экзистенциальным подход к правовой ресоциализации воспитанников детских исправительных учреждений
Аннотация: автор статьи представляет экзистенциальный подход к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Основная идея экзистенциальной педагогики отражает проблему выбора жизненного пути; в отношении правовой ресоциализации такой выбор связан с самоопределением подростка в правовом пространстве; он базируется на имеющихся социально-правовых компетенциях и персональном социальном опыте.
Ключевые слова: правовая ресо-циализация, экзистенциальная педагогика, выбор жизненного пути, самоопределение в правовом пространстве, жизненно важные правовые компетенции, социальный опыт.
The summary: the author proposes existential approach to legal resocializa-tion of infant prisoners. The main idea of existentialpedagogic reflects the problem of a life-line choice. In reference to legal resocialization the choice is connected with self-determination of infants in legal sphere and is based on their vital legal skills and personal social experience.
Keywords: legal resocialization, existential pedagogic, life-line choice, self-determination in legal sphere, vital legal skills, social experience.
Общегосударственная тенденция гуманизации правового воспитания в России не изменила его идеологизированной сути применительно к лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы за совершенные престу-
О. Б. Панова
пления; оно по-прежнему характеризуется авторитарностью, сопровождается откровенным демонстрированием карательной функции права и, как следствие, не достигает декларируемых целей. По-видимому, именно такая модель подвергается ироничной критике В.Н. Дружинина, который в книге «Варианты жизни или очерки экзистенциальной психологии» пишет о том, что «идеал «правильной жизни» обеспечивает стабильность общества и процветание обывателя. Риск новаций и целедости-жений берут на себя творцы и «люди действия» [2, с. 74].
В действительности, в контексте подчинения, уподобления окружающим в угоду общественным традициям правовая личность едва ли может стать идеалом для подражания для несовершеннолетних осужденных. Основу противоправных установок несовершеннолетних, отбывающих наказания в воспитательных колониях, составляет дисгармония между установленными правовыми нормами и их несоблюдением в отношении осужденных. Господство анти-норм, таких как «выживает сильнейший»; «прав тот, у кого больше прав»; «порядочность — удел слабых» и др. существенно снижает значимость правовых ценностей. Несовершеннолетний теряет ориентацию в общественных отношениях, задаваясь вопросом: «Почему я должен быть законопослушным?». При таких обстоятельствах актуализируется обращение к учению, призванному способствовать правовой ресоциализации
несовершеннолетних осужденных через постижение смысла следования нормам права.
По нашему мнению, роль приоритетного методологического основания может принадлежать экзистенциальной педагогике, в центре внимания которой находится развитие экзистенциальной сферы человека, выполняющей функцию отбора идей и ценностных ориентиров. Фундаментальный анализ философских идей экзистенциализма с позиций педагогической науки дается в трудах О.Ф. Больнова, О.С. Гребенюка и Т.Б. Гребенюк, М.И. Рожкова.
Представители экзистенциальной философии (Н. Бердяев, С. Кьеркегор, Хайдеггер, Ясперс, Бубер, Ж.-П. Сартр и др.) предложили в качестве предмета исследования бытие индивидуального человеческого субъекта, причем не действительное бытие человека, а его рефлектированное бытие, отражающее феномены сознания. Экзистенциализм — учение, утверждающее, что существование человека, его экзистенция, то есть способ личностного бытия, предшествует его сущности. Это означает, что человек сам творит свое бытие, и чтобы осознать свою экзистенцию, человек должен оказаться в некой критической ситуации. По сути, представители экзистенциальной философии заявили о том, что изучение проблем науки, морали, религии и т. д. актуально исключительно в плоскости их соотнесенности со смысложизненными вопросами. Следуя этой логике, можем утверждать, что право не составляет исключения. Приобщение индивида к правовым ценностям возможно при наличии осознания их смысла. Представляется актуальным выявить, видит ли какой-либо смысл в
праве экзистенциальная философия, если да, то, какой именно?
Анализ научных трудов показал неоднозначность восприятия права среди экзистенциальных философов. Вместе с тем мы находим здесь абсолютное понимание его роли. Наиболее полный ответ по этому поводу дает Н. Бердяев в книге «О назначении человека», заявляя о том, что «этика закона разом и в высшей степени человечна», поскольку «она приспособлена к человеческим нуждам и потребностям, к человеческому уровню» [1, с. 87]. Давая традиционную трактовку неминуемости появления права, он пишет о социальном характере закона, который «требует победы над первобытным хаосом» [1, с. 89]. Н. Бердяев утверждает, что право охраняет личную жизнь и свободу человека. Ибо, если бы не было права, то каждый человек зависел бы от нравственных качеств и духовного совершенства, присущего окружающим людям, а «в мире греховном личность частью своего существа обречена жить в социальной обыденности», в которой она «охраняется законом и правом» [1, с. 91].
Аналогичную аргументацию в защиту права мы находим у А.И. Ильина. В противовес представлению о том, что есть лишь два варианта соответствия нормам права: нарушать или не нарушать закон, великий философ показывает третий, связанный с добровольным следованием закону. В этой идее заложен высочайший смысл права, состоящий в том, что оно предназначено не только для обязывания и устрашения человека, но и в первую очередь выступает средством гармонизации человека с обществом. Исполнять закон выгодней, чем нарушать или не нарушать его.
Человеку достойно уважать то правило, которому он повинуется, и повиноваться ему именно из уважения [3, с. 193].
Изложенное позволяет считать, что экзистенциальная философия своим содержанием естественно вписывается в правовую ресоциализацию несовершеннолетних осужденных, для которых отбывание наказания в виде лишения свободы есть не что иное, как критическая ситуация, своеобразное пограничное состояние между тем, что было (преступный опыт), и тем, что будет (правовой или противоправный вариант жизнедеятельности, опосредованный выбором). Представляется, что правовое воспитание этой категории детей приобретает более жизненные и реалистические основания в связи с его наполнением идеями: о смысле жизни, состоящем в реализации своей индивидуальности в противовес шаблонной модели поведения референтной группы и проживанию чужой, а не своей жизни; о способности каждого человека к выбору и ответственности за выбор в конкретной ситуации; о свободе, понимаемой как способность взять на себя ответственность за свою судьбу, прислушиваться к своей совести и принимать решения о своей судьбе; признании того, что каждый человек — творец своей собственной жизни, признающий и ценящий внутренний субъективный мир себя и другого; о смысле следования нормам права. Экзистенциальная философия ориентирует на наполнение правовой ресоциализации воспитанников событиями, рассматриваемыми с точки зрения их значения для каждого отдельного воспитанника.
В связи с этим актуализируется обращение к базовым идеям экзистенци-
альной педагогики. Сфера ее интересов включает в себя исследование разнообразных аспектов: индивидуального развития человека, его самобытности и нестабильности; соотношения человека и общества; направлений и пределов развития; природы индивидуальных различий; воспитуемости и ее детермениро-ванности внешними обстоятельствами; смысла и назначения жизни человека; целей и задач, преследуемых человеком в жизни; познаваемости мира; сущности и истинности знания и др.
Основная идея экзистенциальной педагогики связывается М.И. Рожковым с «выделением в качестве идеальной цели — формирования человека, умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности. Реализация этой цели возможна только через педагогическое влияние на жизнь ребенка, которая состоит из определенных значимых для него событий» [4, с. 44]. Специфические особенности, отличающие события от иных ситуаций, включают в себя глубокие эмоциональные переживания, активизирующие процесс экзистенциального выбора, побуждающие к принятию решения о своем жизненном предназначении на основе рефлексивно-ценностного осмысления имеющихся вариантов.
Одним из базовых положений экзистенциальной педагогики является идея диалектической связи между педагогическими воздействиями на субъект воспитательного процесса и адекватным отражением этих воздействий субъектом. Содержание докторской диссертации А.П. Чернявской убеждает в том, что степень педагогического влияния
во многом определяется тем, какую позицию в отношении воспитанников занимает педагог. При этом она аргументировано обосновывает приоритетность партнерской позиции, предусматривающей взаимное участие в проектировании, организации и осуществлении деятельности, ведущей к социализации детей [7, с. 15].
Безусловную ценность для настоящего исследования представляют идеи М.И. Рожкова, в соответствии с которыми ресоциализация делинквентных детей базируется на формировании представлений о последствиях своих поступков. В связи с этим актуализируется развитие рефлексивных способностей детей, автономность и готовность к осознанному поведению. В качестве средства соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в процессе реализации социально-правовых функций в экзистенциальной педагогике рассматриваются социальные пробы, представляющие собой совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной общественной деятельности на основе выбора способа юридически значимого поведения [4, с. 44].
Т.Н. Сапожникова отмечает, что педагогический аспект экзистенциального выбора человека, заключающийся в принятии решения о смысле жизни и ее стратегии на основе рефлексивно-ценностного осмысления пережитых событий и самореализации в соответствии с принятым решением, связан с созданием условий, обеспечивающих формирование личностной и функциональной готовности воспитанников к экзистенциальному выбору [5, с. 5]. Мы разделяем ее точку зрения по поводу особой
роли педагогического сопровождения жизненного самоопределения человека, понимаемого как особый вид педагогической деятельности, стимулирующий осознание воспитанниками смысла собственной жизни и ее ценностных составляющих. К наиболее продуктивным средствам развития способности к выбору относится метод дилемм, позволяющий определить ценностные ориентации человека; каждая дилемма должна отвечать определенным требованиям,к числу которых отнесены: соотнесенность с реальной жизнью воспитанников; доступность для понимания; незаконченность; содержание двух или более ситуаций морального (правового) выбора.
Анализ научных трудов по проблеме ресоциализации осужденных позволяет охарактеризовать правовую ресоциали-зацию несовершеннолетних осужденных как процесс постепенного освоения ими актуального правового пространства и выработки правовых форм поведения и жизнедеятельности при соответствующем отказе от субкультурных норм преступного мира. С точки зрения экзистенциальной педагогики правовая ресоциализация может быть определена как контролируемый процесс столкновения воспитанника с правовым пространством. Правовая ресоциализация не рассматривается как завершенный процесс; воспитанник не может достичь конечной, завершенной, правовой социальности [6, с. 273]; его позиция по отношению к праву находится в процессе становления. Содержание правовой ресоциализации предусматривает реализацию требования к каждому воспитаннику, заключающегося в осознании значимости правовых ценностей в жизни, овладении социально-правовым
опытом. В таком контексте воспитанник являет собой не нечто заранее данное, а потенциал для самоактуализации себя в правовом пространстве.
Экзистенциальная педагогика означает поддержку, помощь при встрече с экзистенциальным опытом. Педагогическое сопровождение правовой ресоциа-лизации воспитанников предусматривает опору на события, произошедшие с ними ранее; взаимодействие педагога и воспитанников событийно, вызывает у участников яркие эмоции. Несовершеннолетний осужденный в ВК рассматривается не как изолированный, отдельный субъект, а как человек, тесно связанный с правовой реальностью и окружающим миром, в том числе за пределами колонии. «Педагогика жизни» в качестве приоритетного условия правовой ресоциализации предусматривает проникновение воспитателя в специфические возможности бытия воспитанника с целью раскрытия его экзистенции. Необходимо включить в цели формирования правовой личности раскрытие жизненного смысла права, поиск ответов на вопросы: каким быть, как жить, какие идеи исповедовать, каким нормам следовать, на что ориентироваться. Осознание смысла права рассматривается нами как средство, обусловливающее усвоение его норм на достаточном уровне для того, чтобы успешное функционирование в правовом поле стало обычным атрибутом жизни.
В ходе правовой ресоциализации каждый воспитанник овладевает опытом правового поведения, решения жизненно важных вопросов с юридическим контекстом. В условиях воспитательных колоний следует стимулировать духовную деятельность несовершеннолетних, «труд
души» (В.А. Сухомлинский), включать воспитанников в обстоятельства принятия решения, связанного с выбором; в содержание дилемм целесообразно вносить актуальные для подростков право-значимые ситуации, затрагивающие их интересы, потребности, проблемы.
Анализ подходов к исследованию правовой ресоциализции осужденных позволяет рассматривать в качестве ее целей развитие и формирование у них личностных качеств, обусловливающих успешное функционирование в правовом пространстве. По нашему мнению, различные правовые параметры личности могут рассматриваться как составные элементы единого понятия «правовая личность», как формы, различаемые лишь в теоретической абстракции. По сути каждый из них олицетворяет различные способы бытия и выражения одного и того же правового начала в личности. Они не являются следствием один из другого, они подразумевают друг друга и взаимно коррелятивны. Исходя из этого изучение каждого из названных элементов в отдельности представляет собой разные возможности постижения сущности правовой личности, заключенной в едином личностном образовании. В качестве базового индикатора правовой личности воспитанника может быть представлено личностное ядро, интегрирующее мировоззренческий и поведенческо-деятельностный аспекты его функционирования в значимых жизненных обстоятельствах с юридическим контекстом. В роли такого полифункционального личностного образования нами рассматривается правовая позиция как наиболее оптимальная система личностных отношений к правовой реальности.
Литература
1. Бердяев Н. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. — 383 с.
2. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. — М.; СПб.: ПЕР СЭ; Иматон-М, 2000. — 135 с.
3. Ильин И.А. О сущности правосознания // Собр. соч.: в 10 т. — М.: Русская книга, 1994. — Т. 4. — С. 149-415.
4. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярослав. пед. вестн. — 2002. — № 4. — С. 38-46.
5. Сапожникова Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Ярославль, 2010. — 42 с.
6. Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация (общая концепция) // Преступление и наказание от «А» до «Я» (словарь по пенитенциарной психологии) / под общ. ред. Д.В. Сочивко. — М.: МПСИ, 2009. — 456 с.
7. Чернявская А.П. Становление партнерской позиции педагога: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Ярославль, 2007. — 39 с.
особенности организационной культуры в учреждениях и органах уис
Е. В. Берлейн
Аннотация: в статье изложены результаты комплексного исследования организационной культуры в учреждениях и органах УИС. Определены ее особенности и негативные проявления, которые позволили подготовить психологически обоснованные рекомендации, программы индивидуальных и групповых психокоррекционных мероприятий, направленных на её оптимизацию.
Ключевые слова: организационная культура, эффективность труда, изучение, коррекция, особенности, негативные проявления, субъективная привлекательность, руководство, ордерная модель.
The summary: The article presents results of complex research of organizational culture in institutes of penal system. Its features and negative displays were determined, that allow to develop psychologically valid recommendations, programs of individual and group psycho-correctional actions directed on its optimization.
Keywords: organizational culture, work efficiency, learning, correction, especially negative aspects, the subjective attractiveness, leadership, warrant model.
Уголовно-исполнительная система России (далее — УИС) находится в настоящее время в процессе реформирования. Гуманизация УИС предусматривает не только изменение подхода к исполнению наказания,но и пересмотр сотрудниками способов и методов своей работы, необходимость внедрения инноваций. Большую актуальность приобретает также формирование в обществе положительного образа системы. Всего этого невозможно добиться без изменения организационной культуры, тщательного изучения существующей ситуации и определения возможных путей ее преобразования.
В связи с изложенным было предпринято изучение организационной