Научная статья на тему 'Научные подходы к правовой ресоциализации воспитанников детских исправительных учреждений'

Научные подходы к правовой ресоциализации воспитанников детских исправительных учреждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ПРАВОВАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ПРАВОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ / JUVENILE PRISONERS / LEGAL RESOCIALIZATION / LEGAL EDUCATION / VITAL LEGAL SKILLS / SELF-DETERMINATION IN THE LEGAL SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панова О. Б.

В статье представлен педагогический анализ научных подходов к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Точка зрения автора, в соответствии с которой правовая ресоциализация связывается с правовым воспитанием и приобретением воспитанниками жизненно важных правовых компетенций, базируется на идее самоопределения подростков в правовом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACHES TO LEGAL RESOCIALIZATION OF INMATES OF JUVENILE CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS

The article introduces a pedagogical analysis of scientific approaches to legal resocialization of juvenile prisoners. According to the viewpoint of the author the resented approach to legal resocialization of juvenile prisoners is connected with legal education and acquiring of vital legal skills and is based on the idea of their personal self-determination in the legal sphere.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к правовой ресоциализации воспитанников детских исправительных учреждений»

УДК 376.5

Панова Оксана Брониславовна

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры юридической психологии и педагогики Вологодского института права и экономики ФСИН России xen ia-vi [email protected]

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОВОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье представлен педагогический анализ научных подходов к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Точка зрения автора, в соответствии с которой правовая ресоциализация связывается с правовым воспитанием и приобретением воспитанниками жизненно важных правовых компетенций, базируется на идее самоопределения подростков в правовом пространстве.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, правовая ресоциализация, правовое воспитание, жизненно важные правовые компетенции, самоопределение в правовом пространстве.

В последнее время изучение права начинает рассматриваться в качестве фактора, определяющего социальную компетентность личности и связанную с ней способность человека к ориентации в социальном пространстве. На приоритетность социализирующей функции правового воспитания указывается в государственной программе «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (май 2011г.). В этой связи особого внимания требуют воспитанники детских исправительных учреждений, поскольку среди причин, приведших многих из них к совершению преступлений, следует отметить дезориентированность в правовой сфере. В отношении данной категории детей более уместно говорить о правовой ресоциализации. Несмотря на то, что проблемы ресоциализации осужденных достаточно активно обсуждаются в науке, ученые не пришли к единому определению данного явления, в связи с чем актуализируется теоретический анализ подходов к его трактовке с целью выработки четких ориентиров практической деятельности.

Многие исследователи содержание процесса ресоциализации соотносят с позитивным изменением личности, обусловленным противостоянием десоциализирующим влияниям и их вытеснением. По мнению А.В. Чернышевой, его сущность состоит в противодействии асоциальной деградации личности и ее приостановке [1, с. 27]; Е.Г. Багреева

Panova Oksana Bronislavovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Vologda Institute of Law and Economics of Federal Penitentiary Service of Russia [email protected]

SCIENTIFIC APPROACHES TO LEGAL RESOCIALIZATION OF INMATES OF JUVENILE CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS

The article introduces a pedagogical analysis of scientific approaches to legal resocialization of juvenile prisoners. According to the viewpoint of the author the resented approach to legal resocialization of juvenile prisoners is connected with legal education and acquiring of vital legal skills and is based on the idea of their personal self-determination in the legal sphere.

Key words: juvenile prisoners, legal resocialization, legal education, vital legal skills, self-determination in the legal sphere.

ресоциализацию преступников рассматривает в контексте «субкультурной десоциализации», имея ввиду отказ осужденных от ценностей субкультуры преступного мира и социокультурное возвращение в открытый социум, базирующееся на культурологическом, психологическом, правовом, образовательном и иных аспектах жизнедеятельности [2, с. 17]. Ю.В. Баранов вкладывает в содержание ресоциализации постепенное освоение осужденными предметов окружающего мира и социума, выработку социально приемлемых форм поведения и жизнедеятельности [3, с. 14]. С точки зрения М.С. Рыбака, содержание процесса ресоциализации осужденного включает коррекцию свойств его личности «в направлении укрепления черт, необходимых и достаточных для законопослушной жизни» [4, с. 24]. Приставка «ре», наряду со значением противодействие, придает явлению признаки возобновления, что позволяет трактовать ресоциализацию как восстановление в сознании де-социализированной личности общественно значимых норм, формирование навыков поведения [5, с. 48].

В видении целей ресоциализации осужденных ученых объединяет ориентация на нормативность: «приобщение индивида к

«минимальным и достаточным» ценностям и нормам общества» (А.В. Чернышева) [6, с. 28], «приобретение социальных ценностей, норм, знаний, опыта, способностей, а также создания условий, необходимых и достаточных для формирования у несовершеннолет-

него поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний (М.Н. Садовникова) [7, с. 15], достижение социальной ответственности за свое поведение и жизнь в обществе без нарушений законов (Н.В. Андреев) [8, с. 7], «устранение дефектов системы ценностных ориентации, а также дефектов правосознания, которое определяет правомерное поведение» (Е.А. Щербаков) [9, с. 17]. Д.В. Сочивко дает обоснование тому, что ресоциализация осужденных «не существует вне правового поля и определяется им в первую очередь» [10, с. 274].

Нами выявлена тенденция, отражающая отнесение осужденных к категории субъектов собственной ресоциализации (А.В. Пи-щелко, Д.В. Сочивко) [11], обусловленной социально-педагогической поддержкой (Н.С. Фомин) [12], действием механизма «собственного преобразования» (А.С. Новоселова) [13], самостоятельностью осужденных (М.Н. Са-довникова). Но такие исследования немногочисленны, преобладают те, в которых осужденным отводится роль исключительно объектов ресоциализации; акцент делается преимущественно на задачах социальной адаптации, при этом, вопросы социальной автоно-мизации личности, нередко остаются без внимания. Ограниченность такого подхода очевидна, по крайней мере, по нескольким основаниям.

Прежде всего, социальная адаптация предусматривает приспособление индивида к условиям среды, подразумевая, что эта среда должна быть благоприятной, адекватной направленности на позитивное личностное изменение воспитанника. Роль среды, в отношении которой может реально осуществляться приспособление осужденных сегодня, по сути, выполняет некая идеальная модель, как будто воспроизводящая социальную реальность. На практике же социальное пространство исправительного учреждения далеко не всегда является таковым, а, напротив, характеризуясь многими негативными проявлениями, нередко ориентирует осужденных на пренебрежение общественно одобряемыми нормами. То же можно отнести и к особенностям жизненного пространства за пределами воспитательной колонии: оно не совсем такое, каким должно быть, к какому мы, якобы, помогаем приспособиться сегодняшних осужденных. Иными словами, на практике воспитанников нередко пытаются адаптировать к тому, чего на самом деле нет или к тому, что существует в искаженном виде. Таким образом, актуализируется выявление особенностей макросоциальной среды, в которую может ин-

тегрироваться несовершеннолетний правонарушитель после отбытия наказания.

Но и при условии, когда в исправительном учреждении социальная среда организована таким образом, что воспитанники реально овладевают опытом выполнения актуальных социальных ролей, приспособление к ней не обеспечивает полноценную готовность несовершеннолетнего к жизни в обществе, как в процессе отбытия наказания, так и после освобождения. Причина состоит в том, что осужденный приспосабливается к конкретным условиям конкретной среды; изменения ее структуры и содержания в определенной степени выступают в качестве дезориентирующих факторов.

При том, что задачи социальной адаптации в условиях трансформирующейся среды труднодостижимы, становится значимой формирование такой личности, в арсенале реакций которой содержится способность быть готовой к изменениям как стратегий так и тактик поведения, к жизнедеятельности в условиях изменяющегося окружающего мира. Соответствующая жизненная установка может стать реальностью лишь при наличии личностного ядра, под которым мы понимаем, в первую очередь, смысловые ориентиры человека. В контексте правовой ресоциализации достижение социальной автономности воспитанника предусматривает проявление самодостаточности, стабильности правовых установок, поведения и отношений с окружающими, базирующееся на формировании готовности в юридически значимых ситуациях рассчитывать, в первую очередь, на себя.

Таким образом, ресоциализация осужденных, выступающая в качестве цели, процесса и результата функционирования детского исправительного учреждения, рассматривается в науке как одна из форм социализации. Необходимо отметить, что представленные дефиниции касаются ресоциализации осужденных в целом, без должного разграничения ее видов. Они означают общую унифицированную теоретическую конструкцию условного, абстрактного феномена «ресоциализация осужденных», которая не детализируется, не индивидуализируется и не всегда приемлема в практической деятельности.

Правовая ресоциализация - это процесс, который позволяет воспитаннику детского исправительного учреждения определить свое место в обществе; это его продвижение от десоциализированного состояния к состоянию успешного функционирования в правовом пространстве. Мы исходим из того, что в достижении этих целей приоритетная роль отводится воспитанию, призванному обеспечить

замещение правового невежества, инфантилизма, нигилизма, цинизма противоположными личностными свойствами. Правовая ресоциализация предусматривает развитие воспитанника на протяжении всего периода нахождения в воспитательной колонии, предполагающее усвоение и воспроизводство правовых норм, а также саморазвитие и самореализацию личности. Этот процесс не может происходить эффективно в условиях стихийного взаимодействия несовершеннолетнего с суб-

культурной средой, его результативность достигается в ходе специально организованного воспитания. Правовая ресоциализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение воспитанником социально-правового опыта путем вхождения в правовую среду; с другой - процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Чернышева А.В. Ресоциализация осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях: правовые и организационные вопросы: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990.

2. Багреева Е.Г. Социокультурные основы ресоциализации преступников: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.

3. Баранов Ю.В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания: теоретико-методологические и правовые основы: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008.

4. РыбакМ.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы :Проблемы теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2001.

5. Еникеев М.И. Структура и система категорий юридической психологии: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1996.

6. Чернышева А.В. Ресоциализация осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях: правовые и организационные вопросы. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990.

7. Садовникова М.Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных (по материалам Восточной Сибири): ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2011.

8. Андреев Н.А. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ: учеб. пособие. М., 2001.

9. Щербаков Е.А. Психолого-педагогические условия ресоциализации несовершеннолетних осужденных: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2009.

10. Реадаптация и ресоциализация (общая концепция) // Преступление и наказание от «А» до «Я» (словарь по пенитенциарной психологии) / под ред. Д.В. Сочивко. М., 2009.

11. Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация: монография. М., 2003.

12. Фомин Н.С. Теория и методика социально-педагогической поддержки осужденных в процессе их ресоциализации: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005.

13. Новоселова А.С. Теория и практика ресоциализации личности социально неадаптивной молодежи: дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.