№2(20)2009
Репортаж
Научно-практическая конференция «Информационная система инновационного вуза»
В настоящее время проблемы автоматизации и повышения эффективности деятельности заботят не только компании индустрии и бизнеса, но и образовательные учреждения, в том числе высшие учебные заведения. Решение задач автоматизации управления учебным процессом, организации дистанционного обучения, координации работы как отдельных подразделений, так и вуза в целом невозможно без применения современных информационных технологий. В связи с этим 27 февраля этого года и состоялась вторая научно-прак-тическая конференция «Информационная система инновационного вуза — 2009», организованная компанией АйТи совместно с корпорацией Microsoft и Академией народного хозяйства при Правительстве РФ.
Основные темы конференции:
• использование информационных технологий для повышения эффективности управления вузом;
• внедрение информационных технологий в учебный процесс с целью повышения качества обучения;
• расширение возможностей при обучении с помощью современных информационных технологий: создание электронных образовательных ресурсов.
В рамках конференции компания АйТи представила комплексное решение для вузов, позволяющее повысить эффективность административно-хозяйственного управления, научной деятельности и обучения, в том числе дистанционного, поделилась накопленным за 10 лет опытом сотрудничества с вузами и результатами внедрения различных проектов информатизации.
Немного о работе сессий. Заседание первой сессии «Информатизация на службе инновационного образования в РФ» было открыто докладом «ИТ и образование: повышение роли вузов в формировании информационного общества» генерального директора компании АйТи Тагира Галеевича Яппарова.
X 1 ни
mm й J
«
Тагир Галеевич Яппаров
Тагир Галеевич привел данные глобального рейтинга: индекс информационного общества (IDC'Information Society Index) — уникальный рейтинг, определяемый для 53 стран мира, позволяющий оценить по различным параметрам, объединенным в четыре показателя, способность той или иной страны к восприятию новых информационных технологий1. Согласно рейтингу Россия находится лишь на 41-м месте. Далее Тагир Галеевич обозначил положение образования в информационном обществе и отметил важнейшую роль информационных технологий в самом образовании. В связи с этим компания АйТи предлагает комплексное
1 Дополнительную информацию об индексе информационного общества см. на сайте: http://www.idc.com/groups/ isi/main.html
34
ffi 2(20) 2009
Information Society Index
Индекс информационного общества
решение «АйТи-Университет», охватывающее следующие направления: весь комплекс задач по управлению информационными потоками в вузе; организацию дистанционного обучения и электронных образовательных ресурсов; реализацию единого хранилища данных; введение многофункциональной карты, позволяющей контролировать доступ в помещения вуза; оплачивать обучение, телефон, проезд в общественном транспорте, питание, получать доступ к ресурсам библиотеки и при этом заменять собой студенческий билет. Описанию возможностей решения «АйТи-Уни-верситет» была посвящена основная часть доклада генерального директора компании. Тагир Галеевич перечислил вузы, в которых есть опыт практической реализации данного решения, и отметил их важность для развития информационных технологий и информационного общества, приведя примеры, в частности, создание в 1991 году Линусом Торвальдом операционной системы LINUX в Университете Турку.
Далее Яппаров перешел к рассмотрению возможностей сотрудничества ИТ-компаний и вузов на примере успешного взаимодействия АйТи и МГСУ (Московского государственного строительного университета). Сотрудничество ведется в трех сферах: совместные кафедра, исследования и проекты по информатизации МГСУ.
В заключение Тагир Галеевич Яппаров объявил о новой инициативе в области образовательных инноваций компании АйТи-Грант — проведении конкурсов, по результатам которых победителям будут предоставлены:
• Грант 1. «За лучшую разработку инновационного продукта в области ИТ»;
• Грант 2. «За лучший специализированный ИТ-курс»;
• Грант 3. «За лучший программный продукт в области параллельных суперкомпьютерных вычислений».
Время проведения АйТи-Грант — с 1 апреля 2009 по 1 апреля 2010 года.
