По мнению П. Самуэльсона и В. Нордхаус (2002), «конверсионный маркетинг предусматривается в случае отрицательного спроса на товар на рынке, сущность его состоит в превращении негативного спроса в позитивный. Креативный маркетинг применяют в том случае, если спрос отсутствует или присутствует потенциально. Стимулирующий маркетинг используется при необходимости оживления низкого спроса. Ремаркетинг - меры по восстановлению стимулирующего спроса. Синхромаркетинг (стабилизирующий маркетинг) - стабилизация спроса при его резких колебаниях на рынке. Поддерживающий маркетинг - поддерживание спроса на оптимальном уровне. Демаркетинг используют в том случае, если спрос превышает предложение, для снижения спроса используют политику повышения цен, снижение уровня сервиса. Противодействующий маркетинг - преследует цель ликвидации спроса на товар, иррациональный (вредный) с точки зрения общественной, здравоохранительной, правовой».
Литература
1. Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. -М.: ИЧП «Издательство Магистр». - 2004. - 284 с.
2. Бурцева Т. А., Маракулина И.В. Маркетинговые исследования - Практикум. -Киров. -2003. -218 с.
за рубежом. - 2009. - № 3. - 24-26 с.
4. Короткое А. Некоторые аспекты методологии маркетинговых исследований./ /Маркетинг. - 2003. -№ 4. - 39-48 с.
5. Маршалл А. Принципы экономической науки. - В 3-х т.: Пер. с англ. - М.: Прогресс. - 2003. - 300 с.
6. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегии. СПб. : Питер. -2001.-262 с.
7. Самуэльсон П., Нордхаус В. Маркетинговые исследования в рыночной экономике. - М.: НИИ Экотехсервис. - 2002. - 250 с.
Рафикова Э.Р.
Научное обоснование инноваций образовательного продукта в маркетинге программ последипломной подготовки преподавателей экономических дисциплин колледжей
событий, в т.ч. на рынке образовательного продукта, следует остановиться на принципиальных подходах, сформированных в сфере рыночного прогнозирования отечественными маркетологами. Одним из родоначальников российского маркетингового прогнозирования являлся П.С. Завьялов, который в
своих публикациях (1998, 1999, 2001 и т.д.) неоднократно подчеркивал, что «прогнозирование - наиболее сложный вид деятельности в системе маркетинговых исследований. Оно является основным и завершающим этапом такого рода исследований, главные результаты которого товаропроизводители закладывают в основу программ своей деятельности. Различия в горизонте прогностической
планирование - на базе средне- и долгосрочных прогнозов, а текущее планирование хозяйственных операций - на основе краткосрочных прогнозов. Оба этих направления как составная часть системы маркетинговой деятельности тесно взаимодействуют между собой, увязывая стратегию с оперативной деятельностью. Стратегическое планирование выполняет функции связующего звена между рынком и производством, между прогнозированием будущих условий хозяйствования и поисками путей достижения намеченных стратегических целей. В этом смысле
внешней среды, в первую очередь рыночной, в которой предстоит действовать товаропроизводителю. Одновременно прогнозируются внутренняя среда предприятия, ее вероятные изменения. Разработка прогнозов будущего состояния условий хозяйствования включает оценку предстоящей конъюнктуры рынка (для краткосрочных прогнозов) и тенденций изменения рынка и его «смежников» (для средне- и долгосрочных прогнозов). В методическом плане важно обеспечить сопряжение звеньев цепи «прогноз-план» за счет установления периодов прогнозирования в соответствии с задачами, планирования. В процессе разработки стратегии действий следует уделять достаточное внимание и долгосрочным, и краткосрочным аспектам с целью исключения доминирования каких-либо аспектов. По этой причине прогнозы сводятся как с кратко-, так и с долгосрочными периодами учреждения. Методологически при средне- и долгосрочном прогнозировании не учитываются частные и случайные факторы развития рынка; чем длительнее прогнозный период, тем более обобщенным становится прогноз, а факторы воздействия на конъюнктуру рынка уступают место факторам, формирующим длительные, существенные тенденции рынка».
