Научные работы студентов - в практику (обзор за 2012-2013 учебный год)*
Научно-исследовательской работе студентов во Владивостокском филиале Российской таможенной академии уделяется особое внимание.
В целях развития научных направлений, разрабатываемых кафедрами филиала, подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР) является важным научным ресурсом, стимулирующим качественное овладение такими профессиональными компетенциями, как развитие навыков самостоятельного исследования, использование современных информационных технологий.
Тематика ВКР определяется требованиями специальности, а также актуальными направлениями модернизации таможенной службы России, особенностями развития экономики и специфики осуществления внешнеэкономической деятельности в Дальневосточном регионе. К разработке и обновлению тематики выпускных квалификационных работ во Владивостокском филиале Российской таможенной академии активно привлекаются ведущие специалисты таможенных органов региона.
Ниже представлены аннотации лучших выпускных квалификационных работ 2012-2013 гг., выполненных во Владивостокском филиале Российской таможенной академии.
* Обзор лучших выпускных квалификационных работ (ВКР) выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии, рекомендованных к внедрению в практическую деятельность таможенных органов представлен согласно решению расширенного совещания при руководстве ДВТУ от 02.07.2009 г. по вопросу совершенствования итоговой государственной аттестации выпускников региона.
90
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013
Специальность 080115.65 Таможенное дело
Специализация «Таможенное оформление и таможенный контроль»
«Таможенное декларирование в электронной форме: проблемы применения и перспективы развития» - выпускная квалификационная работа Хальченко И. Е.
Цель работы - оценить степень внедрения технологии в деятельность таможенных органов; выявить проблемы, препятствующие реализации стопроцентного электронного декларирования, и предложить пути решения этих проблем. На основе анализа практики применения технологии электронного декларирования Владивостокской таможней сделаны следующие выводы:
1. Технология электронного декларирования:
- обеспечивает участнику ВЭД высокую скорость осуществления таможенных операций, минимизацию финансовых издержек и полную прозрачность процесса таможенного контроля; способствует взаимодействию декларанта и таможенного инспектора посредством обмена авторизованными электронными сообщениями в режиме онлайн, что дает возможность отслеживать в режиме реального времени все этапы таможенного контроля, вплоть до конкретных действий таможенного органа и участника ВЭД;
- предоставляет участнику ВЭД возможность подачи электронной ДТ на любой таможенный пост, включенный в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования (в настоящее время все таможенные органы Российской Федерации, в том числе и Владивостокская таможня, готовы к применению электронной формы декларирования);
- способствует улучшению делового и инвестиционного климата (статистика по Владивостокской таможне отображает существенную динамику в реализации технологии электронного декларирования: в 2010 г. доля таможенных деклараций, выпущенных в электронной форме, составила 21,06%; в 2011 г. - 85,60%; в 2012 г. - 96,33%;
- позволяет актуализировать нормативно-правовую базу и отработать механизм электронного документооборота; на отдельных этапах таможенного контроля исключить присутствие бумажных экземпляров документов, что в дальнейшем позволит перейти к стопроцентному электронному декларированию;
- при модернизации штатных программных средств и некоторой переработке действующих профилей рисков с целью их полной адаптации к технологии интернет-декларирования и удаленного выпуска позволяет устранить проблему нарушения сроков выпуска товаров, а также исключить случаи дублирования подачи декларации на товары, что в целом будет способствовать усовершенствованию технологии электронного декларирования;
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
91
- способствует сокращению состава сведений, направляемых для сверки приграничному таможенному органу в рамках реализации технологии удаленного выпуска, повышению эффективности таможенного контроля и сокращению сроков проведения таможенных операций;
- позволяет использовать Владивостокской таможне сведения, полученные в рамках предварительных процедур; разработать соответствующие методики с целью увеличения эффективности таможенного контроля;
- способствует выработке подходов к автоматизированному принятию решений о выпуске товаров при электронном декларировании, расширению и оптимизации практики применения технологий удалённого выпуска товаров и предварительного информирования; улучшает качество таможенного администрир ов ания.
2. Технология удаленного выпуска:
- создание Центра электронного декларирования Владивостокского таможенного поста (ВТП ЦЭД) и его деятельность по применению технологии удаленного выпуска товаров стало начальным этапом в развитии технологии удаленного выпуска товаров в Приморском крае;
- предоставление исключительных полномочий ВТП ЦЭД позволяет ему выступать в регионе деятельности Владивостокской таможни в качестве единственного внутреннего таможенного органа, совершающего таможенные операции с товарами, выпускаемыми с применением технологии удаленного выпуска товаров;
- внедрение технологии удаленного выпуска способствовало обновлению и модернизации Владивостокской таможни. Статистика отражает существенную динамику в реализации технологии удаленного выпуска как составной части интернет-декларирования. На протяжении IV квартала 2012 г. наблюдалась динамика роста как декларационного массива (в 2,2 раза), так и товарооборота (в 2,8 раза); увеличилось количество участников ВЭД, применяющих технологию удаленного выпуска; значительно расширилась номенклатура выпускаемых товаров. Кроме того, увеличилось количество таможенных постов (до 37), с которыми ВТП ЦЭД взаимодействует в рамках технологии.
3. Технология предварительного информирования на морском транспорте, экспериментально реализуемая во Владивостокской таможне, способствовала:
- минимизации участниками ВЭД коммерческих рисков, связанных с соблюдением запретов и ограничений, сокращению сроков таможенных операций по приходу (отходу) судна и, как следствие, сокращению издержек из-за простоя судна. Таможенные органы, в свою очередь, получают возможность заблаговременно анализировать информацию о перевозимых партиях товара, что существенно повышает качество таможенного контроля; принимать
92
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013
предварительные решения по организации таможенного контроля и выполнять некоторые таможенные операции до прихода судна;
- проведению первых экспериментов в Первомайском таможенном посту Владивостокской таможни по передаче пакета предварительной информации в ФТС России по официальным защищенным каналам связи и без использования неаккредитованных коммерческих порталов;
- реализации в морском пункте пропуска механизма «единого окна», гармонизации документов и данных в «едином окне», применение международных стандартов электронного обмена данными российской таможенной службой, что повысило пропускную способность морских пунктов пропуска;
- разработке технологических схем пунктов пропуска, которые определяют порядок межведомственного взаимодействия должностных лиц Владивостокской таможни и органов транспортного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля, ветеринарного надзора, администрации пунктов пропуска, администрации морских портов, а также порядок их взаимодействия с перевозчиками, агентирующими фирмами, операторами морских терминалов;
- оптимизации работы комплексных программных средств «Морской пограничный пункт», что ведет к повышению качества аналитической составляющей;
- устранению проблемных вопросов, касающихся принятия решений в отношении товаров, подлежащих иным видам госконтроля, которые позволяют избежать разногласий между контролирующими органами и сократить время проведения таможенных операций и таможенного контроля;
- внедрению в практическую деятельность Владивостокской таможни технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций на товары, что создаст условия для повышения эффективности таможенного контроля, его оптимизации и обеспечит сокращение сроков таможенных операций.
«СУР как основа для выявления и пресечения правонарушений в области таможенного дела» - выпускная квалификационная работа Кудашевой Э. Р.
Цель работы - показать систему управления рисками как ключевой элемент таможенного контроля и основную составляющую правоохранительной деятельности таможенных органов; определить порядок действий должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками (СУР); охарактеризовать основные показатели деятельности Владивостокской таможни; оценить результаты применения СУР и ее эффективность в борьбе с нарушениями в области таможенного дела, а также выявить проблемные направления практического применения СУР и предложить пути совершенствования системы управления рисками как основы выявления и пресечения правонарушений.
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
93
Результаты проведенного исследования в области системы управления рисками позволяют сделать следующие выводы:
1. Учитывая возможность отрицательного влияния на государство убытков, связанных с наличием таможенных рисков, управление рисками является неотъемлемой составляющей деятельности таможенных служб при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля.
2. Современная организация таможенного контроля основывается на международных стандартах и предусматривает реализацию принципа вы-борочности на основе применения системы управления рисками, которая позволяет сосредоточить усилия должностных лиц таможенных органов на выявлении и предотвращении наиболее вероятных, опасных нарушений таможенного законодательства при одновременном упрощении и ускорении совершения таможенных операций.
3. Наличие у таможенных органов правоохранительной функции обеспечивает безопасность общества и государства в рамках борьбы с административными правонарушениями и преступлениями при движении товаров, транспортных средств и лиц через таможенную границу.
4. Неотъемлемым элементом правоохранительной деятельности таможенных органов является использование системы управления рисками, которая позволяет увеличивать возможности выявления и прогнозирования нарушений законодательства, что составляет одно из приоритетных направлений деятельности таможенной службы.
5. Анализ практики применения СУР во Владивостокской таможне показал, что в процессе совершения таможенных операций реализация мер по минимизации рисков позволила достичь высоких результатов по различным направлениям деятельности таможни, в том числе и в рамках осуществления правоохранительной деятельности. Однако при практическом применении системы управления рисками обозначились следующие проблемные вопросы, затрудняющие дальнейшее повышение эффективности СУР:
1) технического характера - недостаточно автоматизирован процесс обработки информации с целью выявления рисковых ситуаций и принятия мер реагирования;
2) организационного характера - система управления рисками на практике не применяется для выявления и пресечения нарушений в отношении вывозимой продукции морского промысла, а также при совершении таможенных операций, отличных от декларирования;
3) проблемы, связанные с необходимостью доработки нормативно-правовой базы в части применения системы управления рисками:
- установленный приказом ФТС России от 26.09.2011 № 1946 порядок предусматривает нерациональные временные затраты на согласование и утверждение срочных профилей риска в условиях ограниченного срока выпуска товаров;
94
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013
- при использовании должностными лицами таможенных постов ориентировок в соответствии с приказом ФТС России от 06.06.2011 № 1200 существует вероятность выбора ими нецелесообразных мер по минимизации рисков;
- существующая методика расчета контрольных показателей эффективности деятельности (КПЭД) некорректно отражает результативность применения системы управления рисками как основы выявления и пресечения нарушений.
