73
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №1(2) 2014
УДК 37.01 З.Р. Тшшева
Z.R. Tanaeva
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО
В статье анализируются понятия «компетентность» и «компетенция» с учетом требований Ф1 ОС ВПО, выделяются компоненты, характеризующие компетентность сотрудника правоохранительного органа. Рассматриваются способы формирования компетенций у будущих юристов, предлагается решение проблемы оценки уровня освоения компетенций.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентность сотрудника правоохранительного органа, активные и интерактивные формы проведения занятий, оценка компетентности.
COMPETENCE APPROACH ТО LAW ENFORCEMENT OFFICERS’ TRAINING IN THE LIGHT OF REALIZING THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
This article analyzes the concepts of "competence” and "competency" taking into account the requirements of the Federal state educational standards of higher professional education; the mail components are singled (nit characterizing the law enforcement officers' competence. Methods of future lawyers' competence forming are considered; the solution for the problem of assessing the level of competences are proposed.
Keywords: competence, competency, law enforcement officers' competence, active and interactive forms of classes conducting, competence assessment.
В настоящее время ключевым моментом при переходе на уровневую систему высшего профессионального образования является введение компстснтностного подхода к подготовке выпускников. Компстснтностный подход широко опирается на такие понятия, как компетентность и компетенция. Несмотря на актуальность и широкое использование термина «компетентность» в современной науке и практике, существует множество различных подходов к его пониманию и использованию. Так, Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, В.А. Сластснин и другие ученые определяют компетентность как устойчивую характеристик) личности, синтез ее свойств и одновременно как психическое состояние, как активное состояние личности, вызывающее деятельность; как следствие деятельности; как качество, определяющее установки на профессиональные ситуации и задачи, а также как предпосылку целенаправленной деятельности, се регуляции, устойчивости, эффективности и как фор.м\ деятельности субъекта, которая включается в общий поток его действий |3, с. 1861. Э.Ф. Эсер определяет компетентность как глубокое доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков, совокупность знаний, позволяющих судить о чем-либо со знанием дела 111.
Развитие компетентности тесно связано с идеей самоусовершенствования, саморазвития, самообразования личности, ибо обеспечивает качество информированности личности, освоения им модели практической деятельности, увеличение благодаря этому степеней свободы. Иными словами, самообразование, по мнению Я.А. Пономарева. Г.П. Щсдровицкого и других, есть наиболее продуктивное средство углубления социальности человека, а это возможно вследствие наращивания своих способностей, усиления воли, характера |3, с. 1881. Саморазвитие и компетентность чрезмерно связаны между собой: с одной стороны, компетентность - целенаправленная деятельность, точка дальнейшего продвижения личностного саморазвития; с другой - чем более высок уровень саморазвития человека, тем выше уровень притязаний личности, ценного восприятия мира, собственных возможностей, все более точное и адекватное самовос-приятис, все более искреннее и многостороннее само) правление и, как следствие, - мотивированного саморазвития личности, се компетентности в саморазвитии, актуализации потребностей в ее становлении |6|.
На основе проведенного анализа научной литературы и практического опыта выделяем три компонента, характеризующих компетентность сотрудника правоохранительного органа:
74
№ 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
познавательный, поведенческий, ценностный. Первый компонент включает в себя совокупность методологических, теоретических и практических правовых и специальных знаний. Поведенческий компонент выражает степень владения правовыми и специальными знаниями и умениями: способность к самоуправлению; готовность и стремление к практической деятельности. Ценностный компонент представляет собой профессиональное правосознание; социальную активность, направленную на эффективную борьбу с преступностью. Таким образом, компетентность сотрудника правоохранительного органа определяем как интегративное качество личности, характеризующееся наличием и степенью сформированности у будущего юриста общекультурных и профессиональных компетенций: профессионально-творческими мотивами и интересами, позволяющими достигать качественных результатов в борьбе с преступностью, а также обеспечивающими личностный рост обучаемого и его возможности в саморазвитии и самореализации.
Суть понятия «компетенция» заключается в его комплексном характере - интеграции знаний, умений, ценностей, установок и отношений, которые являются равнозначно важными для осуществления профессиональной деятельности. В нашей реалии компетенции - это «общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности знания, умения и навыки, а также обобщенные способы выполнения действий, обусловливающие способность действовать самостоятельно и ответственно в рамках компетентности» |2, с. 9|, то есть определенное требование к подготовке специалистов, а компетентность степень освоения данной компетенцией. Переход на образовательные стандарты третьего поколения вызывает особый интерес к поиску наиболее эффективных организационно-содержательных подходов к формированию профессиональных и общекультурных компетенций сту дентов юридических вузов.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр», «бакалавр») |4; 5| реализация компстентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, результатов
работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций, игровых судебных процессов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Кроме этого, одной из основных активных форм формирования профессиональных компетенций у магистров является семинар, продолжающийся на регулярной основе нс менее двух семестров. к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра.
Следующим направлением формирования компетенций является практика - обязательный раздел основной образовательной программы бакалавриата и магистратуры. Практики проводятся в сторонних организациях, сту денческих правовых консу льтациях (юридических клиниках) или на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым и нау чным потенциалом.
Нау чно-исследовательская работа «обу чающихся является обязательным разделом ООП магистрату ры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ООП вуза 151.
Таким образом, в стандартах устанавливаются возможные пути формирования компетенций в у чебном процессе. Построение образовательного процесса подготовки сотру дников правоохранительных органов на основе компстентностного подхода предполагает постановку образовательных целей в контексте развития у студента способности самостоятельно решать проблемы в сфере правоохранительной деятельности; отбор содержания профессиональной подготовки в образовательном процессе; оценка достигну тых результатов, которая предполагает альтернативу проверке нормированных содержательных единиц - оценку компетентности.
Основной проблемой реализации компстентностного подхода, на наш взгляд, является проблема оценки у ровня освоения компетенций. Практически любая компетенция формируется в результате изу чения нескольких дисциплин. В связи с этим важнейший компонент компетенции - интеграция в единое целое у своенных сту дентом знаний, действий, способов и приемов профессиональной деятельности. Проблема
75
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №1(2) 2014
заключается в том, что учебный процесс в вузе строится по кафедральном} принцип}, следовательно, оцениваются отдельные компоненты компетенций. В настоящее время дисциплинарный подход является основой функционирования системы образования. В то же время решение проблемы лежит в междисциплинарной плоскости. Считаем, что необходимо использовать механизмы гармонизации интегративного и традиционного подходов к содержанию профессионального образования. Так, дисциплины специализации. построенные на междисциплинарной основе, способны решить задач} комплексного формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Кроме этого, целесообразно проведение практических занятий преподавателями нескольких смежных дисциплин.
Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и
заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. На наш взгляд, задания на проверку усвоения необходимого объема информации в ходе текущего и итогового контроля также должны носить комплексный практикоориентированный характер.
Хотелось бы также отметить, что основной задачей при компетснтностном подходе к обучению является применение объективной системы оценки уровня освоения компетенций. В связи с этим необходимо разработать фонды оценочных средств, включающих в себя методические и оценочные материалы, методики, предназначенные для определения уровня соответствия достижений обучающихся выделенным образовательными стандартами компетенциям.
Примечания
1. Эсер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование : моногр. - Екатеринбург : Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1998. - 146 с.
2. Казарцсва Г. А. Организация модульного обучения: в помощь преподавателям
образовательных учреждений МВД России и центров профессиональной подготовки: учеб.-метод, пособие : под общ. рсд. В. А. Иоголсвича. -Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России. 2009. - 143 с.
3. Никитина Е. Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования : моногр. - Челябинск : ЧГПУ, 2000. - 285 с.
4. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Минобразования и натки РФ от 4 мая 2010 г. № 464.
5. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») : приказ Минобразования и науки РФ от 14 декабря 20 Юг. №1763.
6. Понарина С. П. Становление готовности будущих учителей к педагогическому управлению в процессе высшего педагогического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 1998.-22 с.
ТАНАЕВА Замфира Рафисовна, заведующий кафедрой социальных дисциплин и управления факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), доктор педагогических наук. E-mail: zamfira-t ^yandex ru
TANAEVA Zamfira Rafisovna, Head of the Chair of Social Studies and Management Chair, Faculty of Law Enforcement Officers' Training, South Ural State University (National Research University), Doctor of Pedagogies. E-mail: zamfira-fW,yandcx.ru