Научная статья на тему 'Научно-методическая работа как педагогическое условие повышения профессиональной компетентности преподавателей среднего специального учебного заведения'

Научно-методическая работа как педагогическое условие повышения профессиональной компетентности преподавателей среднего специального учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратьева Ольга Юрьевна

Установлено, что одним из важнейших педагогических условий повышения профессиональной компетентности преподавателей ссуза является организация научно-методической работы; осуществлен анализ особенностей научно-методической работы, определяющих специфику и содержание повышения профессиональной компетентности преподавателей среднего специального учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ратьева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методическая работа как педагогическое условие повышения профессиональной компетентности преподавателей среднего специального учебного заведения»

УДК 377.112

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

SCIENTIFIC AND METHODICAL WORK AS A PEDAGOGICAL CONDITION FOR INCREASING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS IN COLLEGES (SECONDARY VOCATIONAL SCHOOLS)

О. Ю. Ратьева

O. Y. Ratyeva

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Установлено, что одним из важнейших педагогических условий повышения профессиональной компетентности преподавателей ссуза является организация научно-методической работы; осуществлен анализ особенностей научно-методической работы, определяющих специфику и содержание повышения профессиональной компетентности преподавателей среднего специального учебного заведения.

Abstract. It is settled down that one of the most important pedagogical conditions of improving the professional competence of college teachers is organization of scientific-methodical work: the analysis of the peculiarities of scientific-methodical work, determining the specificity and content of increasing the professional competence of teachers of secondary professional schools is given.

Ключевые слова: система среднего профессионального образования, качество образования, профессиональная компетентность преподавателей, научно-методическая работа, педагогический опыт.

Keywords: system of secondary professional education, education quality, professional competence of teachers, scientific and methodical work, pedagogical experience.

Актуальность исследуемой проблемы. В условиях реформирования и модернизации российского образования первоочередной задачей средних специальных учебных заведений является подготовка квалифицированных конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда, не только свободно владеющих профессиональными знаниями, информационными и коммуникационными технологиями, но и обладающих высокими личностными качествами. Это может быть достигнуто только при условии эф -фективного управления учебно-воспитательным процессом, обеспечения высокой профессиональной компетентности каждого педагога. Профессиональная компетентность пе -дагога, на наш взгляд, характеризуется профессиональными знаниями и умениями, мотивами деятельности, стилем общения, общей культурой, способностью к развитию своего

творческого потенциала, владением методикой преподавания предмета, способностью понимать студентов и взаимодействовать с ними, обладанием профессионально значимыми личностными качествами.

Вопрос управления качеством образования - один из самых актуальных для всех образовательных учреждений, в частности для ссузов. Поэтому все большее значение приобретает качество педагогического труда и творческая активность преподавателей. Следовательно, деятельность по повышению профессиональной компетентности преподавателей среднего специального учебного заведения является актуальной проблемой пе -дагогики профессионального образования.

Материал и методика исследований. Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды, посвященные проблеме формирования профессиональной компетентности и профессиональной подготовки учителя (О. А. Абдуллина, Н. Н. Верцинская, И. Ф. Исаева, В. Г. Максимов, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.), изучению вопросов совершенствования педагогического мастерства путем самообразовательной работы (В. П. Ковалев, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Л. Г. Семушина, М. Н. Скаткин и др.), раскрытию особенностей научно-методической работы в ссузах (И. И. Гоголева, Е. Е. Деев, Л. Г. Семушина, Е. Н. Копытова, Т. А. Татукина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение (при изучении научных трудов, связанных с проблемой исследования); диагностические методы научного исследования (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа); комплекс эмпирических методов на всех этапах исследования (изучение педагогического опыта и нормативно-правовых документов; метод моделирования, педагогиче -ский эксперимент, методы математической обработки данных исследования).

Экспериментальная работа осуществлялась на базе ФГОУ СПО «Чебоксарский механико-технологический техникум» (ЧМТТ). Всего в исследовании приняли участие 50 преподавателей техникума.

