НАЛОГИ, УЧЕТ, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
«л
УДК: 336.22 DOI: 10.24411/2071-6435-2018-10064
Опыт применения социально-ориентированного налогообложения доходов физических лиц в Германии
Рассматривая проблемы среднего класса и неравномерности социальной защиты населения, безусловно, необходимо изучить зарубежный опыт применения социально-ориентированного налогообложения доходов и имущества населения. Решение социальных проблем, а также поддержание высокого уровня и качества жизни населения относится к числю ключевых задач государства. Налоги как один из основных источников финансирования деятельности государства, являются экономическим инструментом реализации государственных приоритетов.
В статье рассматривается система налогообложения доходов физических лиц в Германии с точки зрения социально-ориентированного подхода к справедливости налогообложения. Автор анализирует подоходный налог с населения Германии и налог на солидарность, которые играют особую роль в германском законодательстве, дает оценку имущественного расслоения общества в стране.
Также в статье проанализирован накопленный опыт Германии в области применения системы налоговых классов, семейного налогообложения и прогрессивной шкалы налогообложения. Определены налоговые преференции, предусмотренные немецким налоговым законодательством для выравнивания социального неравенства населения.
В процессе анализа проводится сравнение зарубежной практики с российским опытом, даются рекомендации по возможности применения в России опыта Германии.
Ключевые слова: социально-ориентированное налогообложение, налогообложение Германии, подоходный налог, прогрессивная шкала налогообложения, налоговые классы, семейное налогообложение, необлагаемый минимум, налог на солидарность
Рассматривая проблемы увеличения шкалы социального неравенства и неравномерности социальной защиты населения, безусловно, необходимо изучить зарубежный опыт применения социально-ориентированного налогообложения доходов и имущества населения. В налоговых системах таких стран, как, например, США, Германия, Франция, Канада, в качестве инструментов, призванных обеспечить равенство и справедливость в обществе, широкое применение нашли налоговые преференции. Налоговые преференции — это особый гибкий механизм, который способен изменяться в зависимости от экономической, социальной и политической ситуации в стране. Таким
© Э. П. Карибян, 2018
Э. П.Карибян
образом, необходимость эффективного управления данным инструментарием является очевидной.
Справедливость относится к числу наиболее важных принципов налогообложения. Однако стоит учитывать, что данный показатель не является абсолютным. Для каждой страны и для каждой эпохи подход к определению справедливости налогообложения является уникальным.
Одной из наиболее интересных стран для изучения с точки зрения социально-ориентированного подхода к справедливости налогообложения является Германии. Налоги в ФРГ рассматриваются как ключевое орудие воздействия государства на экономику страны, в том числе — социальные аспекты жизнедеятельности граждан, в связи с чем в стране действует сложная и разветвленная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности общества.
Система налогообложения Германии показательна прежде всего тем, что на ее базе в стране удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защищенности граждан. Основной принцип немецкого налогообложения предусматривает соответствие величины уплаченных налогов размеру государственных услуг, предоставляемых гражданам, в том числе незащищенным слоям населения. Также налоги Германии должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе. Таким образом, рассмотрение германской системы налогообложения считается целесообразным, поскольку, по нашему мнению, дынный опыт может быть полезным для развития современной налоговой системы России.
В таблице 1 представлена структура налоговых поступлений консолидированного бюджета Германии за период 2012—2016 годов. В частности, выделены доходы от основных налогов, уплачиваемые физическими лицами и юридическими лицами.
Таблица 1
Налоговые поступления в консолидированный бюджет Германии за период 2012-2016 годов, млн евро.
2012 2013 2014 2015 2016
Всего 600046 619708 643617 673261 705791
Gemeinschaftsteuern (Общие налоги) 426190 442752 461985 483178 508582
Lohnsteuer (Индивидуальный подоходный налог) 149065 158198 167983 178891 184826
Umsatzsteuer (Налог с оборота) 142439 148315 154228 159015 165932
Другие общие налоги 134686 136239 139774 145272 157824
Bundessteuern (Федеральные налоги) 99 794 100454 101804 104204 104441
Kraftfahrzeugsteuer (Транспортный налог) 8 443 8 490 8 501 8 505 8 952
2012 2013 2014 2015 2016
Solidaritatszuschlag (Налог на солидарность) 13 624 14 378 15 047 15 930 16 855
Другие федеральные налоги 77 727 77 586 78 256 79 769 78 634
Landessteuern (Земельные налоги) 14 201 15 723 17 556 20 339 22 342
Erbschaftsteuer und Schenkungssteuer (Налог на наследование и дарение) 4 305 4 633 5 452 6 290 7 006
Grunderwerbsteuer (Налог на покупку земли) 7 389 8 394 9 339 11 249 12 408
Другие земельные налоги 2 507 2 696 2 765 2 800 2 929
Zolle (Таможенные пошлины) 4 462 4 231 4 552 5 159 5 113
Gemeindesteuern (Местные налоги) 55 398 56 549 57 721 60 381 65 313
Grundsteuer A (Поземельный налог А — сельское и лесное хозяйство) 375 385 383 384 394
GrundsteuerB (Поземельпый t^ior В — прочаи земля) 1164 2 119 92 12 308 12321 13 260
Другие мевгны е мвлнгв 43381 Т4172 45 030 47 176 51 659
Источник: составлена автором на основе данных Статистического ежегодника Германии за2016год, URL: https://www.destatis.de/DE/Publikationen/StatistischesJahrbuch/
SJt^CBstB chesJahrbuch.html
Из таблицывидно, что с каждым годом происходит рост налоговых поступлений в консолидированный бюджот Германии в среднем на 4%.Максимальный рост нвлоговых посгуплнний в Гермднни еа пвииод с 2Д12 года по 2016 год был зафиксиривон у 2016гнду: За,е млвд евро.
■ Bundessteuern (Федеральные налоги) ■ Landessteuern (Земельные налоги)
■ Zölle (Таможенные пошлины) ■ Gemeindesteuern (Местные налоги)
■ Gemeinschaftsteuern (Общие налоги) ■ Lohnsteuer (Индивидуальный подоходный налог)
■ Umsatzsteuer (Налог с оборота) ■ Другие общие налоги
Рисунок 1.
Налоговыепоступленияв консолидированный бюджет Германии запериод 2012-2016 годов, млн евро.
Основную долю доходов в бюджет Германии приносит подоходный налог и имущественные налоги — 55% (421,4 млрд евро). Основным налогом в Германии является подоходный налог с населения, доля которого составляет 26% налоговых доходов бюджета, при этом 24% составляет налог с оборота корпорации (рисунок 1).
Рассмотрим подробнее налогообложение доходов физических лиц в Германии.
Налогообложение подоходным налогом (Lohnsteuer) в ФРГ регулируется Законом «О подоходном налоге» — Einkommensteuergesetz (EStG) [1]. В 2016 году в консолидированный бюджет Германии поступило 184 826 млн евро данного налога.
Налогоплательщиками являются физические лица, получающие облагаемый доход, независимо от возраста, гражданства и семейного положения. При этом, те физические лица, которые постоянно проживают на территории Германии, находятся в стране более шести месяцев в течение календарного года или проживают за рубежом, но получают заработную плату из государственного бюджета Германии, обязаны уплачивать подоходный налог со всех доходов, полученных как на территории ФРГ, так и за ее пределами. Ограниченные налоговые обязанности имеют физические лица, проживающие за пределами Германии, но имеющие источник доходов на территории Германии. В общем случае налог уплачивается каждым налогоплательщиком самостоятельно, однако семейные пары могут подать заявление и уплачивать налог совокупно.
При определении подоходного налога применяются также налоговые таблицы, которые учитывают наличие в семье детей, их количество, на чьем содержании они находятся, совместно или раздельно ведется в семье хозяйство; налоговые льготы. Удержание подоходного налога происходит на основе налоговой карты, которая содержит информацию о налоговом классе, количестве детей, вероисповедании работающего, об инвалидности, достижении 64-летнего возраста и другие сведения.
В ФРГ действует развитая система налоговых классов, которая способствует справедливому распределению налоговой нагрузки между различными слоями населения. Налоговый класс присваивается каждому работающему человеку и определяет величину подоходного налога в ФРГ.
Благодаря классовой системе в Германии семейные пары имеют ряд послаблений. Так, например, налоговый класс определяет величину необлагаемого дохода, который предусмотрен параграфом 32b EStG и устанавливается ежегодно правительством Германии и зависит от определенного в стране прожиточного минимума.
