УДК 336.22 ББК 65.261.41-18
С.Ю. ГУРОВА, С.Г. ШЕНЦЕВА
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Ключевые слова: социальная налоговая политика, налоговые ставки, льготы, вычеты по налогу на доходы физических лиц, подоходный налог с семьи.
Одним из основных недостатков налоговой политики в России является несправедливое перераспределение доходов между различными категориями граждан с целью поддержания социального равновесия в обществе. В связи с этим в качестве предмета исследования нами выбраны налоговая политика и ее социальноэкономическая направленность, а именно: вопросы регулирования налоговых ставок, вычетов и льгот по налогу на доходы физических лиц.
S.Yu. GUROVA, S.G. SHENZEVA THE SOCIAL AND ECONOMIC DIRECTIVITY OF THE TAX POLICY OF THE COUNTRY
Key words: social tax policy, tax rates, privilege, deductions on the tax to the incomes of the physical persons, the income tax from the family.
The wrong redistribution of incomes between the categories of citizens in the society is this one of the deficiencies in the tax policy of Russia. In connection with this, as the object of experiment we selected tax policy and its social directivity, questions of regulating the sizes of tax, deductions and privileges tax to the incomes of physical people.
Налоги для государства являются, с одной стороны, основным источником формирования доходов бюджета, финансирования государственных расходов, с другой - эффективным инструментом регулирования социально-экономических отношений в обществе.
В связи с этим в качестве предмета исследования нами выбраны налоговая политика и ее социально-экономическая направленность, а именно: вопросы регулирования налоговых ставок, вычетов и льгот по налогу на доходы физических лиц.
Одним из основных, на наш взгляд, недостатков проводимой налоговой политики в России является несправедливое перераспределение доходов между различными категориями граждан для поддержания социального равновесия в обществе. Так, в 2001 г. в России был осуществлен отказ от прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и введена единая ставка в размере 13%. Эта мера обосновывалась тем, что крупные доходы в этом случае будут выведены из теневого сектора экономики. При этом с позиций фискального подхода государство ничего не теряло - ставка подоходного налога накануне реформы находилась в интервале 13,0-13,2%.
Однако с позиций социального государства введение единой ставки подоходного налога привела к массе негативных явлений в обществе. В результате реформы для 90% налогоплательщиков-физических лиц она повысилась с 12 до 13%. Существенно увеличился разрыв в оплате труда. В период с 2000 г. по настоящее время социально-экономическое неравенство только усиливается -разрыв между 10% богатых и 10% бедных в России составил 16,2 раза [6]. Этот показатель выше, чем в Западной Европе, Японии, США и многих странах Латинской Америки. Предельно допустимый для национальной безопасности уровень, по данным директора Института социально-политических исследований РАН академика Г.В. Осипова, составляет 10 раз. В России данный показатель превышен втрое [8]. Если сравнивать с началом перестроечного периода (1985-1991 гг.), то разрыв между 10% самых богатых и 10% бедных оценивался в 5-7 раз [6].
В настоящее время принцип социальной справедливости налоговой политики России обеспечивается за счет применения прогрессивных и регрес-
сивных ставок налогов по видам и размерам доходов. Наиболее высокими налогами облагаются такие доходы, как дары, выигрыши в лотереи и т.д., -35% (п. 2 ст. 224 НК); более низкими - доходы от дивидендов, проценты по вкладам и т.п. - 9% (п. 5 ст. 224 НК РФ); еще более низкими - доходы от предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Доходы, не превышающие прожиточного минимума (на 01.01.2013 г. в среднем по России прожиточный минимум составил 6131 руб.), налогом не облагаются [6].
Все остальные доходы физических лиц облагаются по основной ставке налога на доходы физических лиц, равной 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
По нашему мнению, учитывая зарубежный опыт, важно законодательно закрепить возможность расчета подоходного налога на семью для снижения уровня налогообложения супруга с максимальным доходом.
В России подавляющая часть населения проживает в составе семьи, в которой доходы и расходы совместны. Если физическое лицо, содержащее семью (себя, супругу(а), детей, родителей), платит такую же сумму налогов, сколько и несемейный, бездетный, без дополнительных расходов на других членов семьи человек, а зарабатывают они одинаково, то такую ситуацию можно расценивать как социально несправедливую.
Соответственно, с учетом демографической ситуации в нашей стране и проводимой политики укрепления семьи введение консолидированного налогообложения для семей можно рассматривать как насущную необходимость.
