самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования» [2, с. 30]. Этот принцип является универсальным и для дополнительного, и для основного образования.
Виды музыкальной деятельности. Слушание музыки является основным видом деятельности на уроке музыки и на филармоническом концерте. «В слушании формируются умения и навыки интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой; передавать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационные, жанровые и стилевые особенности; дифференцированно слышать отдельные компоненты музыкальной ткани (звуковысотные, метроритмические и ладовые особенности; гармонию; полифонию; фактуру) и ее композиционные функции; понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора; выявлять жизненные истоки музыки, общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства» [1, с. 88].
Кроме слушательской, на уроке музыки предполагается включение таких видов музыкальной деятельности, как пение (вокально-исполнительская деятельность), игра на детских музыкальных инструментах (инструментальное музицирование), драматизация музыкальных произведений (разыгрывание фольклорных обрядов, постановка детских опер, мюзиклов), движение под музыку (пластическое интонирование) и другие. Использование этих видов музыкальной деятельности на концерте-лектории представляется проблематичным. Хотя включать элементы, например, пластического интонирования в виде покачивания корпуса под звуки вальса, чтобы лучше почувствовать жанровую основу произведения, возможно.
Общим является музыкальное содержание уроков музыки и филармонических концертов, которое составляют лучшие образцы мирового музыкального искусства: фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки. Специфика урока музыки с точки зрения музыкального содержания заключается в том, что в него включается песенный репертуар, имеющий высокохудожественную ценность, педагогическую целесообразность, воспитательную направленность, доступность для детского восприятия и увлекательность. Филармонический концерт-лекторий как форма не предполагает вокально-исполнительской деятельности своих слушателей.
С точки зрения методов наиболее привлекательны современные методы и технологии музыкального образования, которые обеспечивают активную деятельность самих школьников в образовательном процессе. Методический инструментарий концерта-лектория представлен репродуктивными методами и только подходит к поиску и апробации диалоговых и интерактивных форм общения с аудиторией.
Аудиторию детских концертов филармонии, как и уроков музыки, составляют учащиеся общеобразовательных учреждений города и области.
Организаторами и участниками образовательного и культурно-просветительного процессов являются профессиональные музыканты: с одной стороны - педагог-музыкант, использующий
современные образовательные технологии, владеющий голосом, музыкальным инструментом; с другой стороны - мастер художественного слова, владеющий музыковедческими знаниями, дирижер и симфонический оркестр, состоящий из высокопрофессиональных музыкантов.
Таким образом, основанием для организации взаимодействия являются: общность цели, которая обусловлена образовательной, культурно-просветительской направленностью школы и учреждения культуры; принцип увлеченности; музыкальное содержание уроков и концертов; слушание как вид деятельности и участие профессиональных музыкантов в организации работы. Эти положения могут служить основой для взаимодействия учреждений разных ведомств (культуры и образования), направленного на расширение образовательного пространства. Организовано такое взаимодействия может быть в форме урока-концерта.
Урок-концерт опирается на принцип увлеченности, вбирает в себя образовательный потенциал урока музыки, интерактивные методы работы, имеет выстроенный по законам драматургии сценарий, сочетает слушательскую и вокально-хоровую деятельности школьников, проводится школьным учителем, знающим психолого-педагогические особенности учеников и учитывающим их психоэмоциональное состояние. Программы уроков-концертов составляются учителем музыки (который проводит данный урок) и дирижером оркестра, с учетом школьной программы и здоровьесберегающего потенциала музыкального искусства. Живое исполнение знакомой музыки профессиональными музыкантами, возможность общения с музыкантами через музыкальные дневники, энергия и акустика концертного зала, исполнение любимых песен хором в 400 голосов наполнят школьников положительными эмоциями, помогут преодолеть эмоциональную усталость, поспособствуют социализации школьников. «В целом внеклассная и внешкольная музыкальная работа призвана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединяясь с ними, прежде всего целью, ведущими задачами и принципами музыкального образования» [1, с. 155].
Резюмируя сказанное, отметим, что условием организации взаимодействия образовательного учреждения и филармонии на основе музыкально-образовательной, музыкально-просветительской деятельности и преобразующей силы музыкального искусства может стать совпадение ряда положений, составляющих концептуальные основы деятельности данных направлений. Способствуют подобному взаимодействию и воспитательные возможности музыки как вида искусства. Взаимодействие может быть организовано в форме урока-концерта, объединяющего в себе образовательно-воспитательный потенциал урока музыки и живую силу концертного исполнения.
