих обязательств по кредитному договору.
15. Предварительные условия выдачи кредита.
Здесь указываются все условия, которые заемщик
должен будет выполнить в период между подписанием кредитного договора и фактическим предоставлением кредита. Такими условиями могут быть: открытие счетов в банке-агенте, заключение различных договоров в зависимости от финансируемой операции, предоставление обеспечительной документации, открытие паспортов сделок по экспортным контрактам и т. д.
16. Обязательства заемщика. Это те обязательства, которые заемщик должен выполнять в течение всего срока кредитного договора. Например, поддержание каких-либо финансовых коэффициентов на определенном уровне, выполнение поставочных контрактов, обязательство не закладывать какое-либо имущество другим банкам, предоставление финансовой отчетности, отчетов об отгрузках и т. д.
17. События неисполнения обязательств.
18. Налоги и иные выплаты. Банк письменно фиксирует, что любые платежи, получаемые банками в соответствии с кредитной документацией (в том числе по обеспечительным договорам), должны быть свободны от любых налогов, сборов и иных обязательных платежей. Например, если один из банков-участников является нерезидентом, то при перечислении ему процентов или комиссий заемщик в соответствии с Налоговым кодексом РФ обязан будет удержать налог с доходов такого нерезидента. При наличии же вышеуказанной записи в тексте условий финансирования, продублированной в кредитном договоре, заемщик будет обязан перечислить данному нерезиденту всю обусловленную сумму процентов или комиссии без вычетов, либо за свой счет дополнительно начислить в его пользу проценты/комиссию или же заранее получить форму 1013ДТ «Заявление на предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов от источников в РФ» (это возможно, если банк-нерезидент находится в том государстве, с которым РФ имеет международный договор об исключении двойного налогообложения).
19. Юридические расходы. Для оформления кредитной и обеспечительной документации чаще всего привлекаются внешние юристы (независимая юридическая фирма). Все юридические расходы оплачивает заемщик. Размер этих расходов может быть ограничен какой-либо определенной суммой. Если расходы больше этой суммы, то соответствующую разницу должны будут оплатить организаторы. Чтобы избежать таких дополнительных расходов, договор об оказании юридических услуг следует заключать с перечислением в нем всех необходимых
работ и с установлением максимальной стоимости этих работ.
20. Применимое право. Должно быть указано право страны, которым будет регулироваться то или иное соглашение. Если стороны соглашения имеют постоянное местонахождение и зарегистрированы в одной стране, то соглашение будет регулироваться правом их страны. Но если в синдикате участвуют банки разных стран или иностранные по отношению к заемщику банки, то чаще всего используют право заемщика или право организатора, или английское право. Хотя при кредитовании российской компании применение российского права может быть обязательно в отношении определенных видов сделок (например, в сделках между только российскими юридическими лицами), выбор российской компанией зарубежного права в других контрактах с зарубежными компаниями является действительным для российских судов.
21. Арбитраж. Указывается суд, в котором заемщик и банки будут решать возникающие споры.
После того как условия финансирования составлены и согласованы внутри банка между разными его подразделениями, представители которых составляют рабочую группу по организации синдицированного кредита, условия отправляются заемщику с просьбой подписать в случае согласия со всеми пунктами условий. Задача заемщика — проанализировать представленные условия и выбрать организатора.
Выбор банка-организатора является ключевым моментом в истории каждого синдицированного кредита. Во-первых, он определяет успех синдици-рования, во-вторых, в этой фазе согласовываются основные параметры сделки.
Чем выше рейтинг организатора, тем более солидные кредиторы войдут вместе с ним в синдикат. Получение первого синдицированного кредита у наиболее респектабельных банков — самый удачный дебютный ход заемщика. Он сродни получению международного финансового «знака качества». Сведения о высокой активности на рынке того или иного банка также позволяют заемщику допустить, что данный банк имеет достаточно точное представление о том, к каким видам сделок другие банки — возможные члены будущего синдиката проявляют в настоящее время особый интерес. Это особенно важно в тех случаях, когда заемщик пытается расширить круг банков-партнеров посредством проведения синдицированных операций.
Еще одним фактором, от которого в большой степени зависит успех проведения синдицирован-
ных операций, является знание уполномоченным банком специфики той отрасли, в которой работает потенциальный заемщик.
Чаще всего право заключения сделки в одной из отраслей экономики вручается тем банкам, которые уже имеют опыт финансирования данной отрасли. Делается это для того, чтобы в дальнейшем такой уполномоченный банк чувствовал себя уверенно, объясняя другим банкам-участникам синдиката детали конкретной сделки.
Помимо репутации и активности банка на рынке заемщик учитывает свои уже существующие отношения с банком. Если компания имеет положительную историю взаимоотношений (track record) с банком, то шансов выиграть мандат значительно больше, так как кредитный комитет банка, зная клиента и будучи уверен в его добросовестности, может идти на уступки и в отношении некоторых условий кредитования (срок кредита, принимаемое обеспечение, размер платы за кредит и др.). Но наиболее важным аргументом для заемщика будут, конечно, представленные условия финансирования.
Российские заемщики часто демонстрируют непонимание того, что подписание условий финансирования означает окончательное согласие на все прописанные условия. Это — не протокол о намерениях, а то, что в нашем законодательстве называется предварительным договором. После подписания предложения никакие из вошедших в его текст условий пересмотру не подлежат без обоюдного согласия сторон. Такой подход диктуется технологией дела: после подписания условий финансирования организатор сразу же начинает рассылать приглашения в синдикацию и в них указывает согласованные основные параметры сделки. Поэтому все возможные обсуждения условий финансирования должны проходить до подписания предложения.
Рассматривая полученные предложения, заемщик отказывается от тех из них, которые не соответствуют его изначальному запросу. Он определяет наиболее приемлемые с точки зрения его возможностей предложения, выделяет среди последних предложения банков, работа с которыми представляется наиболее перспективной (например, банк является активным участником рынка синдицированных кредитов, что поможет расширить круг работающих с заемщиком банков) или знакома и воспринимается как менее сложная (к примеру, предложение направил банк, с которым у кандидата в заемщики уже успели сложиться хо-
рошие деловые отношения). Может случиться так, что не будет однозначно приемлемого предложения («лучший банк плюс лучшие условия»). В таком случае заемщик захочет обсудить с «лучшим банком» возможности корректировки условий финансирования или предложит банкам сделать совместное предложение. Тогда изначально представленные условия финансирования могут быть изменены в соответствии с инициативой заемщика.
В итоге заемщик получает предложение, на основе которого будет выдан кредит, а банк (группа банков) получает подписанное предложение — мандат на организацию синдицированного кредита.
Например, в декабре 2005 г. ОАО «Северо-Западный Телеком (СЗТ)» привлекло синдицированный кредит в сумме 50 млн евро. Организатором синдиката был выбран Citibank N. A. Кредит привлечен на три года по ставке Euribor3M+2 % годовых. Кредит подлежит погашению в суммах, которые снижают ссудную задолженность на сумму, равную 1/9 от первоначальной суммы кредита, и в даты, наступающие через 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33, 36 и 37 мес. после первой даты использования.
Состав участников синдиката и величина ссудной задолженности показаны в табл. 1.
Этот кредит 20.01.2009 ОАО «Северо-Западный Телеком» погасило в полном объеме.
По итогам открытого конкурса на право организации договора синдицированного кредитования — в июле 2007 г. ОАО «СЗТ» был привлечен второй синдицированный кредит на сумму 100 млн долл. Победителем конкурса стало ЗАО «ЮниКредит Банк», которое совместно с банком Bank Austria CreditanstaltAG выступило организатором синдиката. Второй синдицированный кредит был разделен на два транша со следующими параметрами.
Транш А (три года) — сумма 50 млн долл., ставка Libor3M+0,95 % годовых. Кредит подлежит погашению в суммах, которые снижают ссудную задолженность на сумму, равную 1/7 от первона-
Таблица 1
состав участников синдицированной сделки и величина ссудной задолженности, тыс. евро
кредитор Величина ссудной задолженности на 31.12.2008
ZAO Citibank Moscow 444,44
ING Bank Eurasia ZAO Moscow 1 666,67
ВТБ Банк Европы ПЛС 1 666,67
Banque Societe General Vostok 833,33
Mizrahi Tefahoe Bank Limited 555,56
Bank Natexis (ZAO) Moscow 388,89
Итого... 5 555,56
Таблица 2
Показатели ссудной задолженности по второму синдицированному кредиту, привлеченному ОАО «СЗТ», тыс. долл.
Величина ссудной задол-
женности на 31.12.2008
UniCredit Bank 15 000,00
Banque Societe General Vostok 14 000,00
BNP Paribas 11 000,00
HSBC 11 000,00
KBC Finance Ireland 11 000,00
SEB 8 000,00
Alpha Bank 5 000,00
Caixa Geral 5 000.00
1KB 5 000.00
Morgan Stanley 2 500,00
Changhai Commercial Bank 2 500,00
Bank Natixis 5 000,00
Orgresbank 5 000,00
Hтого... 100 000,00
чальной суммы кредита, и в даты, наступающие через 18, 21, 24, 27, 30, 33 и 36 мес. после первой даты использования;
Транш В (пять лет) — сумма 50 млн долл., ставка Libor3M+1,25 % годовых. Кредит подлежит погашению в суммах, которые снижают ссудную задолженность на сумму, равную 1/13 от первоначальной суммы кредита, и в даты, наступающие через 24,27,30,33,36,39,42,45,48,51,54,57, и 60 мес. после первой даты использования.
Таким образом, ОАО «СЗТ» привлекло средства на одних из лучших в отрасли фиксированной связи страны ценовых условиях. Компании и организаторам удалось привлечь значительное количество участников и расширить круг кредиторов компании (табл. 2).
Компания «СЗТ» 06.11.2008 успешно завершила сделку по привлечению третьего синдицированного кредита на сумму 150 млн долл. на международном рынке капитала.
Первоначальными ведущими организаторами выступили банки: ING Bank N. V., Natixis и UniCredit Bank. Банк West LB AG присоединился к сделке в качестве ведущего организатора. Агент по договору — Bayerisch Hypo und Vereinsbank AG (London Branch). Кредит является необеспеченным и привлечен на следующих условиях:
— ставка по кредиту: Libor+2,75 %;
— срок кредита: три года;
Таблица 3
Показатели ссудной задолженности по третьему синдицированному кредиту, привлеченному ОАО «СЗТ», тыс. долл.
Кредитор Величина ссудной задолженности на 31.12.2008
ING Bank N. V. 30 000,00
Bank Natixis (ZAO) 30 000,00
UniCredit Bank Austria AG 30 000,00
WestLB AG, London Branch 30 000,00
Skandinaviska Enskilda Banken AB Publ 15 000,00
Итого... 135 000,00
— погашение: ежеквартально равными частями после 15 мес. со дня подписания договора;
— ссудная задолженность по договору — 135 млн долл. (табл. 3).
Привлеченные средства направлены на финансирование инвестиционной программы и рефинансирование краткосрочной задолженности.
Список литературы
1. Бродовой К. В. Развитие региональной банковской системы России: дис... канд. эконом. наук. М., 2007.
2. Галимова Э. Р. Институциональные связи реального и финансового секторов в современной российской экономике: дис. канд. эконом. наук. Казань, 2007.
3. Карнаух С. Ю., Григорьева О. М. Корреспондентские отношения и организация синдицированного кредитования // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2004. № 11.
4. Рыкова И. Н. Фисенко Н. В. Формы кредитования реального сектора экономики региона // Финансы и Кредит. № 44 (332). 2008.
5. Рыкова И. Н., Шаповалов В. А. Развитие банковской системы в условиях рыночных преобразований. Ставрополь. Изд-во СГУ, 2002. С. 80.
6. Рыкова И. Н, Ремизов Д. С. Формирование эффективного механизма синдицированного кредитования в России. //Финансы и Кредит, 2005. № 26.
7. Рыкова И. Н., Фисенко Н. В. Механизм синдицированного кредитования. // Банковское кредитование, 2008. № 4.
8. Синдицированное кредитование. Теория и практика. ЗАО Райффайзенбанк Австрия. 2007.