ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR INDEPENDENT WORK OF STUDENTS USING INFORMATION TECHNOLOGIES
J. A. Stepanova
The article considers the ensuring of students' independent work in professional educational organizations as the implementation of the requirements of the professional standard of the teacher. The author's experience in organizing students' independent work using modern information technologies is given.
Key words: independent work, e-textbook, spreadsheets, competencies.
References
1. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obuchenija, professional'nogo obrazovanija i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija». [prikaz M-va truda i soc. zashhity RF ot 08.09.2015 № 608n], available at: ConsultantPlus. (In Russian)
2. Stashkevich I. R. Pedagogicheskie uslovija sovershenstvovanija samostojatel'noj raboty kur-santov vysshih voennyh uchilishh sredstvami JeVM. Extended abstract of candidate's thesis, Chelyabinsk, 1998, 22 p. (In Russian)
3. Prohorova O. N., Gushhin A. V. Formirovanie jelektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy Mininskogo universiteta na pervom jetape realizacii proekta «DE: Jelektronnoe obuchenie i jelektron-naja obrazovatel'naja sreda» (Formation of electronic information and educational environment of the University of Minin in the first stage of the implementation of the project "DE: E-learning and electronic educational environment"), Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, No. 3, pp.18-27. (In Russian)
4. Naseretdinova Je. B. Metodicheskie rekomendacii po vypolneniju samostojatel'noj raboty studen-tov po uchebnoj discipline i professional'nomu modulju (Guidelines for the implementation of independent work of students in academic discipline and professional module), Chelyabinsk, 2014, 27 p. (In Russian)
5. Kutepova L. I. Didakticheskie uslovija formirovanija professional'nyh kompetencij (Didactic conditions for the formation of professional competencies), Sovremennye tendencii razvitija tehnolo-go-jekonomicheskogo obrazovanija, N. Novgorod, 2014, pp. 32-39. (In Russian)
6. Borisova O. A. Vneauditornaja samostojatel'naja rabota studentov kak faktor povyshenija konkurentosposobnosti vypusknikov (Out-of-class independent work of students as a factor in increasing the competitiveness of graduates), Ivanovo, Departament obrazovanija Ivanovskoj obl., OGBPOU «Ivanovskij promyshlenno-jekonomicheskij kolledzh», 2012. (In Russian)
7. Vaganova O. I., Hizhnaja A. V. Ocenka obrazovatel'nyh rezul'tatov studentov vuza v jelektronnoj srede Moodle (Evaluation of educational results of university students in the electronic environment Moodle), Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika, 2016, V. 1, pp. 93-95. (In Russian)
Степанова Юлия Александровна, преподава- Stepanova Julija Aleksandrovna, lecturer, South тель ГБПОУ «Южно-Уральский государственный Ural State College, Chelyabinsk, e-mail: 060119791@ колледж», г. Челябинск, e-mail: 060119791@mail.ru mail.ru
Сведения для цитирования: Танаева, З. Р. Научное обеспечение развития педагогических компетенций у будущих юристов [Текст] / З. Р. Танаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 47-54.
УДК 378 ББК 74.58
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
З. Р. Танаева
В статье раскрыта сущность понятия «педагогическая компетентность», представлена авторская модель развития педагогической компетентности будущих юристов, разработанная на
основе компетентностного, правового и контекстного подходов, обуславливающих содержание и специфику модели. Модель включает целевой, содержательный, организационно-технологический и оценочно-результативный компоненты. С точки зрения автора, модель служит концептуальной основой организации педагогического процесса в юридическом вузе по подготовке студентов к педагогической деятельности.
Ключевые слова: компетентность, педагогические компетенции, будущие юристы, теоретико-методологические подходы, модель.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года признается необходимость вхождения образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики нашей страны, в состав приоритетов общества и государства. Успешное выполнение поставленных задач выдвигает на первый план необходимость совершенствования также юридического образования, поскольку профессия юриста социально значима для всех отраслей производства в плане строительства правового государства и гражданского общества.
Одним из направлений повышения качества юридического образования является формирование высококвалифицированного педагогического корпуса. На сегодняшний день имеется проблема недостатка педагогических кадров для высших учебных заведений юридической направленности. К учебному процессу привлекаются профессиональные юристы, осуществляющие свою деятельность в различных областях правоохранительной сферы либо проработавшие на практике некоторое время, но не имеющие педагогического образования. Практика и специальные исследования показали, что среди преподавателей юридических дисциплин только около 30 % имеют второе высшее педагогическое образование либо прошли переподготовку по направлению «Педагогика высшей школы».