Результаты исследований и их обсуждение. С нашей точки зрения, профессиональная компетентность педагога включает методологическую, специальную, общепедагогическую, психологическую, профессионально-этическую, дидактическую и методическую подготовку, сформированный современный стиль научно-педагогического мышления, готовность к профессиональному самообразованию.

Цель общей работы по повышению качества образования заключается в создании механизма оценки профессиональной компетентности педагога на диагностической основе. Диагностика профессиональной компетентности необходима для того, чтобы понять, какими реальными образовательными возможностями обладает педагогический коллектив. Для преподавателей эта оценка также необходима в целях ориентации в своей профессиональной деятельности, определения, в каком направлении необходимо повышать свою квалификацию, в качестве мотивирующего фактора и т. д.

Научно-методическая работа - важный элемент системы повышения профессиональной компетентности педагогов. Особая роль научно-методической работы заключается в том, что она способствует активизации человеческого фактора - личности и твор -ческой активности педагогов. Умение оценивать предлагаемые учебные материалы и собственную работу с научных позиций особенно важно в наше время, когда нет единых,

обязательных для всех учебников, и преподавателю приходится выбирать то, что ему нужно, пользуясь ориентирами, заложенными в образовательных стандартах.

Существует несколько точек зрения на сущность и содержание научно-методической работы. Так, некоторые ученые считают, что в ссузах можно выделить методическую работу, включающую учебно-методическую, научно-методическую и научную (научно-исследовательскую, экспериментальную). По их мнению, научно-исследовательская работа не входит в функции ссуза, так как требует глубокого изучения теоретических основ исследуемого явления и научного руководства. Поэтому это - сфера деятельности вузов и научно-исследовательских институтов, под руководством которых педагоги могут включаться в экспериментальную работу. Научно-методическая работа называется так неслучайно: преподаватель фактически применяет разработки педагогической науки к конкретному учебному предмету, создавая целостную систему организации педагогического процесса по конкретной дисциплине. Научно-методическая работа направлена на изучение, анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта; на разработку методики преподавания по конкретным учебным дисциплинам; на совершенствование педагогического мастерства преподавателей.

Ранее к методической работе относили работу руководителей по повышению квалификации педагогических кадров, рост которой рассматривался в качестве важнейшего условия совершенствования учебно-воспитательного процесса.

На современном этапе методическая работа является одной из важнейших сторон управления образовательным учреждением. Направлениями и целями традиционной методической работы являются обобщение педагогического опыта, повышение квалификации педагогов, педагогического мастерства. Так как общество, а с ним и образование, находится в непрерывном движении, то традиционная методическая работа уже не может соответствовать современным требованиям. Научно-методическая работа в ссузах пред -ставляет единство трех видов деятельности: научной, инновационной и собственно мето -дической.

Управление качеством образования в ЧМТТ направлено на работу с кадрами и ориентировано прежде всего на преподавателей, повышение их профессиональной компетентности, а именно на:

• оптимизацию процесса обучения и повышение качества знаний студентов;

• вопросы планирования деятельности по результатам посещения и анализа занятий;

• мониторинг образования.

Анкетирование преподавателей ЧМТТ в целях выявления типичных затруднений в совершенствовании своей профессиональной деятельности показало, что наибольшие трудности возникают:

1) в учебной деятельности - умении определять и разъяснять цели учебных занятий (24,0 % респондентов), применении нетрадиционных форм и методов обучения (11,1 %), разработке и внедрении новых дидактических средств (8,9 %), методике создания контролирующих заданий по изучаемым темам (8,9 %);

2) во внеурочной деятельности - методическом обеспечении внеурочных мероприятий (15,6 %), организации внеурочной работы по предмету (8,9 %).

Нами осуществлен анализ особенностей научно-методической работы, определяющих специфику, содержание повышения профессиональной компетентности преподавателей ссуза. Мы пришли к выводу: руководители и педагогический коллектив считают, что методическая работа играет значительную роль в повышении эффективности учебновоспитательного процесса.