В связи с этим предлагается налогооблагаемой базой считать доход семьи или главы семьи с учетом произведенных и законодательно закрепленных расходов. Рассчитанный соответствующим образом налогооблагаемый доход облагать по дифференцированным ставкам в зависимости от суммы доходов, оставшихся после законодательно допустимых расходов. Ставки прогрессии установить в зависимости от суммы доходов с учетом экономических, социальных, семейных условий, а также инфляционных процессов.
Например, во Франции с 2013 г. ставки прогрессии установлены от 0 до 75% в зависимости от доходов. Подоходный налог должны уплачивать все проживающие во Франции с доходов, полученных в стране и за границей с учетом соглашений. Принципиальная особенность - обложению подлежит доход не одного физического лица, а всей семьи. Примечательно, что доходы налогоплательщика делятся на 8 категорий в зависимости от их вида. Например, плата по труду при работе по найму или полученные доходы от дивидендов и процентов, от сдачи в аренду земли и зданий и т.д.
Для каждой из категорий своя методика расчета. Общим правилом вычетов для определения чистого дохода является то, что вычитаются все производственные расходы, обеспечившие доходы, а также расходы на содержание иждивенцев и благотворительность.
Приведем пример расчета подоходного налога c семьи во Франции
Одна из особенностей подоходного налогообложения в стране заключается в системе так называемых коэффициентов. Расчет налога начинается с определения количества частей налогооблагаемых членов семьи. Для супружеской пары это 2 части. Если в семье есть иждивенцы (дети младше 21 года и инвалиды), то количество налогооблагаемых членов семьи увеличивается на 0,5 или 1 часть с человека. Такая схема позволяет смягчить налоговое бремя и создать льготы многодетным семьям. После расчета величины он может быть сокращен на 25% суммы расходов, связанных с содержанием детей в дошкольных учреждениях, оказанием помощи пенсионерам, уплатой процентов за кредит, страхованием жизни, покупкой акций и т.д.
Далее:
1) делим налогооблагаемый доход на количество частей;
2) применяем прогрессивную шкалу подоходного налога на разделенный доход;
3) умножаем результат на количество частей.
В 2012 г. шкала подоходного налога была следующей:
- до 5 963 евро в год: налоговая ставка 0%;
- от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5%;
- от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14%;
- от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30%;
- свыше 70 830 евро в год: налоговая ставка 41%.
Здесь следует учитывать одну особенность: слева в налоговой шкале указан не доход одного физического лица, а среднегодовой доход в расчёте на одного члена семьи.
Если супруг зарабатывает 27 000 евро в год, а его жена не работает и воспитывает несовершеннолетнего ребёнка, то (без учёта различных вычетов) совместный доход будет равен 27 000 / 2,5 = 10 800. Это значит, что налоговая ставка подоходного налога для этой семьи во Франции будет составлять 5,5% (а не 30% - по шкале). А вот в России, где учитывается только индивидуальный доход налогоплательщика, ставка подоходного налога для доходов этой семьи будет составлять 13% [11].
Приведем пример расчета налога на доходы физических лиц в России
Доход супруга составляет 22 800 руб. Вычет на одного ребенка (ст. 218 НК РФ) составляет 1400 руб. ежемесячно.
В соответствии с действующей ставкой 13% определяем сумму налога, подлежащую к начислению: (22 800 руб. - 1400 руб.) х 0,13 = 2782 руб.
Доход супруги составляет 22 800 руб. Вычет на одного ребенка (ст. 218 НК РФ) составляет 1400 руб. ежемесячно.
В соответствии с действующей ставкой 13% определяем сумму налога, подлежащую к начислению: (22 800 руб. - 1400 руб.) х 0,13 = 2782 руб.
Итого: ежемесячная сумма подоходного налога с супружеской пары составит 2782 х 2 = 5564 руб.
Приведем пример расчета подоходного налога с доходов семьи, или «семейного» налога, с доходов в России
Данные оставим из вышеприведенного примера.
Предположим, по прогрессивной шкале начиная с 15 000 до 23 000 руб. налоговая ставка составит 11%.
Объединенный налогооблагаемый доход семьи из трех человек (один иждивенец до 18 лет) составляет 45 600 руб. ежемесячно.
Условно коэффициент, который семья имеет право использовать, состав, ляет 2,5 единицы (двое работающих взрослых (2) и один иждивенец до 18 лет (0,5)). Объединенный налогооблагаемый доход семьи делится на коэффициент для определения доли, к которой применяются ставки налога: 45 600/2,5 = = 18 240 руб.