Литература
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие. -М., 2003.
2. Программы образовательных учреждений. Музыка 5-9 классы / Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2005.
3. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
УДК 372.87 ББК 74
НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
И.Н. Полынская, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства МПГУ, (922) 402-29-23, [email protected]
Рассмотренные в статье научные принципы в содержании обучения изобразительному искусству в реальном процессе обучения вступают во взаимодействие друг с другом и функционируют как целостная система. Принципы в содержании обучения изобразительному искусству являются дидактической категорией, служащей для выделения взаимосвязанных теоретических положений, определяющих содержание и организацию обучения изобразительному искусству. Эти положения в совокупности и определяют требования к системе обучения изобразительному искусству в целом и его отдельным компонентам.
Ключевые слова: региональный компонент в художественном образовании и эстетическом воспитании, принцип диалога культур и цивилизаций, гуманизация педагогического общения, национально-региональный компонент, воспитание школьников. SCIENTIFIC PRINCIPLES IN THE CONTENTS OF THE FINE ARTS EDUCATION AT SCHOOL WITH PROVISION FOR NATIONALREGIONAL COMPONENT
Polynskaya I.N.
Considered in article scientific principles in contents of the fine arts education in real process of the education emerge in interaction with each other and function as holistic system. The Principles in contents the fine arts education are a didactic category, being for separation of the interconnected theoretical positions, defining contents and organization of the education graphic arts, which in its collections set requirements to of training to the fine arts in whole and to its separate components.
Keywords: regional component in art and aesthetic education, principle of the dialogue of the cultures and civilizations, humanization of the pedagogical dialogue, national-regional component, education of the schoolchildren.
Главная цель художественного образования - формирова- зительному искусству как учебному предмету (например, прак-лн
ние духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Изобразительное искусство в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств - содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства.
Для успешной работы в школе учитель должен хорошо знать основные положения современной дидактики и уметь их творчески реализовать на практике.
Научные принципы в содержании обучения изобразительно -му искусству являются дидактической категорией, служащей для выделения взаимосвязанных теоретических положений, определяющих содержание и организацию обучения изобразительному искусству. Эти принципы в совокупности и определяют требования к системе обучения изобразительному искусству в целом и его отдельным компонентам.
Дидактические принципы обучения изобразительному искусству неоднократно становились предметом реального рассмотрения в научно-методической и учебно-методической литературе (Леонтьев А.А., Бабанский Ю.К., Скаткин М.Н., Ростовцев Н.Н., Кузин В.С., Шорохов Е.В., Корешков В.В., Хворостов А.С., Шпикалова Т.Я. и др.), однако многие аспекты рассмотрения этой категории все еще требуют специального изучения.
Во-первых, внимания исследователей чаще всего концентрируется на общих принципах обучения изобразительному искусству, в то время как специфические принципы обучения - с учетом национально-регионального компонента в общеобразовательных школах конкретного региона - рассматриваются крайне редко. Во-вторых, нечасто затрагиваются вопросы степени вариативности принципов обучения изобразительному искусству и диапазон их функционирования в отношении избираемых методов обучения. В-третьих, можно наблюдать существенные различия в интерпретации понятийного содержания одного и того же термина при обозначении принципов, сходных по своей ди-дактико-методической направленности.
По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались новые и видоизменялись старые принципы обучения. Так, например, Я.А. Коменский в «Великой дидактике», следуя идее приро-досообразности, определил такие принципы обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность. А. Дистер-вег сформулировал принцип природосообразности, суть которого состоит в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка. Вместе с тем он выдвинул и принцип куль-туросообразности, заключающийся в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура. Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским. Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (Данилов М.А., Еси-пов Б.П., Скаткин М.Н. и др.).
Длительное время в методике использовались различные подходы к выделению принципов обучения изобразительному искусству, которые можно обозначить следующим образом:
- общедидактические, в которых за основу берутся известные дидактические принципы обучения (принцип связи теории с практикой, принцип сознательности, принцип научности и доступности, принцип наглядности и т.д.);
- частнодидактические или методические, в которых, в основном, выделяются специфические принципы обучения изобра-
тическая направленность, функциональный подход к отбору и подаче материала);
- комбинированные, включающие как общедидактические, психологические, так и методические принципы обучения изобразительному искусству.
Система принципов обучения (Ляховицкий М.В.) позволяет выделить взаимосвязанные и взаимообусловленные: а) социально-педагогические, б) дидактико-методические, в) психологические, г) общеметодические и частнометодические принципы, которые в совокупности отражают требования к управлению процессом обучения, исходя из доминирующей в обществе философии и идеологии образования. До начала девяностых годов прошлого века во всех отечественных частных дидактиках доминировал принцип коммунистического воспитания личности как следствие определенного типа философии и идеологии образования. В современных условиях отечественная дидактика и, соответственно, методика преподавания различных предметов отказались от этого принципа, но как таковые социально-педагогические принципы не исчезли, они приобрели иное фило-софско-дидактическое звучание. Переход в мире от авторитарной к личностно-ориентированной ценностной философии образования вызвал к жизни такие принципы, как гуманизация педагогического общения, дидактическая адаптация индивида к жизни в многокультурном взаимозависимом мире, получившие последующее развитие в частных дидактиках.
Современные дидактические принципы обучения представляют собой, с одной стороны, методическую конкретизацию традиционных дидактических принципов (принцип научности обучения, принцип сознательности, принцип систематичности, принцип последовательности и систематичности, принцип наглядности и т.д.) с учетом специфики изобразительного искусства как учебного предмета, с другой - сравнительно новые направления (принцип проблемности, принцип междисциплинарной взаимообусловленности и взаимодополняемости).
Однако далеко не всегда раскрывается развивающая и самообразовательная функция того или иного принципа, не всегда обращается внимание на существенные различия в практической реализации принципов на различных этапах обучения в общеобразовательных школах с учетом национально-регионального компонента. Очевидно, что практическая реализация принципа сознательности предполагает:
- целенаправленное формирование видения целей обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе;
- доминирование в учебном процессе таких форм организации учебной деятельности, которые обеспечивают развитие у школьников познавательной активности, самостоятельности, творческой инициативы на уроках изобразительного искусства;
- обучение методике контроля и самоконтроля уровня сфор-мированности знаний, умений и навыков, качества выполнения учебной деятельности.
Принцип междисциплинарной взаимосвязанности и взаимообусловленности различных компонентов в системе обучения изобразительному искусству является качественно новым дидактическим принципом, отражающим набирающие силу междисциплинарные интеграционные процессы в современной общеобразовательной школе.
Анализ отечественных работ по педагогике и методике показывает, что при моделировании методических систем обучения целесообразно раскрывать систему взаимодействия дидактико-
методических и собственно методических (общих и частных) принципов, тогда как при моделировании методической системы обучения изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента приоритетное положение должны занимать общие и частные методические принципы, которые относятся к существенным признакам той или иной области обучения.
Учитывая то обстоятельство, что основные дидактические принципы сравнительно полно и непротиворечиво изложены в методической литературе, представляется возможным более подробно обозначить принципы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе с учетом национально-регионального компонента.
Формируя интерес и приобщая учащихся к национальной культуре в процессе обучения изобразительному искусству, мы не должны забывать о главной задаче - обучении основам изобразительной грамоты.
Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целом педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения изобразительному искусству базовой культуры личности: нравственной, эстетической, культуры труда, общения, жизнедеятельности и т. п. Реализация принципа воспитывающего обучения связана с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных творческих и познавательных способностей с учетом интересов учащихся.
Используя силу воздействия народного декоративно-прикладного искусства на школьников, преподаватель изобразительного искусства имеет богатые возможности для широкой и разносторонней учебно-воспитательной работы с детьми в общеобразовательной школе. Когда мы формируем интерес и приобщаем школьников к национальному культурному наследию, необходимо полнее раскрывать цели и задачи народного искусства. Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, народное искусство является могучим инструментом освоения прекрасного в самой действительности, своеобразной школой жизни. Эмоционально воздействуя на школьников, народная культура (обычаи, обряды, традиции, национальные праздники, фольклор, декоративно-прикладное искусство) развивает разум и чувства учащихся, заставляет самостоятельно мыслить, делать выводы.
Художественное воспитание должно рассматриваться и как эмоциональное воспитание - воспитание чувств, умения глубоко переживать, красочно и образно выразить средствами рисунка свои мысли и чувства, связанные с окружающей действительностью.
В процессе обучения изобразительному искусству школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний. В соответствии с этим в основе методики лежит принцип научности, требующий, чтобы обучение изобразительному искусству было направлено на ознакомление учащихся с объективными научными положениями, законами и основными теориями изобразительной грамоты.
Изобразительное искусство в школе - такой же серьезный учебный предмет, как математика, физика, география и т.д. Пренебрегать научными основами учебного рисунка ни в коем случае нельзя. Ведь искусство - особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в которой художественное познание жизни органически сочетается с научно-аналитическим процессом. Преподавание изобразительного искусства в школе должно ставить перед учащимися целый ряд учебных задач, которые углубляют и обогащают их представления об окружающей действительности. Эти задачи составляют стержень обучения изобразительной грамоте и ставятся перед детьми в определенной последовательности и в соответсвии с определенной системой. Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких как перспектива, цветоведение, теория теней и др. Обучение необходимо строить так, чтобы школьники научились реалистично отображать окружающий мир в своих рисунках. А это требует применения законов перспективы, соблюде-
ния законов светотени, цветоведения, правильного понимания особенностей строения предмета, закономерности явлений. Там, где обучение изобразительному искусству поставлено на серьезную научную основу, ученик может достигнуть поразительных успехов.
Принцип научности способствует использованию проблемных ситуаций на занятиях изобразительным искусством, специальному обучению умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, что в свою очередь развивает у учащихся познавательную активность, креативность и дивергентность мышления, творческую инициативу, образное представление, фантазию и т.д.
Приобщение школьников к национальной культуре невозможно без применения принципа наглядности на уроках изобразительного искусства. Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. Доказано, что на ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются школьниками, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проявления аналогий и т.п. Необходимо постоянно использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия педагог не проводил - будь то рисование с натуры, декоративная деятельность, тематическое рисование или беседы о национальной культуре того или иного народа. Более того, реализуя на практике принцип наглядности, надо шире использовать его возможности.
Рисование с натуры предметов декоративно-прикладного искусства какого-либо народа уже само по себе является методом наглядного обучения. Особенно часто к наглядности необходимо прибегать при обучении элементарным основам изобразительного искусства - рисунку и живописи. На занятиях декоративной деятельности в качестве наглядного материала могут с успехом быть использованы: иллюстрации, таблицы, фотографии изделий декоративно-прикладного искусства; непременным условием становится показ истинных предметов народного творчества. На занятиях тематическим рисованием необходимо использовать репродукции картин художников, фотографии, демонстрацию слайдов, кино- и видеофильмов; организовывать посещение краеведческих и этнографических музеев и выставок художественного творчества. Одним из наиболее эффективных приемов наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске или на листе бумаги. Модификацией применения педагогического рисунка в обучении изобразительному искусству стала получившая распространение теория поэтапного формирования умственных действий и способностей, художественных умений и навыков. В основе этой теории лежит следующая закономерность: всякое умственное действие берет начало с материального, внешнего действия. Чтобы сформировать художественный навык или умение, надо создать учебные условия, моделирующие его в виде действий (педагогический рисунок), одновременно выполняя вербальное (словесное) объяснение. Однако одной наглядности для успешного формирования интереса и приобщения школьников к этнокультурным традициям на уроках изобразительного искусства не достаточно. К ней надо присоединить активность и сознательность самого ученика.
В педагогической науке принцип сознательности и творческой активности рассматривается, как один из главных. Поэтому в процессе формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре на уроках изобразительного искусства мы этот принцип рассматриваем в числе основных. Этот принцип можно осуществлять по следующим направлениям:
- формирование активной познавательной направленности школьников на овладение искусствоведческими, историческими, этнографическими знаниями;
- включение школьников в активную творческую деятельность, направленную на овладение и создание декоративных изделий или эскизов;
- стремление школьников к эстетическому совершенствованию и созданию самостоятельных творческих произведений.
В настоящее время экспериментально доказано, что творче-
ство обучаемых находится в прямой зависимости от творчества педагогов, которые транслируют его в процессе совместного решения учебных задач. Творческий педагог допускает вариативные решения задач, не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для мысленного экспериментирования и апробации различных способов решения художественно-творческих задач, поощряет самостоятельность и дивергентность мышления, делает контролирующую функцию прерогативой ученика, вверяя ему ответственность за совершаемые действия и результаты творческой деятельности. Педагог своими стратегиями обучения как бы «обрекает» ученика на творчество, «заставляет» осознавать ход и результаты художественной деятельности, намечать этапы выполнения учебных и творческих заданий.
