gogi
gogi
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Шолпан Жаксыбаевна Колумбаева
к.п.н., профессор, заведующий кафедры педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая
The article draws attention to the problem of the formation of interest in the profession of "Teacher" and the development of motivation of high school students to consciously choose a teaching profession. The author focuses on the relevance in the modern period of early professional orientation of students to choose a further professional path. The purpose of the study is to substantiate the activities of pedagogical classes as a means of professional orientation and pedagogical support for the preparation of students for choosing the profession of "Teacher». The analysis made it possible to substantiate methodological approaches in the organization of pedagogical classes. The article describes the scientific and methodological support of the process of pedagogical support for the preparation of students to choose the profession of
Keywords: professional orientation, pre-professional pedagogical training, pedagogical class, professional self-determination
В последние десятилетия практически во всех странах наблюдалось снижение престижа педагогической профессии в среде подрастающего поколения. Психологами также установлено, что актуальность ранней профессиональной ориентации на педагогические профессии связана, прежде всего, со снижением престижа педагогической профессии среди молодежи. Статистика показывает, большинство студентов педагогических колледжей и вузов не планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с образовательными организациями. Этот факт определяется тем, что часть абитуриентов и студентов слабо представляют деятельность педагога и становятся случайными в данной сфере профессионального образования. Кроме того, учащиеся старших классов не часто называют педагогическую профессию в числе тех, которым они хотели бы посвятить свою жизнь, по их мнению, педагогическая профессия не может удовлетворить многие потребности современных старшеклассников, в особенности обеспеченного будущего. Однако это не является свидетельством неуважительного отношения к профессии учителя, скорее, она не привлекает школьников по причине ее трудности, не полного знания о ней.
ABSTRACT
!!
Teacher".
23
May 15, 2024
International Scientific and Practical Conference
В связи с этим в Казахстане были предприняты различные меры на государственном уровне для поднятия значимости профессии «Педагог»: принят Закон «О статусе педагога» (декабрь, 2019), направленный на создание условий для учителей и всех лиц, занимающихся в системе образования; увеличилось количество государственных образовательных грантов на педагогические специальности; утвержден профессиональный стандарт «Педагог»; увеличена заработная плата учителей и т.д.
Но в стране стремительно увеличивается потребность в квалифицированных педагогах, на фоне демографического роста, строительства новых школ, в том числе за счет увеличения доли частных школ. Всё это вновь актуализирует проблему подготовки профессиональных педагогических кадров, соответствующих современным вызовам.
Педагогическое образование является фундаментом системы образования в целом. Всё начинается с учителя. Детский сад, школа, лицей, колледж, вуз -именно здесь, под руководством педагога происходит становление и развитие личности человека, гражданина-патриота, специалиста. Ориентация на развитие ученика как личности, индивидуальности и активного субъекта деятельности может быть реализована лишь на основе построения соответствующей стратегии деятельности учителя, обретающей сегодня принципиально иной смысл -поддержку человека в духовном самостроительстве, формирование способности к жизненному самоопределению. Эта деятельность обретает характер диалога, сотрудничества, сотворчества взрослого и ребенка, в которых доминирует взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом (И.С. Якиманская).
Новые требования к педагогическим кадрам прежде всего акцентируют внимание на высокий уровень профессионально-педагогической компетентности. При этом многие авторы (С.Г.Вершловский, Э.Н.Гусинский, Ю.И.Турчанинова) справедливо констатируют наличие кризиса профессиональной компетентности, который испытывают многие учителя, уже работающие в школе, но не обладающие достаточным уровнем развития профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих, остро востребованную сегодня, гуманизацию их педагогической деятельности.
Следовательно, необходима ранняя психолого-педагогическая адаптация, ориентация молодых людей на педагогическую профессию.
Ученые отмечают, что для осознанного выбора профессии необходимо проведение в образовательных организациях мероприятий, направленных на подготовку школьников к выбору профессии с учетом социально-экономической ситуации на рынке труда, а также особенностей личности каждого старшеклассника, и на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
May 15, 2024
24
gog
gogi
p
Таким образом, мы уверены, что для подготовки хорошего учителя, его надо готовить уже на этапе выбора профессии, то есть на этапе профессионального самоопределения в период обучения в общеобразовательной школе. Следовательно, необходимо актуализировать научно-практические исследования в аспекте поиска эффективных путей и условий профессиональной ориентации и профессионального самоопределения школьников.
Наше исследование посвящено междисциплинарной социогуманитарной психолого-педагогической проблеме, которая требует опоры на единство гносеологических и онтологических подходов. Аксиологический подход позволяет рассматривать человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития (О.С.Анисимов, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, И.С.Розов, В.П.Тугаринов и др.). Мы опирались на личностно-деятельностный и субъектный подходы (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.И.Анцыферова, Г.С.Батищев, В.С.Библер, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, М.С.Каган, В.И.Слободчиков, С.Л.Рубинштейн и др.), обеспечивающих развитие личности в деятельности. В нашей работе мы основываемся на системный подход, позволяющий рассматривать процесс формирования профессионального самоопределения как педагогическую систему (Э.Г. Юдин, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Т.Т. Галиев, М.С. Каган, Ю.А. Конаржевский, В.Н. Садовский, Ш.Т. Таубаева, и др.), системный подход к формированию профессиональной направленности учащихся, который обосновали А.П. Сейтещев и Н.К. Степаненков, также на теорию творческого саморазвития (В.И.Андреев и др.); преемственность школьного и вузовского образования в подготовке учителя (С.М. Годник, В.А. Тамарин, A.B. Мудрик, Б.Г. Шихамирова, Жампеисова К.К.,Хан Н.Н.,Колумбаева Ш.Ж. и др.). Особую значимость имеют фундаментальные исследования Н. С. Пряжникова, Е. А. Климова, Э. Ф. Зеера, А.Е. Голомшток, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистякова и др. в области профессиональной ориентации и профессионального самоопределения школьников старших классов в период принятия решения о выборе дальнейшего жизненного и профессионального пути.
В ходе проведенного теоретического анализа существующего практического опыта по реализации предпрофессионального обучения школьников в рамках организации профильных (педагогических) курсов для обучающихся школ нами были сформулированы основные положения деятельности психолого-педагогических классов в условиях школы и предложена концептуальная модель - концепт-дизайн, реализации образовательной деятельности, которая составляет компонент системы общего среднего образования вариативной части программы.
25
^_May_i5_2024_
International Scientific and Practical Conference
Мы полагаем, что создание концептуальной основы допрофессионального психолого-педагогического развития обучающихся в условиях школы будет способствовать развитию у школьников опыта педагогического проектирования и реализации инновационных педагогических
идей, а также формированию группы общекультурных и общепрофессиональных компетенций, первичных навыков проектной и исследовательской деятельности школьников в области психологии и педагогики. Данный допрофессиональный опыт будет формировать позитивное отношение и устойчивые мотивационные позиции в будущей педагогической профессии.
В результате проведенного контент-анализа теоретических и практических подходов к реализации допрофессиональной ориентации на профессию «Педагог» выявлены основные векторы развития предпрофессионального педагогического обучения. Обучение введению в педагогическую профессию, основам педагогики, педагогическому самопознанию в школьных условиях необходимо встраивать в процесс непрерывного педагогического образования. Поэтому в Концепции модернизации педагогического образования РК (2022г. ) определены 5 уровней непрерывного педагогического образования, одним из которых, начальных, является 1 уровень-довузовская профориентация на профессию педагога.
В Концепции указано, что на 1 уровне необходимо обеспечить континуум, при котором уже в средней школе создаются условия для ориентации на профессию «Педагог» с правом выбора траектории школа ^ колледж ^ вуз или школа ^ вуз. Поэтому необходимо перестроить и усилить этот уровень системы НПО. В профориентационной работе в организациях образования сохраняются ценные традиционные формы и пополняются инновационными, с широким использованием новых ИКТ и компьютерных сетей. Это педагогические классы в общеобразовательных организациях, педагогические пробы, (подшефные) школы будущих педагогов при вузах и колледжах, школьные факультативы по педагогике, портфолио учеников, педагогические олимпиады школьников, подготовительные педагогические курсы и отделения в структуре вузов, а также профильное дополнительное развитие детей во внешкольных организациях. Следует отобрать наиболее привлекательные средства, формы популяризации профессии педагога во взаимодействии с партнерами, родительской общественностью.
Цель создания и функционирования педагогических классов - ранняя профилизация учащейся молодежи в педагогическую профессию. Формирование у учащихся интереса к профессии «Педагог» и позитивной установки на возможность самореализации в педагогической деятельности.
May 15, 2024
26
gogj
a
p
В программный блок педагогических классов следует включить не только систему элементарных педагогических знаний, но и средства, формы методы формирования у обучающихся первоначальных педагогических навыков и представлений о себе как субъекте педагогической деятельности через прохождение профессиональных педагогических проб.
Проект «Педагогический класс»в КазНПУ имени Абая был запущен в 2022 году. Сегодня заключены меморандумы с 16 школами города. Участвуют более 200 школьников. Занятия проводятся высококвалифицированными преподавателями кафедры педагогики КазНПУ им.Абая, среди которых кандидаты педагогических наук, РИЭдоктора, магистры. Научно-методическое руководство осуществляет заведующая кафедры педагогики.
На протяжении всего проекта каждый обучающайся получает возможность продемонстрировать свои элементарные психолого-педагогические знания, навыки и умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде и др. На каждом занятии для обучающихся создаются коллаборативная среда, психологически комфортная атмосфера доверия и поддержки, условия для межличностного взаимодействия, самовыражения и приобщения обучающихся к будущей педагогической деятельности, также создаются условия, обеспечивающие профессионально-личностное самопознание, самоопределение и саморазвитие обучающихся, мотивацию профессионального выбора посредством осмысления и формирования целостного представления образа педагога Казахстана и специфики профессии «Педагог»; создаются условия, для анализа обучающимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога.
Таким образом, цель проекта заключается в ранней адаптации учащихся старших классов к педагогической деятельности и стимулировании их интереса к профессии учителя.
27
^_May_i5_2024_
International Scientific and Practical Conference