В соответствии со шкалой подоходного налога определяем сумму налога, приходящуюся на семью из трех человек: 18 240 х 0,11 = 2006 руб.
Таким образом, действующая во Франции так называемая «система семейных коэффициентов» позволяет контролировать фактическую способность отдельного налогоплательщика уплачивать налог с учетом его семейного положения и количества детей.
Соответственно, введение в России налогообложения по «семейной» шкале даст возможность уменьшить налоговое бремя для отдельной семьи.
К тому же будет наблюдаться увеличение сбережений населения за счет высвобождения из-под налогообложения денежных средств, использования их на инвестиционные цели, повышения благосостояния семьи.
При этом надо иметь в виду, что усложнятся налоговое администрирование, проведение контроля для налоговых, таможенных и смежных с ними служб, снизятся общие по России поступления в бюджет от налога на доходы физических лиц.
Тем не менее «семейное» налогообложение отвечает принципам налоговой справедливости, равенства, учета фактической способности к уплате налогов, недопустимости налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав, и удобства взимания [10]. Это, во-первых.
Во-вторых, возможно установление дифференцированной ставки для работоспособных граждан с 14 лет и до 21 года, а также предпенсионного воз-роста, для увеличения реальных доходов лиц, не востребованных на рынке труда в силу отсутствия опыта работы и возраста, соответственно (студенты, пенсионеры, инвалиды).
В-третьих, необходимо установить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (несемейного типа) в зависимости от годового дохода работающих граждан с целью снижения социальной напряженности в обществе.
Для построения прогрессивной налоговой шкалы предлагается:
1) все население страны распределить по категориям в зависимости возрастания их среднегодового дохода;
2) разграничить доходы по характеру источника их получения: доходы от труда по найму; доходы от предпринимательской деятельности; доходы от инвестиций и авторских прав; доходы от дарения, наследства и т.д.;
3) ввести единую ставку подоходного налога для тех видов деятельности, где существует реальная возможность сокрытия доходов, в частности доходов от сдачи гражданами в аренду жилых и нежилых помещений, оказания услуг на дому, например преподавательской деятельности, и для некоторых других законодательно установленных видов деятельности.
В-четвертых, не взимать напрямую любые виды налогов в пределах прожиточного минимума малообеспеченных слоев населения, в том числе социальные налоги.
Еще одним эффективным и гибким инструментом налоговой политики, который может оказывать существенное влияние на решение социальных задач, является институт налоговых льгот и вычетов.
Так, ст. 217 НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень доходов, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). Данный перечень является единым и подлежит применению на всей территории РФ как в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, так и в отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Указанные в данной статье доходы рассматриваются в качестве средств, которые не формируют налоговую базу. При получении таких доходов объекта налогообложения не возникает.
По нашему мнению, следует проводить всестороннюю оценку влияния налоговых льгот, а также согласовывать их введение с бюджетными проектировками, так как многие льготы носят узкий характер и не применяются на практике. Кроме того, элементом налоговой политики должны стать регулярное проведение анализа ранее установленных льгот, оценка эффективности их действия, что позволит принимать решения об их продлении или отмене [11].
Новыми положениями ст. 218 НК РФ [4] с 01.01.2012 г. отменены стандартные налоговые вычеты, предоставляемые работающему гражданину в размере
400 руб. при исчислении НДФЛ. Это связано с тем, что стандартные вычеты для подавляющей массы налогоплательщиков, пользующихся вычетами на общих основаниях, не выполняют свое предназначение. Отсутствие индексации приводит к сокращению реальной величины льготы. Размер стандартных вычетов целесообразнее привязать к минимальному размеру оплаты труда (и) или изменению уровня инфляции (индексом потребительских цен).
Кроме того, целесообразно дифференцировать стандартные вычеты по субъектам РФ, использовать корректирующие коэффициенты (К1, К2 ...) при исчислении налоговой базы, так как величина прожиточного минимума по регионам различается в несколько раз. Необходимо законодательно закрепить права регионов на установление прожиточного минимума и, исходя из утвержденного федеральным законодательством норматива, самим устанавливать величину стандартных вычетов, действующую на данной территории.