В ходе проведенного исследования нами установлено, что научно-методическая работа в условиях среднего специального учебного заведения имеет свои особенности. Она как бы копируется из практики работы общеобразовательной школы. В то же время ссуз имеет свою специфику. В средних специальных учебных заведениях нередко работают квалифицированные специалисты, не имеющие психолого-педагогической подготовки. Контингент обучающихся составляют выпускники 9 и 11 классов. Поэтому находят применение положения педагогики школы, а также используются элементы лекционно-семинарской системы обучения: семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности, зачеты, экзамены и т. д. Все это приводит к необходимости систематической и системной работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

Научно-методическая работа занимает особое место в системе управления и тесно связана с его задачами, способствует активизации творческой деятельности преподавателей.

Методическая служба ЧМТТ проводит постоянную диагностику затруднений, с которыми сталкиваются педагоги, инициирует внедрение в практику знаний и умений, полученных преподавателями на курсах или теоретических семинарах. Первоочередной задачей является оказание конкретной методической помощи при посещении уроков и вне -классных занятий, которая проявляется в таких направлениях деятельности, как:

• ориентация педагогов на профессиональную деятельность;

• повышение культуры проведения урочных и внеклассных мероприятий;

• повышение уровня педагогического мастерства, профессиональной компетентности;

• использование современных педагогических технологий;

• формирование и поддержание чувства коллективной ответственности у преподавателей за конечный результат деятельности техникума.

Для достижения данной цели в техникуме создана целостная система, включающая следующие элементы:

• подготовку кадров в самом образовательном учреждении, внедрение инноваций;

• создание условий для постоянного самообразования и самовоспитания;

• разработку форм стимулирования педагогических работников;

• создание атмосферы доверия к творческой инициативе преподавателей и их четкой исполнительской дисциплины;

• возможность профессионального роста как по вертикали, так и по горизонтали.

Однако традиционная методическая работа уже не может соответствовать современным условиям. Внедрение научного аспекта в методическую работу продиктовано требованиями повышения качества и эффективности развития образования, использования прогрессивных педагогических технологий.

Научно-методическая работа направлена на изучение, анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта, на разработку методики преподавания по конкрет-

ным учебным дисциплинам, на совершенствование педагогического мастерства преподавателей.

Нами выделены следующие проблемы научно-методической работы в техникуме:

1) преобладание ориентации на технологический подход;

2) недостаточный учет индивидуальных особенностей педагогов;

3) понимание помощи преподавателям как усиление требований;

4) недостаточно высокий уровень методологической культуры.

Намечены пути устранения этих причин.

Резюме. На основе анализа мы сделали следующий вывод: научно-методической работе в ссузах отводится важная роль в стимулировании творческой активности педаго -га. Следовательно, требуется использовать такие направления и формы научно-методиче -ской работы, которые бы способствовали повышению профессиональной компетентности в самом учебном заведении, влияли на личностное развитие педагога. Не менее важным направлением должно стать оказание помощи педагогу в самообразовании, стимулировании его карьерного роста.

Существенным показателем эффективности профессионального становления педагога в научно-методической работе является его способность к инновационной деятельности. Как показало наше исследование, современному педагогу необходимо научное педагогическое знание, обеспечивающее ему умение прогнозировать эффективность вводимых инновационных преобразований. Это подчеркивает остроту взаимосвязи науки и практики, а также возрастающей роли научной составляющей методической работы.

В современных условиях преподаватель не может ограничиться лишь использованием имеющихся в науке знаний для обоснования своей деятельности и для включения их в содержание предмета. Он должен сам научиться получать такие знания, чтобы можно было представить их студентам не как готовый продукт, а в динамике, в процессе их становления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалев, В. П. Основы управления педагогическими системами : учеб. пособие / В. П. Ковалев. -Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2000. - 220 с.

2. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе : учеб. пособие / В. Г. Максимов. - М. : Academia, 2002. - 270 с.

3. Педагогика : учеб. пособие для пед. учебн. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Школа -Пресс, 2002. - 512 с.

4. Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей / В. В. Воронов и др. ; под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Рос. пед. агентство, 2000. - 638 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.