-ч ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА
№ 3 (27) 2010 ' -
Ю. А. Никандрова
Информационная система инновационного вуза: проблемы и тенденции развития
Развитие инновационных учебных заведений неразрывно связано с внедрением информационных технологий как в учебный процесс и научно-исследовательскую деятельность, так и в административную составляющую. В статье приведен анализ одного из инструментов решения данных задач, а именно, единой информационной системы.
Потребность страны в квалифицированных кадрах и инновационных идеях, которые способствуют созданию и выпуску конкурентоспособной на мировых рынках продукции, реализуется в полной мере именно инновационными высшими учебными заведениями.
Перед ними на сегодняшний момент возникает необходимость выработки стратегии, тактики и механизмов адаптации вуза, адекватных к постоянно меняющейся социальной и демографической ситуации, сбалансированного взаимодействия с формирующимся рынком образовательных и научных услуг, рынком труда специалистов.
В связи с этим, к основным задачам, стоящим перед высшими учебными заведениями, можно отнести:
• использование информационных технологий для повышения эффективности управления вузом;
• внедрение информационных технологий в учебный процесс с целью повышения качества обучения.
Одним из инструментов решения этих задач является создание единой информационной системы, что преследует следующие цели:
• повышение конкурентоспособности выпускника за счет оптимизации организации учебного процесса и внедрения инновационных технологий;
• оптимизация управления научными исследованиями;
• оптимизация управления подготовкой сотрудников и повышения квалификации преподавателей;
• обеспечение эффективного управления вузом;
• сохранение конкурентоспособности вуза.
Таким образом, единая информационная система позволит: автоматизировать управление учебным, научно-исследовательским, хозяйственным процессами; организовать дистанционное обучение; скоординировать работу как отдельных подразделений, так и вуза в целом. Кроме того, единая информационная система интегрирует в единое целое все информационные ресурсы, позволяет упорядочить доступ к ним, обеспечивает необходимый уровень безопасности хранимых данных через внедрение передовых программных продуктов.
Следует отметить, что проблемы интеграции информационных ресурсов (обеспечение качества данных, растущие объемы данных, обеспечение безопасности данных, сокращение расходов и др.) и проблемы повышения эффективности деятельности актуальны для всех образовательных учреждений, а не только для компаний индустрии и бизнеса.
Рассмотрим современные проекты создания информационных систем инновационных вузов, предлагаемые компаниями — разработчиками программного обеспечения, такими, как АйТи, Microsoft, NAUMEN, «Сенсор», 1С.
№ 3 (27) 2010
Решения для учебных заведений многогранны и могут представлять собой как единую информационную систему, так и комплекс взаимосвязанных модулей, набор которых может варьироваться в зависимости от потребностей конкретного вуза и его программы развития. На рынке также представлены решения для отдельных направлений деятельности вуза, интегрируемых в существующую информационную систему. Комплексные решения позволяют повысить эффективность административно-хозяйственного управления, научно-исследовательской деятельности, обучения, в том числе и дистанционного.
Компания АйТи давно и активно сотрудничает с вузами и предлагает системный подход к автоматизации учебных заведений, в основе которого лежит:
• применение комплексных решений, обеспечивающих сквозную автоматизацию деятельности вуза, эффективное вложение средств на этапе построения информационной системы и минимизацию стоимости владения на этапе эксплуатации и развития системы;
• использование тех инновационных технологий и решений, которые прошли апробацию на практике, стали фактически стандартами при реализации различных приложений;
• открытость и адаптивность решения, возможность его расширения, развития новых прикладных систем на базе различных технологий;
• надежность работы системы, безопасность, защита конфиденциальной информации [1].
С помощью решения «АйТи-Университет» для вузов можно автоматизировать следующие основные процессы высшего образовательного учреждения:
• управление учебным процессом;
• управление персоналом;
• управление научными исследованиями и грантами;
• организационное управление;
• финансовое планирование и бухгалтерский учет;
• административно-хозяйственная дея- <| тельность. ?
Кроме того, дополнительно предлагаются решения для следующих направлений в ^ деятельности вузов: ^
• управленческий документооборот и делопроизводство;
• контроль и управление доступом на территорию и в помещения вуза;
• безналичные расчеты за товары и услуги и учет предоставленных услуг;
• контроль, учет, прием и выдача литературы в библиотеке и многие другие функции [1].
Для комплексного решения «АйТи-Университет» представляет следующие базовые компоненты:
• система контроля и управления доступом (СКУД);
• безналичная оплата услуг;
• библиотека;
• информационное обеспечение;
• информационный киоск:
о web-портал;
о кофеинфокиоск;
о учет и контроль материальных ресурсов;
• электронный деканат;
• многофункциональная карта.
Таким образом, универсальное решение «АйТи-Университет», предлагаемое вузам, охватывает весь комплекс задач по управлению информационными потоками; организацию дистанционного обучения и электронных образовательных ресурсов; реализацию единого хранилища данных. Введение многофункциональной карты в данном решении открывает широкие возможности для студентов, позволяя оплачивать обучение, телефон, проезд в общественном транспорте, питание и, заменяя собой студенческий билет, осуществляет доступ к ресурсам библиотеки, автоматизирует контроль доступа в помещения вуза (рис. 1). Поскольку каждый из компонентов полностью решает одну из подзадач автоматизации, то при неактуальности для учебного заведения той или иной задачи, соответствующий компонент может
№ 3 (27) 2010
S §
й 8.
I g
s
s
il &
&
I e
n «
a
I! il si
is
IS
¡5
I «
a t t
Рис. 1. Многофункциональная карта студента
быть исключен из информационной системы. Модульность предлагаемого продукта «АйТи-Университет» позволяет вузам выбирать внедряемые компоненты в соответствии с инновационной программой развития данного учебного заведения, что, несомненно, является существенным преимуществом перед универсальными неделимыми информационными системами.
Корпорация Microsoft [2] предлагает комплекс программных продуктов как для студентов и преподавателей, так и для вузов в целом, в зависимости от решаемых задач: подготовка IT-пользователей, подготовка IT-специалистов, подготовка разработчиков программного обеспечения, развитие предпринимательских навыков. Предлагаемые программы: Microsoft IT Academy [3] (базовый и продвинутый уровень для пользователей ПО и специалистов IT-сферы, соответственно), «эффективная работа преподавателя», дистанционные курсы повышения квалификации специалистов — направлены на подготовку конкурентоспособных в условиях современного рынка IT-специалистов. Кроме того, корпорация Microsoft предлагает ряд продуктов, направленных на решение проблем автоматизации образовательного процесса, бизнес-процессов учебного заведения и оптимизации персональной производительности студента, преподавателя, сотрудника.
• Автоматизация образовательного процесса:
о Microsoft Learning Gateway; о Microsoft Office LiveMeeting; о Office Communications Server;
о Windows SharePoint Services; о SharePoint Learning Kit; о Learning Network Manager; о Windows SteadyState.
• Автоматизация бизнес-процессов учебного заведения:
о Microsoft SQL Server 2008; о Exchange Server 2007; о Семейство Microsoft Dynamics; о AX; о NAV; о CRM;
о MSDN Academic Alliance; о MS Dynamics Alliance.
• Оптимизация персональной производительности:
о Microsoft Office System 2007; о MS Office Communication Server
2007;
о Microsoft Learning Essentials; о Microsoft Live@edu (рис. 2).
Комплексный подход к применению информационных технологий в продуктах от Microsoft построен на единых стандартах безопасности и качества, что дает возможность обеспечить полный контроль над образовательным процессом и развитием учебного заведения.
Компания NAUMEN — один из ведущих российский разработчиков программных решений для бизнеса и органов власти [4]. Компания предлагает комплексное решение «Naumen University» — систему управления учебным процессом, ориентированную на инновационные высшие учебные заведения, как коммерческие, так и государственные. «Naumen University» позволяет решить следующие задачи:
• построение единой информационной среды в рамках учебного процесса;
• формализация и прозрачное управление организационной структурой вуза;
• учет и ведение личных дел студентов, сотрудников, абитуриентов, аспирантов, совместителей;
• автоматизация работы приемной комиссии: регистрация абитуриентов сотрудниками приемной комиссии, онлайн реги-
40
№ 3 (27) 2010
Рис. 2. Microsoft Live Hotmail1
страция для абитуриентов, учет принятых документов, составление расписания вступительных экзаменов (компьютерное тестирование), мониторинг состояния абитуриентов, печать личных карточек, статистика;
• организация движения контингента студентов: приказы, выписки из них, проведение изменений приказов;
• формирование и утверждение учебных и рабочих планов, справочник государственных образовательных стандартов;
• ведение журналов посещаемости студентами учебных мероприятий;
• распределение стипендии по результатам сессии;
• ведение на кафедрах базы данных научно-исследовательских разработок сотрудников, договоров и публикаций, отчеты о деятельности кафедры;
• учет и ведение личных аспирантов, мониторинг успеваемости и выполнения учебных планов;
• проведение сессии: электронные зачетные книжки, отслеживание академической успеваемости студентов, учет выданных экзаменационных листов, ведение семестровых журналов;
1 Информация по данным сайта компании: http://www.microsoft.com/Rus/education/higher/mail.html
• управление оплатами контрактных студентов, мониторинг оплат, оперативный анализ и прогнозирование финансовых потоков;
• учет совместителей: программы дополнительного образования, договора, акты, отчетность;
• поддержка процесса целевой подготовки специалистов по договорам со сторонними организациями;
• автоматизированная подготовка типового набора документов, включающего договоры, анкеты, ведомости, заявления, расписки, приказы и справки;
• ведение журналов регистрации документов;
• гибкая система прав доступа к данным, возможность настройки специфических автоматизированных рабочих мест;
• доступ к личному кабинету для сотрудника, студента, абитуриента, аспиранта, совместителя;
• оперативное предоставление информации родителям и опекунам студентов;
• расчет нагрузок на профессорско-преподавательский состав и читающие кафедры;
• возможность удаленного доступа к единому банку данных и получения актуальной информации [4].
№ 3 (27) 2010
§
й 8.
=1 I?
<u t
§
5
чЗ
о
6
& &
£2
0
Ig §
s 00
1
I
Й §
u
¡5
I
0 §
1 t
Рис. 3. Архитектура решения2
Компания NAUMEN определяет следующие преимущества своего комплексного решения:
• поставка с открытыми исходными кодами и правом на доработку решения при условии нераспространения третьим лицам;
• web-ориентированность, доступ из любой точки мира;
• архитектурное решение и технологии (рис. 3);
• модульность решения (возможность поэтапного, модульного внедрения);
• открытая J2EE платформа Naumen Kernel;
• простота обновлений АРМов (не требует усилий со стороны конечных пользователей);
• надежность и масштабируемость решения;
• кроссплатформенность;
• возможность работы пользователей с системой на свободном программном обеспечении;
• широкие интеграционные возможности;
• высокая скорость развертывания решения.
Кроме вышеупомянутых крупных разработчиков комплексных решений для вузов, на рынке представлены узконаправленные
решения. Например, компания «Сенсор», занимающаяся производством платежных терминалов, информационных и других сенсорных киосков и разработкой программно-аппаратных решений к ним, предлагает для учебных заведений информационную систему «Электронный гид учащегося», предназначенную для предоставления учащимся всей необходимой информации. Эта система работает на базе сенсорных информационных киосков и выполняет следующие задачи [5]:
• доступ к расписанию занятий студентов и оперативное его изменение администратором через удаленное сетевое подключение;
• информирование учащихся о любых событиях и мероприятиях, проходящих в учебном заведении;
• реализация персональной страницы учащегося;
• интеграция с электронной библиотекой учебного заведения.
На рис. 4 приведены примеры управляющих меню подобного киоска3. Компания предоставляет возможность доработки системы по индивидуальным требованиям каждого конкретного вуза.
Компания 1С [6] проводит ежегодные конференции по вопросам использования программных продуктов 1С в учебных заведениях, на которых, кроме рассмотрения возможностей продуктов, учебные заведения обмениваются опытом внедрения разработанных решений, начиная со школ и заканчивая вузами. Десятая международная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в образовании» (Повышение эффективности обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий «1С») прошла 2-3 февраля 2010 года [7]. На базе программного продукта «1С: Предприятие 8» (рис. 5) учебные заведения имеют
2 Информация по данным сайта компании: http:// www.naumen.ru/go/solutions/naumen_university/about_ product/architecture
3 Информация по данным сайта компании: http:// www.sensor-org.ru/ru/catalogue/programmnoe_obespech/ informacionnaja_sist.html
42
№ 3 (27) 2010
S 00
I
I
Рис. 4. Меню выбора разделов информационно-справочной системы
возможность в сочетании с другими продуктами 1С создать единую информационную систему. Данная система будет индивидуальна для каждого вуза: с одной стороны в ней не будет «лишних» модулей и компонентов, с другой стороны — будут учтены все особенности деятельности конкретного вуза.
Как показывает практика, универсальные решения не всегда отражают специфику каждого учебного заведения в условиях постоянно меняющейся социальной ситуации. Решение представляется возможным, если пойти по пути развития сотрудничества IT-компаний и вузов в различных направлениях. Например, в учебном процессе — это организация совместных кафедр и внедрения специальных дисциплин, в научно-исследовательском — совместные исследования по информатизации, проекты по автоматизации и т. д.
Такое сотрудничество позволит высшим учебным заведениям повысить конкурентоспособность выпускников, используя передовые информационные технологии, реализовать свои собственные разработки, а IT-компаниям, впоследствии, получить высокопрофессиональные кадры.
Список литературы
1. Компания АйТи. http://www.it.ru/ru/industry/index.
php?industry72=11
2. Корпорация MICROSOFT. http://www.microsoft.
com/ru/ru/default.aspx
Рис. 5. Внедрение корпоративных информационных систем на платформе 1С: Предприятие 84
3. Softline Academy Alliance. http://www.it-academy. ru/index.php?id=441
4. Компания NAUMEN. http://www.naumen.ru/go/ solutions/naumen_university
5. Компания Сенсор. http://www.sensor-org.ru/ru/ catalogue/programmnoe_obespech/ informacionnaja_sist.html
6. Компания 1С. http://www.1c.ru/rus/partners/ training/edu/default.htm
7. Компания 1С. http://www.1c.ru/rus/partners/ training/edu/conf10/best.jsp
4 Информация по данным сайта компании: http:// v8.1c.ru/expert/
43