Уголовно-исполнительное право
YAK343.815 O.B. PANOVA*
EEK 67.409.18
n16 CRITERIA AND PROGRESS OF THE EFFECTIVENESS OF LEGAL RE-SOCIALIZATION OF JUVENILES
OF CORRECTIVE INSTITUTIONS
Аннотация: в статье анализируется понятие правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных, обосновывается идея о важности ее базирования на определенных критериях и показателях, служащих ориентирами процесса педагогической коррекции и развития этой категории детей.
Ключевые слова: правовая ресоциализация, несовершеннолетние осужденные критерии и показатели, педагогическая коррекция, развитие.
ОКСАНА
БРОНИСЛАВОВНА
ПАНОВА*
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Annotation: this article examines the concept of legal re-socialization of juvenile convicts, the idea of importance of its basing on certain criteria and indicators as the pedagogical correction and development of these children are settled.
Key words', legal re-socialization, juvenile convicts, criteria and progress, pedagogical correction and development.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года ориентирует на исправление осужденных в контексте их ресоциализации. Правовая ресоциализация является одной из видовых категорий ресоциализации наряду с такими, как трудовая, политическая, спортивная. В силу своей однородности, схожести и целевой направленности они представляют собой фактически единое относительно упорядоченное системное образование, подчиняясь общим закономерностям. Вместе с тем каждая из них обладает определенной замкнутостью по отношению друг к другу, имея свой собственный предмет преобразования и восстановления. В правовой ресоциализации таким предметом выступает деформированная правовая социальность личности.
На основе анализа научных взглядов на определение педагогической сущности ресоциализации человека (М.И. Рожков), содержания ресоциализации осужденных (Н.А. Андреев, Е.Г. Багреева, Ю.В. Баранов, Т.Н. Волкова, М.Н. Садовникова, Д.В. Сочивко, А.В. Чернышева и др.), структурно-функционального ана -лиза категории «ресоциализация», соотнесенной с категорией «правовая социализация», предлагаем рассматривать данный процесс как коррекцию дефектов правовой социальности, обусловленных неадекватным восприятием правовых отношений, и ее развитие, обеспечивающее самоактуализацию и самореализацию воспитанников детских исправительных учреждений на основе правовой адаптации, автоно-
* Кандидат педагогических наук; доцент; начальник кафедры юридической психологиии педагогики (Вологодскийинститут права и экономики ФСИН России) Е-таі1:хепіа-уіре@таі1.т.
мизации, активности. Сущность правовой ресоциализации составляет становление правовой позиции несовершеннолетнего включающей в себя следующие компоненты ценностно-смысловой (принятие ценностей права), интеллектуальный (правовые знания), эмоционально-оценочный (оценка правозначимых событий и явлений), установочно-поведенческий (стратегия правового поведения), поведенческий (правовые поступки).
Правовая позиция представляет собой интегральное личностное образование, характеризующееся устойчивой системой отношений к окружающему миру и проявляющееся в правовых взглядах и представлениях, оценках и установках, поведении и поступках, которые отстаиваются и реализуются в деятельности. Правовая позиция строится по субординационному принципу, при которомболее сложные и общие социальные качества личности подчиняют себе более частные психосоциальные свойства.
Индивидуальность воспитанника проявляется в выборе стратегии правового поведения. В данном случае основой выбора становится смысл правового поведения как «значение для меня». При этом следует обратиться к уровням личностных смыслов: первый - эгоцентрический, в котором исходным моментом является личная выгода, удобство и т. п.; второй - группоцентрический, при котором определяющим смысловым моментом отношения к действительности становится близкое окружение человека, группа, которую он либо отождествляет с собой, либо ставит выше себя в своих интересах и устремлениях; третий - просоциальный, включающий в себя общечеловеческие смысловые ориентации1. Данная таксономия личностных уровней позволяет выделить типы поведенческих стратегий и соответствующих им правовых позиций, при которыхнесовершеннолет ний делает выбор из вариантов: «действую так, потому что это выгодно лично мне», «мне выгодно приспособиться к ожиданиям окружающих людей», «это необходимо поскольку принесет равное благо другим, даже незнакомым людям».
Оценка эффективности правовой ресоциализации осужденных предстает как сложная научная и практическая проблема, поскольку оценить изменения в правовой социальности человека возможно лишь с относительной степенью вероятности. При выборе системы критериев и показателей необходимо исходить из того, что критерий (от греч. кп1егюп - средство для суждения) выступает как ведущий признак, на основании которого формируется оценочное сужде-
ние. Избранный критерий должен выражать сущностные характеристики результативности и представлять собой необходимый (выбранный, назначенный) предел, отражающий полноту проявления сущности педагогического процесса. Объективной основой критериев являются практическая деятельность и поступки людей; субъективной - мотивы этих поступков. Критерии и показатели целесообразно рассматривать как самостоятельные составляющие единого оценочного блока; которые находятся в определенной взаимосвязи. Предложенный подход к формированию критериев и показателей процесса правовой ресоциализации воспитанников детских исправительных учреждений позволил выработать его системное оценивание.
При определении критериев были сформулированы следующие ведущие направления правовой ресоциализации: во-первых, усвоение содержания категорий «должное», «необходимое», «справедливое»; во-вторых, осознание смысла в следовании нормам права и приобщение воспитанников к ценностям права; в-третьих, формирование адекватного отношения к правозначимым явлениям и фактам; в-четвертых, вхождение несовершеннолетних осужденных в социально-ролевую структуру правового пространства, развитие способности к самоопределению в правовом пространстве на основе ответственного отношения к своему выбору.
В современных условиях, когда личность несовершеннолетних осужденных претерпевает существенные изменения под влиянием процессов глобализации, прежние подходы, заключающиеся в ограничительных и запретительных мерах, не срабатывают; идеологизированное правовое воспитание не приносит ожидаемых результатові Целесообразно в качестве главных критериев успешности правовой ресоциализации рассматривать развитие экзистенциальной сферы личности, расширение арсенала личностных достижений несовершеннолетних осужденных в различных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, общественной, духовной), позитивную динамику поведенческих параметров. Обобщенными критериями процесса коррекции и развития правовой социальности осужденных, по нашему мнению, являются: ценностно-смысловой, интеллектуальный, эмоционально-оценочный, поведенческий.
Ценностно-смысловой критерий отражает индивидуализированное отражение действительного ценностного отношения воспитанника к праву и ценностям права, осознаваемое как «значение для меня». В контексте задач право-
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
вой ресоциализации показателями могут быть значения права как инструмента принуждения, инструмента адаптации, инструмента самоопределения в правовом пространстве, которым соответствует принятие или отвержение моральных ценностей права: легальности, равенства, достоинства.
Интеллектуальный критерий означает идею обусловленности ресоциализации ребенка уровнем умственных способностей (П.П. Блонский, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Е.Т. Логинова, В.Г. Печерский и др.). П.П. Блонский одним из первых в отечественной педагогической науке разработал типологию трудных подростков, в которой в качестве критерия воспи-туемости рассматривал интеллектуальный показатель. К типам трудных подростков он отнес детей умственно и психологически недо-развитых2. В.М. Бехтерев обратил особое внимание на интеллектуальное недоразвитие малолетних правонарушителей, препятствующее успешности воспитания.
На непосредственную зависимость успешности правовой социализации человека от его интеллектуальныхспособностей указывают А.Р Ратинов и Г.Х. Ефремова. В качестве ведущего компонента правосознания они называют когнитивный компонент, поскольку «без знания и представления о праве не может формироваться ни отношение к нему, ни готовность ему сле-довать»3. Связь между наличием дефектов правосознания несовершеннолетних правонарушителей и низким уровнем общего развития, включающего в себя интеллектуальный аспект, убедительно обосновывает А.И. Долгова4.
В нашем исследовании интеллектуальный критерий выражается в таких показателях, как качественные характеристики собственно интеллекта; социальный интеллект; активность в приобретении правовых знаний, сензитивность к усвоению; соответствующее возрасту наличие полных и системных знаний, касающихся правовых аспектов категорий «должное», «не-обходимоо>, «справедливое»; умение использовать эти знания в жизненных ситуациях с юридическим контекстом
Интеллект понимается как способность к осуществлению процесса познания и эффективного решения проблем, возникающих при овладении новым кругом жизненных задач. Уровень интеллекта может повышаться в процессе развития, сопровождающего решение задач, встречающихся в жизни человека: выживание - основная задача, остальные - лишь вытекающие из нее. Снижение интеллекта связывается с
отсутствием постановки соответствующих задач. Мы рассматриваем интеллект в связи с задачей успешной ориентировки в актуальном правовом пространстве. На основе целей правовой ресоциализации нами выделяются четыре наиболее значимые группы интеллектуальных способностей:
- к актуализации имеющихся знаний при решении тех или иных задач, обусловленных целями правовой ресоциализации, - в значительной мере зависят от общей эрудиции и осведомленности воспитанника детского исправительного учреждения;
- установлению связи между понятиями, реализуемому в процессе поиска аналогий, -предполагают достаточный уровень умения обобщать, определяют степень развития словесно-логического мышления;
- определению общего, предусматривающего выделение абстрактных свойств предметов, посредством тех взаимоотношений, в которых эти предметы выступают, - определяют уровень развития абстрактного мышления;
- сопоставлению (сравнению) отношений между различными элементами и выявлениию на этой основе повторных (то есть общих для данного вида) отношений - нацеливают на поиск закономерностей, при этом особая роль принадлежит умениям сравнивать, осуществлять аналитико-синтетическую деятельность.
Эмоционально-оценочный критерий включает в себя оценочные суждения, характеризующие направленность отношения воспитанни -ков к праву и правоприменительной практике, ее устойчивость; глубину и силу эмоциональных переживаний по поводу значимых явлений с правовым контекстом; способность к рефлексии. Индикатором способности к рефлексии выступает личностное образование (ответственность), отражающее осознание человеком своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в жизненных обстоятельствах, а также сознательное управление этой способностью. Склонность воспитанника видеть причины, побудившие его к совершению определенных юридически значимых поступков, во внешней сфере, отсутствие опыта обдумывания их последствий указывает на его принадлежность к типу с экстернальным (внешним) локусом контроля. Интернальный (внутренний) локус контроля присущ воспитан -никам, склонным соотносить ответственность за совершаемые поступки, причины их совершения и последующие результаты с самим собой. Как показывают исследования, среди не-
совершеннолетних правонарушителей экстерна-лы значительно преобладают над интерналами.
Поведенческий критерий отражает направленность и устойчивость правовой установки несовершеннолетних, разнообразные отношения воспитанников к обществу, людям, сверстникам, самим себе, правовому статусу осужденного, способность к управлению своим поведением. Показателями данного критерия выступают способность к волевому контролю эмоциональных состояний, юридически значимые поступки или антипоступки. Ведущим индикатором при
этом становится правовая активность, выраженная в череде правовых поступков.
Оценка реальной практической деятельности предполагает выбор наиболее целесообразных показателей, которые позволяют выразить (измерить) степень соответствия ее результатов предъявляемым требованиям с учетом влияния всех детерминант. Оценка эффективности и качества правовой ресоциализации осуществляется по конечному результату, то есть по уровню сформированности правовой позиции несовершеннолетних осужденных.
1 См.: Братусь Б. С. Аномалия личности. М., 1988. С. 89-109.
2 См.: МихашинаА.С. Идеи воспитания трудныхдетей в педагогическомнаследии В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского(1917-1936 гг.): автореф. дис. ... канд. пед наук. Архангельск 2004. С. 5.
3 Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая культураи поведение // Юрид. психология: хрестоматия / сост. Т.Р. Курбатова СПб., 2001. С. 48.
4 См.:ДолговаА.И. Социально-психологическиеаспекты преступностинесовершеннолетних М., 1981. С. 14.
Уголовно-исполнительное право