Научная статья на тему 'НДФЛ: две стороны одной медали'

НДФЛ: две стороны одной медали Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДФЛ / налог / экономика / финансы / налоговые вычеты / льготы / пособия / tax / economics / finance / income exclusions / facility / allowance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нодари Дарчоевич Эриашвили, Александр Иванович Григорьев

Данная работа представляет собой рассмотрение проблем правоприменения налога на доходы физических лиц в Российской Федерации. Авторами проанализировано законодательство НДФЛ как в России, так и за рубежом, а также вопросы, связанные с использованием налогоплательщиком налоговых вычетов, а также внесены предложения в действующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal income tax: different sides of the same coin

This work presents the study of the law enforcement of income tax in the Russian Federation. The national law concerning income tax both in Russia and abroad has been analyzed by the contributors, together with problems of tax deductions used by taxpayers. As a result, some regulatory changes in the Russian tax legislation have been introduced

Текст научной работы на тему «НДФЛ: две стороны одной медали»

УДК 33 ББК 65

НДФЛ:

ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ

НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ,

профессор Московского университета МВД России, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук,

доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГРИГОРЬЕВ, доцент кафедры У и АПД ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук

СШ/йот-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Данная работа представляет собой рассмотрение проблем правоприменения налога на доходы физических лиц в Российской Федерации.

Авторами проанализировано законодательство НДФЛ как в России, так и за рубежом, а также вопросы, связанные с использованием налогоплательщиком налоговых вычетов, а также внесены предложения в действующее законодатель-

Ключевые слова: НДФЛ, налог, экономика, финансы, налоговые вычеты, льготы, пособия.

Annotation. This work presents the study of the law enforcement of income tax in the Russian Federation. The national law concerning income tax both in Russia and abroad has been analyzed by the contributors, together with problems of tax deductions used by taxpayers. As a result, some regulatory changes in the Russian tax legislation have been introduced.

Keywords: tax, economics, finance, income exclusions, facility, allowance.

Новая волна экономического кризиса в России снова вскипает. Прогноз особого труда не составляет, так как от цены нефти всецело зависят и рубль, и бюджет, эта зависимость, только усиливается, российское падение не заставляет себя ждать. Цена нефти марки Brent держится вблизи трехмесячных минимумов, а доллар США снова стоит в России больше 57 рублей. Эксперты предупреждают, что при худших сценариях курс доллара может подскочить до 65 рублей.

Если дефицит федерального бюджета за I квартал 2015г. превысил 812 млрд руб., то за I полугодие этого года — 889,306 млрд руб. Это вполне объяснимо и связано в результате снижения цены на нефть и ухудшения внешней конъюнктуры на рынке.

В Минфине России вновь идут разговоры о «заморозке» накопительной части пенсий в 2015 году.

Развернувшаяся в последнее время в СМИ дискуссия о налогах с особой остротой затронула вопрос оценки эффективности налогового законодательства. Целый ряд известных экономистов, юристов и предпринимателей высказали ряд совершенно полярных мнений.

В этой связи, считаем подробно остановиться на вопросах, связанных с применением НДФЛ на территории РФ.

Сейчас его базовая ставка составляет 13%, причем в отличие от большинства стран шкала обложения — плоская, то есть не зависит от размера дохода. Например, базовая ставка по пропорциональной системе налогообложения в бывших странах СССР следующая: Грузия — 20%. Украина — 15%, Казахстан — 11% (источник: www.worldwide-tax.com) и в ряде африканских стран. Как было сказано выше, в мире превалирует прогрессивная шкала налогоо-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

бложения. Приведем пример ставки налогообложения подоходного налога в ряде стран: Страны БРИК

• Бразилия — 7.5—27.5%

• Индия — 10—30%

• Китай — 5—45% Отдельные страны Евросоюза.

• Германия — 14—45%

• Италия — 23—45%

• Португалия — 0—42%

• Франция — 5.5—41%

• Швеция — 0—57% Некоторые другие страны

• Австралия — 17—45%

• Канада — 15—29%

• Япония — 5—50%

(источник: www.worldwide-tax.com) Рассмотрим налоговые системы некоторых стран.

