Научная статья на тему 'Научные подходы к определению содержания понятия «Методическая деятельность»'

Научные подходы к определению содержания понятия «Методическая деятельность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8630
750
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE APPROACH / METHODICAL ACTIVITY / TRAINING METHODS / METHODICAL SUPPORT / METHODICAL SYSTEM OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляева Марина Анатольевна

В статье раскрываются взгляды исследователей на определение, содержание и сущность методической деятельности как одного из направлений профессионально-педагогической деятельности преподавателя. С точки зрения деятельностного подхода определяются основные составляющие методической деятельности, рассматриваются цели, мотивы, действия и результаты. Определены содержательные отличия понятий «методическая работа» и «методическая деятельность». Подчеркивается значение методической деятельности преподавателя в современных условиях профессионального образования, в процессе реализации стандарта нового поколения, который характеризуется особыми требованиями, модульно-компетент-ностным подходом, увеличением самостоятельной работы обучающихся, возможностью использования дополнительных часов вариативной части. Представлены основные функции методической деятельности: аналитическая, проектировочная, конструктивная, нормативная и исследовательская. Рассмотрены перспективы методической деятельности преподавателя за счет расширения функций в процессе модернизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к определению содержания понятия «Методическая деятельность»»

Исследования мюлодъхученьх

УДК 371

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Гуляева М.А.

Аннотация. В статье раскрываются взгляды исследователей на определение, содержание и сущность методической деятельности как одного из направлений профессионально-педагогической деятельности преподавателя. С точки зрения деятельностного подхода определяются основные составляющие методической деятельности, рассматриваются цели, мотивы, действия и результаты. Определены содержательные отличия понятий «методическая работа» и «методическая деятельность». Подчеркивается значение методической деятельности преподавателя в современных условиях профессионального образования, в процессе реализации стандарта нового поколения, который характеризуется особыми требованиями, модульно-компетент-ностным подходом, увеличением самостоятельной работы обучающихся, возможностью использования дополнительных часов вариативной части. Представлены основные функции методической деятельности: аналитическая, проектировочная, конструктивная, нормативная и исследовательская. Рассмотрены перспективы методической деятельности преподавателя за счет расширения функций в процессе модернизации образования.

The paper provides views of researchers upon definitions, content and nature of methodic activities as a kind of professional & pedagogical work of a teacher. From the point of view of action approach major components of methodic work are defined, goals, motives, actions and results are regarded. It defines content difference of the notions «methodic work» and «methodic activities». The paper highlights the significance of the teacher's methodic activities in the contemporary vocational conditions, in the process of new state

standards realization with is characteristic of new requirements, module & competence approach, increase in independent work of the students, opportunity to use additional study classes of the optional part. Basic functions of the methodic work are presented: analytical, projecting, constructive, normative and researching. Prospects of teacher's methodic activities are given via broadening the functions in the process of education modernization.

Ключевые слова: деятельностный подход, методическая деятельность, методы обучения, методическое обеспечение, методическая система обучения.

Active approach, methodical activity, training methods, methodical support, methodical system of training.

В современных условиях реформирования профессионального образования, перехода образовательных учреждений профессионального образования на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) изменяется деятельность всего коллек -тива, методических работников, преподавателей, мастеров производственного обучения.

Особая роль в этом случае отводится методической деятельности преподавателя, одному из видов профессионально-педагогической деятельности.

Методическая деятельность как целостный вид профессионально-педагогической деятельности преподавателя практически не исследовалась.

В основном исследовались следующие виды педагогической деятельности: обучающая, развивающая и воспитывающая деятельность педагога, деятельность педагога по самообра-

зованию и самовоспитанию, по изучению современных достижений психолого-педагоги-ческой науки и передового педагогического опыта, повышения уровня квалификаций. Методическая деятельность в этих исследованиях лишь косвенно отражается как составляющая или обеспечивающая указанные виды педагогической деятельности.