Для решения выявленных проблем применения системы управления рисками, как основной составляющей правоохранительной деятельности таможенных органов, предложены и систематизированы возможные пути их решения:
- для повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов за счет своевременного доведения до должностных лиц информации о необходимости применить меры по минимизации рисков следует доработать приказ ФТС России от 26.09.2011 № 1946 в части делегирования начальнику таможни полномочий по самостоятельному утверждению проектов срочных профилей рисков, разработанных ОПСУР и иными структурными подразделениями таможни;
- с целью обеспечения должностных лиц возможностью без промедления применять меры по минимизации, которые с большей степенью вероятности позволят обнаружить признаки нарушений, описанных в ориентировке, необходимо дополнить приказ ФТС России от 06.06.2011 № 1200 правом указания в ориентировке рекомендуемых мер по минимизации рисков и примечаний к ним;
- для выявления рисковых событий полностью в автоматическом режиме, и соответственно, оперативного принятия мер по их предотвращению в виде срочных профилей риска требуется доработка программного средства КАСТО «Аист-М» в части создания в подсистеме «Оперативного информирования» программной задачи «Мониторинг рисковых ситуаций»;
- с целью обеспечения проведения корректного анализа результативности СУР на основе достижения плановых значений КПЭД целесообразно ввести дифференцированный подход к расчету контрольных показателей по линии СУР (отдельно по каждому направлению деятельности таможенных органов);
- для смещения акцентов таможенного контроля с этапа декларирования товаров на этап после их выпуска в отношении объектов, отобранных с использованием СУР, необходимо создание автоматизированной технологии посттаможенного контроля.
На уровне Владивостокской таможни дальнейшее развитие системы управления рисками должно базироваться на следующих приоритетных направлениях, обеспечивающих достижение высоких результатов правоохранительной деятельности:
- для увеличения результативности выявления нарушений при экспорте морских биоресурсов и повышения конкурентоспособности отечественной
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
95
продукции целесообразно экспериментальное внедрение механизма категорирования, как одной из составляющих СУР, в отношении экспортеров продукции морского промысла;
- с целью сокращения времени совершения таможенных операций следует расширять практику применения технологии предварительного информирования на морском транспорте.
«СУР как основа для определения форм таможенного контроля, применяемых к объектам контроля, установленным Таможенным кодексом
ТС» - выпускная квалификационная работа Пивовара С. А.
Цель работы - исследовать международный опыт применения СУР. В ходе исследования проанализировано современное состояние СУР ФТС России, определены направления его развития; рассмотрена практика применения СУР в таможенном органе на примере Камчатской таможни и даны рекомендации по совершенствованию СУР.
«Предварительное информирование как механизм совершенствования таможенного администрирования: проблемы внедрения и перспективы развития» - выпускная квалификационная работа Фатаева А. Н.
Цель работы - обзор теоретической и правовой базы предварительного информирования в Таможенном союзе и РФ, рассмотрены возможные способы передачи предварительной информации в России. Особое внимание уделено преимуществам и недостаткам данных схем, проанализирована практика применения предварительного информирования во Владивостокской таможне, выявлены проблемы и предложены пути их решения.
«Пути повышения таможенного контроля товаров после их выпуска» - выпускная квалификационная работа Шпирко Е. А.
Цель работы - проанализировать и оценить действующую систему таможенного контроля после выпуска товаров, обозначить существующие на сегодняшний день проблемы и предложить пути их решения. Объектом исследования выбран таможенный контроль после выпуска товаров. Предмет исследования - деятельность Владивостокской таможни, направленная на обеспечение соблюдения таможенного законодательства при проведении таможенного контроля после выпуска товаров.
«Выявление и пресечение нарушений порядка совершения таможенных операций при временном хранении товаров» - выпускная квалификационная работа Пичугиной М. А.
Цель работы - рассмотреть порядок временного хранения товаров и определить ответственность, предусмотренную КоАП России за нарушение данного порядка. На примере Владивостокской таможни, лидирующей по массиву декларируемого товара в регионе деятельности ДВТУ, проведен анализ
96
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013
и выделены проблемы в области организации таможенного контроля, организационно-штатной составляющей, и проблемы правоприменительной деятельности в части привлечения к ответственности. Рассмотрены проблемы информационного обмена между таможенными органами и лицами, осуществляющими временное хранение товаров. Предложены пути совершенствования порядка временного хранения товаров посредством повышения степени автоматизации и снижения неоправданного ручного труда должностных лиц при работе с КПС «Учет и контроль товаров на ВХ».
Специализация «Товароведение и экспертиза в ТД»
«Анализ практики экспертного сопровождения таможенного контроля классификационного кода товаров по ТН ВЭД ТС (на материалах Читинской таможни)» - выпускная квалификационная работа Шевелевой А. А.
Цель работы - выявление проблем практики экспертного сопровождения таможенного контроля классификационного кода товаров по ТН ВЭД и предложение способов их решения или минимизации.
Экспертное сопровождение таможенного контроля играет важнейшую роль в обеспечении правоохранительной и контролирующей функций таможенных органов. Оценка заключений экспертов по вопросам, поставленным с целью таможенного контроля классификационного кода, показала, что в некоторых случаях заключения экспертов не соответствуют критериям, которые были использованы для их оценки. Общими проблемами для всех подразделений ЦЭКТУ являются:
а) различное понимание прямого и условного экономического эффекта от проведенных экспертиз;
б) несовершенство механизма взаимодействия таможенных лабораторий и таможенных органов по обмену информацией о результатах таможенных экспертиз, выявляющих факты недостоверного декларирования товаров, и решениях таможенных органов, принятых по их результатам;
в) отсутствие у таможенных органов требований при взятии проб и образцов товаров, в том числе отсутствие легитимных методик проведения такого отбора.
Эти проблемы могут быть решены совершенствованием механизма взаимодействия с таможенными органами по обмену информацией о результатах таможенных экспертиз, выявляющих факты недостоверного декларирования товаров, а также осуществлением выборочного экспертного сопровождения таможенного осмотра/досмотра, отбора проб и образцов товаров с высоким потенциалом недостоверного декларирования. Для повышения эффективности экспертного сопровождения таможенного контроля считаем целесообразным использовать разработанное программное средство «Таможенная
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
97
экспертиза» для более качественного выполнения экспертно-исследовательских работ, правильного и единообразного составления таможенных, экспертных и процессуальных документов, упорядочивания имеющейся информации в подразделении, оперативного взаимодействия между должностными лицами таможни и экспертами и «Памятку должностным лицам таможенных органов при назначении таможенной экспертизы», которая была внесена в разработанное программное средство «Таможенная экспертиза».
«Совершенствование таможенного контроля импортируемых текстильных товаров» - выпускная квалификационная работа Лендел А. В.
Цель работы - разработка рекомендаций по минимизации рисков при идентификации, контроле классификационного кода и таможенной стоимости канатных изделий.
Поскольку разница в таможенном обложении канатных изделий значительна, то высока вероятность возникновения риска снижения уплаты таможенных платежей вследствие недостоверного декларирования канатных изделий товарной позиции 6307 ТН ВЭД ТС, имеющих ставку ввозной таможенной пошлины 20%, но не менее 0,7 евро за кг, под видом канатных изделий товарных позиций 5607 и 5609 00 000 0 ТН ВЭД ТС, имеющих ставки ввозных таможенных пошлин 15% и 5% соответственно.
Стоимостной профиль риска в отношении канатных изделий товарной позиции 6307 далеко не в полной мере отражает сведения о реальных ценах на канатные изделия и содержит весьма усредненный ценовой уровень, который порождает ряд проблем при проведении таможенного контроля.
Анализ особенностей идентификации и классификации канатных изделий товарных позиций 5607, 5609 и 6307 ТН ВЭД ТС показал, что классификационными признаками, позволяющими однозначно идентифицировать и классифицировать канатные изделия, являются способ изготовления и степень готовности изделия.
Проведенные исследования позволили предложить нижеперечисленные рекомендации по минимизации таможенных рисков при контроле классификационного кода и таможенной стоимости канатных изделий.
1. Внести изменения в приказ ФТС России от 29.03.2012 № 600 «О дополнительных требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 декларации на товары», установив требования к описанию канатных изделий товарных позиций 5607, 5609 и 6307 в графе 31 ДТ: обязательно должны быть указаны способ изготовления и способ обработки концов изделия. Для канатных изделий товарной позиции 5607 дополнительно должны быть указаны такие признаки, как вид волокна, назначение и линейная плотность.
2. Внести изменения в распоряжение ФТС России от 01.03.2012 № 34-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров», дополнив сборник решений и разъяснений по классификации по единой ТН ВЭД ТС отдельных товаров разъяснением по классификации канатных изделий. Для того, чтобы канатное изделие классифицировалось в товарной позиции 6307, оно должно
98
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013
быть изготовлено ткачеством или вязанием и иметь обработанные концы. В товарной позиции 5607 классифицируются канатные изделия, произведенные скручиванием, плетением или оплеткой и имеющие необработанные концы.
3. При таможенном контроле канатных изделий использовать предлагаемые рекомендации по классификации, содержащие перечень признаков, по которым канатные изделия должны быть описаны в документах, предъявляемых к таможенному контролю и в АТД, а также необходимые сведения для идентификации канатных изделий и их последующей классификации.
«Проблемы идентификации и классификации линейного полиэтилена» - выпускная квалификационная работа Нистратенко А. Н.
Цель работы - исследование проблем идентификации и классификации товаров товарной позиции 3901 на примере линейного полиэтилена и разработка путей решения данных проблем.
Линейный полиэтилен пользуется наибольшей популярностью у участников ВЭД из-за своих более высоких механических и физических свойств по сравнению с обычным полиэтиленом. При этом ставка ввозной таможенной пошлины на данный вид полимера равна 0%, что приводит к возникновению фактов недостоверного декларирования других видов полимеров под видом линейного полиэтилена. На сегодняшний день нет нормативных документов, в которых говорилось бы, что такое линейный полиэтилен, как его отличить от полиэтилена низкого и высокого давления, назывались бы способы его получения, требования к внешнему виду, размерам, молекулярному составу, физико-химическим и механическим свойствам.
В работе проанализированы вариации таможенной стоимости линейного полиэтилена и выявлены ценообразующие факторы. Для этого были построены гистограммы по индексу таможенной стоимости, которые помогли обнаружить немаловажные проблемы в области контроля таможенной стоимости линейного полиэтилена. В результате анализа базы ДТ были выявлены ценообразующие факторы, такие как технология производства, вид добавок, вид сополимера, функциональное назначение, вид изделия.
Выявлены возможные методы идентификации линейного полиэтилена с целью его отличия от полиэтилена низкой и высокой плотности.
Определены пути решения проблем идентификации и классификации товаров товарной подсубпозиции 3901 10 100 0. Для верной идентификации линейного полиэтилена необходимо уделять особое внимание описанию товара, в особенности наличию и видам добавок, функциональному назначению и технологии производства.
Были предложены следующие методические рекомендации:
- к описанию полиэтилена в графе 31 таможенной декларации;
- при назначении экспертизы при таможенном контроле;
- при идентификации линейного полиэтилена;
- при контроле таможенной стоимости линейного полиэтилена.
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
99
«Проблемы идентификации чая и чайных напитков при таможенном декларировании и таможенном контроле и пути их решения» - выпускная квалификационная работа Зайченко Е. О.
Цель работы - выявить проблемы, связанные с идентификацией и классификацией чайных напитков, определить пути их решения.
С целью однозначной идентификации и классификации чая и чайных напитков предлагается внести дополнительные сведения в приказ ФТС России № 600 «О дополнительных требованиях к описанию отдельных категорий товаров» в графе 31 декларации на товары. А именно: способ обработки чая и чайных напитков (черный ферментированный, зеленый не ферментированный; экстракт, эссенция, концентрат на основе черного, зеленого чая), а также вид чая (байховый, гранулированный, прессованный); происхождение (Индия, Китай, Шри-Ланка) и сорт (букет, высший, первый и прочие).
Одной из основных проблем при декларировании чая и чайных напитков является ошибочное отнесение участниками ВЭД чайных напитков к чаю. Предлагается разграничение понятий «чай» и «чайный напиток» в соответствии с техническим регламентом на чай и чайную продукцию. Для решения проблемы идентификации вида чая (черный, зеленый и т. д.) при таможенном контроле разработана таблица идентификационных признаков чая. Для решения проблемы фальсификации и контрафакции маркировочных данных чайной продукции предлагается справочная таблица, содержащая характеристику специфических органолептических показателей и сведения по маркировке.
«Совершенствование таможенного контроля грузовой техники» -
выпускная квалификационная работа Черняева А. Е.
Цель работы - исследование проблем декларирования и таможенного контроля грузовой техники при совершении таможенных операций и выявление путей их решения.
Для совершенствования таможенного контроля грузовых автомобилей предлагается установить отличия между карьерными самосвалами и самосвалами, используемыми для эксплуатации на дорогах общего пользования, и внести следующие дополнения:
1) в текст п. 146 распоряжения ФТС России № 34-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров» о том, что шахтные самосвалы, используемые для подземных работ, классифицируются в товарной субпозиции 8704 10 ТН ВЭД ТС;
2) к группе 84 ТН ВЭД ТС - дополнение о том, что шахтные самосвалы товарной субпозиции 8704 10 в данную группу не включаются.
Для решения проблемы взимания утилизационного сбора с грузовых автомобилей необходимо разработать единообразное определение понятия «полная масса транспортного средства», а также привести в соответствие с ТН ВЭД ТС минимальных и максимальных параметров полной массы транспортных средств.
100
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013
Анализ практики таможенного контроля грузовых автомобилей показывает, что при их ввозе из Китая указывается неверный экологический класс двигателей (почти все китайские самосвалы имеют второй экологический класс двигателя, запрещенный к ввозу в РФ). Как правило, участники ВЭД предъявляют сертификат, где указан четвертый экологический класс двигателя. Решением этой проблемы может быть наделение Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации) полномочиями отменять выявленные недостоверные сертификаты. Также необходимо обеспечить тесное взаимодействие таможенных органов с Федеральной службой по аккредитации с тем, чтобы последняя ужесточила надзор за органами, занимающимися сертификацией грузовых автомобилей.
Следующая выявленная проблема - недостаток информации о ввозимых из Китая самосвалах. Должностные лица таможенных органов не имеют информации о технических характеристиках самосвалов, которые впервые ввозятся на территорию РФ. Для предотвращения ввоза самосвалов низкого качества при анализе интернет-сайтов был разработан перечень китайских фирм-производителей самосвалов, имеющих право на данную деятельность.
Специальность 080502.65 Экономика и управление на предприятии (таможня)
«Анализ процесса формирования и планирования таможенных платежей в региональном таможенном управлении» - выпускная квалификационная работа Радченко К. А.
Цель работы - исследование теоретических аспектов и нормативной базы формирования таможенных платежей, их планирования и прогнозирования. Рассматриваются причинно-следственные связи между суммой и структурой таможенных платежей и определяющими их факторами; проблемы прогнозирования таможенных платежей на уровне регионального таможенного управления; достоинства и недостатки применяемых методических подходов к прогнозным расчетам. Сделан прогноз таможенных платежей с помощью статистических методов, а также изучены возможности применения для этой цели штатных программных средств управления. Исследование иллюстрировано данными статистики, использованы графики, табличные материалы, диаграммы.
«Анализ использования взаимозачетов обязательств при осуществлении иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор России» - выпускная квалификационная работа Агафоновой В.Р.
Цель работы - исследование способов привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Объектом своего исследования студент выбрал
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
101
нефтегазовый сектор и осуществление проектов с привлечением иностранных инвестиций в Сахалинской области, что особенно актуально для развития Дальнего Востока России.
Работа выполнена на основе нормативных документов, регулирующих привлечение иностранных инвестиций на условиях взаимозачетов обязательств, а также изучения практики реализации проектов «Сахалин», в том числе вопросов таможенного контроля ввоза (вывоза) продукции.
Сделан глубокий и многосторонний анализ практики взаимных зачетов привлеченных иностранных инвестиций в проекты добычи ресурсов на шельфе Сахалина и полученной продукции. Автором выдвинута гипотеза о факторах развития изучаемого экономического явления и прогнозируется окупаемость проектов на примере вложения инвестиций в нефтегазовый сектор Сахалинской области. Рассматриваются также проблемы таможенного контроля ввозимого иностранными инвесторами оборудования и других материалов, сопутствующих реализации проектов, вносятся предложения по повышению эффективности контроля.
«Таможенная политика в стратегии построения инновационной экономики России: оценка значения и совершенствование направлений» - выпускная квалификационная работа Сорокина А. М.
Цель работы - исследование возможностей применения инструментов реализации таможенной политики в построении инновационной экономики России.
В работе дана оценка текущего состояния инновационности в России в сравнении с экономически развитыми странами. Несмотря на высокий кадровый потенциал, Россия существенно отстает по остальным результативным показателям, которые в конечном итоге и характеризуют эффективность инновационной экономики стран ОЭСР. Наиболее инновационной сферой России является производство транспортных средств и оборудования, в том числе электрооборудования, электронного и оптического оборудования, а также химическое производство. Рассматривается место таможенной политики в Стратегии инновационного развития России, в которой, по мнению автора, должного внимания инструментам таможенного регулирования не уделяется.
Автором рассматриваются возможности применения инструментов таможенного регулирования для решения региональных проблем инновационной экономики и размещения специализированных таможенных постов для таможенного контроля за ввозом инновационных товаров в отдельных регионах. Предложены и обоснованы пути совершенствования инструментов тарифного и нетарифного регулирования, таможенной статистики в целях повышения конкурентоспособности и экспортных возможностей отечественных предприятий, производящих инновационные товары и услуги.
102
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013
По итогам исследования в работе даны рекомендации по использованию инструментов тарифного регулирования, которое следует осуществлять с учетом эластичности спроса на товары, необходимые отечественным инновационным компаниям, так как повышение ставок на неэластичные товары не будет иметь результата и приведет только к удорожанию необходимого оборудования. Предлагается сократить срок возврата излишне уплаченных таможенных платежей, что позволит повысить скорость оборота капитала компаний и приведет к увеличению их эффективности и большей финансовой устойчивости. В работе даются рекомендации по упрощению и гармонизации экспортного контроля и регулированию экспорта товаров военного назначения на наднациональном уровне Таможенного союза.
Для упрощения и ускорения формирования внешнеторговой статистики по перемещению инновационных товаров предлагается внести изменения в классификатор и, соответственно, проставление информации об инновационности товара в третьей части графы 37 ДТ, что позволит упростить формирование статистики перемещения инновационных товаров через таможенную границу ТС, необходимой для мониторинга состояния инновационной экономики и принятия оперативных мер по ее регулированию.
Специальность 030501.65 Юриспруденция
Специализация «Гражданско-правовая»
«Организация взаимодействия таможенных органов и иных правоохранительных органов при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля» - выпускная квалификационная работа Ступачук П. В.
Цель работы - исследование проблемы организации взаимодействия таможенных органов и иных правоохранительных органов при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля.
Рассмотрены правовые основы взаимодействия таможенных органов с иными государственными контрольными органами, правовые формы организации взаимодействия государственных органов. Исследованы особенности реализации взаимодействия государственных органов по принципу «одного окна» в Российской Федерации по сравнению с реализацией подобного принципа в мировом сообществе, изучены понятие, виды, назначение и принципы карантинного фитосанитарного контроля, исследован порядок и особенности осуществления карантинного фитосанитарного контроля таможенными органами и рассмотрены проблемы исполнения законодательства на практике.
Основные рекомендации по улучшению фитосанитарного законодательства и приведению его в соответствие с международными нормами:
- гармонизировать фитосанитарное законодательство Российской Федерации с МККЗР (Международная конвенция по карантину и защите растений) и МСФМ (Международные стандарты по фитосанитарным мерам),
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
103
а также региональными фитосанитарными стандартами, разработанными ЕОКЗР (Европейская и Средиземная организация по карантину и защите растений);
- наладить эффективную систему проведения анализа фитосанитарного риска (АФР) в соответствии с международными и региональными (разработанными ЕОКЗР) стандартами в качестве технического обоснования применяемых мер;
- увеличить участие российских экспертов в деятельности МККЗР и ЕОКЗР, в том числе в области разработки новых международных и региональных фитосанитарных стандартов;
- провести кампанию по оповещению общественности (особенно тех, кто вовлечён в производство, перевозку, хранение, экспорт и импорт растений и растительных продуктов) о функциях и деятельности НОКЗР (Национальные организации по карантину и защите растений) Российской Федерации по обеспечению фитосанитарной безопасности импорта и экспорта растений и растительных продуктов.
«Роль и значение таможенных органов в области выполнения Российской Федерацией Конвенции о международной торговле объектами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)» -
выпускная квалификационная работа Дорошенко В. Д.
Цель работы - всестороннее исследование роли и значения таможенных органов в осуществлении контроля и предупреждения нарушений при перемещении через таможенную границу объектов дикой флоры и фауны, которые находятся под угрозой исчезновения и подпадают под охрану Конвенции о международной торговле объектами дикой флоры и фауны.
Рассмотрены общие вопросы охраны редких и исчезающих объектов флоры и фауны в рамках Конвенции СИТЕС, а также проведен анализ национального законодательства, регулирующего вопросы охраны редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны. В работе анализируется роль таможенных органов в пресечении незаконного оборота редких объектов дикой флоры и фауны.
Поскольку в работе используется аналитический и статистический материал деятельности таможенных органов в этой сфере, то представленные в работе выводы и предложения могут быть использованы в деятельности правоохранительных органов, а также в учебном процессе.
«Товарный знак: актуальные проблемы гражданско-правового регулирования, теории и практики» - выпускная квалификационная работа Сидорова И. И.
Цель работы - правовой анализ динамики законодательства в сфере гражданско-правового регулирования, теории и практики в области прав на товарный знак.
104
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013
В исследовании делается акцент на незаконном использовании товарного знака - явлении международном. Таможенный кодекс Таможенного союза проблемы обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза относит к основным задачам таможенных органов. Вопросы гражданско-правового регулирования в сфере средств индивидуализации товаров могут быть решены только в условиях соотношения теории и практики, активной разработки правовых моделей гражданско-правового регулирования в сфере охраны товарных знаков.
В работе проанализированы вопросы теории и практики в области прав на товарный знак, рассмотрены актуальные проблемы, возникающие по поводу регистрации, использования товарного знака. В результате анализа материалов судебной практики предложены правовые модели, оптимизирующие процесс индивидуализации товара.
«Условия и порядок применения примирительных процедур в арбитражном процессе, анализ эффективности» - выпускная квалификационная работа Богун Д. Ю.
