УДК 378.1.14
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Крылова Наталья Николаевна
Пензенский государственный университет, Россия, г. Пенза
E-mail [email protected] г. Пенза, ул. Чкалова, 68; тел. 8(8412) 36-80-65 кафедра профессиональной педагогики и психологии доцент, кандидат педагогических наук, доцент
Krilova Natalya Nikolaevna Penza State University, Russia, Penza
Е-mail [email protected]
Chkalova st., 68, Penza, tel.8(8412) 36-80-65
Sub-department of vocational pedagogy and psychology
Associate professor, candidate of pedagogic sciences, associate professor
Аннотация. В статье рассматриваются определение понятия «методическая работа»; задачи, виды и особенности методической деятельности педагога профессионального обучения в условиях начального и среднего профессионального образования; понятие «методические умения», виды и уровни методических умений, а также значение индивидуальных образовательных маршрутов в формировании методических умений.
Abstract. The definition of the concept “methodological work”; the tasks, forms and peculiarities of methodological activity of a teacher of occupational training on terms of elementary and secondary professional education; the concept “methodological skills” and the significance of individual educational courses in formation of methodological skills are considered in this article.
Ключевые слова: методическая работа; методические умения; педагог профессионального обучения; индивидуальный образовательный маршрут. Keywords: methodological work, methodological skills, a teacher of occupational training, individual educational course.
В условиях свободных рыночных отношений и обострения конкуренции на рынке труда необходимо осуществить качественный переход от процесса получения общетеоретического профессионального образования к формированию комплекса профессиональных умений и навыков будущих специалистов, которые будут востребованы в трудовой деятельности.
Решение этой глобальной задачи на практике выдвигает новые требования и к подготовке высококвалифицированных педагогов профессионального обучения,
обладающих комплексом необходимых методических умений и навыков для качественного осуществления учебно-воспитательного процесса в условиях начального и среднего профессионального образования (далее по тексту - НПО и СПО). Несомненно, уровень профессиональной подготовки повышается в том случае, если ее осуществляют методически подкованные и грамотные специалисты.
Методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации, часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей (Педагогический энциклопедический словарь, 2009, С.141).
Методическая работа в учреждениях начального и среднего профессионального образования проводится в тесной связи с учебно-воспитательным процессом и является средством его совершенствования. Поэтому главная задача современного профессионально-педагогического образования в условиях НПО и СПО состоит в том, чтобы мотивировать будущего педагога постоянно повышать уровень методических умений, что способствует рациональной организации учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время существуют три позиции в отношении взгляда на методическую деятельность педагогов, работающих в системе НПО и СПО (Н.Е. Эрганова, с.13).
Во-первых, методическая деятельность сводится к деятельности, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами и повышением его квалификации в предметной области.
Во-вторых, к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В психолого-педагогической литературе нередко термины «методическая деятельность» и «обучающая деятельность» рассматриваются многими авторами синонимично.
В-третьих, методическая деятельность рассматривается как относительно самостоятельный вид деятельности педагога, обслуживающий практику обучения.
Обобщение позиций авторов (А.Г. Казакова, Н.Е. Эрганова и т.д.) приводит к выводу о том, что главная цель методической деятельности сводится к непрерывному повышению квалификации педагогов, их эрудиции и компетентности в области психолого-педагогического знания и методики преподавания конкретных учебных предметов.
Реализация этой цели на практике предполагает решение ряда задач, среди которых выделим две группы: социальные и педагогические.
Социальные задачи предполагают:
- повышение профессионального и культурного уровня преподавателей, мастеров производственного обучения и воспитателей;
- стимулирование служебной и общественной активности педагогов.
Комплекс педагогических задач включает:
- обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой дисциплины;
- повышение методического уровня и мастерства педагогов на основе изучения идей педагогов-новаторов и творчески работающих преподавателей;
- создание и совершенствование системы профессионально-педагогического
общения, основанной на принципах гуманизации, демократизации и гласности;
- совершенствование деятельности по организации самостоятельной работы учащихся как на занятиях, так и во внеучебное время.
Основные функции методической деятельности (И.П. Кузьмин):
а) создание и совершенствование методической системы процесса обучения;
б) методическая внеурочная работа;
в) индивидуальная методическая работа.