По мнению известного маркетолога Жан-Жака Ламбена (1996), «стратегический маркетинг в отдельной отрасли хозяйствования бывает экономически оправдан, если используется метод прогнозирования, классифицированный по двум измерениям: степень свободы процесса прогнозирования от субъективности и большей или меньшей степени аналитичности этого процесса. В крайних точках этих измерений - субъективные и объективные методы и методы наивные и причинно-следственные». Согласно
признанные маркетологами субъективные методы познания маркетинговой среды - это процессы, используемые для формирования прогноза, но не
Объективные методы - четко сформулированные процессы прогнозирования, которые могут быть воспроизведены другими лицами.
;их состоянии
«ж, 2002),
изложенные в явной
Это первое измерение, фактически, противопоставляет количественные методы качественным, в которых преобладают интуиция, творчество, воображение.
При использовании наивных методов прогноз формируется на базе наблюдений за прошлыми изменениями исследуемой переменной (к примеру, уровень вторичного спроса), без учета в явной форме основных движущих факторов.
При использовании причинно-следственных (казуальных) методов факторы, определяющие спрос, идентифицированы, а их будущие вероятные значения спрогнозированы; из них выводится вероятное значение спроса (другой характеристики рынка) при условии реализации принятого сценария.
объясняющим взаимосвязи, независимо от их количественного или качественного характера». По свидетельству А.Р. Пармези (2009),«экспертные суждения имеют место в том случае, когда прогноз основан не на объективных данных,- а скорее на мнении менеджера, покупателя, специалиста. «Эксперт» основывает свое суждение на группе причинных факторов, оценивая вероятность их проявления и влияния на уровень спроса. Достоинство экспертного метода по сравнению с чисто интуитивным подходом - возможность обмена и сопоставления идей вследствие наличия явно выраженной казуальной структуры. Используются обычно три метода, основанных на суждениях: суждения лиц, принимающих решения, оценка торгово-посреднического персонала и намерения покупателей». Как отмечают В.Е. Хруцкий и И.В. Корнеева (2008), «эвристические и
структура прогнозного процесса слаба, но прогноз опирается на объективную маркетинговую информацию. Это относительно простые методы, основанные на предшествующем опыте, или на довольно сложной экстраполяции данных о прошлых продажах. К ним относятся метод цепочки отношений, анализ покупательной способности, анализ и декомпозиция трендов, метод экспоненциального сглаживания». По мнению А.Г. Аганбегяна (2005), «экспликативные («объясняющие») модели отличаются от других моделей математического моделирования тем, что причинная структура в них устанавливается и проверяется экспериментально, в условиях, поддающихся объективному наблюдению и измерению». Особую значимость в повышении
работников российского образования приобрела маркетинговой аппроксимации, которая (в виде авторской технологии) представлена в таблице 1.
Обсуждая данные таблицы 1, следует указать, что предложенное в рамках настоящего исследования научное обоснование рыночной инновационности авторского термина «маркетинговая аппроксимация» трактовалось нами как
к значениям статистической достоверности) при выражении сбытовой сущности сложных экономических величин через другие, более простые рыночные
методам,
Научно-практический журнал "Гуманизация образования " № 6/2011
Таблица 1. Научное обоснование рыночной инновационности авторского термина «маркетинговая аппроксимация», т.е. способности осуществлять маркетинговый прогноз (максимально приближенный к значениям статистической досто-верности) при выражении сбытовой сущности сложных экономических величин через другие, более простые рыночные
переподготовки работников образования
¿дщзокстшаципштый механизм ыаришштЕых программ.
Сущностное сс-лер-жачкс !ЛЖ;ОЕ мнрамгшшоеой ИЯПрМЖИЯЙЦДН.
I, Сстсрнгенстьопвггие ^яракггрмстпг;
рМГШ'МЮМ ЛИКВИДНОСТИ !5[К]ДуКТа
чаемьтх учреждений пошппення ктм-ллфикяпнн п ГГрйфеССН<ШаЛЬНОЙ 71СГ>С-гготиоЕхк работников образования (<т диван им ).
1Д, Испот.знание аатпрстгп ^¡ишципя яптчшлгкноег магшетютшчн ^мин-цг.!,! (от франц. ¡тап&Ыйе - льгота], т.е. предрставлеЕнн- опрвделен-1гого протсшгта актаэ^игой сгнлин на ойрачовательный пролует низ лепар-тячсптои образовать иутганпалитетов, госунареткЕтггык го! часглкх ойрйшяательных учрежлший, жмакшил частой л постоянна приноси 1Ъ ииу Щ1ЖК. ш;дл1тл ив нлш мирясшлчи^
1 ^оричровяргтгс ШрКСТГГПГПЕОЙ пазники интел.чект>'а-ш.н(и\> лргиис-(.шбсшиянши ¡кн^ищнилом-ггог^1! образовательного щгсшулта.
\. Вриреннс соытоаш пленение® рыночной ажлотяптш {краттггг. ргг частые гь-лл^о: моргрепшт» [Kj7.ja.ua пиигопл, у ¿ни^^м^у
шлрейи: шсм ийршининщшы* услу!; 5ищ.) I «слиаоиши аил» авторов сгродунтя., прелллгаемого ив огиеетвешгон и нрубеяяюн ршгкс
3. КЬррекпна уродин ко^-ур^ато-сппспЙнпсти учрежден ий (баи исследования; путем расширения сорсткп-коп лци;и рынка у ил у ' к СфигС пОСл(~ Тпплоынпта обучения сачкк рвЙАГГгп-
ьив российского образования.
3.5. Прт ¡шеченнг слушателей фагультетая посяедигтлошного абртсгаш к системному маркетинговому щюпвссу распространенна авторе и-этт» вврямнгггсльпого продукта путей ^вмсстргето отдтрытпя с ними г рячлгтннх ёувьс^тая ^Ф легальна: фирм — йггОрн^сл,
т.«. ¡трепириятин, ¡зказытакипнх поеяеянштошые обрмовзтельяьв услуги как дшглсрм еишшз; жпятептаватшк кяиллн.
4. прогноз рьшочно-
ПрГ--П от-
дельных нттдов проекта. факультетов ииьышиннл кнМнфпкафш и профессиональной пс|»пэдгс-тсе[ш специалиста) шлсшен и средиеы школы.
4.1. ¿адрйстьозанис приемов ллрл^стншй^он рьжочиа*: иксБэлиащш крупно!" производственной эадкн ка тодес мелкие проблемы ыдопнппхаикк ршзешеэга потенциала [иггкуреггтев: а) но ^оеклс>ч]1:15ст-и МТЫ-ыйв сзЕгщдаыя продаж JlJ^ш шпЕрошсто кила послбдиплюышл*
АЙрйзмат&хлыя услуг; 6) ргп лигам ике чтпясетгот рмггпчлого дзяягятя Ссп^^ащстггтя нпн плякурирутпптк мгж,ту епмй
СгеИСйтвСяйЫл, м иноетра^-ныллй'^зоЕаЕгсльн.ых ф^рм.
з. Сопосговасняс марколлттовъп: ха-ршжристлв едоргфелишд» рШИНШАХ проблем, те. ;ЁЫГОБОН теру-пеуггпк-гюсти пудущйн лосарти^гптнпн и гкрифжж ттолнттгкн тэпрпг/реншв.
5.1. КртпячгсЕнл аиатш стратгп':чс™5:"[ в тактятссвой соетзгляюпкЩ эоразиватммаиг каркчяинга к^ш^тзч;л Iой (в юнтсесп; дохпдио*;тл и приоытЕло;тн за изучаемом сег±и?нт? рыккг пр:-1 гнзжж суыкврно пршйл^чйлии^ ф и ■ г .ч г г ■:: п н п "¡ги^п И1Г г^ римггчттйге
ир<1,|.1'И*«Я'ии ниучаомы* тглои 11{1сш:..')>| и№М1 {их<1Г>раи'КНЧ'иш.м!•:>: уагут).
характеристики, лежащие в основе продуктаучреждений профессиональной переподготовки работников образования. Последнее предусматривало формирование особого аппроксимационного (от лат. арргохппаге = истинно приближаться) механизма статистически достоверного маркетингового прогноза, базирующегося на пяти основных параметрах. Одним из ведущих подобных параметров было совершенствование характеристик рыночной ликвидности продукта изучаемых учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (баз исследования). В этих целях (как сущностное наполнение этапов маркетинговой аппроксимации) происходило использование авторского принципа договорной маркетинговой франшизы (от франц. ¿гашМве - льгота), т.е. предоставления определенного процента аккордной скидки на образовательный продукт для департаментов образования муниципалитетов, государственных или частных образовательных учреждений, желающих массово и постоянно проводить обучение своих педагогов или маркетологов. Вторым параметром аппроксимационного механизма наших маркетинговых программ являлось формирование маркетинговой позиции
интеллектуального превосходства собственного последипломного образовательного продукта. Содержательным наполнением вышеназванного
но частые телеинтервью; «портретная» реклама педагогов, узнаваемых потребителем образовательных услуг; и т.д.) вокруг «звездного состава» авторов продукта, предлагаемого на отечественном и зарубежном рынке. Третий параметр механизма аппроксимации наших маркетинговых программ включал в себя коррекцию уровня конкурентоспособности учреждений (баз исследования) путем расширения собственной доли рынка услуг в сфере последипломного обучения самих работников российского образования. Это реализовалось через организационный этап привлечения слушателей факультетов последипломного образования к системному маркетинговому процессу распространения авторского образовательного продукта путем совместного открытия с ними в различных субъектах РФ легальных образовательных фирм - атторнеев, т.е. предприятий, оказывающих последипломные образовательные услуги как диллеры наших запатентованных технологий. Четвертый параметр аппроксимационного механизма предлагаемых нами сбытовых программ представлял собой маркетинговый прогноз кратко- и среднесрочной рыночно-сегментарной привлекательности отдельных видов продукта факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов высшей и средней школы. Это реализовывалось в рамках представленного научного исследования как задействование приемов маркетинговой рыночной диссоциации крупной производственной задачи на более мелкие проблемы идентификации
ими конкретного вида последипломных образовательных услуг; б) по динамике численного рыночного движения (сокращения или увеличения) конкурирующих между собой отечественных и иностранных образовательных фирм. Пятый параметр предложенного нами аппроксимационного механизма вышеуказанных сбытовых программ экономически легализовался нами как сопоставление маркетинговых характеристик «портфельных» рыночных проблем, т.е. сбытовой перспективности будущей ассортиментной и тарифной политики конкурентов. Последнее базировалось на нашем собственном критическом анализе стратегической и тактической
и прибыльности на изучаемом сегменте рынка при аналитике суммарно произведенных финансовых вложений в механизм рыночного продвижения изучаемых видов последипломных образовательных услуг).
Вывод
Предложенное в рамках настоящего исследования научное обоснование рыночной инновационности авторского термина «маркетинговая
(т.е. способного приближаться к абсолютным значениям статистической достоверности) механизма маркетингового прогноза, базирующегося на пяти основных параметрах: 1) рыночной ликвидности продукта изучаемых учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
Научно-практический журнал "Гуманизация образования" № 6/2011
образования (баз исследования); 2) использования авторского принципа договорной маркетинговой франшизы, т.е. предоставления определенного процента аккордной скидки на образовательный продукт для департаментов образования муниципалитетов, государственных или частных образовательных учреждений, желающих массово и постоянно проводить обучение своих педагогов
исследования) путем расширения собственной доли рынка услуг в сфере последипломного обучения самих работников российского образования; 4) маркетинговом прогнозе кратко- и среднесрочной рыночно-сегментарной привлекательности отдельных видов продукта факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов высшей и
рыночных проблем, т.е. сбытовой перспективности будущей ассортиментной и тарифной политики конкурентов.
Литература
1. Аганбегян А.Г. Экономика факультетов профессиональной переподготовки различных контингентов российских специалистов с высшим образованием./ / Научный вестник ВШЭ. - 2005. - №1. - 9-14 с.
2. Завьялов П.С. Формула успеха: Маркетинг. -М.: Международные отношения. -2001. -285с.
Наука. - 1996.-305 с.
4. Пармези А.Р. Экспертные суждения в маркетинговых программах. - М.: Мысль. -2009. -319 с.
5. Хруцкий В.Е, Корнеева И.В. Актуализация маркетинговых технологий в сфере последипломного образования.// Научный вестник Воронежск. гос. Ун-та. - 2008. - №3. - 68-71с.
Новые исследования молодых учёных
Богославский А.Г.
Маркетинговые информационные системы при эвристическом ценообразовании на реализуемое имущество предприятий-банкротов
Как отмечает один из основоположников отечественного маркетинга, академик Международной академии информатизации, доктор экономических наук, профессор Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации
информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой