УДК 334.723.6
Курманов Аскар Темержанович
Kurmanov Askar Temerzhanovich
кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ [email protected]
PhD (Phys.-Math.), Assistant Professor of the Management Department, Financial University under the Government of the Russian Federation [email protected]
НЕЧЕТКАЯ МОДЕЛЬ УЧАСТИЯ ДОЧЕРНИХ И ЗАВИСИМЫХ ОБЩЕСТВ В СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ
UNDEFINED MODEL OF SUBSIDIARIES AND AFFILIATES’ PARTICIPATION IN THE PUBLIC CORPORATIONS’ PROPERTY
Аннотация:
Summary:
В статье сформулированы направления трансформации межсубъектных отношений в государственных корпорациях на основе нечеткой модели участия.
The article discusses transformation of the intersubject relations within state corporations on the basis of the undefined model of participation.
Ключевые слова:
Keywords:
собственность, структура собственности, нечеткое участие, институциональная среда, государственная корпорация, субъект отношений.
property, ownership structure, undefined participation, institutional environment, state corporation, economic entity.
Развитие рыночных отношений в России привело к формированию различных финансовых институтов, среди которых начинают ускоренно развиваться структуры корпоративного типа. Проблемы формирования корпоративного капитала стали актуальными в России лишь в 1990-х гг. Внешними побудительными мотивами для этого стали общемировые процессы, в частности возросший интерес к корпоративному управлению в США, мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. и проблемы корпораций стран с развивающимися рынками. Основным внутренним побудительным мотивом такого интереса стала необходимость привлечения инвестиций в экономику страны и низкая конкурентоспособность подавляющего большинства российских фирм на финансовых рынках, обусловленная, в том числе, и низким уровнем корпоративного управления в компаниях.
Современный период развития экономики называют корпоративно-государственным капитализмом. Действительно, государственные корпорации в России явились тем инструментом, посредством которого в настоящее время возможна реализация крупнейших национальных проектов, в том числе влияние на важнейшие отрасли промышленности и экономики России. В то же время очевидно, что государство выделяет огромные средства и передает их различным юридическим лицам - государственным корпорациям, организационно-правовая форма которых малоизвестна и практически не опробована в отечественном экономическом обороте [1].
Конструкция государственных корпораций выстроена таким образом, чтобы получать от ее деятельности социально-значимый эффект, а не денежные средства в виде дивидендов путем реализации обязательственных прав от владения акциями общества [2]. Достаточно часто государственные корпорации убыточны, так как целью своей деятельности не ставят получение прибыли, как частные фирмы. Деятельность корпораций направлена на выполнение государственной политики, поддержку инновационного развития, преодоление ограничения доступа различных сфер экономики к новейшим технологиям, а также решение социальных проблем. Помимо этого, создание государственных корпораций позволяет приобретать и осваивать зарубежные технологии. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что тема, выбранная для исследования, является актуальной и имеет высокую теоретическую и практическую значимость.
Межсубъектные отношения формируются в государственной корпорации с момента ее создания. Как показывает практика, в состав государственных корпораций включаются хозяйствующие субъекты с различной величиной государственного участия. Это существенно затрудняет реализацию программ по решению государственных задач, так как в процесс принятия решений на уровне хозяйствующих субъектов помимо конфликта государственных ведомств включаются конфликты между государством и частными владельцами хозяйствующих субъектов. Такие конфликты могут быть серьезным препятствием для выполнения государственных задач, стоящих перед корпорацией в целом. Именно поэтому еще на этапе разработки закона о
создании государственной корпорации целесообразно проводить анализ управляемости создаваемой структуры собственности.
Для этого может быть использована модель нечеткого участия, в которой на основе теории нечетких множеств анализируются возможные варианты структур собственности создаваемой корпорации и определяется интегральный уровень управляемости. Структурно концепцию нечеткого участия для урегулирования межсубъектных отношений в государственной корпорации можно представить, как показано на рисунке 1, на котором выделены три основных функциональных блока генерирования интегрированной оценки управляемости корпоративной структуры и ее законодательного фиксирования в законе о создании государственной корпорации.
В первом блоке для получения интегрированной оценки управляемости структуры собственности используется метод недоминируемых альтернатив, заключающийся в агрегировании нечетких мнений заинтересованных ведомств по степени влияния на конкретные хозяйствующие субъекты, которые предполагается включить в состав государственной корпорации в форме множества А = {Предприятие 1, Предприятие 2, ..., Предприятие ^, состоящего из предприятий отрасли, в которых государство имеет долю собственности, на множество критериев G = {Количество работников, Доля владения, Управляемость, Производительность продукции, Экономическая безопасность, Общая величина затрат, Стоимость законодательной реализации}.
Сбор информации осуществляется в форме матриц нечетких отношений предпочтения, элементы которых отражают степень истинности высказываний в интервале от 0 до 1 о приоритете одной структуры собственности над другой по отдельно взятому из множества G критерию. В качестве степени истинности могут быть использованы и лингвистические выражения, которые трансформируются в числовые выражения по специальному алгоритму. При построении нечетких моделей необходимым условием является представление входных и выходных параметров нечеткой модели в форме лингвистических переменных, значениями которых являются нечеткие переменные.
Рисунок 1 - Принципиальная схема выбора структуры собственности на основе модели нечеткого участия [3]
Главной лингвистической переменной является параметр «Управляемость», который принимает нечеткие значения «Нулевая», «Плохая», «Удовлетворительная», «Хорошая» и «Отличная», которые измеряются на шкале баллов от 0 до 1. В результате обобщения мнений заинтересованных ведомств формируется терм-множество, каждый элемент которого определяется своей функцией принадлежности, указывающей степень проявления лингвистической
оценки для каждой точки от 0 до 1. Полученная нечеткая модель позволяет производить расчет приемлемости структуры собственности, анализировать различные варианты, выбрать лучшую комбинацию параметров структуры собственности государственной корпорации, а также выявить практически неприемлемые решения.
Модель на основе нечеткого участия упрощает процесс формирования государственной корпорации, а также позволяет выявить наиболее существенные пробелы институциональной среды, которые вызывают наибольшие противоречия в заинтересованных ведомствах, что проявляется в низких значениях функции принадлежности по структуре собственности. В случае если структура собственности во всех рассмотренных вариантах имеет низкий уровень управляемости, инициатор создания государственной корпорации имеет возможность скорректировать важность критериев оценки управляемости или изменить структуру владения для повышения доли участия в приоритетных предприятиях. Полученная в результате нечеткого моделирования оценка управляемости будет объективным количественным основанием для выбора структуры собственности, коэффициент рациональности которой будет максимально приближен к количественному значению полученной приемлемости государственного решения.
Нечеткая модель участия является основой для разработки отдельного сегмента институциональной среды - института собственности. Наряду с пропорциональным распределением прав участия в государственных корпорациях формируется асимметричная структура отношений собственности, которая проявляется в непропорциональном доминировании одного собственника над другими. Непропорциональное доминирование является одной из форм государственного давления на частный сектор экономики и в классической корпорации существенно ухудшает рыночную позицию и объективные оценки стоимости бизнеса. В государственной корпорации осуществляется двойное доминирование, при котором конфликт становится тройственным (рисунок 2).
Государственные органы власти (внутренний некорпоративный государственный конфликт)
Конфликт ресурсных
Конфликт стратегических приоритетов
Государственная приоритетов Частный собственник
корпорация предприятия, включенного в
государственную корпорацию
Рисунок 2 - Тройственный конфликт приоритетов в системе с нечетким участием
Конфликты стратегических приоритетов возникают, когда у государственных органов власти и частного собственника существенно различаются представления о целях и направлениях развития, приоритетных видах продукции, а также целевых показателях деятельности. Как правило, наиболее важным для частного собственника является рост стоимости собственного предприятия, для чего необходимо постоянное соперничество на рынке, максимальное раскрытие информации, а также управление стоимостью. Для государства дочерние и зависимые предприятия государственной корпорации, прежде всего, представляют собой имущество, используемое для решения государственных задач, которые могут не предполагать рыночное соперничество, управление стоимостью и раскрытие информации.
В свою очередь, конфликт ресурсных приоритетов возникает у самой государственной корпорации как представителя государства в органах управления предприятиями и частными собственниками этих предприятий по поводу привлечения ресурсов и направлений их дальнейшего использования. В этой ситуации возникает объективная необходимость трансформации институциональной среды в части изменения неформальных институтов защиты собственности и повышения пропорциональности участия в принятии решений всеми собственниками дочерних и зависимых предприятий. Однако данный аспект трансформации институциональной среды представляется автору наиболее трудоемким и самым протяженным по времени, поскольку требует не только трансформации институциональной среды экономики, но и изменения парадигмы участия государства в социально-экономических отношениях.
Ссылки:
1. Кузьминов А.А. Государственная корпорация как субъект гражданского права // Сборник статей аспирантов. М., 2008. Вып. 6.
2. Кудашкин В.В. Мифы и реальность госкорпораций // ЭЖ-ЮРИСТ. 2008. № 24.
3. Марахимов А. Анализ проектных решений выбора аппаратно-программного комплекса вычислительных сетей на основе нейро-нечетких математических моделей. URL: http://logic-bratsk.ru/radio/fuzzy/marah/marah.htm
References (transliterated):
1. Kuz'minov A.A. Gosudarstvennaya korporatsiya kak sub"ekt grazhdanskogo prava // Sbornik statey aspirantov. M., 2008. Issue. 6.
2. Kudashkin V.V. Mify i real'nost' goskorporatsiy // EZH-YURIST. 2008. № 24.
3. Marakhimov A. Analiz proektnykh resheniy vybora apparatno-programmnogo kompleksa vychislitel'nykh setey na osnove neyro-nechetkikh matematicheskikh modeley. URL: http://logic-bratsk.ru/radio/fuzzy/marah/marah.htm