Стандартная сумма необлагаемого налогом минимума в 2018 году составляет 9 тысяч евро (таблица 2). Данная преференция действует в отношении физических лиц, относящихся к следующим налоговым классам:
♦ первый налоговый класс — физические лица, не имеющие семью и детей;
♦ второй налоговый класс — физические лица, являющиеся родителями-одиночками;
♦ четвертый налоговый класс — физические лица, состоящие в браке.
В данном случае каждый из работающих супругов освобождается от уплаты подоходного налога в части 9 тысяч евро.
Стоит отметить, что для физических лиц, относящихся ко второму налоговому классу, предусмотрена дополнительная сумма необлагаемого налогом минимума. Согласно параграфу 24Ь родители-одиночки, воспитывающие одного ребенка, не уплачивают налог с суммы равной 10 908 (9 000 + 1 908) евро. В случае, если в семье двое и более детей, то дополнительная сумма необлагаемого налогом минимума увеличивается на 240 Евро за каждого ребенка.
Повышенная сумма необлагаемого налогом минимума также предусмотрена для супружеской пары, в которой один из супругов не работает либо получает низкие доходы. В данном случае один из супругов может применять третий налоговой класс, который предусматривает удвоенную сумму стандартного необлагаемого минимума (18 тысяч евро), тогда как второй супруг автоматически попадает в пятый налоговый класс, который предусматривает уплату налога со всей суммы, получаемого дохода.
Если человек работает на нескольких работах, то по выбору налогоплательщика на одной из работ в налоговую карту вносится один из пяти рассмотренных выше классов, тогда как в налоговые карты на остальных работах — шестой налоговый класс, не предусматривающий наличие необлагаемого минимума.
Таблица 2
Расчет подоходного налога с физических лиц в 2018 году
Налоговое бремя (НБ) для одиноких налогоплательщиков, евро Налоговое бремя (НБ) для лиц, имеющих право на удвоенный необлагаемый минимум,евро Расчет налога, евро
От До От До
0 9000 0 18000 0
9 001 13 996 18 002 27 993 (997,8 х у+1400)х у у=(НБ**-9000)/10000
13 997 54 949 27 994 109898 (220,13 х z+2,397) х z + 948,49 z=(НБ-13 996)/10 000
54 950 260532 109900 521064 0,42 х НБ - 8 621,75
260532 и более 521064 и более 0,45 х НБ - 16 437,7
*Ставка увеличивается в геометрической прогрессии ** НБ — налогооблагаемая походным налогом база
По оценочным данным средняя заработная плата в Германии составляет около 3 771 евро в месяц. После уплаты налогов (подоходный налог, церковный взнос, взносы на медицинское и пенсионное страхование, налог на солидарность и другие выплаты) граждане Германии получают в среднем 2 225 евро, без учета премий и надбавок, предусмотренных законодательством страны. Подоходный налог со средней заработной платы составляет в 2018 году 23%. При этом стоит отметить, что 50% населения получают доход ниже средней заработной платы по стране (рисунок 3).
4 № ❖ \У * •$> -Р «Р л° чР <*>
Рисунок2.
Прогрессивна 1П1сал^ налогообложения доходов физоческих лиц в Германии, 2018 год
получает до 2 500 Еорч о месяц
Еорч о месяц
▲ ▲ ▲
600 еорч 3 519 еорч 07 500 еорч
Рисунок 3.
Распределение даработной платы населгния Германии, 2018 год
Размер подоходного налогд в Германии напрямую зависит от величины доходов физических лиц; (таблица 2,рисунок 2). Высокие ставки налога являются инструментом перераспределения доходов, что позволяет говорить о социальной справедливости данного налогч и ориентированности на пгддержку ндждающихся слоев населения.
25%% населения с заработной оолатой до 2 50а евро в месяц приносят в еюджет Германии мгнее 1%% геодоходного налога. Физическиелица с зарабоаной платой от 2 500 до 3 589 евро в месяц приносят в бюджет Германии 4% подоходного налога. Основная же сумма подоходного налога (80%) в Германии взимается с физических лиц, доход которых превышает 6 000 евро в месяц. Ставка
подоходного налога для таких лиц составляет от 30% до 45%.
