УДК 378.046.4
DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-1-3
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УЧАСТИЯ
В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ1
1 2 М. А. Картавых *, Г. С. Камерилова
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет), г. Нижний Новгород, Российская Федерация
*e-mail: mkartavykh aramhler. ru
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение: в статье в контексте тенденции оптимизации непрерывного образования обосновывается необходимость разработки научно-методического обеспечения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Делается акцент на компетентностной ориентации научно-методического обеспечения и направленности профессиональных программ на освоение новых актуальных компетенций в области воспитания культурной личности безопасного типа поведения.
Материалы и методы: исследование проводилась по результатам разработки дополнительных профессиональных программ для курсов повышения квалификации педагогических кадров на базе Мининского университета с помощью методов анализа и обобщения, оценки и моделирования программного контента, проектирования их научно-методического обеспечения.
Результаты исследования: обосновано научно-методическое обеспечение, включающее научный аспект в виде теоретико-методологического обоснования; нормативный аспект, представленный законодательной базой; методический аспект, раскрывающий особенности применяемых методик и инновационных управленческих и образовательных технологий. Определен состав профессионально-педагогических компетенций и критерии оценки их сформированности, разработана модульная программа по эффективному освоению компетенций на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрена этапность формирования навыка безопасного участия в дорожном движении.
Обсуждение и заключения: созданное системное представление о научно-методическом обеспечении дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в
1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта с Минобрнауки РФ от 19.09.2017 г. № 07.Р61.11.0034
дорожном движении и его апробация подтвердили его важность и необходимость в оптимизации образовательной деятельности. Научно-методическое обеспечение - категория динамическая и открытая, его содержание и структура способны изменяться в зависимости от социальных запросов, развития системы непрерывного педагогического образования, личностно-профессиональных потребностей педагогов.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, компетенция, модуль, информатизация образования, инновационные технологии.
Благодарности: авторы выражают благодарность коллегам И.Б. Бичевой, И.В. Прохоровой, Е.Л. Агеевой, Т.К. Потаповой, Т.К. Беляевой, Н.В. Белиновой, принимавшим участие в разработке программ дополнительного профессионального образования, направленных на разработку методики формирования у учащихся навыков безопасного участия в дорожном движении.
SCIENTIFICALLY - METHODICAL PROVIDING ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS OF PROFESSIONAL TRAINING AND DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE SPHERE OF FORMATION THE CHILDREN'S SKILLS OF SAFE PARTICIPATION
IN ROAD TRAFFIC
1 * 2 M. A. Kartavykh *, G. S. Kamerilova
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
*e-mail: mkartavykh@rambler.ru
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
ABSTRACT
Introduction: The article considers the necessity of development of scientific and methodical base for supplementary professional programs to conduct teachers training in the sphere of formation the children's skills of safe participation in road traffic in terms of the tendency of optimization of continuous education. The emphasis is placed on competence-based orientation of scientific and methodical providing and orientation of professional programs to development of new relevant competences in education of the cultural identity of safe type of behavior.
Materials and methods: the research was conducted by results of development of for supplementary professional programs for advanced training courses of pedagogical shots on the basis of the Minin university by means of methods of the analysis and generalization, assessment and modeling of program content, design of their scientific and methodical providing. Results: the scientific and methodical base including scientific aspect in the form of theoretical and methodological justification is proved; the standard aspect presented by the legislative base; the methodical aspect revealing features of the applied techniques and innovative administrative and educational technologies. The structure of professional and pedagogical competences and criteria for evaluation of their formation is defined; the modular program for effective development of competences on the basis of wide use of information and communication technologies is developed. The staging of formation of skill of safe participation in road traffic is considered.
Discussion and Conclusions: the created matrix view about scientific and methodical base for supplementary professional programs to conduct teachers training in the sphere of formation the children's skills of safe participation in road traffic as well as its approbation confirmed its importance and need for optimization of educational activity. Scientific and methodical base is a dynamic and open category, its contents and structure are capable to change depending on social requirements, development of system of continuous pedagogical education, personal and professional needs of teachers.
Keywords: scientific and methodical ensuring, additional professional program of professional development, competence, module, education informatization, innovative technologies.
Acknowledgements: authors express gratitude to colleagues I.B. Bicheva, I.V. Prokhorova, E.L. Ageeva, T.K. Potapova, T.K. Belyaeva, N.V. Belinova who were taking part in development of the programs of additional professional education directed to development of a technique of formation at pupils of skills of safe participation in traffic.
Учитель - вечный ученик своей профессии.
Д. Дьюи
Введение
Инновационные процессы современной модернизации постдипломного профессионального педагогического образования, осуществляемого через систему повышения квалификации, предполагают внедрение различных путей оптимизации образовательной деятельности (Э.Ф. Зеер, Г.Н. Сериков, В.И. Слободчиков, А.Д. Урсул, А.В. Хуторской) [14, 24, 25, 27, 28]. Под оптимизацией в самом общем виде понимается достижение в кратчайшие сроки поставленных целей при наименьшей затрате ресурсов. Нацеленность всех элементов образовательной системы на целостную, развивающуюся личность стала основой непрерывного образования, которое служит способом, средством и целью жизнедеятельности людей в информационном обществе. Оно обеспечивает профессиональную мобильность и компетентность работников, стимулирует рефлексию, ориентирует на самообразование в течение всей жизни (В.А. Извозчиков).
Эффективным средством реализации идей непрерывности служат дополнительные профессиональные программы, основное предназначение которых, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 г. №499 (ред. от 15 ноября 2013 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», состоит в совершенствовании или получении новой компетенции по различным актуальным направлениям, в том числе и по вопросам формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Актуальность данной тематики очевидна и диктуется возрастающей опасностью современного транспорта, особенно для детей, угрозой их жизни и здоровью. В этой ситуации возрастает роль педагогов, задачей которых является организация действенного обучения подрастающего поколения правилам дорожного движения.
Решающее значение для повышения квалификации педагогических кадров в условиях существующих образовательных стандартов и освоения новых актуальных компетенций имеет поиск и создание инновационных решений, обеспечивающих оптимизацию непрерывного образования. В числе инноваций рассматривается научно-методическое обеспечение образовательной деятельности, рассматриваемое как процесс создания организационно-педагогического и методического инструментария, практического применения научных результатов в профессионально-педагогической деятельности [22]. Следовательно, научно-методическое обеспечение как системное образование выступает в виде научно-педагогических результатов исследований по совершенствованию образовательного процесса и их воплощения в практику обучения.
Обзор литературы
Созданное в исследованиях представление о научно-методическом обеспечении (С.В. Абрамова, Л.Г. Батракова, Л.В. Байбородова, Е.Н. Бояров, Р.Х. Гильмеева, И.Н. Ишимова, Ю.Л. Камашева, Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Ю. Мухаметзянова, Л.Ю. Назарова, Г.К. Сериков, В.И. Сопин, Л.П. Тихонова, Н.Г. Хабарова, Г.А. Шайхутдинова и др.) позволяет сделать вывод о его целевой направленности: создание необходимых условий для постоянного совершенствования педагогического мастерства действующих педагогов, приведение его в соответствие с современными общественными запросами и тенденциями развития отечественного образования, стимулирование инновационной деятельности преподавателей в освоении новых актуальных компетенций. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на единодушие в необходимости системного рассмотрения научно-методическое обеспечения, единой однозначной трактовки данного понятия и его состава пока не сложилось. Так, в докторской диссертации С.В. Абрамовой научно-методическое обеспечение и организация системы подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности рассматривается в единстве методологических, дидактических и методических разработок, учитывающих отечественные традиции и лучшие практики [1]. В.И. Сопин обосновывает сложную и многоступенчатую структуру научно-методического обеспечения, которая включает три группы материалов: 1) дидактико-методическое обеспечение; 2) учебно-методическое обеспечение; 3) информационно-технологическое обеспечение. В первую группу входят условия реализации образовательной деятельности: дидактические (педагогические закономерности, дидактические принципы, оценочные критерии) и методические (психолого-педагогические механизмы, методики и технологии профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников). Вторую группу образуют: учебно-программная документация (дополнительная образовательная программа, учебный план, календарный график); учебно-методическая и справочная литература. В третью группу включены традиционные средства обучения, информационные и коммуникационные технологии [26]. Предложенное выше определение Р.Х. Гильмеевой, Ф.Ш. Мухаметзяновой, Л.П. Тихоновой, Л.Ю. Мухаметзяновой, Г.А. Шайхутдиновой не противоречит рассмотренным выше, тем более что авторы предполагают разные уровни его разработки: методологический, теоретический и методический. Проведенный анализ показал, что недостаточно четко отражены связи научно-методического обеспечения с компетентностным подходом, широко обсуждаемым в отечественной [11, 12, 17, 18, 20] и зарубежной [30, 31, 33, 38] литературе.
Формирование определенных федеральными государственными образовательными стандартами общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций не находит адекватного отражения в существующих моделях научно-методического обеспечения. Основное внимание исследователей обращено на традиционное учебно-методическое обеспечение, в том числе и на учебно-методические комплексы по безопасности жизнедеятельности [7, 8, 9, 15].
Следует отметить, что всеобщая озабоченность рисками растущей автомобилизации и ростом детского травматизма в результате сложной дорожно-транспортной ситуации, осознание необходимости его предупреждения отразились в существующих многочисленных отечественных и зарубежных публикациях [2, 3, 4, 5, 6, 21, 36, 45]. В них предлагаются авторские подходы по разработке и внедрению научно-теоретического и методического обеспечения процесса формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Так, в работах С.Ш. Ахмадиевой, А.Г. Бабич, Р.Г. Тер-Григорьянц [3, 4, 5] раскрываются методологические подходы к обучению детей дорожной безопасности. Разнообразны методические разработки по предотвращению дорожно-транспортного травматизма у детей (А.А. Беженцев [6], М.В. Доронин, О.Н. Забуслаев, В.И. Ковалько, М.О. Смолянинов). Однако, раскрывая различные аспекты проблемы, они не в полной мере отражают компетентностную направленность дополнительных профессиональных программ, необходимую целостность их научно-методического обеспечения, успехи информатизации образования [10, 13, 19, 23]. Вопросы современного научного обеспечения и его проекция на разработку и методику обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении остаются недостаточно исследованными.
Материалы и методы исследования
Работа осуществлялась по итогам разработки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Разработанные программы апробировались на курсах повышения квалификации, которые проводились в пяти федеральных округах на базе Мининского университета, Уральского государственного педагогического университета, Чеченского государственного педагогического университета, Смоленского государственного университета, Балтийского федерального университета им. И. Канта в рамках Государственного контракта c Минобрнауки РФ от 19.09 2017 г. №07.Р61.11.0034, реализуемого в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах». В проведении курсовой подготовки приняли участие специалисты Мининского университета: координатор проекта И.В. Прохорова - директор центра содействия трудоустройству выпускников и организации практик, канд. пед. наук, доцент; исполнители: Т.К. Потапова - директор центра дополнительного образования, канд. филос. наук, доцент; М.А. Картавых - заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, д-р пед. наук, доцент; Г.С. Камерилова - профессор кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, д-р пед. наук; Н.В. Белинова - заведующий кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования, канд. пед. наук; Т.К. Беляева - доцент кафедры общей и социальной педагогики, канд. пед. наук, доцент; Е.Л. Агеева - доцент кафедры
физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, канд. биол. наук; доцент. Использовались методы теоретического анализа и обобщения научно-педагогических представлений в контексте новых гуманистических психолого-педагогических и методических подходов, идей информатизации образования.
Результаты исследования
Системность рассмотрения научно-методического обеспечения позволяет сделать вывод о его функциональной и структурной целостности, объединяющей три взаимосвязанных аспекта:
1) научный, обеспечивающий теоретико-методологические основания, определяющие ведущий вектор и основополагающие культурологические ориентиры развития дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении;
2) нормативный - в виде законодательной базы, регламентирующей образовательную деятельность в области профилактики детского травматизма на дорогах;
3) методический, представленный программной документацией, учебно-методическими материалами для организации образовательного процесса, в том числе самостоятельной работы, создание учебно-методических комплексов поддержки образовательных программ.
В рамках разработки научного аспекта обоснована теоретическая концепция дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Методологические основания концепции составляют культурологический и компетентностный подходы, идеи непрерывности профессионально-педагогического образования, его масштабной информатизации; принципы: субъектность, модульность, интегративность, проблемность, практическая направленность, обучение в информационной образовательной среде. Культурологичность как стратегический ресурс развития (Н.М. Мамедов) определяет общую методологию научно-методического обеспечения и его разработку в культуре современной эпохи, а также представления о культуре личности данной эпохи. Как основа синтеза и гуманизации научного знания, регулятора разнообразных межсубъектных взаимоотношений, культура выполняет важную мировоззренческую функцию. Она определяет современный стиль педагогического мышления в логике безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения, формирования культурной личности безопасного типа поведения, в том числе и на транспорте. Компетентностная ориентация означает «культуру в действии». Она заложена в целях и планируемых результатах обучения слушателей. Определены и обоснованы новые профессионально-педагогические компетенции в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении:
1) социально-правовая, отражающая понимание растущей социальной и личной значимости обучения (смысл деятельности), главные направления образовательной политики в области повышения квалификации (цели деятельности), нормативные требования (легитимность деятельности);
2) общепрофессиональная, связанная с масштабной информатизацией образования и рассматриваемая в качестве ведущего вектора его инноваций и гуманистических традиций,
включает способность использовать электронные образовательные ресурсы (ЭОР), работу в электронной образовательной среде, владение разнообразными коммуникациями;
3) профессионально-специализированная - способность эффективно применять современные управленческие и образовательные технологии, активные и интерактивные методы работы по формированию у детей навыков безопасного участия в дорожном движении с учетом целевой аудитории.
Задачи непрерывного профессионального образования педагогов связаны с обеспечением их компетентностного развития путем освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Информатизация профессионального педагогического образования как ответ на вызовы информационного общества обеспечивает доступность и единовременное освоение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических кадров, в том числе в дистанционном режиме.
Согласно позиции Е.В. Бондаревской, ядром личности человека культуры, влияющим на становление ее целостности, является субъектность, от которой зависит единство и мера свободы, гуманность, духовность и жизнетворчество. Субъектность, представляя собой сущность гуманистической идеологии, связана с творчески преобразующей деятельностью личности педагогов, осваивающих программное содержание для последующего формирования у своих воспитанников основ культурной личности безопасного типа поведения [1, 7].
Содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических кадров в сфере формирования навыков безопасного участия в дорожном движении выстроено, исходя из целей, на взаимосвязанных принципах модульности, интеграции, проблематизации, практической направленности обучения в информационной образовательной среде. В соответствии с модульным построением программ, учебный материал интегрирован в четыре крупных обобщенных блока, поддерживающих развитие выделенных профессиональных компетенций.
Цель модуля 1 «Безопасная дорога детства: значение и смыслы» - освоение социально-правовой компетенции в подготовке педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Цель модуля 2 «Безопасная дорога детства: вектор на интерактивность как информационное общение для совместного действия» - освоение общепрофессиональной компетенции по использованию ЭОР и коммуникационному взаимодействию, в т.ч. сетевому, в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Цель модуля 3 «Безопасная дорога детства: от монолога к диалогу» - освоение профессионально-специализированной компетенции по использованию современных образовательных технологий, активных и интерактивных форм и методов работы по формированию у детей навыков безопасного участия в дорожном движении с учетом целевой аудитории: преподавателей и педагогов различных образовательных организаций. Цель модуля 4 - итоговая аттестация, которая проводится в виде зачета. Зачетная оценка выставляется по результатам выполнения заданий в электронной образовательной среде Мининского университета, практических, самостоятельных работ, тестирования. Предполагается защита проектного задания: проектирование годового плана мероприятий по формированию у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.
Нормативный аспект научно-методического обеспечения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических кадров в сфере
формирования навыков безопасного участия в дорожном движении представлен законодательными актами: Конституция РФ, Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О безопасности дорожного движения», Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 -2020 гг. », Глобальный план осуществления действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020гг., Письмо Минобрнауки РФ от 21 апреля 2015 г. №ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»); Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. №1734-р, Федеральные государственные образовательные стандарты.
Методический аспект научно-методического обеспечения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических кадров в сфере формирования навыков безопасного участия в дорожном движении представлен центральным звеном - авторскими электронными учебно-методическими комплексами (ЭУМК), а также методическими рекомендациями по развитию управленческих умений педагогов в области формирования у учащихся навыков безопасного участия в дорожном движении, выполнению практических заданий и творческой самостоятельной работы, в том числе в электронной образовательной среде, раздаточным дидактическим материалом. ЭУМК созданы по каждой дополнительной профессиональной программе в сфере формирования навыков безопасного участия в дорожном движении: для преподавателей региональных институтов повышения квалификации и развития образования (Г.С. Камерилова), общеобразовательных организаций (М.А. Картавых, Е.Л. Агеева), организаций дошкольного (Н.В. Белинова, И.Б. Бичева) и дополнительного образования (Т.К. Беляева). ЭУМК - это структурированная в модульном формате система электронных образовательных ресурсов, содержащих образовательный контент, предназначенный для совместного использования с целью освоения новых актуальных компетенций в образовательном процессе. Каждый модуль содержит теоретический лекционный материал, практические работы, задания для самостоятельной деятельности, мастер-классы, диагностический инструментарий. Предлагаемый к программе рейтинг-план помогает слушателям выбрать индивидуальный образовательный маршрут.
Обучение организуется на основе современных управленческих методов (мониторинг, моделирование, проектирование) и педагогических технологий (проблемное обучение, модерация, ИКТ, кейс-технологии, приемы РКМЧП, проектно-исследовательские методы). В интерактивном режиме онлайн проводятся вебинары, видеоконференция, чаты; офлайн -форумы, электронная почта; обсуждается личный опыт формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении, усваиваются сложные вопросы развития современной образовательной политики, проблемы внедрения информационного подхода в образование с учетом возрастных особенностей обучающихся и требований информационной безопасности, методика применения мультимедийных средств. На основе технологии сотрудничества происходит осознание значения навыка, являющегося
центральной категорией процесса усвоения деятельности в области безопасности на транспорте, поскольку в стремительных условиях дорожно-транспортной ситуации действия по безопасности надо выполнять правильно и быстро, при отсутствии направленного контроля сознания.
Формирование навыка происходит последовательно и включает следующие этапы (по Л.В. Ительсону): 1) «Знакомство» с правилами дорожного движения; 2) «Анализ» -овладение отдельными элементами действий по знанию правил дорожного движения и их соблюдению, анализу способов их выполнения; 3) «Синтез» - объединение отдельных действий в единое целое и выполнение его автоматически (переход через перекресток); 4) «Применение по ситуации» - гибкое выполнение действий в зависимости от ситуации на транспорте, опора на интуицию.
Контрольно-оценочная деятельность по изучению уровня развития у обучающихся профессионально-педагогических компетенций опиралась на количественные и качественные методы, показатели рейтинга учебных достижений.
Обсуждение и заключения
В результате проведенного исследования разработано системное представление о научно-методическом обеспечении дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Оно обосновано в единстве трех аспектов: научного, нормативного и методического, обеспечивающих целостное видение его теоретико-методологических оснований, определяющих доминирующие компетентностные стратегии информационного общества; законодательной базы, раскрывающей легитимность научно-методического обеспечения дополнительных профессиональных программ в рамках непрерывного педагогического образования; инновационных управленческих и образовательных технологий реализации основополагающих идей и принципов в практике обучения.
Определены профессионально-педагогические компетенции (социально-правовая, общепрофессиональная, профессионально-специализированная), выстроена модульная программа, освоение которой направлено на развитие планируемых компетенций; создана адекватная методика их развития. Большое значение для повышения квалификации педагогических кадров в условиях новых образовательных стандартов и освоения новых актуальных компетенций имеет поиск и создание инновационных технологических решений и методов управления, обеспечивающих оптимизацию образования. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава воплощает стратегические положения информатизации образования. Педагогический процесс происходит в электронной образовательной среде Мининского университета с помощью электронных учебно-методических комплексов. Разработанные дополнительные профессиональные программы основаны на широком использовании электронных образовательных ресурсов, современных форм, методов и образовательных технологий, используемых в системе повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Приобщение слушателей к педагогическим инновациям модульных программ, современному технологическому инструментарию оказывает положительное влияние на характер преподавательской деятельности. Принципиально меняется сущность
педагогический деятельности, формируется новый стиль межсубъектной учебной коммуникации. Применение инновационных технологий определило переход от привычной очной лекционно-семинарской организационной структуры курсов повышения квалификации педагогов, вынужденных затрачивать немало времени и средств на обучение, к их новому формату. Организованные на основе информационно-коммуникационных технологий, курсы повышения квалификации охватывают широкую заинтересованную педагогическую аудиторию независимо от места проживания слушателей. Созданное научно-методическое обеспечение используется с соблюдением требований преемственности и непрерывности в обновлении теоретических и практических знаний в сфере безопасности дорожного движения в связи с необходимостью освоения современных методов решения профессионально-педагогических задач. Результаты проведенной диагностики показали успешность развития новых актуальных профессионально-педагогических компетенций и развития профессиональной компетентности в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении как важного интегрированного личностного качества.
Представленное научно-методическое обеспечение дополнительных
профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении является открытой системой, которая изменяется в ответ на социальные вызовы, достижения в области непрерывного профессионального образования, личные профессионально-педагогические запросы.
Список использованных источников
1. Абрамова С.В. Научно-методическое обеспечение и организация системы подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2015. 44с.
2. Асянова С.Р. Формирование безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Уфа, 2012. 20 с.
3. Ахмадиева Р.Ш. Теоретические основы формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции участника дорожного движения // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2011. №2. С. 175-178.
4. Ахмадиева Р.Ш., Белугин М.Г. Формирование компетенции транспортнобезопасной личности у школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. №4(117). С. 24-29.
5. Бабич А.Г., Тер-Григорьянц Р.Г. Теоретико-методические подходы к проведению мониторинга региональных систем непрерывного обучения детей дорожной безопасности: монография. Ставрополь: Ставролит, 2016. 135 с.
6. Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. 272 с.
7. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.А. Михайлов [и др.]. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 272с.
8. Бершадская Е.А., Бершадский М.Е. Методы и формы повышения квалификации, эффективные с точки зрения работников образования // Педагогическое образование и наука. 2017. №3. С. 31-37.
9. Бояров Е.Н. Методическая подготовка бакалавров к безопасной информационно-средовой деятельности (профиль» Образование в области безопасности жизнедеятельности»): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2016. 46с.
10. Вербицкий А.А. «Цифровое поколение»: проблемы образования // Профессиональное образование. Столица. 2016. №7. С.10-14.
11. Ганушко Я.В. Формирование общих компетенций студентов в условиях самоорганизованного обучения // Almamater (Вестник высшей школы). 2017. №11. С. 66-71.
12. Жесткова Е.А., Губанихина Е.В. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих педагогов в процессе обучения // Almamater (Вестник высшей школы). 2017. №7. С. 107-111.
13. Закабунин А.В., Ферябков А.В. Особенности использования дистанционных образовательных технологий при реализации программ дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т.6, №1. С. 60-66.
14. Зеер Э.Ф. Тенденции модернизации профессионально-педагогического образования // Профессиональное образование. Столица. 2016. №10. С.15-21.
15. Ишимова И.Н. Варианты оптимизации методического обеспечения образовательного процесса в вузе // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». Теория и методика профессионального образования. 2014. Т.6, №3. С. 41-47.
16. Камашева Ю.Л. Оценка качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ высшего профессионального образования: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2009. 24 с.
17. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Коммуникативная компетентность бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: концептуальные подходы и циклическая модель формирования // Вестник Мининского университета. 2017. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/7a1/kamerilova.pdf (дата обращения: 21.01.2018).
18. Камерилова Г.С., Картавых М.А., Прохорова И.В. Коммуникативная компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности: монография. М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 212с.
19. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Педагогический дизайн электронных учебно-методических комплексов дисциплин магистерской программы // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-9. С. 67-75.
20. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
21. Мухаметзянова Ф.Ш., Шибанкова Л.А. Научно-методическое обеспечение комплексной безопасности образовательной среды // Казанский педагогический журнал. 2017. №5. С. 8-17.
22. Научно-методическое обеспечение реализации культурокомпетентностного подхода в гуманитарной подготовке студентов профессиональной школы / Р.Х. Гильмеева [и др.]. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. №2. С. 132137.
23. Останина Е.А. MOOCS как современная информационная технология в высшей школе // Almamater (Вестник высшей школы). 2017. №3. С. 71-74.
24. Сериков Г.Н. Станет ли педагогика наукой? Размышления о методологии В.В.Краевского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №5. С. 15-28.
25. Слободчиков В.И. Отечественное образование в XXI в.: новый образ // Педагогическое образование и наука. 2017. №2. С. 36-37.
26. Сопин В.И. Научно-организационное и научно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования // Человек и образование. Академический вестник института педагогического образования и образования взрослых РАО. 2014. №4(41). С. 43-48.
27. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальный вектор науки и образования // Almamater (Вестник высшей школы). 2017. №9. С. 17-21.
28. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. 24 с.
29. Aizikovitsh Е., Amit М. Evaluating an infusion approach to the teaching of critical thinking skills through mathematics // Procedía Social and Behavioral Sciences. 2010. No2. P. 3818-3822.
30. Botcheva L., Shih J., Huffman L.C. Emphasizing Cultural Competence in Evaluation: A Process-Oriented Approach // American Journal of Evaluation. 2009. Vol. 30. No2. P. 176-188.
31. Boyatzis Richard E. The competent manager: a model for effective performance. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 1982.
32. Chan N-M., Ho I., Ku K. Epistemic beliefs and critical thinking of Chinese students // Learning and Individual Differences. 2011. No 21. P. 67-77.
33. Children and social competence: Arenas of action / Ed. by Hutchby I., Moran-Ellis J.; L. Wach.: Falmer press, 1998.
34. Colucciello M.L. Relationships Between Critical Thinking dispositions and Learning Styles // Journal of Professional Nursing. 1999. Vol. 15. No5. P. 294-301.
35. Dronkers J., Robert P. Has educational sector any impact on school effectiveness in Hungary? // European Societies. 2004. Vol. 6. No2. P. 205-236.
36. Furlong A., Cartmel F. Young people and social change. Individualization and risk in late modernity. Buckingham, Philadelphia: Open University Press, 2001.
37. Hendry L.B., Kloep M., Wood S. Yong People Talking About Adolescent Rural Crowds and Social Settings // Journal of Youth Studies. 2002. Vol. 5. No4. P. 357-374.
38. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe. Report of the Symposium Berne (Switzerland 27-30 March, 1996). Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED407717.pdf (accessed: 15.02.2018).
39. Thomson R., Holland J. Inventing Adulthoods: Young People's Strategies for and Transition // Economic and Social Research Council: Shaping Society. Available at: http://www.researchcatalogue.esrc.ac.uk/grants/L134251008/read/outputs/date/25/2 (accessed: 15.02.2018).
40. Glassner A., Schwartz B.B. What stands and develops between creative and critical thinking? Argumentation? // Thinking Skills and Creativity. 2007. No2. P. 10-18.
41. Gordon T., Lahelma E. Becoming an adult: Possibilities limitations dreams and fears // Nordic Journal of Youth Research. 2002. Vol.10. No2. P. 2-18.
42. Knapp Karlfried. Intercultural Communication in EESE. Available at: http://webdoc.sub.gwdg.de/edoc/ia/eese/strategy/knapp/4_st.html (accessed: 15.02.2018).
43. Ku K. Assessing students' critical thinking performance: Urging for measurements using multi-response format // Thinking Skills and Creativity. 2009. No4. P. 70-76.
44. Marin L.M., Halpern D. Pedagogy for developing critical thinking in adolescents: Explicit instruction produces greatest gains // Thinking Skills and Creativity. 2011. №6. P. 113.
45. Ballantine J.H., Spade J.Z. Schools and society: a sociological approach to education. Available at: https://books.google.rn/books?id=_Bxy2_3lVFoC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_su mmary r&cad=0#v=onepage&q&f=false (accessed: 15.02.2018).
46. Phillips Elaine. IC? I see! Developing learners' intercultural competence. Available at: http://www.sedl.org/loteced/communique/n03.html (accessed: 15.02.2018).
REFERENCES
1. Abramova S.V. Scientifically-methodical maintenance and the organization of system of preparation of bachelors of formation in the field of safety of ability to live: the author's abstract. dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.02. St. Petersburg, 2015. 44 p. (In Russian).
2. Asyanova S.R. Formation of safe behavior of schoolchildren on the roads in the conditions of a modern city: the author's abstract. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01. Ufa, 2012. 20 p. (In Russian).
3. Akhmadieva R.Sh. Theoretical bases of formation of safety of ability to live on roads as the competence of the participant of traffic. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. A.N. Tupoleva, 2011, no. 2, pp. 175-178. (In Russian).
4. Akhmadieva R.Sh., Belugin M.G. Formation of the competence of the transport-safe personality in schoolchildren. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2016, no. 4(117), pp. 24-29. (In Russian).
5. Babich A.G., Ter-Grigor'yants R.G. Teoretiko-methodical approaches to monitoring of regional systems of continuous training of children of road safety: the monography. Stavropol, Stavrolite Publ., 2016. 135 p. (In Russian).
6. Bezhentsev A.A. Road safety: a study guide. Moscow, University textbook Publ., 2017. 272 p. (In Russian).
7. Mikhaylov L.A. [i drugie] Life safety: a textbook for students of institutions of higher professional education. Moscow, Publishing Center "Akademiya", 2013. 272 p. (In Russian).
8. Bershadskaya E.A., Bershadskiy M.E. Methods and forms of professional development, effective from the point of view of educators. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2017, no. 3, pp. 31-37. (In Russian).
9. Boyarov E.N. Methodical preparation of bachelors for safe information and environmental activity (profile "Education in the field of life safety"): the author's abstract. dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.02. St. Petersburg, 2016. 46 p. (In Russian).
10. Verbitskiy A.A. "Digital generation": problems of education. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa, 2016, no. 7, pp. 10-14. (In Russian).
11. Ganushko Ya.V. Formation of general competencies of students in conditions of self-organized learning. Almamater (Vestnik vysshey shkoly), 2017, no. 11, pp. 66-71. (In Russian).
12. Zhestkova E.A., Gubanikhina E.V. Formation of general cultural and professional competencies of future teachers in the process of learning. Almamater (Vestnik vysshey shkoly), 2017, no. 7, pp. 107-111. (In Russian).
13. Zakabunin A.V., Feryabkov A.V. Features of the use of distance educational technologies in the implementation of additional professional education programs. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire, 2016, vol. 6, no. 1, pp. 60-66. (In Russian).
14. Zeer E.F. Tendencies of modernization of professional-pedagogical education. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa, 2016, no. 10, pp. 15-21. (In Russian).
15. Ishimova I.N. Variants of optimization of methodical support of educational process in high school. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta (YuUrGU). Seriya
«Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki». Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya, 2014, vol. 6, no. 3, pp. 41-47. (In Russian).
16. Kamasheva Yu.L. Evaluation of the quality of educational and methodical support of the basic educational programs of higher professional education: the author's abstract. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.08. Kazan, 2009. 24 pp. (In Russian).
17. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A. Communicative competence of bachelors of education in the field of life safety: conceptual approaches and a cyclic model of formation. Vestnik Mininskogo universiteta, 2017, no. 1. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/7a1/kamerilova.pdf (accessed 21.01.2018). (In Russian).
18. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Prokhorova I.V. Communicative competence of the individual in the field of life safety: monograph. Moscow, Flint Publ., Nizhny Novgorod, The University of Minin Publ., 2017. 212 p. (In Russian).
19. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A. Pedagogical design of electronic educational-methodical complexes of disciplines of the master's program. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 56-9, pp. 67-75. (In Russian).
20. Markova A.K. Psychology of professionalism. Moscow, 1996. (In Russian).
21. Mukhametzyanova F.Sh., Shibankova L.A. Scientific and methodical support of integrated security of the educational environment. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2017, no. 5, pp. 8-17. (In Russian).
22. Gil'meeva R.Kh. [i drugie] Scientific and methodological support for the implementation of cultural competence in the humanities training of students in vocational schools. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2013, no. 2, pp. 132-137. (In Russian).
23. Ostanina E.A. MOOCS as a modern information technology in higher education. Almamater (Vestnik vysshey shkoly), 2017, no. 3, pp. 71-74. (In Russian).
24. Serikov G.N. Will pedagogy become a science? Reflections on the methodology of V.Kraevsky. Otechestvennaya i zarubezhnayapedagogika, 2016, no. 5, pp. 15-28. (In Russian).
25. Slobodchikov V.I. Domestic education in the 21st century: a new image. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2017, no. 2, pp. 36-37. (In Russian).
26. Sopin V.I. Scientific-organizational and scientific-methodological support of additional professional education. Chelovek i obrazovanie. Akademicheskiy vestnik institutapedagogicheskogo obrazovaniya i obrazovaniya vzroslykh RAO, 2014, no. 4 (41), pp. 43-48. (In Russian).
27. Ursul A.D., Ursul T.A. Global vector of science and education. Almamater (Vestnik vysshey shkoly), 2017, no. 9, pp. 17-21. (In Russian).
28. Khutorskoy A.V. Doctrine of human education in the Russian Federation. Moscow, Publishing house "Eidos"; Publishing house of the Institute of Human Education, 2015. 24 p. (In Russian).
29. Aizikovitsh E., Amit M. Evaluating an infusion approach to the teaching of critical thinking skills through mathematics. Procedia Social and Behavioral Sciences, 2010, no. 2, pp. 3818-3822.
30. Botcheva L., Shih J., Huffman L.C. Emphasizing Cultural Competence in Evaluation: A Process-Oriented Approach. American Journal of Evaluation, 2009, vol. 30, no. 2, pp. 176-188.
31. Boyatzis Richard E. The competent manager: a model for effective performance. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 1982.
32. Chan N-M., Ho I., Ku K. Epistemic beliefs and critical thinking of Chinese students. Learning and Individual Differences, 2011, no. 21, pp. 67-77.
33. Children and social competence: Arenas of action / Ed. by Hutchby I., Moran-Ellis J.; L. Wach.: Falmer press, 1998.
34. Colucciello M.L. Relationships Between Critical Thinking dispositions and Learning Styles. Journal of Professional Nursing, 1999, vol. 15, no. 5, pp. 294-301.
35. Dronkers J., Robert P. Has educational sector any impact on school effectiveness in Hungary? European Societies, 2004, vol. 6, no. 2, pp. 205-236.
36. Furlong A., Cartmel F. Young people and social change. Individualization and risk in late modernity. Buckingham, Philadelphia: Open University Press, 2001.
37. Hendry L.B., Kloep M., Wood S. Yong People Talking About Adolescent Rural Crowds and Social Settings. Journal of Youth Studies, 2002, vol. 5, no. 4, pp. 357-374.
38. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe. Report of the Symposium Berne (Switzerland 27-30 March, 1996). Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED407717.pdf (accessed 15.02.2018).
39. Thomson R., Holland J. Inventing Adulthoods: Young People's Strategies for and Transition. Economic and Social Research Council: Shaping Society. Available at: http://www.researchcatalogue.esrc.ac.uk/grants/L134251008/read/outputs/date/25/2 (accessed 15.02.2018).
40. Glassner A., Schwartz B.B. What stands and develops between creative and critical thinking? Argumentation? Thinking Skills and Creativity, 2007, no. 2, pp. 10-18.
41. Gordon T., Lahelma E. Becoming an adult: Possibilities limitations dreams and fears. Nordic Journal of Youth Research, 2002, vol. 10, no. 2, pp. 2-18.
42. Knapp Karlfried. Intercultural Communication in EESE. Available at: http://webdoc.sub.gwdg.de/edoc/ia/eese/strategy/knapp/4_st.html (accessed 15.02.2018).
43. Ku K. Assessing students' critical thinking performance: Urging for measurements using multi-response format. Thinking Skills and Creativity, 2009, no. 4, pp. 70-76.
44. Marin L.M., Halpern D. Pedagogy for developing critical thinking in adolescents: Explicit instruction produces greatest gains. Thinking Skills and Creativity, 2011, no. 6, pp. 113.
45. Ballantine J.H., Spade J.Z. Schools and society: a sociological approach to education. Available at: https://books.google.ru/books?id=_Bxy2_3lVFoC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_su mmary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (accessed 15.02.2018).
46. Phillips Elaine. IC? I see! Developing learners' intercultural competence. Available at: http://www.sedl.org/loteced/communique/n03.html (accessed 15.02.2018).
© Картавых М.А., Камерилова Г.С., 2018
Информация об авторах
Картавых Марина Анатольевна - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: mkartavykh@rambler.ru Камерилова Галина Савельевна - доктор педагогических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация.
Information about authors
Kartavykh Marina Anatol'evna - doctor of pedagogical sciences, associate professor. Head of the Department of Physiology and safety of human life, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: mkartavykh@rambler.ru
Kamerilova Galina Savel'evna - doctor of pedagogical sciences, professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation.