ONLINE EDUCA
113
Электронное обучение и управление
знаниями
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭ СИ) и журнал «e-Learning World » ( «Мир электронного обучения»») провели в Москве 28-29 сентября 2006 г. в рамках XVII ежегодной выставки информационных технологий «SofTool» двухдневную научно-практическую конференцию «Электронное обучение и управление знаниями ». Это одно из крупнейших событий отрасли стало преемником конференции «Информационные технологии в образовании », успешно проводившейся рамках SofTool в течение последних трех лет.
обновляться, иначе полезными окажутся только 10%».
Поддержал своего коллегу В. Тихомиров, главный редактор журнала «e-Learning World», ректор МЭСИ: «Полезность знаний, которые находятся в голове у человека, ограничена. Только отчужденные знания, когда они записаны на каком-либо носителе и могут быть формализованы и переданы кому-либо, представляют экономический капитал, исчисление которого - это денежная единица ».
Единственным средством формализовать знания, которые затем будут обращаться в товарно-денежные отношения, является, как неоднократно отметили участники конференции, система управления знаниями. Однако здесь появляется важнейшая проблема - мотивации: как заставить сотрудника делиться знаниями? «Для этого в организации должны быть льготы и премии. Особое внимание стоит обратить на расположение мест в офисе, на работу межфункциональных команд», - поделился своим мнением Т. Стокхем. Проведение очных семинаров по обмену опытом с использованием видеозаписей и презентаций - таков «рецепт» Д. Береснева, директора по маркетингу и развитию группы компаний Competentum. Однако все эти меры не могут быть использованы локально. Как прокомментировал Ю. Тельнов, директор Института компьютерных технологий МЭСИ, «нельзя начать процесс внедрения системы управления знаниями в одном подразделении, например на кафедре. Это то
Конференция была посвящена таким вопросам, как построение экономики, основанной на знаниях; роль вузов в знание-вой экономике; внедрение управления знаниями в вузах, на предприятиях, в корпорациях и госучреждениях; электронное обучение в информационном обществе; разработка и использование новых информационных образовательных технологий; стандарты и спецификации в электронном обучении. В конференции приняли участие специалисты мирового уровня в области управления знаниями и электронного обучения. Так, на пленарном заседании первого дня конференции выступил Т. Стокхем, директор Human Capital Institute Eurasia. Его доклад бы посвящен теме управления знаниями в компаниях. «В организации используется, то есть применяется в бизнесе, менее 20% знаний, - отметил Т. Стокхем. - Документами, или формализованными знаниями, которые представляют собой ценность, стоит делиться. Чтобы эти документы не были коллекцией, они должны
114 Высшее образование в России • № 11, 2006
же самое, как если бы вы внедрили эту систему только у себя на компьютере. Система управления знаниями должна охватывать весь персонал, топ-менеджеров и т.д. Да, система управления знаниями может быть использована в рамках одного проекта, но при этом должны быть задействованы многие подразделения, деятельность которых накладывается друг на друга ».
Одна из волнующих участников конференции проблем: кто должен возглавить работу над созданием и внедрением системы? Даже учитывая все нюансы в каждой организации, это, по словам Ю. Тельнова, «обязательно должен быть топ-менеджер, чтобы знать все процессы». В вузах же необходимо внедрение такой должности, как проректор по управлению знаниями. «В современном вузе эта должность не просто нужна - она должна стать одной из ключевых, как и должность менеджера по управлению знаниями в организациях», -утверждает А. Печёнкин, заместитель главного редактора журнала «e-Learning World», подробно осветивший необходимость системного и комплексного подхода при внедрении управления знаниями в компаниях.
Среди других проблем внедрения управления знаниями участниками конференции отмечена слабая информационная культура. «Интернетом нужно пользоваться каждый день, электронная почта и документооборот в электронном виде - это норма. Когда сформирована информационная культура, можно переходить к процессу управления знаниями», - подчеркнул В. Тихомиров.
Для некоторых участников конференции проект внедрения управления знаниями был воспринят
как инновационный и во многом творческий. Акценты в данном вопросе расставил С. Пронин, сотрудник НИИ управления знаниями МЭСИ. «Инновационный проект может содержать некоторую часть творчества, - сказал он. - Но надо четко понимать: проект является инновационным вообще или в вашей компании в частности? Если в вашей организации надо вводить систему управления знаниями, творческой частью будет решение проблемы, как заставить эту систему работать у вас. Однако все остальное - это как панельный дом. Их много - вы построите ещё один ».
Вопросу соотношения управления знаниями и сбалансированной системы показателей (BSC) был посвящен доклад С. Исаева, проректора по стратегическому планированию и НИР Евразийского открытого института. «Работа по внедрению управления знаниями получила большой толчок от внедрения BSC », - отметил он. Кроме того, С. Исаев подчеркнул ценность системы управления знаниями в компаниях: «Когда основные функции организации формализованы, возможно безболезнен-
ONLINE EDUCA
115
ное внедрение нового сотрудника или повышение старого».
Второй день конференции был посвящен практическим аспектам применения в масштабах предприятия электронного обучения, значение которого определила Е. Тихомирова, руководитель Центра развития электронного обучения: «Раньше, если у нас возникала проблема, мы могли посоветоваться с коллегами или сами искать решение. Теперь специально для нас создан справочник - электронный курс. Мы можем посоветоваться с коллегами в форуме, причем более комплексно, привлекая регионы». Е. Тихомирова выделила основную проблему в области электронного обучения - быструю смену технологий: «Сейчас можно каждые полгода покупать новые системы, при этом люди часто неспособны освоить навигацию внутри системы». О другой сложности внедрения электронного обучения рассказал И. Скальский, менеджер департамента «Корпоративный университет РУСАЛ»: «Наша система дистанционного обучения распространена от Братска до Гайаны. В связи с этим мы столкнулись не только с лингвистической проблемой, проблемой перевода, но и с необходимостью некой интерпретации курса людям другой ментальности».
Основные ошибки при разработке электронных курсов определил Д. Береснев: «Количество слушателей, которые не проходят электронный курс до конца, - 80%. Причина этого в том, что курсы содержат много «пассивного» содержания и мало интерактивных элементов. Мы пускаемся в объяснения вместо того, чтобы нарисовать анимацию. У человека возникает ощущение, что лучше прочитать книгу».
Не менее серьезной при внедрении системы электронного обучения является, как отметили участники конференции, проблема мотивации. В связи с этим И. Скальский поделился опытом проведения конкурса мини-курсов СДО. Это небольшая презентация конкретной затруднительной ситуации из управленческой, производственной,
финансовой и иной деятельности и способ ее решения. Такие презентации доступны всем сотрудникам.
В. Бовт, директор НИИ управления знаниями МЭСИ, отметил, что «внедрение e-learning надо начинать с небольшой группы сподвижников. Если руководители, в том числе и региональные, предлагают решение проблемы, то и остальные сотрудники «подтянутся», понимая, что это - общая политика организации». Однако при этом, отметил докладчик, для топ-менеджера обучение на рабочем месте крайне неэффективно. Значимость объединения целей обучения с целями компании подчеркнула и Е. Тихомирова, отметив, что перед внедрением электронного обучения необходимо анализировать целевую аудиторию: «Самое страшное - предоставить людям курс, который они не могут освоить ».
В своем выступлении Е. Тихомирова рассказала о развитии СДО в МЭСИ: «Еще полгода назад в университете было несколько сайтов для студентов, каждый из которых содержал уникальную информацию: инструменты электронного обучения, расписание и др. Сейчас же внедрена интегрированная среда - электронный кампус, чтобы студенты и преподаватели могли зайти по одной ссылке и получить необходимую информацию: доступ к учебным материалам, тестированию, личному узлу и т.д.».
Большой интерес вызвали доклады представителей ведущих компаний-разработчиков, в том числе А. Резвановой (директора информационно-сервисного центра SAP), А. Залесской (PR-менеджера компании «МедиуМ »), И. Полотнюк (заместителя директора ИТ-консалтинга «ФОРС-Центр разработки»), Д. Кречмана (директора по маркетингу ЗАО «ГиперМетод»), А. Андреева (директора по маркетингу компании «Промт»).
Итогом конференции стала организованная дискуссия, где участники смогли задать свои вопросы, представить примеры личного опыта внедрения систем управ-
116 Высшее образование в России • № 11, 2006
ления знаниями и электронного обучения, обсудить идеи новых проектов в данной сфере.
Некоторые вузы стали признанными лидерами российского рынка e-learning. Среди них - Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Его ректор, Владимир Павлович Тихомиров делится своим мнением о внедрении технологий e-learning в России.
Сегодня в образовании сложилась ситуация, когда удвоение объема знаний стало происходить за месяцы. С этим связана проблема: насколько «свежие» и актуальные знания преподаватель принесет студенту или заложит в электронные учебные материалы, которые будут потом циркулировать в Интернете. Массовое создание систем электронного обучения - путь решения проблемы привнесения адекватных, «свежих» знаний. Однако пока в России не существует даже четкой терминологии: открытое, дистанционное, электронное образование, e-learning. На деле же существует четкое определение: e-learning - это использование новых мультимедиа-технологий для повышения качества образования. Сегодня очевидно, что качественное образование не может быть достигнуто старыми методами, 90% залога качества образования базируется на электронных технологиях. Пока, правда, в российской действительности электронное обучение ассоциируется только с использованием компьютера и Интернет.
Однако здесь требуется целая система компьютерной поддержки, состоящая из так называемой CMS (Content Management System) - системы управления контентом начиная с создания цифровых материалов и заканчивая их хранением и доставкой. Компьютерная система должна давать возможность пересылать контент от одного абонента сети кдругому. Также важно, чтобы часть этого контента могла быть исполь-
зована, например имплантирована в другой учебник. Встает вопрос перемещения интеллектуальных ресурсов, чтобы лекции, прочитанные вчера, например, в Гарварде, сегодня могли быть перенесены в российские университеты. При отсутствии технологий подобное перемещение займет порядка 10 лет, что вызовет разрыв между рынком труда и рынком образования.
При всей важности системы управления контентом процесс обучения должен поддерживаться и системой управления знаний - так называемой LMS (Learning Management System). И здесь возникает огромный комплекс проблем. Невозможно сделать хорошо работающую elearning-систему или хороший электронный курс в рамках одной кафедры или факультета, потому что в процесс e-learning вовлечены все. Например, в МЭСИ нет ни одного рабочего места без коммуницирования с elearning-система-ми. Сегодня у нас в сети порядка 150 000 студентов, 13 000 преподавателей и вся учебная литература, объем которой измеряется Тбайтами. Для того чтобы добиться таких результатов, надо преодолеть задачу, которая в России встает сегодня всё более остро: есть люди, включая преподавателей всех уровней, лаборантов, ассистентов, которые никогда не работали с компьютерными системами. Они требуют специального обучения. Между тем в университете смена компьютерных технологий происходит каждые три года, соответственно, каждая новая система требует переобучения персонала. Университеты вынуждены ежегодно инвестировать в развитие человеческого потенциала, профессорско-преподавательского состава. В среднем это получается пять курсов для преподавателей в год. Однако инвестиции в человеческий потенциал, который превращается в интеллектуальный, крайне необходимы. Если нет инвестиций в развитие человеческого потенциала, то нет и самого потенциала.