Опираясь на знания и опыт ведущих международных поставщиков статистических данных, для анализа социального положения населения рассчитываются различные коэффициенты неравенства. Одним из основных показателей дифференциации доходов является коэффициент Джини, характеризующий отклонение фактического распределения доходов домашних хозяйств в стране от абсолютного равенства. Стоит отметить, что в Германии, по данным справочника Центрального разведывательного управления по странам мира, коэффициент Джини составляет 28%, что безусловно говорит о справедливости распределения доходов в стране. Для сравнения в России этот показатель, согласно официальным данным, представленным на сайте Федеральной службы государственной статистики, в течение последних десяти лет составляет порядка 42% [3; 7].
Масштаб имущественного расслоения общества в России можно оценить, изучив децильный коэффициент неравенства доходов. Так, по оценке Росстата соотношение минимальных доходов 10% наиболее обеспеченного населения и максимальных доходов 10% наименее обеспеченного населения составило в Российской Федерации в 2017 году 15,5% [6]. Для сравнения в социальных европейских странах данный коэффициент находится на уровне 4—5%. В Германии данный коэффициент в 2017 году находился на уровне 3,7% [6]. По неофициальным оценкам, с учетом скрытых доходов, прибылей от незаконной предпринимательской деятельности, а также коррупционных откатов разрыв в доходах между беднейшими и богатейшими россиянами вполне может достигать 40% — 50% [10].
Вместе с рассмотренными выше инструментами социальной защиты населения, немецким налоговым законодательством предусмотрен также ряд налоговых льгот. Так, например, для семей с детьми предусмотрена дополнительная сумма необлагаемого дохода (Kinderfreibetrag). В 2018 году сумма Kinderfreibetrag для супружеской пары составляет на каждого ребенка 4788 евро в год в связи с необходимостью ухода за ребенком и 2640 евро в год на образование или профессиональную подготовку ребенка. Родители-налогоплательщики имеют право на применение данного вычета до достижения ребенком (пункт 6 параграфа 32 EStG):
♦ 18 лет;
♦ 21 года, если ребенок не работает, либо его доход не превышает 7680 евро;
♦ 27 лет, если ребенок получает высшее профессиональное образование и его доход не превышает 7680 евро;
♦ без ограничения возраста, если ребенок имеет инвалидность, установленную до достижения им 27 лет.
Kinderfreibetrag автоматически предоставляется в случае, если он выгоднее, чем Kindergeld (пособие на ребенка). В 2018 году Kindergeld выплачивается каждому ребенку в Германии в размере 184 евро в месяц (для первого, второго ребенка), 190 евро в месяц (для третьего ребенка) и 215 евро в месяц (для четвертого и последующий детей) до достижения им 18 лет либо 21/25 лет в случае получения ребенком высшего профессионального образования.
В Германии существуют ежемесячные пособия Elterngeld и Betreuungsgeld,
которые регулируются законом Gesetzzum Elterngeldundzur ЕИегмеИ (Бипёе-8е11егп§е1ё- und Elternzeitgesetz — БEEG). Elterngeld выплачивается одному неработающему родителю в течение первых 12 месяцев жизни ребенка в размере 65% заработной платы родителя (до рождения ребенка), увеличенной на (число одновременно рожденных детей — 1) х 300 евро. Если же до рождения ребенка родитель, претендующий на получение данного пособия, не работал либо получал низкую заработную плату, он имеет право на получение 300 евро на каждого ребенка. Если же родитель хочет получать ЕкегщеЫ в течение 24 месяцев, то сумма месячного пособия делится на 2 [9].
Betreuungsge1d выплачивается ежемесячно с пятнадцатого по тридцать шестой месяц жизни ребенка (либо до тех пор, пока ребенок не пойдет в ясли или детский сад) в размере 150 евро неработающему родителю, если годовой доход супружеской пары за год до рождения ребенка составил менее 500 000 евро [9].
Стоит отметить, что ЕкегщеЫ и Betreuungsge1d влияют на налогооблагаемую базу семьи по подоходному налогу и их нужно учитывать ежегодно при составлении налоговой декларации.