Надо отметить, что российское налоговое законодательство все больше ориентируется на социальную составляющую. Так, в соответствии со ст. 218 НК РФ с 01.01.2012 г. увеличен размер налогового вычета на одного и двух детей с 1000 руб. до 1400 руб., «на третьего и каждого последующего ребенка» с 1000 руб. до 3000 руб., а также увеличены суммы вычетов на ребенка-инва-лида с 2000 руб. (двойной вычет по 1000 руб.) до 3000 руб. [4].
Помимо этого:
- снято ограничение на применение социального налогового вычета для опекунов. До настоящего времени налогоплательщики-опекуны и попечители не могли воспользоваться социальным налоговым вычетом в случае оплаты лечения своих подопечных в возрасте до 18 лет, в то время как налогоплательщики-родители имеют такое право;
- предоставлен налоговый вычет по суммам уплаченных процентов по образовательным кредитам;
- дана возможность применения социального вычета по лечению детей, находящихся на попечении родителей (включая опекунов, попечителей), и после достижения ими 18 лет (включая детей до 24 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме и не имеющих собственных источников доходов);
- дана возможность применения социального вычета в отношении расходов на дошкольное образование детей. Право налогоплательщика на применение налогового вычета в отношении расходов на дошкольное образование действующей редакцией ст. 219 НК РФ не исключается;
- дано право на освобождение от налогообложения доходов от некоммерческих организаций, получаемых детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума;
- дано право на освобождение от налогообложения сумм, уплаченных благотворительными некоммерческими организациями на образовательные цели, в том числе по дошкольному образованию, определенным категориям граждан (малоимущим, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам), а также отменено условие, при котором социальный налоговый вычет на благотворительность предоставляется исключительно при перечислении физическими лицами части своего дохода на осуществление уставной деятельности организаций, частично или полностью финансируемых за счет средств бюджетов.
Предусмотренные указанными документами меры, безусловно, будут способствовать совершенствованию налогообложения доходов физических лиц, созданию оптимальной правовой модели налога на доходы физических лиц. Вместе с тем данный комплекс мер представляется недостаточным [1].
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что современная налоговая политика России может и должна быть ориентирована не только на удовлетворение фискальных целей, но и, прежде всего, на ее социальную составляющую. Суть социально направленной налоговой политики государства должны определять социальные принципы. В их числе: социальная справедливость и защищенность, недопущение применения налогов, наказывающих или создающих барьеры для развития социальной сферы (инфраструктуры), роста человеческого потенциала.
Принцип социальной справедливости для государства выражается в создании в идеале равных возможностей всем членам общества через систему социальной поддержки; обеспечение достойного уровня жизни для социально незащищенных слоев населения; это возможность самообеспечения и самореализации, повышения своего благосостояния.
Социальный характер налога проявляется в том, что уплаченные налогоплательщиками налоги вернутся к ним же в виде предоставления конкретных общественных благ и гарантий (здравоохранение, социально-культурная, учебно-воспитательная сфера и т.д.), создавая тем самым основу для развития хозяйствующих субъектов и процветания общества. Налоговая политика государства не должна препятствовать накоплению богатства всеми участниками воспроизводства. В противном случае отдельные налоги только носят название «налоги», а в действительности представляют собой форму принудительного изъятия из хозяйственного оборота финансовых ресурсов [1].
Литература и источники
1. Аронов А.В. Исходные теоретические основы налоговой политики социального государства // Экономика и управление. 2009. №3/6 (44).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.: Омега-Л, 2011.
3. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Маркетинг, 2011.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.: Омега-Л, 2011.
5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов [Электронный ресурс]. 1^1.: http://bda-expert.ru/doc/tax_rf_ 2013_2015.zip.
6. Росстат: офиц. сайт. 1^1.: http://gks.ru.
7. Центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. 1^1.: http://www.gks.ru/ dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi#1.
8. http://1-9-1939.livejournal.com/166324.html.
9. http://dit.perm.ru/articles/ па1од А^а/ 031216.у^.
10. http://justicemaker.ru/view-article.php?id=14&art=1755.
11. http://nikolino.livejournal.com/5938142.html.
12. http://www.alco.ru.
ГУРОВА СЛАВЯНА ЮРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).
GUROVA SLAVYANA YURYEVNA - candidate of economics sciences, assistant professor, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
ШЕНЦЕВА СНЕЖАНА ГЕННАДЬЕВНА - магистрант кафедры мировой экономики и налоговых систем, Чебоксарский кооперативный институт рУк, Россия, Чебоксары.
SHENZEVA SNEZHANA GENNADYEVNA - master's program student, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.