Рассмотрим веер видов методической деятельности, выполняемых педагогами профессиональной школы (А.Г. Казакова, И.П. Кузьмин, Н.Е. Эрганова, Г.И. Кругликов и др.).
Реализация функции методической деятельности, заключающейся в создании и совершенствовании методической системы процесса обучения, включает следующий комплекс видов деятельности:
• анализ учебно-программной документации и имеющихся учебнометодических комплексов по конкретным дисциплинам в системе НПО и СПО, внесение соответствующих корректив;
• методический анализ учебного материала;
• перспективное и текущее планирование системы уроков теоретического и практического обучения, установление межпредметных связей;
• разработка содержания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы учащихся на уроке;
• разработка недостающих средств обучения (учебно-методических пособий, частных методик, конспектов лекций, дидактических материалов, методических рекомендаций и др.); моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации (Н.Е. Эрганова) на уроках теоретического и производственного обучения;
• конструирование деятельности учащихся по формированию понятий и практических умений.
Методическая внеурочная работа подразумевает
• создание методических разработок урочных и внеурочных мероприятий по предмету (открытые уроки), воспитательной работе (конкурсы, олимпиады и т.д.);
• разработка методики обучения по предмету, видов и форм контроля ЗУН; управление и оценка деятельности учащихся на занятиях.
Индивидуальная методическая работа включает:
• проведение рефлексии собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов;
• изучение научно-методической, педагогической, технической литературы, передового педагогического опыта;
• подготовку докладов для озвучивания на педсовете, методической комиссии, в школе передового опыта;
• проведение научно-методических работ.
Осуществление качественной методической деятельности невозможно без
формирования ряда методических умений, которые определяются как свойства личности педагога к выполнению определенных действий в педагогической деятельности на основе ранее приобретенных знаний.
Н.Е. Эрганова выделяет следующие 3 группы методических умений.
1) Умения, связанные с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности:
> умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста;
> умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы;
> умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника;
> умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации;
> умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы; алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т. д.;
> умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач;
> умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения;
> умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся;
> умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебнопрактической деятельности учащихся;
> умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.
2) Методические умения, учитывающие специфику изучения учебного материала:
> умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа;
> умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности;
> умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции;
> умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею;
> умение применять методы теоретического и производственного обучения;
> умение анализировать методические разработки.
3) Методические умения, синтезирующие ранее сформированные умения:
> умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике;
> умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения;
> умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Степень сформированности методических умений педагога
профессионального обучения определяется соответствующими уровнями.
Первый уровень характеризуется осознанием цели выполнения
методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением его по образцу, предложенному в готовых методических рекомендациях. Сформировать умения этого уровня в условиях профессионально-
педагогического образования возможно в процессе изучения дисциплины общеобразовательного цикла «Методика профессионального обучения».
Второй уровень подразумевает применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессионального обучения на педагогической практике.
Третий уровень предполагает перенос отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Достижение данного уровня сформированности умений подразумевает обучение педагогов проектированию, разработке и конструированию общекультурного компонента профессионального образования, например экологического, валеологического, экономического и т.д.
Таким образом, ряд методических умений формируется в ходе обучения по дисциплине «Методика профессионального обучения», другие в период педагогической практики и при подготовке к защите выпускной
квалификационной (дипломной) работы, третьи только в процессе
самообразовательной деятельности. Следовательно, процесс формирования методических умений не ограничивается лишь обучением в вузе по избранной специальности, сопровождая развитие педагога как специалиста на протяжении всей профессионально-педагогической деятельности.
В связи с переходом на многоуровневую систему профессиональной подготовки особое значение в формировании методических умений педагогов профессионального обучения имеет обучение по дисциплине
общеобразовательного цикла «Методика профессионального обучения».
Методика профессионального обучения (МПО) как отрасль
педагогического знания призвана обслуживать профессиональную деятельность преподавателя и мастера производственного обучения. Обучение по МПО является завершающим этапом в профессиональной подготовке будущего педагога профессионального обучения по комплексу психолого-педагогических дисциплин.