Познавательный материал об этнокультурных традициях, декоративно-прикладном искусстве, народном творчестве должен преподноситься в систематическом и последовательном порядке. Отсюда следует дидактический принцип преемственности, последовательности и систематичности. Преемственность касается содержания обучения изобразительному искусству, его форм, способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личных новообразований обучаемых. В каждый временной интервал педагог решает конкретные задачи. Связь и преемственность этих задач создают условия для перехода учащихся от простых к более сложным художественным задачам, формам познания, поведения и решения творческих заданий.
Развитие системного подхода к обучению позволило более четко структурировать учебный материал по изобразительному искусству, создать комплекты учебных и наглядных пособий по данной проблеме. Процесс формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре должен проводиться строго последовательно, с соблюдением правила идти «от незнания к знанию, от неумения к умению».
В образовательной практике принцип преемственности, последовательности и систематичности реализуется в процессе тематического планирования, когда педагог намечает последовательность изучения отдельных разделов, вопросов, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации процесса формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре на уроках изобразительного искусства, планирует усвоение, повторение, закрепление и формы контроля.
Серьезный момент в педагогической работе - связь между отдельными уроками, которая дает возможность построить из этих уроков единую систему.
Принцип доступности и посильности обучения требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня познавательной сферы учащихся. Принцип доступности и посильности требует соблюдения мер психической напряженности и неопределенности, необходимых для поддержания у школьников интеллектуального и энергетического тонуса, активности и интенсификации поисковых действий, связанных с преодолением учебных трудностей. Рассматриваемый принцип предполагает построение учебного процесса по изобразительному искусству таким образом, чтобы у учащихся появилось желание преодолеть
УДК 373.1 ББК 79 Ч
трудности и пережить радость успеха, достижения.
Анализ многочисленных педагогических исследований показал, что в области обучения изобразительному искусству большинство перечисленных принципов (хотя они и являются общедидактическими) имеют непосредственное отношение к методике обучения изобразительному искусству учащихся общеобразовательных школ.
При этом немаловажное значение для процесса преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента имеют и такие принципы, как принцип гражданственности и картины мира, а также принцип диалога культур и цивилизаций.
Принцип гражданственности и картины мира отражает социальные аспекты обучения. Данный принцип выражается в ориентации содержания обучения изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента на развитие субъективности личности школьника, его духовности и социальной зрелости. Принцип гражданственности в обучении изобразительному искусству предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности.
Согласно принципу гражданственности и картины мира в обучении содержание образования должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости, иметь интерпретационный материал, отражать текущие социальные, политические и культурные события региона, страны и должны органически вписываться в целостную картину мира. Учащийся не отчужден от мира: он - часть этого мира, осмысливает этот мир и себя как его часть. Понятие культуры также предполагает знание некоторого набора или системы фактов о мире, владение системой навыков и умений, которые обязательны (в социально-психологическом смысле) для любого члена общества. Культура - это образ мира как целостность и способность обучаемых ориентироваться в этом мире.
Принцип диалога культур и цивилизаций обнаруживается в необходимости анализа аутентичных или частично аутентичных материалов с точки зрения возможности потенциального их использования при моделировании учебного процесса по изобразительному искусству с учетом расширяющегося круга (от этнических субкультур до мировой культуры); при построении дидактической модели на основе контрастивно-сопоставительного изучения культур и цивилизаций с точки зрения исторического анализа; при изучении культуроведческого материала о регионе и родной стране.
Одной из важнейших задач современного образования является приобщение учащихся к глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умения общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. Тенденции современного общества в социальном, культурном, экономическом, политическом планах привели к формированию поликультурного социума.
Принцип диалога культур и цивилизаций при отборе учебного материала в процессе обучения изобразительному искусству с учетом национально-регионального компонента обращает внимание на необходимость анализа учебного материала с точки зрения его потенциальных возможностей моделирования учебных занятий.
МЕХАНИЗМ ЭМЕРДЖЕНТОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СИСТЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ
О.В. Краснова, Пензенский государственный университет, [email protected]
Процессы функционирования и развития всякой системы педагогических взаимодействий происходят эмерджентно. В статье раскрыта сущность эмерджента в данном классе систем и представлен выявленный автором механизм эмерджентобразования в нём. Знание о механизме позволяет оптимизировать любые педагогические процессы, в том числе коррекционно-педагогические. Так, применение знания о механизме эмерджентобразования к задаче коррекции универсальных учебных действий даёт положительные