УДК 371
Зарима Ренатовна Киреева1, Эльвира Абдулгалимовна Гареева2
',2 Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5016-7365
Автор, ответственный за переписку: Зарима Ренатовна Киреева, metodika-fr@yandex. ru
О ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
Аннотация. В статье рассматриваются основные модели допрофессиональной подготовки школьников, формы их организации, цели и задачи психолого-педагогических классов. Обучение в психолого-педагогических классах способствует не только выявлению склонностей обучающихся к педагогической деятельности, но и формирует «soft skills» - социально-психологические навыки, которые являются важными для успешной трудовой деятельности в любой области. Одним из способов организации психолого-педагогических классов являются педагогические олимпиады, призванные раскрыть педагогический потенциал школьников. Вовлечение не только детей, но и их родителей через единый электронный портал способствует привлечению внимания общественности к социально значимым проектам в области образования.
Ключевые слова: допрофессиональная подготовка школьников, профессиональное самоопределение учащихся, психолого-педагогические классы, soft skills, педагогическая олимпиада, единый электронный портал
Zarima R. Kireevai, Elvira A. Gareeva2 2Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5016-7365
Corresponding author: Zarima R.Kireeva, [email protected]
ON PRE-PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS OF SPECIALISED PSYCHOLOGY-PEDAGOGY CLASSES
Abstract. The article views basic models of pre-professional education of students, different forms of these models, aims and objectives of psychology-pedagogy classes. Studying in psychology-pedagogy classes not only facilitates discovering an aptitude for teaching, but also forms "soft skills" - social and psychological skills necessary for successful work in any area. One of the ways of organizing psychology-pedagogy classes is holding pedagogical contests, aimed at eliciting teaching potential of students. Involvement of both children and their parents through the integrated electronic portal attracts the attention of the public to important social projects in the field of education.
Key words: pre-professional education of students, professional self-identification of students, psychology-pedagogy classes, soft skills, pedagogical contest, integrated electronic portal
Одной из приоритетных задач образовательной политики на современном этапе является обеспечение профессионального самоопределения обучающихся средних образовательных организаций относительно социально-педагогических профессий.
В октябре 2021 года педагогической общественности был представлен проект концепции подготовки педагогических кадров на период до 2030 года, в котором подчеркивается значимость развития сети профильных психолого-педагогических классов, актуальность разработки и реализации программ профессионального самоопределения школьников, ориентированных на педагогические профессии [1].
Отметим, что педагогические классы имеют давнюю историю в нашей стране и
доказали свою значимость в профессиональной подготовке учителей [4].
По поручению министра просвещения Российской Федерации С.С.Кравцова к 2024 году в образовательных организациях страны будет открыто около 5 тысяч психолого-педагогических классов.
Важным компонентом системы непрерывного педагогического образования является допрофессиональная педагогическая подготовка школьников, под которой понимают образовательную систему, содержательная и процессуальная стороны которой направлены на формирование педагогической культуры учащихся, ориентацию их на профессии сферы образования и развитие педагогически значимых качеств [5].
Допрофессиональная педагогическая подготовка предусматривает сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, которое исследователями рассматривается как непрерывный процесс, объединяющий деятельность средних общеобразовательных школ, организаций среднего профессионального и высшего образования по подготовке педагогических кадров, отвечающих требованиям современного общества [2].
Как показал анализ научной литературы и нормативных документов, сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на практике реализуется чаще всего в одной из трех форм/моделей: педагогический класс, педагогическая группа и педагогическое объединение.
Профильный педагогический класс (педагогический класс) представляет собой класс-комплект, группу учащихся общеобразовательной организации постоянного состава, работающую по единому учебному плану и программе, согласно постоянному расписанию. Следует отметить, что при реализации данной модели в учебные планы включаются предметы психолого-педагогической и гуманитарной направленности, а процесс обучения носит деятельностный характер на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий.
Под профильной педагогической группой (педагогической группой) понимают форму профильного обучения, группу обучающихся по основной образовательной программе общего образования, состоящую из учащихся одного общеобразовательного учреждения или имеющую сборный состав учащихся [3].
Детское объединение педагогического направления (педагогическое объединение) -форма организации обучающихся в системе дополнительного образования детей, основанная на добровольном объединении детей, которые желают заниматься в интересующей их области, по конкретному профилю или виду деятельности [3].
В педагогических классах/ группах/ объединениях реализуются дополнительные общеобразовательные программы преимущественно социально-гуманитарной направленности и / или элективные курсы, курсы по выбору, программы внеурочной деятельности, включающие организацию профессиональных проб в области педагогической профессии.
Веер предлагаемых на практике элективных курсов по допрофессиональной педагогической подготовке довольно обширен: «Введение в педагогическую деятельность», «Основы психологии. Познай себя», «Я - лидер: стратегии успеха», «Азбука общения», «Постановка педагогического голоса», «Основы межкультурной коммуникации» и т.п. Каким видим из данного перечня, программы допрофессиональной педагогической подготовки направлены на формирование у обучающихся гибких компетенций, необходимых всем в современном мире, независимо от профессии. Это такие важные навыки как умение работать в команде и выстраивать отношения сотрудничества, умение не только быть лидером в коллективе, но и научиться подчинять свои интересы общей цели, умение находить аргументы и убеждать, сохранять здравый рассудок в конфликтных ситуациях, трудолюбие, мотивация, эмпатия, умение добиваться поставленных целей, т.е., так называемые, «soft skills» - мягкие навыки, необходимые в большинстве жизненных
ситуаций.
Как показал анализ школьной практики, при реализации допрофессиональной педагогической подготовки в педагогических классах существует несколько вариантов учебного графика:
- в формате краткосрочного интенсивного блока - в течение одной учебной недели в каникулярное время;
- одно занятие в неделю в течение 3-4 месяцев;
- в течение 2 лет.
В педагогических классах в образовательном процессе используются следующие технологии и формы деятельности: проектная и исследовательская деятельность, дискуссионные технологии, кейс-стади, педагогическая лаборатория, деловые и ролевые игры, психолого-педагогический тренинг, педагогическая мастерская, экскурсия, мастер-класс, педагогическая гостиная.
Анализ публикаций в социальных сетях на страницах психолого-педагогических классов различных регионов позволяет нам констатировать, что любимыми формами деятельности для обучающихся являются: сбор материала о педагогах-ветеранах своей школы, круглые столы («Мой идеал учителя», «Имидж современного учителя»), заседания киноклуба («Профессия учителя в киноискусстве»), тренинги («Колесо баланса в ХХI веке»), педагогические квизы и другие новые форматы («Завтрак с ученым») и т.п.
Допрофессиональная педагогическая подготовка предполагает предоставление возможности прохождения обучающимися профессиональных проб в области педагогической профессии как на базе своей образовательной организации, так и в организациях-партнерах: детских садах, школах, организациях отдыха и оздоровления детей, учреждениях культуры, досуга. Учащиеся педагогических классов организовывают игровые перемены для младших школьников, готовят и проводят внеклассные мероприятия в своей школе, помогают учителям организовывать досуг учащихся начальных классов в школьном лагере в осенние/весенние каникулы и т.п.
В качестве форм реализации профессиональных проб обучающихся педагогических классов и форм оценки их образовательных результатов могут использоваться ярмарки, фестивали педагогических идей, педагогический марафон, олимпиады, конкурсы педагогического мастерства, научные конференции, профильные лагеря. Для успешной реализации допрофессиональной педагогической подготовки важным является обеспечение на региональном и межрегиональном уровнях взаимодействия обучающихся психолого-педагогических классов. Весьма перспективными в этом плане представляются: организация тематических смен, конкурсов, олимпиад, реализация совместных проектов и т.д.
Выбор профессии является важным шагом в жизни каждого молодого человека, Российская психолого-педагогическая олимпиада школьников им. К.Д. Ушинского позволяет испытать и проверить себя, чтоб не ошибиться в выборе профессии педагога. Целью олимпиады является создание условий для профессионального самоопределения школьников, проявляющих интерес к педагогической деятельности. Девизом данной олимпиады является раскрытие педагогического потенциала одаренных школьников. Олимпиада - это площадка творчества, активности, развития актуальных компетенций, привлекающая внимание общественности к социально значимым проектам в области образования. Одна из важных задач олимпиады, на наш взгляд, - это повышение престижа педагогической профессии, что является актуальным на сегодняшний день. Олимпиада выступает площадкой взаимодействия единомышленников, детей и взрослых, объединенных общими идеями и ценностями, развивающими идеи важности педагогического труда. Олимпиада проходит в два этапа - региональный и заключительный. Каждый этап состоит из двух туров: теоретического и творческого. Содержание всех заданий ежегодно обновляется, в них находят отражение актуальные проблемы образования, а также исторические значимые события. Информационное сопровождение Олимпиады
осуществляется в сети Интернет на сайте: https://pedolimp.yspu.org.
Под эгидой Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы в 39 школах республики Башкортостан организовано 63 психолого-педагогических класса. БГПУ им. М. Акмуллы реализует комплекс мероприятий по научно-методическому и организационно-информационному сопровождению деятельности педагогов психолого-педагогических классов. Обучение педагогической группы школьников осуществляется в рамках элективных учебных курсов и внеурочной деятельности по индивидуальным образовательным программам.
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы нередко выступает не только в качестве площадки для обмена передовым опытом по организации допрофессиональной подготовки школьников, но и создает условия для взаимодействия самих обучающихся. Силами преподавателей и студентов университета проводятся тематические смены, литературные гостиные, научно-практические конференции, «университетские субботы», встречи с учителями-победителями конкурсов профессионального мастерства, мастер-классы, тренинги и творческие конкурсы для школьников, в которых принимают участие не только учащиеся наших 63 психолого-педагогических классов, а все желающие. Многие из мероприятий стали традиционными и проводятся ежегодно: Акмуллинская олимпиада, конкурс ораторского мастерства «Как слово наше отзовется», республиканский конкурс чтецов «Тукай моцнары»/ «Тукаевские напевы», республиканский кубок «Юные лидеры республики Башкортостан», республиканский фестиваль песни на иностранных языках We are the world/ «Мы - это мир», республиканская научно-практическая конференция «Иностранные и родные языки в современном поликультурном пространстве: аспекты межкультурной коммуникации» и др.
Что касается кадрового обеспечения, к работе в педагогических классах рекомендуется привлекать преподавателей, владеющих технологиями развития личностного потенциала, обладающих компетенциями в области формирования творческих способностей обучающихся, способных «зажечь», завораживать обучающихся. Несомненно, в рамках реализации программ по допрофессиональной педагогической подготовке целесообразно приглашать победителей и призёров конкурсов профессионального мастерства на мероприятия (тренинги, встречи, педагогические гостиные).
С целью оказания методической помощи педагогам, участвующим в деятельности профильных классов, педагогические университеты разрабатывают и проводят программы повышения квалификации. Кроме этого, эффективной работе по допрофессиональной педагогической подготовке школьников, на наш взгляд, способствовало бы создание единого электронного портала для сопровождения деятельности психолого-педагогических классов образовательных организаций Российской Федерации.
Вовлеченность педагогов в работу с материалами портала является важным условием для успешного взаимодействия со школьниками и их родителями. Педагог может выступать в роли навигатора и мотиватора при организации работы детей и родителей с материалами портала. Единый электронный портал позволяет включать отдельные блоки в занятия педагогических классов, осуществлять совместные проекты с детьми и родителями.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Администратор образования. Федеральный журнал для руководителей образовательных учреждений URL: http://www.ovd.com.ru/doc55.pdf (дата обращения: 29.01.2023).
2. Андарало А. И. Непрерывная педагогическая подготовка учителя в системе допрофессионального и профессионального образования /А.И. Андарало, М.А. Бутько// Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: мат-лы IX Междунар. научно-практ.конф. - Минск, 2020.
3. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: методические рекомендации и программы/ под науч.ред. Л.В. Байбородовой, А.М. Ходырева, А.П. Чернявской. -Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. - 255 с.
4. Скударева Г. Н. Педагогический класс как субъект допрофессионального педагогического образования / Г. Н. Скударева, В. Л. Бенин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - № 3(93). - С. 82-94.
5. Успенский В.Б. Теоретические и методические основы допрофессиональной педагогической подготовки школьников: дис. ...д-ра п.н. в форме научного доклада. Ярославль, 1999. - 70с.
REFERENCES
1. Administrator obrazovaniia. Federalnii zhurnal dlia rukovoditeley obrazovatelnikh uchrezhdenii URL: http://www.ovd.com.ru/doc55.pdf (data obrashchenia: 29.01.2023).
2. Andaralo A.I. Neprerivnaia pedagogicheskay podgotovka uchitelia v sisteme doprofessionalnogo i professionalnogo /A.I.Andaralo, M.A.Butko/Pedagogicheskoie obrazovaniie v usloviiakh transformatsionnikh protsessov: mat-li IX Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. - Minsk, 2020.
3. Doprofessionalnaia pedagogicheskaya podgotovka shkolnikov: metodicheskiie rekomendatsii i programmi/pod nauch. red. L.V.Baiborodovoi, A.M.Khodireva, A.P.Cherniavskoi. -Yaroslavl: RIO YaGPU, 2021. - 225s.
4. Skudareva G.N. Pedagogicheskii klass kak subiekt doprofessionalnogo pedagogicheskogo obrazovaniia / G.N.Skudareva, V.L.Benin // Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana. - 2021. - №3(93). - S. 82-94.
5. Uspenskii V.B. Teoreticheskiie i metodicheskiie osnovi doprofessionalnoi pedagogicheskoi podgotovki shkolnikov: dis. ... d-ra p.n. v forme nauchnogo doklada. Yaroslavl, 1999. - 70s.
Информация об авторах
З.Р. Киреева - кандидат педагогических наук, доцент;
Э.А. Гареева - кандидат философских наук, доцент.
Information about the authors
Z.R. Kireeva - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
E.A. Gareeva - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor.