Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ТЕСТЫ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЗНАНИЯ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тиллабаева Ф. А.

Основной задачей современного филологического образования в вузе является формирование и развитие языковой личности, развитие орфографическое и синтаксической грамотности. Огромное образовательно-воспитательное и практическое значение русского литературного языка. В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение студенты различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF WORKING WITH DICTIONARIES AS A PROCESS OF DEVELOPING SPEECH IN RUSSIAN LESSONS

The main task of modern philological education at higher education is the formation and development of a linguistic personality, the development of spelling and syntactic literacy. The enormous educational, educational and practical significance of the Russian literary language. Currently, purposeful, systematic, linguistic-based teaching of students in various types of speech activity (speaking, listening, reading and writing) is in the focus of attention of methodological scientists and practicing teachers.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК 378.

Тиллабаева Ф.А. преподаватель кафедры узбекского языка, педагогики и физической культуры факультет защиты растений и агрохимии Андижанский институт сельского хозяйства и агротехники

Узбекистан, г. Андижан

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: Основной задачей современного филологического образования в вузе является формирование и развитие языковой личности, развитие орфографическое и синтаксической грамотности. Огромное образовательно-воспитательное и практическое значение русского литературного языка. В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение студенты различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков.

Ключевые слова: контроль, тесты, иностранный язык, методика, самостоятельная работа, знания, оценка.

Tillabaeva F.A.

teacher of the department of the uzbek language, pedagogy and physical culture

faculty of plant protection and agro chemistry Andijan Institute of Agriculture and Agro technologies

Uzbekistan, Andijan

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF WORKING WITH DICTIONARIES AS A PROCESS OF DEVELOPING

SPEECH IN RUSSIAN LESSONS

Abstract: The main task of modern philological education at higher education is the formation and development of a linguistic personality, the development of spelling and syntactic literacy. The enormous educational, educational and practical significance of the Russian literary language. Currently, purposeful, systematic, linguistic-based teaching of students in various types of speech activity (speaking, listening, reading and writing) is in the focus of attention of methodological scientists and practicing teachers.

Key words: control, tests, foreign language, methods, independent work, knowledge, assessment.

Слово, называя то или иное явление действительности, закрепляет в сознании человека результаты его познавательной деятельности. Вместе со словом к человеку приходят знания о мире, развивается его мышление, обеспечивается его общение с людьми, говорящими на данном языке.

Овладение новыми словами и уточнение значений знакомых детям слов является средством познания действительности; совершенствуется владение языком как средством общения. Поэтому расширению словарного запаса студенты в учебном процессе необходимо уделять большое внимание.

Словарный запас учащихся расширяется вне школы (в результате общения со взрослыми, чтения книг и газет, просмотра кинофильмов и телепередач, слушания радио) и в школе (при изучении любого учебного предмета). Каждый предмет дает возможность детям овладеть прежде всего специальной лексикой и фразеологией, например, литературоведческой, общественно-политической, биологической, химической и т.п., но особую роль в обогащении словарного запаса учащихся играют уроки русского языка, на которых ведется работа над общеупотребительным словами, относящимися к различным лексико-семантическим группам. Работе над значением и употреблением слов уделялось внимание как в дореволюционной методике русского языка, так и в советской и современной.

Обогащение словарного запаса учащихся выделено в особую область методики развития речи учащихся со своим объектом, со своими методами исследования, со своим содержанием и методами обучения.

Обогащение словарного запаса учащихся как особое и важнейшее направление в работе учителя русского языка призвано, во-первых, разъяснить незнакомые детям слова и отдельные значения многозначных слов, уточнить смысл (семантику) известных значений многозначных слов и обучить детей точному употреблению слов; во-вторых, развить у детей умение употреблять слова в зависимости от типа и стиля речи; в-третьих, заменить в словарном запасе ученика диалектные или просторечные слова(если они имеются) на эквивалентные им литературные слова.

Вместе с тем очевидно: чем больше объем словарного запаса ученика, тем его речь богаче, тем лучше язык обслуживает коммуникацию, лучше обеспечивается понимание учеником произведений разных функциональных стилей.

В связи с необходимостью обогащения словарного запаса учащихся возникает задача создания лексического минимума общеупотребительных слов при решении этой задачи возникают определенные трудности: не изучен словарный запас детей, с которым они приходят в школу; значительно разнится объем словарного запаса студенты одного возраста, в речи учеников встречаются диалектные и просторечные слова.

Учитывая необходимость в отборе слов с целью создания лексического минимума, одни ученые предлагают брать за основу грамматико-орфографические трудности слов, другие - смысловую ценность слов для обогащения словарного запаса учащихся. Первый путь отбора слов был

назван грамматико-орфографическим направлением в словарной работе, а второй- семантическим. Семантическое направление отражает тематический подход к отбору слов.

Выделяются следующие принципы методики обогащения словарного запаса учащихся:

1. соотнесение слова и реалий (предмета или рисунка этого предмета) при толковании лексического значения слова.

2. рассмотрение слова в его родо-видовых, синонимических и антонимических связях, в его структурно-семантических отношениях с родственными словами;

3. показ слова в его окружении с другими словами с целью выявления сочетаемости слова с другими словами;

4. показ употребительности слова в определенных стилях;

5. включение слова в контекст словосочетания, предложения, связного текста.

Существует несколько способов толкования лексического значения слова: это логическое определение понятия, сопоставление неизвестного слова с известным (использование синонимов и антонимов), наглядность и контекст.

Контекст чаще всего позволяет получить самое общее представление о значении слова - знание о том, к какому классу предметов, явлений, процессов, качеств относится предмет, признак, действие, обозначенные данными словами.

Применение наглядности при объяснении смысла слова также ограничено. Наглядно можно представить лишь конкретные предметы, явления и в очень незначительной степени процессы и качества. С помощью наглядных средств нельзя объяснить ни оттенки значения слова, ни его употребление.

Значительно большее применение находит сопоставление неизвестного слова с известным, имеющимся в словарном запасе школьника и хорошо знакомым ему. Для сопоставления используются синонимы и антонимы.

Работа по обогащению словарного запаса учащихся - это в первую очередь лексические виды работ. К лексическим упражнениям следует отнести такие, в процессе выполнения которых учащиеся овладевают определенным кругом лексических понятий, что способствует совершенствованию их речевых умений и навыков, и обогащают свой словарь семантически новыми для них словами. Проводимые в системе, эти упражнения способствуют закреплению лексических понятий, активизируют словарь учащихся, воспитывают у них внимание к слову и его значению, развивают у студенты логическое мышление.

На уроках русского языка лексическая работа органически связана с изучением словообразования, грамматики, орфографии и стилистики. Принцип взаимосвязи различных разделов курса русского языка является одним из основных требований методики. Поэтому овладение лексикой,

обогащение словарного запаса в значительной степени происходит в процессе усвоения грамматики, её законов. При изучении грамматики, особенно морфологии, происходит не только осознание грамматического строя, но и углубляется понимание значения слова. Знакомство с частями речи способствует введению в активный словарь учащихся большого количества слов различных категорий. Прежде всего, учащиеся расширяют свой словарь за счет лексико-грамматических разрядов слов, овладевают грамматическими закономерностями употребления этих слов в речи.

Взаимосвязь лексики с грамматикой, орфографией и стилистикой позволяет организовать разнообразные типы упражнений комбинированного характера: лексико-семантические, лексико-стилистические, лексико-грамматические, лексико-орфографические. Благодаря таким упражнениям создаются большие возможности для введения в активный словарь школьника многих незнакомых слов и для уточнения тех слов, значение которых учащиеся недостаточно понимают и поэтому неправильно их употребляют.

Использованные источники:

1. Носирова М.К. Структура урока и ее составляющие. Международный научный журнал. Экономика и общество. № 6 (73) -с.: 2020.

2. Тиллабоева Ф.А. Подходы и принципы обучения русского языка. Международный научный журнал. Экономика и общество. №2 6 (73) -с .: 2020.

3. Джабборова С.Т. Способы повысить интерес студентов к изучению темы и объем самостоятельной работы. Международный научный журнал. Экономика и социум. № 6 (73) -с.: 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.