Цель работы - изучение института примирительных процедур, в том числе в рамках арбитражного процесса, анализ практики его применения, исследование возникающих в связи с этим проблем и путей их решения.
Представлена история развития института примирительных процедур в России и за рубежом, изучены различные позиции, существующие в юридической науке относительно понятия примирительных процедур, их признаков и классификации. Проанализированы особенности мирового соглашения как разновидности примирительных процедур, раскрыты основные положения законодательства, регулирующего условия и порядок заключения мирового соглашения, изучены дискуссионные вопросы мирового соглашения.
Особое внимание в работе уделено медиации - относительно новому способу урегулирования споров в России.
Также в работе рассмотрены проблемы эффективности примирительных процедур в России, предложены пути решения проблем правоприменения.
Специализация «Уголовно-правовая»
«Имплементация норм международного права в Общей части УК РФ. Проблемы их применения» - выпускная квалификационная работа Бурлак К. К.
Цель работы - рассмотреть теоретические основы соотношения и взаимодействия международного и внутригосударственного права и особенности процесса имплементации международно-правовых норм в уголовное право России, способы ее осуществления. Автор прослеживает тенденции влияния новых прогрессивных норм международного права на изменения в российском уголовном законодательстве.
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
105
В работе показаны примеры перехода норм международно-правовых актов о преступлении, наказании и иных уголовно-правовых последствиях преступления в нормативные акты российского права, в том числе в Общую часть УК РФ.
«Европейские стандарты и их применение в системе исполнения наказаний по национальному уголовному праву» - выпускная квалификационная работа Хабаровой Е. И.
Цель работы - исследование одной из самых актуальных проблем российской правоприменительной практики - соблюдение основных прав и свобод человека в рамках российской пенитенциарной системы. Раскрываются понятия и цели уголовно-правового наказания в российском и зарубежном законодательствах; прослеживается история развития взглядов на сущность наказания в отечественной доктрине и уголовной политике; рассматриваются установленные международными договорами европейские стандарты в этой сфере человеческих отношений. Анализируются основные направления и программы реализации политики установления и соблюдения данных стандартов в европейских странах и в Российской Федерации.
«Контрабанда лесоматериалов: проблемы квалификации и предупреждения (на примере деятельности СТУ)» - выпускная квалификационная работа Кызынгашевой Ю. С.
Цель работы - показать недостатки и пробелы современного российского уголовного законодательства в сфере противодействия незаконному обороту лесоматериалов. Автор квалифицированно дает уголовно-правовую характеристику контрабанды лесоматериалов с использованием специальной юридической литературы и материалов региональной судебной практики; описывает возможные способы предотвращения преступлений в данной сфере и дает оценку их эффективности.
«Преступления с участием иностранцев в России: криминологическая характеристика и проблемы предупреждения (по материалам Приморского края)» - выпускная квалификационная работа Гусевой И. Н.
Цель работы - исследование уголовно-правовых и криминологических аспектов борьбы с ростом преступлений с участием иностранцев, в том числе преступлений иностранных граждан против своих соотечественников. Практическая часть работы построена на материалах уголовных дел Приморского края, в том числе городов Владивостока и Уссурийска, - территории, где иностранцы традиционно составляли значительную долю населения и где их безопасность и предотвращение преступлений с их участием всегда были предметом заботы местных властей. Работа актуальна в связи с существующими в крае проблемами трудовой миграции, нелегальная часть которой создает социальную напряженность в обществе и способствует росту преступности в самых различных её проявлениях.
106
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013
«Механизм оказания и получения правовой помощи по уголовным делам в рамках международных соглашений и организаций» - выпускная квалификационная работа Курсиновой Е. В.
Цель работы - исследование международного сотрудничества в правовой сфере в целях общей борьбы с уголовной преступностью, содействия эффективному отправлению правосудия и обеспечения законных прав и интересов граждан. В работе излагаются понятия, значение и правовые основы осуществления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, уделяется внимание практическим аспектам и особенностям взаимодействия судов и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международных организаций; показаны особенности регулирования международного сотрудничества в уголовном процессе разных зарубежных стран.
Баранов Д.П. Адвокатское право (адвокатская деятельность и адвокатура в России): учебник / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. - 4-е изд. - М.: Академцентр; ИТК «Дашков и Ко», 2013. - 368 с.
Учебник освещает проблемы адвокатской деятельности и адвокатуры в России, ее историческое развитие, принципы деятельности и организации, рассматриваются основы ораторского искусства и этические основы профессии адвоката, методы адвокатского расследования. Изложены стандарты работы адвокатов по конкретным категориям дел, даны практические рекомендации по участию адвоката во всех видах судопроизводства, научно обосновано выделение адвокатского права в самостоятельную комплексную отрасль российского права.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, научных работников, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов, а также всех, кто интересуется работой адвокатов и деятельностью адвокатуры в России.