Научная статья на тему 'Приемы и методы продуктивного мышления как эффективные средства формирования научного мировоззрения'

Приемы и методы продуктивного мышления как эффективные средства формирования научного мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / МЕТОД / ПРИЕМ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / TEACHER'S ACTIVITY / STUDENT'S ACTIVITY / METHODS OF PRODUCTIVE THINKING / SCIENTIFIC RESEARCH / METHODOLOGICAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рупасова Г. Б.

В статье рассматривается методика формирования методологических знаний как средств обучения общей физике и как элементов содержания образования, которая реализуется в рамках системы развивающего обучения. В развивающем обучении методы и приемы научного познания играют роль дидактического инструментария для развертывания соответствующей познавательной деятельности, что способствует более эффективному формированию научной картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS AND METHODS OF PRODUCTIVE MODE OF THINKING AS AN EFFICIENT MEANS IN FORMING SCIENTIFIC WORLD OUTLOOK

In the article, the methodology of creating the methodological knowledge, as means of teaching physics and elements of education content, are studied. These methods and ways are realized within the system of elaborative education. In elaborative education the ways and methods for scientific cognition are used as a didactic tool kit for improving cognitive activity that helps to complete the scientific picture of the world more effectively.

Текст научной работы на тему «Приемы и методы продуктивного мышления как эффективные средства формирования научного мировоззрения»

УДК 378.02: 372.8

Г.Б. Рупасова, канд. пед. наук, преподаватель ГАГУ, г. Горно-Алтайск

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

В статье рассматривается методика формирования методологических знаний как средств обучения общей физике и как элементов содержания образования, которая реализуется в рамках системы развивающего обучения. В развивающем обучении методы и приемы научного познания играют роль дидактического инструментария для развертывания соответствующей познавательной деятельности, что способствует более эффективному формированию научной картины мира.

Ключевые слова: приемы и методы продуктивного мышления, научно-исследовательская работа, метод, прием, методологические знания, деятельность преподавателя, деятельность студентов.

С психолого-педагогической точки зрения изменения в высшем образовании должны происходить в направлениях:

- смещения акцента с передачи знаний, как необходимой основы для будущей деятельности студента, на передачу знаний как необходимой основы для его умственного развития и готовности к использованию знаний в своей будущей деятельности;

- подключения студентов к научно-исследовательской работе под руководством преподавателя.

При этом следует помнить высказывание К.Д. Ушинского о том, что одностороннее увлечение задачей развития ума, как и задачей приобретения готовых, полезных знаний, противоречит законам развития человека [1, с. 119].

Исходя из вышесказанного и не принижая значимости существующих школ инновационного обучения, отметим, что в системе развивающего образования приоритет отдается способам, методам, и приемам получения знаний. Роль этих методологических знаний является основополагающей, что требует дидактического осознания всех аспектов образования, разработки функциональной структуры модели учебного процесса в новых условиях и соответствующих методики и технологии обучения студентов педвузов общей физике.

В разделе квалификационных характеристик выпускника государственного образовательного стандарта ВПО «метод» -одно из наиболее часто встречающихся понятий. Например, в квалификационных требованиях к выпускнику говорится, что он должен знать: методы научных исследований, методы измерений, методы наблюдений, методы экспериментальных работ, применяемых в своей специальности, методы проектирования технологических процессов, методы анализа технического уровня методик, методы организации, планирования и управления производством; уметь разрабатывать новые методы, производить их экспертизу и т. д.

Физика относится к числу тех дисциплин, содержание которых позволяет сформировать понятие «метод», получить начальные навыки проектирования и оценки методов. Безусловно, его формирование следует начинать еще при изучении физики в школе, но действительность такова, что основная масса студентов нашего вуза - выпускники сельских школ, имеющие слабую предметную подготовку и низкий уровень сформированности учебных умений.

Однако мало педагогов, уделяющих внимание целенаправленному, систематическому формированию приемов и методов как познавательной, так и других видов деятельности. Происходит это по ряду причин, в том числе и объективных, на которых мы не будем акцентировать внимания в данной статье.

Разработанная нами функциональная структура модели учебного процесса представляет собой: взаимосвязь следующих основных системных блоков: 1) система управления, в которую входит главная педагогическая цепочка «теория - методика - технология - практика»; 2) методы преподавания и учения, соединенные блоком познавательной и профессиональной рефлексии; 3) деятельность преподавания и учения.

На базе данной функциональной структуры нами была разработана методика обучения студентов общей физике в педвузе. Цель методики -целенаправленное формирование приемов продуктивного мышления как средств обучения физике и как элементов содержания образования.

Эта методика базируется на использовании бинарных методов преподавания и учения М.И. Махмутова [2] и представляет собой поэтапное формирование у студентов физических и методологических знаний. Все этапы обучения предполагают использование модулей, охватывающих предметные, методологические и профессиональные знания на том или ином уровне их развития и включают в себя все формы учебных занятий. Каждый этап завершается заполнением структурно-логической схемы по соответствующей теме в процессе индивидуальной исследовательской работы студентов (Схема 1). Знания при этом оцениваются по специальным критериям сформированности предметных и методологических знаний с учетом уровня их системности (Схема 2).

Схема 1

Общая структурно-логическая схема развития физических знаний

Физическая теория

Осно- вание Ядро Следст- вия

Рабочая модель

I н III IV V VI VII VIII IX X

Факты Исходные модель и принцип Основные положения Понятийный аппарат Методы познавательной деятельности ы І нен а * ы н 1 Объяснение фактов Границы применимости ы д о ы со а у і е и и иро е £ ч и н <3 со о со £ с н е 3 р е со о с и £ $

Схема 2

Уровни системности знаний студентов

Уровни системности знаний Соответствующие уровням блоки структурно-логической схемы Этапы формирования физических понятий

I Научных фактов (эмпирический) Основание Факты, исходные принципы, модели Ьй этап

II Теории (теоретический) Ядро Основные положения и понятия, методы научного познания, основные законы, П-й и частично Ш-й этапы

III Практических знаний (практический) Следствия физической теории Факты, явления, законы, объясняемые теорией, границы применимости теории Ш-й этап

IV Философский (мировоззренческий, философский, методологи ческий) Методологические выводы, пути совершенствования теории Г^й этап

Критерии сформированности методологических и профессиональных знаний при использовании поэтапной методики:

1. Студенты способны лишь репродуцировать знания, полученные в процессе обучения.

2. Студенты производят самостоятельно продуктивные логические действия при использовании жестких алгоритмов, предоставленных преподавателем.

3. Студенты осуществляют продуктивные логические и эвристические действия по найденному ими с помощью преподавателя алгоритму, за счет сформированности у них методологических знаний.

4. Студенты без помощи преподавателя осуществляют продуктивные логические и эвристические действия, используют известные им приемы продуктивного мышления профессионально в решении новых задач, т.е. переносят известные приемы в новую ситуацию.

Суть предлагаемой нами методики по формированию приемов и методов познавательной деятельности на основе разноуровневой познавательной деятельности студентов можно понять на примере развития понятия «атом».

Этап первый. Используются: информационно-сообща-ющий и объяснительный методы преподавания; исполнительский и репродуктивный метод учения.

Деятельность преподавателя заключается в сообщении фактов и выводов о модели атома без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации (словесная «подача информации»). Объяснение и обоснование фактов о модели атома. Преподаватель дает образец действий по использованию знаний об атоме при решении физических задач и упражнений.

Ведущая форма учебных занятий - лекции монологово-го характера, лекции-беседы, практикум по решению задач.

Деятельность студента - заучивание фактического материала и выводов без критического их анализа и осмысления, воспроизведение содержания текста, выполнение узкого круга задач и упражнений при максимальной помощи преподавателя. Осознанное усвоение знаний, приводящее к пониманию и правильному их применению в различных задачах и упражнениях, отработка навыков решения несложных, классических задач. Самостоятельная работа осуществляется по образцу.

Уровень сформированности понятия: понимание модели атома в основном связано с соответствующей наглядной моделью. Студент пользуется термином «модель», но лишь

на уровне житейского ее понимания. Сопоставляет ее с исторически предшествующей моделью. Студент не акцентирует внимание на приемах познавательной деятельности.

Этап второй. Используются: инструктивнопрактический метод преподавания и продуктивнопрактический метод учения.

Деятельность преподавателя заключается в управлении практической учебной деятельностью студента. Система указаний преподавателя выступает в виде жестких алгоритмов.

Ведущая форма учебных занятий - практикум по решению задач, семинарские занятия.

Деятельность студента - отработка соответствующих умений и навыков. Самостоятельная работа осуществляется по усвоенному алгоритму. Решение широкого круга задач алгоритмического характера.

Уровень сформированности понятия: понимание модели атома связано с ее обоснованием, дока- зательством несостоятельности предшествующей модели в данной ситуации. При этом студент сообщает об используемых методах познавательной деятельности в процессе разработки в науке соответствующей модели атома.

Этап третий. Используются: объяснительно-побуждаю-щий метод преподавания и частично-поисковый метод учения.

Деятельность преподавателя заключается в том, что учебный материал частично объясняется преподавателем, а частично дается студентам в виде проблемных познавательных задач, вопросов и заданий для самостоятельного получения и усвоения новых знаний. Даются исследовательские задания к отдельным этапам, а не к познавательному процессу в целом. Организуется эвристический диалог.

Ведущая форма учебных занятий - практикум по решению задач, семинарские и лабораторные занятия.

Деятельность студента - выполнение поисковой деятельности при самостоятельном планировании отдельных этапов познавательного процесса. Производятся продуктивные, эвристические, логические действия по найденному студентами алгоритму, за счет использования ими сформированных методологических знаний.

Уровень сформированности понятия: теоретический уровень. Студенты способны не только обосновать структуру той или иной модели атома, но могут дать математическое ее описание, получить самостоятельно соответствующие следствия и на примере развития этих знаний продемонстрировать использование приемов познавательной деятельности.

Уровень четвертый. Используются: побуждающий метод преподавания и поисковый метод учения.

Деятельность преподавателя - постановка проблемных вопросов и задач, организация самостоятельной познавательной деятельности студентов поискового характера. Даются исследовательские задания к отдельным этапам, а не к познавательному процессу в целом. Организуется эвристический диалог. Ведущая форма учебных занятий - лекции диалогового характера, лабораторные работы исследовательского характера, НИРС (рефераты, курсовые, дипломные работы).

Деятельность студента - без существенной помощи преподавателя, самостоятельно планирует свою деятельность, выполняет ее, анализирует, рефлексирует и видит проблему в целом.

Уровень сформированности понятия: понимание модели атома находится не только на фактологическом и теоре-

тическом уровне, но и на философском, методологическом. Студенты, используя исторический и логический методы исследования, показывают границы применимости модели атома, делают методологические выводы и представляют пути совершенствования рассматриваемой модели.

Как видно из примера, методика позволяет сформировать и оценить уровни системности знаний студентов: 1) уровень эмпирических знаний; 2) уровень теоретических знаний; 3) уровень практических знаний; 4) уровень мировоззренческий, философский, методологический.

На четвертом уровне студенты демонстрируют умение использовать методологические знания и как элементы содер-

Библиографический список

жания учебного предмета, и как приемы познавательной деятельности. Приемы дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному, анализа и синтеза, сравнения теоретических и практических знаний, моделирования, гипотез оказываются на этом уровне основополагающими. Все используемые методы и приемы познавательной деятельности должны носить рефлексивный характер. Рассмотренные этапы обеспечиваются соответствующими средствами обучения, способствующими целенаправленной и систематической реализации методологических знаний при обучении общей физике. Такой характер учебной деятельности студентов приводит к формированию и развитию у них научно-обоснованного мировоззрения.

1. Алексеева, Л.Ф. Психолого-педагогические основания инновационной подготовки преподавателей вузов. - Томск: 8ТТ, 2005.

2. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. - М., 1975

3. Рупасова, Г.Б. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук «Методика формирования приемов продуктивного мышления при обучении общей физике». - Томск, 2005.

Статья поступила в редакцию 20.03.09

УДК 373.41

Т.В. Кошечкина, канд. пед. наук, преподаватель АПК и ППРО, г. Москва

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ.

В статье определены условия формирования текстовой деятельности: реализация межпредметного подхода, расширение речевого опыта, применение единой системы заданий. В качестве основного средства предлагается разработанный автором дидактический конструктор учебных заданий.

Ключевые слова: текстовая деятельность, межпредметные связи, речевой опыт, дидактический конструктор.

Переход детей из начальной в среднюю школу - период значительных изменений в условиях обучения и требованиях к учащимся.

Особенность учебной ситуации на данного возрастного периода связана с изменениями, происходящими в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени.

В теории в соответствии с изменившимися условиями и требованиями должны меняться и способы учебной деятельности, однако на практике это не совсем так.

Протекание школьной жизни учеников 5 - 6-х классов осложняется требованиями, которые начинают предъявлять младшим подросткам учителя, привыкшие работать в старших классах. Содержание учебных курсов выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Однако такое мышление находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития, до сих пор ученик работал лишь с отдельными единичными понятиями, лишь с некоторыми понятийными связями.

При переходе на среднее звено обучения практически весь учебный материал представлен в текстовом виде, будь то монолог учителя - устный текст или же текст в учебнике. От ученика требуется владение умениями обработки текстовой информации - текстовыми умениями. Текстовые умения, являясь общеучебными, обеспечивают усвоение программного материала всех изучаемых в школе дисциплин. Неумение работать с текстом приводит к тому, что знания, полученные в школе, учениками не понимаются (не переводятся во внут-

ренний смысл), а заучиваются наизусть. Информация не понятая, но механически заученная, быстро стирается из памяти, соответственно, при проверке уровня подготовки детей по окончанию учебного периода обнаруживаются пробелы в знаниях, которые будут в дальнейшем влиять на усвоение программного материала.

По мнению многих учителей-предметников, в работе с текстами, прежде всего, обнаруживается учебная несамостоятельность выпускников начальной школы. В начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которого лежит общеклассная работа с учебником. Работа с другими письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута и поэтому вызывает трудности. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных. Предполагается, что учащиеся должны усвоить, то есть осмыслить и удержать в памяти несколько десятков понятий различной трудности и широты обобщения. Такое резкое изменение жанра, средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания [5].

Трудности, с которыми учащиеся сталкиваются при подготовке к уроку, очевидны. Прежде всего, это огромное количество учебного материала, подлежащего усвоению. Предполагается, что учащиеся должны усвоить, то есть осмыслить и удержать в памяти несколько десятков понятий различной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.