Научная статья на тему 'Духовно-нравственные качества инженеров спасателей'

Духовно-нравственные качества инженеров спасателей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
736
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПАСАТЕЛЬ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / RESCUER / SPIRITUAL VALUES / MORALITY / CULTURE OF PERSONALITY / SPIRITUAL-MORAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Л. А.

В статье рассмотрены духовно-нравственные качества личности инженера спасателя, которые определяют успешность выполнения им своего профессионального долга и являются необходимым условием его профессиональной пригодности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALLY-MORAL QUALITIES OF ENGINEERS OF RESCUERS

In article spiritually-moral qualities of the person of the engineer of the rescuer which define success of performance by it of the professional duty are considered and are a necessary condition of its professional suitability.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные качества инженеров спасателей»

6. Осмоловская, И.М. Представление об учебном предмете в современной дидактике // Инновации в образовании. - 2008. - № 2.

7. Чистикова, В.М. Основы интегративного подхода к содержанию профессиональной подготовки // Инновации в образовании. - 2008. - № 3.

8. Кяэрст, М. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров промышленности // Научное управление обществом. - М., 1976. - Вып. 10.

9. Юдина, Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании // Психологическая наука и образование. - 2001. - № 1.

Bibliography

1. Kotarbinjskiyj, T. Ehlementih teorii poznaniya, formaljnoyj logiki i metodologii nauk. - M., - 2000.

2. Chub, E.V. Intensifikaciya obucheniya kak faktor podgotovki kompetentnogo specialista // Innovacii v obrazovanii. - 2008. - № 8.

3. Blauberg, I. V. Stanovlenie i suthnostj sistemnogo podkhoda / I.V. Blauberg, Eh.G. Yudin. - M., 1973.

4. Bordovskaya, N. V. Pedagogicheskaya sistemologiya. - M., 2009.

5. Ljvov, L.V. Konkretno-nauchnihyj urovenj issledovaniya kachestva upravleniya podgotovkoyj pedagogov profiljnogo obucheniya / L.V. Ljvov, M.V. Chernihsheva // Inovacii v obrazovanii. - 2010. - № 5.

6. Osmolovskaya, I.M. Predstavlenie ob uchebnom predmete v sovremennoyj didaktike // Innovacii v obrazovanii. - 2008. - № 2.

7. Chistikova, V.M. Osnovih integrativnogo podkhoda k soderzhaniyu professionaljnoyj podgotovki // Innovacii v obrazovanii. - 2008. - № 3.

8. Kyaehrst, M. Rolj obrazovaniya v povihshenii kompetentnosti rukovodyathikh kadrov promihshlennosti // Nauchnoe upravlenie obthestvom. - M., 1976. - Vihp. 10.

9. Yudina, E.G. Professionaljnoe soznanie pedagoga: opiht postanovki problemih v sovremennom obrazovanii // Psikhologicheskaya nauka i obrazova-nie. - 2001. - № 1.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 378.046:[316.613+159.92/95]

Popova L.A. SPIRITUALLY-MORAL QUALITIES OF ENGINEERS OF RESCUERS. In article spiritually-moral qualities of the person of the engineer of the rescuer which define success of performance by it of the professional duty are considered and are a necessary condition of its professional suitability.

Key words: rescuer, spiritual values, morality, culture of personality, spiritual-moral qualities.

Л.А. Попова, аспирантка каф. социологии и социальной работы ГОУ ВПО Северо-Кавказского государственного технического университета, г. Ставрополь, Email: [email protected]

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРОВ СПАСАТЕЛЕЙ

В статье рассмотрены духовно-нравственные качества личности инженера спасателя, которые определяют успешность выполнения им своего профессионального долга и являются необходимым условием его профессиональной пригодности.

Ключевые слова: спасатель, духовные ценности, нравственность, культура личности, духовно-нравственные качества.

Техногенная опасность и ущерб, наносимым техногенными чрезвычайными ситуациями, стали соизмеримыми с природными катаклизмами и в настоящее время безопасность в природнотехногенной сфере стала глобальной проблемой человечества.

В связи с тем, что на потенциально опасных объектах используются современные технологии, так же аварийнохимические опасные вещества инженеры спасатели должны быть качественно подготовлены и адаптированы для принятия решений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Появилась и с каждым днем нарастает необходимость в специалистах по проблемам безопасности, снижения рисков чрезвычайных ситуаций и защищенности химически опасных объектов.

Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ [1]. Профессиональная деятельность спасателей - один из наиболее важных и гуманных видов человеческой деятельности. Главной целью выполнения спасателями своих профессиональных обязанностей является спасение людей и материальных ценностей, а также ликвидация чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основной вид их профессиональной деятельности - проведение аварийно-спасательных работ.

В процессе этих работ спасатели подвергаются воздействию поражающих и психотравмирующих факторов ЧС. Их деятельность связана с угрозой для жизни и здоровья, а ее результаты имеют высокую социальную значимость. Кроме того, содержание работ, необходимость оперативного принятия решений в ходе их, сложность используемых технических средств, другие специфические факторы, возникающие при ЧС, определяют высокие требования к уровню знаний, умений, навыков и духовно-нравственным качествам спасателей [2].

Духовно-нравственное развитие личности, осуществляемое в процессе социализации, - это способность человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [3].

Определяя роль духовности в развитии личности, Б.С. Братусь указывает, что она придает смысл жизни человека; в ней он черпает ответы на волнующие его экзистенциаль-

ные проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает человеку, что является для него главным и наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить [4].

Необходимость обращения к данной проблеме обусловлена и сугубо практическими обстоятельствами, и, прежде всего, кризисом духовности и самоидентификации человека, связанных с утратой смысла жизни, высшего предназначения в мире. Обращение к проблеме духовно-нравственных качеств личности спасателя в современном образовании связано со спецификой профессии, заключающейся, прежде всего, в ее нравственном аспекте. В деятельности спасателя многое зависит от нравственности избранных средств деятельности, так как для сохранения жизни населению, выполнения приказов и поставленных задач необходимы не только профессиональная компетентность, но и гуманизм, взаимовыручка, бескомпромиссность и определенное мужество. Именно поэтому проблема исследования духовно-нравственных качеств личности спасателя, ее духовной готовности к служению Родине и своему народу, выполнения профессионального долга по обеспечению безопасности общества и государства должны рассматриваться как важное звено формирования нового облика современных спасателей.

Учитывая специфику профессиональной деятельности спасателя, можно определить духовно-нравственные качества личности спасателя как социально значимые характеристики сознания, поведения, общения и взаимоотношений в процессе жизнедеятельности, отмеченные нравственной доминантой и позволяющие ему реализовывать свой внутренний потенциал, статус и роль в обществе.

Основой личности спасателя должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, способность творить добро, приносить людям благо, а самое главное - прийти им на помощь, даже с риском для своей жизни. Нравственность формируется на базе соответствующей ей

потребности, которая представляет собой наивысшую степень нравственного сознания спасателя, характеризующуюся наличием моральной потребности в соблюдении требований этики. Стабильность и содержательность духовно-нравственных качеств определяют его нравственное здоровье, характер действий в условиях морального выбора.

К числу важнейших духовно-нравственных качеств будущего спасателя относится общая культура личности. Общая культура включает в себя также общетехнические знания, навыки и умения, принятую для всех членов общества культуру поведения. Во взаимосвязи с культурой профессиональной она образует культуру личности спасателя и является показателем количественно-качественного уровня развития «сущностных сил» человека, то есть интеллектуальных, эмоциональных, волевых и физических потенций в профессиональной деятельности спасателя и его общении. Она формируется и развивается в зависимости от особенностей личности, воспитания, условий окружающей среды.

Также для профессии спасателя, характерна ответственность:

- за выполнение профессиональной задачи;

- за свои здоровье и жизнь [5].

Под ответственностью, одним из базовых свойств личности, О.В. Мухлынина понимает гарантирование субъектом достижения результата собственными силами на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести. Для эффективности профессиональной деятельности важно, чтобы будущий спасатель принял эту ответственность на себя (интер-нальный локус контроля), а не приписывал эту ответственность внешним обстоятельствам, условиям и субъектам (экстерналь-ный локус контроля). Ответственность в совокупности с такими качествами, как самоконтроль, профессиональная самооценка и несколько более специфичных - эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску относятся к универсальным профессиональной важным качествам личности [б].

Особый интерес в рамках проводимого исследования представляют такие свойства личности будущих спасателей, которые способны регулировать уровень их функционального состояния при несении службы. Наиболее часто таким качеством выступает эмоциональная устойчивость, позволяющая работнику пожарно-спасательной службы сохранять необходимую физическую и психическую работоспособность в чрезвычайных условиях.

Эмоциональная устойчивость позволяет более эффективно справляться со стрессом, уверенно и хладнокровно применять усвоенные навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени. Устойчивые к стрессу лица характеризуются как активные, неимпульсивные, настойчивые в преодолении трудностей. Эмоциональная устойчивость обусловлена мотивацией и уровнем притязаний на достижение высоких результатов, а также знаком эмоционального переживания, его длительностью, глубиной [7].

Важную роль в профессиональной деятельности играет самооценка, ее неадекватность уменьшает надежность работы в нестандартных условиях, во внезапно возникшей сложной обстановке. Самооценка во многом определяет формирование других профессионально важных качеств [8].

Следует отметить, что спасатели подвергаются повышенному риску [9]. Они сознательно идут на опасность, и успех здесь часто зависит от уровня развития моральных и волевых качеств человека, сознания ответственности, долга, самообладания, мужества и мастерства. Однако в минуты реальной опасности часто возникает нервное возбуждение, свойственное переживанию опасности. Оно мобилизирует спасателей на активные действия и помогает выйти из этой ситуации [7].

Кроме того, важнейшими духовно-нравственными качествами будущих спасателей являются тактичность - это качество предполагает умение спасателя предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие товарищами, сослуживцами и другими людьми. Тактичность как качество личности спасателя необходима ввиду того, что его поведение всегда требует одновременного соблюдения множества нравственных правил, которые могут противоречить друг другу.

Умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно кого-либо в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее, достигается путем всесторонней оценки противоречивой ситуации, а также тенденций и динамики ее развития. Спасателю в силу профессиональной специфики приходится иметь дело с людьми различного склада характера и самолюбия, поэтому соблюдение тактичности особенно необходимо.

Совесть спасателя проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим поискам решения и предостерегая его от чисто формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм. Когда ситуация (совокупность условий внешних по отношению к личности или внутренних) оказывается достаточно сложной или нестандартной, совесть индивида подсказывает ему верное решение. Справедливость должна постоянно присутствовать во взаимоотношениях спасателя с его окружением: коллегами, подчиненными.

Для анализа духовно-нравственных качеств личности спасателей было проведено исследование, на базе филиала государственного казенного учреждения «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» - «Аварийно-спасательная служба Ставропольского края». В качестве респондентов выступили 35 спасателей Аварийно-спасательной службы Ставропольского края, возрастная категория которых от 24 до 30 лет. Для выявления системы жизненных ценностей спасателей и выявления иерархической системы ценностей была проведена методика М. Рокича. Исследование ценностных ориентаций спасателей осуществлялось посредством ранжирования ценностных ориентаций М. Рокича. По результатам обследования мы разделили терминальные ценности спасателей в соответствии с рангами. В эту группу вошли ценности, занявшие ранговые места с 1-го по 10-е. Эти ценности отражают отношение испытуемых к жизни и являются главными, смыслообразующими. Данные о классификации терминальных ценностей спасателями отражены в таблице 1:

Таблица 1

Предпочитаемые терминальные ценности спасателей

Блоки ценностей Место в жизни

Здоровье (физическое и психическое) 1

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 2

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 3

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 4

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 5

Счастливая семейная жизнь б

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) 7

Наличие хороших и верных друзей 8

Интересная работа 9

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 10

Анализ таблицы 1 показывает, в структуре терминальных ценностей спасателей преобладают индивидуальные, конкретные ценности, связанные с их физическим, материальным благосостоянием, сферой межличностных отношений. Такие ценности как жизненная мудрость, счастье других; возможность творчества отвергаются спасателями. Данная тенденция связана с возрастными особенностями. Дифференцирующими являются ценности активной, деятельной жизни, познания, интересной работы. Спасатели отмечают высокую значимость счастливой семейной жизни, любви, активной, продуктивной, деятельной жизни, ее полноты и эмоциональной насыщенности, что обусловлено деятельность специалистов экстремального профиля, связана с влиянием на них стресс-факторов, так как осуществляется она в условиях возникновения различных проблемных ситуаций, которые определяют высокий уровень

Предпочитаемые

сложности, опасности и ответственности выполнения профессиональных заданий.

Современные социально-экономические условия профессиональной деятельности способны формировать у спасателя социально-весомые черты, способствовать её гармонизации, повышать уровень её социальной адаптивности, но, вместе с тем, существует возможность и негативного влияния профессиональной деятельности на личность. Актуальность приобретают проблемы ощущения безопасности, большого физического и эмоционального напряжения, стресса. В данном контексте особо значимыми выступают вопросы сохранения физической, функциональной и, самое главное, психологической надёжности специалистов экстремального профиля деятельности, в первую очередь, спасателей.

Результаты оценки предпочтений инструментальных ценностей спасателей представлены в таблице 2.

Таблица 2

льные ценности спасателей

Блоки ценностей Место в жизни

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) 1

Исполнительность(дисциплинированность) 2

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 3

Честность (правдивость, искренность) 4

Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень) 5

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 6

Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) 7

Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) 8

Смелость в отстаивании своего мнения 9

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) 10

Полученные результаты таблица 2, свидетельствуют о разнообразии инструментальных ценностей спасателей. Для спасателей наиболее значимыми являются профессиональные, интеллектуальные ценности. Необходимо также отметить конформистский характер предпочитаемых ценностей. Выявленные особенности обусловлены адаптацией спасателей к профессиональной деятельности, характеризующимся высоким уровнем интеллектуальных, эмоциональных нагрузок, что требует от спасателей дисциплинированности, высокого уровня самоконтроля, волевых усилий. То есть спасатели владеют чувством долга, умением держать свое слово, не отступать перед трудностями, честностью, воспитанностью и исполнительностью. Выбранная специальность для спасателей эта важная и значимая ценность. Спасатели мечтают самоутвер-

Профессиональная

диться через профессиональную деятельность, повысить свой культурный уровень, статус, возможность расширения своего образования уже в ближайшей перспективе.

Для диагностики мотивации профессиональной деятельности спасателей мы использовали методику К. Замфир в модификации А. Реана. В основу методики положена концепция внутренней и внешней мотивации. Спасателям было предложено оценить мотивы профессиональной деятельности по их значимости для каждого по пятибалльной шкале: 1 балл -в очень незначительной мере; 2 балла - в достаточно незначительной мере; 3 балла - в небольшой, но и не в малой мере; 4 балла - в достаточно большой мере; 5 баллов - в очень большой мере. Результаты оценки профессиональной мотивации спасателей представлены в таблице 3:

Таблица 3

тивация спасателей

Спасатели

Внутренняя мотивация 51,23%

Внешняя положительная мотивация 29,36%

Внешняя отрицательная мотивация 19,41%

По результатам нашего исследования у 51,23% опрошенных спасателей определяется наилучший мотивационный комплекс, что позволяет предположить, что большая часть спасателей при выборе профессии ориентировалась на интерес к ее содержанию, а также на будущую профессиональную деятельность. Это свидетельствует о том, что активность спасателей в овладении профессией мотивирована самой профессиональной деятельностью, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, возможностью наиболее полной самореализации именно в данной деятельности. При этом у этого числа спасателей определяется низкий уровень эмоциональной нестабильности. У 19,41% спасателей наихудший мотивационный комплекс, то есть деятельность спасателей обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впро-

сак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой профессиональной деятельности).

На основании полученных данных можно предположить, что преобладание внутренней мотивации определяет выбор профессиональной деятельности или же научно-исследовательской деятельности. Преобладание же внешней положительной мотивации определяет предпочтение организаторской деятельности, построение вертикальной карьеры. Можно предположить, что спасатели с внешней отрицательной мотивацией вряд ли смогут продолжать свою дальнейшую профессиональную деятельность.

Таким образом, оценка полученных данных по критерию «направленность на выбор специализации спасателя» позволяет констатировать, что спасатели характеризуются преобла-

данием профессиональных мотивов и познавательных мотивов, а также внутренней мотивацией. Преобладание внешней мотивации в дальнейшем приведет к формированию конфликта между реальными мотивами спасателей и мотивами, релевантными содержанию их профессиональной деятельности. Кроме того, преобладание у спасателей внутренней мотивации свидетельствует о сформированности их профессиональной мотивации.

Таким образом, духовно-нравственные качества личности спасателя во многом определяют успешность выполнения им своего профессионального долга и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование

Библиографический список

духовно-нравственных качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти качества личности спасателя, проявленные им по отношению к себе, окружению и всему обществу, способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем самым решению целого ряда социальных проблем.

Все названные духовно-нравственные качества личности взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и присутствуют в поведении и действиях спасателя постоянно, в любых ситуациях и отношениях, формируя в общественном мнении облик спасателя как высоконравственной личности.

1. Федеральный закон № 151- ФЗ от 22 августа 1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»: офиц. текст. - М., 1995.

2. Колпачников, В.В. К вопросу об ответственности специалиста в связанных с риском профессиях // Материалы международной конференции. Актуальные вопросы психологии в области человеческого фактора. - Екатеринбург, 2008.

3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Вестник образования. - 2009. - № 17. - сентябрь. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации [Э/р]. - Р/д: www.vestnik.edu.ru/proect.html

4. Братусь, Б.С. Начало Христианской психологии: учеб. пособие для вузов. - М., 1995.

5. Корнейчук, Ю. Психологическая подготовка. Учебный предмет в системе боевой подготовки войск ГО / Ю. Корнейчук, В. Глебов, Ю. Соловов [и др.] // Гражданская защита. - 2002. - № 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мухлынина, О.В. Ответственность как профессиональное качество личности. Материалы международной конференции. Актуальные вопросы психологии в области человеческого фактора. - Екатеринбург, 2008.

7. Шленков, А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: дис. ... д-ра псих. наук. - СПб., 2009.

8. Марьин, М.И. Профессиографическое описание основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России / М.И. Марьин, И.Н. Ефанова, М.Н. Поляков. - М., 1998.

9. Арапов, Е.Д. Программа тактической подготовки начальствующего состава пожарной охраны. - М., 1972.

Bibliography

1. Federaljnihyj zakon № 151- FZ ot 22 avgusta 1995 goda «Ob avariyjno-spasateljnihkh sluzhbakh i statuse spasateleyj»: ofic. tekst. - M., 1995.

2. Kolpachnikov, V.V. K voprosu ob otvetstvennosti specialista v svyazannihkh s riskom professiyakh // Materialih mezhdunarodnoyj konferencii. Aktua-ljnihe voprosih psikhologii v oblasti chelovecheskogo faktora. - Ekaterinburg, 2008.

3. Danilyuk, A.Ya. Koncepciya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii: proekt / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov // Vestnik obrazovaniya. - 2009. - № 17. - sentyabrj. Oficialjnoe spravochno-informacionnoe izdanie Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii [Eh/r]. - R/d: www.vestnik.edu.ru/proect.html

4. Bratusj, B.S. Nachalo Khristianskoyj psikhologii: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 1995.

5. Korneyjchuk, Yu. Psikhologicheskaya podgotovka. Uchebnihyj predmet v sisteme boevoyj podgotovki voyjsk GO / Yu. Korneyjchuk, V. Glebov, Yu. So-lovov [i dr.] // Grazhdanskaya zathita. - 2002. - № 11.

6. Mukhlihnina, O.V. Otvetstvennostj kak professionaljnoe kachestvo lichnosti. Materialih mezhdunarodnoyj konferencii. Aktualjnihe voprosih psikhologii v oblasti chelovecheskogo faktora. - Ekaterinburg, 2008.

7. Shlenkov, A.V. Psikhologicheskoe obespechenie professionaljnoyj podgotovki sotrudnikov Gosudarstvennoyj protivopozharnoyj sluzhbih MChS Rossii: dis. ... d-ra psikh. nauk. - SPb., 2009.

8. Marjin, M.I. Professiograficheskoe opisanie osnovnihkh vidov deyateljnosti sotrudnikov GPS MVD Rossii / M.I. Marjin, I.N. Efanova, M.N. Polyakov. -M., 1998.

9. Arapov, E.D. Programma takticheskoyj podgotovki nachaljstvuyuthego sostava pozharnoyj okhranih. - M., 1972.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 37.032

Filatova M.N. THEORETICAL BASIS FOR THE MODEL OF SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN IN AN OUT-OF-SCHOOL ACTIVITY INSTITUTION. The subject of the article is sociocultural development of schoolchildren, which is essential for the theory and praxis of the modern pedagogics. The author proposes a model of sociocultural development of schoolchildren in the out-of-school activity institutions, which are an important part of the educational infrastructure in modern Russia.

Key words: sociocultural development of schoolchildren, out-of-school activity institution, model of sociocultural development of schoolchildren.

М.Н. Филатова, соискатель МПГУ, г. Москва, E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье освещена проблема социокультурного развития учащихся, которая особенно актуальна в современной педагогической теории и практике. Автором предложена модель социокультурного развития учащихся в учреждениях дополнительного образования, которые являются важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Ключевые слова: социокультурное развитие учащихся, учреждение дополнительного образования детей, модель социокультурного развития учащихся.

Проблема социокультурного развития подрастающего поколения в нашей стране особенно актуальна в реально существующих условиях и обусловлена возникшей в России в начале XXI века сложной социокультурной ситуацией, которая сопровождается остротой политических, социально-экономических

и духовно-нравственных проблем, что свидетельствует о глубоких переменах в моральной атмосфере общества, вызывает различные асоциальные и деструктивные явления. Образование во многом утратило свою основную составляющую - деятельность по развитию культуры личности, системы духовно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.