На современном этапе нет однозначного и устоявшегося в педагогической науке определения методической деятельности. Анализ источников показал, что существует две точки зрения на определение методической деятельности. Первая состоит в том, что большинством авторов (Т.Г. Аргунова, И.В. Никишина, И.П. Пастухова, Г.П. Скамницкая и др.) методическая деятельность рассматривается как организационно-управленческая деятельность образовательного учреждения (деятельность методистов), т.е. методическая работа, которая по отношению к педагогу выполняет курирующую, контролирующую функции [10]. Вторая - методической деятельностью занимаются педагоги в рамках профессиональной деятельности.

У большинства авторов научных исследований конца 90-х годов прошлого века и начала этого века методическая деятельность рассматривается как одно из направлений управленческой деятельности образовательного учреждения, связанное с повышением квалификации и профессионального мастерства педагогов образователь -ного учреждения, то есть определяется как методическая работа образовательного учреждения. Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров (И.В. Никишина), по выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта (Н.В. Немова), целостная система, направленная на повышение квалификации, творческого потенциала и профессионального мастерства педагогического коллектива, совершенствование учебно-воспитательного процесса (А.М. Моисеев), это процесс и показатель качества кадрового потенциала учебного заведения (Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова, Г.П. Скамницкая).

Тем не менее, педагоги являются непосредственными участниками методической работы в образовательном учреждении, поскольку она направлена на:

- совершенствование содержания образования;

- совершенствование методики обучения, воспитания;

- комплексное обеспечение учебных дисциплин;

- изучение и распространение передового педагогического опыта [10; с. 47].

Вместе с тем, по результатам опроса Л.Н. Горбуновой, методическая работа воспринимается педагогом как контрольная, внешняя по отношению к его деятельности по обучению, наряду с внешним требованием к педагогу заниматься исследовательской деятельностью, разработкой и апробацией новых программ, методик, технологий и т.д. [3]. То есть педагог не рассматривает себя субъектом методической деятельности, редко проявляет личную инициативу в исследовательской работе, в самостоятельной апробации современных методов обучения, в разработке методической документации (указаний, рекомендаций, пособий).

Остановимся более подробно на содержательном отличии понятий «методическая работа» и «методическая деятельность ».

Как уже отмечалось нами выше, «методическая работа» является одной из составляющих многоаспектной организационной деятельности образовательных учреждений, она носит управленческий характер и осуществляется специальными работниками - методистами в рамках деятельности методической службы, т.е. структурного подразделения образова -тельного учреждения. В данном случае субъектами данного вида деятельности чаще всего выступают - методические работники (специалисты методических служб), а объектом, на который направлена методическая работа, являются педагоги образовательного учреждения.

«Методическая деятельность» осуществляется преподавателями в рамках профессионально-педагогической деятельности и нацелена на разработку методического инструментария для преподавания курсов, дисциплин, модулей, результатом которой является методическое обеспечение (пособия, рекомендации, инструкции, указания и т.д.) образовательного и воспитательного процесса.

Обратим внимание на то, что с введением стандарта профессионального образования нового поколения, который характеризуется мо-дульно-компетентностным подходом, увеличением самостоятельной работы обучающихся в

учебном процессе, возможностью использования дополнительных часов вариативной части, роль методической деятельности в профессиональной деятельности преподавателя становится одной из самых значимых.

В данных условиях от преподавателей требуется:

- освоение соответствующих образовательных технологий, которые направлены на формирование умений обучающихся добывать информацию, анализировать и структурировать (увеличение процента самостоятельной работы обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и введение в образовательных учреждениях на -чального профессионального образования);

- выстраивание образовательного процес-

са на основе модульного обучения; создание принципиально нового интеллектуального продукта в форме комплексного учебно-

методического обеспечения дисциплин, профессиональных модулей (включающего планирование, разработку курсов лекций, дидактического материала, методических рекомендаций, указаний и др.), основанного на междисциплинарной и межпредметной интеграции. При этом необходимо ежегодно обновлять рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей, которые составляют содержательную основу профессиональной образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением профессионального образования, привести в соответствие требованиям ФГОС, модульно-компетентностного подхода учебнометодическое обеспечение, контрольные материалы и т.д.;

- освоение новых функций: педагог должен быть не только специалистом в педагогической области, но и, по требованию ФГОС, хорошим менеджером, конструктором, владеть навыками рабочего по профессии / специальности, так как область профессиональной деятельности выпускников включает такие направления подготовки, как: разработку и внедрение технологических процессов производства продукции; внедрение технологических процессов и осуществление технического контроля.

Перечисленное потребует от преподавателя умения самоподготовки, самостоятельного обучения и повышения уровня квалификации, а также обобщения имеющегося собственного

опыта в виде методических пособий, рекомендаций и предъявления его педагогической общественности.

В связи с этим большую актуальность приобретают исследования, согласно которым методическая деятельность определяется и исследуется как часть профессионально-педагогической деятельности самого преподавателя.

Анализ источников (С.Ж. Гончарова, Т.А. Загривная, Н.Е. Эрганова и др.) показал, что существуют три точки зрения, определяющие методическую деятельность как одно из направлений профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к самообразованию педагога, работе с дидактическими средствами, повышению квалификации в предметной области. В этом случае авторы, занимающиеся проблемами педагога и его подготовки, используют целый ряд понятий: «профессиональное самообразование» (Ю.Н. Кулюткин, И.Н. Че-рейская и др.), «педагогическое самообразование» (Г.И. Гусев, В.Н. Котляр), «психологопедагогическое самообразование» (Н.А. Березовик, С.П. Иванова, Я.Л. Коломинский и др.). Широко используются понятия: «самообразование учителя (педагога)», «самообразование педагогических кадров». Самообразование для педагога является возможностью совершенст-вования педагогической деятельности для эффективной подготовки обучающихся. «Под педагогическим самообразованием понимается целенаправленная самостоятельная деятель -ность учителя по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психологопедагогических и методических знаний и их творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы» (Г.И. Гусев). Самообразование педагога всегда способствует повышению качества учебно-воспитательной работы и дальнейшему совершенствованию квалификации педагога [2; с. 121].

Вторая - заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с усовершенствованием методов обучения конкрет-ному предмету. Общие и специфические особенности методической деятельности педагога исследовались еще в XVII - нач. XX вв. Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким и др., которые

видели задачи данной деятельности в создании методов и методик на основе знания предмета и с учетом возрастных особенностей детей. К современным исследователям, придерживающимся такой точки зрения, относятся С.Ж. Гончарова, Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко.

По определению С.Ж. Гончаровой, методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик [3].

С.Ж. Гончарова разработала модель методической деятельности, включающей в себя три «пространства деятельности» (термин Г.П. Щедровицкого): пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов (получение методики), пространство применения методик. В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 типа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определенных элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат. Это наглядно представлено на рисунке 1.

Создание

метода

1

М етод

Внедрение

метода

Методика

Применение

методики

Г араьгтроьанньш результат педагогической деятеганоста

Рис 1. Типы методической деятельности (С.Ж. Гончарова)

Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко методическую деятельность понимают как одну из обязанностей преподавателя, направленную на разработку и совершенствование методики преподавания дисциплины. Ее результатом является создание комплектов заданий по предмету, дидактических материалов, учебнонаглядных пособий, используемых на учебных занятиях [9; с. 259]. Проведено достаточно большое количество исследований, касающихся методической деятельности преподавателей -предметников [1, 6, 8].

В этом случае авторы не рассматривают различия в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» («дидактическая деятельность») используются как синонимы.

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятель -ность представляют как совокупность относи -тельно самостоятельных умений с четко выра-

женной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности.

При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура методической деятельности педагога.

Н.Е. Эрганова понимает методическую деятельность как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Речь идет о деятельности, если имеет место целенаправленная, планомерная, организованная система действий. Согласно А.Н. Леонтьеву и др., одну деятельность от другой отлича-

ют: цели, предмет деятельности, содержание, способы и средства, результаты [7].

В качестве цели методической деятельности

Н.Е. Эрганова указывает обслуживание практики обучения.

Выделяются такие функции методической деятельности, как:

- аналитическая, связанная с анализом образовательного процесса, влиянием со стороны рынка труда и др.

- проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

- конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

- нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

- исследовательская, связанная с проводимыми прикладными исследованиями (на наш взгляд выходит за рамки собственно методической деятельности и относится к научнометодической).

Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления - это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его составляющую методическую деятельность необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

Предметом педагогической деятельности обозначим образовательно-воспитательный процесс, а методическое обеспечение этого процесса - предметом методической деятель -ности.

Мотивацией для осуществления методической деятельности может являться стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию,

достижению высоких результатов в профессиональной деятельности и другое.

К действиям, составляющим методическую деятельность, можно отнести планирование и использование различных способов и методов обучения, воспитания (разработку программ, рекомендаций, методических комплексов и т.д.), направленное на повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства и тем самым способствующее более высокому уровню подготовки молодых специалистов. Конечной целью методической деятель -ности преподавателя является повышение качества образования для обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Методическая деятельность преподавателя предполагает конкретный материальный результат - продукт.

Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; методическое обеспечение учебной дисциплины, профессионального модуля, методические указания, рекомендации, учебные программы, обучающие программы и другое.

Отметим, что в современных исследованиях методическая деятельность расширяется научно-методической деятельностью: «в настоящее время в условиях модернизации образования происходит пересмотр концепций совершенствования методической работы и перевод ее на качественно новый уровень - научнометодический - с изменением понимания ее сущности, основного назначения, обновления решаемых ею задач, изменения соответствующих требований к ее организации и осуществлению научно-исследовательской деятельности в условиях образовательного учреждения» [4]. «Тенденции развития профессионального образования и новые требования к научнометодической деятельности позволили выявить в качестве основного противоречие между необходимостью системных изменений в учебновоспитательном процессе при переходе на многоуровневое обучение по интегрированным особо сложным профессиям и узкой, прагматической направленностью традиционных форм методической работы в профессиональных училищах» [5].

Таким образом, рассматривая различные взгляды на определение методической деятель -ности, мы определили отличия понятий «методической работы» и «методической деятельности» преподавателя, рассмотрели различные позиции на содержание методической деятельности преподавателя. С точки зрения деятельностного подхода определили основные компоненты данной деятельности и перспективы в процессе модернизации образования.

Литература

1. Волошина, Т.Ю. Методика использования мультимедийных технологий в учебнометодической деятельности преподавателя вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.Ю. Волошина. - 1999. - 237 с.

2. Ганченко, И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования: дис. ... д-ра пед. наук:

13.00.01 / И.О. Ганченко. - 2004. - 342 с.

3. Гончарова, С.Ж. Содержание и структура методической деятельности в педагогической системе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Ж. Гончарова. - 1997. - 136 с.

4. Загривная, Т.А. Становление научнометодической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.А. Загривная. -2006. - 256 с.

5. Зотова, В. Д. Система научно-

методической деятельности педагогического

коллектива в профессиональном лицее: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /: В.Д. Зотова. - 1998.

- 281 с.

6. Курышева, И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Курышева. -2010. - 257 с.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. -2004. - 352 с.

8. Матвиенко, Т.И. Интерактивные методы обучения как средство самовоспитания будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук:

13.00.01 / Т.И. Матвиенко. - 2009. - 208 с.

9. Нагрелли, Е.А. Структурно-функциональная модель формирования методической компетентности учителей в системе повышения квалификации / Е.А. Нагрелли // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2009. - № 2. - С. 84-92.

10. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - 2001. - 272 с.

11. Управление методической работой в профессиональном образовательном учреждении / Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова, Г.П. Скамницкая. - 2006. - 262 с.

12. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для ВПО и СПО / Н.Е. Эрганова. - 2007. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.