Научная статья на тему 'Концепция распределенного управления в сложных экономических структурах'

Концепция распределенного управления в сложных экономических структурах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ / ИНСТИТУТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА / PUBLIC CORPORATION / DISTRIBUTION MANAGEMENT / DELEGATION / REPRESENTATION INSTITUTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курманов А. Т., Ширяев С. И.

В статье разработана концепция распределенного управления государственной корпорацией с использованием института представительства и делегирования, позволяющая сформировать базовые принципы делегирования полномочий по нестратегическим решениям, а также использовать институт специальных представителей для реализации директив на уровне дочерних и зависимых обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF DISTRIBUTED CONTROL IN DIFFICULT ECONOMIC STRUCTURES1FGOBU «Financial University under the Government of the Russian Federation»

In this paper the concept of distributed control public corporation with the Institute representative and delegation, which allows to form the basic principles of delegation of non-strategic decisions, as well as use of special representatives Institute to implement the directives at the level of subsidiaries and affiliates.

Текст научной работы на тему «Концепция распределенного управления в сложных экономических структурах»

КОНЦЕПЦИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СЛОЖНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ

Курманов А.Т. к.т.н., доцент кафедры «Менеджмент» ФГОБУ «Финансовый университет при Правительстве РФ» Ширяев С.И. к.э .н., Исполнительный директор ГК «Восток-Сервис»

В статье разработана концепция распределенного управления государственной корпорацией с использованием института представительства и делегирования, позволяющая сформировать базовые принципы делегирования полномочий по нестратегическим решениям, а также использовать институт специальных представителей для реализации директив на уровне дочерних и зависимых обществ.

Ключевые слова: государственная корпорация, распределительное управление, делегирование, институт представительства

THE CONCEPT OF DISTRIBUTED CONTROL IN DIFFICULT ECONOMIC STRUCTURES

Kurmanov A., Ph.D., Associate Professor, Management chair, FGOBU «Financial University under the Government of the Russian

Federation»

Shiryaev S.,Ph.D., Executive Director, SC «Vostok-Service»

In this paper the concept of distributed control public corporation with the Institute representative and delegation, which allows to form the basic principles of delegation of non-strategic decisions, as well as use of special representatives Institute to implement the directives at the level of subsidiaries and affiliates.

Keywords: public corporation, distribution management, delegation, representation institute

Развитие рыночных отношений в России привело к формированию различных финансовых институтов, среди которых начинают ускоренно развиваться структуры корпоративного типа. Проблемы формирования корпоративного капитала стали актуальными в России лишь в 1990-х гг. Внешними побудительными мотивами для этого стали общемировые процессы, в частности возросший интерес к корпоративному управлению в США, мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. и проблемы корпораций стран с развивающимися рынками. Основным внутренним побудительным мотивом такого интереса стала необходимость привлечения инвестиций в экономику страны и низкая конкурентоспособность подавляющего большинства российских фирм на финансовых рынках, обусловленная, в том числе и низким уровнем, корпоративного управления в компаниях.

Современный период развития экономики называют корпоративно-государственным капитализмом. Действительно, государственные корпорации в России явились тем инструментом, посредством которого в настоящее время возможна реализация крупнейших национальных проектов, в том числе влияние на важнейшие отрасли промышленности и экономики России. В то же время, очевидно, что государство выделяет огромные средства и передает их различным юридическим лицам - государственным корпорациям, организационно-правовая форма которых малоизвестна и практически не опробована в отечественном экономическом обороте [1].

В этой связи высока политическая ответственность Президента РФ и Правительства РФ за возможные последствия неудачных решений. Тем более что инвестируемые средства и иное имущество (государственная корпорация может иметь в собственности недвижимое имущество в виде зданий, сооружений, жилищного фонда и даже земельных участков, а также движимое имущество -оборудование, транспортные средства, различные объекты производственного, социально-культурного и благотворительного назначения, деньги и ценные бумаги) принадлежат государственные корпорации на праве собственности. Данное обстоятельство отличает государственную корпорацию от иных юридических лиц, учрежденных государством, т.к. Российская Федерация обладает правом собственности на имущество любого государственного унитарного предприятия, оставляя за ним право либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления (казенное предприятие). Данные обстоятельства делают проблему рассмотрения деятельности государственных корпораций актуальной.

Конструкция государственных корпораций выстроена таким образом, чтобы получать от ее деятельности социально-значимый эффект, а не денежные средства в виде дивидендов путем реализации обязательственных прав от владения акциями общества[2]. Достаточно часто, государственные корпорации убыточны, т.к. целью своей деятельности не ставят получение прибыли, как частные фирмы. Деятельность корпораций направлена на выполнение

государственной политики, поддержку инновационного развития, преодоление ограничения доступа различных сфер экономики к новейшим технологиям, а также решение социальных проблем. Помимо этого, создание государственных корпораций позволяет приобретать и осваивать зарубежные технологии.

Для повышения эффективности управления в государственных корпорациях целесообразно применять, по нашему мнению, концепцию распределенного управления государственной корпорацией с использованием института представительства и делегирования. Сущность концепции распределенного управления состоит в формировании мезосети делегирования полномочий для оперативного принятия решений в рамках государственной корпорации. В отличие от институциональной среды в целом, которая является макросетью, мезосеть представляет собой субъектную локализацию институтов для целей управления государственной корпорацией. В рамках формирования подобной мезосети возникает совокупность институтов, поддерживающих функционирование государственной корпорации, а также система контроля реализации формальных отношений между хозяйствующими субъектами, входящими в государственную корпорацию.

Реализация концепции распределенного управления предполагает четкую фиксацию основных функциональных областей, которые описывают полномочия органов управления, сформированных в государственной корпорации для принятия решений по деятельности дочерних и зависимых обществ (таблица 1). Для создания мезосети необходимо использовать методы, позволяющие повысить управляемость, снизить количество конфликтов в процессе принятия стратегических решений по деятельности государственной корпорации, а также создать условия для повышения качества выполнения государственных задач, стоящих перед государственной корпорацией.

Таким образом, в институциональную инфраструктуру государственной корпорации входят элементы, поддерживающие ее организационную структуру: институты, формирующие систему корпоративного управления государственной корпорации, посредством которых консолидируются имущественные права, основные ресурсы, формируется экономический потенциал, который является результатом эндогенных и экзогенных межсубъектных отношений. Результатом межсубъектных отношений является мезосеть, в рамках которой формируются управляемые переменные для регулирования корпоративных задач в государственной корпорации.

Органы корпоративного управления в государственной корпорации концентрируют основное внимание на решении стратегических задач, формировании ресурсного баланса, обеспечении некоммерческого характера деятельности, а также на урегулировании стратегических и ресурсных конфликтов, развитии межсубъектно-го взаимодействия, инновационном обновлении продукции и технологий, освоении новых сегментов рынка. В частности, нами рас-

Стратегические специальные цели Коммерческие цели

Обеспечение высоких характеристик и низкой стоимости компонентов для ВВСТ Развитие инноваций, значимых для радиоэлектронной промышленности РФ Создание стоимости Повышение конкурентоспособности и лидирующие позиции в сегментах мирового высокотехнологичного рынка

Эффективная реализация заданий по ГОЗ и реализация потенциала улучшения экономических показателей по ним Развитие гражданской диверсификации за счет усиления позиций в приоритетных рыночных нишах и входа в новые ниши

•Удержание ключевых компетенций в продукции двойного назначения, их развитие в соответствии с требованиями заказчиков •Сохранение доли на рынке комплектующих и модулей оборонного применения. Увеличения доли в ГОЗ за счет развития новых продуктов •Повышение рентабельности операций по оборонному заказу •Нишевый подход к диверсификации в силу ограниченности ресурсов для развития •Максимальное использование существующих технологических и бизнес-компетенции Холдинговой компании для входа в ниши •Развитие недостающих компетенций, необходимых для успешного присутствия в приоритетных нишах. Инновационное развитие

Повышение эффективности операций

•Повышение концентрации ресурсов и компетенций, устранение дублирований, увеличение масштаба и серийности производств

•Внедрение современных подходов производства мирового класса

•Техническое перевооружение предприятий на основе современного технологического оборудования

Повышение эффективности систем управления

•Внедрение современных технологий и систем управления, в том числе информационных технологий •Создание системы управления, имеющей различную специфику в военном и гражданском бизнесе •Повышение прозрачности бизнеса и инвестиционной привлекательности________________________________

Рис. 1. Стратегические цели ОАО «Росэлектроника»1

смотрены направления развития институциональной среды в государственной корпорации «Ростехнологии» и одной из ее дочерних компаний - ОАО «Росэлектроника» (рисунок 1).

Из рисунка можно сделать вывод, что в государственных корпорациях существует несколько групп целей. Анализ стратегий других государственных корпораций позволил заключить, что, как правило, наряду с коммерческими целями существуют специальные цели, вытекающие из необходимости удовлетворения стратегических интересов государства при создании государственной корпорации.

Наличие в государственной корпорации большого количества различных хозяйствующих субъектов существенно усложняет процсс принятия управленческих решений и диктует необходимость использования распределенной системы управления. Распределенный подход позволяет создать институциональную и организационно-методическую базу для обоснования потенциальных возможностей повышения качества принимаемых стратегических решений с учетом особенностей функционирования государственной корпорации. Одной из главных проблем в управлении государственной корпорацией является распыленность структуры владения, при которой полный контроль практически невозможен.

В этих условиях представители государственной корпорации могут реализовать распределенное управление, когда полномочия

по отдельным решениям делегируются на места, а для решения наиболее важных стратегических вопросов создается институт специальных представителей, основной задачей которых является представление интересов в органах управления дочерних и зависимых обществ государственной корпорации. С учетом особенностей распределенного управления в работе предложена карта полномочий для представления интересов в дочерних и зависимых обществах (таблица 1).

Основным институциональным условием реализации государственной корпорацией своих функций корпоративного управления в дочерних и зависимых обществах является соответствие (адаптивность) принимаемых решений содержанию внешней и внутренней среды, которые характеризуются различными интересами, потенциальными конфликтами и источниками ресурсов. Макросеть формирует требования к корпоративному управлению с позиций национальной экономики и участия в глобальной конкуренции. То есть, на мезосеть воздействуют политические, социальные, экономические факторы, которые позволяют количественно оценить уровень формализации институциональной среды и приоритеты ее трансформации.

На основании карты распределения полномочий и с учетом стратегических интересов можно разработать механизм распределенного управления, который позволяет разбить объект управле-

Таблица 1. Карта распределения полномочий для представления интересов в дочерних и зависимых обществах государственной корпорации

Уровень Функция Масштаб решения Содержание Результаты

Совет Директоров государственной корпорации Стратегические императивы Трансформация макросреды Экономическая необходимость, приоритеты в решении государственных задач Степень удовлетворенности заинтересованных ведомств

Правление государственной корпорации Стратегические интересы Трансформация мезосреды Объективная оценка приоритетных проектов и ресурсов деятельности Полнота исполнений решений Совета Директоров по государственным задачам

Совет Директоров дочернего или зависимого общества Оперативные сценарии развития Трансформация микросреды Экономическая полезность принимаемых решений и управление ресурсным конфликтом Экономическая эффективность, ресурсная обеспеченность, производственная программа

Специальный представитель Реализация государственных директив Трансформация микросреды Правовое и административное обеспечение интересов государственной корпорации Интенсивность участия в принятии решений по стратегическим вопросам

Использованы материалы открытой печати по стратегии развития ОАО «Росэлектроника».

Система реализации стратегических интересов государственной корпорации

[органы корпоративного управления государственной корпорации с

представительством органов власти;

Ьрганы корпоративного [управления дочерних и зависимых обществ;

[институт специальных [представителей; система корпоративного контроля.

Государство

Имущественные отношения

материальное имущество; нематериальные активы; распределенные активы; нечетко распределенное имущество;

переданное имущество.

Стратегические

ресурсы

государственные средства; нечеткие ресурсы; собственныс ресурсы.

Совет Директоров

Производственная инфраструктура

технологические взаимосвязи; модель кооперации; система заказов;

► НИОКР;

«ммерциализация технологий; знновационная программа.

Исполнительные органы

Управляемые переменные

эбъемы ресурсов; доходность по видам ресурсов; параметры кооперации; нормативы затрат; шчество продукции; юнфликты и ущерб; полезность стратегических решений; цоли рынка;

финансовые результаты; диверсификация.

---► управляющее воздействие

---► ресурсное обеспечение

институциональная среда Рис. 2. Экономический механизм распределенного управления государственной корпорации

ния на отдельные компоненты, между которыми возникают различные формы отношений (рисунок 2). Очень важную роль в экономическом механизме играет система реализации стратегических интересов государственной корпорации, в рамках которой фактически формируется мезосеть как прикладная реализации формальных и неформальных институтов.

Таким образом, концепция распределенного управления позволяет сформировать базовые принципы делегирования полномочий по нестратегическим решениям, а также использовать институт специальных представителей для реализации директив на уровне дочерних и зависимых обществ. Концепция распределенного уп-

равления существенно снижает экономические риски, а также позволяет сократить количество ресурсных конфликтов за счет формирования пакета директив, удовлетворяющих все стороны по критерию полезности принимаемого решения.

Литература:

1. Кузьминов А.А. Государственная корпорация как субъект гражданского права // Сборник статей аспирантов: Вып. № 6. - М.: МАЭП, 2008.

2. Кудашкин В.В. Мифы и реальность госкорпораций // ЭЖ-ЮРИСТ №24, 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.