Научные работы студентов — в практику (обзор за 2011-2012 год)*
Научно-исследовательской работе студентов как эффективному средству повышения и углубления профессиональной подготовки молодых специалистов во Владивостокском филиале Российской таможенной академии уделяется особое внимание.
В целях развития научных направлений, разрабатываемых кафедрами филиала, подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР) является одним из мощных научных ресурсов, стимулирующим качественное овладение такими профессиональными компетенциями, как развитие навыков самостоятельного исследования, использование современных информационных технологий.
Тематика ВКР определяется требованиями специальности, а также актуальными направлениями модернизации таможенной службы России, особенностями развития экономики и специфики осуществления внешнеэкономической деятельности в Дальневосточном регионе. К разработке и обновлению тематики выпускных квалификационных работ во Владивостокском филиале Российской таможенной академии активно привлекаются ведущие специалисты таможенных органов региона.
Ниже представлены аннотации лучших выпускных квалификационных работ 2011-2012 гг., выполненных во Владивостокском филиале Российской таможенной академии.
* Представлен обзор лучших выпускных квалификационных работ (ВКР) выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии, рекомендованных к внедрению в практическую деятельность таможенных органов (согласно решению расширенного совещания при руководстве ДВТУ от 02.07.2009 г. по вопросу совершенствования итоговой государственной аттестации выпускников региона).
Специальность 080115.65 Таможенное дело
Специализация «Таможенное оформление и таможенный контроль»
«Предварительное информирование как механизм совершенствования таможенного администрирования: проблемы внедрения и перспективы развития» — выпускная квалификационная работа Мальцева Е.В.
Цель работы — обобщение опыта внедрения технологии предварительного информирования и выявление проблем, возникающих при реализации этой технологии; предмет исследования — практическое использование технологии предварительного информирования (ПИ) в Находкинской таможне.
Реализация Концепции развития таможенных органов Российской Федерации предполагает последовательное проведение таможенной реформы и повышение уровня администрирования таможенной службы. Необходимым шагом при модернизации должно стать создание системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации с учетом приоритетных направлений деятельности таможенной службы. Внедрение технологии ПИ, обеспечивающей прием предварительных сведений от заинтересованных лиц через сети общего доступа «Интернет» и портала Электронного представления сведений (ЭПС) ФТС России, который работает на основе WEB-технологий (также с использованием сетей «Интернет»), — все это элементы единой автоматизированной системы таможенного контроля.
В настоящее время возможны два способа подачи предварительной информации:
— прямое подключение к ЕАИС таможенных органов Российской Федерации;
— через созданный ФТС России портал ЭПС, на который передается предварительная информация о товарах, перемещаемых морским транспортом.
Портал ЭПС имеет некоторые неудобства при его использовании: форма предварительного уведомления о прибытии товаров предполагает к заявлению обширный перечень сведений, которые должны быть известны при составлении пакета ПИ. При перевозках товаров морским транспортом никто из заинтересованных лиц (перевозчиков товаров, экспедиторов, декларантов, таможенных представителей и иных лиц, обладающих информацией для организации ПИ) на момент составления пакета ПИ такой информацией не обладает. На портале ЭПС ФТС России отсутствует возможность совместной работы, так как портал не предполагает многопользовательский доступ, в то время как коммерческие порталы предлагают такую услугу.
В перспективе — переход к безбумажным технологиям, который возможен только с наличием электронной подписи, позволяющей применять электронные документы, равнозначные документам на бумажном носителе
и подписанные собственноручной подписью. В Находкинской таможне в июле 2011 г. было решено при перевозках морским транспортом экспериментально проводить таможенный контроль с использованием предварительной информации, передаваемой через коммерческий портал. Практика показала: подобное использование ПИ при перевозках морским транспортом вполне возможно. Хотя разработанная технология, ее реализация и правовая поддержка требуют совершенствования, но полученные результаты говорят о заинтересованности в таких технологиях всех участников эксперимента: декларантов, морских перевозчиков, агентирующих компаний, таможенных органов. И экспортеры, и импортеры минимизируют риски, связанные с отсутствием разрешительных документов, уменьшаются сроки выгрузки товаров.
Использование единого портала и единых форматов электронных документов для обмена данными и документами между участниками ВЭД упрощает и ускоряет оформление сделок, позволяет рассматривать совершение таможенных операций как одно из звеньев логистической цепочки. Таможня получает возможность заблаговременно получать полную информацию о перевозимых партиях товара (что дает возможность повысить эффективность таможенного контроля); принимать предварительные решения по организации таможенного контроля и выполнять некоторые таможенные операции до прихода судна в порт; использовать полученные электронные документы для упрощения и ускорения формирования форм отчетности, которые должны создаваться и регистрироваться таможенным органом при приходе/отходе судна. Декларанты товаров получают возможность формировать декларацию в возможно короткие сроки. Используя предварительную информацию и иные имеющиеся в таможенном органе виды информации, возможно выдавать разрешение на выход или разгрузку судна без посещения судна таможенным нарядом.
В настоящее время появились способы передачи пакетов предварительной информации о товарах, перемещаемых морским видом транспорта, на доработанный портал ЭПС ФТС России самостоятельно, либо же через информационных операторов, с которыми у ГНИВЦ ФТС России заключено соглашение об информационном взаимодействии при представлении сведений в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет по существующим форматам электронных форм документов. Поэтому возможностей коммерческого портала уже недостаточно. Владелец коммерческого портала в списке информационных операторов, размещенном на официальном сайте ФТС России, не значится, его программные продукты не сертифицированы ЦИТТУ ФТС России, следовательно, нет никаких гарантий корректной работы программного средства при обмене информацией с ЕАИС таможенных органов и сертифицированными программными продуктами других производителей. К тому же коммерческий портал предполагает определенные затраты при его использовании в виде абонентской платы и платы
за передачу каждого комплекта сведений, а информационные операторы в основном предлагают оплатить определенный тариф, содержащий необходимое количество передаваемой предварительной информации на определенный период времени.
Уже имеется передовой опыт Первомайского таможенного поста Владивостокской таможни по передаче пакета предварительной информации о товарах, перемещаемых морским транспортом, в ФТС России и использованию его в таможенных целях. Представитель компании-перевозчика через информационного оператора формирует «морской» пакет документов и отправляет его в ФТС России. Сервер ФТС России присваивает пакету уникальный идентификационный номер и передает его на таможенный пост. Загрузив документы в КПС МПП, должностное лицо отдела специальных таможенных процедур Первомайского таможенного поста проверяет полученные данные и выносит предварительное решение на товарные партии до прихода судна в порт.
Таможенные органы для скорейшего и успешного внедрения предварительного информирования на морском транспорте должны решить следующие задачи:
1. Координация отделом по внедрению перспективных таможенных технологий ДВТУ деятельности таможенных органов по внедрению и использованию технологии ПИ на морском транспорте; разработка рекомендаций технологий не только для таможенных органов, но и для заинтересованных лиц. Для обсуждения на семинарах и совещаниях должны предлагаться вопросы:
— преимущества использования заинтересованными лицами технологии ПИ;
— существующая практика внедрения ПИ на морском транспорте: достоинства и недостатки (опыт Находкинской и Владивостокской таможен);
— обсуждение перспектив внедрения обязательного ПИ на морском транспорте.
2. Распространение успешного опыта Первомайского таможенного поста Владивостокской таможни по применению технологии ПИ в практической деятельности таможенных органов, имеющих в структуре морские пункты пропуска.
3. Отработка информационного взаимодействия в процессе подготовки пакетов ПИ заинтересованными лицами с использованием (по их желанию) возможностей коммерческих порталов, либо порталов информационных операторов без нарушения установленных сроков подачи предварительной информации.
«Применение технологии удаленного выпуска товаров в Дальневосточном регионе: проблемы и перспективы развития» — выпускная квалификационная работа Умновой Л.В.
Цель работы — поиск путей применения и совершенствования технологии удаленного выпуска товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
С применением технологии удаленного выпуска участники ВЭД могут подавать декларацию на товары в электронном виде через сеть Интернет в таможенный орган, находящийся внутри таможенной территории, но при этом выпуск товаров для внутреннего потребления будет осуществляться при нахождении этих товаров на таможенной границе, т.е. в местах прибытия. Операции прибытия, временного хранения товаров и их фактический контроль осуществляются в регионе деятельности внешнего таможенного органа, который приближен к государственной границе РФ. Таким образом, документальный и фактический контроль осуществляют различные таможенные органы. Создание Владивостокского таможенного поста «Центр электронного декларирования» Владивостокской таможни и его деятельность по применению технологии удаленного выпуска товаров стали отправной точкой в развитии технологии удаленного выпуска товаров в Приморском крае.
Проведенный анализ практики применения технологии удаленного выпуска товаров Владивостокской таможней позволил выявить целый ряд проблем, затрудняющих применение данной технологии: сбои в работе программного обеспечения и каналов связи, ошибки в альбомах форматов электронных форм документов; несовершенство программных средств ЕАИС в части организации электронного документооборота при совершении таможенных операций; недостаточная адаптированность системы управления рисками при применении электронных форм документов, требующая во многих случаях представления документов на бумажных носителях; отсутствие единой базы разрешительных документов иных контролирующих органов; исключение из перечня внешних таможенных органов морских таможенных постов (в отношении морских пунктов пропуска); недостаточно развитая сеть и пропускная способность приграничных складов временного хранения; психологические аспекты работы должностных лиц таможенных органов и декларантов при осуществлении декларирования и проверки таможенной декларации в условиях отсутствия документов на бумажных носителях.
Для повышения эффективности деятельности таможенных органов и решения существующих проблем при применении технологии удаленного выпуска выдвигаются следующие предложения:
— доработать программное средство, используемое Центрами электронного декларирования, с учетом специфики совершения таможенных операций для каждой отдельной процедуры;
— ФТС России — переработать действующие профили рисков с учетом необходимости их автоматизации и адаптации к практике применения технологий интернет-декларирования и удаленного выпуска;
— расширить перечень таможенных органов, взаимодействующих с Владивостокской таможней с применением данной технологии, в том числе таможенных органов других регионов страны. В перечень внешних таможенных органов должны быть включены все таможенные посты РФ;
— Центру электронного декларирования Владивостокской таможни — разработать предложения для оптимизации и детализации нормативно-правовой базы в части регулирования применения технологии удаленного выпуска товаров;
— внутренним таможенным органам — предусмотреть проведение встреч-семинаров должностных лиц для обмена опытом по применению технологии удаленного выпуска товаров и обсуждения проблемных моментов, а также семинаров для участников внешнеэкономической деятельности с целью разъяснения всех сторон привлекательности технологии удаленного выпуска товаров.
«Совершенствование таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» — выпускная квалификационная работа Усачева Д.В.
Цель работы — поиск путей повышения эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации при таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Таможенный контроль за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, является средством обеспечения защиты российского рынка от импортной контрафактной продукции. Для эффективной работы таможенных служб трех государств по защите интеллектуальных прав в Таможенном кодексе Таможенного союза появилась глава «Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности», в названии которой четко прозвучал объект защиты.
Мировым лидером по производству контрафактной продукции является Китайская Народная Республика; протяженность границ Российской Федерации с КНР составляет 4 209,3 км, большая часть данной границы приходится на Дальний Восток. Именно поэтому наличие эффективного механизма защиты прав интеллектуальной собственности особенно важно для таможенных органов Дальневосточного региона, противодействующих незаконному обороту контрафактной продукции.
Для расчета показателей эффективности деятельности принимаются выявленные таможенными органами контрафактные товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, как включенные, так и не включенные
в ТРОИС. Фактическое значение показателя рассчитывается суммированием количества (в единицах контрафактной продукции) контрафактных товаров, выявленных таможенными органами. За единицу контрафактной продукции (ЕКП) принимается минимальная целая единица товара (пачка, бутылка, штука, пара обуви). Для товаров, которые можно измерить исключительно в килограммах, килограмм веса нетто принимается равным 10 ЕКП (см. таблицу).
Количество контрафактной продукции, выявленной в регионе деятельности ДВТУ в 2008-2011 гг.
Год Плановое значение показателя, ЕКП Фактическое значение показателя, ЕКП Выполнение плана, %
2008 200 000 535 548 267,8
2009 250 000 324 448 129,8
2010 280 000 1 889 730 674,9
2011 290 000 1 350 234 465,6
ФТС России ведет эффективную деятельность по пресечению основных потоков контрафактной продукции. Однако по-прежнему существуют следующие проблемы: несвоевременное реагирование либо полное бездействие правообладателей на уведомления таможенных органов о приостановлении выпуска товаров, содержащих признаки контрафактности; нежелание правообладателей вступать в процессуальные действия по воспрепятствованию перемещению контрафактных товаров; отсутствие правовой регламентации приостановления выпуска товаров по принципу ex-officio; неопределенность в принципе исчерпания интеллектуальных прав.
Для повышения эффективности деятельности таможенных органов и решения существующих проблем необходимо:
— ввести штрафные санкции для правообладателей, регулярно бездействующих в ответ на запрос таможенных органов;
— создать новую информационную базу, содержащую товарные знаки и информацию о них, вход в которую будет в разной степени доступен всем заинтересованным лицам, и дополнить ее сведениями, ограничивающими применение мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактности;
— создать условия для защиты правообладателем своих интересов в правовом поле, повысить штрафные санкции за ввоз контрафактной продукции;
— заменить банковские гарантии на платежи в специально созданный фонд, денежные средства из которого пошли бы на уплату неустоек участникам ВЭД, в том числе при приостановлении выпуска по принципу ex officio (по служебному долгу);
— ввести в Российской Федерации международный принцип исчерпывания интеллектуальных прав;
— развивать Единый Реестр как институт права, необходимый для эффективного выполнения функции по защите интеллектуальной собственности в рамках Таможенного союза;
— ускорить интеграцию экономик стран-участниц Таможенного союза и унификацию законодательства стран-участниц Таможенного союза;
— совершенствовать методики оценки эффективности работы РТУ по защите интеллектуальной собственности.
Специализация «Товароведение и экспертиза в ТД»
По данной специализации некоторые ВКР были выполнены по комплексной теме «Исследование экспертного сопровождения таможенного контроля».
«Анализ практики экспертного сопровождения таможенного контроля классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД ТС и страны происхождения товаров» — выпускная квалификационная работа Ермаковой З.Е.
Цель работы по комплексной теме — выявление проблем, связанных с практикой экспертного сопровождения таможенного контроля классификационного кода товаров в соответствии с ТН ВЭД и страны происхождения товаров, а также предложение путей решения выявленных негативных тенденций.
Установлено, что причинами сокращения доначисленных по результатам таможеннных экспертиз таможенных платежей являются:
— огромное количество неэффективных экспертиз;
— негативная судебная практика — непринятие судами заключения таможенного эксперта в качестве допустимого доказательства.
Имеющиеся методические материалы для производства идентификационных экспертиз имеют статус ведомственных документов, но не охватывают весь спектр проблем, которые возникают у экспертов при производстве идентификационных экспертиз. Кроме того, отсутствуют методики производства экспертиз по определению места производства товара.
Автор предлагает увеличить количество рекомендаций по установлению региона происхождения отдельных групп товаров, которые помогут таможенным органам подтвердить или усомниться в заявленной стране происхождения товара.
Для решения выявленных проблем экспертного сопровождения таможенного контроля классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД и страны происхождения товаров разработаны частная методика, включающая определитель рода и вида древесины тропических пород, а также методические рекомендации по определению товаров, произведенных в Гонконге.
При построении частной методики, включающей определитель рода и вида древесины тропических пород, принимались во внимание различия в макростроении, цвете и блеске древесины. Если род и вид древесины, определенные по схеме, не совпадают с информацией, заявленной декларантом, то это может являться основанием для назначения экспертизы.
«Анализ практики экспертного сопровождения контроля таможенной стоимости» — выпускная квалификационная работа Ивановой Е.Е.
Цель работы по комплексной теме — выявить проблемы производства экспертиз по определению рыночной стоимости товаров, а также выработать предложения по их минимизации.
В настоящее время отсутствует согласованное взаимодействие должностных лиц таможенных органов с экспертно-криминалистическими службами ФТС России, что является серьезной преградой в принятии и аргументации решений таможенных органов об изменении рыночной стоимости товаров. Из проведенного анализа решений о назначении экспертизы следует, что основными ошибками в оформлении решений о назначении экспертизы является постановка неправильных, нечетких вопросов эксперту, что отражается на дальнейшем принятии решения таможенным органом в отношении исследуемых товаров; назначение экспертизы в отношении всей партии товара, а не в отношении предмета административного правонарушения. Отсутствует согласие декларанта на применение экспертом разрушающих методов при производстве экспертизы.
Анализ методических материалов для производства товароведческих экспертиз по определению рыночной стоимости товаров показал, что ныне действующая Методика по определению рыночной стоимости (цены) товаров требует частичной доработки в части «термины и определения».
Среди основных проблем производства товароведческих экспертиз по определению рыночной стоимости товаров можно выделить следующие:
1) ненадлежащим образом оформленное решение о назначении экспертизы;
2) длительность поиска релевантной ценовой информации или ее отсутствие;
3) отсутствие оптимальных методик исследования, которые регламентируют производство данного вида экспертиз.
Проблема отсутствия необходимой ценовой информации на данный момент является самой актуальной. Решением этой проблемы может быть сотрудничество с таможенными органами иностранных государств по вопросам обмена ценовой информацией на конкретном рынке в заданный период, а также с Центрами ценовой информации как на федеральном, так и на региональном уровнях; поддержание постоянных контактов между ФТС России и Комитетом по статистике на предмет обмена ценовой и конъюнктурной информацией.
«Анализ практики применения заключений экспертов для обеспечения законности решений таможенных органов» — выпускная квалификационная работа Еланской Л.О.
Цель работы по комплексной теме — проанализировать практику использования заключений таможенных экспертов в качестве доказательства законности вынесенных таможенными органами решений, предложить меры для минимизации выявленных негативных фактов.
Порядок назначения, производства экспертизы и использование ее результатов достаточно четко регламентированы. Однако порядок взаимодействия таможенных органов и экспертно-криминалистических служб регламентируется на ведомственном уровне. Действия должностных лиц таможенных органов по оценке заключений экспертов нормативно не закреплены, что приводит к негативным последствиям.
Как показывает анализ судебной практики, использование заключений экспертов для признания законным решения таможенного органа о классификации товара в ТН ВЭД судом по ряду причин признается редко. Следует отметить, что таможенный орган должен доказать не свою правоту, что он часто делает на основании заключения эксперта, а невозможность классификации товара по коду, заявленному декларантом. Только в 40% случаях таможенным органам это удается, т. е. эффективность использования заключений экспертов по определению рыночной стоимости практически нулевая.
Установлено, что основными проблемами использования заключений экспертов в качестве доказательства в зависимости от вида экспертизы являются:
1) процессуальные нарушения (наиболее часто встречаемые);
2) суд считает нецелесообразным проведение экспертизы, так как у таможенных органов не было оснований сомневаться в документах и сведениях, предоставленных участником ВЭД (или факты откровенно предвзятого отношения к заключениям таможенных экспертов);
3) эксперт в своем заключении использовал понятия и определения, не соответствующие документам (ГОСТ), на которые ссылается в своем исследовании, а также по причине того, что выводы в его заключении не соответствовали пояснениям эксперта, полученным в ходе судебного разбирательства, и др.
В качестве мер по минимизации, на наш взгляд, наиболее целесообразно:
— внести изменения в ведомственные документы, определяющие порядок взаимодействия между ЭКС и таможенными органами, вместо общей фразы «оценивает результаты экспертизы»; отразить алгоритм действий при оценке поступившего от таможенного эксперта заключения;
— придать таможенным экспертам однозначно воспринимаемый статус, например, за счет аккредитации как негосударственных судебных экспертов;
— создать по своей сути универсальный закон о государственной судебно-экспертной деятельности, который будет учитывать и таможенную экспертизу;
— создать специализированный суд по таможенным спорам, как это было сделано в отношении интеллектуальной собственности;
— инициировать внедрение новой формы экспертного заключения, чтобы исключить прецеденты редактирования раннее выданного готового экспертного заключения.
«Совершенствование методического обеспечения идентификации и определения рыночной стоимости товаров товарной позиции 8426 ТН
ВЭД ТС при таможенном контроле» — выпускная квалификационная работа Микитенко Д.В.
Цель работы — изучение проблем, возникающих при идентификации и классификации товаров товарной позиции 8426 ТН ВЭД ТС и при определении их рыночной стоимости.
При проведении контроля правильности заявленного кода у должностных лиц таможенного органа могут возникнуть сложности с определением его достоверности, так как подъемно-транспортная техника зачастую поставляется в разобранном виде. Следовательно, имеются случаи недостоверного декларирования импортируемой в Российскую Федерацию подъемно-транспортной техники, выражающиеся в том, что участники внешнеэкономической деятельности классифицируют разобранный товар как части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425-8430, в обход Основного правила интерпретации 2а ТН ВЭД ТС.
Анализ методической базы, используемой при контроле таможенной стоимости подъемно-транспортной техники, свидетельствует об отсутствии единой методики определения таможенной стоимости данных товаров, что в свою очередь затрудняет осуществление контроля таможенными органами заявленной таможенной стоимости этих товаров.
Для решения данной проблемы разработана частная методика по идентификации товаров товарной позиции 8426 ТН ВЭД ТС, которая позволяет идентифицировать товары без назначения экспертизы. Суть ее — в поэтапных ответах на поставленные вопросы с использованием товаросопроводительных и технических документов на ввезенную продукцию.
Таким образом, для ускорения контроля заявленной стоимости произведено статистическое моделирование цен подъемно-транспортной техники с помощью корреляционных моделей на примере башенных кранов; проведены товароведческие исследования ценообразующих факторов, влияющих на уровень стоимости данной техники. Предложенное моделирование цен подъемно-транспортной техники не только помогает проконтролировать заявленную таможенную стоимость с помощью сравнительного анализа, но и позволяет просчитать с вероятностью до 95% рыночную стоимость башенного крана.
Специальность 080502.65
Экономика и управление на предприятии
(таможня)
«Разработка рекомендаций по завершению таможенного контроля за условно выпущенными товарами для целей выполнения работ по СРП» —
выпускная квалификационная работа Власихиной В.А.
Целью работы является анализ таможенных рисков при проведении таможенного контроля в отношении товаров, условно выпущенных для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, и разработка рекомендаций по снижению данных рисков.
Актуальность темы определяется тем, что при реализации соглашений о разделе продукции на территорию Российской Федерации ввозится большой объем товаров, которые выпускаются условно с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей и налогов, в связи с чем возникает необходимость проведения таможенного контроля в отношении данных товаров на предмет их целевого использования. Однако нормативная правовая база контроля за условно выпущенными товарами для целей выполнения работ по СРП является недостаточно проработанной и не позволяет в полной мере выполнять возложенные на таможенные органы функции и обязанности.
Автором рассматриваются сущность и особенности специального налогового режима СРП; проанализирована практика Сахалинской таможни по проведению контроля целевого использования товаров, ввезенных для целей выполнения работ по СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2»; систематизированы проблемы обеспечения соблюдения таможенного законодательства за условно выпущенными товарами; предложены возможные пути снижения таможенных рисков по завершению таможенного контроля за условно выпущенными товарами для целей выполнения работ по СРП и обеспечения эффективного использования этих товаров.
Для минимизации рисков, связанных с недостаточной информационной обеспеченностью таможенных органов, даны рекомендации по детализации годовой сметы расходов, что позволит четко идентифицировать ввозимые товары как предназначенные для выполнения работ по СРП при их оформлении, а также осуществлять контроль исполнения сметы по итогам финансового года в части, касающейся стоимостных объемов ввозимых товаров.
Кроме того, сделаны рекомендации по ведению отдельных форм учета основных средств. На основании данных документов может быть завершен таможенный контроль в отношении товаров, пришедших в негодность, и товаров, переданных третьим лицам.
Таможенное администрирование в части усиления контроля за обоснованностью применения льгот по уплате таможенных платежей при таможенном оформлении товаров, а также контроля за использованием товаров
в целях, в связи с которыми такие льготы предоставлены, являясь фактором усиления финансовой дисциплины, также будет способствовать увеличению собираемости таможенных платежей в федеральный бюджет.
«Совершенствование методики оценки эффективности деятельности подразделений таможенной инспекции» — выпускная квалификационная работа Дудовой М.В.
Цель работы — изучить теоретические основы функционирования и оценки эффективности деятельности подразделений таможенной инспекции, проанализировать результаты проведенных подразделениями таможенной инспекции Дальневосточного региона проверочных мероприятий на предмет исполнения контрольных показателей эффективности деятельности; предложить меры по совершенствованию методики оценки эффективности деятельности подразделений таможенной инспекции.
Создание четкой и действенной методики оценки деятельности таможенной инспекции позволит эффективно организовать работу подразделений ТИ, тем самым повысить результативность проводимых проверочных мероприятий, а также создать условия, при которых незаконная деятельность по перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза и обращению ввезенных товаров на таможенной территории Таможенного союза будет сопряжена с высокой степенью риска и станет экономически нецелесообразной.
В работе представлен анализ результатов проверочных мероприятий и контрольных показателей эффективности деятельности подразделениями таможенной инспекции Дальневосточного региона в 2008-2011 гг.
Обоснована целесообразность дополнения существующей методики оценки эффективности деятельности подразделений таможенной инспекции комплексом показателей.
Для корректировки контрольных значений рекомендуемых показателей предлагается предусмотреть использование повышающих коэффициентов по аналогии с методикой, существовавшей в период 2008-2010 гг. в зависимости от сложности задач по достижению конечного результата, что обеспечит объективную оценку эффективности деятельности подразделений таможенной инспекции и ее соответствие уровню таможенного контроля в условиях упрощения процедур совершения таможенных операций и сокращения сроков выпуска товаров.
«Исследование проблем обеспечения экономической безопасности России таможенными методами» — выпускная квалификационная работа Аршинова М.А.
Цель работы — проанализировать сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также меры таможенно-тарифного регулирования, влияющие на состояние экономической безопасности государства.
Для реализации поставленной цели рассматриваются макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики; механизмы обеспечения экономической безопасности страны; проанализированы основные показатели экономической безопасности России; рассматриваются пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России на основе Концепции социально-экономического развития до 2020 года.
Автором изучены методики оценки уровня экономической безопасности государства, выделены группы экономических и социальных индикаторов оценки экономической эффективности государства, произведено сравнение фактических их значений с пороговыми. Такой выбор объясняется тем, что состояние экономики страны с точки зрения обеспечения национальной безопасности характеризуется, прежде всего, уровнем и динамикой экономического развития, уровнем научно-технического развития, состоянием и структурой научно-производственного потенциала.
В работе проанализированы основные макроэкономические показатели России за 2011 год; проведен анализ показателей экономической безопасности; рассмотрены меры таможенно-тарифного регулирования и их влияние на состояние экономической безопасности страны; рассматриваются возможные сценарии развития экономики страны на основе Концепции социально-экономического развития до 2020 года; проведен анализ путей совершенствования таможенно-тарифной политики России в целях обеспечения экономической безопасности государства.
«Системный анализ опыта применения мер таможенно-тарифного регулирования и оценка их влияния на национальную экономику» — выпускная квалификационная работа Скусниченко А.В.
Цель работы — проведение системного анализа опыта применения мер таможенно-тарифного регулирования и оценка их влияния на национальную экономику.
Для достижения цели автором решены следующие задачи: изучены меры таможенно-тарифного регулирования как системы; проведен анализ развития системы мер таможенно-тарифного регулирования; выявлены проблемы в применении системы мер таможенно-тарифного регулирования и сформулированы рекомендации по их решению.
В работе показано, что процесс изменения качественного состояния системы мер таможенно-тарифного регулирования происходил под влиянием различных факторов: мировой финансово-экономический кризис; вступление России в Таможенный союз (ТС); вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Изменение состояния системы проходило в двух направлениях: в первом — произошел рост системы мер таможенно-тарифного регулирования, расширились границы ее применения в результате формирования единой таможенной территории; во втором — система
претерпела изменения в составляющих ее элементах: на смену таможенному тарифу РФ пришел единый таможенный тариф ТС, утверждены единые правила определения таможенной стоимости, единая система тарифных преференций, и др.
В зависимости от текущих и перспективных потребностей народного хозяйства, с учетом международной практики, в качестве критериев для оценки функционирования системы мер таможенно-тарифного регулирования были использованы такие критерии, как степень защиты национального производителя и степень обеспечения фискальной функции.
В работе анализируется реализация системы мер таможенно-тарифного регулирования и дается оценка степени системности применения мер таможенно-тарифного регулирования; выявлены проблемы в применении системы мер таможенно-тарифного регулирования.
Пути решения данных проблем сгруппированы в три блока — совершенствование элементов внутри системы мер таможенно-тарифного регулирования; обеспечение системности применения мер таможенно-тарифного регулирования; формирование системы мер таможенно-тарифного регулирования на наднациональном уровне, которая соответствовала бы правилам ВТО и ТС и максимально обеспечивала интересы страны.
Проведенный анализ позволил раскрыть большое значение таможенно-тарифного регулирования для современной международной торговли и, в конечном счете, национальной экономики, несмотря на происходящую интенсивную либерализацию механизма таможенно-тарифного регулирования. В современных условиях таможенно-тарифное регулирование может и должно стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления негативных явлений в отечественной экономике, а затем — одним из ключевых факторов экономического развития страны.
«Показатели деятельности таможенного поста: порядок планирования, оценка выполнения, рекомендации по совершенствованию» — выпускная квалификационная работа Савенко Н.А.
Цель работы — проанализировать процесс планирования основных экономических показателей деятельности таможенных органов. Особое внимание уделено планированию, прогнозированию и оценке выполнения показателя «доходы, администрируемые таможенными органами». Проанализирована динамика и структура таможенных платежей Уссурийской таможни в разрезе таможенных постов. Выявлены наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на объемы поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет РФ. Отмечены сложности учета факторов и выбора адекватных экономической ситуации методов прогноза показателей экономической деятельности таможенных органов. В работе рассмотрен также порядок и критерии оценки выполнения таможенными постами задания по таможенным платежам. Аналитическое отделение Уссурийской таможни ежеквартально оценивает
больше 30 контрольных показателей эффективности деятельности таможен и таможенных постов, отражающих их полномочия.
Автором внесены предложения по повышению уровня автоматизации процесса оценки эффективности деятельности таможенных органов. Предложения реализованы с использованием тех алгоритмов расчета контрольных показателей, которые были утверждены в ФТС России. Разработанные алгоритмы были перенесены на язык функций в Microsoft Excel, что должно облегчить и ускорить процесс обработки информации и принятия решения таможенными органами.
«Показатели эффективности деятельности таможни: порядок планирования, оценка выполнения, рекомендации по совершенствованию» —
выпускная квалификационная работа Пучкова Е.В.
Цель работы — исследование нормативных и методических основ оценки эффективности деятельности таможенных органов. Автором рассматривается система индикаторов, отражающих выполнение возложенных обязанностей и степень достижения поставленных целей; анализируется практика сравнительной оценки деятельности таможен на примере Хасанской и других таможен Дальневосточного таможенного управления. Проведенный анализ позволил выявить ряд проблем при установлении контрольных значений и функционировании всей системы контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов, а именно — чем меньше установленных показателей для таможни, тем больше возможность получить высокую итоговую оценку деятельности таможенного органа. Отмечается чрезмерно большое количество оцениваемых показателей, их частая сменяемость. Некоторые показатели не зависят от деятельности конкретной таможни. Результаты исследования позволили автору выделить основные направления совершенствования оценки эффективности деятельности таможенных органов; разработать группировку показателей эффективности деятельности таможенных органов, основанную на критериях оценки таможенного дела в реализации мер таможенного регулирования, установленных Правительством Российской Федерации.
«Роль таможенных органов в совершенствовании пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в ДФО» — выпускная квалификационная работа Перепечиной В.Г.
Цель работы — определение основных направлений совершенствования развития пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Рассматриваются особенности функционировании пунктов пропуска через государственную границу в связи со вступлением в силу федерального закона от 28.12.2010 № 394-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» на примере пунктов пропуска через государственную границу, расположенных в регионе деятельности ДВТУ. Анализируются факторы, обеспечивающие эффективное функционирование таможенных органов в пунктах пропуска: нормативно-правовое обеспечение; определение перечня специализированных пунктов пропуска; внесение изменений в технологические схемы осуществления контроля в пунктах пропуска; перераспределение штатной численности структурных подразделений; оснащение пунктов пропуска необходимыми техническими средствами транспортного контроля, программными продуктами; обучение должностных лиц таможенных органов иным видам государственного контроля; взаимодействие со всеми контролирующими органами.
По итогам исследования даны рекомендации по материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, обеспечению необходимым оборудованием пунктов пропусков через государственную границу, системе взаимодействия контролирующих органов Российской Федерации, и др.
Представленные рекомендации будут способствовать совершенствованию развития пунктов пропуска через государственную границу.
«Оценка экономических показателей таможенного обслуживания транспортно-грузового потока (на примере Ванинской таможни)» — выпускная квалификационная работа Тишкова А.О.
Цель работы — проанализировать основные показатели таможенного обслуживания транспортно-грузового потока на примере Ванинской таможни и разработать мероприятия по совершенствованию таможенного обслуживания транспортно-грузового потока.
Информационную базу работы составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Таможенного союза, статистические и аналитические материалы ФТС России, монографии, статьи, информационные ресурсы сети Internet. Источником статистической информации является отдел таможенной статистики Ванинской таможни.
По итогам исследования были даны рекомендации по совершенствованию таможенного обслуживания транспортно-грузового потока, в частности, применения технологий предварительного информирования.
Представленные рекомендации будут способствовать: более эффективному распределению и использованию ресурсов таможенного органа; сокращению времени совершения таможенных операций и проведения контроля; минимизации рисков перевозчиков и участников ВЭД, связанных с обязанностями соблюдения установленных запретов и ограничений; повышению эффективности противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
Специальность 030501.65 Юриспруденция
Специализация «Уголовно-правовая»
«Таможенный союз: история, развитие и перспективы расширения» —
выпускная квалификационная работа Доржиевой И.С.
Цель работы — проанализировать продолжающийся процесс создания механизмов экономической интеграции на постсоветском пространстве, меняющиеся в связи с этим условия работы таможенных органов восточной России, а также растущие угрозы попадания запрещенных товаров на территорию Российской Федерации в ходе расширения экономических связей. Показаны в динамике формирование и развитие Таможенного союза и переход к Единому экономическому пространству, потом к Евразийскому экономическому союзу; рассматривается роль документов и решений в этом процессе созданной Комиссии Таможенного союза.
«Особые экономические зоны в РФ: виды, статус и порядок создания» —
выпускная квалификационная работа Тугариной В.Г.
Цель работы — исследование условий возможного создания и развития особой экономической зоны (ОЭЗ) на российском Дальнем Востоке и в Приморье; анализируется положительный и отрицательный опыт создания таких зон (Находка, Сахалинская область, Магаданская область, проект «Туманган» на границе с КНДР и КНР, российский промышленный район в свободной зоне г. Хунчунь, КНР). Показано, что с учетом появления после саммита АТЭС новых инвестиционных проектов и инициатив появляются новые возможности активизации межрегиональных экономических связей с соседними государствами, в том числе с использованием формы ОЭЗ, например, при создании российско-китайского технопарка в Приморском крае.
«Международное межрегиональное экономическое сотрудничество: состояние и возможности правового регулирования» — выпускная квалификационная работа Маркевич Е.Н.
Цель работы — исследование системы регулирования межрегионального экономического сотрудничества, в том числе приграничного сотрудничества, имеющего значительную специфику. Анализируется статус субъекта Российской Федерации в международно-правовом экономическом сотрудничестве, приводятся примеры заметного роста товарооборота между соседними областями государств-участников Таможенного союза: проводится сравнение с ситуацией в данной сфере сотрудничества в других регионах России, например, на границе с Финляндией. Высказаны предложения по совершенствованию и активизации регулирования межрегиональных экономических связей с учетом опыта еврорегионов.
«Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности по международному праву и национальному законодательству» — выпускная квалификационная работа Мирончук В.С.
Цель работы — исследование законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности с начала либерализации внешнеэкономических связей в 90-х годах XX в. по настоящее время. Анализируются возникшие проблемы коммерческих организаций, ориентированных на внешнюю торговлю, связанные с вопросами проведения переговоров с иностранными партнерами и заключения внешнеторговых контрактов по торговым, производственным и иным внешнеэкономическим связям, а также с вопросами третейского рассмотрения внешнеэкономических споров. Рассматриваются сочетания различных уровней регулирования ВЭД, начиная с глобального и регионального уровней и до уровня субъектов РФ. Излагаются основные правила ведения переговоров и составления внешнеторгового контракта, прилагаются полезные для практиков нормативные документы.
Специализация «Гражданско-правовая»
«Проблемы ответственности продавца при международной купле-продаже товаров через Интернет» — выпускная квалификационная работа Шеремета А.Ю.
Цель работы — исследование особенностей совершенствования правовой инфраструктуры международной купли-продажи, а также проблем, связанных с развитием электронного бизнеса, реализуемого через Интернет. Выявлена специфика реализации договора международной купли-продажи товаров через Интернет, а именно — отсутствие контроля за правдивостью достоверностью информации о товаре, представленном в объявлении о продаже. Тем самым интернет-магазин фактически снимает с себя ответственность по всем недоброкачественным сделкам, которые осуществляются сторонами через его ресурсы, что противоречит принципам гражданско-правовой ответственности, закрепленной в российском законодательстве. Названная проблема и ряд других правовых коллизий, связанных с ответственностью продавца, позволили автору изложить собственную точку зрения на правовые модели их решения.
Автором предложен ряд трактовок терминов, которые ранее в правовых источниках не рассматривались.