Научная статья на тему 'Обеспечение развития стрессоустойчивости сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России с использованием системы средств и методов психологического воздействия'

Обеспечение развития стрессоустойчивости сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России с использованием системы средств и методов психологического воздействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1286
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / STRESS / СТАНОВЛЕНИЕ / FORMATION / СОПРОВОЖДЕНИЕ / SUPPORT / СРЕДСТВА / TOOLS / МЕТОДЫ / TECHNIQUES / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / AND PSYCHOLOGICAL IMPACT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артамонова Г. К., Лоскутова Е. Е., Муша В. И.

Рассмотрены особенности работы сотрудников Федеральной противопожарной службы (ФПС) МЧС России, непосредственно участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) и тушении пожаров, а также стресс-факторы, препятствующие качественному выполнению поставленных задач личным составом пожарных подразделений. Выявлены основные направления работы психологических служб МЧС России. Предложены средства и методы психологического воздействия на сотрудников ФПС МЧС России в процессе становления личности профессионала и в экстремальных ситуациях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Артамонова Г. К., Лоскутова Е. Е., Муша В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFTWARE DEVELOPMENT EMPLOYEE STRESS MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA WITH SYSTEM AND METHODS OF PSYCHOLOGICAL EFFECTS

Peculiarities of the Russian Emergencies Ministry employees FPS directly involved in rescue techniques and fire suppression, as well as stress factors affecting the quality performance of the tasks the personnel of the fire brigade. The basic directions of the Russian Ministry of Emergency Situations of psychological services. Proposed means and methods of psychological impact on employees FPS Russian Emergencies Ministry in the process of becoming a person and a professional in extreme situations

Текст научной работы на тему «Обеспечение развития стрессоустойчивости сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России с использованием системы средств и методов психологического воздействия»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Г.К. Артамонова, доктор юридических наук, профессор; Е.Е. Лоскутова.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. В.И. Муша, доктор психологических наук, профессор. Военно-морской институт Военно-учебного научного центра Военно-морской академии

Рассмотрены особенности работы сотрудников Федеральной противопожарной службы (ФПС) МЧС России, непосредственно участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) и тушении пожаров, а также стресс-факторы, препятствующие качественному выполнению поставленных задач личным составом пожарных подразделений. Выявлены основные направления работы психологических служб МЧС России. Предложены средства и методы психологического воздействия на сотрудников ФПС МЧС России в процессе становления личности профессионала и в экстремальных ситуациях.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, становление, сопровождение, средства, методы, психологическое воздействие

SOFTWARE DEVELOPMENT EMPLOYEE STRESS MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA WITH SYSTEM AND METHODS OF PSYCHOLOGICAL EFFECTS

G.K. Artamonova; E.E. Loskutova.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia.

V.I. Musha. Great-Naval Institute Military and academic research center Naval Academy

Peculiarities of the Russian Emergencies Ministry employees FPS directly involved in rescue techniques and fire suppression, as well as stress factors affecting the quality performance of the tasks the personnel of the fire brigade. The basic directions of the Russian Ministry of Emergency Situations of psychological services. Proposed means and methods of psychological impact on employees FPS Russian Emergencies Ministry in the process of becoming a person and a professional in extreme situations.

Keywords: stress, formation, support, tools, techniques, and psychological impact

Служба в МЧС России относится к разряду деятельности в экстремальных условиях. Выполнение служебных обязанностей сопровождается различными психоэмоциональными нагрузками, поэтому особое значение для МЧС России приобретают проблемы, связанные

135

с разработкой системы мероприятий, направленных на повышение качества выполнения профессиональной деятельности и сохранение профессионального здоровья сотрудников ФПС МЧС России.

В соответствии с требованиями руководящих документов МЧС России и других ведомств, деятельность психологической службы должна быть направлена на повышение эффективности профессиональной подготовки кадров для структурных подразделений, формирование их профессиональных знаний, умений и навыков, воспитание всесторонне зрелой личности [1]. Одним из приоритетных направлений МЧС России является подготовка высококвалифицированных кадров, отвечающих высоким требованиям профессиональной деятельности [2].

В настоящее время в процесс подготовки специалистов для структурных подразделений МЧС России внедряются новые программы, средства, методы психологической работы, образовательные стандарты. Создаются учебно-научные комплексы, вводятся подразделения психологического обеспечения. Активно ставится вопрос о переориентации деятельности групп профотбора с задачами профессиональной ориентации и психологического отбора на проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности и развития стрессоустойчивости [3].

В общем виде психологическое обеспечение профессиональной подготовки осуществляется в следующих направлениях: психолого-педагогическом, социально-психологическом, личностном. Кроме того, необходимо учитывать и такие компоненты как профессионализм руководящего состава, взаимоотношения в профессиональных коллективах, психолого-педагогические аспекты внедрения новых технологий и процесс адаптации сотрудников ФПС к ним.

Поэтому становится понятным, почему психологическое обеспечение профессиональной деятельности и развития стрессоустойчивости сотрудников ФПС включает комплекс научно обоснованных мероприятий по оптимизации деятельности в подразделениях МЧС России в области подготовки и профессионального и личностного развития сотрудников.

Целью проведения мероприятий психологического обеспечения является оказание помощи начальствующему составу подразделений противопожарной службы в реализации психологически обоснованного подхода ко всем составляющим частям профессиональной подготовки: развитию и совершенствованию профессионально важных качеств сотрудников, укреплению здоровья личного состава, а так же минимизации энергозатрат в ситуации стресса.

В более узком смысле психологическое обеспечение профессиональной подготовки в подразделениях МЧС России рассматривается как комплекс целенаправленных психологических, исследовательских, организационных и воспитательных мероприятий, направленных на улучшение качества профессиональной деятельности, воспитание и развитие профессионально важных качеств сотрудников, эмоциональной устойчивости.

В содержательном плане психологическое обеспечение должно способствовать созданию нового типа развивающей, воспитывающей и обучающей среды, содействующей росту профессионально-творческого потенциала личности будущих специалистов подразделений ФПС МЧС России.

Совершенствование психологического обеспечения профессиональной подготовки в подразделениях МЧС России предполагает разработку комплексных программ и перспективных планов как в целом по Министерству, так и на уровне каждого подразделения.

Экстремальные условия деятельности, с которыми сталкивается личный состав пожарных подразделений, с психологической точки зрения, характеризуется сильными психотравмирующими факторами. Выработка определенных стереотипов поведения и одновременная адаптация к ситуациям риска, отражающих реакцию организма на психотравмирующие факторы, происходит в процессе становления личности в профессиональном плане. Наряду со становлением личности, под влиянием стрессогенных

факторов в профессиональном плане, происходит формирование деформаций. Последствия воздействия психотравмирующих факторов оказывают сильное влияние на профессиональную деятельность сотрудников ФПС МЧС России.

Профессиональное становление личности - это целостный динамически развёртывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в деятельности. Основным противоречием профессионального становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности, значение которой состоит в том, что она обусловливает дальнейшее развитие личности. Профессиональное становление предполагает использование совокупности приёмов социального воздействия на личность, её включение в различные виды деятельности, имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств [4].

В образовании комплексов профессионально важных качеств личности участвуют не только совокупности свойств личности, связанные с видом деятельности, но личностные качества, профессионально важные для любого вида профессиональной деятельности. Это, прежде всего, ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющиеся важными компонентами профессионального самосознания, и несколько более специфические, особенно для сотрудников противопожарной службы - эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, тревожность, отношение к риску.

Источники психической травматизации и непосредственные стрессоры, влияющие на психику сотрудников МЧС России и здоровье, могут быть самые разнообразные. Стресс представляет собой наиболее сильный фактор, отражающийся на профессиональной деятельности лиц, по роду своей профессии постоянно сталкивающихся с опасностью и риском для жизни [5]. В современных психологических работах по стрессу предпринимаются настойчивые попытки, так или иначе ограничить притязания этого понятия, подчинив его традиционной психологической проблематике и терминологии. Лазарус Р. с этой целью вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической устойчивой стрессовой реакции на вредность, является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами.

Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации [6].

Существует ряд стресс-факторов, препятствующих качественному выполнению своих должностных обязанностей в профессиональной деятельности сотрудников ФПС МЧС России. Наиболее характерные и часто встречающиеся стресс-факторы при выполнении пожарными своего профессионального долга следующие:

- высокая температура окружающей среды;

- высокая плотность дыма;

- новизна раздражителей;

- воздействие шума;

- действие ограниченного пространства;

- сигнал тревоги (по данным М.И. Марьина, Е.А. Мешалкина, более 70 % пожарных при получении сигнала тревоги испытывают нервно-эмоциональный дискомфорт, а более 50 % сдвиг частоты сердечных сокращений, связанный с эмоциональным компонентом кардиальной реакции);

- влияние состояния пострадавших людей на психику пожарного [7].

Профессиональная деятельность сотрудников ГПС МЧС России заключается

в овладении специальными приемами и стереотипами поведения в экстремальных ситуациях, связанных с тушением пожаров, ликвидацией последствий ЧС. На этом фоне происходит активное формирование таких важных качеств личности, как устойчивость к высокому уровню опасности, рискованности, стрессогенности, определённому уровню ответственности; происходит выработка механизмов поведения и действий в неопределенных ситуациях, в условиях ограниченного пространства и дефицита времени.

Любая профессиональная деятельность, связанная с риском, требует особого внимания со стороны психологических служб в системе подготовки кадров [8].

Одна из главных задач психологического сопровождения - не только оказывать своевременную помощь и поддержку сотрудникам ФПС, но и научить их самостоятельно, ответственно относиться к своему здоровью, обучить приемам развития стрессоустойчивости, помочь пожарным стать полноценным субъектами своей профессиональной жизни. Необходимость решения этой задачи обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.

Обеспечение развития стрессоустойчивости психологическими службами предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.

Сотрудники ФПС работают в экстремальных условиях, под воздействием различных стрессогенных факторов, в связи с этим они должны быть психологически подготовлены к трудностям в профессиональной деятельности.

Сохранять внутреннюю гармонию, благоприятные межличностные отношения, переживание благополучия в ситуациях жизненных испытаний позволяет психологическая устойчивость. Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Основными аспектами психологической устойчивости являются стойкость, стабильность, уравновешенность, сопротивляемость (резистентность), мотивация, воля, познание и интеллект.

Формирование психологической устойчивости и умения владеть собой в кризисных и экстремальных ситуациях предполагает выработку определенных качеств личности, таких как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержку. Люди, в силу своей профессии, постоянно сталкивающиеся с экстремальными ситуациями, ситуациями опасности и риска, должны владеть приемами самоконтроля, управления своим поведением и эмоциями. В процессе занятий и тренировок они должны активно включаться в процесс познания и научиться овладевать приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи. В связи с этим отмечается важность разработки и реализации программ развития стрессоустойчивости сотрудников ФПС МЧС России на всех этапах адаптации к экстремальным ситуациям (рис.).

Подготовительный Реадаптации

Стартового психического Острых психических реакций

напряжения

Психической переадаптации

Острых психических реакций входа

Завершающего психического напряжения

Неустойчивой психической деятельности

деятельности

Глубоких психических изменений

Рис. Этапы психической адаптации и дезадаптации в измененных условиях существования

(экстремальных ситуациях) 138

В процессе подготовки к действиям в экстремальных условиях, во избежание переутомления и повышения эффективности этого процесса, необходимо вовремя выявлять и корректировать любые отклонения в функциональном состоянии сотрудников.

Работу по обеспечению развития стрессоустойчивости рекомендуется проводить, используя:

- комплекс мероприятий, направленных на повышение работоспособности сотрудников ФПС МЧС России;

- обучение методам и приемам саморегуляции в повседневной и экстремальной деятельности.

Таким образом, основополагающим элементом в создании системы психологического обеспечения формирования и развития профессионально важных качеств личности и в частности эмоциональной устойчивости к негативным стрессовым воздействиям, является его методологическое, концептуальное обоснование. Для обеспечения развития указанной системы необходимо проводить научно-исследовательскую и информационную деятельность с целью своевременной коррекции проводимых мероприятий, адаптации новых средств и методов работы. Использование таких средств и методов психологической работы позволит более точно изучить психологические особенности сотрудников противопожарной службы МЧС России, что обеспечит еще более качественное выполнение своих профессиональных задач.

Литература

1. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел РФ. Решение Коллегии МВД России от 22 окт. 2003 г. № 5 КМ/2.

2. Олейников В.С. Акмеологические проблемы воспитания профессионально-нравственной культуры. СПб., 1996. 220 с.

3. Третьякова А.В. Организация самостоятельной работы студентов с учетом личностных факторов: дисс. ... канд. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1994. 180 с.

4. Левитан К.М. Юридическая педагогика. М.: Норма, 2008. 432 с.

5. Личности // Психол. журн. 1997. № 6. С. 35-44.

6. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М., 1992.

7. Марьин М.И. Динамика заболеваемости пожарных нервно-психическими болезнями // Пожарная безопасность. 1999. № 4. С. 73-77.

8. Сельченок К.В., Тарас А.Е. Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия. Сер. Библиотека практической психологии. 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.