Рафикова Э. Р.
Концептуальные векторы алгоритма управления маркетинговой
политикой факультетов последипломной подготовки работников
образования.
Актуальность проблемы связана с фундаментальными исследованиями в сфере образовательного продукта (Ю.В. Меркурьева, И.А. Иванова, 2009), что логически связывается с потребительской незащищенностью на рынке образовательных услуг и проблемой недобросовестности рекламодателя в образовательном маркетинге. Известный столичный маркетолог С.Б. Володский (2010) приводит на статистически достоверном уровне наблюдений свидетельство того, что около 60% образовательных учреждений не могут предоставить абитуриенту правдивой маркетинговой информации, т.к. 87% изученных им рекламных материалов вузов не содержали доступной для абитуриента информации о моральных и материальных выгодах конкретной личности при инвестиции собственных средств на обучение (как студента) по конкретной специальности, т.е. не разъясняли механизм выгод социально-экономической защиты этой личности при накоплении ею (в процессе профессионального обучения) собственного конкурентоспособного человеческого потенциала (Е.И. Покаместов, 2010). Последнее подчеркнуло актуальность темы исследования и потребовало дополнительных научных разработок по инвестированию собственных маркетинговых программ в рынок образовательных услуг, в т.ч. в сфере последипломной подготовки самих работников образования и преподавателей высшей школы (таблица 1). Комментируя данные таблицы 1, следует указать, что в рамках кластерного анализа факторов маркетинговой среды при рецессии рынка образовательных услуг были выделены (по рангу рыночной востребованности) 3 значимые концепции образовательного маркетинга. Наиболее востребованной маркетинговой концепцией стала превалентность профессионально-образовательных услуг, где маркетинговые преимущества выражались в виде привлечения значительных объемов личных инвестиций российского среднего класса в программы дополнительного среднего профессионального образования. Таковыми были лицензированные профессиональные программы первичной профессиональной подготовки официантов, слесарей по технической эксплуатации зданий, сооружений, обслуживанию электрооборудования, по ремонту автомобильного транспорта, а также пекарей, парикмахеров, профессиональных швей-мотористок и т.д. Последнее не только сокращало уровень безработицы в российском среднем классе (особенно среди тех, кто не рассчитывая на государственные вакансии, счел необходимым открыть свой малый бизнес после получения социально востребованной профессии), но и увеличивало объемы загруженности преподавательского состава образовательных учреждений среднего профессионального образования. Второй (по рангу социальной
востребованности) оказалась маркетинговая концепция смены поколений продукта в российском бизнес-образовании (т.е. переподготовки менеджеров и маркетологов в связи с кризисным отторжением или рыночным обесцениванием интеллектуального потенциала части старого управленческого корпуса существующих бизнес-структур).
Таблица 1. Систематизация концептуальных векторов маркетинговой среды на современных образовательных площадках для повышения квалификации работников средней школы и высшего профессионального образования.
Векторная разнонаправленность концепций образовательного маркетинга. Сущностное содержание маркетинговых инноваций на рынке образовательных услуг.
1 Маркетинговая концепция смены поколений продукта в бизнес-образовании (зарубежные прототипы: J. Allender, 2002; С. Emmerson et al., 2003, российский аналог: M. Гаврилова, Т. Григорьева, В. Шеметов, 2003). Маркетинговые преимущества привлечение дополнительного контингента преподавателей школ и ВУЗов, стремящихся (в рамках своей профессиональной переподготовки) к здоровому карьерному росту в будущем; к саморазвитию в конкретной сфере интеллектуальной деятельности. Социальные и правовые факторы-преваленты а) рыночное обесценивание интеллектуального потенциала части старого управленческого корпуса существующих образовательных структур; б) правовое обновление законодательной базы, упрощающей в рамках государственной политики открытие и функционирование различных форм предпринимательства в сфере последипломной подготовки работников средней и высшей школы, в т.ч. на базе негосударственных образовательных учреждений.
1 Маркетинговая концепция превалентности профессионально-образовательных услуг (зарубежные прототипы: R. Bourdon, 2002; S. Dowson, A. Maynard, 2005, российские аналоги: О.Ю. Маркова, И. С. Петрушина, Е.А. Красникова, 2 003). Маркетинговые преимущества увеличение объемов загруженности преподавательского состава образовательных учреждений СПО (техникумов, пр офессиональных колледжей и др.). Существующие рыночные недостатки маркетингового инструментария: отсутствие (со стороны местных администраций) системной координации деятельности центров занятости населения, рекламных агентств и работодателей, желающих заполнить вакантные места в государственных и негосударственных колледжах; гимназиях, учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
3 Маркетинговая концепция оптимизации маркетинговой среды образовательного пространства п» системе «потребитель-образование-рынок труда» (зарубежные прототипы: G.M. Alfenby, P.E. Rossi, 2002; J. Osborne, 2006, российский аналог: H.Д. Голдобин, 2003). Маркетинговые преимущества сегментирование нового круга потребителей образовательных услуг, которыми могут быть как физические, так и юридические лица (потенциальные работодатели - фирмы); позиционирование на рынке конкретного вида образовательного продукта, т.е. повышение его итоговой конкурентоспособности. Геополитические факторы-прева ленты: влияние политической (внутриполитическая ситуация и геополитическое положение региона в государстве), географической и демографической (природно-ресурсный потенциал региона, плотность населения, уровень урбанизации) составляющих рынка образовательного продукта в контексте программы действия самой личности по созданию максимально благоприятных условий для реализации собственной рабочей силы Рыночные недостатки концепции: снижение (в период экономического кризиса) ресурсного потенциала фирм для целевой подготовки специалистов.
Маркетинговые преимущества подобной программы объективизировались привлечением в ВУЗы и техникумы дополнительного контингента преподавателей, стремящихся к здоровому карьерному росту в будущем и к
саморазвитию в конкретной сфере интеллектуальной деятельности. Достаточно востребованной оказалась также концепция оптимизации маркетинговой среды образовательного пространства по системе «потребитель-образование-рынок труда». Маркетинговые преимущества этой концепции состояли в сегментировании нового круга потребителей образовательного продукта, т.е. не только физических но и юридических лиц, когда последние выступали в качестве фирм - потенциальных работодателей. Вышеизложенное потребовало идентификации стратегических и тактических компонентов обновленного потребительского маркетинга образовательных услуг, что (в контексте маркетингового прогноза сбытовой динамики образовательного продукта на российском сегменте рынка) представлено на схеме 1.
Анализируя данные схемы 1 следует подчеркнуть 4 ведущих маркетинговых составляющих рыночного оборота образовательных услуг: а) интеллектуализация; б) инновация; в) рыночная успешность; г) геополитическая востребованность. При этом интеллектуализация образовательного пространства в первую очередь относится к технологиям обучения преподавателей не только в сумме обязательных знаний по предмету преподавания, но и методологии обучения научно-техническому творчеству. Здесь маркетинговый приоритет может быть использован при обучении формированию (в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ) платных дополнительных образовательных услуг, предусматривающих легальное репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения или (при желании со стороны потребителя) с обучающимися из того же образовательного учреждения, где работает репетитор. Инновационная маркетинговая составляющая конкретизирует компонент интеллектуализации образовательного процесса, поскольку предлагает, например, в художественном творчестве преподавателей внедрять маркетинговые программы обучения приемам европейской этической «граффити». Причем, в этом случае (так же как в случае обучения изобретательству) возможна интеграция практических продуктов творчества преподавателей в маркетинговые программы проведения рыночных (российских или зарубежных) торговых аукционов. Одновременно, инновации в сфере дополнительного обучения преподавателей приемам творчества, например, легальному кинопроизводству, отвлекают учащихся общеобразовательных учреждений от возможного использования их творческих качеств кинодельцами в детском «порно». Особо следует подчеркнуть, что ведущим сегментом алгоритма управления маркетинговой политикой факультетов последипломной подготовки работников образования является его геополитическая востребованность, подразумевающая интеграцию предлагаемого маркетингового инструментария в межнациональные образовательные проекты, основанные на коммуникативной, т.е. объединяющей функции русского языка.
Схема 1. Маркетинговые составляющие алгоритма управления рыночным оборотом образовательных услуг.
Интеллект)' ализ ация
разработка и рыночная реализация (в т.ч. б рамках дополнительного образования) технологий последипломного обучения преподавателей не только в сумме обязательных знаний по предмету преподавание но и методологии о бучения научно-те хниче скому творчеству.
:
Интеграция в межнациональные образовательные проекты коммуникативной функции русского языка как концептуального вектора маркетинговых программ баз исследования
Г е ополитич еск ля в о стр е б об анно еть
Ведущие сегменты марк е тннг ов ой среды российского о бр аз ов а т е льног о пространства
Инновация
развитие в художественном творчестве преподавателей лучших мировых приемов инновационного образования, например, в пр отив ов е с с амодельному гр афиче скому
«украшательству» фасадов зданий внедряются маркетинговые программы обучения приемам европейской этической «граффити» и т.д.
С
Интегр ация ме тодик пр еподав ания научно-те хнического (изобретательство или продукт информатизации) творчества, декоративно-прикладного искусства в маркетинговая
пр огр аммв1 пр ов едения рвшочнв1х (российских или зарубежнв1х) торговв1х аукционов.
Рыночная успешность
Комментируя данные схемы 2 необходимо подчеркнуть, что образовательный маркетинг, как система сбытовых мероприятий, (дословно), повёрнутых лицом к потребителю образовательных услуг, позволяет не только снять мнимые представления общественности об истощении кадровых, методических и методологических ресурсов российского образования, но и развеять обывательские рассуждения о том, что образование-де перестало играть роль «социального лифта» в будущем достижении индивидуумом высот рыночной успешности, т.е. богатства и известности. Этому способствовало наше внедрение на рынке технологий управления качеством знаний (например, франшизой) в рамках персонифицированной интеграции конкретного индивидуума в российское образовательное пространство (в зависимости от личностных характеристик и уровня потребительских притязаний конкретного учащегося, студента или его родителей). При этом, в рамках наших программ маркетинга франшиза (от франц. franchise - льгота) рассматривалась в виде договора коммерческой концессии, т.е. создания коммерческого предприятия, торгующего (с разрешения собственника) сторонним высоколиквидным образовательным продуктом, что представлено ниже.
Схема 2. Научное обоснование персонифицированного алгоритма маркетингового позиционирования производственных и потребительских субъектов рыночных отношений в сфере образования.
Цель - подвергнуть научной маркетинговой дт гпципщш обывательские рассуждения:
об «истощении» кадровых, методических и о том, что образование-де перестало играть роль
методологических ресурсов российского асоциального лифта» в будущем достижении
образования; об абсолютной престижности индивидуумом высот рыночной успешности, т.е.
зарубежных образовательных школ; богатства и известности.
Персонификация ограничений (с учетом талантливости икрцпвидуумл) свободы доступа детей из низко-доходных семей в элитарные о бще о бр аз ов ательные учреждения.
Марк е тннг ов ые мотив- ы персонификащп! о бр ат ов а т е льны х: ус луг
о
Появление технологий управления качеством знаний в рамках пер сони фшшрглмнноп шпетрлщш (в зависимости от личностнык ¡характеристик и уровня потребительских притязаний) конкретного индивидуума в образовательное пространство.
Использование фрэтшпы (как законодательно разрешенной модели договора коммерческой концессии) для авторских маркетинговых программ расширения конъюнктурь! российского рынка образовательных услуг по повышеник> квалификации самих работников высшей и средней школы.
Комментируя данные вышеуказанной таблицы и обеих схем, следует подчеркнуть, что использованные нами за минувший пятилетний период научные принципы кластерификации и ранжирования социально-экономических, правовых, геополитических и иных факторов трансформации маркетинговой среды рынка образовательных услуг, позволили констатировать, что в условиях кризисных явлений в мировой и отечественной экономике особую рыночную состоятельность выказали только те образовательные концепции, где прогрессивные маркетинговые системы (в первую очередь, концептуальные векторы алгоритма управления маркетинговой политикой факультетов последипломной подготовки работников высшей и средней школы) выступали в качестве магистральной составляющей инвестиционных программ на указанном сегменте рынка. Ими были следующие технологии обучения различных контингентов работников сферы образования, что предусматривало использование в учебном материале: 1) маркетинговой концепции превалентности профессионально-образовательных услуг; 2) маркетинговой концепции антикризисной смены поколений продукта в бизнес-образовании.
Вывод
Рассмотренные в рамках данной научной работы концептуальные векторы алгоритма управления маркетинговой политикой факультетов последипломной подготовки работников образования обеспечивали следующие маркетинговые преимущества: сегментирование нового круга потребителей образовательных услуг, которыми могут быть как физические, так и юридические лица (потенциальные работодатели - фирмы); позиционирование на рынке конкретного вида образовательного продукта, т.е. повышение его итоговой конкурентоспособности.
Литература
1. Меркурьева, Ю.В., Иванова, И.А. Система управления маркетинговыми программами образовательных учреждений в России [Текст] // Ю.В. Меркурьева, И.А. Иванова, Образовательный маркетинг: Материалы Всеросс. научн.-пракг. конф.- Спб., 2009.- С.61-62.
2. Володский, С.Б. Методы определения достоверности маркетинговой информации на образовательном пространстве [Текст] // С.Б. Володский, Маркетолог столицы,- 2010. -№1. - С.27-28.
3. Покаместов, Е.И. Маркетинговые программы повышения конкурентоспособности интеллектуального потенциала преподавателей ВУЗов на рынке труда в Москве [Текст] // Е.И. Покаместов, Блокнот практического маркетолога.- 2010. - №1.- С. 76-78.
Новые исследования молодых ученых Хорошилова Н.Ю.
Социализация и ресоциализация социальных сирот
Феномен социального сиротства, актуализировавшийся в России в последние два десятилетия, является предметом дискуссий в научной литературе, посвященной проблемам семьи, детства, социальной и демографической политике страны. Понятие «сиротство», исторически обозначавшее детей, чьи родители умерли, в XX веке приобрело новые формы и масштабы, что и заставляет исследователей искать новые подходы к его изучению. Количество социальных сирот является прямым индикатором социально-экономического и морально-нравственного здоровья нации. Трансформация форм семейной организации, распространение сожительств, внебрачной рождаемости, смена семейных ценностных установок стали катализатором роста численности социальных сирот, общее количество которых в стране, по последним данным, составляет около двух миллионов человек. Анализируя динамику за предыдущие годы можно отметить практически постоянный рост данного показателя с начала девяностых годов XX века. Можно говорить о недостаточной проработанности мер социальной, семейной и демографической политики, которые направлены, главным образом, не на устранение причин негативных явлений, а на их коррекцию. Постоянное запаздывание государственных институтов в выявлении семейного неблагополучия и оказания помощи семье в период кризиса, неэффективное законотворчество стали причиной неуправляемого роста социального сиротства детей, семейного насилия и вторичного сиротства [8].
Проблема детей-сирот приобретает большую актуальность и остроту, так как число сирот не уменьшается, а непрерывно растет. Основными причинами детского неблагополучия явилось: падение социального престижа семьи, нахождение семьи с несовершеннолетними детьми за чертой бедности, увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни и т.д. Эти причины заставляют детей и подростков уходить из дома, бродяжничать, заниматься мелким воровством, попрошайничеством, приобщаться к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ, проституции, совершать противоправные