Законодательством Германии также предусмотрено уменьшение налогооблагаемой базы на сумму расходов, связанных с получением налогооблагаемых доходов. Вместе с тем к учитываемым для целей налогообложения расходам относятся, например, расходы на обучение ребенка в частной школе (30% данного расхода освобождаются от налогообложения); уплаченный церковный налог; расходы, связанные с болезнью; расходы, связанные со смертью членов семьи или близких родственников.
Стоит отметить, что в Германии существует множество сайтов, на которых расположены налоговые калькуляторы. Таким образом, налогоплательщикам достаточно ответить на несколько несложных вопросов, чтобы получить полную информацию о своих налоговых обязательствах, в том числе льготах, которыми он имеет право воспользоваться.
Вместе с подоходным налогом с физических лиц в ФРГ действует налог на солидарность (So1idaritatszusch1ag), который был введен с целью поддержки бедных регионов страны и регулируется законом So1idaritatszusch1aggesetz (So1ZG). В 2016 году в консолидированный бюджет Германии поступило 16 855 млн евро данного налога (таблица 1).
Ставка налога на солидарность составляет 5,5% от подоходного налога. Отметим, что обязанность уплачивать данный налог возникает лишь у тех лиц, у которых подоходный налог за год составляет более 972 евро (для I, II, IV и VI класса) или более 1944 евро (для III класса) [1]. Одним из спорных вопросов в Германии является вопрос о социальной справедливости налога на солидарность. Средства, уплаченные налогоплательщиками, перечисляются в бюджет страны и оттуда распределяются, согласно бюджетной политике. Расходование доходов от налога на солидарность на покрытие всех нужд государства приводит к возникновению множества судебных дел по данному вопросу.
Проведенный анализ опыта применения налоговых преференций позволил
сделать вывод о том, что налоги в Германии несмотря на их большое количество и сравнительно высокие налоговые ставки — разумная политика государства, и позволяют не только стабильно пополнять бюджет, но также создают условия для обеспечения социальной защищенности граждан, а именно позволяют говорить о бесплатном образовании, высоких социальных выплатах по безработице, поддержке семей, льготном лечении и предоставлении многих других социальных преференций.
Один из основных налогов Германии — подоходный налог с физических лиц имеет ряд весомых преимуществ по сравнению с российским НДФЛ:
• государство гарантирует действительно прожиточный минимум, который не облагается подоходным налогом;
• действует критерий соразмерности налогообложения, заключающийся в построении системы налогообложения с учетом фактической индивидуальной предельно допустимой налоговой нагрузки граждан. Данный критерий реализуется, в частности, посредством применения прогрессивной шкалы налогообложения;
• применяется практика семейного налогообложения, способствующая повышению социального благосостояния общества.
В Российской Федерации набор налогового инструментария в отношении доходов физических лиц ограничивается лишь обширной системой налоговых преференций, которая требует пересмотра и доработки. Вместе с тем, следует принимать во внимание, что обширный перечень налоговых льгот, освобождений от налогообложения и налоговых вычетов увеличивает объем выпадающих доходов государства, а значит и сокращает возможность применения прямого бюджетного финансирования доходов нуждающихся слоев населения.
Изучая зарубежный опыт в области налогообложения доходов физических лиц, мы пришли к выводу, что для сглаживания дифференциации доходов граждан России, а также развития инструментария социальной поддержки нуждающихся слоев населения необходимо ориентироваться на опыт зарубежных стран, успешно применяющих систему социально-ориентированного налогообложения. Введение необлагаемого минимума и дифференцированной ставки налогообложения являются одними из ключевых направлений развития для достижения целей социальной справедливости налогов.
В последние годы, в условиях экономического кризиса научным сообществом Российской Федерации все чаще поднимается вопрос о переходе к прогрессивной шкале налогообложения по НДФЛ. В теории данная мера позволит выровнять социальное неравенство и повысить уровень доходов государственного бюджета. Однако на практике введение повышенных ставок на «сверхдоходы» может привести к снижению уровня жизни населения страны в целом, а также замедлению и без того низкого в настоящее время экономического роста. В связи с этим, встает вопрос о возможности применения в настоящее время прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ.
Необходимо отметить, что предлагаемая система налогообложения уже
действовала в России до 2001 года. Одной из основных причин незначительной роли подоходного налога в налоговой системе России конца ХХ века является невысокий уровень доходов населения и в первую очередь заработной платы. Необходимо обратить внимание и на слабое администрирование рассматриваемого налога, которое не позволяло в полной мере взимать налог с иных доходов помимо заработной платы. Это объяснялось относительно небольшими сроками реформирования налоговой системы и, вместе с тем, увеличением частного сектора экономики, что в свою очередь способствовало появлению большого числа малых предприятий, администрирование которых представляло значительную сложность по сравнению с администрированием подоходного налога с работников крупных предприятий. В результате уплачивали налог в основном лишь добросовестные налогоплательщики. Существенным фактором, влияющим на поступления от подоходного налога, являлось сокрытие гражданами доходов. Многие налогоплательщики либо не платили налогов вообще, либо платили их в существенно меньших размерах, чем должны были по законодательству.
Еще больше усложняло налогообложение доходов физических лиц наличие большого количества необоснованных льгот, которые использовались недобросовестными налогоплательщиками для трансформации налогооблагаемых доходов в не налогооблагаемые, такие как процентные доходы, страховые выплаты. Безусловно, в переходный к рыночным отношениям период социальная поддержка малообеспеченных граждан была необходима, однако вопрос о целесообразности действующих льгот оставался открытым.
Учитывая вышеизложенное можно прийти к выводу о несовершенстве налогового законодательства России в 90-х годах прошлого века, что привело к несправедливости налоговой системы. Налогоплательщики считали законодательно установленную налоговую нагрузку на доходы слишком высокой, что приводило к значительному уклонению от уплаты налога. Это, в свою очередь, облегчалось наличием «пробелов» в действующем законодательстве о налогах и сборах и недейственностью налогового администрирования. Большую роль играла также неэффективность налогового инструментария обеспечения поддержки граждан. Таким образом, подоходный налог в России обладал низкой бюджетной отдачей и играл незначительную роль в перераспределительных процессах [4; 8].
Таким образом, причины для отмены прогрессивной шкалы налогообложения в пользу плоской были очевидны.
В настоящее время ситуация кардинально поменялась: усилилось администрирование налога на доходы физических лиц и также был пересмотрен ряд льгот, не отвечающих требованиям эффективности. Однако, несмотря на множество изменений и дополнений в налоговом законодательстве Российской Федерации до сих пор отсутствует действенный механизм налоговой поддержки граждан. Существующие налоговые преференции не в полной мере раскрывают свой социальный потенциал. Имеющиеся инструменты в большей части носят номинальный характер и не способствуют поддержке малообеспеченных слоев населения.
В связи с вышеизложенным считаем, что введение прогрессивной шкалы
налогообложения в России, несмотря на негативный опыт прошлых лет, позволит решить ряд социальных проблем, снизит налоговую нагрузку на средний класс [5]. Однако ранжирование ставок в зависимости от дохода физических лиц следует рассматривать в совокупности с необходимостью анализа действенности налоговых преференций с целью их изменения, сокращения и дополнения. Только комплексный подход к решению проблемы позволит достичь желаемого результата и приведет к развитию социально-ориентированного налогообложения в стране.
Еще одним важным налоговым инструментом поддержки граждан является «семейное» налогообложение. В России, как известно, система налогообложения физических лиц основана на принципе индивидуального налогообложения. Каждое физическое лицо рассматривается как отдельный налогоплательщик, самостоятельно декларирует свои доходы и уплачивает НДФЛ. Такой подход не является достаточно устойчивым в связи с непрерывной потребностью в изменениях, корректировке и адаптации к постоянно меняющимся экономическим условиям.
Отсутствие семейного налогообложения в большей степени негативно влияет на малообеспеченные слои населения. Количество детей, а также неработающие жена или муж влияют на потребительскую корзину семьи, а именно на дополнительные затраты работающего человека. Несмотря на то, что в российском законодательстве все же присутствуют элементы «семейного» налогообложения в виде социальных налоговых вычетов на лечение членов семьи, содержание и обучение детей, такая система не является достаточно эффективной и не позволяет в полной мере решить социальные проблемы, наиболее актуальные в условиях кризиса. Таким образом, обеспечение стабильности института семьи как одной из важнейших ячеек общества должно являться приоритетным направлением поддержки граждан.
В этой связи обратимся к опыту развитых стран (в том числе рассмотренной выше Германии), который говорит о преимуществах и действенности «семейного» налогообложения. Многолетний опыт применения категории «семья» как «налоговой единицы», системный подход к налогообложению физических лиц, широкий спектр инструментов налогового регулирования — все это будет способствовать повышению уровня экономического и социального благосостояния общества.
Действующая практика налогообложения доходов физических лиц в России показывает несправедливость законодательства к семьям. Объективное финансовое положение граждан в настоящее время не учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ. Таким образом, наблюдается формальный подход к налоговому инструментарию, направленному на поддержку граждан. Зачастую налоги взимаются с доходов ниже прожиточного минимума, что не соответствует принципу справедливости налогообложения. Так, доходы индивидуума могут быть достаточными для удовлетворения его личных потребностей, однако, среднедушевой доход в семье может оказаться на уровне не достаточном для обеспечения стабильной жизни данной ячейки общества. В связи с этим, в стремлении к социальной справедливости реформирование НДФЛ в части перехода к «семейному» налогообложению представляется, безусловно, необходимым, своевременным и обоснованным.
Литература
1. Закон Германии о подоходном налоге. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/estg/BJNR010050934.html (дата обращения: 12 ноября 2018 года).
2. Закон Германии о налоге на солидарность [Электронный ресурс]. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/solzg/ (дата обращения: 12 ноября 2018 года).
3. Назарова Н. А., Саркисян Э. П. Проблемы социального неравенства населения и методические аспекты оценки расслоения общества // Горизонты экономики. № 3 (43). 2018. С. 59-65.
4. Налоговая система Российской Федерации: проблемы становления и развития: монография / В. Г. Пансков. М.: Вузовский учебник: ИН-ФРА-М., 2018. 246 с.
5. Осипова Е. С. Прогрессивное налогообложение доходов как условие социальной справедливости // Налоги. 2016. № 1. С. 10-16.
6. Официальный сайт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/ (дата обращения: 12 ноября 2018 года).
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики — [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 12 ноября 2018 года).
8. Пансков В. Г., Мельникова Н. П. Актуальные вопросы повышения роли НДФЛ в сокращении социального неравенства // Финансы. 2018. № 10. С. 41-47.
9. Федеральный закон Германии о родительском пособии и отпуске по уходу за ребенком. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/beeg/BJNR274810006.html (дата обращения: 12 ноября 2018 года).
10. Income inequality // OECD.org. [Электронный ресурс]. URL: https://data. oecd.org/inequality/income-inequality.html (дата обращения: 12 ноября 2018 года).
References
1. Germany's law on parental allowance and leave for child care. Available at: http://www.gesetze-im-internet.de/beeg/BJNR274810006.html (accessed November 12, 2018).
2. Germany's law on tax solidarity. Available at: http://www.gesetze-im-internet. de/solzg/ (accessed November 12, 2018).
3. Nazarova N. A. Sarkisyan E. P. Problems of social inequality of the population and the methodological aspects of assessing the stratification of society. Gorizonty economiki [Horizons of the economy], no. 3 (43), ed. Economy, M. 2018, pp. 59-65 (in Russian).
4. The tax system of the Russian Federation: problems of formation and development: monograph / V. G. Panskov, Moscow: University textbook: INFRA-M, 2018, p. 246 (in Russian).
5. Osipova E. S. Progressive income taxation as a condition of social justice. Nalogi [Taxes], 2016, no. 1 (in Russian).
6. The official website of the Analytical Center under the Government of the Russian Federation. Available at: http://ac.gov.ru/ (accessed November 12, 2018) (in Russian).
7. The official website of the Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/ (accessed November 12, 2018) (in Russian).
8. Panskov V. G., Melnikova N. P. Actual issues of enhancing the role of personal income tax in reducing social inequality. Finansy [Finance], 2018, no. 10, pp. 41-47 (in Russian).
9. The law of Germany on income tax. Available at: http://www.gesetze-im-internet.de/estg/BJNR010050934.html (accessed November 12, 2018).
10. Income inequality. OECD. Available at: https://data.oecd.org/inequality/ income-inequality.html (accessed November 12, 2018).