Задача педагога профессионального обучения состоит в том, чтобы научить учащихся и студентов НПО и СПО работать с учебным материалом, а для этого ему необходимо овладеть приемами и методами формирования технических знаний.
Для организации учебного процесса важно иметь представление не только об учебном предмете, но и закономерностях учебного процесса, психологии учебной деятельности учащихся, т.е. уметь соединить знания предмета со знаниями о процессе обучения.
Объектом познания МПО является процесс обучения определенному предмету в каком-либо учебном заведении, например методике обучения дисциплинам по отрасли «Автомобили и автомобильное хозяйство» или «Энергетика» в профессионально-техническом лицее или колледже. Например, объектом методического познания является процесс обучения дисциплине «Устройство автомобиля».
Таким образом, педагог профессионального обучения должен иметь четкое представление о цели конкретного предмета по соответствующей отрасли, о содержании программы, методах и формах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и результатах обучения. Формирование методических умений не ограничивается подготовкой по психолого-педагогическим и отраслевым дисциплинам в условиях конкретного учебного заведения профессионально-педагогического образования, необходимо ориентировать будущего педагога на непрерывное самообучение и самосовершенствование в будущей профессиональной деятельности.
Современные подходы к организации образовательного процесса на разных ступенях непрерывного образования, в том числе и профессиональнопедагогического, определяют индивидуальный образовательный маршрут как наиболее оптимальный и эффективный способ проектирования и реализации будущей образовательной программы.
Основаниями для выбора индивидуальной образовательной траектории могут быть личностные и профессиональные потребности будущего педагога, специфика задач профессионально-педагогической деятельности (педагогическая, методическая, управленческая); специфика учреждения, в котором работает педагог (образовательная политика конкретного учебного заведения профессионального образования); требования к выполняемой должности.
В технологии реализации индивидуального образовательного маршрута выделяются этапы: 1) диагностика образовательно-профессиональных
потребностей будущего педагога; 2) определение индивидуальных целей и построение траектории образовательного маршрута, перспектив своей профессиональной деятельности по решению проблем профессиональнопедагогического характера; 3) построение индивидуальной образовательной программы; 4) демонстрация личных образовательных маршрутов и их обсуждение на научно-методических мероприятиях (конференции, «круглый стол», методические комиссии, педагогический совет и др.); 5) рефлексия достигнутого результата.
Таким образом, грамотное осуществление методической деятельности педагогом возможно при самостоятельном овладении различными методическими приемами и методами по индивидуальным образовательным маршрутам. Результатами подобной деятельности считаются методические продукты, созданные в ходе методического проектирования и конструирования, например, приемы и методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; обучающие программы по какому-либо предмету в дистанционном обучении, программы воспитательной деятельности в кураторской группе и т. д. Представляющие интерес методические продукты описываются в авторских
публикациях, представляются на школах-семинарах преподавателей, при защите научной работы по интересующей педагога тематике.
1. Казакова, А.Г. Педагогика средней профессиональной школы: метод. пособие для руководителей и преподавателей средних спец. учеб. заведений / А.Г. Казакова. - М., 2004.- 320 с.
2. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. заведений / Г.И. Кругликов. - М.: Издат центр «Академия», 2005. -288с.
3. Крылова, Н.Н. Методическая деятельность педагогов профессионального обучения как фактор профессионального самоопределения будущего специалиста в условиях начального и среднего профессионального образования / Н.Н. Крылова // Надежность и качество: тр. Междунар. симпозиума: // Под ред. Н.К. Юркова. - Пенза: Изд. -во Пенз. ГУ, 2010. в 2х т.- 1 т. - 532 с.- С.131-134.
4. Личностное и профессиональное самоопределение будущих педагогов профессионального обучения: коллективная монография / научн. редактор
А. С. Мещеряков. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - 140 с.
5. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 296 с.
6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебов и др. - 3-е изд. Стереотип. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. - 528 с.
7. Развитие профессионализма инженерно-педагогических работников в системе дополнительного профессионально-педагогического образования: коллективная монография / науч. руководитель И.П. Кузьмин; науч. ред. И.П. Смирнов. - М.:ИРПО, 2001. - 232 с.
8. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие / Н.Е. Эрганова. 3-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Изд.-во Рос. гос. проф. -пед. ун.-та, 2003.