Научная статья на тему 'Формирование лексической грамотности учащихся средствами словарной работы на уроках русского языка'

Формирование лексической грамотности учащихся средствами словарной работы на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2001
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / УЧАЩИЕСЯ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / АКТИВНАЯ ЛЕКСИКА / РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ / МЕТОДИКА / VOCABULARY / STUDENTS / LEXICAL LITERACY / ACTIVE VOCABULARY / SPEECH ERRORS / METHODS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зайцева Нина Петровна

В настоящей статье рассматриваются пути и способы формирования лексической грамотности на уроках русского языка, отмечается вид словарной работы как наиболее успешный для достижения эффективного результата, затрагивается проблема скудного словарного запаса учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the ways and means of formation of lexical literacy in the lessons of the Russian language, the type of dictionary work as the most successful to achieve effective results, the problem of scarce vocabulary of students.

Текст научной работы на тему «Формирование лексической грамотности учащихся средствами словарной работы на уроках русского языка»

УДК 8-81-13

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Зайцева Нина Петровна, МБОУ СОШ №17, г. Кисловодск Научный руководитель: Цой Людмила Петровна, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки

E-mail: [email protected]

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются пути и способы формирования лексической грамотности на уроках русского языка, отмечается вид словарной работы как наиболее успешный для достижения эффективного результата, затрагивается проблема скудного словарного запаса учащихся.

Abstract. This article discusses the ways and means of formation of lexical literacy in the lessons of the Russian language, the type of dictionary work as the most successful to achieve effective results, the problem of scarce vocabulary of students

Ключевые слова: словарный запас, учащиеся, лексическая грамотность, активная лексика, речевые ошибки, методика.

Key words: vocabulary, students, lexical literacy, active vocabulary, speech errors, methods.

Проблема увеличения словарного запаса учащихся на сегодняшний день не утратила своей актуальности. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью формирования лексической грамотности учащихся, которая позволит достичь достаточно высокого уровня универсальных учебных действий.

В своих исследованиях, статьях, наблюдениях, заметках известные отечественные педагоги не раз отмечали мощную силу слова и придавали изучению слова огромное значение для развития речи и формирования мыслей. Так, например, К.Д. Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета» [6, с. 186].

Развитию речи учащихся способствует систематическая работа над ее значением, обучение выбору и употреблению нужного слова в контексте коммуникации, грамотному построению в структурном плане.

В свете вышеизложенного большая роль отводится словарной работе, которая позволяет не только увеличить словарный запас, лексический фонд

ребенка, но и обучает правильному правописанию, другими словами, работа должна носить комплексный характер обучения.

«Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообраз-но построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый-методист методист А.В. Текучев [5, с.112].

Надо отметить, что раздел лексики всегда был незаслуженно обделен вниманием педагогов и мыслителей, так как преимущество всегда стояло на стороне фонетики и морфологии. В настоящее время вопрос по поводу обогащения словарного запаса особенно актуален в связи появившейся тенденцией увлечение Интернетом и прочими технологиями, отнимающими у детей практически все свободное время, вследствие чего учащиеся не могут, не хотят читать художественную литературу, и как следствие, скудный словарный фонд. Словарный запас таких современных школьников пополняется за счет разговорной и просторечной лексики, что не может не тревожить учителей и всех неравнодушных людей, переживающих за культурный уровень социума, куда вливается наше подрастающее поколение. Между тем, давно отмечено, что без правильного владения словом невозможно успешно коммутировать, строить карьеру, бизнес и пр., поэтому изучению лексического аспекта следует придавать особое внимание.

В исследовании нами обозначена цель - выявить эффективность уровня лексической грамотности учащихся путем использования словарной работы.

Проблема, связанная с обогащением словарного запаса детей, была определена крупнейшими методистами: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, Д.И. Тихомировым, К.Д. Ушинским; в более поздний период эта проблема интересовала М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженскую и др. О методике словарной работы не раз писали такие ученые, как Ю.П. Плотникова, М.Т. Пахнова, Г.И. Сниткина, В.А. Добромыслов и др.

Словарный фонд современного русского языка представляет собой не статичную, а динамичную сферу языка по той причине, что лексика постоянно пополняется новыми словами (заимствованиями, иноязычной лексикой), имеющимися словами с заменой на новое толкование, например, слово «пристав» в царской России означавшее должность начальника полиции небольшого административного района, сейчас приобрело значение должностного лица, призванного взыскивать долги с лица, имеющего задолженность, вплоть до описания имущества. Одновременно из лексического фонда уходят устаревшие слова.

Взаимосвязи в сфере культуры, науки, искусства способствуют пополнению лексической системы новыми словами с их дефинициями, закрепляются в языке. Огромный поток новых лексических значений привносит информационная среда с новейшими технологиями; сегодня носителями русского литературного языка широко и повсеместно употребляются слова гаджет, лайфак, кэшбэк, ландшафтный дизайнер, all тс1ш^е и др., в свете чего можно отметить образование нового направления (информационного),

формирующего новый тип языковой эпохи - информационного развития.

В современных условиях динамичного пополнения лексического фонда языка исследование лексической нормы при обучении русскому языку продолжает быть актуальным. Лексика представляет собой основное содержание языка. П.А. Лекант под лексикой определяет «словарный состав языка» [2, с. 198]. Приняв за основу утверждение П.А. Леканта, попробуем разобраться с понятием лексического значения слова и его составляющих. Как утверждает И.М. Кобозева, лексическое значение - «это содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и т. д.» [1, с. 261]. А лексические нормы, по мнению Д.Н. Шмелева, «это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи» [7, с. 109].

Надо отметить, что словарный фонд языка постоянно подвергается изменениям не только за счет вливаний иноязычной лексики, но и по той причине, что многие слова устаревают и переходят в пассивный запас, выходя из общего употребления, таким образом, различается лексика активная и пассивная.

Активную лексику составляют слова, понятные носителям общенародного языка, сюда же относятся слова специальной лексики. К пассивной лексике относятся устаревшие слова, которые практически не употребляются в официально-деловой ситуации (диалектизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы). Однако в силу востребованности некоторая лексика из пассивного запаса может быть извлечена. Сам процесс перехода лексики из активной в пассивную представляет собой длительный и неоднозначный процесс: некоторая лексика опять становится активной и общеупотребительной, однако значение слова при этом может быть совершенно иным.

Основной единицей лексики является, как известно, слово, которое в русском языке может быть как однозначным, так и многозначным. К однозначным относятся термины, наименования профессий и специальностей, названия окружающей среды и т.д.

Как считает Х. Леммерман, речи должны быть присущи основные качества, к числу которых относятся правильность, точность, ясность, доступность, выразительность, уместность, экономность [3]. При употреблении слов в речи важно обращать внимание на правильное и уместное лексическое употребление, не забывая также о выразительности.

Не следует забывать, что лексика выбирается говорящим в зависимости от речевой ситуации и контекста, то есть адресата, кому направлена речь.

Лексические нормы связаны, прежде всего, с точностью, нарушение которой ведет к лексическим ошибкам. По мнению С.В. Плотниковой, следует выделить следующие основные лексические ошибки [4, с. 105]:

1) Нарушение лексической сочетаемости слов. В речевой практике часто можно услышать выражение: «обречь на успех», однако значение слова «обречь» предполагает сочетание со словами, имеющими толкование неудачи, лишения, невзгоды и т.д., следовательно, можно сказать: «обречь на лишения, невзгоды, голод» и т.д., но никак не на «успех». При этом не следует забывать, что во

фразеологизмах такое сочетание допускается, так как в них сочетаемость представляет связанный характер, ведь фразеологизмы - это устойчивые словосочетания, воспроизводимые целиком и полностью.

2) Смешение паронимов, слов, имеющих близкое звучание, но не тождественное. Несмотря на то, что паронимы очень похожи по звучанию, они имеют разный смысл, например, хозяйский - относится к хозяевам, принадлежащий, свойственный и хозяйственный, относящийся к ведению хозяйства, к экономической, производственной стороне дела; интеллигентный -образованный, культурный; свойственный, присущий интеллигенту, интеллигенции, интеллигентский - относящийся к интеллигенту, к интеллигенции, принадлежащий им.

3) Неточность словоупотребления, возникающая при недостаточном знании говорящего о значении употребляемого слова. Например, меньшая или большая половина, употребленная в речи говорящего нарушает лексические нормы, так как половина - означает поделенная пополам и никак не может быть меньше или больше; точнее выразиться - меньшая или большая часть.

4) Речевая недостаточность, проявляющаяся в необоснованном пропуске слов, влекущем за собой лексическую ошибку. Чаще всего встречаются такие ошибки в разговорной речи. Раньше в Советском Союзе в юмористическом журнале «Крокодил» сильно высмеивались подобные словоупотребления. Времени прошло немало с тех пор, но ничего не изменилось. Сплошь и рядом можно услышать употребление нарушение норм как в устной, так и в письменной формах речи, особенно в объявлениях, например, поздравить с 8 мартом вм. марта, по приезду вм. по приезде и т.д.

Несмотря на огромное количество синонимических рядов, часто можно встретить неудачное их употребление. Например, «Я чувствовала себя печально вм. грустно; ребята несли трудные рюкзаки вм. тяжелые и т.д. Речевые ошибки могут быть вызваны пренебрежением фразеологизмов к их стилистической принадлежности. В примере «Свекровь всегда мягко стелет, а спать неудобно» необоснованно заменено устойчивое словосочетание жёстко спать на спать неудобно». Избежать нарушения лексических норм вполне возможно, если еще в начальных классах проводить систематическую работу по ознакомлению с лексическими нормами и их нарушением, а также по устранению лексических ошибок.

Уровень речевой грамотности учащихся будет повышаться, если систематически применять упражнения, направленные на формирование лексической нормы, а также на словарную работу.

Большинство младших школьников после окончания 4-го класса пишут безграмотно, допуская огромное количество ошибок, особенно при употреблении слов с непроверяемыми орфограммами. Как нам кажется, причина сложившейся ситуации - недостаточность разработки методики обучения непроверяемым орфограммам, отсутствие системного дидактического материала, научных разработок и рекомендаций о правильном обучении таким написаниям.

На наш взгляд, бессистемно проводится словарная работа, то есть от случая к случаю, нося нерегулярный характер, совершенно отсутствуют мотивационные, игровые формы по запоминанию словарных слов, не проводятся параллели, ассоциации, слова механически пишутся под диктовку и по этой причине совсем не запоминаются учащимися. И, как следствие, при повторном написании уже пройденных и изученных слов ученики допускают ошибки. Более того, многие педагоги боятся и не применяют слов, часто встречающихся в обиходе, например, в слове винегрет некоторые учащиеся допускают две ошибки, пишут венигред или венегрет, аливье вм. оливье. Учащиеся 5-х-7-х классов, а то и постарше, пишут генирал вм. генерал, летенант вм. лейтенант, тралейбус вм. троллейбус, ветрина вм. витрина.

Безусловно, сказывается отсутствие интереса к чтению художественной литературы, а зачастую и к урокам русского языка. Все эти факторы способствуют неграмотности учащихся, отсутствию интереса к орфографической грамотности, запоминанию правильного правописания сложных и словарных слов. Из опыта школьной практики мы пришли к выводу, что целесообразно использовать в системе работу со словарными словами поэтапно, что позволит формировать активную деятельность учащихся, будет способствовать повышению орфографической и лексической грамотности младшего школьника на уроках русского языка.

Методическая литература современного периода отражает разные технологии работы со словарными словами, в которых сочетаются успешные приемы традиционного обучения с инновационными новинками. К их числу можно отнести коллективные способы обучения В.П. Дьяченко, методику формирования знаний, умений и навыков В.Н. Зайцева, методика применения фиксированных приемов В.Н. Макаровой, метод ярких ассоциаций А. Погодиной и др.).

Учащихся следует приучать изначально к бережному отношению со словом. Дети должны понять, что слова являются кирпичиками для строительства фундамента здания, и их правильное Подобно этому, слова следует выбирать правильные, знать их значение, уметь употребить в нужном контексте с точностью, правильностью и выразительностью. С этой целью ученик должен знать значение слов, много читать, запоминать их произношение и написание. Через такое сравнение педагог должен подводить учащихся к работе со словарными словами, заинтересовать учеников, мотивировать и побудить к активной деятельности на уроке.

В дальнейшем от методики учителя зависит усвоение словарных слов, отношение учащихся к работе, ибо грамотная первоначальная подача словарно-орфографического и лексического материала способствует пробуждению интереса у детей, а также позволяет сэкономить время для выполнения других заданий.

Словарная работа неразрывно связана с активизацией словаря и представляет собой трудоемкий процесс педагога по обогащению словарного запаса ученика, который предполагает ознакомление учащихся с лексико-

семантической системой слова, его взаимосвязях с разными уровнями языка, синтагматическими и парадигматическими отношениями, а также учит правильному подбору синонимов, антонимов и других лексических средств.

Этимологические словари помогают учащимся не только знать толкование слова, но и запомнить его правописание. Можно также обращаться к методу ассоциативных образов, где одновременно подключаются визуальный, кинесический и аудиальный каналы восприятия, например, стАкан - стАвлю, дИректОр - крИк, рОт; бЕреза - бЕлая - дерево; библиотека - библион - греч. -книга, библия и т.д. Затем ученики фиксируют эти слова у себя в тетради, выделяют орфограммы, ставят ударение и делят на слоги.

Успех в овладения учащимися лексикой определяется и количеством запоминающихся слов, и возможностью широко и адекватно пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже известных слов по аналогии с ранее бывшими в опыте ребенка, догадаться о значении нового слова, уметь выбрать наиболее верное в данной ситуации. Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения известных случаев применения слов, но и свободного оперирования словами, понимания и употребления их в новых ситуациях, в новых значениях.

В процессе работы активно используется также рабочая тетрадь со словарным минимумом. Разрабатывая словарь-минимум, мы руководствовались следующими принципами: - принцип коммуникативности. В словарь вошли такие коммуникативно-значимые для учащихся слова, как бессердечность, доброжелательность, отзывчивый, жестокий, завидовать, сострадать. Как на уроках русского языка и литературного чтения, так и вне школьной жизни, детям часто приходится характеризовать чьи-то поступки, называть качества человека по его поступкам. Перечисленные слова помогут учащимся более ясно и четко выразить свои мысли.

В словарь-минимум обязательно входят лексические единицы, которые учащийся хорошо понимает и которыми владеет на достаточно высоком уровне: друг, брат, любить. Данные слова значимы при объяснении слов-синонимов для различения оттенков значений. Например, значение слов приятель и товарищ необходимо сопоставлять со словом друг, которое хорошо усвоено школьниками. Поэтому слово друг было включено в словарь-минимум - принцип идеографического описания и частеречной принадлежности. Все слова, включенные в словарь-минимум, распределены на подгруппы по значению и по частям речи: глаголы эмоционально-оценочного отношения (верить, любить, дружить); существительные, обозначающие человека по отношению к другим (друг, доброжелатель); прилагательные, обозначающие качества людей по отношению к другим людям (дружелюбный, отзывчивый). Такой принцип распределения слов облегчает учителю работу по систематическому включению новых слов в урок.

Обучение учащихся следует проводить комплексно, чтобы охватить максимально все разделы русского языка, например, записывая слово в словарный минимум, обратить внимание детей на его лексическое значение,

грамматические категории, выделить морфемы, подчеркнуть орфограммы, выделить ударение. В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным. Обучение учащихся следует проводить комплексно, чтобы охватить максимально все разделы русского языка, например, записывая слово в словарный минимум, обратить внимание детей на его лексическое значение, грамматические категории, выделить морфемы, подчеркнуть орфограммы, выделить ударение.

Таким образом, предложенная система обучения над словарными словами весьма результативна, так как при проведении систематической поэтапной словарной работы значительно повышается словарный запас. Активизируется речевая деятельность, прививаются навыки и умения по лексической грамотности, развивается орфографическая грамотность, однако следует помнить, что такая работа должна проводиться систематически.

Список использованных источников:

1. Кобозева И.М. Лексическая семантика: учебное пособие. - 2-е изд, доп. и испр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 819 с.

2. Лекант П. Современный русский язык. Учебник для бакалавров. - М.: Дрофа, 2013. - 493 с.

3. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. Развитие критического мышления на уроке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/185916/ (дата обращения: 12.03.2019)

4. Плотникова С.В. Лексикон ребенка: закономерности овладения словарем и методика его развития: учебное пособие. - Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. - 216 с.

5. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 413 с.

6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Ин-т теории и истории педагогики. - М.; Л: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952. - 655 с.

7. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. - М.: Просвещение, 1977. - 335 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.