Научная статья на тему 'Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России'

Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / БОЕГОТОВНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION / PROFESSIONALISM / BATTLE READINESS / STEADINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солнцев Владимир Олегович

Анализируется история и духовно-нравственное воспитание сотрудников Государственной противопожарной службы. Сущность духовно-нравственного воспитания сотрудн иков ГПС МЧС России заключается в необходимости воспитания личности, целью которого должно быть достижение способности сохранять внутреннюю нравственно-психологическую уравновешенность независимо от силы различных воздействий, которое основано на совокупности религиозного и нравственного воспитания.The history and spiritually-moral education of employees of State Fire Service is analyzed. The essence of spiritually-moral education of the person which purpose should be achievement of ability to keep moralpsychological steadiness irrespective of various influences

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России»

Солнцев Владимир Олегович

кандидат педагогических наук, помощник начальника Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (тел.: 88123694449)

Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России

Аннотация

Анализируется история и духовно-нравственное воспитание сотрудников Государственной противопожарной службы. Сущность духовно-нравственного воспитания сотрудн иков ГПС МЧС России заключается в необходимости воспитания личности, целью которого должно быть достижение способности сохранять внутреннюю нравственно-психологическую уравновешенность независимо от силы различных воздействий, которое основано на совокупности религиозного и нравственного воспитания.

Аnnotation

The history and spiritually-moral education of employees of State Fire Service is analyzed. The essence of spiritually-moral education of the person which purpose should be achievement of ability to keep moral-psychological steadiness irrespective of various influences

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, профессионализм, боеготовность, устойчивость

Key words: spiritually-moral education, professionalism, battle readiness, steadiness

Осмысление истории Государ-Щ ственной противопожарной службы (ГПС) отражает стадии духовно-нравственного воспитания сотрудников.

Исторический аспект духовно-нравственного воспитания сотрудников отражен в трудах В.С. Артамонова, Н.А. Галгана, И.Н. Глебова, С.Г. Го-лубева, А.Г. Капустянского, Н.Н. Щаблова.

Профессия пожарного возникла задолго до появления письменности вместе с необходимостью тушения и предотвращения пожаров. Впечатления от пожаров с их духовно-нравственными потрясениями и материальными убытками породили сплоченность народа в борьбе с огненной стихией. Пожары тушили всем миром. Люди, способные бороться с огнем, тушили его песком, водой, молоком. Немощным же оставалось только сопереживать, да молиться.

По мере оформления государственности борьба с огнем требовала упорядочности. И уже к началу XVI века появляются законодательные указы московских князей, касающиеся противопожарной безопасности и учреждается пожарно-сторожевая охрана. В середине этого века была

использована достаточно прогрессивная и эффективная мера борьбы с пожарами - это привлечение армии с возложением на неё обязанностей пожарной службы.

С XIX века создаются первые профессиональные военизированные пожарные команды, служба и быт которых был устроен по армейскому принципу, следовательно, подчинен жестким требованиям уставов и наставлений.

Духовно-нравственное и профессиональное воспитание рядового и начальствующего состава пожарной охраны до революции 1917 года способствовало тому, что сотрудники чтили славные дела своих предков, бережно сохраняли и приумножали духовно-нравственные традиции и обычаи. Данный период становления пожарной охраны характеризуется главной педагогической задачей: из обывателя нужно сформировать профессионального и нравственно-устойчивого огне-борца - воина-пожарного. Смысловой подход к делу тушения пожара сравнивается с военным: это - борьба с огнем. «Сущность службы брандмейстера, к занятию каковой должности готовится каждый из слушателей Курсов, весьма схожа с сущностью офицера-воспитателя и офицера в

_272

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №2(24)

бою и, если есть разница в основных положениях, так лишь та, что пожарная команда должна быть всегда готова к бою, чего не бывает ни для какой войсковой части. Это последнее обстоятельство, как и все остальные, ставит для каждого, выразившего желание стать в ряды бойцов с огненной стихией, следующие основные требования: 1) надо уметь учить других, а для этого надо знать самому и по возможности уметь все делать лично; 2) надо уметь начальствовать, а для этого надо научиться подчиняться, при этом надо помнить, что правильно понятая дисциплина тяготит не как ярмо, а как щит», - писал заведующий первыми Курсами для подготовки руководителей огнетушения и организаторов противопожарных мер П.В. Яворовский в подготовленной им инструкции для каждого курсанта.

Как и война, пожар вызывает усиленное напряжение духовно-нравственной стороны сотрудника и требует от него постоянной, профессиональной готовности. Основное наследие становления пожарной охраны - это гармоничное воспитание огнеборцев, то есть их развитие как профессиональное, так и духовно-нравственное.

После революции 1917 г. за годы советской власти произошло существенное укрепление пожарной охраны. Для нее была сформирована значительная сеть учебных заведений и научных учреждений, которые позволили создать кадровую и научную базу. Наравне с этим происходил расцвет технического прогресса, совершенствовались методы и приемы тушения пожаров. Однако, несмотря на положительные моменты, уменьшались внимание и забота о духовно-нравственном здоровье сотрудников,

Возникшие в нашей стране в 1980-х годах духовно-нравственные потрясения с разрушением социалистической иерархии ценностей, образовали определенный духовно-нравственный вакуум в жизни народа. Резкий социальный контраст и, как признак общего неблагополучия, духовно-нравственная деградация общества - все это повлияло и на сотрудников.

В связи с этим в современных условиях проблема воспитания личности сотрудника ГПС МЧС России нуждается в научно-педагогической разработке и практическом решении.

На сегодняшний день существуют актуальные проблемы совершенствования подготовки и воспитания сотрудников, как в ГПС МЧС России, так и в зарубежных службах, связанных с тушением пожаров.

Руководство ГПС МЧС России обращает внимание на:

особенность организации теоретического и практического обучения кандидатов в пожарные из лиц в возрасте 20 лет и более, где выносятся

вопросы, связанные с изменением в психике и психологии, о расширении кругозора, об изменениях представлений о жизненных ценностях у молодых людей;

организацию работы специалистов по снятию стресса в экстремальных и других стрессогеных ситуациях, а также психологической подготовки пожарных;

формирование оптимального сочетания на местах субординации и тесных творческих контактов между рядовым и начальствующим составом;

уделение должного внимания обеспечению уставного порядка, воспитанию личного состава и их боевой готовности;

совершенствование деятельности высших заведений, готовящих специалистов для подразделений ГПС.

Таким образом, современный период характеризуется необходимостью совершенствования подготовки сотрудников ГПС МЧС России, включая и духовно-нравственное их воспитание в вузах ГПС МЧС России.

Анализ показывает, что существует связь духовно-нравственного развития сотрудников с их профессиональной устойчивостью.

Из специальных литературных источников и медико-психологических исследований известно, что сотрудники оперативных подразделений ГПС МЧС России пребывают «в режиме ожидания» выезда на пожар. Находясь в состоянии оперативного покоя, они должны сохранять боевую готовность к экстремальным действиям. Попадая в экстремальные ситуации, сотрудники переживают эмоциональные перегрузки, стрессы и нервно-психическое напряжение. Это приводит к быстрому утомлению организма, агрессивности или подавленности настроения, кроме того, нарушается сон, включая галлюцинации и кошмары, возникают семейные проблемы и т.п.

Из краткой характеристики работы в оперативных подразделениях ГПС следует, что именно в оперативной деятельности, в первую очередь, возникает необходимость духовно-нравственного воспитания сотрудников для предотвращения их профессионально-неустойчивого состояния. Отсутствие духовно-нравственного воспитания в системе служебно-воспитательной подготовки сотрудников влечет за собой явление профессиональной неустойчивости и духовной опустошенности личности. Такое положение, в совокупности с тяжелыми условиями службы и постоянным внутренним напряжением может приводить к духовно-нравственным проступкам и преступлениям.

М.И. Марьин, СИ. Ловчан, И.Н. Ефанова, М.В. Леви и Е.В. Бобринев разработали медико-пси-

273

хологический комплекс повышения устойчивости сотрудников к влиянию стрессогенных факторов и снижению последствий отрицательного воздействия, а также ускорения адаптации сотрудников. Однако, этот комплекс обладает таким недостатком, как отсутствие технической базы и специалистов, способных обучить сотрудников тем или иным медико-психологическим упражнениям восстановления работоспособности организма. Но наиболее существенно то, что невозможно духовно-нравственную проблему решить без соответствующего подхода.

Е.И. Студеникин предлагает управленческие решения в области организационно-технического, социально-экономического, медико-психологического обеспечения мер по поддержанию боеготовности подразделений ГПС.

Из анализа видно, что в научной литературе не поднимается вопрос о духовно-нравственном воспитании сотрудников, а акцентируется внимание на вопросах профессиональной и психологической

устойчивости сотрудников.

В гражданской, военной и другой педагогической литературе вопросы духовно-нравственного воспитания личности направлены на формирование различных видов устойчивости.

Профессиональная устойчивость сотрудников ГПС МЧС России - понятие сложное. Принцип профессионализма личности предполагает комплекс специальных теоретических знаний (наличие образования) по профессии и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы, переросшие в трудовой навык, т.е. в мастерство. В любой профессии мастерство предполагает готовность личности к творческому решению возникающих проблем. При этом в процессе деятельности изменяется и развивается структура способностей человека, формируется его личность, позволяя ему переходить от одного уровня мастерства к другому (Е.И. Рогов).

В работах по проблемам внутренней мотивации в поведении личности, выполненными С.Л. Рубинштейном, К.А. Абульхановой-Славинской, Л.И. Божович, Д.Б.Эльконином, указывается, что устойчивость человека - это результат его активной жизнедеятельности с определенным уровнем самоорганизации. Л.П. Гримак отмечает: «Устойчивость человека в трудной ситуации тем больше, чем более сознательными и целенаправленными мотивами он руководствуется, преодолевая возникшие осложнения».

Результаты исследования П.Б. Зильбермана, М.И. Дьяченко и В.А. Понаморенко показывают, что эмоциональная устойчивость является интег-

ральным свойством личности и характеризуется единством компонентов: а) мотивационного; б) эмоционального; в) волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведенных в соответствие с требованиями ситуации; г) интеллектуального - оценка и определение требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.

В.А. Бодров при рассмотрении вопросов информационного стресса отмечает, что процесс поиска информации поддерживает устойчивость человека к фактору неопределенности. Под стрес-соустойчивостью он понимает интегральное свойство человека, которое, во-первых, характеризует степень его адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней (гигиентические условия, социальное окружение и т.п.) и внутренней (личной) среды и деятельности. Во-вторых, оно определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях. И, в-третьих, это свойство проявляется в активации функциональных ресурсов (и оперативных резервов) организма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности.

В.И. Медведев считает, что значимость полезной информации оказывает влияние на формирование устойчивости. При этом в формировании механизмов устойчивости возрастает роль психических факторов, которые регулируют соотношение социальных и биологических процессов.

В.Э. Чудновским устойчивость человека охарактеризована способностью выдержать неблагоприятное воздействие кого-либо или чего-либо. Это - оборонительный момент, т.е. когда устойчивость личности определяется степенью разруша-емости ведущих мотивов и установок человека. Также устойчивость человека им охарактеризована, как стойкость, не уступающая перед трудностями и не отказывающаяся от своих убеждений. Это - наступательный момент, когда устойчивость личности определяется её способностью реализовать свои личностные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение. При этом содержательная сторона отдаленной ориентации решающим образом определяет проявление устойчивости личности.

Как было ранее отмечено, в педагогической литературе вопросы духовно-нравственного воспитания личности направлены на формирование

_274

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №2(24)

различной устойчивости человека. Так, дидактика Я.А. Коменского нацелена на формирование устойчивости человека в разных жизненных ситуациях. По своей концепции «пансофии» он обучал людей пониманию строения вещей, помыслов и речей, целей, средств и способов осуществления всех действий (своих и чужих). Он учил умению отличать в сложных и запутанных действиях, помыслах и речах существенное от случайного, безразличное от вредного, чтобы всегда и везде возвращаться на правильный жизненный путь.

При исследовании «Педагогической антропологии» К.Д. Ушинского видна направленность на решение проблемы формирования устойчивости личности в духовно-нравственном воспитательном процессе. В своих работах он утверждает, что духовно-нравственное воспитание человека и народа совершается природой, жизнью, наукой и религией. Дух школы, по его мнению, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы сообразно истории народа, степени его развития, его характера, его религии. Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека.

Д. Локк считал, что кто лишен мужества, вряд ли может быть твердым в исполнении долга и проявить все качества истинно достойного человека.

Д. Дидро и Ж.Ж. Руссо развили положение о решающей роли воспитания и среды формирования личности, о всемогуществе воспитания нравственности, основных ценностей. В частности Д. Дидро считал, что сила нравственности начинается с совести и заключается в осознании сделанного зла. Ж.Ж. Руссо полагал, что воспитание нравственности заключается в воспитании любви к Отечеству.

Педагогическая мысль XVШ-XIX веков испытала воздействие ряда положений немецкой классической философии Канта, Фихте, Гегеля. Кант выдвинул принцип самоценности личности, считал, что в основу воспитания нравственности заложено понятие долга.

И.Г. Фихте важнейшую роль отводил философии, которая может обеспечить сознательное подчинение индивида нравственным законам.

Г.В. Гегель считал, что в природе духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. По Гегелю нравственность человека - это его гражданственность.

В разработке же собственно педагогической проблематики воспитания нравственности важным этапом была деятельность И.Г. Песталоцци - педагога-демократа, основоположника теории на-

чального обучения. Он считал, что воспитание нравственности заключается в совершенном умении и желании творить добро.

Значительный вклад в теорию воспитания внес А.Ф. Дистервег - немецкий педагог-демократ, который полагал, что воспитание нравственности в людях - это отыскание истины.

Вопросы духовно-нравственного воспитания военнослужащих и формирование в них профессиональной устойчивости рассматривали М.И. Драгомиров, A.M. Драгомиров, М.И. Кутузов, Петр I, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.

Петр I осознано использовал воинский дух, который понимался как сумма нравственных качеств войск и колоссальный источник их боевой мощи.

А.В. Суворов, укрепляя в солдатах духовно-нравственное начало путем религиозно-нравственного воспитания каждой отдельной личности, формировал профессионально-устойчивые войска. По свидетельству историков А.В. Суворов, свято чтил добрые обычаи предков и видел в них залог добродетели. Верой в Бога проникнуты все его приказы и наставления. Убежденный в том, что молитва, привлекая помощь Божию, укрепляет солдата и поднимает его дух. А.В. Суворов ни одну битву не начинал и не оканчивал без молитвы. В своем завещании потомству он пишет: «Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству». А.В. Суворов акцентировал внимание на то, что нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно.

М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров, A.M. Драго-миров, Ф.Ф. Ушаков акцентировали внимание на том, что во все времена стратегия и тактика опирались, прежде всего, на духовно-нравственные качества войск. В частности, на чувство принадлежности к воинской части, национальную гордость, религиозное чувство, устойчивость, ответственность и т.п.

Из современных военных педагогов, занимающихся вопросами духовно-нравственного воспитания, можно выделить В.Я. Слепова, В.И. Хальзова, Я.Я. Юрченко.

Вопросы духовно-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел и их профессиональной устойчивости рассматривали А.Д. Кузнецова, В.Я. Кикоть, И.А. Латкова, B.C. Олейников, В.П. Сальников, Л.Ф. Торопова, А.В. Щеглов и другие.

В частности, B.C. Олейников в своих работах утверждает важность выработки устойчивых форм поведения, увязанных с ценностными эталонами сотрудника, которые играют главную роль в ^^

275

выборе определения меры и санкционирования нравственно-правовых поступков. Им введен критерий нравственной устойчивости личности, применимый к вторичным свойствам нервной системы, а именно: уравновешенности нервных процессов, характеризуемой соответствием двух видов выносливости нервной системы - по отношению к действию возбуждения и по отношению к действию торможения.

Н.В. Бордовская, А.А. Реан отметили, что формирование устойчивого положительного отношения к профессии - один из актуальных вопросов педагогики и педагогической психологии.

Профессиональная устойчивость сотрудника -это способность стабильно сохранять внутреннюю нравственно-психологическую уравновешенность в различных условиях службы. Любая нагрузка на сотрудника может стать для него критической, а внутреннее состояние - предельным. Величина, характеризующая предельное состояние сотрудника, автором названа пределом устойчивости человека.

В целом сущность и структура духовно-нравственного воспитания сотрудников ГПС МЧС России определяются спецификой их работы.

Специфичность работы отражена в некоторых положениях, а именно:

тушение пожаров означает боевые действия, направленные на спасание людей, имущества и ликвидацию пожаров;

боевые действия могут проводиться в условиях повышенного риска, прямой опасности для жизни и здоровья участников тушения пожаров;

боевые действия на боевых позициях в условиях крайней необходимости, связанной с непосредственной угрозой жизни и здоровью участников тушения пожара, могут выполняться с отступлением от установленных требований охраны труда и техники безопасности только в исключительных случаях и, как правило, добровольцами;

спасание людей при пожаре является важнейшим видом боевых действий и представляет собой совокупность мер по эвакуации людей из зоны воздействия и вторичных проявлений опасных факторов пожара или защите людей от их воздействия и вторичных проявлений.

М.И. Марьин и Е.А. Мешалкин ввели для сотрудников ГПС понятие критическое происше-

ствие, к которому относятся:

смерть или увечье пожарного при тушении пожара;

смерть или увечье ребенка;

ситуация на пожаре, когда невозможен доступ к жертве (особенно когда жертвой является ребенок);

ситуация, когда пожарный лично знаком с жертвами;

ситуация при спасании, когда жертва получила сильные ожоги, исключающие вероятность выздоровления и т.п.

Также сотрудники находятся во время караульной службы в режиме постоянного ожидания выезда на пожар, сохраняя боевую готовность для оперативных и экстремальных действий.

При выезде и следовании на пожар, его тушении и выполнении спасательных работ личный состав караулов находится в состоянии эмоционального стресса и нервно-психического напряжения. Это состояние может усугубляться большими физическими нагрузками, связанными с необычным способом передвижения и работой в ограниченном пространстве при плохой видимости. Каждый сотрудник должен постоянно следить за исправностью работы противогаза (дыхательного аппарата), от которого зависит его жизнь.

Таким образом, пожар является сильным стрес-согеном, способным вызывать неадекватные реакции со стороны участников его тушения, как при ликвидации горения, так и по истечении неопределенного количества времени со дня тушения. Также пожар можно сравнить с аномальной зоной, где происходят аномальные явления, неподдающиеся научным объяснениям. Они порой загадочно воздействуют на сознание сотрудников.

Отсюда, сущность духовно-нравственного воспитания сотрудников ГПС МЧС России заключается в необходимости такого воспитания личности, целью которого должно быть достижение способности сотрудниками стабильно сохранять внутреннюю нравственно-психологическую уравновешенность независимо от силы различных воздействий. Оно основано на совокупности традиционного для России религиозного и нравственного воспитания.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №2(24)

276

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.