Необходимость знаний, умений и навыков в теории и практике профессионального педагогического образования у юристов обусловлена также тем, что в обязанности сотрудников правоохранительных органов входит распространение правовых знаний, формирование правосознания и правовой культуры у населения через просветительно-разъяснительную работу.
Решение данной проблемы, на наш взгляд, связано с использованием возможностей юридических вузов в подготовке студентов к педагогической деятельности. Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям под-
готовки 40.03.01 Юриспруденция [квалификация (степень) «бакалавр»], 40.04.01 (030900) Юриспруденция [квалификация (степень) «магистр»], специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) предъявляются требования по формированию у студентов юридических вузов профессиональных педагогических компетенций. Однако исследования, проведенные нами в этом направлении в некоторых высших учебных заведениях юридического профиля, показали, что вопрос о целенаправленной подготовке будущих юристов к педагогической деятельности в теории и практике юридических вузов должным образом не решается.
Таким образом, приходим к выводу о целесообразности поиска способов и условий организации педагогического процесса в юридическом вузе по подготовке студентов к педагогической деятельности.
Раскрытие понятийно-терминологического аппарата и определение подходов к обучению обеспечивает теоретико-методологическую основу исследуемой педагогической проблемы. В связи с этим изложим некоторые теоретические аспекты исследуемой проблемы, прежде всего, определимся с ее понятийным аппаратом. На наш взгляд, несмотря на актуальность и широкое использование в различных источниках термина «компетентность», в современной науке и практике не в полной мере упорядочена и систематизирована терминология, связанная с определением понятий «компетенции» и «компетентность».
В науке существуют различные точки зрения на эти понятия, опубликовано большое количество научных работ, посвященных данной тематике. Необходимо отметить, что единый подход к пониманию и разграничению этих понятий отсутствует до сегодняшнего дня.
Попробуем изложить различные точки зрения ученых на данную категорию, представляющие наибольший интерес для нашего исследования, и более подробно проанализировать понятие «педагогическая компетентность будущих юристов». Ю. К. Бабанский, Н. В. Кузьми-
на, Н. Д. Левитов, Г. К. Селевко, Г. П. Щедровиц-кий и другие ученые определяют компетентность как «устойчивую характеристику личности, синтез ее свойств и одновременно как психическое состояние, как активное состояние личности, вызывающее деятельность» [1, с. 186]. В. А. Сла-стенин понимает под педагогической компетентностью «единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, раскрывающейся через совокупность педагогических умений: аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных (для теоретической готовности), мобилизационных, информационных, развивающих, ориен-тационных, перцептивных, коммуникативных (для практической готовности)» [2, с. 243].
Наиболее интересна точка зрения Э. Ф. Зеера на понятия «компетенция» и «компетентность», раскрывающая компетентностный подход в рамках трех составляющих: компетентность, компетенции и метакачества. Э. Ф. Зеер рассматривает компетентность как «глубокое доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков, совокупность знаний, позволяющих судить о чем-либо со знанием дела», таким образом, обобщает теоретические и эмпирические знания. Компетенции ученый определяет как «обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности: социальной, коммуникативной и др.». Метакачества как свойства, способности, с точки зрения ученого, обеспечивают продуктивность выполнения любой профессиональной, учебно-познавательной деятельности, в том числе: организованность, ответственность, рефлексия, толерантность и др. [3, с. 87].
Заслуживает внимания также точка зрения ученых Я. А. Пономарева, Г. П. Щедровицкого и др. Развитие компетентности они тесно связывают с идеей самосовершенствования, саморазвития, самообразования личности. По мнению ученых, эти качества обеспечивают информированность личности, «освоение... модели практической деятельности, увеличение благодаря этому степеней свободы» [4, с. 267]. Безусловно, саморазвитие и компетентность настолько взаимосвязаны между собой, что чем более высок уровень саморазвития личности, тем выше ее уровень притязаний, восприятие мира, собственные возможности.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что в основе понятия «компетентность»
ученые рассматривают характеристику уровня соответствия личности определенным профессиональным требованиям. Следовательно, профессиональная компетентность педагога означает его личные возможности, позволяющие самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи в рамках учебного процесса (С. А. Вдовина, Л. Ф. Красинская, С. Б. Серякова и др.) [5-7].
Перейдем к анализу понятия «педагогическая компетентность будущего юриста». Обзор научной литературы, осмысление практического опыта и результатов опытно-поисковой работы позволили выделить следующие компоненты, характеризующие педагогическую компетентность будущего юриста: когнитивный, поведенческий, ценностный. Первый компонент представляет совокупность теоретических и практических психолого-педагогических знаний об основных понятиях педагогики, таких как образование, воспитание, обучение, педагогическое мастерство, педагогические способности, педагогическая технология, педагогическая техника, педагогическое общение, педагогическая оценка; положениях педагогических теорий основоположников педагогической науки Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинского и других великих педагогов; элементах педагогической техники и путях овладения педагогическим мастерством. Следует выделить также знания о структуре и функциях педагогического общения; основах педагогического взаимодействия; общепсихологических принципах, используемых в образовательном процессе. Выпускник вуза, владеющий педагогическими компетенциями, должен хорошо ориентироваться в современной системе образования в России и за рубежом, знать основные тенденции развития современного образования. В области дидактики студенты должны владеть методами и формами обучения, педагогическими технологиями и психолого-педагогическими основами выбора технологии.
Поведенческий компонент выделяется степенью владения психолого-педагогическими знаниями и их использования в практической деятельности. Через этот компонент достигается способность к самоуправлению, самообразованию и самосовершенствованию; готовность и стремление к практической педагогической деятельности; умение организовывать образовательный процесс. Студент-выпускник самостоятельно ведет лекции и практические занятия, разрабатывает научно-методическую документацию, развивает навыки самоконтроля,
самоанализа и умеет устранять допущенные ошибки и недочеты, активно использует вербальные и невербальные способы взаимодействия с обучающимися.
Ценностный компонент формирует профессиональное правосознание, личностное отношение к правовым нормам и социальным нормам поведения в ходе учебного процесса и в процессе общения. Многие авторы убеждены в том, что профессиональное правосознание является неотъемлемым компонентом подготовки и профессионального совершенствования современного педагога. И. Ф. Исаев считает, что профессионально-педагогическую культуру преподавателя формирует совокупность профессиональных ценностей педагога. Изучая данную категорию, автор предлагает своеобразную «классификацию профессиональных ценностей преподавателя:
- ценности-цели — ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя;
- ценности-средства — ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности;
- ценности-отношения — ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности;
- ценности-знания — ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности;
- ценности-качества — ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя: многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, профессиональных качеств личности преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, проявляющихся в специальных способностях: способность к творчеству, способность проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия и др.» [8, с. 77-78].
Данная классификация систематизирует профессиональные ценности современного педагога с точки зрения уровня правовой культуры. Однако она не лишена недостатков. Данная классификация носит достаточно условный характер, не позволяет учитывать духовные ценности педагога. Материальные, духовные и общественные потребности педагога положены в основу классификации, представленной Е. Н. Шияновым:
- «ценности, связанные с утверждением личности в социальной и профессиональной среде;
- ценности, удовлетворяющие потребность учителя в общении;
- ценности, связанные с развитием творческой индивидуальности;
- ценности, позволяющие осуществлять самореализацию;
- ценности, связанные с удовлетворением потребностей, связанных с возможностью получения гарантированной государственной службы, оплатой труда и длительностью отпуска и т. п.» [2].
Таким образом, педагогическую компетентность будущего юриста определяем как интег-ративное качество личности, характеризующееся наличием и степенью сформированности у будущего юриста комплекса психолого-педагогических знаний, умений и навыков, профессиональных ценностей, позволяющих достигать качественных результатов в сфере юридического образования; готовностью и стремлением к практической педагогической деятельности; профессионально-творческими мотивами и интересами, обеспечивающими личностный рост обучаемого и его возможности в саморазвитии и самореализации.
Такое представление о педагогической компетентности будущего юриста, обоснование ее структурных компонентов, критериев, показателей и уровней их развития (во второй главе) способствует осознанию методологических основ организации процесса профессиональной подготовки будущего юриста в вузе по развитию у него педагогической компетентности.
Для обоснования концептуальных основ процесса развития педагогической компетентности будущих юристов и определения практических путей его реализации необходима разработка модели развития педагогической компетентности будущих юристов, основанной на применении теоретико-методологических подходов, обуславливающих содержание и специфику модели, определяющих направления исследования. Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, собственные экспериментальные данные позволяют рассматривать в качестве теоретико-методологической основы развития педагогической компетентности будущих юристов синтез ком-петентностного, правового и контекстного подходов. Остановимся более подробно на каждом из этих подходов.
Общенаучный уровень теоретико-методологической основы разработанной нами модели
представлен компетентностным походом. В связи с переходом на федеральные образовательные стандарты третьего поколения компетентност-ный подход многими авторами (И. А. Зимняя,
A. А. Вербицкий, Г. Н. Сериков и др.) рассматривается как новая образовательная парадигма и методологическое основание современного образования. Компетентностный подход предполагает приоритетную ориентацию на цели образования: конкретный эффективный результат обучения, развитие самостоятельности, инициативности у обучающихся, использование новых методов и технологий обучения. Компе-тентностный подход применительно к нашему исследованию подразумевает формирование компетентного специалиста, готового решать профессиональные задачи в соответствии с видом профессиональной деятельности (педагогической) в различных, в том числе проблемных и нестандартных ситуациях, на которое ориентирован госстандарт, а именно: преподавание юридических дисциплин в общеобразовательных организациях, образовательных организациях среднего профессионального, высшего и дополнительного образования; осуществление правового информирования и воспитания. При этом компетентностный подход позволяет осуществлять отбор содержания профессионального образования в соответствии с потребностями развивающейся личности и одновременно ориентирует ее на развитие системы ценностей и поведенческих установок.
Рассмотрим конкретно-научный уровень избранной нами теоретико-методологической основы исследования—правовой подход, позволивший описать становление профессионального правосознания будущего юриста в процессе учебы в вузе. Многочисленные исследования в данной области (С. С. Алексеев, Н. А. Жильцова, Н. А. Катаев, О. В. Кузнецов, Р. З. Лившиц,
B. С. Нерсесянц, Л. Н. Панченко, А. С. Пигол-кин, В. П. Сальников и др.) доказывают, что в вузах дисциплины профессионального цикла должны включать в себя помимо изучения содержания соответствующих законодательств также способы их применения на практике, в том числе в системе правового просвещения граждан. Правовой подход к исследуемой проблеме должен учитывать все достижения права, педагогики, психологии, профессиональной этики в сфере профилактики и борьбы с преступностью. Кроме того, правовой подход предусматривает формирование правовой культуры будущего юриста. Солидаризуясь с мнениями А. С. Пиголкина и др., полагаем, что правовая
культура представляет «определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; высокий уровень уважения норм права, их авторитета» [9].
Таким образом, с позиции правового подхода специфика педагогической компетентности будущих юристов состоит в том, что в содержание ее наряду с наличием комплекса психолого-педагогических знаний, умений и навыков у обучаемых, готовностью их применять в педагогической деятельности входит устойчивая положительная направленность правовых установок и ценностных ориентаций.
Методико-технологический уровень теоретико-методологической основы исследования представляет контекстный подход. Положения контекстного подхода исследовались такими учеными, как А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова, В. Н. Кругликов, О. Г. Ларионова, В. Ф. Тенище-ва и др. Центральным понятием контекстного подхода является категория «контекст». Контекст, по определению А. А. Вербицкого, «это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам» [10, с. 40]. Применительно к нашему исследованию под контекстным подходом понимаем организацию учебного процесса, в котором имитируется предметное и социальное содержание педагогической деятельности будущего юриста. Используются как игровые (деловые игры), так и неигровые методы (решение психолого-педагогических задач).
Таким образом, разработанная нами модель развития педагогической компетентности будущих юристов задается синтезом компетентно ст-ного, правового, контекстного подходов и имеет структурную организацию, представленную целевым, содержательным, организационно-технологическим и оценочно-результативным компонентами (рис. 1).
Целевой компонент нашего исследования является одним из основных компонентов, так как задает определенную направленность содержанию и структуре образовательного процесса. Цели вытекают из федеральных государственных образовательных стандартов и современных требований к выпускнику юридического вуза, в то же время носят опережающий характер. К основным целям модели следует отнести создание условий для достижения более высокого уровня педагогической компетентности будущих юристов.
Социальный заказ общества — повышение качества юридического [ образования, формирование 1 высококвалифицированного \ педагогического корпуса 1 Федеральные государственные образовательные стандарты к высшего образования по направлениям подготовки 40.03.01 \ Юриспруденция [квалификация (степень) «бакалавр»], / 40.04.01 (030900) Юриспруденция [квалификация (степень) " «магистр»], специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)
научное обеспечение
Теоретико-методологическая основа: синтез компетентностного, правового
и контекстного подходов
Целевой компонент: создание условий для достижения более высокого уровня педагогической компетентности будущих юристов
теоретическое наполнение
Содержательный компонент
-* "1 психолого- педагогический блок межличностно-коммуникативный блок »- мотивационный блок
методическое обеспечение
Организационно-технологический компонент Этапы - ориентирующий; - личностно-смысловой; - рефлексивно-закрепляющий Формы и методы обучения Комплекс педагогических условий - создание профессионально-педагогической среды; субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса; - реализация программы дисциплины специализации «Основы педагогического мастерства»
практический блок
Оценочно-результативный компонент Уровни, критерии, показатели
Рис. 1. Модель развития педагогической компетентности будущих юристов
Содержательный компонент модели включает в себя психолого-педагогический, меж-личностно-коммуникативный, мотивационный блоки. Психолого-педагогическую подготовку рассматриваем как усвоение и использование системы знаний, необходимых для осуществления в будущем педагогической деятельности. Меж-личностно-коммуникативный блок предполагает выбор грамотной тактики в той или иной ситу-
ации общения, обеспечивающей эффективное протекание коммуникативного взаимодействия с обучаемыми. Целью мотивационного блока является развитие у обучаемых готовности и стремления к педагогической деятельности, освоению необходимых для этого умений и навыков.
Организационно-технологический компонент включает в себя следующие этапы: ориентирующий, личностно-смысловой, рефлексив-
но-закрепляющий и комплекс педагогических условий успешной реализации разработанной нами модели. На ориентирующем этапе формируется личностное отношение к педагогической деятельности на основе единых с преподавателем взглядов, совершения определенного действия по образцу, заданному преподавателем, происходит освоение фундаментальных профессионально-этических норм. Целью личност-но-смыслового этапа педагогической модели является осознание перспективы использования приобретаемых знаний, умений и навыков в воспитательно-образовательной среде, понимание смысла и значения распространения правовых знаний. На рефлексивно-закрепляющем этапе происходит систематизация и обобщение полученных теоретических знаний и умений,
формируется устойчивая потребность в педагогической деятельности.
Таким образом, в качестве научного обеспечения развития педагогических компетенций у будущих юристов представляется осмысление понятийно-терминологического аппарата изучаемой проблемы, оптимальное сочетание компетентностного, правового и контекстного подходов и модель развития педагогической компетентности будущих юристов, отражающая взаимосвязь методологических, теоретических и технологических составляющих процесса развития педагогических компетенций у будущих юристов и определяющая практические пути его реализации с целью целенаправленной подготовки будущих юристов к педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Никитина, Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст] : моногр. / Е. Ю. Никитина. — Челябинск : ЧГПУ, 2000. — 285 с.
2. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений /
B. А. Сластенин [и др. ]. — М. : Школа-Пресс, 1997.
3. Зеер, Э. Ф. Профориентология личности [Текст] : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыма-нюк. — Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. — 186 с.
4. Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований [Текст] / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. — М. : Касталь, 1993. — 463 с.
5. Вдовина, С. А. Профессионально-педагогическая компетентность и ее структура [Текст] /
C. А. Вдовина // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И. Е. Шварца : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 1-2 июня 2009 г.). — Ч. I / под ред. Л. А. Косолаповой, Н. Г. Липкиной, Г. Ф. Похмелкиной. — Пермь : Перм. гос. пед. ун-т, 2009. — 324 с.
6. Красинская, Л. Ф. Формирование психолого-педагогической компетентности преподавателя технического вуза в системе дополнительного профессионального образования [Текст] : автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л. Ф. Красинская. — М., 2011.
7. Серякова, С. Б. Формирование психолого-педагогических компетенций студентов — педагогов дополнительного образования [Текст] / С. Б. Серякова // Наука и культура России. — 2014. — Т. 1. — С. 382-384.
8. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст] / И. Ф. Исаев. — М. : Академия, 2004.
9. Общая теория права [Текст] : учебник для юридич. вузов / под общ. ред. А. С. Пиголки-на. — М. : МГПУ им. Н. Э. Баумана, 1996. — 384 с.
10. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения [Текст] : материалы к четвертому заседанию методологического семинара / А. А. Вербицкий. — М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 84 с.
For citation: Tanaeva, Z. R. Scientific support of development of pedagogical competences future lawyers [Text] / Z. R. Tanaeva // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 1 (21). — P. 47-54.
SCIENTIFIC SUPPORT OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCES FUTURE LAWYERS
Z. R. Tanaeva
The article reveals the essence of the concept of "pedagogical competence". The author's model for the development of pedagogical competence of future lawyers is given. This model is developed
on the basis of competence, legal and contextual approaches that determine its content and specificity. The model includes targeted, informative, organizational-technological and evaluative components. From author's point of view, the model serves as a conceptual basis for the organization of the pedagogical process in a law high school to prepare students for pedagogical activity.
Key words: competence, pedagogical competence, future lawyers, theoretical and methodological approaches, model.
References
1. Nikitina E. Ju. Teorija i praktika podgotovki budushhego uchitelja k upravleniju differenciaciej obrazovanija (Theory and practice of preparing the future teacher to manage the differentiation of education), Chelyabinsk, ChGPU, 2000, 285 p. (In Russian)
2. Slastenin V. A., Isaev I. F., Mishchenko A. I., Shiyanov E. N. Pedagogika (Pedagogy), Moscow, Shkola-Press, 1997. (In Russian)
3. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Proforientologija lichnosti (Proforientology of personality), Ekaterinburg, Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2005, 186 p. (In Russian)
4. Shhedrovickij G. P. Sistema pedagogicheskih issledovanij (System of pedagogical research). Pedagogika i logika (Pedagogy and logic), Moscow, Kastal', 1993, 463 p. (In Russian)
5. Vdovina S. A. Professional'no-pedagogicheskaja kompetentnost' i ee struktura (Professional-pedagogical competence and its structure), Sovremennye napravlenija razvitija pedagogicheskoj mysli i pedagogika I. E. Shvarca (Modern directions in the development of pedagogical thought and pedagogy by I. Ye. Schwarz), (Proceedings of the International scientific and practical Conference), Part I, Perm', 2009, 324 p. (In Russian)
6. Krasinskaja L. F. Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti prepodavatelja tehnicheskogo vuza v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija. Extended abstract of Doctor's thesis, Moscow, 2011, 40 p. (In Russian)
7. Serjakova S. B. Formirovanie psihologo-pedagogicheskih kompetencij studentov — peda-gogov dopolnitel'nogo obrazovanija (Formation of the psychological and pedagogical competencies of students - teachers of additional education), Nauka i kul'tura Rossii, 2014, Vol. 1, pp. 382-384. (In Russian)
8. Isaev I. F. Professional'no-pedagogicheskaja kul'tura prepodavatelja (Professional-pedagogical culture of a teacher), Moscow, Academy, 2004, 190 p. (In Russian)
9. Obshhaja teorija prava (General theory of law), under total ed. A. S. Pigolkina, Moscow, MGPU im. N. Je. Baumana, 1996, 384 p. (In Russian)
10. Verbickij A. A. Kompetentnostnyj podhod i teorija kontekstnogo obuchenija (Materials for the fourth meeting of the methodological seminar), Moscow, Issled. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004, 84 p. (In Russian)
Танаева Замфира Рафисовна, заведующая кафедрой профессиональной подготовки и управления в правоохранительной сфере Юридического института ФГБОУ ВО ЮУрГУ, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Уральского филиала Российского государственного университета правосудия, доктор педагогических наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: zamfira-t@yandex.ru
Tanaeva Zamfira Rafisovna, Head of the Department of Professional Training and Management in the Law Enforcement Sphere of the Institute Law, South Ural State University, Professor, Department of State Legal Disciplines of the Ural Branch of the Russian State University of Justice, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chelyabinsk, e-mail: zamfira-t@yandex.ru