Федеральный подоходный налог в США узаконен 16-й поправкой к Конституции США и Налоговым Кодексом США (Internal Revenue Code), который принимается Конгрессом.

Федеральный подоходный налог с граждан достаточно прогрессивен: по меньшей мере, первые 8950 $ дохода не облагаются федеральным подоходным налогом (17 900 $ для супружеских пар в 2008 году), налоговые ставки варьируются от 10% (со следующих 8025 $ облагаемого дохода в 2008 году) до 35% (на доходы выше 357 700 $), однако разнообразные вычеты из облагаемого налогом дохода (ипотечные проценты, налоги на недвижимость, образование и прочие) могут значительно уменьшить налоговое бремя для многих представителей среднего и верхнего среднего классов, особенно для домовладельцев со значительным ипотечным долгом.

Существуют 5 категории налогов, о которых надо волноваться в США:

• Первая — Подоходный налог (income tax).

• Вторая — Налог на наследование (estate tax).

• Третья — Налог на дарение (gift tax).

• Четвертая — Налог на выезд ^patria^on tax). Доход в США подлежит федеральному налогообложению по прогрессирующей ставке от 0 до 35 процентов. Также, штаты могут брать свой собственный налог, который может быть от 0 в некото-

рых штатах до 10+ процентов в других штатах. Есть специальные ставки налогов для дохода от долгосрочного прироста капитала (15% в 2012) и для некоторых пассивных доходов иностранцев от источников в США (30%).

Шкала налогов зависит от статуса налогоплательщика. Есть разные таблицы для подающих в индивидуальном порядке, для супругов, и для основных кормильцев. Например, ставка налога для подающих индивидуально в 2012:

• Доход от $0 до $8,700 — 10%

• Доход от $8,700 до $35,350 — 15%

• Доход от $35,350 до $85,650 — 25%

• Доход от $85,650 до $178,650 — 28%

• Доход от $178,650 до $388,350 — 33%

• Доход свыше $388,350 — 35%

Также, существует множество налоговых вычетов, которые позволяют уменьшить налогооблагаемую базу. Например, для индивидуального налогоплательщика существуют стандартный вычет (standard deduction) $5,950 и персональный вычет (personal exemption) $3,800. Это означает на практике то, что первые $9,750 дохода не облагаются налогом (http://usataxlawyer.livejournal. com/1059.html).

В Китае недавно прошла налоговая реформа. Так, население с доходом ниже 3 тыс. юаней (15 тыс. руб.) в месяц — вообще не платит подоходный налог. Для зарплат менее 10 тыс. юаней (50 тыс. руб.) в месяц — налог составит 5%. Максимальная, в 45%, действует только для очень богатых, зарабатывающих более 100 тыс. юаней (500 тыс. руб.). Похожие системы работают во многих странах. Например, по японским налоговым законам зарплата на уровне 70 тыс. иен (31 тыс. руб.) облагается налогом в 5%. Во Франции — с дохода менее 1 тыс. евро (43 тыс. руб.) возьмут 5.5%, в Бразилии — 7.5%. В Финляндии налог с такой зарплаты не взяли бы вообще.» (Гурдин К. Откуда ударит налоговая молния // Аргументы недели 24 ноября 2011 г. № 46).

Во Франции шкала налоговых ставок подоходного налога (IR) не плоская, а прогрессивная. Чем выше доход, тем выше ставка налога.

При этом шкала налогов пересматривается и утверждается парламентом Франции каждый год (в

зависимости от уровня инфляции, бюджета и экономической ситуации в стране). Вот, например, шкала подоходного налога для физических лиц во Франции в 2013 году:

• QF до 5 963 евро в год: налоговая ставка 0%

• QF от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5%

• QF от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14%

• QF от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30%

• QF от 70 831 до 150 000 евро в год: налоговая ставка 41%

• QF свыше 150 000 евро в год: налоговая ставка 45%

• QF свыше 1 000 000 евро в год: налоговая ставка 75%. Кстати, 29 декабря 2012 г. Конституционный суд Франции отменил принятую ранее ставку в 75%.

В 2012 году шкала была почти такой же за исключением дополнительных более высоких налоговых ставок для сверхвысоких доходов:

• QF до 5 963 евро в год: налог 0%

• QF от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5%

• QF от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14%

• QF от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30%

• QF свыше 70 830 евро в год: налоговая ставка 41%

При рассмотрении этой прогрессивной шкалы налоговых ставок очень важно учитывать два момента:

1) Слева в налоговой шкале указан не доход одного физического лица, а именно среднегодовой доход в расчете на одного члена семьи (Quotient Familial).

Например, если супруг зарабатывает 28 000 евро в год (~94 750 рублей в месяц), а его жена не работает и сидит дома с единственным несовершеннолетним ребенком, то (без учета различных вычетов) QF будет равен 28 000 : 2.5 = 11 200. Это значит, что налоговая ставка подоходного налога для этой семьи во Франции будет составлять 5.5% (а не 30%, как может показаться на первый взгляд неподготовленному российскому обывателю).

В России, где учитывается именно персональный доход налогоплательщика, ставка подоходного налога для доходов этой семьи будет составлять всегда 13%.

2) Указанная справа процентная ставка налога применяется не ко всему доходу целиком, а только к той его части, рамки которой определены слева. Т.е. часть среднедушевого дохода на члена семьи до 5 963 евро в год не облагается налогом вообще, часть среднедушевого дохода на члена семьи от 5 963 до 11 896 евро в год облагается налогом по ставке 5.5%, часть среднедушевого дохода на члена семьи от 11 897 до 26 420 евро в год облагается налогом по ставке 14% и т.д. Таким образом, определяемая по этой шкале ставка налога — это максимальная ставка, применяемая только к самой верхней части дохода. Более низкие части дохода будут облагаться налогом по более низким ставкам.

В России же единая налоговая ставка 13% применяется ко всему доходу целиком, без градаций. Пример:

Семья, состоящая из двоих супругов с двумя несовершеннолетними детьми, зарабатывает совокупно 40 000 евро в год (135 300 рублей в месяц).

Расчет подоходного налога с этой семьи в России (в год):

40000 х 0.13 = 5200 евро (~211 100 рублей) Расчет подоходного налога с этой семьи во Франции (в год):

Коэффициент размера семьи = 3 QF = 40000 : 3 = 13333 => налоговая ставка (максимальная) 14%

(5963 х 0 + (11896-5963) х 0.055 + (1333311896) х 0.14) х 3 = (0 + 326.315 + 201.18) х 3 = 1 582 евро (~64 200 рублей)

Получается, что для семьи с таким доходом в России налоговые отчисления подоходного налога будут более чем в три раза выше, чем во Франции. А для такой же семьи с меньшим доходом платить подоходный налог в России будет еще менее выгодно, чем во Франции.

Во Франции существует широкая система налоговых вычетов (профессиональных, семейных, социальных, имущественных и др.), что снижает налого-вуюбазу (налогооблагаемуюсумму) исоответственно в некоторых случаях может снижать и налоговую ставку (т.к. шкала прогрессивная). Например, из на-

логовой базы подоходного налога (т.е. из налогооблагаемой суммы семейного годового дохода) перед уплатой налогов вычитаются:

а) Все профессиональные расходы (расходы, понесенные работающими членами семьи на то, чтобы получить доход от своей работы). Сюда относится оплата профессионального обучения (семинары/курсы по специальности, профессиональная подготовка и переквалификация и т.п.), транспортные расходы на проезд на работу и с работы, покупка спецодежды и рабочих инструментов, необходимых для выполнения работы (включая компьютеры/ ноутбуки/телефоны/оргтехнику), расходы на рабочие обеды, расходы на аренду личного офиса и прочие рабочие/профессиональные расходы.

б) Расходы на покупку и постройку жилья для своей семьи.

в) Расходы по охране дома.

г) Социальные/медицинские расходы: страхование жизни (своей и членов семьи), отчисления в фонды медицинского/социального страхования, расходы на лекарства.

д) Расходы на содержание детей в яслях и детских садах. Расходы на обучение детей в школах, лицеях, колледжах и вузах.

е) Расходы на содержание недееспособных членов семьи.

Если вместе с семьей и на ее содержании живет ближайший родственник (родитель/ребенок), который является хоть и совершеннолетним, но недееспособным иждивенцем (инвалид, неработающий старик и др.), то на него можно, либо получить фиксированный налоговый вычет (несколько тысяч евро в год, без подтверждения расходов), либо присовокупить его доход к общему доходу семьи и учесть его в семейном коэффициенте наравне с несовершеннолетним ребенком.

ж) Вычет за ребенка-военнослужащего можно получить даже если он уже совершеннолетний, и даже если у него уже есть своя семья.

Вычет за военнослужащего производится точно так же, как за несовершеннолетнего ребенка или другого иждивенца на содержании семьи. На него можно либо получить фиксированный налоговый вычет (несколько тысяч евро в год, без подтверждения расходов), либо присовокупить его доход к общему доходу семьи и учесть его в семейном ко-

эффициенте на равне с несовершеннолетним ребенком.

з) Если помогаешь деньгами работающим родителям, которые живут отдельно, то тоже можешь перед уплатой налогов вычесть соответствующую сумму из своего семейного дохода, но эту передачу денег родителям придется подтвердить банковской выпиской, а также эта сумма войдет в суммарный семейный доход работающих родителей (и отразится на их налогах, если они живут во Франции).

и) Расходы на благотворительность (их нужно подтверждать банковскими выписками).

Во Франции все эти вычеты существуют не просто номинально на бумаге, они реально работают, и множество французских семей ими регулярно пользуется, чтобы уменьшить свою налоговую базу (http://mvgolubev.blogspot.ru/2012/12/french-tax. html).

В Великобритании помимо необлагаемого минимума в 7 475 фунтов стерлингов предусмотрен ряд социальных вычетов (для семейных пар, граждан в возрасте 65—74 и старше 75 лет, для слепых).

Предусмотрена льгота по подоходному налогу для выплачивающих ипотечный кредит. Льгота составляет 10% от суммы кредита, при этом налогоплательщик получает эту льготу непосредственно в банке-кредиторе, а затем государство возмещает льготу банку.

Подлежат вычету у физических лиц взносы на пенсионное страхование.

У предпринимателей принимаются к вычету производственные расходы

В целом, налоговые ставки в Великобритании высоки, а количество вычетов по сравнению с другими развитыми странами весьма невелико, однако существенен размер необлагаемого налогами минимума. Как следствие, налоговая система весьма прозрачна, а доходы состоятельных людей действительно облагаются повышенными налогами, что не сглаживается массой льгот, подобно другим государствам. При этом Великобритания остается привлекательной для получения на ее территории дохода резидентами без домицилия (Источник: Клуб Главных Бухгалтеров № 11 — 2011).

В России, в соответствии налоговым законодательством, имеются следующие налоговые вычеты по НДФЛ:

1. стандартные налоговые вычеты;

2. социальные налоговые вычеты;

3. инвестиционные налоговые вычеты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. имущественные налоговые вычеты;

5. налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок;

6. налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе.

Однако они ограничены определенной суммой либо незначительны в своем размере.

Рассмотрим стандартный налоговый вычет, предоставляемый налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок.

Итак, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет предоставляется в следующих размерах;

1. 1 400 рублей — на первого ребенка;

2. 1 400 рублей — на второго ребенка;

3. 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;

4. 3 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта и приравненные к ним лица.

Налоговый вычет производится в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю.

Максимальный размер налогового вычета за налоговый период не должен превышать 280 000 руб.

Как видим, что каждый месяц налогового периода налогоплательщику будет возвращено с бюджета либо 182 руб. на одного ребенка, либо 390 руб. на третьего и каждого последующего ребенка.

По мнению доктора экономических наук Е. Гонтмахера, семьи с несовершеннолетними детьми, самая большая группа бедных в России. Если у вас их двое, то вы, скорее всего, попадете за черту бедности, когда приходится экономить на еде. То есть мы не можем средней семье с двумя малолетними детьми обеспечить нормальный уровень

благосостояния,.. .а обеспечить ей развитие (Гонт-махер Е. Что осталось от «социального государства». // Новая. 8.07.2015 г. № 70).

Гарантированной материальной поддержкой материнства, отцовства и детства в России является обеспечение граждан, имеющих детей, государственными пособиями.

Так, с 1 января с учетом размера индексации единовременные пособия составляют:

• женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, — 543,67 руб.

• при рождении ребенка — 14 497,80 руб.

• при передаче ребенка на воспитание в семью — 14 497,80 руб.

• беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву — 22 958,78 руб. С 1 января 2015 года ежемесячное пособие на

ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву, с учетом индексации составляет 9 839,48 руб. на каждого ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Рассмотрим, какие льготы и пособия получают семьи, имеющие детей в некоторых странах.

Во Франции самая высокая в Европе рождаемость, а здесь на каждую женщину приходится 1,99 ребенка, имеет вполне логичное объяснение: государство этому всячески способствует.

И в первую очередь, оказывая финансовую поддержку семьям, особенно многодетным. Начнем с того, что все француженки на седьмом месяце беременности получают единовременную субсидию в 850 евро. Если после 16 недель декретного отпуска новоиспеченная мамаша решила не выходить на работу, то она может при сохранении рабочего места в течение трех лет получать пособие в пределах 400—450 евро.

При рождении второго ребенка из специальных государственных фондов семьям начинают ежемесячно выплачивать по 124 евро. Эта сумма увеличивается до 283 евро при трех детях. При четырех возрастает до 441,5 евро, ну а при появлении на свет каждого последующего чада в семейный бюджет дополнительно вливается по 159 евро.

Помимо этого, существует дополнительная прибавка: на каждого ребенка в возрасте от 11 до 16 лет из «кассы» полагается «сверху» еще 35 евро в ме-

сяц. Эта сумма поднимается почти в два раза, если сыну или дочери 17 и более лет — вплоть до 21 года. Правда, при этом он или она должны жить вместе с родителями, учиться или работать, не получая более 823 евро в месяц, что составляет 55% минимальной зарплаты (без вычета налогов) во Франции.

Каждая многодетная семья, то есть где трое детей и более, также имеет право на субсидию. Это еще 120—130 евро. То есть только в виде ежемесячных пособий семья, где имеется трое детей, скажем, в возрасте от 7 до 18 лет, может получить от государства плюс-минус 700 евро наличными.

Это уже не говоря об отдельных пособиях на частичную, а при больших семьях и полную оплату аренды жилья, на приобретение в канун нового учебного года школьных принадлежностей (от 280 до 305 евро), а также на отпуск. Стоит также упомянуть о госдотациях на возмещение расходов семей на «бебиситтеров». В зависимости от доходов семьи, а также возраста ребенка (на малютку до трех лет полагается в два раза больше, чем на ребенка от трех до шести лет) ежемесячно можно рассчитывать, предоставляя соответствующие счета, на вспомоществование по уходу за детьми в размере 150—450 евро.

В Финляндии многодетным семьям, а также матерям-одиночкам не предоставляются какие-либо льготы. Однако выдаются различные пособия.

Например, существует так называемый пакет для новорожденного, который государство дарит всем родившим женщинам. Этот пакет содержит все, что требуется новорожденному в течение первого года жизни. Общая стоимость такого пакета — несколько сот евро.

Кроме того, финское государство выплачивает пособие ребенку с момента его рождения и по достижении 17-летнего возраста — 100 евро в месяц. Если в семье рождается второй ребенок, его пособие — 110,50 евро в месяц, третьему — 131, четвертому — 151,50, пятому и следующим — 172 евро в месяц. Матери или отцы, воспитывающие детей без супруга/супруги, получают надбавку на каждого ребенка 36,60 евро.

Таким образом, родители до достижения 17-летнего возраста каждого ребенка получают от финского государства в общей сложности более 20 тысяч евро, за второго — дополнительно еще 22 тысячи,

за третьего — почти 27 тысяч евро. Таким образом, финское государство в качестве пособий выплачивает семье с тремя детьми порядка 70 тысяч евро. Но на этом расходы государства не ограничиваются.

На плечи бюджета ложатся еще и детские садики. Пребывание одного ребенка в саду с трехразовым питанием обходится более чем в тысячу евро в месяц. Однако родители платят за садик не более 250 евро, а в провинции даже меньше — 200 евро. Остальные расходы берет на себя бюджет. При этом в садик принимают даже десятимесячных детей, давая возможность матерям выйти на работу (Дмитриева О, Ермолаева Н, Прокофьев В, Рокоссовская А. Недетская помощь. Как в других государствах стимулируют рост рождаемости. // РГ от 02.12.2010 г. № 272). В большей степени, за счет прогрессивной системы налогообложения перечисленные страны могут оказывать своим гражданам такие льготы.

Что касается НДФЛ, взимаемого в РФ то, можно вспомнить советский опыт. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 25 декабря 1972 г, был введен необлагаемый налогами минимум зарплаты в размере 70 руб. в месяц, что составляло 57% от среднемесячной заработной платы в народном хозяйственна момент введения закона и 32% от среднемесячной заработной платы в народном хозяйстве в 1988 году.

Авторы пропорциональной системы налогообложения в РФ утверждают, что налог на доходы один из самых низких в мире, а на деле — очень высокий. По своей природе он нацелен на защиту богатых. Приведем разницу доходов между богатыми и бедными (по децильным группам населения):

• Германия — 6:1

• Дания — 6:1

• Швеция — 6:1

• США — 15:1

• Россия — 15:1

• Мексика — 27:1

• Чили — 27:1

• Бразилия — 50:1

(по данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию)

Как видим, разрыв между богатыми и бедными в соотношение с развитыми странами мира доволь-

но высок, достиг 15- кратного размера и продолжает увеличиваться.

В структуре консолидированного бюджета поступления налога на прибыль составили 23,4%, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) — 21%, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 21%, налога на добавленную стоимость (НДС) — 18%. По объему перечисленных средств за этот период НДФЛ занял твердое второе место. Как было сказано выше весь объем НДФЛ остается в регионах, откуда он частично распределяется в виде нормативов отчислений либо межбюджетных трансфертов в местные бюджеты.

Иными словами, НДФЛ в наши дни основной бюджетообразующий налог в регионах и органах местного самоуправления, а раз так, то зачем менять налоговую ставку могут сказать наши оппоненты.

На наш взгляд, прогрессивная шкала налогообложения даст возможность перераспределять национальный продукт в пользу малоимущих слоев населения, тем более, что дефицит Пенсионного фонда РФ к началу 2015 г. достиг рекордной цифры и приблизился к одному триллиону рублей и продолжает увеличиваться, что в условиях финансирования указанного дефицита за счет средств федерального бюджета будет иметь негативные макроэкономические последствия. Доктор экономических наук, профессор Н.Кричевский утверждает, что увеличение средней ставки всего на 3—3.5% позволит полностью снять проблему поиска средств для региональных дотаций. При этом предлагаемые льготы для занятого населения с доходами ниже МРОТ сохранятся. Автор утверждает, что если средняя ставка НДФЛ находилась бы на уровне 18—18.5%, то необходимость увеличения страховых взносов отпала бы сама собой. К тому же это решило бы проблему дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов. И это при нулевой ставке НДФЛ для всех, чьи доходы не дотягивают до МРОТ. К тому же НДФЛ в сравнении с социальными страховыми взносами администрировать значительно легче (Кричевский Н. Делиться надо. // Новая газета.17 февраля 2010 г. № 17).

Таким образом, подняв планку дохода необлагаемого налогом, это позволит увеличить реальные доходы малоимущих слоев населения и среднего класса, снимет социальное напряжение в обществе,

восстановит бесплатные (социальные) детские учреждения, охватить всех детей до 12 лет бесплатным санаторным лечением и отдыхом, а также даст дополнительный рост показателей в оптово-розничной торговле. Временно свободные денежные средства население сможет размести во вкладах банков, соответственно предоставит возможность предоставление кредитов на доступных условиях. В итоге в экономике страны произойдет рост ВВП, а также даст возможность пережить финансовый кризис с наименьшими потерями.

Наконец, прогрессивная шкала налогообложения позволит снизить размер обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями в государственные внебюджетные фонды, которые в настоящее время обременительны и доходят до 30%.

На рассмотрение Государственной Думы РФ поступил законопроект № 795877-6 «О внесении изменений в статьи 218 и 224 части Налогового кодекса Российской Федерации» предлагается установить прогрессивную шкалу налогообложения НДФЛ. При годовом доходе до 600 000 руб. применяется ставка 13 %, от 600 001 до 1 200 000 руб. сумма налога составит 78 000 руб. + 15% с суммы, превышающей 600 001 руб., от 1 200 001 до 1 800 000 руб. — 168 000 руб. + 20% с суммы превышающей 1 800 001 руб., от 1 800 001 до 2 400 000 руб. — 288 000 руб. + 25% с суммы, превышающей 1 800 001 руб., от 2 400 001 до 3 000 000 руб. — 438 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 2 400 001 руб., свыше 3 000 001 руб. — 618 000 руб. + 35%.

Кроме этого, планируется внести изменения в подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, согласно которым размер вычета на каждого ребенка будет составлять 50% прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для детей.

На наш взгляд, данное предложение заслуживает внимания, за одним исключением:

• не облагать налогом доходы в размере минимального размера оплаты труда;

• из подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ исключить максимальный размер дохода налогоплательщика в сумме 280 000 руб. за налоговый период.

Ради объективности, необходимо отметить, что на рассмотрение Госдумы представлен законопроект № 819634 — 6 «О внесении изменений в

главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», где планируется внести изменения в ст. 217 и 224 НК РФ, увеличив ставку НДФЛ, установленную п. 1 ст. 224 НК РФ, с 13 до 16%. По мнению разработчика, возврат к прогрессивной шкале налогообложения может привести к уклонению от уплаты налога, его администрированию налоговыми органами. На наш взгляд, все это от «лукавого» так как, налоговые органы очень внимательно относятся к перечислению НДФЛ в бюджет налогоплательщиками и налоговыми агентами. Кроме того, плоская шкала налогообложения приводит к увеличению рисков, связанных с социальной напряженностью между группами с высоким и низким материальным достатком. Выпадающие доходы от такой системы налогообложения не позволяют пополнить и без того в большинстве своем, дефицитные региональные и местные бюджеты и, соответственно консолидированный бюджет РФ.

Наконец, прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ позволит в условиях дефицита федерального бюджета смягчить последствия

экономического кризиса и даст возможность, в какой-то мере, решать социальные, общенародные интересы.

В заключение, хотелось бы напомнить слова Дэн Сяопина, который проводя экономические реформы, поставил во главу угла конкретный результат. Его простая фраза: «Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей» оказалась выше всех догматов.

Литература

1. Источник:www.worldwide-tax.com

2. Источник: http://mvgolubev.blogspot. т/2012/12/й-еп^4ах.Мт1

3. Источник: Клуб Главных Бухгалтеров № 11. 2011.

4. Гонтмахер Е. Что осталось от «социального государства». // Новая газета 8 июля. 2015 г. № 70.

5. Дмитриева О., Ермолаева Н., Прокофьев В., Рокоссовская А. Недетская помощь. Как в других государствах стимулируют рост рождаемости. //РГ от 2 декабря 2010 г. № 272.

6. Кричевский Н. Делиться надо. // Новая газета. 17 февраля 2010 г. .№ 17.

Актуальные проблемы институциональной экономики. Теория и практика. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (Серия «Magister»). Осипов В.С., Смотрицкая И.И. Изд-во ЮНИТИ, 2015. 327 с.

В учебном пособии представлены современные течения институциональной теории: институциональное поле, институт контрактных отношений, институт общественных потребностей и иные важные позиции.

12 учебных кейсов содержат не только теоретический материал для подготовки, но и практические аспекты, необходимые студентам магистратуры и аспирантам при изучении курсов «Институциональная экономика», «Экономическая теория (продвинутый уровень)», «Государственное и муниципальное управление». К кейсам даются вопросы и задания, а также темы для дискуссий. Для студентов магистратуры и аспирантов, обучающихся по экономическим специальностям. Может использоваться как для групповых семинарских занятий, так и для самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.