Продолжил заседание сессии доклад Алексея Гавриловича Чаплыгина, руководителя проектов независимого рейтингового агентства РейтОР на тему «Опыт оценки уровня развития информационно-коммуникационных технологий в инновационных вузах».
Алексей Гаврилович Чаплыгин
Алексей Гаврилович рассказал о совместном проекте журнала «Карьера» и независимого рейтингового агентства РейтОР, прошедшего в 2008 году при содействии компании АйТи и поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Общественного совета по качеству образования. Проектом предполагалось два этапа: исследование и составление по результатам исследования рейтинга вузов-победителей и участников конкурсных инновационных образовательных программ 2006-2007 годов по уровню развития ИКТ. К сожалению, не все вузы, включенные в рассылку, проявили интерес к исследованию и откликнулись на разосланные опросные листы. Как сообщил Алексей Чаплыгин, из 290 запрошенных вузов ответ прислали только 39%, т. е. 114 из них. Данные группировались по трем
35
№2(20)2009
блокам: «ИКТ-подготовка», «ИКТ-инфраструкту-ра» и «ИКТ-ресурсы». В каждом блоке работали эксперты, которые вывели суммарные взвешенные нормированные оценки и построили рейтинги вузов по блокам. Сами рейтинги докладчик не привел, но отметил ряд заключений по итогам проекта: в России экономика характеризуется низкой долей занятых в ИКТ-секторе — около 1,2% численности трудоспособного населения.
Алексей Гаврилович привел данные АПКИТ: потребность российской ИКТ-отрасли в 2007 году составила 188 тыс. человек, но число выпускников по ИКТ-специализациям — ниже почти вдвое. Нехватка кадров так или иначе компенсируется привлечением специалистов из других отраслей, что влечет дополнительные расходы компаний-работодателей на переобучение и рост себестоимости ИКТ-услуг и товаров.
Докладчиком были указаны два основных направления развития вузов в области ИКТ:
» увеличение числа подготовленных специалистов по всем ИКТ-направлениям как минимум вдвое;
• повышение уровня знаний и умений в сфере подготовки ИКТ-специалистов (бакалавров, магистров) по междисциплинарным направлениям с тем, чтобы выпускники могли владеть профессиональным уровнем ИКТ-компетен-ций.
Работу первой сессии завершил Дмитрий Александрович Береснев, руководитель группы отдела по работе с образовательными учреждениями корпорации Microsoft, докладом «Комплексное предложение Microsoft системе высшего профессионального образования».
Дмитрий Береснев рассказал о программах, предлагаемых Microsoft как для студентов и преподавателей, так и для вузов в зависимости от задач подготовки: ИТ-пользователей, ИТ-спе-циалистов, разработчиков ПО, а также развития предпринимательских навыков.
Итак, программы:
• Microsoft IT Academy (базовый и продвинутый уровень для пользователей ПО и специалистов ИТ-сферы соответственно);
• «Эффективная работа преподавателя»;
• обеспечение ПО для преподавателей;
• дистанционные курсы повышения квалификации специалистов.
После кофе-паузы началась работа второй сессии «ИТ для повышения качества управления вузом». Первым выступил директор департамента топливных и смарт-систем Алексадр Александрович Федин с докладом на тему «Решение Ай-Ти-Университет: аспекты применения комплексного решения».
Александр Александрович Федин
Продолжил работу второй сессии Д. А. Береснев с докладом «Повышение качества образования. Формирование ИКТ-компетентно-сти преподавателей». Свой доклад Береснев посвятил программам Microsoft, направленным на повышение эффективности работы преподавателя. Привел пример организации с помощью продуктов Microsoft удаленного рабочего места преподавателя и схемы взаимодействия со студентами.
Дмитрий Александрович Береснев
36
№2(20)2009
Роман Викторович Иванов, менеджер по продажам департамента технологий информационного менеджмента компании АйТи, докладом «Управление информацией в вузе — комплексный подход (электронный документооборот, электронные архивы, интеллектуальные поисковые системы)» завершил работу второй сессии.
Он рассказал о департаменте технологий информационного менеджмента, сформулировал основные направления его деятельности:
» внедрение систем электронного документооборота;
• автоматизация электронных административных регламентов;
» электронные архивы;
• текстовая аналитика;
• числовая аналитика.
Третью сессию «Информационные технологии, обеспечивающие новое качество образовательного процесса» открыл доклад «Суперкомпьютерные вычисления в учебном процессе и научных исследованияхУГАТУ» заведующего кафедрой ВВТиС УГАТУ Рафаэля Кавыевича Газизова.
Рафаэль Кавыевич поделился опытом создания и успешной эксплуатации суперкомпьютера — кластерной системы, используемой как в учебном процессе для решения задач, так и в научно-исследовательской и коммерческой деятельности для моделирования различных процессов и систем. В частности, он констатировал, что, начиная с 2005 года, сту-
денты УГАТУ осваивают параллельное программирование. Суперкомпьютер используется в учебном процессе на трех факультетах вуза не только для студентов, но и для магистрантов и аспирантов. Значительным плюсом в использовании кластерных систем для вузов наряду с преимуществами в организации учебного процесса может стать и возможность коммерческого использования системы, например сдачи в аренду части кластера, что позволит компенсировать часть расходов.
Далее опытом внедрения решения АйТи-Университет поделился Артем Дергобузов, коммерческий директор группы развития бизнеса АйТи-Университет.
Рафаэль Кавыевич Газизов
Артем Евгеньевич Дергобузов
Он рассказал о проектах, внедренных в работу вузов. Например, об опыте внедрения комплексного решения АйТи-Университет в работу Московского государственного строительного университета, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Московского института электронной техники (как отметил докладчик, это первый проект интеграции в системе вуза) и др.
Константин Владимирович Солопов, старший руководитель проектов компании Аплана Софтвер, выступил с докладом на тему «Обеспечение защиты цифровых прав для библиотеки вуза — концепция решения».
Константин Владимирович затронул одну из наиболее острых проблем — обеспечение безопасности. Не секрет, что, попадая в Интернет, информация копируется, скачивается зачастую с нарушением авторских прав, и даль-
37
№2(20)2009
Константин Владимирович Солопов
нейший контроль ее распространения невозможен. Это основная проблема цифровых библиотек. Константин Владимирович предложил решение, взяв за основу пример Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина.
Доклад директора НОУ ДПО «Институт АйТи» Александра Ворожцова «Применение дис-ц танционных образовательных технологий при 2, организации учебного процесса в вузах, госу-8 дарственных и коммерческих организациях» | завершил работу сессии. » Александр Ворожцов рассказал о принци-| пах организации дистанционного обучения, 1 о возможностях предлагаемого АйТи решения | и поделился успешным опытом его внедрения | в учебных заведениях, в частности в Москов-3 ской медицинской академии им. И. М. Сечено-§ ва. В заключение — отмечены факторы эффек-
тивности применения дистанционных образовательных технологий.
Во время работы конференции работала выставка инновационных решений для вузов, на которой были представлены: информационный киоск с дополнительными функциями, электронная библиотека, контроль доступа на территорию вуза и др. Для желающих были подготовлены многофункциональные карты, с помощью которых можно было самостоятельно протестировать систему контроля доступа. И даже кофейный автомат представлял собой элемент информационной среды — не только готовил вкусный кофе, но и выдавал полезную информацию о себе как об информационном киоске, о своих возможностях и достоинствах.
Кофейный автомат — элемент информационной среды
По завершении работы каждой из сессий обсуждение продолжалось на выставке, где экспозиция оценивалась участниками конференции заново, с учетом полученной информации. Интерес к выставке не ослабевал в течение всей ее работы. Участники конференции оживленно обсуждали увиденное и услышанное, делились впечатлениями и опытом. Сложно переоценить значимость конференции, поскольку, кроме инновационных решений, на конференции были представлены результаты успешного практического внедрения данных проектов автоматизации в вузах, что очень важно, поскольку не секрет, что «лучше один раз увидеть, нежели сто раз услышать».
Материал подготовила Юлия Никандрова