УДК 378
Rupasova G.B. SCIENTIFIC METHODS AND RECEPTIONS INFORMATIVE ACTIVITY AS BASIC COMPONENTS OF COMPETENCE OF EXPERTS OF THE NATURAL-SCIENCE PROFILE. Inaccordancewith the newState Standardfor the implementation ofcompetency-basedparadigmrequiresa minimum oftwo conditions: a shift of emphasis: on the subject -the manwith thetraining-to education,subject positionin the learning processthrough dialogue,active and interactiveteaching methods. The principlesof developmental educationand the formation ofproductivemethods and techniquesof cognitive activityare discussed inthe article asthe mainway to implementthe competency approachin high school.
Key words: competence, competence, developing training, techniques and methods ofproductiveand creative thinking, regulatory,and proceduralfunctionsessentialtechniquesof cognitive activity, professional reflection.
Г.Б. Рупасова, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский гос. университет»,
г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ
В соответствии с новым Госстандартом для реализации компетентностной парадигмы необходимы, как минимум, два условия: смещение акцентов: с предмета - на человека, с профессиональной подготовки - на образование; субъектная позиция в процессе обучения через диалог, активные и интерактивные методы обучения. Принципы личностно ориентированного развивающего обучения и формирование методов и приемов продуктивной познавательной деятельности рассматриваются в статье как основной способ реализации компе-тентностного подхода в вузе.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, развивающее обучение; приемы и методы продуктивного и творческого мышления; нормативные, сущностные и процессуальные функции приемов познавательной деятельности; профессиональная рефлексия.
В настоящее время в основе профессионального вузовского преподавания лежит технократическая парадигма, предполагающая предметоцентризм (предмет преподавания, учебная дисциплина как ценность) и нормативный подход (достижение требований стандарта как цель). Однако требования стандарта претерпели изменения.
В соответствии с новым Госстандартом для реализации компетентностной парадигмы необходимы, как минимум, два условия: смещение акцентов: с предмета - на человека, с профессиональной подготовки - на образование; субъектная позиция в процессе обучения через диалог, активные и интерактивные методы.
Эти требования как нельзя лучше сочетаются с основными принципами личностно ориентированного развивающего обучения. Так как сущность тех или иных методов в значительной степени зависит от используемой педагогической системы и методы развивающего обучения должны быть рефлексивно-личностными регулятивами, позволяющими решать проблему формирования нового типа мышления - мышления компетентного специалиста.
Известно, что традиционная педагогика требует выработки у учащихся знаний, умений и навыков («ЗУН»). Обучающийся должен: - во-первых, обладать необходимой теоретической информацией (знания), - во-вторых, быть в состоянии применять ее на практике (умения), - в-третьих, довести это применение до автоматизма (навык).
Компетенции же выражают идущие в мировом образовании процессы - переход от понятия «квалификация» к понятиям «результат обучения» и «компетентность».
Под компетенцией понимают обладание, наряду со знаниями, умениями и навыками, еще и способностью максимально эффективно вести себя в ситуациях, которые порождает профессиональная деятельность и которые не всегда можно предсказать теоретически.
Поскольку ведущие позиции в образовании по-прежнему занимает традиционное обучение, то, на наш взгляд, формирование компетенций не может быть осуществлено в полной мере и долгое время будет иметь декларативный характер. Дело в том, что в традиционном обучении нет потребности в формировании методов и приемов познавательной деятельности, так как в его основе лежит репродуктивный метод обучения, а компетенция - это больше, чем просто ЗУН.
Компетенции выражают результаты обучения - конкретные достижения студентов (выпускников). Они определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы. Компетентностный подход к образовательному процессу - подход, акцентированный на результатах образования, выраженных в форме компетенций. Этот подход предполагает активное влияние на содержание и осуществление образовательного процесса в вузе. Задачи такого подхода хорошо согласуются с задачами развивающего обучения. Именно эта образовательная система ставит основной своей задачей формирование методов и приемов познания для получения новых знаний, то есть знания уже не являются объектом усвоения, а выступают как средства для усвоения нового способа учебной деятельности. Но тогда в обучении наряду с процессами усвоения знаний должен функционировать и целенаправленный процесс конструирования новых знаний. Методы в своей основе должны содержать внутреннюю программу соответствующей познавательной деятельности. А значит, имеет смысл для методов и приемов познавательной деятельности разработать сущностные, нормативные и процессуальные функции, позволяющие технологизировать эти научные методы. Такая разработка, на наш взгляд, даст преподавателю своеобразный регулятив для организации самостоятельной познавательной деятельности студентов и в зависимости от того, какие научные методы окажутся при этом предпочтительными, будет формироваться тот или иной тип мышления. Таким образом, существенным моментом при формировании определенного типа мышления у студентов педагогических вузов должна быть профессиональная рефлексия. Направленность на осмысление и осознание своей деятельности и ее содержательной основы характеризует продуктивную и творческую личность. Таким образом, формирование научных методов познания в учебном процессе, является дополнительным резервом для развития продуктивного мышления, если оно будет дидактически обеспеченным.
И это тем более актуально, поскольку компетенции - интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
Компетенция - сложное понятие, в структуру которого входят:
- когнитивный компонент (знания, опыт);
- функциональный компонент (умения, владение);
- ценностно-этический компонент (отношение к осуществляемой деятельности).
Мы рассмотрели в своих исследованиях сущностные, нормативные и процессуальные функцииметодов и приемов познавательной деятельности студентов.
При этом не ставилась задача полностью раскрыть сущностный, нормативный и процессуальный аспекты всех рассматриваемых методов познавательной деятельности. Мы постарались выделить те аспекты, которые необходимы при исследовании реализации идеи формирования наряду с предметными знаниями методов и приемов познавательной деятельности в учебном процессе высшей школы.
Разработанная нами поэтапная методика использованияп-риемов продуктивного мышления в процессе обучения студентов общей физике в педвузе, состоит в следующем:
- процесс учения является основным в обучении и рассматривается как деятельность, направленная на развитие продуктивного и творческого мышления;
- задачей обучения является формирование познавательной деятельности, направленной не только на предметные, но и на методологические знания, рассматриваемые как средства обучения физике и как элементы содержания образования, которые усваиваются студентами в процессе обучения;
- решающую роль в формировании предметных, методологических и профессиональных знаний играет ориентировочная основа деятельности, представляющая собой систему указаний (ориентиров), даваемых преподавателем;
- за основание классификации методов преподавания и учения принимается уровень проблемности усвоения знаний и уровень эффективности учения, поэтому в основу методики положены бинарные методы М.И. Махмутова [1], представляющие собой взаимосвязаннее сочетание методов преподавания и учения, составляющие систему, обеспечивающую реализацию идеи личностно ориентированного развивающего обучения на практике;
- выделяются четыре этапа обучения, в которых методы обучения располагаются в порядке понижения числа задаваемых указаний преподавателя. Получается следующая последовательность методов преподавания и учения: информационно-сообщающий метод преподавания (исполнительский метод учения); объяснительный метод преподавания (репродуктивный метод учения); инструктивно-практический метод преподавания (продуктивно-практический метод учения); объяснительно-побуж-дающий метод преподавания (частично-поисковый метод учения); побуждающий метод преподавания (поисковый метод учения). Такая последовательность методов обучения систематизирована по уровню самостоятельной деятельности и творческой активности студентов. Тем самым реализуется принцип многообразия методов обучения не ради самого многообразия, а с целью охвата всех сторон педагогического процесса. Поэтому и методы преподавания и методы учения отражают все основные цели развивающего образования;
- при переходе от одного этапа к другому изменяется не только число ориентиров, но и научный характер их содержания. Если на первом этапе студентам даются предписания к выполнению отдельных операций и действий, касающихся частных вопросов курса физики, то при исследовательском обуче-
Библиографический список
нии ориентиры представляются в виде обобщенных предметных знаний и способов, приемов получения новых знаний;
- при реализации методики используются различные формы обучения студентов: лекции; семинарские, практические и лабораторные занятия; ИРС и НИРС; имитационные игры и др.
Чтобы создать четкое представление того, как знание методов и приемов познавательной деятельности способствуют формированию компетенций, полезно будет рассмотреть их виды.
В стандартах разных специальностей - различное количество компетенций, но они делятся на общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК). Общекультурные компетенции -универсальные. Их можно разделить на личностные, социальные и общенаучные:
- личностные (владение основами наук о человеке, способность оценить достоинства и недостатки собственной деятельности, стремление к нравственному и физическому совершенствованию, способность постоянно учиться);
- социальные (принятие моральных и правовых норм, знание языков, этика поведения и общения, опыт взаимодействия с членами общества, умение работать в коллективе, решать другие коммуникативные задачи);
- общенаучные (целостная система знаний, представление о картине мира, способность и стремление познать его, сохранять и совершенствовать, умение жить в гармонии с миром и др.).
Профессиональные компетенции относятся к видам профессиональной деятельности, зафиксированным в ФГОС, основаны на понимании выпускником назначения своей профессии, стремлении и способности осуществлять на практике решение профессиональных задач, определенных квалификационными требованиями. Они значительно различаются по разным специальностям.
Все выше приведенные компетенции, таким образом, можно сформировать. Для реализации такой методики обучения студентов общей физике в работе мы предлагаем целый комплекс следующих дидактических средств:
- функциональная структура модели учебного процесса;
- обобщенный план формирования диалектического мышления студентов;
- комплекс приемов продуктивного и творческого мышления, который должен быть усвоен студентами к концу обучения в педвузе;
- планы (вводной лекции по курсу общей физики, обобщенный план лекций, лабораторных, семинарских и практических занятий);
- программа спецкурса;
- проект реализации базовых функций управления в системе РО в рамках методики формирования учителя физики в педвузе;
- виды организации диалоговой познавательной деятельности преподавателя и студентов, различающиеся по уровню эвристичности;
- обобщенный план дидактических требований к формированию методологических знаний, направленных на развитие продуктивного мышления студентов;
- основные виды деятельности преподавателя и студентов;
- структурно-логические схемы развития физических понятий и теорий;
- дидактический материал для составления диалоговых и полилоговых задач и др.
1. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М., 1975.
Bibliography
1. Makhmutov, M.I. Problemnoe obuchenie. Osnovnihe voprosih teorii. - M., 1975.
Статья поступила в редакцию 15.05.13
УДК 37.036
Laptev I.G. ROLE OF EMOTIONAL DEVELOPMENT IN ART AND PERFORMING ACTIVITY OF CHILDREN'S CHORUS. In article the role of emotional development in a children's polecat, process of research of an emotional condition, the cognitive and analytical party of interrelation of an event and emotion reveals. Not without the assistance of the teacher this mutually reaction is improved, the emotional relation to a piece of music is shown in the course of formation of vocal and choral and performing skills and reveals in art and performing activity of children's chorus.